Реферат: Научно-технологический прогресс на предприятии

Название: Научно-технологический прогресс на предприятии
Раздел: Промышленность, производство
Тип: реферат

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ВЫСШАЯ ШКОЛА УПРАВЛЕНИЯ И БИЗНЕСА

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

ОТЧЕТ

о преддипломной практике

на Минском хлебозаводе №4

Студент 5 курса ВШУБ гр.ЭУП-3 _______Ю.В.Евстафьев

Руководитель

Доцент _______О.Н. Лопачук

Руководитель от предприятия –

инженер по организации и

нормированию труда _______ Е.В. Жолуд

МИНСК

2005

СОДЕРЖАНИЕ

Введение_______________________________________________________3

1. Предприятие как субъект хозяйствования__________________________5

2. Научно-технологический прогресс на предприятии_________________14

3. Управление предприятием______________________________________31

4. Планирование________________________________________________38

Индивидуальная часть программы:

«Формы, методы и эффективность деятельности предприятия»_________42

Заключение____________________________________________________46

ВВЕДЕНИЕ

Хлебопекарная промышленность Комитета по хлебопродуктам - одна из ведущих и наиболее развитых отраслей пищевой индустрии нашей республики. В настоящее время она представлена 60 хлебозаводами, мощностью от 30 до 130 тонн в сутки хлебобулочных изделий, входящих в состав областных и Минского городского производственных объединений. Общая мощность составляет 4,0 тыс. тонн в год. В состав хлебозаводов входят 53 кондитерских цеха, мощности которых позволяют вырабатывать 40,5 тыс. тонн в год кондитерских изделий, 1 макаронный цех мощностью 1,8 тыс. тонн макаронных изделий в год и 8 цехов по производству безалкогольных напитков мощностью 819 тыс. дал в год.

Хлебопекарные предприятия системы хлебопродуктов вырабатывают 75% хлеба и хлебобулочных изделий от общего производства в республике, обеспечивают своей продукцией свыше 7 млн. человек. Ассортимент изделий, вырабатываемый ежесуточно на хлебозаводах, насчитывает более 300 наименований хлебобулочных и около 400 кондитерских и постоянно расширяется. Специалисты отрасли работают над улучшением качества, увеличением объемов расфасованной и упакованной продукции с целью повышения ее конкурентоспособности. При хлебозаводах функционируют около 300 магазинов, в том числе 54 фирменных.

Минский хлебозавод является структурной единицей, организационно- обособленной частью ПО «Минскхлебпром».

Ввод в эксплуатацию хлебозавода №4 состоялся в 1956 году. Первым директором была назначена О.В. Подвищенская.

Как и все предприятия объединения «Минскхлебпром», завод неоднократно подвергался реконструкции.

В 80-е годы устанавливаются импортные тоннельные печи с сетчатым подом для выпечки булочных и кондитерских изделий, вводится в действие импортная комплексно механизированная тесторазделочная линия для булочных изделий мелкого развеса с начинками.

В 90-е годы производится коренная реконструкция участка по изготовлению вафельных тортов: внедрены охлаждающий конвейер, намазочная и резальная машины; создается новый участок по выработке вафельных трубочек с наполнителями.

Цель деятельности хлебозавода- удовлетворение потребностей населения в хлебобулочных и кондитерских изделиях, на основе неуклонного повышения качества продукции и снижении ее себестоимости; специализации производства внутри завода; механизации, компьютеризации и автоматизации производственных процессов; совершенствование техники, технологии и организации производства; более эффективного использования основных фондов, материалов и оборотных средств; повышения производительности труда; увеличения производственных мощностей.

Основной задачей завода является производство хлебобулочных и кондитерских изделий, а также:

обеспечение развития производственно- технической базы предприятия, его технического перевооружения и реконструкции;

осуществление организационно-технических мероприятий по дальнейшему улучшению ассортимента и качества вырабатываемой продукции;

выполнение плана поставок продукции, отгрузки хлебобулочных и кондитерских изделий согласно договоров;

снижение затрат на производство продукции.

Для выполнения этих задач разработана «Программа мероприятий по снижению затрат на производство продукции хлебозавода № 4 на 2005 год.

1. ПРЕДПРИЯТИЕ КАК СУБЪЕКТ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ.

Производственная мощность завода сегодня 59,5 тонны хлебобулочных изделий в сутки и 1390 тонн в год кондитерских изделий. Хлебозавод специализируется на выпуске диетических изделий, вафельных тортов. Вырабатывается широкий ассортимент булочных изделий. В настоящее время ведется реконструкция на булочной линии в целях механизации производственных процессов и увеличения выработки батонов.

Кроме тортов на предприятии изготавливают и другие кондитерские изделия: кексы, рулеты, бисквиты, коврижки, белорусские сладости. Имеется на заводе установка для выпечки очень трудоемкого, но и интересного изделия бисквита «Казачны».

При заводе работает магазин «Горячий хлеб», есть свой ФОК, стоматологический кабинет, клуб. Руководит хлебозаводом М.В.Садовничий.

Все основное сырье поступает на завод от изготовителей своей республики. Данные о структуре сырьевой базы и основных поставщиках сырья приведены в таблице 1.1.

Таблица 1.1.Среднегодовая потребность в сырье и основные его поставщики в 2004 г.

Наименование Ед. изм Кол-во Поставщик
1 2 3 4
Мука ржаная обдирная Тонн 1131 Минский мелькомбинат
Мука ржаная сеяная Тонн 1048 Минский мелькомбинат
Мука пшеничная 2 с Тонн 200 Минский мелькомбинат
Мука пшеничная 1 с Тонн 1870 Минский мелькомбинат
Мука пшеничная в/с Тонн 2680 Минский мелькомбинат
Солод белый и красный Тонн 14 Марьиногорское предприятие
Отруби пшеничные Тонн 28 Минский мелькомбинат
Сахар Тонн 124 ОАО Слуцкий сахзавод
Сироп сахарный Тонн 103 СП “Ароматик” г. Держинск
Масло сливочное Тонн 3,2 Минский маргариновый завод
Масло растительное Тонн 73,2 База Колодищи БелХим
Молоко сухое обезжиренное Тонн 5 Минский молкомбинат
Маргарин Тонн 32 Минский маргариновый завод
1 2 3 4
Повидло яблочное Тонн 3,7 Клецкий консервный завод
Дрожжи Тонн 97

ОАО “Дрожжевой комбинат”

г. Минск

Соль пищевая Тонн 115

ПО “Беларуськалий”

г. Солигорск

Меланж Тонн 31 Кобринская птицефабрика
Изюм Тонн 9 УП “Иримия”
Мак Тонн 21 ОДО Белпищеснаб
Орех Тонн 47 ОДО Белпищеснаб
Кунжут Тонн 19 ООО “Белросресурсы”
Глазурь шоколадная Тонн 23 ОАО “Коммунарка”
Патока крахмальная Тонн 8 ОАО Краснобережский крахмально-паточный комбинат
Яйцо Тыс. шт 725 Крупская птицефабрика
Мед Литры 200 Минский хл-д №6
Молоко сгущенное с сахаром Тонн 27 Минский молкомбинат
Желатин Кг 2100 Могилевский желатиновый завод
Спирт Литры 101 ОАО «Кристалл»
Коньяк Литры 247 ОАО «Кристалл»

Опыт сотрудничества и устойчивые деловые отношения Минского хлебозавода №4 с поставщиками показывают, что завод является надежным партнером, в сотрудничестве с которым заинтересованы многие компании.

