Реферат: Менеджмент 23

Название: Менеджмент 23
Раздел: Рефераты по менеджменту
Тип: реферат

РАЗДЕЛ 1.ГЕНЕЗИС И ИСТОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

Тема 1.1.Исторические условия и факторы возникновения и развития менеджмента

Ты думал ли о том, что предок наш – Адам?

Хоть мы разобщены благодаря векам,

Чужими кажемся и чуждыми друг другу,

Родство – мое с тобой – нельзя оспорить нам.

Омар Хайям[1]

Основные вопросы темы:

1. Социально-культурные основы хозяйствования и управления.

2. Управленческие революции: содержание, историческая роль и значение.

1. Едва ли кто не знает о существовании Библии, где в книге «Бытие» подробно рассказано о сотворении мира и первых людей. Не пожелав вечножить в раю, оставаясь вторичными существами и элементарными частицами Вселенной, Адам и Ева вкусили плодов дерева познания добра и зла[2] . В наказание за этот грех Бог изгнал их из Эдема, повелев
в болезни рождать детей, возделывать землю и есть хлеб в поте лица[3]

Люди всегда по-разному воспринимали данное повествование: одни – с глубокой верой, другие – с сомнением, третьи – с неприязнью и отвержением. Минули тысячелетия, и сотни поколений землян сменили друг друга, прежде чем процесс возделывания, обработки и улучшения (земли) стал именоваться культурой, войдя в научный оборот и обиход в привычном для нас понимании. Так, римский писатель и государственный деятель Марк Порций Катон (234–149 до н.э.) в поэтическом трактате «О земледелии» впервые употребил слово культура (cultura) для обозначения целенаправленного воздействия человека на природу (natura). Другой знаменитыйримлянин, оратор и писатель Марк Туллий Цицерон (106–43 до н.э.) использовал его по отношению к человеку как носителю определенных качеств, способностей.

Единство и противостояние природной и культурной универсалий бытия как естественного, нерукотворного и искусственного, связанного с функционированием общества, выступают источником и главной движущей силой истории человечества – с глубокой древности до наших дней.

Культура в «надприродном» смысле представляется современной наукой как система материальных и духовных явлений, процессов, ценностей. Кроме того, большинство научных определений культуры, счет которых пошел на тысячи, включает понятие деятельности. Деятельность или целенаправленные действия – это активность человека, связанная с внесением изменений в материальную и духовную сферы жизни.

Выступая ядром культуры, деятельность представляет собой комплекс, образуемый различными типами и видами социальной активности. Однако из-за многомерности и вариативности данного феномена любая типология или классификация деятельности не может претендовать на завершенность. По этой причине в рамках данного курса имеет смысл ограничиться лишь перечислением наиболее распространенных подходов.

В их числе представление деятельности как умственной и физической; теоретической и практической; продуктивной (инновационной, эвристической) и репродуктивной (рутинной, стандартной); преобразовательной, познавательной, коммуникативной, ценностно-ориентационной, художественной и др.[4]

Культура напоминает прекрасную жемчужину, перламутр которой образуется при наличии благоприятных условий и в результате комплексного взаимодействия необходимых «ингредиентов». Так в обществе формируется и воспроизводится определенный способ производства материальных и духовных благ. В отличие от ранних классовых сообществ, эры феодализма или традиционного капитализма существенным признаком рыночных отношений информационной эпохи является востребованность инициативы и творчества каждого индивида. Благодаря этому могут быть созданы условия для гармоничного развития и прогресса человека и общества.

«Скажи мне, что, как и кому производишь или продаешь, и я скажу, кто ты (вариант: в какой стране ты живешь)», – таковы реалии нынешнего времени. Впрочем, экономические отношения, связанные с производством, распределением, обменом и потреблением материальных благ всегда были и будут доминирующими. Это не умаляет роли и значения духовных факторов жизнедеятельности общества (политического, правового, нравственного, эстетического, научного, религиозного). Духовная сфера является вторичной, но не второстепенной[5] . Подобно своду, венчающему храм культуры (рис. 1.1.1), духовные факторы способствуют или препятствуют решению важнейших проблем современности. При этом крыша здания не должна быть слишком тяжелой, давящей на стены, или же излишне легкой и непрочной, т.к. быстро придет в негодность и потребует замены.


