Реферат: Бабушки и дедушки, их виды, функции и роль в проявлении жизненных целей личности

Название: Бабушки и дедушки, их виды, функции и роль в проявлении жизненных целей личности
Раздел: Рефераты по социологии
Тип: реферат
Оглавление

Введение. 3

1. Теоретическое понятие жизненных целей личности. 5

1.1 Понятие личности. 5

1.2 Сущность понятия жизненных целей. 11

1.3 Модели жизненных целей личности. 13

2. Бабушки и дедушки, их виды, функции и роль в проявлении жизненных целей личности. 19

2.1 Понятие роли бабушки/дедушки и их виды.. 19

2.2 Роль бабушек и дедушек в проявлениях жизненных целей личности. 22

Заключение. 29

Список использованной литературы.. 30


Введение

Во многих культурах уровень взаимосвязи семьи с прародителями достаточно высокий. Крайг показывает, что роль бабушек и дедушек может быть особенно важна в случае неполных семей (в таких семьях сейчас живет каждый пятый ребенок в США) и в том случае, если мать вынуждена работать (такова ситуация фактически в каждой второй семье с детьми до 3 лет (US Bureau of the Census, 1993) (цит. по: Крайг Г., 2002).

В российских семьях роль «третьего поколения» (а иногда и прабабушек) особенно велика. В России в данное время 12% неполных семей (Бойко В. В., Оганян К. М., Копытенкова О. И.), большинство женщин работает. Во многих семьях, номинально (по прописке и, соответственно, по переписи населения) являющихся нуклеарными, существует как бы «институт приходящих бабушек», которые выполняют роль нянь (для внуков-дошкольников) и гувернанток (сопровождение в школы и помощь в приготовлении уроков внуков-школьников). Можно сказать, что во многих семьях бабушки играют роль «держателя семьи». В особенности такая ситуация прослеживается в разрушенных, «эрозированных» семьях с распавшимися или несостоявшимися супружескими звеньями (например, при внебрачных рождениях у несовершеннолетних матерей).

Под термином «держатель семьи» мы понимаем члена семьи, который в наибольшей степени ощущает и несет на себе ответственность за перспективы семьи и будущее детей. Такую роль, по нашим данным, играют сельские бабушки по отношению к своим внукам, рожденным уже городскими матерями — их дочерьми или невестками. Наиболее ярко это проявляется в случае эрозированных (по структуре) семей (являющихся неблагополучными по выполнению своих функций). Прасемья (обычно бабушка, иногда прабабушка) осуществляет уход за внуками, берет на себя ответственность за него и его будущее, взаимодействует с внешними организациями (оформление опеки, взаимодействие со школой, муниципальными органами и т. д.). Бабушки играют позитивную роль в семье, помогая работающей матери растить ребенка.

Выполняя множество ролей в воспитании детей, бабушки и дедушки как следствие оказывают огромное влияние на формирование жизненных целей ребенка. В данной работе мы более подробно изучим данное влияние.

1. Теоретическое понятие жизненных целей личности

1.1 Понятие личности

Понятие личности начало складываться уже в древности. Первоначально термин «личность» обозначал маску, которую надевал актёр древнего театра, затем - самого актёра и его роль в представлении. Термин «личность» впоследствии стал обозначать реальную роль человека в общественной жизни.Направленность на целостный подход к психологическому изучению личности человека издавна интересовала философов. Его теоретическая разработка характерна для ряда отечественных психологов: Б.Г.Ананьева; Б.Ф.Ломова; А.В.Петровского; А.Г.Ковалёва; С.Л.Рубинштейна; Е.В.Шорохова; К.Л.Абульханова; В.Н.Мясищева; Д.Н.Узнадзе; Б.В.Зейгарник; И.М.Палей; Б.С.Братусь.Также проблемой личности занимались такие психологи как: БодалёвЛ.А.; Брушлинский А.В.; Давыдов В.В.; Зинченко В.П.; Кон И.С.; Лазурский А.Ф.; Мерлин В.С.; Платонов К.К.; Рейнвальд Н.И.; Рубцов В.В.; Фельдштейн Д.И.; Шкуратова И.П.; Ядов В.А.Проблема личности, являясь одной из центральных в теоретической и прикладной психологии, выступает как исследование характеристики психических свойств и отношений личности, индивидуальных особенностей и различий между людьми, межличностных связей, статуса и ролей личности в различных общностях, субъекта общественного поведения и конкретных видов деятельности. В общей психологии, помимо характеристик отношений личности, иерархии её тенденций и мотивов, специальное значение имеет изучение психических свойств как высшей интеграции всех феноменов психического развития человека (психических состояний и процессов, потребностей, психофизиологических функций.)В такой плоскости рассматриваемые психологические свойства человека имеют своими источниками более частные феномены, которые не только субординационно связаны с этими высшими уровнями обобщения, но и сами являются их генетическими корнями.Понятие «личности» является одним из основополагающих для всех концепций.Знание о личности- это часть психологического знания, которая больше всего отражает интерес к человеку во всей его полноте – сложному человеческому существу и индивидуальности.Научное изучение личности и сейчас, и прежде задаёт всё тот же главный вопрос: почему мы такие, какие мы есть? Пытаясь ответить на этот вопрос, мы не можем обойтись без того, чтобы не признать огромной сложности человеческого поведения. Люди во многом похожи, но во многом и различаются. В этом сложнейшем лабиринте, а иногда и хаосе, мы стремимся найти порядок и осмысленные связи. Для нас это и есть ответ на вопрос, чем занимается наша наука – психология. Психология личности интересуется индивидуальными различиями.

В психологии имеются разные подходы к пониманию личности[1] .

