Курсовая работа: Аудит учетной политики 4

Название: Аудит учетной политики 4
Раздел: Рефераты по бухгалтерскому учету и аудиту
Тип: курсовая работа

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ТВЕРСКОЙ ФИЛИАЛ

Курсовая работа

Студента Б-542 учеб. гр. IV курса факультета Экономики и управления

Базаровой Елены Владимировны

Специальность: Бухгалтерский учет, анализ и аудит; Контракт № ЭС-289/07

По учебной дисциплине: Аудит

Тема: «Аудит учетной политики»

Руководитель к.э.н., доц.

Самылина Ю. Н.

Оценка

___________________

___________________

« » __________ 2009 г.

Тверь 2009

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение………………………………………………………………..3

Глава 1. Методологические основы аудита учетной политики предприятия

1.1. Цель изучения учетной политики………………..…………...5

.2. Порядок проведения проверки учетной политики…………..6

Глава 2. Аудит учетной политики ООО «Электроконтакт»

2.1. Характеристика ООО «Электроконтакт» и анализ его учетной политики……………………………………………………………...14

2.2. Планирование аудита…………………………………………17

2.3. Ошибки и недостатки, выявленные в результате аудита учетной политики ООО «Электроконтакт»………………………...20

Заключение……………………………………………………………25

Список литературы…………………………………………………...28

Приложение…………………………………………………………...31

Введение

Аудиторский контроль широко применяется в мировой практике. В его основе лежит взаимная заинтересованность государства, администрации предприятия и его владельцев в достоверности учета и отчетности. Учетная политика представляет собой совокупность принципов и правил, регламентирующих методические и организационные основы ведения предприятием бухгалтерского учета, поэтому необходимо, чтобы учетная политика предприятия соответствовала законодательным и нормативно-правовым актам РФ. Содержательная часть учетной политики – это практическая реализация методических аспектов отражения в учете финансово-хозяйственных операций, объектов и оценки имущества. Следовательно, необходим контроль за правильностью отражения финансово-хозяйственных операций предприятия в соответствии с утвержденной руководителем учетной политикой.

Исходя из вышеизложенного, целью данной работы является описание аудита учетной политики организации на примере ООО «Электроконтакт».

Для достижения цели в работе решаются следующие задачи:

1. выясняется цель изучения учетной политики;

2. рассматривается порядок проведения проверки учетной политики;

3. описываются возможные результаты аудита;

4. Установить соответствие избранной учетной политики характеру и условиям деятельности организации;

5. Выявить недостатки и предложить свои варианты по исправлению ошибок, а так же возможные пути улучшения.

Объектом исследования данной курсовой работы является учетная политика ООО «Электроконтакт».

Проверка учетной политики предприятия относится к значимым областям аудита. Знание учетной политики позволяет аудитору разрабатывать эффективные методы проверки. В связи с этим учетная политика предприятия является объектом про верки на всех этапах аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности — от планирования до формирования заключения.

Глава 1. Методологические основы аудита учетной политики предприятия

1.1. Цель изучения учетной политики

Учетная политика представляет собой совокупность принципов и правил, регламентирующих методические и организацион­ные основы ведения бухгалтерского учета за отчетный период.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и т. п.

Целью изучения учетной политики является анализ и оценка основных принципов организации бухгалтерского учета. При этом аудитором должны быть рассмотрены документы, определяющие учетную политику:

- приказ об учетной политике проверяемого предприятия;

- рабочий план счетов бухгалтерского учета;

- перечень утвержденных форм первичных документов и форм документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

- правила документооборота и технологии обработки учетной информации;

- утвержденные методики учета отдельных показателей и другие приложения к приказу об учетной политике.

Изучив и проанализировав представленную информацию, необходимо оценить, не является ли отношение руководства предприятия к формированию и исполнению учетной политики формальным, поскольку только лишь наличие приказа об учет­ной политике не может в достаточной мере свидетельствовать об использовании учетной политики в качестве инструмента управления предприятием.

Основными нормативными документами, регулирующими вопросы учетной политики организации, являются:

- Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгал­терском учете» (с изм. и доп.)[1];

- действующие положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) — с № I по № 20;

- Методические рекомендации и указания Министерства финан­сов Российской Федерации, регламентирующие отдельные вопро­сы ведения учета и составления отчетности;

- Порядок оценки стоимости чистых активов акционерных об­ществ, утвержденный приказом Минфина РФ от 29 января 2003 г. № 10н и приказом ФКЦБ от 29.01.03 № 03-6/пз;

- отраслевые документы, регламентирующие особенности калькулирования себестоимости продукции;

- Налоговый кодекс Российской Федерации[3].