Рис. 1.1.1. Диалектика природной и культурной универсалий бытия

2. Как было отмечено, человек и общество являются частью Вселенной, но отличаются от неживой природы, растительного и животного царств сознанием, духовностью, способностью к целенаправленной деятельности. Это выражается в непрерывном совершенствовании орудий труда, способов производства, форм и методов управления .

Подобно многим другим профессиям и занятиям управленческий труд существовал издревле. Учитывая данное обстоятельство и тот факт, что социум развивается спиралевидно, т.е. «захватывая» часть материальных и духовных ценностей и ретранслируя их из поколения в поколение, глубокое знание его истоков и закономерностей развития трудно переоценить.

Остановимся на этой проблеме, стараясь постичь сущность и характер отношений между субъектами и объектами управления , управляющими и управляемыми на различных этапах всемирной истории. Это тем более важно, поскольку в современной науке утвердилось понятие управленческой революции . Им принято обозначать смену типов общественного управления, переход от одного качественного состояния системы к другому.

Первая управленческая революция ( III тыс. до н.э.). Наиболее значимой социальной группой эпохи рабовладения можно по праву считать жрецов Древнего Востока. Религиозные функционеры Египта, Шумера, Аккада имели влияние, соизмеримое с властью фараонов, царей и их наместников. Они были самыми образованными людьми и осуществляли важнейшие государственные функции. Жрецы не только выступали главными идеологами и хранителями культовых таинств, но и вели деловую документацию, собирали налоги, планировали расходы государственного бюджета, осуществляли контрольные и иные функции.

Эту революцию называют религиозно-коммерческой.

Вторая управленческая революция (17921750 гг. до н.э.). Выдающийся государственный деятель, вавилонский правитель Хаммурапи создал первую систему администрирования, основанную на законодательстве. Многие из его законов, названных впоследствии «Кодексом Хаммурапи»[6] , поражают логичностью и ясностью формулировок, а также своей актуальностью. Обратим внимание на некоторые из них:

· «Если человек арендовал поле для обработки и не вырастил на поле зерна, то его следует уличить в невыполнении необходимой работы на поле, а затем он должен будет отдать хозяину поля зерно в соответствии с урожаем его соседей».

· «Если он вовсе не обработал поле, а забросил его, то он должен отдать владельцу поля зерно в соответствии с урожаем его соседей, а поле … должен вспахать ... и затем вернуть его хозяину».

· «Если … жилец полностью заплатил хозяину дома арендную плату за год, а хозяин дома приказал жильцу выехать до истечения его полного срока, то так как хозяин дома выселил из своего дома жильца до полного истечения срока, серебро, которое дал ему жилец, он теряет».

· «Если человек дал на хранение другому человеку серебро, золото или что бы то ни было при свидетелях, а затем он это отрицает, то этого человека должно изобличить, и все, что он отрицал, он должен удвоить и отдать».

· «Если человек, у которого ничего не пропало, сказал: «Нечто мое пропало», и заставит собраться свой квартал, то его квартал должен его уличить перед богом
в том, что ничего его не пропало, и все, что он требовал, должен удвоить и отдать своему кварталу».

· «Если человек срубил дерево … без ведома хозяина сада, то он должен отвесить
½ мины[7] серебра».

· «Если человек украл плуг с обрабатываемого поля, то он должен заплатить хозяину плуга 5 сиклей[8] серебра».

· «Если человек совершил ограбление и был пойман, то этот человек должен быть убит».

· «Если человек взял жену и не заключил с ней договора, эта женщина – не жена».

· «Если жена человека была схвачена лежащей с другим мужчиной, то их должно связать и бросить в воду. Если хозяин жены пощадит свою жену, то и царь пощадит своего раба».

· «Если человек подарил своей жене поле, сад, дом или имущество и дал ей документ с печатью, то после смерти ее мужа ее сыновья не могут предъявлять ей иска, а мать то, что останется после нее, может отдать своему сыну, которого она любит; брату она не должна отдавать».

· «Если сын ударил своего отца, то ему должны отрубить руку…».

· «Если человек выколол глаз сыну человека, то должны выколоть ему глаз».

