Реферат: Описание прохождения практики в Межрайонной ИФНС 12

Название: Описание прохождения практики в Межрайонной ИФНС 12
Раздел: Рефераты по финансам
Тип: реферат

Содержание

План-график 2

Введение 3

1. Общая характеристика 5

1.1. Основные задачи 5

1.2. Функции Инспекции 6

2. Структура Межрайонной ИФНС № 12 по ВО 9

2.1. Функции отделов и сотрудников инспекции 13

3. Описание прохождения практики в Межрайонной ИФНС №12 32

Заключение 36


План – график

прохождения производственной практики студента 3 курса Манаховой Марии Юрьевны в Межрайонной ИФНС №12 по Вологодской области

г. Череповца.

Мероприятия Место исполнения Отметка об исполнении
1. Изучение правовой основы деятельности налоговой инспекции. Межрайонная ИФНС №12 по Вологодской области. Исполнено
2.

Изучение внутренней

структуры налоговой

инспекции.

Межрайонная ИФНС №12 по Вологодской области

Исполнено

3.

· Ведение делопроизводства, учет поступающей корреспонденции и бланков документов строгой отчетности.

· Проведение работы в архиве юридических лиц, выполнение внутренних и внешних запросов, формирование регистрационных дел, работа с программой.

· Проведение мероприятий по истребованию документов в рамках статьи 93-1 НК РФ.

Межрайонная ИФНС №12 по Вологодской области Исполнено

Введение.

Место прохождения практики Межрайонная ИФНС № 12 по Вологодской области г. Череповец.

Работа моя проходила в отделе Общего и хозяйственного обеспечения (01 ООХО), где я и работаю специалистом 1 категории в настоящее время. За время работы я ознакомилась с выполняемой работой почти каждого отдела (кроме финансового и кадрового) в Инспекции, т.к. все они взаимосвязаны.

Первоначально я была ознакомлена с необходимой документацией, своей должностной инструкцией, правовой основой деятельности налоговой инспекции. Так же мной был подписан договор о не разглашении налоговой тайны, т.к. в соответствии со «Статьей 102. Налоговая тайна», налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:
1. разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;
2. об идентификационном номере налогоплательщика;
3. о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;
4. предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам).

Утрата документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения, либо разглашение таких сведений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.

В налоговой инспекции, автоматизированные информационные системы. Весь учет поступающих деклараций, и иных документов ведется в специальной программе ЭОД (электронная обработка данных), где содержится различная информация обо всех налогоплательщиках, стоящих на учете в Межрайонной ИФНС № 12 по ВО. В основном эта информация представляет собой статистические данные о каждом плательщике, состоящем на учете в Инспекции. Так же ведется письменный учет, в регистрационных журналах (обычные и ДСП), входящей корреспонденции и бланков документов, а так же всех документов, справок, ксерокопий деклараций и т.д., выдающихся на руки налогоплательщикам.

В своем отчете я расскажу о задачах, функциях, структуре налоговой инспекции и т.д. И непосредственно ознакомлю, с выполняемой мной работой. Период прохождения практики с 6 сентября 2010 года по 18 сентября 2010 года.

1. Общая характеристика

Межрайонная ИФНС №12 по Вологодской области является координирующим налоговым органом в отношении вопросов поступления налоговых и иных платежей в бюджет всех уровней, выполнения бюджетных назначений, а также работы по снижению задолженности налогоплательщиков и взаимодействия, в процессе контрольной работы, с органами власти г. Череповца. Инспекция находится в непосредственном подчинении Управления ФНС России по Вологодской области. В своей деятельности инспекция руководствуется Конституцией Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, Федеральными Законами, законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов власти Вологодской области и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.

1.1. Основные задачи

Инспекция является территориальным органом, осуществляющим контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

На Инспекцию могут быть возложены иные задачи в рамках предоставленной ей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1.2. Функции Инспекции

Межрайонная ИФНС № 12 по ВО организует и осуществляет контроль за соблюдением всеми налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов. Бесплатно информирует налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, о законодательстве, о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц.

Проводит разъяснительную работу по порядку заполнения форм установленной отчетности, порядку исчисления и уплаты налогов и сборов.

Инспекция осуществляет государственную регистрацию юридических лиц и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.

Контролирует своевременность представления в налоговый орган налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности, документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов; проверяет их достоверность и соответствие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

Осуществляет возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, пеней и штрафов. Взыскивает в установленном порядке недоимки и пени по налогам и сборам, предъявляет в суды общей юрисдикции и арбитражные суды иски о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах.

Инспекция в соответствии с гражданским законодательством

Российской Федерации от своего имени приобретает и осуществляет

имущественные и личные неимущественные права в рамках

предоставленных ей полномочий, выступает истцом и ответчиком в суде.

Также инспекция ведет в установленном порядке учет контрольно-кассовых машин налогоплательщиков и осуществляет работу по контролю за их применением при осуществлении денежных расчетов с населением, а также работу по контролю за соблюдением условий работы с денежной наличностью.

Инспекция осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

Направляет в установленном порядке материалы в правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки состава преступления. Привлекает к административной ответственности должностных лиц предприятий, учреждений, организаций, а также граждан в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Выполняет функции получателя бюджетных средств, установленных Бюджетным кодексом.

Инспекция анализирует отчетные, статистические данные и результаты налоговых проверок, подготавливает на их основе предложения в Управление о разработке приказов, инструкций, методических указаний и других документов по применению действующего законодательства о налогах и сборах, а также предложения по его совершенствованию и предупреждению правонарушений.

Информирует соответствующие органы исполнительной и представительной власти о выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах.

Создает базы данных в порядке, определяемом Управлением.