1.2. Порядок проведения проверки учетной политики

При проведении аудиторской проверки учетной политики аудитор должен установить:

- наличие и состав распорядительных документов по учетной политике;

- соответствие сроков утверждения приказа об учетной политике требованиям нормативных актов;

- последовательность применения учетной политики;

- раскрытие способов учета, отличных от установленных нормативными документами, но позволяющих предприятию достоверно отразить его имущественное состояние и финансовые результаты;

- полностью ли раскрыты избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений пользователями бухгалтерской отчетности;

- соблюдение учетной политики.

В процессе аудиторской проверки необходимо проанализировать соответствие избранной учетной политики характеру и условиям деятельности предприятия, а также действующим правилам и общепризнанным процедурам. Аудитор должен оценить используемые способы ведения бухгалтерского учета с точки зрения рациональности и экономичности построенного на их основе учетного процесса, влияния на формирование полной и достоверной картины имущественного и финансового положения предприятия.

Для оценки полноты и правильности положений учетной политики аудитору необходимо убедиться, что учетная политика содержит информацию, обосновывающую выбор способов бухгалтерского учета и особенности их применения исходя из специфики отраслевой принадлежности и иных условий.

Если предприятие самостоятельно разрабатывает способы ведения бухгалтерского учета, то аудитор проверяет, соответствуют ли они допущениям и требованиям, установленным нор­мативными актами по бухгалтерскому учету. Аудитору также необходимо оценить, соответствует ли перечень условий и методик, раскрывающих сущность и содержание учетной политики предприятия, требованиям, предусмотренным ПБУ 1/98 «Учетная политика предприятия» и Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации.

Аудитору следует проанализировать, обеспечивает ли учетная политика предприятия выполнение следующих задач:

1) формирование полной и достоверной информации о деятельности предприятия и его имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, учредителям (участникам) и собственникам имущества предприятия, а также внешним — инвесторам, кредиторам и т. д.;

2) обеспечение единства методики при организации и ведении бухгалтерского учета на предприятии в целом и в его структурных подразделениях;

3) обеспечение оперативности и гибкости реагирования системы бухгалтерского учета на изменения условий осуществления фи­нансово-хозяйственной деятельности, в том числе обусловлен­ные изменениями законодательных и нормативных актов;

4) обеспечение информацией, необходимой внутренним и внеш­ним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и целе­сообразностью хозяйственных операций, наличием и движени­ем имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержден­ными нормами, нормативами и сметами;

5) предотвращение отрицательных результатов хозяйственной де­ятельности предприятия и выявление внутрихозяйственных ре­зервов обеспечения его финансовой устойчивости.

При формировании учетной политики и последующем веде­нии бухгалтерского учета должны соблюдаться основополагаю­щие принципы, требования и допущения, такие как:

- допущение имущественной обособленности — предполагает, что активы и обязательства предприятия существуют обособленно от активов и обязательств собственников этого предприятия и активов и обязательств других организаций, т. е. в балансе предприятия отражаются только данные об имуществе и обязательствах самого предприятия, а все, что не принадлежит ему, учитывается на забалансовых счетах;

- допущение непрерывности деятельности — предполагает, что предприятие будет продолжать свою деятельность в обозри­мом будущем, и у него отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности, и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке. Это означает, что учетная политика создается не на один год, т. е. изначально планируется ее применение в течение длительного периода;

- допущение временной определенности факторов хозяйственной деятельности — предполагает, что факты хозяйственной деятельности предприятия относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами;

- требование полноты — означает полноту отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности независимо от желаний отдельных работников;

- требование своевременности — означает своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности;

- требование осмотрительности — означает большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обяза­тельств, чем возможных доходов и активов, не допуская созда­ния скрытых резервов;

- требование приоритета содержания перед формой - означает отражение, в бухгалтерском учете фактов хозяйствен­ной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержании и условий хозяйствования;

- требование непротиворечивости — означает тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца;

- требование рациональности — означает рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и масштабов предприятия.

При анализе учетной политики предприятия необходимо также выяснить, все ли вопросы, изложенные ниже в виде таблицы, определены и насколько полно и достоверно они раскрыты.