1. Личность может быть описана со стороны своих мотивов и стремлений, составляющих содержание ее «личного мира», т. е. уникальной системы личностных смыслов, индивидуально своеобразных способов упорядочения внешних впечатлений и внутренних переживаний.

2. Личность рассматривается как система черт - относительно устойчивых, внешне проявляемых характеристик индивидуальности, которые запечатлены в суждениях субъекта о самом себе, а также в суждениях других людей о нем.

3. Личность описывается и как деятельное «Я» субъекта, как система планов, отношений, направленности, смысловых образований, регулирующих выход ее поведения за пределы исходных планов.

4. Личность рассматривается и как субъект персонализации, т. е. потребности и способности индивида вызывать изменения в других людях.

Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития.

Личностью является человек, у которого есть своя позиция в жизни, к которой он пришел в итоге большой сознательной работы. Такой человек не просто выделяется благодаря тому впечатлению, которое он производит на другого; он сам сознательно выделяет себя из окружающего. Он проявляет самостоятельность мысли, небанальность чувств, какую-то собранность и внутреннюю страстность. Глубина и богатство личности предполагают глубину и богатство ее связей с миром, с другими людьми; разрыв этих связей, самоизоляция опустошают ее. Личностью является лишь человек, который относится определенным образом к окружающему, сознательно устанавливает это свое отношение так, что оно проявляется во всем его существе.

Личность есть специфически человеческое образование, которое «производится» общественными отношениями, в которое индивид вступает в своей деятельности. То обстоятельство, что при этом меняются и некоторые его особенности как индивида, составляет не причину, а следствие формирования его личности. Формирование личности есть процесс, прямо не совпадающий с процессом прижизненного, естественно текущего изменения природных свойств индивида в ходе его приспособления к внешней среде.

Личность - это социализированный индивид, рассматриваемый со стороны его наиболее существенных социально значимых свойств. Личность есть такая целеустремленная, самоорганизующаяся частица общества, главнейшей функцией которой является осуществление индивидуального способа общественного бытия.

Функции регулятора поведения личности выполняют ее мировоззрение, направленность, характер, способности.

Личность не только целеустремленная, но и самоорганизующаяся система. Объектом ее внимания и деятельности служит не только внешний мир, но и она сама, что проявляется в чувстве «Я», которое включает в себя представления о себе и самооценку, программы самосовершенствования, привычные реакции на проявление некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу и саморегуляции.

Что значит быть личностью? Быть личностью - это значит иметь активную жизненную позицию, о которой можно сказать так: на том стою и не могу иначе. Быть личностью - это значит осуществлять выборы, возникающие в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать за них ответ перед собой и обществом, в котором живешь. Быть личностью - это значит постоянно строить самого себя и других, владеть арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно овладеть своим собственным поведением, подчинить его своей власти. Быть личностью - это значит обладать свободой выбора и нести через всю жизнь его бремя.

В психологии имеется множество попыток выявления ядра личности. Имеющиеся подходы можно систематизировать следующим образом[2] .

1. Существенное разделение понятий «человек», «индивид», «субъект деятельности», «индивидуальность» (в смысле уникальности, неповторимости каждого человека) и «личность». Следовательно, нельзя сводить понятие «личности» к понятиям «человек», «индивид», «субъект», «индивидуальность», хотя, с другой стороны, личность-это и человек, и индивид, и субъект, и индивидуальность, но лишь в той мере, с той стороны, которая характеризует все эти понятия с точки зрения включенности человека в общественные отношения.

2. Следует различать «расширительное» понимание личности, когда личность отождествляется с понятием человек, и «вершинное» понимание, когда личность рассматривается как особый уровень социального развития человека.

3. Существуют разные точки зрения на соотношение биологического и социального развития в личности. Одни включают биологическую организацию человека в понятие личности. Другие рассматривают биологическое как заданные условия развития личности, которые не определяют ее психологические черты, а выступают лишь как формы и способы их проявления (А. Н. Леонтьев).

4. Личностью не рождаются - личностью становятся; личность формируется в онтогенезе относительно поздно.

5. Личность не есть пассивный результат воздействия извне на ребенка, а она развивается в процессе его собственной деятельности.

Если обобщить определения понятия «личность», существующие в рамках различных психологических теорий и школ (К.Юнг, Г.Олпорт, Э.Кречмер, К.Левин, Ж.Нюттек, Дж.Гилфорд, Г.Айзенк, А.Маслоу и других), то можно сказать, что личность традиционно понимается как «… синтез всех характеристик индивида в уникальную структуру, которая определяется и изменяется в результате адаптации к постоянно меняющейся среде» и «… в значительной мере формируется реакциями окружающих на поведение данного индивида».Итак, можно сказать, что личность человека это социальное по своей природе, относительно устойчивое и прижизненно возникающее психологическое образование, представляющее собой систему мотивационно – потребностных отношений, опосредующих взаимодействия субъекта и объекта.Такое определение личности вполне соответствует её пониманию в частности в отечественной психологии, ориентировавшейся на марксизм (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович). Во – первых личность является атрибутивной характеристикой каждого человеческого субъекта, но не самим этим субъектом. И во – вторых, что личность является такой психологической характеристикой субъекта, которая регулирует его отношения с объективной действительностьюТаким образом, личность это система мотивационных отношений, которую имеет субъект.А также, во – первых быть личностью значит быть субъектом собственной жизнедеятельности, строить свои витальные (в широком смысле контакты с миром). Психологические исследования личности как субъекта витальности – это изучение биологических предпосылок поддержания человеком своих взаимоотношений с миром. Уровень личности как «авторствования» человека применительно к построению им собственной жизни может быть зафиксирован в термине индивидуум или индивидуальный субъект.Во – вторых, быть личностью – это значит быть субъектом предметной деятельности. Последняя может быть раскрыта как производство человеком предметов духовной и материальной культуры и представлена в виде процессов опредмечивания и распредмечивания человеческих «сущностных сил». В – третьих, быть личностью – это быть субъектом деятельности общения.Необходимо различать собственно общение и коммуникацию. Общение же – это производство индивидами их общего (В.А.Петровский), что предполагает достижение взаимной идеальной представленности взаимодействующих сторон (в отличие от коммуникации, которая может иметь чисто инструментальный характер. Строго говоря, быть личностью, как субъектом общения невозможно без той или иной степени идеальной репрезентированности (отражённости) человека в жизни других людей.