Осуществляет меры по внедрению информационных систем, автоматизированных рабочих мест и других средств автоматизации и компьютеризации работы Инспекции¹.

Ведет делопроизводство, учет поступающей корреспонденции и бланков документов строгой отчетности.

А также осуществляет иные функции, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами в связи с выполнением возложенных на налоговые органы задач.

Инспекция является юридическим лицом, имеет бланк и печать с

изображением Государственного герба Российской Федерации со своим

полным и сокращенным наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

[1] Указ Президента РФ "О государственной налоговой службе Россий­ской Федерации" от 31.12.1991 г..№ 340.

2. Структура Межрайонной ИФНС № 12 по Вологодской области

Структура инспекции - это перечень ее структурных подразделений и распределение функций между ними. Налоговая инспекция это сложный механизм, выполняющий множество функций, взаимодействующий со множеством предприятий, организаций и граждан, получающий и обрабатывающий информацию из множества источников. В один и тот же период времени в инспекции протекает несколько достаточно обособленных, но подчиненных единой цели процессов.

Процессы эти информационно и технологически взаимосвязаны и, соответственно, должны быть согласованы и синхронизированы друг с другом. Главной целью работы налоговой инспекции является сбор налогов, и любая рассогласованность в работе налоговых инспекторов ведет к прямым и косвенным потерям бюджета. Отсюда возникает требование максимально четкого общего управления инспекцией, контроля за сроками выполнения работ и за результатами работы каждого сотрудника. Осуществить такой контроль силами одного руководителя инспекции невозможно. Возникает необходимость разделить технологическую цепочку работы инспекции на отдельные участки и объединить инспекторов, работающих на каждом таком участке в административно обособленном подразделении – отделе. Изменение круга задач, решаемых каждым отделом, дает возможность корректировать технологию работы инспекции, более рационально решать конкретные проблемы, обеспечивать более эффективное взаимодействие инспекции с другими органами власти и управления и с налогоплательщиками.

Второй причиной, вызвавшей деление инспекции на отделы, является сложность и многоплановость налогового законодательства. Один человек не в состоянии знать его во всех деталях, необходимых для работы с налогоплательщиками. Вообще, налоговый инспектор должен знать налоговое законодательство лучше, чем среднестатистический главный бухгалтер или аудитор – только в этом случае инспектор сможет добиться успеха в работе. Для того, чтобы поддерживать высокий уровень квалификации налоговых инспекторов необходимо обеспечить их специализацию.

Один человек не может уметь применять все процедуры, используемые в налоговой работе. Для того, чтобы обеспечить необходимое качество проведения контрольных мероприятий и оптимизировать использование рабочего времени на каждом конкретном участке налоговой работы необходимо разделение труда внутри инспекции и специализация налоговых инспекторов на конкретных видах работ.

Отдел является самостоятельным структурным подразделением инспекции, возглавляется начальником отдела, подчиняется руководителю или заместителю руководителя инспекции в соответствии с распределением обязанностей между ними. Отдел занимается более-менее обособленным направлением работы, но в тоже время информационно и технологически связан с другими подразделениями инспекции.

Руководство отделом осуществляет начальник отдела, назначаемый и освобождаемый от должности приказом руководителя инспекции по согласованию с управлением ФНС России по субъекту федерации. Назначение и освобождение от должности специалистов отдела производится приказом руководителя инспекции по согласованию с начальником отдела.

Для четкого определения задач, функций, прав и обязанностей отдела существует положение об отделе. Это положение разрабатывается при создании отдела, как правило, на основе типового положения об отделе соответствующего профиля, разрабатываемого ФНС России, и уточняется по мере необходимости. Утверждает положение об отделе руководитель инспекции.

Все подразделения, входящие в состав инспекции одинаково необходимы для ее нормальной работы. Рассмотрим структуру в Межрайонной ИФНС №12 по ВО, численностью свыше 200 человек. Из этого следует достаточно большое количество отделов. Всего восемнадцать отделов и руководящий состав инспекции:

Руководство Инспекции:

· Начальник МИФНС № 12 по ВО советник государственной гражданской службы 1 класса Козырева Ольга Александровна

· Зам. Начальника МИФНС № 12 по ВО советник государственной гражданской службы 2 класса Смелова Марина Евгеньевна

· Зам. Начальника МИФНС № 12 по ВО советник государственной гражданской службы 2 класса Макарова Светлана Васильевна

· Зам. Начальника МИФНС № 12 по ВО советник государственной гражданской службы 2 класса Нешина Татьяна Николаевна

· Зам. Начальника МИФНС № 12 по ВО советник государственной гражданской службы 3 класса Рузина Елена Владимировна

Отделы:

· 01 ООХО – Отдел общего и хозяйственного обеспечения

· 02 ОФО – Отдел финансовый обеспечения

· 03 - Отдел кадрового обеспечения и безопасности

· 04 - Юридический отдел

· 05 ОРУН – Отдел регистрации и учета налогоплательщиков

· 06 ОРН – Отдел по работе с налогоплательщиками

· 07 ОИТ – Отдел информационных технологий

· 08 ОВОД – отдел ввода и обработки данных

· 09 ОУА – Отдел учета, отчетности и анализа

· 10 ОУЗ – Отдел урегулирования задолженностей

· 11 ОВП №1 – Отдел выездных проверок №1

· 12 ОВП №2 – Отдел выездных проверок №2

· 13 ОВП №3 – Отдел выездных проверок №3

· 14 ОКП №1 – Отдел камеральных проверок №1

· 15 ОКП №2 – Отдел камеральных проверок №2

· 16 ОКП №3 – Отдел камеральных проверок №3

· 17 ОПК - Отдел оперативного контроля

· 18 ОАУ – Отдел налогового аудита

Разные отделы по-разному участвуют в процессе сбора налогов. В зависимости от характера такого участия, отделы делятся на две категории – основные и обеспечивающие.

