Реферат: План конспект урока беседы по изобразительному искусству на тему Стиль барокко на примере ар

Название: План конспект урока беседы по изобразительному искусству на тему Стиль барокко на примере ар
Раздел: Рефераты по педагогике
Тип: реферат

Министерство образования Российской Федерации

Нижнетагильская Государственная Социально-Педогогическая Академия

План конспект урока беседы по изобразительному

искусству на тему: «Стиль барокко на примере

архитектуры Екатерининского дворца»

Выполнил: Ивкина А.А.

Проверил: Кошурникова К.С.

г. Нижний Тагил

2010 г.

Урок ИЗО. 8 класс.

Тема урока: «Стиль барокко на примере архитектуры

Екатерининского дворца»

Цель урока:

1. Ознакомление учащихся с архитектурным стилем «Барокко»;

2. Формирование знаний, умений и навыков для анализа архитектуры стиля барокко.

Задачи:

  • Обучающие:
    • формирование умений применять полученные знания при анализе изучаемого материала;
    • применение знаний при решении практических творческих заданий.
  • Развивающие:
    • развитие чувства прекрасного, вкуса, творческого мышления, воображения;
    • развитие пытливости, трудолюбия, настойчивости в исследовании предлагаемого материала.
  • Воспитательные:
    • воспитывать чувство патриотизма, любви к историческому прошлому своей страны;
    • воспитание толерантности, коммуникативности у студентов;
    • воспитание любви к родному краю.

Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация.

Методы:рассказ, беседа, видеопоказ, наглядно-иллюстративный тест.

Ход урока:

1. Организационный момент

  • Определение темы урока
  • Целевая установка
  • Мотивация изучения

2.Сообщение учебного материала преподавателем

Вступительная беседа:

-Здравствуйте класс, сегодня мы с вами поговорим о таком стиле архитектуры как барокко.

- Ребята, скажите, какие архитектурные стили вам уже знакомы?

Дети дают определения архитектурным стилям.

Готика - архитектурный стиль в эпоху Средневековья, характеризуется устремленностью ввысь всех вертикальных деталей.

Классицизм - художественное направление в искусстве, архитектуре, отличающееся соразмерностью и гармонией всех составляющих художественного образа.

Модерн - архитектурный стиль, возникший в конце 20 века. Характерен использованием современных материалов (стекло, пластик, металл).

-Молодцы, правильно. А теперь я расскажу вам о таком стиле, как барокко. Прошу обратить ваше внимание на проектор.

Работа с ПК учителем и проектором:

Барокко искусство (Baroque art.), стиль европейского искусства и архитектуры 17-18 веков.

Барокко - архитектурный стиль, отличающийся большим количеством декоративных деталей и богатством декора фасадов.

Архитектура Барокко (1650 - 1770 гг.)

Преобладающие

и модные цвета

Приглушенные пастельные тона; красный, розовый, белый, голубой с желтым акцентом
Линии Причудливый выпукло - вогнутый асимметричный рисунок; в формах полуокружность, прямоугольник, овал; вертикальные линии колонн; выраженное горизонтальное членение
Форма Сводчатая, куполообразная и прямоугольная; башни, балконы, эркеры

Характерные элементы

интерьера

Стремление к величию и пышности; массивные парадные лестницы; колонны, пилястры, скульптуры, лепнина и роспись, резной орнамент; взаимосвязь элементов оформления
Конструкции Контрастные, напряженные, динамичные; вычурные по фасаду и вместе с тем массивные и устойчивые
Окна Полуциркульные и прямоугольные; с растительным декором по периметру
Двери Арочные проемы с колоннами; растительный декор

Стиль барокко (итал. barocco, букв. - причудливый, странный) рождается в Италии и распространяется в большинстве европейских стран, приобретая в каждой свои особые национальные черты. Произведения барокко отличаются несоблюдением правил ренессансной гармонии ради более эмоционального взаимодействия со зрителем.

Характерные черты барокко

Барокко воплощает новые представления о вечной изменчивости мира. Отличается грандиозностью, пышностью и динамикой, пристрастием к эффектным зрелищам, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени, совмещением иллюзорного и реального.

Благодаря причудливой пластике фасадов, сложным криволинейным планам и очертаниям дворцы и церкви барокко приобретают живописность и динамичность. Они как бы вливаются в окружающее пространство.

Интерьеры барокко украшаются многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой; зеркала и росписи иллюзорно расширяют пространство, а живопись плафонов создает иллюзию разверзшихся сводов.

Типы сооружений барокко

Для барокко характерны усложненность планов, пышность интерьеров с неожиданными пространственными и световыми эффектами, обилие кривых, пластично изгибающихся линий и поверхностей; ясности классических форм противопоставляется изощренность в формообразовании. В архитектуре широко используются живопись, скульптура, окрашенные поверхности стен.