№ п/п

Объект учетной политики Способы организации и ведения бухгалтерского учета
1. Порядок организации бухгалтерско­го учета

— Учреждение бухгалтерской службы, возглавляемой главным бухгалтером. Вве­дение в штат должности бухгалтера.

— Передача на договорных началах веде­ния бухгалтерского учета централизован­ной бухгалтерии, специализированной ор­ганизации или бухгалтеру-специалисту.

— Ведение бухгалтерского учета руково­дителем предприятия

2. Рабочий план сче­тов бухгалтерского учета — Разрабатывается на основе типового плана счетов
3. Форма бухгалтер­ского учета

— Журнально-ордерная форма.

— Упрощенная форма.

— Другие формы

4. Формы первичных документов бух­галтерского учета

— Хозяйственные операции оформляются документами установленной формы.

— Документы, по которым не предусмот­рены типовые формы, разрабатываются предприятием самостоятельно

5. Организация доку­ментооборота — В соответствии с утвержденным графи­ком документооборота
6. Проведение инвентаризации имущества и обязательств — Порядок и сроки определяются руково­дителем предприятия, за исключением слу­чаев, когда проведение, инвентаризации обязательно
7. Оценка имущества и обязательств

— В рублях и копейках.

— В рублях, с отнесением возникающих разниц на финансовые результаты

8. Система внутрипроизводственного учета, отчетности контроля — Предприятие самостоятельно разрабатывает систему внутрипроизводственного учета, отчетности и контроля исходя из особенностей функционирования и требований управления предприятием
9. Формы бухгалтер-кой отчетности — Разрабатываются на основе рекомендуемых типовых форм
10 Способ представ­ления бухгалтер­ской отчетности пользователям

- На бумажных носителях

- В электронном виде

11 Переоценка основных средств

- Проводится на начало отчетного года

- Не проводится

12 Списание стоимо­сти основных средств, не превы­шающей 1000 р. за единицу

- Путем начисления амортизации

- Путем единовременного списания на затраты по мере отпуска в производство или эксплуатацию

13 Начисление амор­тизации основных средств

- Линейный способ

- Способ уменьшаемого остатка

- Способ списания стоимости по сумме числа лет срока полезного использования

- Способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ)

14 Погашение стои­мости нематери­альных активов

- Накопление сумм начисленной амортизации на отдельном счете

- Уменьшение первоначальной стоимости нематериального актива

15 Начисление амор­тизации нематери­альных активов

- Линейный способ

- Способ уменьшаемого остатка

- Способ списания стоимости пропорционально объему продукции (услуг)

16 Оценка приобре­таемых материаль­но-производствен­ных запасов

- По фактической себестоимости приобретения

- По учетным ценам

17 Признание транспортно-заготовительных расходов (ТЗР)

- Учет ТЗР на счете «Заготовление и приобретение материальных ценностей»

- Прямое включение ТЗР в фактическую себестоимость приобретаемых материально-производственных запасов

- Учет ТЗР на отдельном субсчете счета «Материалы»

18 Списание ТЗР и отклонений в сто­имости материаль­но-производствен­ных запасов

- Метод среднего процента.

— Упрощенные методы

19 Оценка списывае­мых материаль­но-производствен­ных запасов

- Метод оценки по себестоимости каждой единицы

- Метод оценки по средней себестоимо­сти.

- Метод оценки по себестоимости пер­вых по времени приобретений (ФИФО).

- Метод оценки по себестоимости по­следних по времени приобретений (Л МФО)

20 Оценка незавер­шенного произ­водства

—По фактической себестоимости.

—По нормативной производственной се­бестоимости.

—По прямым статьям затрат.

—По стоимости сырья, материалов и по­луфабрикатов

21 Оценка выпущен­ной готовой про­дукции

—По фактической производственной се­бестоимости.

—По нормативной производственной се­бестоимости.

—По договорным ценам.

—По другим видам цен

22 Классификация затрат на произ­водство

—Прямые и косвенные.

—Условно-переменные и условно-посто­янные

23 Распределение косвенных расхо­дов по видам деятельности

—Пропорционально выручке от продажи продукции (работ, услуг).

—Пропорционально сумме прямых затрат.

—Другим способом

24 Создание резервов по сомнительным долгам

—Создаются.

—Не создаются

25 Создание резервов предстоящих рас­ходов

— Создаются.

- Не создаются

26 Создание резерв­ного фонда

- Создается.