Основные отделы непосредственно участвуют в работе по сбору налогов. К ним относятся подразделения, осуществляющие учет налогоплательщиков, налоговые проверки, ведение лицевых счетов, взыскание недоимки и т.п.

Обеспечивающие отделы не участвуют непосредственно в сборе налогов, но создают условия для нормальной работы основных отделов. К обеспечивающим подразделениям относятся отдел обеспечения деятельности инспекции, отдел информационных технологий и т.п. Таким образом, все отделы зависят друг от друга, нельзя просто так убрать какой-то из отделов, иначе вся система «выйдет из строя».

2.1. Функции отделов и сотрудников инспекции

Обязательными для выполнения всеми отделами инспекции являются следующие функции:

- Участие в подготовке ответов на письменные запросы по предмету деятельности отдела.

- Формирование установленной ФНС России отчетности по предмету деятельности отдела.

На примере Межрайонной ИФНС №12, рассмотрим какие функции выполняет каждый отдел, входящий в структуру инспекции.

1. Отдел общего и хозяйственного обеспечения отвечает за:

Общее делопроизводство (прием, отправку и обработку корреспонденции на бумажных носителях и в электронном виде по каналам связи; делопроизводство по документам для служебного пользования и иного ограниченного доступа; формирование и ведение архива документов инспекции; организацию обмена корреспонденцией по электронной почте; планирование, координация и контроль исполнения работ; организацию работы секретаря руководства инспекции; обеспечение представительских мероприятий и организация совещаний руководства инспекции; массовую печать и размножение документов; доставку документов (корреспонденции) до организаций, учреждений в черте города (поселка)).

2. Финансовый отдел отвечает за:

Финансово-экономическое обеспечение условий функционирования инспекции; обеспечение организации бухгалтерского учета финансовых и материальных ресурсов, хозяйственных операций и обязательств в инспекции; организация и выполнение мероприятий по материально-техническому обеспечению структурных подразделений инспекции;
размещение в установленном порядке заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд инспекции;
организация и координация работы по реконструкции, капитальному и текущему ремонту, содержанию и ремонту зданий и сооружений.

3. Отдел кадров:

Формирование кадрового состава для замещения должностей гражданской службы; организация подготовки проектов приказов, связанных с поступлением, прохождением и увольнением работника с гражданской службы; ведение трудовых книжек, личных дел гражданских служащих; организация проведения конкурсов на замещение вакантных должностей гражданской службы; организация и проведение аттестации, квалификационных экзаменов; организация повышения квалификации гражданских служащих; организация проведения служебных проверок.

Отдел безопасности:

Организация и проведение мероприятий по обеспечению безопасности деятельности нижестоящих налоговых органов; организация работы по защите информации составляющей государственную тайну; участие в контрольно-ревизионной работе; организационно-методическое руководство нижестоящими налоговыми органами по предмету деятельности отдела; организация и проведение мероприятий по гражданской обороне и мобилизационной работе.

4. Юридический отдел:

Производство, участие и юридическое сопровождение дел о налоговых и административных правонарушениях (в том числе нарушениях законодательства о применении контрольно-кассовой техники (далее по тексту - ККТ), в области производства и оборота алкогольной и табачной продукции и др.), нарушениях законодательства о налогах и сборах с последующим представлением на утверждение руководителю. Оформление и предъявление в суды общей юрисдикции и арбитражные суды исков по всем основаниям в соответствии с законодательством Российской Федерации. Защита государственных интересов в арбитражных судах и судах общей юрисдикции. Направление материалов в органы МВД России для решения вопроса о возбуждении уголовного дела при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления. Анализ судебной практики и подготовка разъяснений по ее применению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Отдел регистрации и учета налогоплательщиков:

· Государственная регистрация юридических лиц, в том числе принятие решения о внесении соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) либо об отказе в государственной регистрации.

· Ведение территориального раздела ЕГРЮЛ, в том числе анализ полноты и достоверности включенных в реестр сведений и ежедневное формирование массивов для передачи данных на вышестоящий уровень.

· Учет налогоплательщиков, в том числе постановка на учет налогоплательщиков с применением ИНН/КПП, ИНН, снятие с учета налогоплательщиков, внесение изменений в их учетные данные, привлечение к постановке на учет налогоплательщиков, не состоящих на учете.

· Ведение территориального раздела ЕГРН, в том числе анализ полноты и достоверности включенных в реестр сведений и ежедневное формирование массивов для передачи данных на вышестоящий уровень.

· Подготовка и передача в юридический отдел материалов для обеспечения производства по делам о налоговых правонарушениях, нарушениях законодательства о налогах и сборах и государственной регистрации.

· Участие в производстве по делам об административных правонарушениях (составление протоколов об административных правонарушениях).

· Координация работ по инициированию процедуры ликвидации юридических лиц.

· Подготовка информации о налогоплательщиках для предъявления исков в судебные органы о ликвидации юридического лица или признании недействительной государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

· Предоставление сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствующие государственные органы.

· Формирование для публикации сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, а также сведений об ИНН налогоплательщиков, сериях и номерах свидетельств, признанных недействительными.

· Предоставление сведений из ЕГРЮЛ, в том числе копий документов, содержащихся в регистрационном деле, а также предоставление сведений из ЕГРН.

· Участие в подготовке ответов на письменные запросы по вопросам государственной регистрации юридических лиц и учета налогоплательщиков.

· Регистрация договоров коммерческой концессии.

· Работа с информацией об открытии (закрытии) банковских счетов налогоплательщиков, поступающей из банков и от налогоплательщиков.