Екатерининский (Большой) дворец - один из архитектурных шедевров русского барокко середины XVIII века, красивейшая загородная резиденция русских монархов. Дворец строился и перестраивался с 1717 по 1756 год на протяжении почти 40 лет. В его строительстве принимали участие самые знаменитые архитекторы того времени. Его внешний и внутренний облик украшен прекрасной резьбой и позолотой, мрамор и живопись показывают неповторимость русского барокко. Французский дипломат, современник императрицы Елизаветы, назвал Екатерининский дворец драгоценностью, которой не хватает только футляра. И в самом деле, это величественное здание, выполненное в стиле русского барокко, поражает своей блистательной пышностью. В дворцово-парковом ансамбле Пушкина оно выделяется своей масштабностью, нарядным сочетанием цветов - белого, небесно-голубого и золотого - и прихотливостью архитектурных решений.

Уже при входе ты попадаешь словно в сказку, окунаешься в атмосферу 18 века. Главные ("Золотые") ворота расположены по оси дворца, в разрыве между корпусами циркумференций. Они выполнены на Сестрорецком заводе по рисунку Растрелли мастером Кордони. Ограда между пилонами главных ворот и циркумференциями исполнена мастером Волоковым. Как пример применения кованого металла в русской архитектуре ворота Екатерининского дворца не имеют равных. Накладные позолоченные детали из прочеканенного железа превращают узор ворот в легкое черное кружево, сквозь которое просматривается лицевой фасад дворца. Из-за обилия золоченых деталей ворота названы "золотыми". В 1756 году только на позолоту ворот, ваз, статуй, лестниц, фасадов, интерьеров дворца ушло около ста килограммов золота.

В дворец входят: большой зал, малиновая и зеленая столбовые, янтарная комната, малая белая столовая, зеленая столовая, живописный кабинет, картинный зал.

История строительства

В постройке Екатерининского дворца принимали участие такие архитекторы, как И. Браунштейн в период с 1717 по 1724 год, в 1742-начале 1743 годов проектом перестройки дворца занимался архитектор М. Земцов, а после его смерти - А. Квасов, Дж. Трезини, С. Чевакинский. К 1751 году трудами этих архитекторов скромные "каменные палаты о 16 светлицах" превратились в обширный дворец с церковью и полукруглыми служебными корпусами (циркумференциями), которые обрамляли Парадный двор.
Окончательно свой блестящий облик, с некоторыми изменениями сохранившийся до наших дней, Екатерининский дворец обрел благодаря обер-архитектору двора Б.-Ф. Растрелли.
Дворцовые интерьеры претерпели изменения и в 19 веке. В 1817 году архитектором В. Стасовым для Александра I был создан строгий и холодноватый Парадный кабинет. А в 1863 году в стиле "второго рококо" по проекту И. Монигетти построили Парадную лестницу.

Большой зал

Большой зал, или Светлая галерея, как его называли в XVIII веке, — парадный апартамент в стиле русского барокко, созданный по проекту архитектора Ф.-Б. Растрелли в 1752 - 1756 годах. Летом зал пронизан солнечным светом, играющим на позолоте в течение всего дня, а вечером зажигаются 696 свечей, расположенные по сторонам от зеркал.

Все элементы богатого декора создают иллюзию безграничного пространства: чередование больших окон с зеркалами в простенках зрительно расширяет границы галереи, живопись плафона, изображающая по периметру колоннаду, над которой парят фигуры, раскрывает пространство в высоту.

Скульптурная и орнаментальная золоченая резьба зала, сплошным узором покрывающая плоскости стен, была выполнена по эскизам Ф.-Б. Растрелли и моделям скульптора-декоратора И. Дункера ста тридцатью русскими резчиками. Особенно пышно были обработаны торцовые стены, украшенные многофигурными композициями.

Малиновая и Зеленая столбовые

В 1750-х годах, перестраивая Екатерининский дворец, архитектор Ф.-Б. Растрелли стремился разнообразить архитектурно-декоративное оформление его интерьеров. Так, при отделке двух помещений дворцовой анфилады, расположенных друг за другом, Растрелли применил оригинальные для того времени материалы: затянутые белым штофом стены столбовых декорированы прозрачными стеклянными пилястрами ("столбами"), под которые подложена малиновая и зеленая фольга. Отсюда и происходит название этих небольших дворцовых гостиных.

Янтарная комната

В июле 1755 года императрица Елизавета Петровна приказала Ф.- Б. Растрелли перенести Янтарную комнату в Большой дворец Царского Села. Для оформления интерьера в царскосельском дворце янтарных деталей опять не хватает, и поэтому части стен были затянуты холстом и расписаны "под янтарь" художником И. Бельским, а также введены зеркальные пилястры и деревянный резной декор. Для установки янтарных панно вновь приглашается А. Мартелли.

Малая белая столовая.