1.2 Сущность понятия жизненных целей

Люди не умеющие ценить свое существование, считают жизнь однообразной и постоянно озабочены тем как бы «убить время» , Эти люди сами обесценивают и обессмысливают свою жизнь, они глухи к песням поэтов поющих гимн жизни. На земле человек - единственное существо, которому дарованы способность целесообразной практической деятельности, сила созидания и т.п. Людям необходим понять смысл жизни, найти в жизни свое место и открыть наилучшие пути преобразования бытия.

Людей, которые идут в ногу с историей, не пугают проблемы жизни. Им приходится не только задумываться над этими проблемами, но и ставить перед собой определенные цели и добиваться их осуществления. Эти цели придают жизни определенный смысл, вселяют в сердца людей надежду на будущее. Осмысление жизни рождает в человеке силу, способную перестроить мир, создать рай не на небесах, как учили религиозные проповедники, а на земле. Вопросы о смысле, цели и ценности жизни имеют не только теоретическое, но громадное практическое значение. Вот почему люди с самого возникновения общественной жизни проявили к ним не угасающий интерес.

Цель – это суть желание, мотив или цель. Цель может быть вменяемая (осознанная) и невменяемая (неосознанная). Вменяемая цель рождается на основе вменяемых действий (мышление это тоже действие). Например, желание поехать на экскурсию, позвонить другу, поесть, погулять в одиночестве, и так далее. Невменяемая цель рождается на основе инстинктов, невменяемых состояний. Например, в момент страха, человеку показалось что-то угрожающее. Он не думая, инстинктивно защищая себя, совершает действие, о котором, осознав потом содеянное, может сильно пожалеть. Основная (Главная) Цель Жизни – это основа существования человека, порождающая его прочие Цели (подцели).

Каждый человек в каждый момент своего существования совершает действия, поступки, преследуя некие маленькие или большие цели, но странное дело, практически никто не знает своей главной цели жизни.

Мы часто произносим фразу: «Жизнь нужно прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Сегодня эту фразу можно уточнить: «Нужно пробыть бытие в материальном мире так, чтобы не было мучительно больно за нереализованный итог бытия, невыполненное предназначение, неиспользованные дары Божьи — таланты и способности, за неиспользованную мудрость, накопленную в прошлых воплощениях, хранящуюся в нашем разуме, за нереализованность всех частей счастья, к которому должен стремиться человек».

Человек стремится получить образование, затем найти высокооплачиваемую работу, (а работать означает «рабом стать»). Какую следующую цель он ставит перед собой? Купить квартиру, дачу, машину и заработать много денег. Заработал, а зачем? Если заработал очень много, вкладывает их в дело, чтобы еще больше заработать, и тут приобретает недуг — хранить богатство, развивая в себе порок — жадность.

Кто-то энергично движется по властной лестнице, добиваясь максимальной власти, при этом ему уже ни до семьи, ни до детей, хотя он утверждает, что его труд в будущем принесет благо семье.

Кто-то в науке пытается сказать свое слово, забывая про дом, зарплату, семью, отдых. И вот человек достиг богатства, достиг власти, стал знаменитым, но нет здоровья, дети выросли и стали чужими, у них теперь нет времени для родителей, они также включились в эту гонку за призрачной целью, состарилась и жена. И только в этот момент он начинает понимать, что одной этой цели явно недостаточно[3] .

Кто-то полный идей и замыслов предлагает их обществу, но натыкается на стену непонимания, критику, даже на обвинения в опасности его идей для общества, после чего с обидой, ожесточением и пьянством проводит оставшиеся дни бытия, отравляя жизнь себе и своей семье.

1.3 Модели жизненных целей личности

Во многих теориях личности «активисты» (или «деятели») противопоставляются «мечтателям». Кто–то сначала действует, а потом размышляет (если на это остается время), а кто–то, наоборот, думает, а затем действует (если на это хватит сил). Один человек, согласно своей жизненной модели, занимает потребительскую позицию (он озабочен только тем, чтобы иметь и приобретать, наибольшее значение для него имеют некие зримые, осязаемые свидетельства его успеха). А другой человек должен узнать обо всем, что касается любого предстоящего ему действия (будь то перемена работы или простая покупка), прежде чем приступить к делу. Третьего больше всего заботят отношения — что подумают окружающие о каком–либо его поступке, как к этому поступку отнесутся дети, начальник, соседи и другие знакомые. А четвертый больше всего печется о своем внутреннем мире, самочувствии и сохранении самоуважения. Делать или знать для такого человека менее важно, чем быть удовлетворенным жизнью, быть счастливым, быть хорошим инженером, отцом или кем–то еще.