6. Отдел по работе с налогоплательщиками:

· Прием налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов и других платежей в бюджетную систему Российской Федерации, и бухгалтерской отчетности на бумажных и электронных носителях записи. Прием сведений о доходах физических лиц по налогу на доходы физических лиц от налоговых агентов и их обработку. Прием заявлений о регистрации копий счетов-фактур, копий счетов-фактур, заявлений о выдаче справок налогоплательщикам - экспортерам для представления в таможенный орган для таможенных целей и других документов, представленных экспортерами. Прием других документов, представленных организациями и физическими лицами. Прием от налогоплательщиков электронных носителей записи и выдачу программных продуктов, предназначенных для налогоплательщиков. Прием заявлений о проставлении отметок на счетах-фактурах, счетов-фактур и их копий, представляемых лицами, совершающими операции с нефтепродуктами.

· Визуальный контроль налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов и других платежей в бюджетную систему Российской Федерации, представленных на бумажных носителях. Входной контроль налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов и других платежей в бюджетную систему Российской Федерации, представленных на электронных носителях записи.

· Регистрацию представленных документов, фиксацию соответствия представленных документов установленным требованиям. Регистрацию копий счетов-фактур, представляемых налогоплательщиками-экспортерами.

· Сортировку принимаемых документов, формирование пачек, их регистрацию и оперативную передачу их в соответствующие подразделения.

· Выдачу налогоплательщикам по их запросам справок и иных документов по вопросам, относящимся к компетенции налоговых органов.

· Информирование налогоплательщиков о состоянии их расчетов с бюджетной системой Российской Федерации.

· Сверку расчетов налогоплательщика с бюджетом и государственными внебюджетными фондами.

· Персональное и публичное информирование по сдаче деклараций и иных документов, уплате налогов, сборов и других платежей в бюджетную систему Российской Федерации, а также другим вопросам общего характера. Взаимодействие с отделами инспекции с целью привлечения специалистов для участия в информационно-разъяснительной работе с налогоплательщиками.

· Информирование отдела регистрации и учета налогоплательщиков о наличии оснований для инициирования ликвидации налогоплательщиков - юридических лиц.

· Подготовку ответов на письменные запросы налогоплательщиков. Регулярное проведение инструктивных совещаний и тематических семинаров с налогоплательщиками по применению законодательства Российской Федерации. Обеспечение налогоплательщиков необходимой информацией для правильного оформления платежных документов и зачисления на бюджетные счета налоговых платежей.

· Взаимодействие со СМИ, общественными организациями, органами исполнительной власти в рамках проводимых информационно-разъяснительных мероприятий по утвержденным программам Управления ФНС по Вологодской области. Организацию и проведение мероприятий, способствующих формированию позитивного отношения налогоплательщиков к налоговым органам.

7. Отдел информационных технологий:

· Поддержание работоспособности аппаратной части, системного и прикладного программного обеспечения общего применения. Администрирование сетевых ресурсов и обеспечение резервного копирования баз данных и программных средств. Администрирование баз данных инспекции. Внедрение и сопровождение ведомственных прикладных программ.

· Консультирование пользователей прикладных программных средств общего применения. Обучение и консультирование пользователей ведомственных прикладных программ.

· Соблюдение технологии ведения нормативно-справочной информации.

· Внедрение и сопровождение систем телекоммуникаций для обмена открытой и конфиденциальной информацией.

· Программно - техническое обеспечение технологических процессов приема - передачи информации в электронном виде при взаимодействии налоговых органов с другими ведомствами.

· Организация антивирусной защиты информации.

· Тиражирование программных продуктов по формированию в электронном виде налоговой отчетности, представляемой налогоплательщиками и налоговыми агентами.

8. Отдел ввода и обработки данных:

· Обработка информационных массивов, в том числе от сторонних организаций, уполномоченных лиц.

· Ввод данных по государственной регистрации юридических лиц и учету налогоплательщиков. Ввод данных налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов и других платежей в бюджетную систему Российской Федерации, бухгалтерской отчетности, поступивших на бумажных носителях и в электронном виде (на электронных носителях записи и по телекоммуникационным каналам связи). Ввод данных деклараций о доходах и имуществе государственных служащих, специальных деклараций об источниках и размерах средств, израсходованных на приобретение имущества. Ввод сведений о счетах налогоплательщиков, полученных как от налогоплательщиков, так и от банков. Ввод зарегистрированных копий счетов-фактур в базу данных.

· Контроль правильности ввода информации, анализ протокола ошибок и исправление ошибок, допущенных операторами отдела ввода и обработки данных.

· Предварительная проверка сводной информации, поступающей из органов федерального казначейства, включая ЭПД. Прием и ввод в базу данных платежных документов, поступивших из органов федерального казначейства, финансовых органов, местных органов самоуправления и других источников, сверка с бумажными носителями электронных документов, не прошедших автоматическую разноску, корректировка по результатам сверки. Передача электронных платежных документов в государственные внебюджетные фонды.

9. Отдел учета, отчетности и анализа:

· Взаимодействие с органами федерального казначейства, финансовыми органами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам учета доходов бюджетов (сверка по поступлениям, направление уведомлений о необходимости внесения исправлений в отчетность органов федерального казначейства, представление в органы федерального казначейства информации в соответствии с установленным порядком, обработка информации о доходах бюджетов, поступившей из органов федерального казначейства, финансовых органов субъекта Российской Федерации).

· Взаимодействие с государственными внебюджетными фондами по вопросам учета платежей (ответы на запросы).

· Контроль за правильностью зачисления платежей на счета по учету доходов бюджета в связи с изменениями и дополнениями, вносимыми в классификацию доходов бюджета.

· Подготовка решений об открытии и закрытии карточек лицевых счетов при реорганизации и ликвидации организаций, изменении места учета налогоплательщиков.