- Не создается

В случае наличия дополнений и изменений к учетной поли­тике аудитор должен убедиться, что они внесены в случаях:

- изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;

- разработки предприятием новых способов ведения бух­галтерского учета. Применение нового способа ведения бухгал­терского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности пред­приятия или меньшую трудоемкость учетного процесса без сни­жения степени достоверности информации;

- существенного изменения условий деятельности, кото­рые могут быть связаны с реорганизацией, сменой собственни­ков, изменением видов деятельности и т. д.

Кроме того, аудитор должен проверить наличие у предприя­тия учетной политики для целей налогового учета.

В учетной политике для целей налогообложения должен быть отражен порядок ведения налогового учета в соответствии с правилами, определенными главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.

Аудитор также проверяет наличие приложений к учетной политике для целей налогообложения, таких как формы регист­ров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных докумен­тов.


Глава 2. Аудит учетной политики ООО «Электроконтакт»

2.1. Характеристика ООО «Электроконтакт» и анализ его учетной политики

Общество с ограниченной ответственностью «Электроконтакт», в дальнейшем именуемое «общество», является юридическим лицом и строит свою деятельность на основании настоящего Устава и действующего законодательства Российской Федерации.

Полное наименование общества: Открытое акционерное общество

«Электроконтакт».

Органами управления общества являются:

-общее собрание учредителей;

-совет директоров;

- единоличный исполнительный орган (генеральный директор);

- в случае назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все по управлению делами общества.

Целью общества является извлечение прибыли, а также не только повышение эффективности, рентабельности реализации продукции и получение сиюминутной выгоды, но и работу на перспективу, ставя во главу угла интересы потребителя.

Общество осуществляет следующие основные виды деятельности:

- производство;

-оказание услуг по перевозке грузов и других транспортных услуг;

-торговля;

-и пр. а также осуществление других работ и оказание других услуг, не запрещенных и не противоречащих действующему законодательству РФ.

Бухгалтерский учет на предприятии осуществляется бухгалтерией, являющейся самостоятельным структурным подразделением данного предприятия;

Ответственность за организацию бухгалтерского учета несет руководитель предприятия. В его обязанности входит создание необходимых условий для правильного ведения бухгалтерского учета, выполнения всеми подразделениями и службами, работниками предприятия, имеющими отношение к учету, требований главного бухгалтера относительно порядка оформления и представления для учета документов и сведений.

Главный бухгалтер или лицо, исполняющее его функции, несет ответственность за соблюдение общих методологических принципов бухгалтерского учета. Основные его функции состоят в обеспечении: контроля и отражении на счетах бухгалтерского учета всех осуществляемых предприятием хозяйственной операции, предоставление оперативной информации, составлении в установленные сроки бухгалтерской отчетности и осуществлении (с другими подразделениями и службами) экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Бухгалтерия состоит из главного бухгалтера и находящихся в подчинении зам. главного бухгалтера - «заместитель по производству» и «заместитель по налогам», которые обеспечивают совместно с главным бухгалтером правильную постановку бухгалтерского учета и финансовой деятельности, достоверность и оперативность учета отчетности, контроль за сохранностью имущества фирмы, рациональное использование финансовых, денежных и материальных средств. В случае отсутствия главного бухгалтера, они выполняют его обязанности. На предприятии существует распределение обязанностей, всего 4бухгалтера и кассир. Обязанности и права определены в должностных инструкциях, а также при приеме на работу, в приказе.

Кассир осуществляет операции по приему, учету, выдаче и хранению денежных средств и ценных бумаг, ведет на основе приходных и расходных документов кассовую книгу и сверяет фактическое наличие денежных сумм и ценных бумаг с книжным остатком.

Бухгалтер по налогам осуществляет прием, выписку счетов-фактур, формирование книг продаж и покупок, составление журнала № 8, консультирование бухгалтеров о порядке формирования счетов-фактур, книг продаж и покупок в соответствии с НК РФ, составляет налоговые декларации, ведет аналитический учет и распределяет налоги по уровням бюджета.

Бухгалтер материального стола осуществляет количественный учет движения товарно-материальных ценностях (далее по тексту – ТМЦ) на карточках складского учета, проверяет правильность оформления первичных документов в соответствии с унифицированными формами, проводит инструктаж с зав. складами и кладовщиками по составлению материальных отчетов, осуществляет контроль за своевременным оприходованием грузов и ТМЦ, ведет количественный и суммарный учет в оборотно-сальдовой ведомости, производит выписку ТМЦ ,расчет износа ТМЦ, расчет НДС по ТМЦ, формирует книгу покупок и продаж.

