Реферат: Управление как профессия 2

Название: Управление как профессия 2
Раздел: Рефераты по менеджменту
Тип: реферат

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ»

РЕФЕРАТ

По дисциплине: «Менеджмент»

На тему: «Управление как профессия»

Выполнил: студент заочного отделения

шифр 139-029, поток 39-В-УП

Петрова О. И.

_____________________________

дата подпись

Адрес: 186930, р. Карелия,

г. Костомукша

ул. Интернациональная д. 1, кв. 96

Проверил: к. ф. н., доцент

Кавеев Камиль Акрямович

_____________________________

дата подпись

Сдана на проверку

(дата, подпись)

Проверена

(дата, подпись)

Предварительная

оценка

Санкт-Петербург

2008 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

I. ИСТОРИЯ ВЫДЕЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………..…......5

II. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ ПРОФЕССИИ «МЕНЕДЖЕР»…………...….……………8

III . ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К СОВРЕМЕННОМУ МЕНЕДЖЕРУ…………………………………………………………………………………10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

В годы перехода нашей экономики от планово-централизованной к рыночной все чаще словосочетание управление организацией или предприятием стало заменяться на словосочетание менеджмент организации, а термин «менеджер» заменил такие слова, как «руководитель», «управляющий». В настоящее время эти понятия используют как синонимы по отношению друг к другу. Основанием для этого является одинаковая сущность категорий, выражаемая русским словом «управление» и англоязычным «менеджмент».

В энциклопедическом словаре находим следующее определение:

«Управление – это функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их целей и программ».[1]

Термин «management» произошел от английского – управление. «Менеджмент – это обязательное управление хозяйственной деятельностью, которое выступает как самостоятельный вид профессиональной деятельности».[2] Так же понятие менеджмента можно рассмотреть как:

- способ управления, руководства, направления или контроля;

- искусство управления и руководства;

- люди, контролирующие и направляющие работу организаций, а также управленческий персонал.

Менеджмент и управление в специальной управленческой литературе рассматриваются практически с одних и тех же позиций. Одна из основных задач менеджмента – генерирование человеческой энергии и придание нужного направления. Под управлением в широком смысле понимается воздействие на какой либо объект с целью перевода его в новое состояние или поддержание в заданном режиме.

В данном реферате мы рассмотрим управление как вид профессиональной деятельности. Выбрав тему «Управление как профессия», я основывалась на популярности в наше время профессии менеджер или управляющий. Процесс управления организацией используется практически во всех сферах деятельности. Тема моего реферата является актуальной, так как всем компаниям, без исключения, требуются профессиональные менеджеры, которые смогут при минимальных затратах обеспечить максимальную прибыль предприятию. Все чаще на рынке появляются новые организации, другие - расширяются, следовательно работодатели ищут управленцев и квалифицированных менеджеров. Однако, чтобы стать хорошим управляющим нужно знать основные задачи, качества, принципы современного менеджера. В связи с этим можно обозначить цель моего реферата – определить личность управляющего, характерные качества, требования и задачи, предъявляемые к нему.

Задачи реферата:

- раскрыть понятие «управление»;

- понять в чем заключается смысл профессионального управления;

- узнать функции менеджера, а также предъявляемые к нему требования;

- изучить основную сферу деятельности менеджера.

Материалом для написания реферата послужили такие источники, как учебная литература, научно-популярная литература, энциклопедический словарь.

Данный реферат состоит из трех параграфов, каждый из которых, согласно своему названию, раскрывает тот или иной аспект поставленной темы.

Первый параграф называется «История выделения профессиональной управленческой деятельности». Я внесла этот параграф в свой реферат, так как считаю, что прежде чем приступить к рассмотрению профессионального управления, нужно узнать откуда оно вообще берет свои истоки.

Второй параграф «Понятие и функции профессии «менеджер» рассказывает нам о том, кто такой менеджер, каковы его основные задачи, что входит в его профессиональные обязанности.

Третий параграф имеет название «Требования, предъявляемые к современному менеджеру». Как видно из названия, суть этого параграфа – обозначить требования и те личностные характеристики, которыми должен обладать современный управляющий.

В конце реферата, в заключение, я подвожу итоги рассмотренной темы, делаю обобщающие выводы.