Сырье на хлебозавод доставляют автотранспортом. Оптимальные условия хранения для каждого вида сырья различны и зависят от физического состояния, химического состава и свойств сырья.

Все поступающее сырье хранится и подготавливается к производству в соответствии с санитарными правилами и нормативами для пищевых предприятий и полностью отвечает всем требованиям по качеству.

Производственные мощности Минского хлебозавода №4 позволяют поставлять хлебобулочные изделия населению Минского района и следующих населенных пунктов: г. Барановичи, Молодечно, Вилейка, Лида, Червень, Морковка, Миоры.

Показатели производства хлебобулочных изделий в тоннах за последние три года приведена в таблице 1.2.

Таблица 1.2.. Производство хлебобулочных изделий

Наименование хлебобулочного изделия факт 2001 г факт 2002 г факт 2003 г
Хлеба формовые 9220 8845 8254
Хлеба подовые 3100 2480 1940
Булочные из муки в/с 3282 3723 4182
Булочные изделия 1 с 2836 2689 2580
Булочные изделия 2 с 73 68 -
Сдобные изделия 132 141 384
Всего хлебобулочных 18642 17946 17340

Из таблицы 1.2. видно, что производство хлебобулочных изделий в целом по заводу за последние 3 года снизилось в основном за счет снижения выпуска продукции ржаной муки и муки первого и второго сортов. В тоже время выпуск сдобных изделий и хлебобулочных изделий из муки высшего сорта вырос, что связано со сложившимся спросом.

Мощность кондитерского участка в ассортименте – 1,5 тонн/сутки. Среднесуточная мощность – 230 кг/ч, использование – 46 %, режим работы – односменный. На участке вырабатываются следующие виды изделий: полуфабрикаты к пирожным заварным и для мягких тортов, торты: «Любимчик» (1,0 кг), «Медовик» (0,5 кг), «Брависсимо» (1,0 кг) и другие.

Пирожные: «Лакомка» (0,04 кг), «Для Вас» (0,04 кг), «Пралеска» (0,025 кг), «Коржик белорусский» (0,05 кг), «Песочное кольцо» (0,05 кг), «Огонек» (0,04 кг), «Пряники» (весовые).

Показатели производства кондитерских изделий в тоннах за последние три года приведены в таблице 1.3.

Таблица 1.3. Производство кондитерских изделий (тонн).

Наименование кондитерского

изделия

Факт 2001 Факт 2002 Факт 2003
Торты 95 93 89
Пирожные 41 38 28
Кексы, бабы, рулеты 8 7 6
Печенье 28 29 4
Пряники 28 26 21
Коврижки 15 13 7
Всего кондитерских 215 206 155

Из таблицы 1.3. видно, что за последние три года резко снижается выпуск кондитерских изделий, что связано с падением спроса на них в связи с перенасыщением рынка импортными кондитерскими изделиями.

Определение себестоимости продукции – одна из основных учетных функций. Информация о себестоимости продукции используется не только для определения стоимости материальных запасов. В зависимости от этой информации предприятия устанавливают продажную цену продукции. Итак, по Минскому хлебозаводу №4 отобразим эти показатели в таблице 1.4.

Из таблицы 1.4. можно сделать вывод, что наибольший удельный вес в затратах на производство продукции занимают материальные затраты, а именно затраты на сырье и материалы.

Себестоимость является основным показателем при установлении цен на реализуемую продукцию. И только проанализировав цену и себестоимость продукции мы можем говорить о прибыльности и рентабельности предприятия. Эти показатели приведены в таблице 1.5..

Таблица 1.4..Состав затрат в себестоимости продукции.

Показатели 2002 год Удельный вес, % 2003 год Удельный вес, %
1 2 3 4 5
Затраты на производство 3115834 100 5368250 100
Материальные затраты 2545991 81,7 4277633 79,7
В том числе:
- сырье и материалы 2260315 72,5 3654643 68,1
- работы сторонних организаций 121075 3,9 372786 6,9
- топливо 107535 3,5 164724 3,1
- электроэнергия 56230 1,8 83197 1,5
- прочие материальные затраты 511 0,02 1683 0,03
Оплата труда 328772 10,6 607868 11,3
Социальное страхование 115070 3,7 250422 4,7
Амортизация основных средств 25613 0,8 68076 1,3
Прочие затраты 100388 3,2 164251 3,1
- оплата по процентам за ссуды 44751 1,4 54342 1,0
- налоги и платежи, включаемые в себестоимость

45117

1,4

88647

1,7

- суточные и подъемные 1656 0,1 3548 0,1
- оплата нематериальных услуг сторонних организаций

8642

0,3

17534

0,3

Таблица 1.5.. Основные показатели развития Минского хлебозавода №4 на 2001 – 2003 годы.

Показатели 2001 год 2002 год 2003 год
1 2 3 4
Объем производства продукции млн. руб. – в сопоставимых ценах 2001 года 5256 5738,8 6228
Темп роста объема производства к соответствующему периоду прошлого года, %

108,5

109,2

108,5

Объем выпуска товаров народного потребления, млн. руб. 6763,1 7288,8 7627,4
Темп роста производства товаров народного потребления, % 100,4 107,8 104,6
Затраты на 1 рубль производства товарной продукции, руб. 0,951 0,96 0,9
Объем реализации готовой продукции, млн. руб. 2698,3 5600 61900
Рентабельность реализованной продукции, % 8,4 8,0 7,5
Балансовая прибыль, млн. руб. 269,9 450,0 510,0

Подводя итоги этого раздела можно сделать вывод, что предприятие является рентабельным, хотя за последние три года этот показатель снизился на 0,9 %. Причиной этому послужило резкое увеличение затрат на производство продукции на фоне практически не изменившейся цены. Балансовая прибыль в 2003 году по сравнению с 2001 увеличилась практически в 1,9 раза.

Хлебозавод поставляет хлебобулочные и кондитерские изделия в основном для населения города Минска и Минского района. Производственные мощности заводов позволяют полностью удовлетворить потребности населения указанных регионов, а кондитерские и сухарно - бараночные изделия поставлять за пределы района.

Продукция, вырабатываемая на заводах, не имеет полных рынков сбыта, несмотря на то, что обладает высоким качеством и ценой на уровне рыночной или ниже рыночной.

В области производства хлебобулочных и кондитерских изделий хлебозавод конкурирует с заводами потребкооперации, предприятиями общественного питания, пекарнями частного бизнеса.

При реализации сухарно-бараночных изделий завод конкурируют с предприятиями других районов. По отдельным видам кондитерских изделий (печенье, пряники, конфеты) конкуренция идет между бисквитными фабриками и хлебозаводами.