Бухгалтер по заработной плате (далее по тексту – з/п) начисляет отпускные всем работающим, больничные листы, производит удержание профсоюзов, осуществляет перечисление в пенсионный фонд, ведет учет необлагаемого минимума дохода по каждому работнику, заполняет лицевые счета работников, распределяет з/п по счетам затрат, отчитывается во внебюджетные фонды ежеквартально.

Кроме комплексной конфигурации, работниками бухгалтерии отдельно ведется учет товаров, учет услуг по давальческой продукции. Что касается учета основных фондов, отдельно автоматизировано работником бухгалтерии. Вся система налогового учета разрабатывается или в отдельных рабочих местах или в Excel.

2.2. Планирование аудита.

В соответствии со стандартом № 3 «Планирование аудита»[16] аудиторская организация обязана планировать свою работу так, чтобы проверка была проведена эффективно. Планирование аудитором своей работы способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы и работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно.

Аудитору необходимо составить и документально оформить общий план аудита, описав в нем предполагаемый объем и порядок проведения аудиторской проверки. Общий план аудита должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита. Содержание общего плана аудита можно оформить в виде таблицы 2.4.

Общий план аудита ООО «Электроконтакт»

Проверяемая организация ООО «Электроконтакт»

Период проведения1.01 - 30.09.2008

Количество человеко-часов

Руководитель аудиторской группыБондарева В.Л.

Состав аудиторской группы Лисицына А.М, Петренко Т.А

Планируемый аудиторский риск4,5 %

Планируемый уровень существенности 1132,14 тыс. руб.

Таблица 2.4 - Общий план аудита ООО «Электроконтакт»

№ п/п Планируемые виды работ Период проведения Исполнитель
1 Аудит учредительных и других общих документов предприятия (устав, приказы, распоряжения, служебные записки, протоколы заседаний учредителей, штатное расписание и др.); 1 -я декада Лисицына А.М
2 Учетная политика предприятия (в целях ведения бухгалтерского учета; в целях налогообложения); 1 -я декада Лисицына А.М
3 Подготовка аудиторского отчета 1-я декада Петренко Т.А

После составления общего плана в соответствии с правилом стандартом № 3 «Планирование аудита» аудитору необходимо составить и документально оформить программу аудита, определяющую характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа аудита является набором инструкции для аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работ. Поэтому в ходе аудиторской проверки аудитору следует обратить особое внимание на соответствие положений приказа (распоряжения) об учётной политике действующим нормативным актам. Одной из причин таких несоответствий является несвоевременность внесения корректировок в связи с изменениями в нормативных актах.

Таблица 2.5 – программа аудита ООО «Электроконтакт»

№ п/п Перечень аудиторских процедур Период проведения Исполнитель
1 Проверка учета ОС 3-я декада Петренко Т.А
2 Проверка порядка начисления амортизации по НМА 3-я декада Лисицына А.М
3 Проверка метода оценки МПЗ 3-я декада Петренко Т.А
4 Проверка перечня расходов и платежей 3-я декада Лисицына А.М
5

Проверка учета расходов

будущих периодов и сроки их погашения

3-я декада Петренко Т.А
6 Проверка проведения инвентаризации 3-я декада Петренко Т.А

Рабочими документами аудитора являются: приказ о учетной политике, план счетов, бухгалтерская отчетность.

План аудита согласуется с клиентом, особое внимание следует уделить распределению ответственности. По ходу проверки план может дорабатываться. Все внесенные в план существенные изменения и соответствующие обоснования должны быть зафиксированы документально.

Одной из насущных проблем современного российского аудитаявляется выбор оптимального пути проведения аудиторской проверки при условии сохранения высокого качества работы, получения прибыли от деятельности, а также возможности документально доказать на любом этапе работы целесообразность, достаточность и согласованность с заказчиком произведенных и дальнейших действий. Каждый аудитор самостоятельно ищет пути решения этой проблемы, применяя разнообразные методики, используя накопленный опыт и создавая внутрифирменные аудиторские стандарты, в частности, для эффективного планирования аудиторской проверки. Разработанный метод позволяет аудитору в результате планирования конкретных процедур в том или ином объеме и определения последовательности действий оценивать и регулировать трудоемкость аудиторской проверки, рассчитывать и соизмерять риски, а также отвечать за объективность результатов проверки.

По результатам аудиторской проверки аудитор должен составить отчет аудитора, находящий свое отражение в аналитической части аудиторского заключения.