· «Если он переломил кость человеку, то должны переломить ему кость».

· «Если человек выбил зуб человеку, равному ему, то ему должны выбить зуб».

· «Если человек побил дочь человека и причинил ей выкидыш, то он должен отвесить 10 сиклей серебра за ее плод»; «если эта женщина умерла, то должны убить его дочь».

· «Если строитель построил … дом и свою работу сделал непрочно, а дом, который он построил, рухнул и убил хозяина, то этот строитель должен быть казнен».

· «Если он погубил имущество, то все, что он погубил, он должен возместить и, так как дом, который он построил, он не сделал прочно и тот рухнул, он должен также отстроить дом из собственных средств».

Характерной чертой данной революции явилась секуляризация , т.е. обособление управленческих функций как нерелигиозных. Отсюда ее условное название – светско-административная.

Правитель стремился создать такую систему, которая бы примиряла интересы представителей различных социальных групп: авилумов, мушкенумов и вардумов. Для этого на специально выделяемые в общинах (алу) земли он направлял своих людей – мушкенумов. Они присягали царю и служили ему в обмен на государственное обеспечение. В отличие от сословия авилумов[9] земледельцев-мушкенумов могли перебрасывать с участка на участок. Их достоинство и социальный статус оценивались ниже, но хозяйство мушкенумов охранялось строже, аналогично имуществу дворца или храма, поскольку считалось частью государственного имущества. Кроме того, мушкенум при разводе платил
в 2 раза меньше авилума, а его рабы (вардумы) получали некоторые привилегии наряду
с рабами самого царя.

Третья управленческая революция ( VIIV гг. до н.э.) . История многих государств и народов есть драматическая череда взлетов и падений. Вавилон в числе таковых. Минуло целое тысячелетие, прежде чем легендарный царь Навуходоносор II сумел, хоть и на короткий срок, возродить былую славу и величие города, пережившего кровопролитные войны, разрушения и затопления. В его правление (605–562 до н.э.) Вавилон стал одним из самых богатых, процветающих и уникальных в культурном плане центров региона.

Прямые улицы протяженностью 5 км, делившие город на кварталы, великолепные храмы и дворцы с «висячими садами» (знаменитый зиккурат Этеменанки), 6–7-метровые оборонительные стены, восхитительные залы и ворота богини Иштар, облицованные изразцами, – это и многое другое увековечило имя царя-строителя. (По этой причине в некоторых источниках эта управленческая революция получила название производственно-духовной.)

О том, сколь значимым для своего времени был этот град, можно судить по высказываниям греческого историка Геродота, который спустя 130 лет воспел Навуходоносора II как наиболее славного и могущественного человека Междуречья.

Незримую эстафету у вавилонян приняли античные греки, которые создали особую культуру, в том числе и управленческую. Аристократия, демократия, олигархия, тирания… Выдающиеся мыслители человечества задолго до появления слова «менеджмент» задумывались о наилучшем государственном строе и взаимоотношениях различных социальных классов. Пифагор, Зенон, Протагор, Анаксагор, Сократ, Платон, Аристотель не только размышляли, но и вдохновляли правителей – от Перикла до Филиппа IIи Александра Македонского – на масштабные проекты в различных областях.

В произведениях философов Древней Греции мы находим гениальные идеи и догадки, реализованные лишь в Новое время. Одна из таких проблем – равноправие полов.

Прислушаемся к голосу великого Платона (427–327 до н.э.): «По своей природе женщина… и мужчина могут принимать участие во всех делах»[10] . Он указывал на аномальность разделения государственных должностей по гендерному [11] признаку и распространял принцип равноправия на все сферы деятельности (врачевание, гимнастику, музыку, философию), включаяратный труд. «Пусть жены стражей … принимают участие в войне и прочейзащите государства и не отвлекаются ничем другим. Это возможно и полезно»[12] . Входящие в одно сообщество мужчины и женщины должны «вместе упражнять добродетели, присущие либо одному, либо другому полу»[13] .