Продукция, вырабатываемая Минским хлебозаводом №4, является товарами народного потребления. Главным условием привлечения покупателей для этой категории продукции являются долговременные связи, стабильные поставки, надлежащее качество, согласованные цены. Эти условия хлебозаводом выполняются. В целях увеличения реализации продукции для населения, изучения покупательского спроса, необходимо увеличить количество магазинов для фирменной торговли, где продукция продается по ценам более низким, чем в государственной торговле. Необходимо расширять сеть фирменной торговли в сельской местности, а также за счет увеличения производства подовых и улучшенных сортов хлеба по свободным отпускным ценам реализовывать свою продукцию не только на территории Минского района, но и за его пределами.

В связи с этим маркетинговой службой хлебозавода разработан проект “Расширение фирменных магазинов Минского хлебозавода №4”. Согласно этому проекту будет расширен уже существующий магазин фирменной торговли, а также построены 2 дополнительных магазина.

Реализация данного проекта позволит:

осуществлять торговлю хлебобулочными и кондитерскими изделиями собственного производства с минимальной торговой наценкой,

всегда иметь в продаже горячие хлебобулочные изделия высшего качества,

расширить круг потребителей продукции Минского хлебозавода №4, что позволит говорить о ведущей позиции его в Минском районе.

В настоящее время хлебозавод имеет 1 непосредственно на предприятии торговую точку. Вывоз продукции производится собственным транспортом. Через фирменные магазины реализуется 17-20 % собственной продукции. Средняя торговая надбавка составляет 18,88 %, что порядком ниже надбавки предприятий розничной торговли.

2.НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС НА ПРЕДПРИЯТИИ.

Самое пристальное внимание специалисты отрасли уделяют обновлению ассортимента, повышению качества выпускаемой продукции. Развитие ассортимента, пути его совершенствования определяют Комитет по хлебопродуктам, НПП «Белтехнохлеб», Центральная дегустационная комиссия КХП.

Предприятиями Комитета по хлебопродуктам вырабатывается широкий ассортимент продукции : хлеба – 177 наименований, булочных – 485, сухарных – 80, бараночных – 75, кондитерских – 842, макаронных изделий - 18 и 22 наименования безалкогольных напитков.

При этом ассортимент постоянно обновляется. Новые виды создаются с учетом белорусских народных традиции производства хлеба. Прежде всего, это ржаные сорта с использованием солода, тмина, патоки, картофельной крупки, с нетрадиционной технологией производства, способствующей улучшению вкусовых качеств и сохранению свежести хлеба. В ряду наиболее популярных сортов «Нарочанский», «Двинский», «Троецкий», «Борисовский», а также «Юбилярный», выпекаемый на кленовых листьях. Это продукция повышенного спроса и промышленность наращивает объемы ее производства.

Основными направлениями развития ассортимента булочных и кондитерских изделий являются повышение пищевой и биологической ценности, снижение калорийности, содержания сахара и жира, создание разнообразных форм, использование местного нетрадиционного сырья. Это достигается за счет использования в рецептурах фруктовых наполнительных, молочных продуктов, различных соков, ароматизированных сиропов, кокосовой стружки, изюма, мака, зерновых посыпок.

Увеличиваются объемы производства мелкоштучных изделий, пирогов, булок с начинками, расширяется их ассортимент, повсеместно организован выпуск караваев.

У населения Республики особой популярностью пользуются витушки с изюмом, пироги с маком и др.

Широк ассортимент сдобных и бараночных изделий. Они имеют длительные сроки хранения, удобны при транспортировке, незаменимы в дорожных условиях, экспедициях и т.д.

Высокий уровень выпускаемой продукции, современные технологии производства и качество не раз отмечались дипломами международной специализированной выставки «Белагро».

В последнее время особое внимание уделяется упаковке и нарезке продукции: применяются новые виды тароупаковочных материалов, оригинальные формы коробок и коррексов, красочная пленка.

Большое значение придается внешнему оформлению изделий, форме, отделке, а также упаковке.

На хлебозаводах работают кондитеры очень высокой квалификации и могут изготовить любой торт по заказу покупателя.

На Минском хлебозаводе №4 качеству продукции придается очень важное значение. Ежегодно директором завода утверждается план мероприятий по его улучшению (таблица 2.1).

Таблица 2.1.Мероприятия по улучшению качества продукции по Минскому хлебозаводу №4 на 2004 год

№ п/п Наименование мероприятий

Ответствен-

ный

исполнитель

Срок

исполнения

1 2 3 4
1

Установить вибраторы на силосах

№ 5, 6, 7, 8, 10 СБХМ

Главный

механик

4 квартал
2

Прозвести реконструкцию

линии № 2 с целью увеличения выработки и

расширения ассортимента улучшенных сортов хлебов

Главный

инженер

2 квартал
3 Произвести ремонт камеры свежести хлеба в хлебном участке

Мастер

Ремонтного

участка

2 квартал
4

Расширить площадь экспедиции с

установкой новой камеры свежести в участке № 2

Мастер

ремонтного

участка

1 квартал
5 Оборудовать новое помещение для мойки хлебной тары

Главный

механик

3 квартал
6 Установить систему отопления в складе сырья булочного цеха

Главный

механик

1 квартал
7 Установить 2 дозатора – регулятора воды в участке № 2

Главный

механик

2 квартал
8 Оборудовать участок упаковки подового хлеба

Мастер

ремонтного

участка,

главный

механик

1 квартал
9 Утеплить емкость № 2 для осахаривания заварки

Главный

механик

1 квартал
10

Установить насос для перекачки

сброженных заварок из емкости в емкость

Главный

механик

1 квартал
11

Установить датчики температуры в рубашках емкостей для

заквашивания

заварок и в заварочных машинах участков № 1 и № 2

энергетик 4 квартал
12 Установить просеиватель “Пионер” для солода в участке № 2

Главный

механик

3 квартал
13

Своевременно обновлять закваски

для производства ржаных сортов хлеба

Начальник ПТЛ

1 – 4 кварталы

1 2 3 4
14

Использовать отечественные

улучшители качества хлебобулочных изделий

Начальник ПТЛ 1 – 4 кварталы
15

Регулярно производить комиссионную закладку

вина и коньяка в сиропы № 95, 96

Начальник цеха 1 – 4 кварталы
16

Разработать и освоить не менее 40

новых видов конкурентноспособных

видов хлебобулочных и

кондитерских изделий, в том числе к юбилею хлебозавода

Начальник

ПТЛ, начальник цеха

1 – 4 кварталы
17 Постоянно рекламировать продукцию через радио, телевидение

Начальник

Отдела сбыта

1 – 4 кварталы
18

Производить совместные

“Дни завмага”, выставки – продажи

в магазинах города

Начальник

Отдела сбыта

1 – 4 кварталы
19 Внедрить новые виды упаковки, этикеток Начальник ПТЛ, начальник цеха 1 – 4 кварталы
20 Проводить “Дни качества” завода Начальник ПТЛ 1 – 4 кварталы
21

Организовать поездки по

обмену опытом на родственные предприятия республики

Начальник ПТЛ 1 – 4 кварталы

Качество пищевых продуктов характеризует их пищевая биологическая ценность. Пищевая ценность отражает всю полноту полезных веществ продукта: содержание белков, жиров, углеводов, органических кислот, витаминов, минеральных веществ, аминокислот.