· Принятие решений о слиянии и разделении карточек лицевых счетов при внесении изменений в классификацию доходов бюджетов Российской Федерации.

· Разрешение проблемных ситуаций с начислением пени.

· Разрешение сложных ситуаций с невыясненными платежами.

· Мониторинг полноты и своевременности уплаты текущих платежей по налогам, сборам и другим платежам в бюджетную систему Российской Федерации налогоплательщиками, которым предоставлены отсрочки, рассрочки и налоговые кредиты.

· Анализ начислений, поступлений и задолженности по налогам, сборам и другим платежам в бюджетную систему Российской Федерации и выработка предложений по повышению их собираемости.

· Мониторинг, анализ и прогнозирование поступлений и начислений налоговых платежей и других доходов в бюджетную систему Российской Федерации по основным налогоплательщикам.

· Контроль за выполнением установленных заданий по мобилизации налогов, сборов и других платежей в бюджетную систему Российской Федерации.

· Прогнозирование налоговых поступлений и других доходов в бюджеты различных уровней и государственные внебюджетные фонды.

· Обобщение аналитических материалов, подготовленных соответствующими отделами инспекции по вопросам: формирования базы налогообложения и начислений по налогам, сборам и другим платежам в бюджетную систему Российской Федерации; правомерности пользования льготами и отсрочками (соответствие законодательства субъекта Российской Федерации положениям закона о федеральном бюджете) и т.д.

· Подготовку на основании имеющихся материалов по вопросам налогового администрирования аналитических записок (справок) для представления на вышестоящий уровень и руководству инспекции.

10. Отдел урегулирования задолженностей:

· Мониторинг состояния, структуры, динамики и причин образования задолженности по налогам, сборам и другим платежам в бюджетную систему Российской Федерации, а также эффективности мер по ее урегулированию.

· Направление требований об уплате налогов, сборов и других платежей в бюджетную систему Российской Федерации.

· Подготовка и доведение до налогоплательщика решений об обращении взыскания на его денежные средства. Взыскание налогов, сборов и других платежей в бюджетную систему Российской Федерации за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщиков.

· Взыскание задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам по итогам за предшествующие годы, принятой к учету налоговыми органами в соответствии с актами сверки расчетов плательщиков страховых взносов, представленными соответствующими государственными внебюджетными фондами.

· Подготовку документов на возврат или зачет излишне уплаченных либо излишне взысканных сумм, а также возмещение налога на добавленную стоимость, начисленного по налоговой ставке 0 процентов.

· Приостановление операций по счетам налогоплательщиков для обеспечения взыскания налогов, сборов и других платежей в бюджетную систему Российской Федерации.

· Подготовку предложений по предоставлению права на реструктуризацию задолженности, лишению этого права, мониторинг исполнения организациями обязательств, связанных с реструктуризацией задолженности.

· Подготовку договоров поручительства и договоров залога имущества, заключаемых при предоставлении отсрочек, рассрочек, налоговых кредитов, инвестиционных налоговых кредитов. Контроль за выполнением налогоплательщиком условий предоставления отсрочек, рассрочек, налоговых кредитов, инвестиционных налоговых кредитов.

· Подготовку и проверку материалов о состоянии расчетов с бюджетной системой Российской Федерации при реорганизации и ликвидации организаций, изменении места учета налогоплательщиков.

· Подготовку и передачу в юридический отдел материалов для обеспечения производства по делам о налоговых правонарушениях, нарушениях законодательства о налогах и сборах.

· Участие в производстве по делам об административных правонарушениях (составление протоколов об административных правонарушениях).

· Подготовку ходатайств о приостановлении или аннулировании действия лицензий на право пользования недрами при наличии задолженности по регулярным платежам за пользование недрами.

· Подготовку материалов для наложения ареста на имущество налогоплательщика, взаимодействие с органами прокуратуры.

· Подготовку материалов для взыскания задолженности за счет имущества налогоплательщика, взаимодействие со службами судебных приставов.

· Подготовку материалов для осуществления процедуры банкротства организаций, в отношении которых применен весь комплекс мер по принудительному взысканию.

· Списание задолженности, невозможной к взысканию.

· Контроль за уплатой административных штрафов, налагаемых налоговыми органами.

· Подготовку документов на возврат госпошлины по заявлениям налогоплательщиков.

· Организацию контроля за исполнением банками решений налогового органа о взыскании налога за счет денежных средств и о приостановлении операций по счетам налогоплательщика.

· Работу с платежами в бюджет, задержанными неплатежеспособными банками.

· Контроль своевременности исполнения банками, состоящими на учете в налоговом органе, поручений налогоплательщиков на перечисление налогов и сборов.

11. На отдел выездных проверок возложены следующие функции:

· Планирование и предпроверочная подготовка выездных налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.

· Проведение выездных налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов в бюджетную систему Российской Федерации, налоговых агентов.

· Оформление результатов выездных налоговых проверок.

· Рассмотрение представленных налогоплательщиками возражений (объяснений) по актам выездных налоговых проверок.

· Взаимодействие с правоохранительными органами и иными контролирующими органами по предмету деятельности отдела.

· Передача в юридический отдел материалов выездных налоговых проверок для обеспечения производства по делам о налоговых правонарушениях. Подготовка и передача в юридический отдел материалов для производства дел о нарушениях законодательства о налогах и сборах.

· Участие в производстве по делам об административных правонарушениях (составление протоколов об административных правонарушениях).

· Передача отделу урегулирования задолженности имеющейся информации о движении денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, состоящих на учете в данном налоговом органе, по которым налоговым органом вынесено решение о взыскании налога за счет денежных средств либо о приостановлении операций.

· Проведение встречных проверок по запросам налоговых органов.