I. ИСТОРИЯ ВЫДЕЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Развитие производства в обществе привело к возникновению общественного объединения личностного специализированного труда. Главная черта этого социального явления - профессионализм, то есть систематическое, с предсказуемым уровнем качества,
исполнение людьми определенных узкоспециализированных видов деятельности в общественном не технологическом (пооперационном) разделении труда. Общественное разделение профессионализма в общественном объединении труда - это выделение, прежде всего профессиональной управленческой деятельности без которой невозможна непосредственно производительная деятельность. Результатом общественного объединения труда стал уровень производительности общественного труда. На определенном этапе развития общества производительность общественного труда начинает определяться качеством управления частными видами деятельности в общественном объединении труда.

Труд управленческий и труд непосредственно производительный в сферах материального и духовного производства качественно разнородны. Индивидуальный производительный труд редко оказывается трудом общественно значимым. Он может обрести такую значимость в глазах общества в весьма отдаленное от жизни труженика время. Управленческий труд в общественном объединении труда неизбежно, начиная с какого-то уровня в иерархии социальной организации, оказывается трудом в целом общественного уровня значимости уже в период осуществления человеком управленческой деятельности, поскольку он определяет жизненные обстоятельства для множества людей. Так, все общество оказывается в зависимости от довольно узкого круга управленцев общественного уровня значимости.

Согласно концепции Р. Ходжеттса[3] , управление как вид деятельности сложился в результате трех управленческих революций, произошедших в древности:

1. Религиозно-коммерческая. Она произошла 4-5 тыс. лет назад - в период формирования рабовладельческих государств на Древнем Востоке. В Шумере, Египте и Аккаде произошла первая трансформа­ция - превращение касты священников в касту ре­лигиозных функционеров, т.е. менеджеров. На определенном этапе жрецы отказались от приношения кровавых жертв богам, а стали взимать дань продуктами. Они накапливались, обменивались и пускались в дело.

В результате первой революции менеджмент сформировался как инструмент коммерческой и рели­гиозной деятельности, превратившись позже в соци­альный институт и профессиональное занятие.

2. Светско-административная. Связана с деятельностью вавилонского правителя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.), который попытался организовать эффективную систему управления своей огромной империей. Знаменитый свод Хаммурапи, содержащий 285 законов управления государством, является определенным этапом в развитии менеджмента. Хаммурапи, по мнению Ходжеттса, был первым, кто стал целенаправленно работать над созданием своего образа «заботливого покровителя народа».

Суть второй революции в менеджменте заклю­чается в появлении чисто светской манеры управления, возникновении формальной системы организации и регулирования отношений людей, наконец, в зарожде­нии основ лидерского стиля, а стало быть, и методов мо­тивации поведения.

3. Производственно-строительная. Связана с правлением в Вавилоне царя Навуходоносора II (605- 562 гг. до н.э.), который значительно усовершенствовал организацию труда в текстильных мастерских и зернохранилищах. В текстильных мастерских Навуходоноссор приме­нял цветные ярлыки. С их помощью метилась пряжа, по­ступающая в производство каждую неделю. Подобный метод контроля позволял точно установить, как долго на­ходилась в мастерской та или иная партия сырья.

Третью революцию в менеджменте характеризуют достижения Навуходоноссора II - строитель­ная деятельность и разработка технически сложных про­ектов, эффективные методы управления и контроля ка­чества продукции.

Платон называл управление «наукой о питании людей», тем самым, подчеркивая ее важнейшее значение в обеспечении материального существования общества. Философ считал, что управлять страной должны законы, но поскольку они слишком абстрактны, то потому осуществлять надзор за их исполнением должен политик, владеющий искусством управления. Суть его управленческой деятельности должна заключаться в преломлении этих догматических законов к реально складывающейся ситуации. У Платона также мы находим зарождение идей о стилях управления и размышления о самом «современном» сейчас ситуационном подходе в управлении.

Аристотель называл управление «господской наукой», смысл которой заключается в надзоре за рабами.

Современная наука управления развивается очень интенсивно, быстрыми темпами, она представляет собой синтез теоретических разработок и осмысление выводов, сделанных из многолетней практической деятельности.

II. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ ПРОФЕССИИ «МЕНЕДЖЕР»

Как нам известно термины «управляющий» и «менеджер» являются взаимозаменяемыми, т.е. это слова-синонимы. Чаще всего управленческая деятельность характеризуется понятием «менеджер». Кто же такой менеджер?

"Менеджер — специально подготовленный профессиональный управляющий, являющийся представителем особой профессии и специалистом в ее области. Это человек, занимающий постоянную управленческую должность, и наделенный полномочиями принимать решения по определенным видам деятельности организации, функционирующей в рыночных условиях." [4]

У менеджера есть две специфические задачи. Никто другой в организации эти задачи не решает, а если кто-то и решает, значит его тоже можно назвать менеджером.

Перед ним стоит задача создания истинного целого, которое больше чем сумма всех его частей, - производительной организации, представляющей собой нечто большее, чем сумма вложенных в нее ресурсов. В этом смысле задачу менеджера можно сопоставить с задачей дирижера, творческие усилия, принципиальность и лидерские качества которого позволяют превратить звучание отдельных инструментов в музыкальное произведение. Но задача дирижера в известном смысле легче задачи менеджера: он лишь интерпретирует готовое музыкальное произведение. А менеджер – это и композитор, и дирижер в одном лице.

Единый способ решения задачи для менеджера – создать некую цельную систему, намного превосходящую по своим качествам не только каждую из ее составляющих, но и простую их сумму.

Решение этой задачи потребует от менеджера умения сбалансировать и гармонизировать три основные функции менеджмента: управление бизнесом, управление менеджерами и управление работниками и работой. Одно и то же решение должно благотворно сказываться на выполнение все трех указанных функций. Менеджер должен постоянно задавать себе два взаимосвязанных вопроса: « Что необходимо улучшить в работе предприятия в целом и какие изменения для этого потребуется внести в те или иные виды деятельности?» и «Что еще можно усовершенствовать в тех или иных видах деятельности предприятия, и как это повлияет на его общие экономические показатели?».

Вторая специфическая задача менеджера включает в себя гармонизацию каждого своего решения и действия с кратко- и долгосрочными планами предприятия. Исключив хотя бы один из этих аспектов (краткосрочный или долгосрочный), менеджер неминуемо ставит под угрозу деятельность всего предприятия. Другими словами, вглядываясь в даль, менеджер никогда не должен забывать, что твориться у него под ногами. Что бы ни делал менеджер, его действия должны быть целесообразны как в долгосрочной перспективе, так и с точки зрения краткосрочных целей предприятия.

Специфика труда менеджера определяется тем, что он реализует функцию руководства. При этом перед ним стоит задача по интегрированию системы управления в единое целое, координации действия ее звеньев. Важнейшей обязанностью менеджера является обеспечение согласованности и единства системы управления как целого. Менеджмент осуществляется в экономическом, социально-психологическом, правовом и организационно-техническом направлениях. Под экономическим направлением подразумевается управление производственным процессом. Деятельность менеджера сосредотачивается на координации материальных и трудовых ресурсов для достижения поставленных целей при наименьших затратах. Социально-психологическое направление менеджмента — это прерогатива менеджеров всех уровней. На низовом уровне и среднем уровнях управления усилия менеджеров направлены на создание дружественных производственных отношений между коллективом и отдельными работниками, при которых их способности могли бы полно реализоваться. На высшем уровне управления социально-психологическую функцию осуществляет ряд лиц, использующих власть, авторитет, социальное положение для регулирования отношений между руководителями и подчиненными. Социально-психологическое направление базируется также на уровне развития социальных отношений в обществе (уровень образования, культура, традиции, обычаи). Правовая база менеджмента, которая отражается в законодательстве и других правовых актах, вырабатываемых государственными, экономическими и политическими структурами, отражается в таможенной и налоговой политике, государственном регулирование предпринимательства и в праве создавать фирмы и предприятия. Огромный удельный вес в общем объеме работы занимает организационно-техническая работа менеджера, которая охватывает многие стороны управления. В нее входит постановка целей и задач, обеспечение ресурсами, организация работы, налаживание контактов с исполнителями и контролирование их деятельности, стимулирование труда работников, проектирования новых производственных процессов.

В работе менеджера можно выделить пять базовых операций. В совокупности они приводят к объединению ресурсов в живой и развивающийся организм.