Для повышения пищевой ценности хлебобулочных изделий в рецептуре широко применяются пищевые продукты с содержанием белка (молоко цельное, обезжиренное сухое молоко, сыворотка), зародышевые хлопья пшеницы, ржи, микронизированное зерно, овсяные хлопья, кукурузная мука, мука с высоким содержанием отрубянистых частиц, йодокозеин, бетавитон, клейковина, .

Перед нашей промышленностью поставлена задача по выпуску кондитерских изделий с пониженной калорийностью из-за частоты выявлений у населения избыточного веса, тучности. С этой целью на заводе для сокращения жира и сахара в кондитерских изделиях применяются фруктовые добавки, вторичные молочные продукты, различные виды крахмала. Поэтому на предприятии предлагается расширить ассортимент диетических и диабетических хлебобулочных и кондитерских изделий с пониженной калорийностью.

Для решения задачи, связанной с оценкой финансового со­стояния предприятия, необходимо взять за основу расчеты показателей текущей ликвидности, обеспеченности собственными средствами и вос­становления (утраты) платежеспособности в соответствии с методичес­кими указаниями, утвержденными Минфином Республики Беларусь 15 февраля 1996г (см. таблицу 2.2.).

Таблица 2.2. Анализ работы предприятия за 2001-2003 годы

Показатель 2001 год 2002 год 2003 год
1 2 3 4
Объем производства продукции млн. руб. – в сопоставимых ценах 2001 года 5256,0 5738,8 6228,0
Темп роста объема производства к соответствующему периоду прошлого года, %

108,5

109,2

108,5

Объем выпуска товаров народного потребления, млн. руб. 6763,1 7288,8 7627,4
Темп роста производства товаров народного потребления 100,4 107,8 104,6
Затраты на 1 рубль производства товарной продукции 0,951 0,96 0,90
Среднесписочная численность работающих - всего 305 313 321
Из них ППП 278 285 292
1 2 3 4

Производительность труда

1 работающего, тыс. руб.

18906 20136 21329
Среднемесячная заработная плата 1 работающего, тыс. руб. 75,07 163,20 210,00
Темп роста производительности труда к предыдущему году, % 102,7 106,5 106,0
Темп роста средней заработной платы к предыдущему году, раз 3,50 2,17 1,29
Объем реализации готовой продукции, млн. руб. 2698,3 5600,0 6190,0
Рентабельность реализованной продукции, % 8,4 8,0 7,5
Балансовая прибыль, млн. руб. 269,9 450,0 510,0

Производственные фонды - важнейшая и преобладающая часть всех фондов в промышленности. Они определяют производственную мощность предприятий, характеризуют их техническую оснащенность, непосредственно связаны с производительностью труда, механизацией, автоматизацией производства, себестоимостью продукции, прибылью и уровнем рентабельности.

Согласно существующей классификации основные фонды промышленности по своему составу в зависимости от целевого назначения и выполняемых функций подразделяются на следующие виды:

- здания,

- сооружения,

- передаточные устройства,

- машины и оборудование, в том числе:

- силовые,

- рабочие,

- измерительные и регулирующие предметы,

- вычислительная техника,

- прочие.

- транспортные средства,

- инструменты,

- производственный инвентарь и принадлежности,

- прочие основные фонды (рабочий скот, многолетние насаждения).

Каждая группа состоит из множества разнообразных средств труда. В группе здания выделяют три подгруппы: производственные здания, непроизводственные здания и жилье. К передаточным устройствам относят трубопроводы и водопроводы. Силовые машины это турбины, электродвигатели. Рабочие машины и оборудование подразделяются в зависимости от отраслей использования. Инструменты и инвентарь учитываются в составе основных фондов только в том случае, если они служат больше одного года и стоят больше 1 млн. руб. (если меньше - то это уже малоценные и быстроизнашивающиеся предметы и включаются в состав оборотных фондов).

Здания и сооружения производственного назначения, передаточные устройства, машины и оборудование, транспортные средства формируют основные фонды производственного назначения. Структура основных фондов Минского хлебозавода №4 приведена в таблице 2.3.

Таблица 2.3. Структура основных фондов Минского хлебозавода №4

на 1.01.2005 г.

Элементы ОФ Среднегодовая стоимость, млн. руб. %
Основные фонды – всего 14956 100
Непроизводственные ОФ 780 5,2
1 2 3
Из них ОПФ 14176 94,8
В том числе:
Здания 7743 54,6
Сооружения 1440 10,23
Передаточные устройства 92 0,65
Прочие Оф 31 0,22
Машины и оборудование 4870 34,3
Из них:
Силовые и рабочие машины и оборудование

3633

74,6

Измерительные и регулирующие приборы

135

2,8

Вычислительная техника 122 2,5
Транспортные средства 690 14,2
Инструменты и инвентарь 290 5,9

Чтобы проанализировать эффективность использования производственных фондов необходимо использовать такие показатели, как фондорентабельность (отношение прибыли к среднегодовой стоимости производственных фондов), фондоотдача (отношение стоимости произведенной продукции к среднегодовой стоимости производственных фондов) и фондоемкость (показатель, обратный фондоотдаче). Чтобы определить эти показатели необходимо знать годовую прибыль предприятия и стоимость произведенной продукции. Чистая прибыль Минского хлебозавода № 4 в 2001 году составила 364 млн. руб., а среднегодовая стоимость основных фондов – 14956 млн. руб. Таким образом, фондорентабельность составила 2,4 %, фондоотдача – 0,44 %, фондоемкость – 2,3 %. Эти показатели говорят о том, что эффективность использования ОПФ очень низкая. Для роста этих показателей необходимо опережающее увеличение производства продукции в сравнении с ростом основных фондов. Рентабельность ОПФ можно рассчитать по формуле: (Прибыль / Среднегодовая стоимость ОПФ)* 100, таким образом, рентабельность ОПФ составила 2,6 %.

В процессе эксплуатации, а также хранения на складе основные фонды постепенно приходят в негодность, т. е. подвергаются как физическому, так и моральному износу. В связи с этим возникает необходимость замены их новыми, более совершенными объектами. Для замены износившихся основных фондов Минский хлебозавод №4 накапливает средства путем начисления износа и отнесения его на издержки производства. Величина износа выражается в процентах к первоначальной стоимости основных фондов и называется нормой износа. Годовые нормы износа для каждой группы ОПФ устанавливаются индивидуально в зависимости от срока их эксплуатации. За этот срок стоимость ОПФ должна быть полностью самортизирована. На заводе применяют равномерный метод начисления амортизации.

Важным условием устойчивости финансового состояния предприятия является эффективное использование наиболее мобильной и подвижной части имущества – материальных оборотных активов. Показателями эффективности служат оборачиваемость материальных оборотных активов в днях и коэффициент оборачиваемости.

Оборачиваемость в днях (Обдн) определяется по следующей формуле:

Обдн = ОМОА / РПс * Д,

где РПс – объем реализации продукции в оценке по себестоимости;

ОМОА – средние остатки материальных оборотных активов;

Д – количество календарных дней в анализируемом периоде (год).

Коэффициент оборачиваемости (Коб) равен:

Коб = РПс / ОМОА

Эти показатели служат для аналитической оценки процесса оборота материальных активов. Оборачиваемость в днях показывает среднюю продолжительность одного оборота, а коэффициент оборачиваемости характеризует то количество оборотов, которые совершили материальные оборотные активы за анализируемый период или, иначе, какой объем реализованной продукции в оценке по себестоимости обеспечивал один рубль, вложенный в материальные оборотные активы.