Все это (так же как потребность во внешнем признании или ее отсутствие, или же как побудительный мотив «стремиться к...» или «избегать...») примеры различных перцептивных карт реальности, с которыми мы постоянно сталкиваемся в процессе общения. И, хотя наиболее тесный контакт устанавливается с теми людьми, которые в чем–то похожи на нас, все же не следует недооценивать значение карт реальности, отличных от нашей. Эти карты часто кажутся нам непривычными (даже странными), и все только потому, что они не похожи на нашу собственную. Основные жизненные стратегии — действовать, иметь, знать, относиться и быть — оказывают огромное влияние на наше поведение и взаимоотношения с людьми. Как и все прочие модели, модель жизненной цели поможет вам лучше понять себя и других, что одинаково необходимо для установления тесного контакта с людьми и получения удовлетворения от общения[4] .

• Действовать

Если вашей главной целью было поделиться с собеседником некоторыми своими познаниями, тогда как именно знания и не представляют для него особой ценности (по крайней мере, сами по себе), то вряд ли вы добьетесь желаемого. И наоборот, разговор, нацеленный на побуждение человека к действию, возможно, даже немедленному и рискованному, окажется вполне уместным, если вы общаетесь с так называемым «деятелем». Неуверенный в себе, постоянно погруженный в размышления человек, скорее всего, с подозрением отнесется к тому, кто готов, не задумываясь, браться за любое дело, и наоборот. Поэтому общение между подобными разными людьми будет напряженным и в высшей степени неэффективным. Но в жизни есть место и «деятелям», и «мыслителям». А также тем, кто знает сильные и слабые стороны первых и вторых, тем, кто общается с ними на особом языке. Как мы уже говорили, ответственность в большей степени лежит на инициаторе общения. В качестве инициатора обычно выступает энергичный деловой человек, ему всегда есть, что сообщить другим. Или, точнее, такому человеку необходимо достичь определенной цели в процессе общения.

Ответственность за успех в общении — не всегда тяжкое бремя. Довольно часто удается ценой сравнительно небольших усилий примирить друг с другом людей, по–разному воспринимающих мир. Ваши старания будут более чем щедро вознаграждены итогом, результатом. Предположим, вы — начальник отдела и перед вами стоит некая задача, для выполнения которой необходимо пополнить свои знания, раздобыть важную информацию. Скорее всего, для этого придется что–то делать: встречаться и беседовать с людьми, бывать в разных местах, делать для себя какие–то заметки, готовить отчеты, выступать с сообщениями, звонить по телефону и т. п. Такое задание наиболее подойдет «деятелю». Ваша же задача состоит в том, чтобы сформулировать задание, используя термины действия. Для этого вам, вероятно, придется немного изменить содержание задачи, но эти изменения будут скорее косметическими. Главное же — это выбор способов общения, те слова, которыми вы будете разъяснять задачу. Так же важны и те мысленные образы, которые при этом должны возникнуть у человека, с которым вы говорите. Если при этом вы еще и умеете определять сенсорные предпочтения людей (см. главу 7), то в руках у вас окажется мощное орудие управления людьми, с которыми в противном случае вам было бы чрезвычайно трудно договориться.

• Иметь

Давайте сначала рассмотрим конкретный пример. Допустим, некая группа занята изучением иностранного языка на вечерних курсах. Один человек будет стремиться закончить курс, другой — получить более глубокие знания. Третьему важнее всего отношение к нему людей, как в группе, так и вне ее. Он мечтает порадовать их и произвести на них впечатление. Четвертый хочет быть переводчиком, потому что стремится быть финансово независимым. Еще для кого–то главным является получение диплома об окончании курсов, и он приложит массу усилий для того, чтобы можно было наконец взять в руки зримый и осязаемый результат своего труда. Таким образом, у всех этих людей есть побудительный мотив, но у каждого из них он соответствует своей мета–программе. Даже если люди заняты в одной сфере деятельности, у них могут быть разные жизненные ценности и убеждения и даже сходные цели они могут формулировать по–разному.

Для человека, ориентированного «иметь», наиболее важны конкретные осязаемые свидетельства его успеха — массивное серебряное пресс–папье на столе, солидное кресло, внушительных размеров кабинет, большая зарплата. Все это имеет для такого человека гораздо большее значение, чем результаты трудов, знания или отношения с людьми (которые он может легко испортить в своем стремлении к обладанию).

Побуждая к действию человека, ориентированного обладать, следует надавить посильнее на своего рода «кнопки» — иметь и обладать. Объясните этому человеку, что он будет иметь в итоге, — это явится для него лучшим стимулом к

действию. Примите во внимание особенности его личности и постарайтесь подстроиться к ним. «Добейтесь отчета от Ланы, узнайте мнение Риты по этому вопросу, кратко изложите ваши предложения и передайте проект документа секретарю. Сможете ли вы выполнить все это к пятнице?» Ваша речь должна звучать естественно и быть понятной собеседнику, что поможет вам договориться.

• Знать

Некоторым людям необходимо знать, прежде чем что–либо делать или стать обладателем чего–либо. Они прочтут все доступные им рекламные проспекты, прежде чем выберут маршрут путешествия. Они внимательно изучат инструкцию, прежде чем осмелятся включить новый прибор. Люди подобного типа обычно затрачивают много времени на планирование. Они взвешивают все «за» и «против» и собирают информацию по интересующему их вопросу. Не столь важно действие или получение некоего осязаемого результата, если им придется действовать, основываясь на недостаточных знаниях. Возможно, вы узнали кого–нибудь в этом описании (самих себя или кого–то из близких друзей или коллег по работе). Обычно таким людям трудно дается получение конкретного результата. Если целью вашего общения является сообщение некой информации, с человеком рассматриваемого нами типа у вас не будет проблем. Но если вы ставите перед собой цель добиться от него действия и получить осязаемый результат, то вам придется соответственно подстраиваться к собеседнику. В любой поставленной задаче всегда присутствуют элементы знания (так же как и действия и обладания). Вам необходимо выделить эти элементы для того, чтобы с большей выгодой для себя использовать сильные стороны человека, ориентированного на получение знаний, перекинуть мост между вашими индивидуальными картами реальности и установить тесный контакт с собеседником. Человек подобного типа не откажется и от активной деятельности, если нужно будет узнать нечто важное. Кроме того, он будет стремиться к обладанию тем, что он считает необходимым для пополнения своих знаний. «Марк, вам необходимо будет определить (узнать), достаточно ли у нас людей для этой работы. Вы же помните (знаете), что было в прошлый раз. Мы оба должны отчетливо осознавать (знать), что еще может повлиять на ход дела. Я уверен (знаю), вы сделаете все необходимое, примените все ваши знания».