Столовая выполнена по проекту архитектора Ф.-Б. Растрелли в 1752-1756 годах и выдержана в стиле интерьеров Парадной анфилады Екатерининского дворца. Стены столовой были затянуты белым штофом в резных золоченых рамах, двери украшены резными золочеными десюдепортами в виде композиции, состоящей из картуша, охотничьих труб, колчана, орла с распростертыми крыльями, орнамента из стилизованных листьев аканта, раковин и гирлянд с цветами, выполненных по моделям скульптора И. Дункера.

После пожара в 1820 году интерьер был восстановлен по проекту архитектора В. П. Стасова, в 1850-х годах по проекту архитектора А. И. Штакеншнейдера выполнена композиция лепного и живописного плафонов.

Зеленая столовая

Архитектурно-художественное убранство зала в 1779 году выполнил Ч. Камерон. В это время покои занимала вторая супруга будущего императора Павла I — Мария Федоровна.

Нежно-зеленые стены столовой покрыты белым лепным орнаментом, который в объемной форме возродил росписи античных вилл. Среди фрагментов классической архитектуры, греческих ваз и виноградных лоз выделяются стройные фигуры юношей и девушек в античных одеяниях. Скульптурное убранство дополняют медальоны с танцующими амурами и многофигурные барельефы на мифологические сюжеты, рельеф которых выделен розоватым полем картин. Двери расписаны гротесками.

Наиболее эффектно решена северная стена комнаты, в центре которой установлен белый мраморный камин с кронштейнами в виде львиных лап. Весь лепной декор Зеленой столовой выполнен знаменитым русским скульптором И. Мартосом.

Живописный кабинет

В 1781-1783-х годах "Уборная ее высочества" ( Натальи Алексеевны — первой супруги будущего императора Павла I ), созданная архитектором В. Нееловым, была перегорожена вдоль архитектором Ч. Камероном деревянной перегородкой. Золотисто-желтая окраска Живописного кабинета, тонкая золоченая лепка, обрамляющая простенки, фриз и карниз, обработка дверей сохранились c конца XVIII в. Ч. Камероном. Крестовый свод, люнеты и фриз были заново расписаны по проектам В. Стасова академиком живописи Д. Антонелли в ходе восстановления комнаты после пожара 1820 года.

Картинный зал

Картинный зал — один из парадных апартаментов Екатерининского дворца — был создан по проекту Ф.- Б. Растрелли в 1750-х годах. Картинный зал отличается от всех других залов Парадной анфилады Ф.- Б. Растрелли своей оригинальной отделкой. Его стены, южную и северную, украшают произведения живописи, размещенные по принципу шпалерной развески.

Золоченой резьбы в зале немного, но резные двери, решенные как порталы — одни из самых нарядных во всей Парадной анфиладе. Двери обрамляют резные золоченые кариатиды, а в центре десюдепортов изображена богиня мудрости и войны, покровительница ремесел и наук — Минерва, опирающаяся на зеркало, которое подносит ей амур. Великолепный узор паркета создает впечатление расходящихся ступенек лестницы.

Предхорная

Предхорная - последняя комната в Парадной анфиладе Екатерининского дворца; название получила из-за своего расположения рядом с хорами Дворцовой церкви. По плану В. Неелова комната имела два окна с надворной стороны и два окна — на северной стене, выходящие в Дворцовую церковь. Стены Предхорной были затянуты шелком абрикосового цвета.

В конце XVIII века Ч. Камерон ставит в этой комнате перегородку и создает "комнату, что подле Церкви" и "уборную Великого князя Павла Петровича". Два окна в Церковь были заложены.

Во время перепланировки 1844 -1845 годов архитектор В. Стасов, выполняя заказ императора Николая I, сломал перегородку и вновь получил просторную светлую комнату. Стены комнаты были оклеены обоями и завершались лепным золоченым фризом с изображением васильков.

С 1894 года стены Предхорной были затянуты золотистым шелком с тканым рисунком фабричной работы, изображающим фазанов и лебедей. Шелк был выткан на фабрике Сапожникова и являлся повторением уникального шелка ручной работы второй половины XVIII века.

3. Закрепление полученных знаний.

- Итак, как вы считаете чем отличается стиль барокко от стиля классицизма? (стиль барокко предполагает пышные парадные формы,а стиль классицизм более простые лаконичные)

- Какие черты барокко вам запомнились? (Стремление к величию и пышности, приглушенные пастельные тона и т.д.)

4. Проверка усвоенного материала.

- на экране изображено 4 разных стиля, вам нужно написать у себя в тетради, какому стилю, какая картинка принадлежит.

5. Запись д/з.

Дома вам нужно нарисовать карандашом 5 элементов архитектуры барокко.

6.Подведение итогов урока.

Мы изучили новый стиль в архитектуре: барокко (на примере Екатерининского дворца в Санкт-Петербурге); научились анализировать и различать разнообразные стили.

Спасибо за урок!