Однако только на основании показателей оборачиваемости не представляется возможность достаточно полно судить о том, какова была связь конечного финансового результата, достигнутого предприятием за анализируемый период времени (прибыли или убытка), с процессом оборота материальных оборотных активов. Этот показатель наиболее емко характеризует эффективность использования средств, вложенных в текущие материальные активы.

Рентабельность материальных оборотных активов Рмоа рассчитывается по формуле:

Рмоа (%) = Ппр / ОМОА*100

Расчеты показывают, что в течении анализируемого наблюдалось снижение рентабельности материальных оборотных активов, в то же время произошло снижение оборачиваемости на два дня. Все данные приведены в таблицах 2.4 ,2.5. и 2.6.

Таблица 2.4. Расчет показателей эффективности использования материальных оборотных активов.

Источник информации 2001 2002 2003 Абсолютное отклонение 2003 к 2002
Прибыль от реализации продукции, млн. руб.

210

285

364

79

1 2 3 4 5
Себестоимость реализованной продукции, млн. руб.

2500

3562,5

4853,3

1290,8

Средние остатки материальных оборотных активов, млн. руб.

164,4

224,2

359,8

135,6

Рентабельность реализованной продукции

в виде коэффициента

в процентах

0,0843

8,43

0,08

8

0,075

7,5

-0,005

-0,5

Коэффициент оборачиваемости 15,2 15,9 13,5 - 2,4

Рентабельность

в виде коэффициента

в процентах

1,277

127,7

1,271

127,1

1,012

101,2

-0,259

-25,9

Рентабельность является наиболее важной характеристикой использования материальных оборотных активов. Как видно из расчетов, уменьшение эффективности использования материальных оборотных активов (-0,259 руб.) произошло за счет снижения рентабельности реализованной продукции (-0,076 руб.) [табл.2.5.].

Таблица 2.5. Факторный анализ рентабельности материальных оборотных активов за 2003 г.

Фактор Расчет влияния факторов Величина влияния в руб.
Изменение рентабельности реализованной продукции -0,005 * 15,9 -0,076
Изменение коэффициента оборачиваемости материальных оборотных активов, всего - 2,4 * 0,075 - 0,18
Отклонение фактической рентабельности материальных оборотных активов от базовой, всего 1,012 – 1,271 -0,259

Из таблицы 2.5 видно, что величина влияния изменения рентабельности реализованной продукции составляет (-0,076) руб., изменение коэффициента оборачиваемости материальных оборотных активов составляет (-0,18) руб., и отклонение фактической рентабельности материальных активов от базовой составляет (-0,259) руб.

Таблица 2.6. Факторный анализ прибыли за 2003 г.

Показатель Расчет влияния факторов 2003 к 2002 Величина влияния млн. руб.
Изменение прибыли от реализации продукции 364 – 285 79
В том числе за счет изменения средней стоимости материальных оборотных активов

135,6*15,9*0,08

153,6

В том числе за счет рентабельности реализованной продукции 359,8*13,5*(-0,005) -24,3

Из таблицы 2.6. можно отметить, что наибольшее влияние на прибыль оказало изменение средней стоимости материальных оборотных активов (153,6) руб.

Отчет о прибыли Минского хлебозавода №4 и финансовый баланс предприятия приведен в таблицах 2.7 и 2.8.

Таблица 2.7. Отчет о прибыли Минского хлебозавода №4 за 2001 – 2003 годы (тыс. руб).

№ п/п Показатели 2001 год 2002 год 2003 год
1 Общий объем реализации 2698305 5600000 6100000
2 Отчисления от выручки 151970 202000 282600
3 Производственные издержки 2361520 5013000 5126400
4 Результат от реализации 184815 385000 691000
5 Балансовая прибыль 269917 450000 510000
6 Балансовая прибыль к объему реализации,% 10,0 12,4 12

Из таблицы 2.7. видно ,что балансовая прибыль к объему реализации продукции в 2002 году по-сравнению с 2001 годом увеличилась на 2,4 %, а в 2003 году по-сравнению с 2002 годом – уменьшилась на 0,4 %.

Таблица 2.8. Финансовый баланс предприятия за 2001 и 2002 годы

(тыс. руб.)

Актив 2002 год (факт) 2003 год (факт) Пассив 2002 год (факт) 2003 год (факт)
Основные средства 874857 848295 Собственные средства 1094984 1283170
Материальные активы 109841 232871 Уставный фонд 6 6
Нематериальные активы 58 356 Резервы 16762 20727
Итого

984756

1081522

Итого

1111752

1303903

Оборотные средства 49286 77196 Заемные средства --- ---
Запасы 138219 239198 Краткосрочные обязательства 210148 393686
Неоплаченные средства клиентов

153441

271120

Долгосрочные кредиты 14537 2040
Денежные средства 10735 30593
Итого 351681 618107 Итого 224685 395726
Баланс 1336437 1699629 Баланс 1336437 1699629

Из таблицы 2.8. видно, что наибольший удельный вес в финансовом балансе предприятия занимают собственные средства хлебозавода.

Анализ финансовых показателей показывает, что изменилась:

структура текущих активов по отношению к общим активам и доля собственных средств по отношению к общим пассивам;

доля запасов сырья и материалов, готовой продукции по отношению к текущим активам.

В качестве критериев для проведения анализа финансового состояния используются следующие показатели:

коэффициент текущей ликвидности;

коэффициент обеспеченности собственными средствами;

коэффициент восстановления платежеспособности.

Коэффициент текущей ликвидности характеризует общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств. Коэффициент текущей ликвидности определяется как отношение фактической стоимости находящихся в наличии у предприятия оборотных средств в виде производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции, денежных средств, дебиторской задолженности и прочих оборотных активов к наиболее срочным обязательствам предприятия в виде краткосрочных кредитов банков, краткосрочных займов и различных кредиторских задолженностей.

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами характеризует наличие у предприятия собственных оборотных средств, необходимых для его финансовой устойчивости. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами определяется как отношение разности между объемами источников собственных средств и фактической стоимостью основных средств, нематериальных активов к фактической стоимости находящейся в наличии у предприятия оборотных средств в виде производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции, денежных средств, дебиторской задолженности и прочих оборотных активов.

Коэффициент восстановления платежеспособности определяется как отношение расчетного коэффициента текущей ликвидности к его нормативному значению.

Расчеты коэффициентов о которых говорилось выше приведены в таблице 2.9.

Таблица 2.9. Критерии анализа финансового состояния предприятия.

Показатель Год
2001 2002 2003
1 Коэффициент текущей ликвидности 1,4 1,67 2,1
норматив 1,7 1,7 1,7
2 Коэффициент обеспеченности собственными средствами

0,36

0,36

0,36

3 Коэффициент восстановления платежеспособности

0,82

0,98

1,24

Проведенный анализ и данные таблицы 2.9. свидетельствует о сравнительно устойчивом финансовом состоянии хлебозавода.

3. УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯЕМ.

Важное значение для предприятий имеет хорошо налаженная организационная структура. Это позволяет избежать дублирование операций и применять приемы логистики.