Аудит планировался и проводился таким образом, чтобы получить разумную уверенность в том, что финансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений. Аудит проводился на выборочной основе и включал в себя изучение на основе тестирования доказательств, подтверждающих значение и раскрытие в финансовой (бухгалтерской) отчетности информации о финансово-хозяйственной деятельности, оценку принципов и методов бухгалтерского учета, правил подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности, определение главных оценочных значений, полученных руководством аудируемого лица, а также оценку общего пред­ставления о финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Согласно приказу Минфина РФ от 31 октября 2000 года № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению»[13] (с изменениями от 7 мая 2003 года) представительские расходы отражаются на счете 26 «Общехозяйственные расходы» и 44 «Расходы на продажу» в зависимости от характера представительских расходов . Кроме того, согласно п.1 пп.22 и п.2 ст.264 гл.25 НК РФ представительские расходы включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4% от фонда оплаты труда за отчетный период.

Исходя из выше указанного предприятию можно порекомендовать внести дополнение в учетную политику в целях бухгалтерского и налогового учета с подробным указанием по документальному оформлению представительских расходов

В целом, можно сказать, что проведенный аудит предоставляет достаточные основания для выражения положительного мнения.

2.3. Ошибки и недостатки, выявленные в результате аудита учетной политики ООО «Электроконтакт»

Основная проблема многих организаций – некорректное формирование учетной политики. Чаще всего организации недооценивают значение учетной политики и к разработке учетной политики относятся формально, не изучают последствия применения тех или иных ее элементов. Между тем выбранная организацией учетная политика оказывает существенное влияние на многие показатели эффективности финансово-хозяйственной деятельности в целом: формирования величины основных показателей деятельности организации, налогового планирования.

Целью ознакомления с учетной политикой при планировании аудита является изучение и оценка основных принципов организации бухгалтерского учета и документооборота, закрепленных в принятой организацией учетной политике. При этом устанавливается наличие и состав распорядительных документов, определяющих учетную политику.

Информационной базой для ознакомления с содержанием учетной политики являются:

1) приказ (распоряжение и т.п.) об учетной политике проверяемой организации;

2) рабочий план счетов бухгалтерского учета;

3) перечень утвержденных форм первичных документов и форм документов для - внутренней бухгалтерской отчетности;

4) правила документооборота и технологии обработки учетной информации;

5) утвержденные методики учета отдельных показателей и другие приложения к приказу об учетной политике проверяемой организации;

6) пояснительная записка, которая раскрывает:

- сведения, относящиеся к учетной политике организации;

- избранные при формировании учетной политике отличные от предыдущего года способы ведения бухгалтерского учета;

- изменения в учетной политике, существенно влияющие на оценку и принятие решений пользователей бухгалтерской отчетности в отчетном году или в периодах, следующих за отчетным;

- дополнительные данные о событиях после отчетной даты и условных фактах хозяйственной деятельности, прекращении операций, аффилированных лицах, прибыли, приходящейся на одну акцию.

Анализируя содержание приказа (распоряжения) по учетной политике, аудитор выясняет:

- все ли положения приказа являются элементами учетной политики;

- все ли аспекты (организационно-технический, методологический, налоговый) учетной политики нашли в ней отражение.

Практика тестирования аудиторами приказов (распоряжений) об учетной политике показывает, что некоторые организации включают в этот документ положения, не являющиеся элементами учётной политики, например, сроки выплаты заработной платы, продолжительность отпусков, размеры оплаты командировочных расходов сверх норм. Эта информация должна отражаться в иных внутренних документах организации. Некоторые организации делают ошибку, приводя в приказе способы бухгалтерского учета по всевозможным элементам учетной политики независимо от того, применялись ли они ранее и будут ли необходимы в дальнейшем. Тестирование помогает аудитору выявить, какие из аспектов учётной политики отражены не в полной мере. Наиболее часто в приказе (распоряжении) не находят отражения вопросы:

1) Организационно-технические:

· правила и график документооборота;

· внутренняя отчётность (состав, формы, периодичность, сроки составления и представления, пользователей);

· система внутреннего контроля (служба внутреннего аудита, специалист, лично руководитель);

· положение о бухгалтерии и должностные инструкции на работников бухгалтерии;

· порядок проведения инвентаризаций.

2) Методологические:

· способы контроля отклонений фактического расхода материалов от норм;

· порядок списания общехозяйственных и коммерческих расходов;

· способы распределения косвенных расходов;

· оценка незавершённого производства.