Живи Платон сегодня, он бы наверняка порадовался равноправному положению женщин в государствах «Большой семерки», Скандинавии, Австралии, Новой Зеландии и весьма огорчился, узнав о ситуации в России. Такого гипертрофированного соотношения численности женщин и мужчин (53 и 47% соответственно) нет ни в одном государстве мира. Но еще большей загадкой страны, где женщин на восемь миллионов больше, чем мужчин, является крайне низкая степень феминизации парламента и правительства. Даже в Государственной думе РФ женщин не более 10%, а женщины-сенаторы и женщины-министры – редкое исключение[14] . (Для сравнения один факт: в Норвегии женщин-парламентариев и министров – 40%.) Когда же россиянка станет президентом как в Аргентине[15] , Латвии, Либерии (!), Финляндии, на Филиппинах или премьер-министром (канцлером, госсекретарем) как
в Ирландии, Новой Зеландии, ФРГ и США?

Четвертая управленческая революция (16401870 гг.) .Три с половиной века, в течение которых в Западной Европе формировались и упрочивались основы капитализма, вошли в историю как Новое время. Промышленная революция вызвала рождение новых общественных классов – буржуазии и наемных рабочих, пролетариата.

По мере того как индустриальный прогресс расширял границы мануфактурного и фабричного производств, вызревала и качественно иная форма частной собственности, именуемая акционерным капиталом. Прежних руководителей-собственников сменяли совладельцы предприятий и наемные управляющие, рекрутированные из широких слоев населения, а не только из привилегированных социальных групп.

Индивидуальные и коллективные собственники не могли объять необъятное и потому, как правило, занимались общим администрированием, формулируя стратегические цели и задачи. Что касается профессиональных управляющих, их нанимали для непосредственной организации и контроля производства.

К середине XIX в. управление оформилось как самостоятельный вид профессиональной деятельности. На повестку дня была поставлена задача четкой дифференциации и координации управленческих функций: планирования, снабжения, производства, сбыта.

Пятая управленческая революция (первая половина XX столетия). Дальнейшее развитие капиталистических отношений способствовало появлению новой социальной группы, которая затем трансформировалась в класс менеджеров. Роль собственника постепенно отодвигалась на второй план. Главными действующими лицами рыночной экономики становились менеджеры крупнейших национальных и транснациональных корпораций, а также государственные чиновники, бюрократия.

Один из наиболее крупных социологов конца XIX – начала XX вв., теоретик бюрократии Макс Вебер писал: «Успех вождя полностью зависит от функционирования подвластного ему человеческого аппарата. Ему он должен обещать необходимое (внутреннее и внешнее) вознаграждение – мзду небесную или земную – иначе «аппарат» не работает. То, чего он фактически достигает в таких условиях, находится поэтому вовсе не в его руках, но предначертано ему … мотивами действия его свиты»[16] .

Тем же духом времени пронизана книга «Менеджерская революция», опубликованная в Нью-Йорке в 1941 г. Ее автор Джеймс Бернхем (Bernham) указывал на изменившийся характер собственности, подчеркивая, что отныне это не просто капитал или овеществленный труд, но главным образом контроль. Тот, кто контролирует бизнес, по существу, владеет им. Таков общий смысл его рассуждений, и с этим трудно спорить.

Столь же категорично по обсуждаемым проблемам высказывался в 1950-е гг. известный американский ученый Даниел Белл (Болотский, род. 1919). Он ввел термин «молчаливая революция» и за полвека до Роберта Киосаки назвал частную собственность в США фикцией[17] .

В 1950–1960-е гг. за рубежом издавалась обширная научная литература по управлению. В трудах талантливых ученых, среди которых выделим имена Питирима Сорокина, Толкотта Парсонса, Джона Гэлбрейта, РеймонаАрона, Ральфа Дарендорфа[18] , был глубоко и всесторонне исследован феномен менеджерского бума, а также раскрыты основные тенденции и перспективы развития менеджмента в крупных корпорациях.

Шестая управленческая революция: гипотеза или реальность? Ответить на этот вопрос однозначно весьма сложно, но и оставить его без ответа в рамках учебной лекции было бы неверно. Для решения этой дилеммы и хотя бы частичного приближения к истине целесообразно обратить внимание на мнения авторитетных специалистов.