Схема организационной структуры управления Минским хлебозаводом №4 изображена на рисунке 3.1.

Предприятием управляет директор. Главный инженер отвечает за производственный процесс, ремонт и наладку производственного оборудования. Экономический отдел несет ответственность за прибыльность предприятия, правильность применения и расчета отпускных цен на продукцию, заключение договоров-поставок с покупателями. Организацией труда и заработной платы занимается инженер по труду. Бухгалтерия отвечает за финансовый менеджмент и расчет с банком. Производственно-техническая лаборатория несет ответственность за технологический процесс, качество выпускаемой продукции. Отдел кадров отвечает за подготовку кадров и обеспечение предприятия рабочей силой. Отдел снабжения и сбыта занимается снабжением предприятия сырьем и материалами, а также сбытом готовой продукции. Начальники цехов следят за выполнением производственного процесса, соблюдением технологий выпечки продукции

Служба снабжения
Начальник отдела сбыта
экономист
Инженер по труду
Отдел кадров

Сменные работникиинженернотехничес-ких бригад

Рисунок 3.1.Организационная структура управления на Минском хлебозаводе №4.

Списочная численность работающих на заводе по состоянию на 1 января 2004 года составляет 321 человек, из них:

руководителей – 13

специалистов – 15

служащих – 3

рабочих – 290

Из числа работающих на заводе руководителей и специалистов имеют образование:

Руководители: высшее - 12

среднее специальное – 1

Специалисты: высшее - 11

cреднее специальное - 4

Служащие: среднее - 3

В целях улучшения подбора и расстановки руководящих работников и специалистов в 2003 году проведена аттестация специалистов.

Обеспечение прироста производства в 2005 году планируется за счет повышения производительности труда.

Работник на предприятии выполняет определенные функции, в процессе которых он реализует свою потребность в труде и приобретает значимость для коллектива. В ходе реализации этих функций, проявляются результаты его работы, от которых прямо пропорционально зависит удовлетворенность человека своей деятельностью, похвала начальства приобретение уважения и авторитета в коллективе. Это называется моральным стимулированием. Оно подталкивает человека к улучшению результатов деятельности, производительности в труде и самосовершенствованию, что в свою очередь положительно влияет на конечные результаты предприятия, Однако моральные стимулы играют второстепенную роль, первичным же является материальное удовлетворение человека. Поэтому основной акцент при повышении трудовой отдачи от работников, руководитель должен делать на материальные стимулы – оплату труда. Организация оплаты труда включает тарифную систему, формы и системы оплат труда, системы премирования и нормирования труда.

Тарифная система включает тарифные справочники, где проводятся классификация работника по категориям и областям. Тарифные коэффициенты, которые показывают соотношение оплаты труда с квалификацией работников, тарифные ставки, которые представляют собой размер оплаты труда за единицу времени, а также доплаты симулирующего характера.

Построение на предприятии тарифной системы на предприятии представляет собой важный этап организации стимулирования труда на тех предприятиях АПК, где заняты работники различной квалификации и где имеются существенные различия в сложности выполняемых работ

Зарубежный опыт позывает, что тарифная система заработной платы разработана и применяется всеми крупными предприятиями. Однако принципы ее построения существенно отличаются.

В основе европейской практики построения тарифной системы заработной платы, лежит принцип дифференциации окладов (ставок) в зависимости от уровня квалификации работников; американской – от сложности выполняемых работ; японской – от стажа работы на данном предприятии .

Определенное распространение в нашей практике могут получить на предприятиях АПК так называемые гибкие “тарифные системы”, в основе которых лежит минимальный уровень заработной платы, установленный на предприятиях АПК для работников самой низкой квалификации, и система коэффициентов повышения размера заработной платы, выплачиваемой по тарифу по мере повышения квалификации работника. Преимуществом гибкой тарифной системы является то, что при изменении минимального размера заработной платы, устанавливаемой государством или администрацией данного предприятия, оклады или часовые тарифные ставки работников всех должностей, профессий и уровней квалификации могут быть автоматически изменены без проведения трудоемких расчетов.

При построении тарифной системы на предприятиях АПК следует иметь в виду, что максимальные размеры тарифные ставки и оклады не ограничиваются. Одной из важнейших задач организации оплаты труда является правильный выбор форм и систем оплаты труда, с помощью которых производится начисление каждому работнику, установленное тарифной системой заработной платы.

На предприятиях АПК применяют следующие формы заработной платы: сдельная, повременная и контрактная. Каждая из этих форм подразделяется на несколько систем, позволяющих учесть особенности организации и условий труда.

Повременной называется такая форма оплаты, при которой заработная плата работнику начисляется по установленной тарифной ставке или окладу за фактически отработанное или рабочее время. При сдельной оплате труда заработная плата работнику начисляется в заранее установленном размере за каждую единицу выполненной работы или изготовленной продукции.

Сдельная и повременная формы заработной платы подразделяется на отдельные системы оплаты труда: сдельно-премиальную и повременно-премиальную. Именно они и действуют на Минском хлебозаводе №4.

Оплата труда производится из фонда заработной платы. Показатели по фонду заработной платы за последние 3 года составили (см. таблицу 3.2.)

Таблица 3.2.ФЗП Минского хлебозавода №4, тыс. руб.

Показатель 2001 2002 2003
ФЗП всего персонала 312434 695891 699408
В т. ч. ППП 290563 647178 649426

Как видно из таблицы, ФЗП в 2002 году возрос по сравнению с 2001 в 2,2 раза, а в 2003 году- по сравнению с 2002 годом - на 2248 тыс.руб.

Среднемесячная заработная плата работников предприятия отражена в таблице 3.3.

Таблица 3.3.Среднемесячная заработная плата в сопоставимых единицах

Категории работников 2001 2002 2003
Всего персонала с начала года, руб. 91187,6 117268 124355
В т. ч. ППП, руб. 98162 121333 134800
рабочих, руб. 78321 104356 112212
специалистов, руб 113228 123561 136989
Руководителей, руб. 119981 126881 134334

Как видно из таблицы 3.3., заработная плата на Минском хлебозаводе №4 невысокая, но имеет тенденцию к росту, что связано в основном с ростом минимальной заработной платы и в некоторой степени с ростом производительности труда. Темпы роста составили: 2002 к 2001 – 126 %, а 2003 к 2002 годом - 106 %. Коэффициент соотношения заработной платы служащих к заработной плате рабочих составляет 1,43.

Различного рода вознаграждения и материальные поощрения работников происходят из фонда потребления, что является важным мотивирующим фактором. На предприятиях АПК применяются следующие виды премирования:

премирование за основные результаты хозяйственной деятельности (ежемесячно или ежеквартально);

единовременное поощрение работников за производственные достижения, выполнение особо важных заданий;

единовременное вознаграждение по итогам работы за год;

премирование за другие достижения в труде и т.д.

Каждая премиальная система включает в себя в качестве обязательных элементов: показатели премирования; условия премирования; размеры и шкалу премирования; круг премируемых работников.

Показатели премирования, за выполнение которых осуществляются стимулирующие выплаты, является основой построения премиальной системы. Они выступают в форме конкретных результатов хозяйственной деятельности предприятия АПК, характеризующих работу индивидуального работника, группы работников или персонала в целом.