· Анализ схем уклонения от налогообложения, в т.ч. крупнейших и основных налогоплательщиков, выработка предложений по их предотвращению.

· Анализ эффективности проведенных выездных налоговых проверок.

· Информирование отдела регистрации и учета налогоплательщиков о наличии оснований для инициирования ликвидации налогоплательщиков - юридических лиц.

· Работа по учету и оценке имущества, перешедшего в собственность государства в порядке наследования.

· Осуществление проверки правильности уплаты и исчисления государственной пошлины.

Допускается создание нескольких отделов выездных проверок. К наименованию отдела добавляется порядковый номер 1, 2, 3 и т.д. При этом один из отделов выездных проверок осуществляет контроль крупнейших и основных налогоплательщиков инспекции. В данной налоговой – ОВП № 1.

12. Отдел камеральных проверок:

· Мониторинг и проведение камеральных налоговых проверок налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов основных налогоплательщиков инспекции, с учетом анализа косвенной информации из внутренних и внешних источников. Проведение камеральных налоговых проверок налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов прочих налогоплательщиков. Камеральная налоговая проверка деклараций о доходах физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, детективов, охранников и других лиц, в т.ч. сдающих имущество в аренду.

· Проведение камеральной налоговой проверки правомерности возмещения входного НДС. Проведение камеральной проверки обоснованности применения налогоплательщиком налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по НДС. Осуществление мероприятий налогового контроля в рамках проведения проверки обоснованности применения налогоплательщиком налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по НДС, анализ и систематизация полученных результатов. Формирование информации о проведенных мероприятиях налогового контроля по проверке обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров.

· Проведение камерального анализа налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов.

· Оформление результатов камеральной налоговой проверки.

· Налоговый контроль за расходами физического лица и учет сведений об операциях на сумму, превышающую установленную законодательными и нормативными актами.

· Контроль за правильностью исчисления регулярных платежей за пользование недрами и иных обязательных платежей при пользовании природными ресурсами.

· Контроль за правильностью исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

· Передача отделу урегулирования задолженности имеющейся информации о движении денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, по которым налоговым органом вынесено решение о взыскании налога за счет денежных средств либо о приостановлении операций.

· Принятие мер к налогоплательщикам, не представившим налоговые декларации в установленный срок. Приостановление операций по счетам налогоплательщиков - организаций и налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей в случае непредставления или отказа в представлении налоговых деклараций.

· Передача в юридический отдел материалов камеральных налоговых проверок для обеспечения производства по делам о налоговых правонарушениях. Подготовка и передача в юридический отдел материалов для производства дел о нарушениях законодательства о налогах и сборах.

· Участие в производстве по делам об административных правонарушениях (составление протоколов об административных правонарушениях).

· Подготовка налоговых уведомлений индивидуальным предпринимателям на уплату авансовых платежей по единому социальному налогу, налогу на доходы физических лиц.

· Исчисление имущественных налогов с физических лиц, налога на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, земельного налога с физических лиц, транспортного налога с физических лиц, а также подготовка налоговых уведомлений и формирование платежных документов на уплату указанных налогов.

· Проведение работы по проставлению отметок на счетах-фактурах, представляемых лицами, совершающими операции с нефтепродуктами.

· Подготовка справок налогоплательщикам - экспортерам для представления в таможенный орган для таможенных целей.

· Анализ схем ухода от налогообложения, в т.ч. крупнейших и основных налогоплательщиков, выработка предложений по их предотвращению.

· Отбор налогоплательщиков для включения в план выездных налоговых проверок и анализ эффективности данного отбора налогоплательщиков по результатам проведенных выездных налоговых проверок.

· Информирование отдела регистрации и учета налогоплательщиков о наличии оснований для инициирования ликвидации налогоплательщиков - юридических лиц.

· Взаимодействие с правоохранительными органами и иными контролирующими органами по предмету деятельности отдела.

· Работа с органами, уполномоченными лицами, обязанными в соответствии с законодательством о налогах и сборах представлять в налоговые органы информацию, необходимую для налогового контроля.

Допускается создание нескольких отделов камеральных проверок. К наименованию отдела добавляется порядковый номер 1, 2, 3 и т.д. При этом один из отделов камеральных проверок осуществляет контроль крупнейших и основных налогоплательщиков инспекции. В данной налоговой – ОКП № 3, именно этот отдел занимается крупнейшими и основными налогоплательщиками. ОКП № 1, ОКП № 3 занимаются проверкой отчетности юридических лиц. Между двумя этими отделами есть разделение труда. ОВП № 3 занимается проверкой налога на добавочную стоимость (НДС). ОВП № 1 занимается проверкой всех остальных (налог на прибыль, налог на имущество, ЕСН, ОПС, УСНО, ЕНВД и т.д.). Что касается ОВП № 2, то этот отдел занимается физическими лицами.

13. Отдел оперативного контроля:

Отдел оперативного контроля может создаваться в структуре инспекций ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления и межрайонного уровня субъектов Российской Федерации с высокой концентрацией производства алкогольной, спиртосодержащей (табачной) продукции по согласованию с ФНС России. В остальных случаях контроль за производством, оборотом алкогольной и табачной продукции осуществляет отдел выездных проверок.

· Обеспечение контроля за исполнением законодательства о применении ККТ при осуществлении денежных расчетов с населением. Проверка полноты учета выручки с использованием ККТ. Обеспечение контроля за производством, оборотом нефтепродуктов.

· Контроль за производством, оборотом этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции.

· Контроль за производством, оборотом табачной продукции.

· Администрирование деятельности акцизных складов.

· Участие в производстве по делам об административных правонарушениях (составление протоколов об административных правонарушениях).