Аналогично, «деятель», возможно, тоже не будет иметь ничего против того, чтобы приобрести знания, необходимые для выполнения того или иного задания. Итак, тот способ общения, который вы используете в каждом конкретном случае, для вас может быть равнозначен выбору между успехом и поражением вашего предприятия.

• Относиться

Эта стратегия имеет много общего с потребностью во внешнем признании, о которой мы уже говорили. Здесь главным критерием оценки поведения человека является мнение о нем других людей. Так, например, «обладание» будет важно лишь в том случае, если кто-то (например, сосед) сможет что-либо подумать или сказать об этом «обладании». То же самое относится к «знанию» и «действию» — «действительно ли другие поступают так же?», «что об этом скажут другие?».

• Быть

Существует серьезное различие (и не только романтическое) между тем, чтобы хорошо делать свою работу и быть хорошим работником; между тем, чтобы преуспевать в жизни и тем, чтобы быть преуспевающим; между тем, чтобы обладать чем-то, что может сделать вас счастливым, и тем, чтобы быть счастливым. Эти различия основываются на разных представлениях о временной оси, о чем мы уже говорили ранее. Слово «быть» связано преимущественно с настоящим временем, а также с личностным самосознанием и с целями высшего уровня (такими как получать от жизни удовлетворение или реализовать себя), тогда как на более низких уровнях находятся частные, конкретные цели (добиться повышения зарплаты, закончить обучение в вечерней школе). С этой точки зрения человек, контролирующий выполнение проекта, должен стремиться быть контролером, быть в курсе всех событий, быть на шаг впереди других, руководить (быть) всей подготовительной работой, уложиться (быть) во временные рамки и в пределы бюджета. «Скажем прямо, Валерий, мы все будем счастливы, если вам удастся справиться с этой задачей».

Как и в случае с сенсорными предпочтениями, мы выбираем какую–то одну стратегию жизненной цели. Конечно, мы знакомы со всеми ними, но они имеют для нас разную значимость, и одни из них в нашем сознании подчинены другим. Например, мы делаем для того, чтобы иметь или быть; или нам надо знать для того, чтобы налаживать отношения. Общее же правило остается прежним: стратегия, или способ мышления, определяет собою поведение. При этом нельзя забывать, что наши индивидуальные карты реальности могут изменяться, вследствие чего мы начинаем видеть вещи в новом свете. Наши стратегии могут и должны меняться с течением времени; например, это часто происходит при перемене места жительства, рождении ребенка или после прочтения книги, которая произвела на нас особое впечатление.

2. Бабушки и дедушки, их виды, функции и роль в проявлении жизненных целей личности

2.1 Понятие роли бабушки/дедушки и их виды

Семья -это не только родители и дети. Большую или меньшую роль в ней часто играют бабушки и дедушки, а иногда и другие родственники. Независимо от того, живут они вместе с семьей или нет, их влияние на детей нельзя упускать из виду.

Прежде всего следует сказать о помощи, которую оказывают сегодня бабушки и дедушки в уходе за детьми. Они заботятся о них, пока родители на работе, ухаживают за ними во время болезней, сидят с ними, когда родители по вечерам уходят в кино, театр или в гости, тем самым в какой-то мере облегчая родителям их труд, помогая им снять напряжение и перегрузки. Бабушки и дедушки расширяют социальный кругозор ребенка, который благодаря им выходит из тесных семейных рамок и приобретает непосредственный опыт общения со старшими людьми.

Дедушки и бабушки всегда отличались способностью дать детям какую-то долю своего эмоционального богатства, чего не успевают иногда сделать родители ребенка или из-за недостатка времени, или из-за своей незрелости. Говорят, что между старыми людьми и детьми существует какая-то "мистическая связь": сказка, которую рассказывает дедушка, намного интереснее, чем та же самая, рассказанная отцом. Дедушка и бабушка занимают в жизни ребенка и потому такое важное место, что они ничего не требуют от него, не наказывают его и не бранят, но постоянно делятся с ним своим душевным богатством. Следовательно, роль их в воспитании малыша бесспорно важна и довольно значительна. Однако не всегда она положительна[5] .

Нередко многие бабушки и дедушки портят детей излишней снисходительностью, чрезмерным вниманием, тем, что исполняют каждое желание ребенка, задаривают его подарками и чуть ли не покупают его любовь, перетягивая на свою сторону. В отношениях бабушек и дедушек со своими внуками есть и другие "подводные рифы". Дело в том, что они подрывают авторитет родителей, когда разрешают ребенку делать то, что они запретили. Случается, что бабушки берут на себя роль матери, заслоняя собой настоящую мать ребенка. Иногда бабушки и дедушки требуют, чтобы все с ними делились, хотят быть в курсе всех семейных дел, все решать сами, во все вмешиваются и т.п. Главная трудность здесь в том, что они оказывают иногда решающее воздействие на ребенка, однако ответственности за него уже не несут, и когда в воспитании что-то идет не так, они обвиняют в этом родителей.