Выбор показателей премирования требует соблюдения некоторых условий, от которых в конечном счете зависит действенность премиальной системы: во-первых, показатели премирования должны быть конкретными, четко сформулированными; во-вторых, выполнением каждого показателя должно легко учитываться; в-третьих, премиальная система не должна содержать более двух показателей премирования, поэтому необходимо в каждом конкретном случае выбирать самые важные производственные показатели, которые наиболее полно характеризуют выполняемую работу.

Круг премируемых работников предопределяется выбранным показателем премирования. За его выполнение премируются только те работники, которые имеют к нему непосредственное отношение

На Минском хлебозаводе №4 существует положение о премировании работников за результаты хозяйственной деятельности. Оно введено с целью улучшения материальной заинтересованности работника. По выполнению задания по росту производительности труда премирование производится из ФЗП ежемесячно . В показателе размера и периодичности премирования могут вноситься изменения и дополнения с учетном нормативных документов, вышестоящих организаций, финансового состояния и др.

4. ПЛАНИРОВАНИЕ.

На предприятииразработана программа социально-экономического развития Минского хлебозавода №4 до 2006 года. Мероприятия по реализации данной программы позволят не только снизить энерго- и ресурсоемкость и, как следствие, увеличить производительность труда и снизить трудоемкость, а также добиться роста товарной продукции и увеличения рентабельности на предприятии (см. таблицу 4.1).

Таблица 4.1. Мероприятия по реализации Программы социально – экономического развития Минского хлебозавода №4 на 2003 – 2006 годы.

№ п/п

Наименование мероприятий

Срок исполнения, год

Экономическая или социальная эффективность от внедрения мероприятий Ответственный за выполнение
1 2 3 4 5
Реконструкция
1 Реконструкция технологической линии № 2 с целью внедрения формовых заварных хлебов

2004

Рост товарной продукции на 0,05 % Главный инженер хлебозавода
2 Реконструкция булочного участка с увеличением выпуска булочных изделий

2004

Рост объемов на производстве на 6 тонн в сутки

------

Техническое перевооружение
1

Техперевооружение хлебобулочного

участка № 2 с заменой печи ФТЛ на печь Г-4-ХПФ-20М с целью увеличения выпуска заварных подовых сортов хлеба

2003

Расширение ассортимента, рост товарной продукции на 4,8 %, экономия ТЭР 80 тут/год

------

2 Замена кондитерской печи ФТЛ-2-81 на печь ротационного типа ПКЭ-9

2004

Улучшение качества продукции, экономия ТЭР на 80 тут/год

------

1 2 3 4 5
3 Замена двух воздушных компрессоров

2006

Улучшение качества подачи муки в СБХМ,Ю экономия ТЭР 100 тут/год

------

4 Замена газовых горелок на автоматические

2003 - 2005

Экономия ТЭР 30 тут/год

-----

5 Создание технологической линии по производству изделий из “взорванного риса”

2003

Расширение ассортимента

-----

Энергосбережение
1 Усиление теплоизоляции 4 хлебопекарных печей

2003 - 2006

Экономия ТЭР 50 тут/год

------

2 Установка водонагревателя с использованием теплоты уходящих газов

2003

------

------

3 Внедрение энергосберегающей холодильной установки

2003 – 2006

Экономия ТЭР 250 тут/год

------

4 Реконструкция СБХМ с внедрением прогрессивного оборудования

2005

Экономия ТЭР250 тут/год

------

Прочие мероприятия

1 Внедрение хлеборезатель-ных машин 2003 - 2006 Рост товарной продукции на 0,1%, производительности труда – 0,1%

------

1 2 3 4 5
2 Внедрение упаковочных автоматов

2003 - 2006

Рост товарной продукции на 0,1%, производительности труда – 0,1%

------

3 Расширение ассортимента выпускаемой продукции, производство нетрадиционных видов кондитерских изделий

2003 - 2006

Рост объемов производства на 0,1% и рост рентабельности продукции на 0,11%

------

В результате выполнения этой программы темпы экономического развития хлебозавода значительно возрастут.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ:

«ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ»

Определение себестоимости продукции – одна из основных учетных функций. Информация о себестоимости продукции используется не только для определения стоимости материальных запасов. В зависимости от этой информации предприятия устанавливают продажную цену продукции. Итак, по Минскому хлебозаводу №4 отобразим эти показатели в таблице 1.4.

Из таблицы 1.4. можно сделать вывод, что наибольший удельный вес в затратах на производство продукции занимают материальные затраты, а именно затраты на сырье и материалы.

Себестоимость является основным показателем при установлении цен на реализуемую продукцию. И только проанализировав цену и себестоимость продукции мы можем говорить о прибыльности и рентабельности предприятия. Эти показатели приведены в таблице 1.5..

Таблица 1.4..Состав затрат в себестоимости продукции.

Показатели 2002 год Удельный вес, % 2003 год Удельный вес, %
1 2 3 4 5
Затраты на производство 3115834 100 5368250 100
Материальные затраты 2545991 81,7 4277633 79,7
В том числе:
- сырье и материалы 2260315 72,5 3654643 68,1
- работы сторонних организаций 121075 3,9 372786 6,9
- топливо 107535 3,5 164724 3,1
- электроэнергия 56230 1,8 83197 1,5
- прочие материальные затраты 511 0,02 1683 0,03
Оплата труда 328772 10,6 607868 11,3
Социальное страхование 115070 3,7 250422 4,7
Амортизация основных средств 25613 0,8 68076 1,3
Прочие затраты 100388 3,2 164251 3,1
- оплата по процентам за ссуды 44751 1,4 54342 1,0
- налоги и платежи, включаемые в себестоимость

45117

1,4

88647

1,7

- суточные и подъемные 1656 0,1 3548 0,1
- оплата нематериальных услуг сторонних организаций

8642

0,3

17534

0,3

Таблица 1.5.. Основные показатели развития Минского хлебозавода №4 на 2001 – 2003 годы.

Показатели 2001 год 2002 год 2003 год
1 2 3 4
Объем производства продукции млн. руб. – в сопоставимых ценах 2001 года 5256 5738,8 6228
Темп роста объема производства к соответствующему периоду прошлого года, %

108,5

109,2

108,5

Объем выпуска товаров народного потребления, млн. руб. 6763,1 7288,8 7627,4
Темп роста производства товаров народного потребления, % 100,4 107,8 104,6
Затраты на 1 рубль производства товарной продукции, руб. 0,951 0,96 0,9
Объем реализации готовой продукции, млн. руб. 2698,3 5600 61900
Рентабельность реализованной продукции, % 8,4 8,0 7,5
Балансовая прибыль, млн. руб. 269,9 450,0 510,0

Изменение цен на продукцию, выпускаемую на предприятии, производится по мере изменения цен на сырье, материалы, топливно-энергетические ресурсы, минимальной зарплаты и других факторов, существенно влияющих на цены.

В ценах на продукцию, изготавливаемую на предприятии, заложены все расходы на ее изготовления и реализацию. На хлебобулочную продукцию предусмотрена предельная рентабельность- 10%, кондитерские изделия- до 20%.