Американский экономист, литератор и дипломат Дж. Гэлбрейт[19] , его соотечественник Д. Белл, автор термина и теории постиндустриального общества[20] , как и многие другие сторонники идеи конвергенции (слияния) социализма и капитализма, считали, что вооруженный современной техникой профессиональный менеджмент и топ-менеджеры являются непобедимой силой, с которой не могут сравниться ни акционеры, ни правительство.

Иной позиции придерживался легендарный Питер Друкер (1909–2005). В конце XX века этот гуру менеджмента, как называли его современники, был исполнен оптимизма и возлагал большие надежды на так называемый третий сектор. По его мнению, быстрый рост самодеятельных организаций, объединявших на добровольных началах миллионы рядовых граждан, сопровождался резким усилением их влияния в обществе. Являясь альтернативой бизнесу, в недрах которого зародился менеджмент, и правительственной бюрократии, эта третья сила, – полагал автор, – способна воспрепятствовать огосударствлению жизни общества и превращению социума в бездушный механизм, слепо исполняющий указания «верхов».

Весьма схожую позицию занимает американец Филипп Котлер. Знаток современного менеджмента и маркетинга, автор целого ряда превосходных учебников, он сделал вывод о том, что «главной задачей современной организации является установление нужд, потребностей и интересов целевыхрынков», удовлетворение их более эффективными и продуктивными (по сравнению с конкурентами) способами с одновременным сохранением и укреплением благополучия потребителя и общества в целом. Такой подход был назван социально-этичным маркетингом[21] .

Впрочем, события последних лет и десятилетий выдвигают на передний план вопрос об адекватности доктрин социально-этичного маркетинга и социально-этичного бизнеса. Всё больше теоретиков и практиков управления подчёркивают, что социальная ответственность бизнеса (CSR – CorporateSocialResponsibility) является новой маркетинговой стратегией, которая, в конечном счёте, приносит немалый доход владельцам компаний. По этой причине её нельзя рассматривать как благотворительность в классическом смысле. Так что мы можем взять на себя смелость и немного изменить схему, предложенную Филипом Котлером в конце 1980-х, с позиций XXIстолетия (рис. 1.1.2).

Рис. 1.1.2. Три фактора социально-этичного маркетинга

Завершая изложение учебного материала, обратимся еще к одному источнику информации, который можно назвать «свежей головой». Имя этого человека вряд ли широко известно в научных кругах, но определенные заслуги в управлении бизнесом он имеет. Экс-композитор и экс-продюсер шведских групп Armyoflovers, Vacuum и AlkazarАлександр Бард сегодня выступает в новом амплуа – писателя, лектора, бизнес-тренера. Он выпустил в свет книгу «Нетократия », где утверждает, что современный господствующий класс – это люди, включенные в состав крупных и успешных бизнес-организаций.

Именно нетократы становятся властителями мира. Они живут в больших городах, их профессиональная деятельность связана с массовыми коммуникациями, они очень мобильны и каждые два-три года меняют работу. Современному человеку надо перемещаться, расширять сеть социальных связей и повышать собственный статус, становясь частью нетократии (такова сущность термина «сетевая власть»). Участь тех, кто почивает на лаврах и довольствуется принадлежностью к среднему классу, незавидна. Многие из них уже в ближайшее время могут оказаться в рядах низшего класса.

«Низший класс современного мира – это люди, которые способны только … участвовать в системе потребления, не производя никаких ценностей. По-английски таких … называют «диванными картофелинами» (couchpotatoes). Они похожи на растения, эти вечные телезрители и пассивные участники цепочек потребления.

Типичные представители низшего класса – это мужчины среднего возраста, живущие, к примеру, в русской или шведской глубинке, обычно безработные, пьющие, недостаточно привлекательные, чтобы завести семью. Они практически ничего не делают кроме того, что потребляют алкоголь и продукцию средств массовой информации. Мы называем таких людей консумптариями (англ. consumption– потребление). Консумптариат – это потребительский пролетариат»[22] .

Какой из перечисленных точек зрения вы готовы отдать предпочтение?Чьи аргументы более стройны и убедительны? Кто реально правит миром – чиновники, бизнесмены, нетократы либо трудящиеся массы, широкая общественность? Пусть на эти вопросы ответит каждый, кто управляет или готовится управлять. Такой мировоззренческий тренинг окажет неоценимую пользу и станет научной платформой для выработки активной жизненной позиции и индивидуальной программы действий. Это исключительно важно и актуально в наше непростое, но интересное и поучительное время.