14. Отдел налогового аудита:

· Рассматривает заявления и жалобы на акты ненормативного характера,

действия (бездействие) налоговых органов, а также их должностных лиц по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, либо иных актов законодательства Российской Федерации, контроль за

исполнением которых возложен на Службу;

· Рассматривает возражения (разногласия) налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов) (далее – рассмотрение возражений) по актам повторных выездных налоговых проверок, назначенных и проведенных Федеральной налоговой службой;

· Подготавливает экспертные заключения по результатам рассмотрения возражений по актам повторных выездных налоговых проверок, назначенных и проведенных Федеральной налоговой службой.

Как мы видим очень много различных функций закреплено за отделами. Все эти функции выполняют работники инспекции, будь то простой специалист, главный инспектор, начальник отдела или сам начальник инспекции.

Сбор налогов – это коллективная, а не индивидуальная работа, однако, каждый сотрудник инспекции несет персональную ответственность за качественное и своевременное выполнение своих обязанностей, вне зависимости от нагрузки. Соответственно, все сотрудники инспекции обязаны думать о том, как организовать свою работу таким образом, чтобы достичь поставленной цели, поскольку общие результаты в большой степени зависят от результатов каждого сотрудника, от организации его работы. Работать приходится с документацией, поэтому нужно быть предельно внимательным, ведь одна ошибка может стоить какого либо разбирательства и т.д. Каждый сотрудник инспекции должен работать по регламенту, а это довольно не простой список требований, учитывая характер выполняемой работы.

Одни сроки установлены налоговым законодательством, другие – распоряжениями вышестоящих налоговых органов или непосредственными руководителями. Нарушение одних сроков приносит прямые потери государству, нарушение других – нет, но любое нарушение сроков рассматривается как недобросовестное выполнение инспектором своих служебных обязанностей. Соответственно, налоговый инспектор должен постоянно контролировать сроки выполнения работ по своему участку и обеспечивать их соблюдение. Иногда сотруднику приходится обрабатывать колоссальный объем поступившей информации, особенно перед началом декларационной компанией. Налоговый инспектор постоянно работает с документами налогоплательщика. Объем этих документов очень большой, формы и сроки поступления в инспекцию – разнообразны. Все эти документы должны своевременно обрабатываться и аккуратно храниться налоговым инспектором. Он всегда должен помнить о том, что он несет персональную ответственность за их сохранность и нераспространение содержащихся в них сведений. Инспектору необходимо изучить порядок хранения служебных документов и строго ему следовать. В любом случае, документы должны храниться таким образом, чтобы обеспечить невозможность свободного доступа к ним посторонних лиц.

Работа налогового инспектора в современных условиях невозможна без широкого применения вычислительной техники. С одной стороны, применение ЭВМ позволяет резко повысить производительность труда, сократить бумажный документооборот, значительно улучшить качество аналитической работы. С другой стороны, неумение пользоваться имеющимися программными продуктами, сокращает эффект от их использования в налоговой работе. Налоговый инспектор должен изучить применяемые программные продукты и максимально использовать в работе заложенные в них возможности. При работе с вычислительной техникой необходимо обеспечить защиту информации, накопленной в базе данных инспекции от несанкционированного доступа и от повреждения компьютерными вирусами.

3. Описание прохождения практики в Межрайонной ИФНС №12 по Вологодской области.

Работа моя проходила в 109 кабинете, который занимался регистрацией входящей корреспонденции. В кабинете 3 работника, включая меня. Я занималась тем, что принимаю письменные заявления на имя начальника налоговой инспекции от налогоплательщиков. Каждое заявление я должна была зарегистрировать, поставив на нем штамп налоговой инспекции, с указанием в нем входящего номера и даты поступления. Затем в регистрационный журнал, под входящим номером записывается от кого данное заявление, исходящий номер (если такой имеется), тип заявления, отдел, в который я должна направить данное заявление, для исполнения. Ко мне приносят разного рода заявления, запросы, обращений на выдачу конкретной справки, ответа на требование, возражений, выдачу выписок из единого государственного реестра, сообщений об открытие счета в банке, различного рода документы из банков, просьб разобраться и т.д. Все эти заявления имеют сроки исполнения, поэтому в этот же день, а некоторые и в течение часа (например, возражения, я должна почти сразу отдать на сканирование и передать начальнику отдела аудита, т.к. срок ответа на возражение всего сутки) я должна направить в отдел на исполнение. Приходит начальник отдела и под роспись забирает заявления на его отдел. В среднем в день я принимаю по 350 различных заявлений. Я должна знать, какие функции выполняет каждый из отделов в налоговой, что бы без ошибочно направить документ в нужный отдел, и проконсультировать налогоплательщика, если у него возникнут вопросы. Так же я должна знать все сроки исполнения заявлений, ведь на мне лежит большая ответственность. Моя обязанности прописаны регламентом, и я строго должна их соблюдать, принимать лишь те заявления, которые прописаны в регламенте, разговаривать с плательщиками именно так как прописано в регламенте: четко и грамотно донести до плательщика информацию, всегда должна соблюдать спокойствие.

Так же к нам в кабинет поступает почтовая корреспонденция. Сначала идет обработка поступившей документации, затем регистрируется. По почте в основном приходят декларации, запросы из судов, судебных приставов, запросы и регистрационные дела из других налоговых инспекций, управлений находящихся по всей Российской Федерации, запросы из других правоохранительных органов, пенсионного фонда и т.д. Регистрация идет в обычном регистрационном журнале, и в журнале ДСП (для служебного пользования). После регистрации все направляется в отделы на исполнение. При обработке корреспонденции, некоторые запросы, требуют более высокой компетенции, чем моя, или же запрос на несколько отделов, поэтому я отношу на роспись руководителю инспекции или заместителям руководителя. Руководство расписывает запросы, те которые на несколько отделов, я ксерокопирую или сканирую и направляю в нужный отдел.