Подводя итоги этого раздела можно сделать вывод, что предприятие является рентабельным, хотя за последние три года этот показатель снизился на 0,9 %. Причиной этому послужило резкое увеличение затрат на производство продукции на фоне практически не изменившейся цены. Балансовая прибыль в 2003 году по сравнению с 2001 увеличилась практически в 1,9 раза.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

За последние годы в результате насыщения рынка импортными товарами (в особенности кондитерскими изделиями) произошли структурные сдвиги в производстве и реализации продукции хлебозавода. Основной упор делается на выпуск улучшенных заварных сортов хлеба, сдобных хлебобулочных изделий, а также всевозможных видов кондитерских изделий. В отличие от аналогичной продукции предприятия Белкоопсоюза и общепита, продукцию Минского хлебозавода №4 отличает сравнительно невысокая цена и высокие качественные показатели. Покупатель, как правило, ищет продукцию более качественную и по более низкой цене. В связи с этим разработан план мероприятий, носящий собой цель – снижение себестоимости выпускаемой продукции, увеличение объемов производства и ускорения оборачиваемости денежных средств.

Снижение себестоимости вырабатываемой продукции планируется обеспечить за счет разработки и внедрения в 2005 – 2006 годах следующих мероприятий:

техническое перевооружение хлебобулочного цеха №2 с заменой хлебопекарной печи ФТЛ на печь Г4-ХПФ-21М с целью увеличения производства заварных подовых хлебов, что позволит дополнительно получить продукции на сумму 22 млн.руб., прибыли около 2,2 млн.руб.;

реконструкция технологической линии №1 с целью внедрения заварных хлебов, что позволит увеличить выпуск товарной продукции на 2,5 млн.руб. и получить дополнительную прибыль 250 тыс.руб.;

усиление теплоизоляции хлебопекарных печей с целью уменьшения энергозатрат, что позволит снизить себестоимость вырабатываемой продукции на 1,1 млн.руб. или 0,3%;

внедрение парогенераторов УПГ с целью использования тепла уходящих газов; экономический эффект составит около 0,5 млн.руб. или снижение себестоимости на 0,1%;

увеличение объемов производства продукции и улучшение использование производственных мощностей позволит снизить затраты на 4,7 млн. руб.;

увеличение объемов производства тортов «Любимчик» (рентабельность 18,86 %), «Брависсимо» (18,08 %), «Иней» (18,26 %); сокращение производства панировочных сухарей (рентабельность –14,72 %), хлеба «Панацея» (-4,85 %), хлеба «Белорусский новый» (-9,44 %) позволит увеличить рентабельность в целом по заводу на 1.1%.

механизация производственных процессов влечет за собой снижение затрат на 3,5 млн. руб.;

снижение потребления топливно-энергетических ресурсов обеспечит экономический эффект 0,7 млн. руб.;

совершенствования норм и нормативов, экономия материальных и других ресурсов позволит снизить затраты на 0,4 млн. руб.;

реконструкция линии №3 хлебного участка с переводом на производство подовых хлебов с заменой печи ФТЛ-2 позволит увеличить объем выпуска продукции; Экономический эффект составит 19,8 млн. руб.;

внедрение автоматической упаковочной машины SMIPAKFP-560 А позволит сократить численность работников, увеличить объем упаковки; экономический эффект составит 7,1 млн. руб.;

внедрение парогенератора для использования тепла уходящих газов приведет к экономии топлива на сумму 0,7 млн. руб.;

установка линии по производству хлеба для тостов с печью РКС-8\6 увеличит выход продукции на 120 кг. в час; экономический эффект составит 6,8 млн. руб.;

14. освоить производство 30 наименований хлебобулочных изделий и разработать 15; освоить производство 20 наименований кондитерских изделий и разработать 12, что позволит расширить ассортимент вырабатываемой продукции.

Выполнение данных мероприятий позволит дополнительно получить товарной продукции на сумму более 30 млн. руб., или 7,2% роста товарной продукции, а также снизить материалоемкость продукции не менее 0,6%.

Товарооборот от реализации хлебобулочных и кондитерских изделий собственного производства в 2004 году через фирменный магазин хлебозавода составил 345,4 млн.руб., что составляет 10% в общем объеме реализации готовой продукции.

Перед хлебозаводом стоит задача о расширении собственных торговых площадей, в связи с чем осуществляется расширение и реконструкция действующего торгового павильона, расположенного на проходной хлебозавода.

Выпускаемая хлебозаводом продукция является социально-значимой и, практически, для всего населения служит основным продуктом питания. Это обуславливает постоянную и непрерывную работу как в целом всего предприятия, так и собственной торговли.

Проект «Расширение магазина хлебозавода» предусматривает расширение действующего торгового павильона с привлечением пустующих площадей производственного корпуса с отдельным входом со стороны города. Проектируемый объект состоит из магазина, инженерных сетей и комплекса благоустройства.

Магазин запроектирован на первом этаже и имеет связь непосредственно с производственными цехами.

Реализация данного проекта позволит:

1. осуществлять торговлю хлебобулочными и кондитерскими изделиями собственного производства с минимальной торговой наценкой;

2. всегда иметь в продаже горячие хлебобулочные изделия, а так как их поставка будет осуществляться непосредственно из цеха по мере необходимости.

В последние годы наблюдается падение производства хлебобулочных и кондитерских изделий подовых и ржаных хлебов в целом по хлебопекарной отрасли Республики Беларусь, на заводе также значительно сократился объем выпуска и реализации этой продукции. Это связано прежде всего с увеличением спроса на улучшенные сорта хлебов и изделий с пониженной калорийностью.

Руководством завода принимаются серьезные меры по расширению и освоению новых видов продукции, повышению конкурентоспособности выпускаемых изделий, принимаются серьезные меры по стабилизации и оздоровлению производственно – хозяйственной деятельности предприятия, которая предусматривает:

1. повышение качества и постоянное обновление выпускаемых изделий;

2. постановку на производство новых видов продукции;

3. развитие маркетинговой деятельности и освоение новых рынков сбыта;

4. более полное использование производственных мощностей и трудовых ресурсов.

За 2004 год на заводе были проведены следующие организационно – технические мероприятия:

1. произведена изоляция 2-х хлебопекарных печей;

2. реконструирована сырьевая кладовая булочного участка с оборудованием новой холодильной камеры;

3. произведена реконструкция линии сбора и возврата конденсата;

4. капитально отремонтированы хлебопекарные линии №6 и №8.

Использование производственных мощностей за 2004 год составило:

- по хлебным изделиям – 83%;

- по булочным –70%;

- по кондитерским изделиям – 46%.

Несмотря на сложное финансовое положение в 2004 году выпущено и реализовано 17341 тонн хлебобулочных изделий (96,6 % к уровню 2003 года), 166 тонн кондитерских изделий (74,1 %), что позволило полностью удовлетворить спрос.

Объем производства продукции в сравнении с тем же периодом 2003 года составил в сопоставимых ценах - 108,5 %. Выпуск товаров народного потребления уменьшился на 3,2 % и составил в текущих ценах 3,9 млрд.руб.

За 2004 год заводом получено 510 млн. руб. балансовой прибыли, рост по сравнению с 2002 годом составил – 1,13 раза. Общий уровень рентабельности составил – 7,5 %, в 2002 – 8 % при нормативном 10 %.