3) Налоговые:

·порядок организации раздельного учёта затрат (по видам деятельности, по реализованным товарам, облагаемым разными ставками НДС и необлагаемым НДС и налогом с продаж);

·порядок организации раздельного учета объектов социальной сферы (для получения права по налогу на имущество в случаях, когда имущество используется совместно для производственных (льготируемых) и нельготируемых целей).

Для оценки полноты и правильности положений учётной политики аудитор должен убедиться, что в распорядительных документах по учётной политике содержится информация, обосновывающая: выбор организацией способов бухгалтерского учёта:

- вариантность которых предусмотрена нормативными документами по бухгалтерскому учёту и отчётности;

- описание которых отсутствует в нормативных актах; вариантность которых вытекает из противоречивости и несовершенства законодательства;

- особенности применения способов учёта исходя из специфики условий хозяйствования, отраслевой принадлежности и иных условий.

Если организация самостоятельно разрабатывает те или иные способы учёта, то аудитор должен проверить соответствуют ли они допущениям и требованиям, установленным нормативными документами по бухгалтерскому учёту.

Иногда несоответствия являются следствием неточности формулировок приказа (распоряжения). Так, при выборе условий признания факта реализации товаров (работ, услуг) организации ограничиваются отражением в приказе выбранного метода “по отгрузке” или “по оплате”, не указывая его назначения “для целей налогообложения”.

Согласно п.10 ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» способы ведения бухгалтерского учета, выбранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом издания соответствующего распорядительного документа, и распространяются на все структурные подразделения организации независимо от места их расположения.

Практика аудиторских проверок показывает, что принятая в организации учетная политика не всегда последовательно применяется в течение отчетного года или не выдерживается всеми обособленными структурными подразделениями.

Информация об учетной политике, как неотъемлемая составляющая пояснений к бухгалтерской отчетности, является одним из объектов аудиторской проверки.

В процессе аудита учетной политики ООО «Электроконтакт» выявлены следующие ошибки и недостатки:

Во-первых, нарушение требования законодательства о сроках издания документа, утверждающего учетную политику. В п. 9 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» указано: «Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа». Однако, как видно из Приложения 1, Приказ об учетной политики ООО «Восход» утвержден 02.01.2008 г., что противоречит требованиям законодательства относительно сроков ее утверждения и применения. Учетная политика действует с 1 января года, следующего за годом ее утверждения. Очевидно, что юридически утвержденная приказом от 02.01.2008 г. учетная политика начнет действовать только с 1 января следующего года.

Во-вторых, для полного и достоверного бухгалтерского и налогового учета нужно оформить приказ об учетной политике в виде двух самостоятельных распорядительных документов. Первый документ - учетная политика для целей бухгалтерского учета. Второй документ - учетная политика для целей налогообложения, а так же внести более подробный перечень положений в учетную политику, как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения.

Заключение

В заключение работы можно сделать следующие выводы. Учетная политика представляет собой совокупность принци­пов и правил, регламентирующих методические и организацион­ные основы ведения бухгалтерского учета за отчетный период.

Целью изучения учетной политики является анализ и оценка основных принципов организации бухгалтерского учета.

Учетная политика часто становится для бухгалтеров чисто формальным документом, которому многие не придают должного значения. А напрасно, потому что:

1)грамотно составленная учетная политика может быть действенным способом законной корректировки финансовых показателей, а значит – снижения налоговой нагрузки на предприятие;

2)положения учетной политики могут стать весомым аргументом в споре с ревизорами;

3)учетная политика является основой для формирования всех остальных организационно-распорядительных документов организации и влияет на принятие управленческих решений;

В связи с этим руководителю и главному бухгалтеру следует весьма серьезно отнестись к формированию и утверждению учетной политики.

В данной курсовой работе рассмотрены теоретические и практические вопросы аудита. Предметом для изучения стала аудиторская проверка учетной политики предприятия ООО «Электроконтакт». Аудит - независимая экспертиза финансовой отчётности предприятия на основе проверки соблюдения порядка ведения бухгалтерского учёта, соответствия хозяйственных и финансовых операций законодательству РФ, полноты и точности отражения в финансовой отчётности деятельности предприятия.

В первом разделе курсовой работе отражены теоретические вопросы аудита учетной политики. Изучены цели и задачи аудиторской проверки, нормативное регулирование.