Трудности, связанные с влиянием на детей бабушек и дедушек, конечно, в каждой семье бывают разными, многое зависит от близости отношений (совместное или отдельное проживание), от периода жизни семьи (самым серьезным является период начального приспособления), от того, чьи это родители (матери или отца), от социальной зрелости семьи и от многий других обстоятельств. Для молодых и старых сегодня, идеальной представляется модель "близкие отношения на известном расстоянии": молодая семья живет отдельно, но ходит в гости и пользуется услугами старых родителей, в свою очередь, молодые помогают старикам пережить болезни и одиночество.

Однако в любом случае совместное сосуществование поколений является школой личной зрелости, иногда суровой и трагической, а иногда - приносящей радость, обогащающей взаимоотношения людей. Больше, где бы то ни было, люди здесь учатся взаимопониманию, взаимной терпимости, уважению и любви. И та семья, которой удалось преодолеть все трудности отношений со старшим поколением, дает детям много ценного для их общественного, эмоционального, нравственного и психического развития.

Люди старшего поколения, которые носят гордые звания бабушек и дедушек, всегда стараются активно принимать участие в воспитательном процессе обожаемого внука или внучки. Именно бабушки и дедушки с удовольствием балуют детей, потакают их капризам или же, наоборот, считают, что дитя нужно держать в «ежовых рукавицах».

Есть несколько, так сказать, видов бабушек[6] . «Обычные» бабушки в основном заботятся о том, чтобы ребенок вовремя поел, погулял, покупался. Они не склонны вмешиваться в воспитательный процесс. Такие бабушки могут баловать внука сладостями, игрушками.

Бабушки «активные» практически полностью погружаются в воспитание малыша. Они гуляют с ребенком, помогают ему делать уроки, посещают с ребенком выставки или театры. Такие бабушки очень хорошо чувствуют, когда внуку нужна поддержка и оказывают ее.

«Отстраненные» и чисто «символические» бабушки практически не участвуют в воспитании ребенка. Такие бабушки встречаются со своими внуками несколько раз в год.

К какой бы из этих категорий не относилась бабушка Вашего ребенка, всегда лучше заранее договориться с ней о методах воспитания Вашего малыша во избежание конфликтных ситуаций.

2.2 Роль бабушек и дедушек в проявлениях жизненных целей личности

Очень много написано о той роли, которую играют отец и мать - особенно мать - в воспитании ребенка. Именно они - центральные фигуры "родительской педагогики". Гораздо более скромная роль отводится бабушке. Между тем если иметь в виду реальную расстановку сил в современной семье, то игнорирование бабушки или какое-либо умаление ее значения по меньшей мере неразумно. Ныне это фигура первого плана. Выдвижение бабушки на авансцену семейной педагогики имеет свои социально-экономические предпосылки.

Не следует забывать, что во многих регионах страны на смену многодетной семье, где многие воспитательные функции и участие в организации семейного быта были возложены на самих детей, мера вклада которых определялась порядком рождения, пришла семья с одним или двумя детьми. Семья, где отец и мать работают и будут работать на протяжении всего детства и отрочества их ребенка, а следовательно, времени на осуществление важнейших воспитательных задач, которые общество возлагает на семью, будет неизбежно не хватать. И тогда надежды молодой семьи, если не говорить о системе общественного воспитания, группах продленного дня, внешкольных учреждениях, значение которых трудно переоценить, фокусируются на бабушке, в ней видят якорь спасения. Бабушка как раз в это время может выйти на пенсию, ее к этому побуждают, от нее этого ждут, наконец, просят и требуют: "Пусть такой вид помощи молодой семье - "приходящая бабушка", пусть приедет к нам из деревни (если она там живет), пусть вернется в деревню (если она проживает в городе), пусть уедет от сестры (она уже вынянчила племянника), пусть дед... временно поживет один!"

Молодая семья готова на всё - только пусть будет бабушка! Ее можно понять: в самом деле, не давать же объявление: "Требуется бабушка к ребенку двух лет...", а бабушка требуется. Но появление бабушки в семье нельзя уподобить приобретению многоцелевого кухонного агрегата. Ее появление (я чуть не написал - воцарение) трансформирует всю систему семейных отношений и оказывает серьезное влияние на процесс воспитания.

Согласно теории основателя детской психологии в России Л.С. Выготского, именно взрослый придает смысл действиям ребенка. Соответственно, чем больше взрослых (близких взрослых) – тем больше смыслов: общаясь с родителями и прародителями, ребенок воспринимает разные взгляды, разные точки зрения на одни и те же поступки и явления. Причем это точки зрения разных поколений, которые могут радикально отличаться друг от друга. Множество мнений порождает особое пространство – зону вариативного развития, позволяющую ребенку активно включаться в процесс собственной жизнедеятельности. Это в дальнейшем поможет ему вставать на позицию другого, учитывать чужую точку зрения, считаться с мнением других. Это означает, что благодаря такой многопозиционности, представления ребенка будут богаче и шире. Погружаясь в такую полисмысловую, разнопозиционную, социальную ситуацию развития, которую создает многопоколенная семья, ребенок получает более объемное, глубокое представление о многих явлениях окружающего мира. Кроме того, общаясь поочередно с родителями и прародителями, он имеет возможность проследить генезис этих представлений («в наше время было так, сейчас – иначе»).