- Литература: 3, 6, 8.

Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки по теме:

1) Что такое «управленческая революция»? Перечислите основные факторы, способствующие «вызреванию» управленческих революций.

2) Почему управление гораздо «старше» менеджмента?

3) Какое практическое значение имела каждая из пяти управленческих революций?

4) Правомерно ли сегодня говорить о шестой управленческой революции? Поясните.

5) Социально-этичное управление – это миф или реальность? Поясните.

6) Кто является автором термина «нетократия»? В чём его суть? Разделяете ли Вы эту концепцию?

Основная литература (список по всему курсу):

1. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. – СПб.: Питер, 2005.

2. Виханский О.С., Наумов А.И . Менеджмент: Учебник для вузов. – М.: Экономистъ, 2008.

3. Дафт Р . Менеджмент. – СПб.: Питер, 2006.

4. Друкер П.Ф . Энциклопедия менеджмента. – М.: Вильямс, 2009.

5. Котлер Ф. Маркетинг-менеджмент. – СПб.: Питер, 2006.

6. Кравченко А.И. История менеджмента: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2003.

7. Медведев В.П . Основы менеджмента. Кн. 1,2. – М.: ДеКА, 2002.

8. Мескон М. , Альберт М., Хедоури Ф . Основы менеджмента. – М.: Дело, 2009.

9. Пивоваров С.Э., Тарасевич Л.С., Майзель А.И . Международный менеджмент. – СПб.:
Питер, 2008.

10. Понуждаев Э.А . Популярный менеджмент, или Весь менеджмент на 150 страницах. – М.: Книгодел, 2006.

11. Понуждаев Э.А . Популярный маркетинг, или Весь маркетинг на 150 страницах. – М.: Книгодел, 2007.

12. Пригожин А.И . Методы развития организаций. – М.: МЦФЭР, 2003.


[1] Легендарный поэт Востока (ок. 1048 г. – после 1122 г.), творчество которого стало широко известно благодаря вольному переводу его стихов, осуществленному Э. Фитцджеральдом и изданному в Лондоне в 1859 году. См. подробнее: Омар Хайям. Рубаи: Полн. собр. / Пер. с перс. И.А. Голубева. М.: РИПОЛ классик, 2007. Поэт-переводчик И.А. Голубев посвятил созданию этой уникальной книги целых 36 лет жизни.

[2] .Библия. Ветхий Завет. Первая книга Моисеева. Бытие, глава 2, стихи 6–14.

[3] Там же. 2:16–19, 23.

[4] См., например: Быстрова А.Н. Мир культуры (Основы культурологии). Учеб. пособие. М.: ИВЦ «Маркетинг»; Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 2000. С. 47–50.

[5] В таких случаях англичане говорят: «Lastbutnotleast» («Хотя и последний, но не менее важный»).

[6] Хаммурапи – Царь Вавилонии с 1792 по 1750 г. до н э. Политик и полководец, подчинивший большую часть Месопотамиии Ассирию. Дошедшие до наших дней законы Хаммурапи являются ценнейшим памятником древневосточного права, отразившего характерные черты организации раннего классового общества. (См., например: Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: Учеб. пособие / Сост. В.Н. Садиков; Под ред. З.М. Черниловского. – М.: Гардарика, 1996.)

В 1901–1902 гг. во время раскопок в городе Сузы французские археологи обнаружили стелу. На ней изображен Хаммурапи, молящийся покровителю справедливости и солнечному богу Шамашу, который вручает ему законы. Непрерывно записанный клинописью текст законов состоит из трех частей (введение, собственно законы и заключение) и делится исследователями условно на 282 статьи, из которых 35 были стерты, а 247 сохранились. Недостающие статьи были частично восстановлены по фрагментам копий «Законов», записанных на глиняных табличках, которые были обнаружены в тех же Сузах и других местах, включая знаменитую Ниневийскую библиотеку Ашшурбанипала.