Декларации, приходящие по почте (а по статистике больше всего деклараций поступает в налоговую именно по почте) проходят обработку. Затем мы их рассортировываем, пачкуем и передаем начальнику отдела по работе с налогоплательщиками. А год назад мы весь этот колоссальный объем еще и регистрировали, это говорит о том, что идет совершенствование организации рабочего процесса.

Так же ведется регистрация в компьютерной программе. Сообщения от банков, нотариусов, других инспекций.

В виду того что я отработала в инспекции три года, я знакома с работой не только в 109 кабинете, так же я работала и в 420 кабинете. Это архив юридических лиц. В кабинете 2 работника, включая меня. В мои обязанности входило:

· ведение регистрационных дел, формирование пачкования деклараций по видам налогов. Я обрабатывала декларации, поступающие в архив из отдела ввода. Декларации поступают в реестре, сформированном инспектором отдела ввода. Моя задача проверить правильность составленного реестра, формирование пачки, ведение регистрационного журнала с номерами, поступивших реестров, определить сформированную пачку в нужную ячейку, в соответствии с порядковым номером и принадлежности к виду налога.

Система пачкования деклараций была введена 2 года назад, до этого была раскладка деклараций по регистрационным делам, в соответствии с ИНН организации. Они и до сих пор есть, мы должны их поддерживать в порядке;

· выполнение внутренних и внешних запросов. Ведение делопроизводства запросов.

Внутренние запросы поступают из других отделов, они запрашивают на временное пользование декларации организаций, пока по ним шла камеральная, выездная или другого рода проверка. Моя задача заключалась найти определенный перечень деклараций. Обрабатывается список, затем в программе ЭОД, я находила нужный номер реестра, где находится декларация. Собрав пакет деклараций, они передаются в отдел под роспись в регистрационном журнале.

Внешние запросы поступали от судебных приставов, арбитражных

судов, органов внутренних дел, других инспекций, налогоплательщиков и т.д. У всех этих запросов срок исполнения 3-4 дня (кроме запросов от налогоплательщиков, срок месяц).

По запросам от налогоплательщиков, моя задача сделать заверенные копии деклараций, за указанный в заявлении период. После выполнения запроса, делается запись в журнале, с указанием данных об организации, ФИО получателя, где расписывается генеральный директор организации или главный бухгалтер, предъявив доверенностью от директора. Я обязана выдавать копии, лишь по предъявлению паспорта (касается директора) или доверенности от директора с печатью.

По запросам из других инспекций, в основном это запросы о сборе отчетности организаций, которые переезжают, впоследствии будут сняты с учета и поставлены на учет в другую инспекцию. Такие запросы обычно смежные с другими отделами, поэтому после сбора всей отчетности в дело, я передаю их в отдел, который будет собирать окончательный пакет документации на передачу в другой налоговый орган.

По запросам из органов внутренних дел, нужно сделать заверенные копии отчетности организации, за запрашиваемый период (обычно запрашиваемый период три года). По окончанию работы составляется сопроводительное письмо с ответом на запрос, которое подписывается у руководителя инспекции. Пакет документов с сопроводительным письмом, их два, на одном из них расписывается получатель, сотрудник органов, направивших запрос, по предъявлению соответствующих документов.

Запросы от судебных приставов выполняются совместно с отделом регистрации и учета налогоплательщиков, отделом урегулирования задолженностей, и т.д. Судебные приставы запрашивают всю возможную информацию о плательщике, от меня требовалось предоставление копии последнего бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. Инспектор из 05 отдела по электронной почте присылает список с указанием называния организации и по возможности с ИНН. Я обрабатываю список, и затем из программы распечатываю запрошенные данные, заверяю печатью

«копия верна», затем со списком в двух экземплярах отдаю пакет документов инспектору из 05 отдела, на одном из списков расписывается инспектор.

Выполняемая мной работа регламентирована, по некоторым

пунктам отступление от регламента может привести к административной и даже уголовной ответственности.

Заключение.

В течение производственной практики я была ознакомлена с деятельностью Межрайонной ИФНС№12 по Вологодской области.

Межрайонная ИФНС№12 достаточно оснащена компьютерной и периферийной техникой, которую обслуживают высококвалифицированные специалисты. Для всех инспекций специально разрабатывается комплекс программного обеспечения, который достаточно часто обновляется, что зависит от получаемой информации от налогоплательщиков, а также от изменений Налогового Кодекса РФ. Защита информации, хранящейся в базах данных Инспекции по физическим и юридическим лицам, а также многой другой, на достаточно высоком уровне – каждый сотрудник организации, работающий с этими данным, имеет индивидуальный пароль для доступа.

Но между тем из рассмотренной мной деятельности организации можно сделать вывод, касающийся задач, стоящих на первом месте на сегодняшний день перед территориальными налоговыми органами.

Основные задачи:

1. Устранение схем ухода от уплаты налогов и сборов.

2. Проверка своевременного и правильного начисления и уплаты налогов и сборов.

3.Информирование населения о порядке и сроках уплаты налогов и сборов.

4. Применение новых форм и методов информационно-аналитической работы и научного прогнозирования для повышения эффективности налогового законодательства.

5. Разработка и применение методологии документальных проверок и отбора налогоплательщиков для их проведения.

6. Обеспечение информационного взаимодействия налоговых органов районного и регионального звеньев с заинтересованными министерствами и ведомствами.

7. Применение международных и государственных стандартов в информатизации налоговых органов.

8. Формирование и организация работы по "доброжелательной" системе взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками (информирование, обучение, пропаганда).

9. Оптимизация документооборота в налоговых органах.