Учеными установлены определенные особенности в психическом развитии детей из многопоколенных семей[7] . Общий эмоциональный фон у этих детей является более благоприятным, по сравнению с детьми из нуклеарных (мама-папа-ребенок) семей. Для них характерен более положительный эмоциональный настрой, открытость окружающему миру. Дети, проживающие с бабушками, более непосредственны в общении, лучше сформирован образ собственного Я. Это выражается, во-первых, в более полном знании собственных предпочтений и интересов (они лучше знают, чего хотят, и адекватно добиваются своего). Во-вторых, у детей из многопоколенных семей лучше сформированы представления о статусе своей семьи, роде занятий родителей, о самих себе, своем месте в обществе и среди друзей (социальное Я). Наконец, дети с бабушками более интеллектуально состоятельны в школе, особенно в младших классах. Психологическое исследование развития интеллекта у маленьких детей, проведенное в 80-х годах, показало, что моторный интеллект младенцев, проживающих в многопоколенной семье, то есть имеющих наиболее тесный контакт с бабушками и дедушками, выше, чем у младенцев, проживающих в нуклеарной семье. Это явление получило название «эффект бабушки».

Общение с бабушкой и дедушкой позволяет ребенку удерживать связь с прошлым, иметь более четкое представление о жизни предыдущих поколений. У него возникает более глубокая пространственно-временная перспектива, в результате чего его картина мира будет отличаться от картины мира ребенка, не знающего историю развития семьи и своего места в ней. Прародители (в основном бабушки) имеют большую возможность познакомить внуков с устным народным творчеством, чем родители. Все жанры фольклора, игровые сюжеты, а также стихи, пословицы и поговорки, колыбельные песенки и сказки – все это ребенок слышит в большей части от бабушек, хотя фольклор называется «материнским», и, переработанный тысячами поколений, он является золотым фондом народной педагогики. Колыбельные песни, например, помогают ребенку зафиксировать собственное место его в этом мире и таким образом успешнее структурировать пространство окружающей среды, а народные сказки не только помогают различению добра и зла, но и фиксируют модели «доброго молодца и красной девицы» и, в конечном счете, формируют идеальный образ будущей семьи.

Прародители способствуют передаче традиций, культурных норм и ценностей, этических принципов, то есть всего того, чего не хватает в современном обществе. Для детей из многопоколенных семей характерно более глубокое (по сравнению с детьми из нуклеарных семей) понимание таких представлений, как дружба, счастье, хорошее и плохое.

Во взаимодействии с прародителями дети опробуют новые модели межличностных отношений (такие как проблемы дистанции, границ, правил и норм поведения, степени контроля). Вероятно, что такие формы взаимодействия между прародителями и внуками обусловлены более высокой степенью принятия и низким контролем. Прародители предоставляют более безопасное пространство для осуществления этих проб. Жизненная стабильность особенно важна для маленьких детей. Им необходим четкий распорядок дня, в котором присутствуют знакомые, привычные для них действия, то есть необходима повторяемость происходящего. На ее основе формируется чувство безопасности, которое знаменитый американский психолог Э.Эриксон определил как «базовое доверие» к миру.

Специфика отношения прародителей к внукам задает особую социальную ситуацию развития ребенка в многопоколенной семье. Наиболее существенные отличия в родительском и прародительском отношении к ребенку наблюдаются в стиле взаимодействия и эмоциональных отношениях. В связи с нуклеаризацией семьи и отдельным проживанием молодой семьи сегодня, прародители реже оказываются главой семьи, что было характерно для традиционной семьи в России (большак – как правило, самый старший мужчина в семье, большуха (старшуха) – обычно мать и свекровь для остальных женщин в крестьянских семьях; старшие члены семьи как хозяева имений, крепостных и челяди в дворянских семьях и т.п.). При этом прародители (особенно бабушки) все же сохраняют важную роль в воспитании и развитии внуков.

Однако, несмотря на множество положительных моментов участия в воспитании ребенка бабушки и дедушки, существует опасность чрезмерной опеки, что, в свою очередь, приводит к избалованности, эгоизму, отсутствию самостоятельности и чувства ответственности у малыша, а затем и у молодого человека, формированию в нем социального инфантилизма. В наших семьях нередко наблюдаются коалиции между прародителями и внуками подросткового возраста. Дедушки и бабушки начинают покрывать безумства подросших любимых внучки/внука и беззаветно защищать их перед родителями, таким образом, неосознанно как бы продлевают их детство и свое прошлое значительное положение в семье.

Мы должны помнить: бабушки и дедушки не смогут заменить детям родителей и дать то, что могут дать только родители. В данном же случае слишком сильная и активная забота о чадах может иметь отрицательные последствия и сыграть злую шутку и с малым, и со старым. Несогласованность в выборе методов воспитания родителей и старшего поколения значительно осложняет жизнь ребенка, поэтому взрослым следует научиться договариваться друг с другом о непротиворечивом стиле общения с малышом, а также стараться избегать возникновения конфликтов в этом сложном вопросе. Стремление всех членов семьи к объединению, взаимному согласию и пониманию обогащает жизнь детей и помогает им вырасти полноценными людьми.

В чем же заключается важность и необходимость сохранения этих удивительных отношений, взаимной нежной привязанности, трогательной любви и заботы, преданной и верной дружбы между бабушками-дедушками и внучатами?[8] Педагоги, психологи, медики пришли к единодушному мнению, что помощь прародителей в воспитании детей оказывает благоприятное воздействие на психологический климат молодой семьи при условии тактичного, бережного, доброжелательного и уважительного отношения друг к другу всех ее членов. Малыш, окруженный заботой прародителей, в меньшей степени страдает от недостатка внимания со стороны работающих и вечно занятых своими делами родителей. Такой ребенок, как правило, ощущает себя защищенным, значимым, любимым, а потому и более уверенным в своих силах и способностях. Бабушкам и дедушкам, способным внимательно выслушать ребенка и понять детскую душу, малыши чаще, чем родителям, доверяют свои сокровенные тайны, делятся с ними негативными переживаниями и радостями, не боятся задавать даже самые смелые вопросы, тревожащие их ум. Жизненный опыт старших позволяет тактично подойти к решению любой проблемы, связанной с особенностями роста и развития ребенка. Они могут дать множество полезных советов родителям по вопросам лечения, учения, общения вашего малыша, предупредить вас о возможных ошибках в воспитании ребенка, взять на себя обязанности по развитию его умственных способностей, подготовить к школе, научить общаться со сверстниками и т.д.