Во втором разделе была произведена организация аудиторской проверки и сделан отчет по ее результатам. Предложенная методика аудиторской проверки включает в себя:

- разработку общего плана проверки; разработку - программы проверки;

- разработку контрольных процедур на основе классификатора возможных нарушений;

- рекомендации по выполнению аудиторских процедур.

Проведение аудиторской проверки организации поможет в исключении простейших технических ошибок; в снижении ошибок, обусловленных неправильным толкованием законодательства.

Проведенный анализ учетной политики ООО «Электроконтакт» выявил некоторые ее недостатки, для устранения которых необходимо:
1) рекомендовать оформить приказ об учетной политике в виде двух самостоятельных распорядительных документов. Первый документ - учетная политика для целей бухгалтерского учета. Второй документ - учетная политика для целей налогообложения;

2) внести более подробный перечень положений в учетную политику как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения;
3) составить рекомендуемый перечень приложений к учетной политике;

4) обратить внимание на возможность формирования резервов, как одного из способов оптимизации налога на прибыль.

Учетная политика ООО «Электроконтакт» на 2008 год для целей бухгалтерского и налогового учета утверждена приказом № 71231 от 2.01.08г. что противоречит требованиям законодательства относительно сроков ее утверждения и применения. Учетная политика действует с 1 января года, следующего за годом ее утверждения.

В остальном она соответствует принципам бухгалтерского и налогового законодательства. Бухгалтерский и налоговый учет в целом соответствуют принятой учетной политике.

Список литературы

1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.10.1996 г. № 129-ФЗ в ред. от 03.11.06.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть I, утвержденная Федеральным законом от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ РФ от 29 июня 2004 года № 58-ФЗ (Российская газета, № 138, 01.07.2004)).

3. Налоговый кодекс Российской Федерации от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 25.07.2002, с изм. от 24.12.2006).

4. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» от 7.08.2001 г. № 119-ФЗ

5. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.1998 г. № 34н (в ред. от 19.09.2006 г. № 116н).

6. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утвержденное приказом Минфина РФ от 06.10.2008 г. №106н.

7. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная основных средств» ПБУ 6/01, утвержденное приказом Минфина РФ от 03.09.2001 г. №65н (в ред. приказа МФ РФ от 27.11.2006 № 156н).

8. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденное приказом Минфина РФ от 6.06.1999 г. № 43н. в ред. приказа Минфина РФ от 18.09.2006 г. № 115н.

9. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации», утвержденное приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 32н (ПБУ 9/99) (в ред. от 27.11.2006 г. № 156н).

10. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01 (утв. Приказом Минфина России от 09.06.2001 г. № 44н) (в ред. от 26.11.2007 № 156н).

11. Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2007 (утв. Приказом Минфина России от 27.12.2007 г. № 153н).

12. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» ПБУ 15/2008, утвержденное приказом Минфина РФ от 06.10.2008 г. №107н.

13. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31.10.2000 г. № 94н. (в ред. 18.09.2006 г. № 116н).

14. Правило (стандарт) №1. Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696. с изменениями от 25.08.2006 г.

15. Правило (стандарт) №2. Документирование аудита. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696. с изменениями от 25.08.2006 г.

16. Правило (стандарт) №3. Планирование аудита. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696. с изменениями от 25.08.2006 г.

17. Правило (стандарт) №4. Существенность в аудите. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696. с изменениями от 25.08.2006 г.

18. Правило (стандарт) №5. Аудиторские доказательства. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696. с изменениями от 25.08.2006 г.

19. Правило (стандарт) №6. Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002г. № 696. с с изменениями от 25.08.2006 г.

20. Правило (стандарт) аудиторской деятельности. Оценка риска и внутренний контроль. Характеристика и учет среды компьютерной и информационной систем. Протокол № 1 от 11.07.2000 г. с изменениями от 25.08.2006 г.

21. Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов» Протокол № 6 от 20.10.1999 г. с изменениями от 25.08.2006 г.

22. Данилевский Ю.А., Шапигузов С.М., Ремизов Н.А., Старовойтова Е.В. Аудит. - М.: ИД ФБК ПРЕСС, 2005.

23. Аудит/ Под ред. В.В. Скобара. – М., 2005.

24. Богатая И.Н. и др. Аудит. – Ростов н/Д., 2005.

25. Мерзликина Е.М., Никольская Ю.П. Аудит. – М., 2006.

26. Мерзликина В.М., Никольская Ю.П. Аудит.-:Инфра-М.,2007.

27. Суйц В.П. и др. Аудит: общий, банковский, страховой. – М., 2005.

28. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит. – М., 2006.