[7] Мина – денежная единица, равная 50 священным сиклям или сребреникам. 60 мин или 3 тысячи сиклей равнялись одному таланту. Добавим, что в Новом Завете содержится поучительная притча о талантах, которую следует знать всем, кто готовится управлять. См.: От Матфея святое благовествование, глава 25, стихи 13–30.

[8] Сикль («вес», «тяжесть») – весовая и денежная единица; монета, равная 20 герам. (На Востоке гера была наименьшей единицей веса и равнялась весу хлебного зерна).

[9] Так называли «полноправных людей», членов самоуправляемых общин, которые имели право на участки общинной земли.

[10] Платон. Государство // Платон . Сочинения. В 4 т.: Т. 3. М.: Мысль, 1994. С. 230.

[11] В современной науке используют термины «гендер», «гендерный» (от англ. gender – пол социальный,
в отличие от sex – пол биологический).

[12] Платон. Государство. С. 232. Касаясь физиологических различий («самка рожает, самец оплодотворяет»),мыслитель подчеркивал, что они вовсе не доказывают наличия или отсутствия у личности определенных профессиональных качеств, и призывал устроителей государства тщательно учитывать природные задатки и способности женщин, а мужчин – оказывать им всяческую помощь и поддержку.

[13] Платон. Критий // Платон . Сочинения. В 4 т.: Т. 3. – М.: Мысль, 1994. С. 504.

[14] В составе правительства, которое возглавлял М. Фрадков (апрель 2004 г. – сентябрь 2007 г.) на министерских должностях не было ни единой (!) женщины. И лишь сентябрьская (2007) реорганизация высшего органа исполнительной власти, проведенная при активнейшем участии президента РФ, показала, что государственное управление не является уделом одного пола. На смену руководителям Министерства экономического развития и торговли (Г. Грефу) и Министерства здравоохранения и социального развития (М. Зурабову) были назначены Э. Набиуллина и Т. Голикова. Вскоре состоялось третье и последнее (по состоянию на 2010-й год) назначение: министра сельского хозяйства Алексея Гордеева сменила Е. Скрынник.

[15] В 2007 г. граждане этой страны, не имея возможности продлить полномочия своего президента на третий срок, поступили весьма остроумно: на высший государственный пост была избрана его супруга. Аргентина не Россия, в которой иные политики и рядовые граждане не прочь исправить конституцию страны, если президент Путин им по душе.

[16] Вебер М. Политика как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. / Сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; предисл. П.П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990. С. 702.

[17] Если кто-то сомневается в этом, предлагаю подумать над следующим фрагментом. Его автор – наш современник, известный американский мультимиллионер Р. Киосаки: «Фактически, мы никогда по-настоящему не владеем нашей недвижимостью. Недвижимость в действительности всегда будет принадлежать правительству. Недаром ведь слово «недвижимость» на английском звучит real estate , … от испанского royal , что значит «королевский», а не физический, осязаемый, или реальный. Собственность всегда принадлежала правителям. Сегодня она принадлежит правительству. Если вы сомневаетесь в истинности этого утверждения, перестаньте оплачивать налоги на собственность, и вы выясните, кто по-настоящему владеет вашей собственностью». См.: Киосаки Р. Руководство Богатого Папы по инвестированию / Пер. с англ. Львов: Свiт, 2001. С. 130.

[18] В 2007 г. этому немецко-британскому ученому (род. 1929) за выдающиеся достижения в области социальных наук была присуждена премия принца Аустурийского.

[19] Написал бестселлер «Новое индустриальное общество», опубликованный на русском языке в 1969 г.

[20] Она была изложена в книге «Грядущее постиндустриальное общество» и представлена широкой публике в 1973 г. (Оригинальное название: The coming of post - industrial society . A venture in social forecasting .)

[21] КотлерФ.Основымаркетинга / Пер. сангл. М.: Ростинтэр, 1996. С. 28. См. также: Дойль П. Маркетинг-менеджмент и стратегии. 3-е изд. / Пер. с англ. Ю.Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2002. С. 54–90
(Гл. 2 «Компания, ориентированная на потребителей»).

[22] См. подробнее: Бард А. Новая классовая теория от генерала любовников // Уральские авиалинии. 2006.
№ 3 (май – июнь). С. 136–139.