Особое отношение бабушек и дедушек к детям, по сравнению с родителями, отмечается многими исследователями. Недаром в народе возникла поговорка о том, что «Первый ребенок – это последняя кукла, а первый внук – это первый ребенок». Взаимоотношения между прародителями и внуками не отягощены огромным количеством обязанностей друг перед другом, как это происходит у детей с родителями. Наоборот, прародители, свободные от воспитания собственных, уже вставших на ноги детей, могут бескорыстно посвятить свое время такому же свободному от взрослых забот внуку. Это полезно не только для ребенка, но и для самих бабушек и дедушек. И здесь уместна еще одна глубокая народная мудрость: «Дети до венца, а внуки – до конца»…

Каковы же функции прародителей в современной семье:

Постоянство. Прародители воспринимают себя как символ стабильности, как интегрирующий центр, как сдерживающий фактор при угрозе распада семьи.

Семейная «национальная гвардия». Обычно ими движет желание принимать активное участие в жизни семьи и забота о подрастающем поколении. Они призваны быть рядом в трудный момент, оказывать поддержку в кризисной ситуации.

Арбитры. Их действия направлены на сохранение и согласование семейных ценностей, что помогает сохранить связь между поколениями и способствовать разрешению внутрисемейных конфликтов.

Сохранение семейной истории. Поддерживают преемственность между поколениями. Передача семейного опыта, сохранение семейных реликвий, семейных традиций и ритуалов является символом стабильности семьи, показателем того, что старшее поколение продолжается в младшем, это делает семейное существование людей более осмысленным.

Духовно-нравственное развитие (передача духовных знаний, религиозных представлений, нравственных смыслов, семейных ценностей и установок и т.п.) – эта функция бабушек является одной из основных. Не только знания моральных норм, религиозных обрядов и церковных праздников, но и горячая вера и молитва, жертвенность и терпение запечатлеваются навсегда в детском сознании.

Поэтому однажды, когда бабушки не станет, взрослый внук, будто очнувшись, впервые переступит порог храма, неловко перекрестится и спросит: «У меня бабушка умерла... Могу я что-то сделать для неё?»

Заключение

В жизни молодой семьи бабушки зачастую играют огромную роль. Нередка ситуация, когда старшее поколение помогает молодой семье материально или обеспечивает жильем. При появлении ребенка, бабушки вносят весомый вклад в дело ухода и воспитания.

Дедушки и бабушки всегда отличались способностью дать детям какую-то долю своего эмоционального богатства, чего не успевают иногда сделать родители ребенка или из-за недостатка времени, или из-за своей незрелости. Говорят, что между старыми людьми и детьми существует какая-то "мистическая связь": сказка, которую рассказывает дедушка, намного интереснее, чем та же самая, рассказанная отцом. Дедушка и бабушка занимают в жизни ребенка и потому такое важное место, что они ничего не требуют от него, не наказывают его и не бранят, но постоянно делятся с ним своим душевным богатством. Следовательно, роль их в воспитании малыша бесспорно важна и довольно значительна.

Совместное сосуществование поколений является школой личной зрелости, иногда суровой и трагической, а иногда - приносящей радость, обогащающей взаимоотношения людей. Больше, где бы то ни было, люди здесь учатся взаимопониманию, взаимной терпимости, уважению и любви. И та семья, которой удалось преодолеть все трудности отношений со старшим поколением, дает детям много ценного для их общественного, эмоционального, нравственного и психического развития.

Все о чем говорилось в данной работе показывает, на сколько огромно влияние прародителей на проявление жизненных целей личности. Чем больше ребенок знает о себе, родителях и окружающем мере, тем четче у него формируются собственные цели и желания. А знакомство с окружающим миром, самим собой и родителями бабушки делают более обширным, глубоким и детальным.

Список использованной литературы

1. Гарбузов В.И. От младенца до подростка - С. - Петербург, 2006.

2. Ковалёв А.Г. Психология личности.- М.; «Просвещение», 2006, 391с.

3. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. - М., 2004.

4. Кулик Л.А, Н.И.Берестов. Семейное воспитание. М.,Просвящение 2000г.
Махов Ф.С. Кого мы растим - Москва, 2001.

5. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования / Пер. с англ. М.С.Жамкочьян под ред. В.С.Магуна – М.: «Аспект Пресс»,2000 – 607с.

6. Положение детей России в 2003 г. М., // Дом, 2004, с.24

7. Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире. М.: Просвещение, 2001.

8. Сысенко В.А. Отцы и дети. / Социологические исследования. 2006. №2. С. 100.

9. Фолкен Чак Т. «Психология – это просто». – М.: Агентство «ФАИР», 2008г.

10. Франкл Виктор. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 2005.

11. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: ЗАО Изд.Питер. 2002 г. Серия «Мастера психологии»
[1] Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования / Пер. с англ. М.С.Жамкочьян под ред. В.С.Магуна – М.: «Аспект Пресс»,2000 – 607с.[2] Ковалёв А.Г. Психология личности.- М.; «Просвещение», 2006, 391с.

[3] Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. - М., 2004.

[4] Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. - М., 2004.

[5] Кулик Л.А, Н.И.Берестов. Семейное воспитание. М.,Просвящение 2000г

[6] Махов Ф.С. Кого мы растим - Москва, 2001.

[7] Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире. М.: Просвещение, 2001.

[8] Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире. М.: Просвещение, 2001.