Менеджер в первую очередь занимается постановкой целей . Он определяет какими должны быть эти цели, определяет какими должны быть частные цели в каждой ключевой сфере организации. Решает, что нужно предпринять, чтобы достичь этих целей. Делает эти цели достижимыми, излагая их людям, от эффективности труда которых и зависит достижение этих целей.

Затем менеджер занимается организаторской работой . Он анализирует необходимые действия, решения и отношения, классифицирует работу в целом, делит ее на виды деятельности, которыми можно эффективно управлять. Эти виды деятельности он делит на поддающиеся управлению работы. Определенным образом группируя эти виды деятельности и работы, он представляет их в виде организационной структуры, состоящей из ряда подразделений. Он подбирает людей для управления этими подразделениями.

Третьей важнейшей обязанностью менеджера является мотивация работников и общение с ними. Из множества людей, отвечающих за выполнение различных работ, он должен создать команду единомышленников. Он делает это, руководствуясь собственным практическим опытом управления людьми, на основе своего собственного отношения к людям, которыми он управляет. Делает это, применяя методы стимулирования и вознаграждения за хорошую работу, использует возможность повышения по службе наиболее отличившихся работников. Он делает это, постоянно общаясь с подчиненными.

Четвертым элементом работы менеджера является измерение показателей . Он устанавливает четкие показатели, отражающие эффективность выполнения того или иного вида работы, той или иной работы. Менеджер отвечает за то, чтобы для каждого работника организации были предусмотрены соответствующие показатели или критерии эффективности, которые бы учитывали как эффективность организации в целом, так и эффективность конкретного человека, помогая ему успешно справляться со своими обязанностями. Менеджер анализирует эффективность каждого работника, оценивает и интерпретирует ее. И, как в любой другой сфере своей деятельности, менеджер излагает своим подчиненным и руководству суть этих измерений и анализирует полученные с их помощью результаты.

Пятая обязанность менеджера – он способствует развитию своих подчиненных. Стиль управления каждого менеджера может либо облегчать, либо затруднять саморазвитие и самосовершенствование своих подчиненных. Менеджер либо ведет своих подчиненных правильным путем, либо, наоборот, заводит их в тупик. Он либо помогает раскрыть им свои способности, либо, наоборот, подавляет их. Он укрепляет личные качества, формирующие достойную личность или, наоборот, разрушает их.

Все эти действия являются базовыми элементами работы любого менеджера, - даже если он и не подозревает об этом. Он может выполнять их лучше или хуже, но в любом случае, он выполняет их. Хороший менеджер, который постоянно совершенствует собственную квалификацию и эффективность во всех этих базовых элементах своей работы, со временем обязательно становиться отличным менеджером.

III . ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К СОВРЕМЕННОМУ МЕНЕДЖЕРУ

К менеджеру любого уровня предъявляются высокие требования. Можно выделить несколько ролей, в которых выступает менеджер:

Менеджер-дипломат - среди навыков и умений менеджера - способность ведения переговоров выступает как значимое свойство. Сейчас менеджеры высшего звена тратят большую часть своего времени на установление контактов.

Менеджер-инноватор - производительность труда гораздо проще повысить на базе новой техники и технологий, чем постоянно ремонтировать старое оборудование.

Менеджер-управляющий - от него в частности требуется:

- наличие общих знаний в области управления предприятием;

- компетентность в вопросе технологии производства в той отрасли производства, к которой относится фирма по виду и характеру своей деятельности;

- владение не только навыками администрирования, но и предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках, проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы фирмы в наиболее выгодных сферах применения;

- принятие обоснованных и компетентных решений на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками и распределение участия каждого в их исполнении.

Важнейшие функции менеджера - лидерские качества менеджера

Все же важнейшим требованием к менеджеру любого уровня является умение управлять людьми. Что значит управлять людьми? Чтобы быть хорошим менеджером надо быть психологом. Быть психологом - значит знать, понимать людей и отвечать им взаимностью. В этом во многом поможет язык жестов и телодвижений. Изучив этот язык менеджер сможет лучше понимать людей, их действия, чем они обоснованы, сможет добиться взаимного согласия, доверия людей, а это самое главное. Это способствует заключению выгодных сделок и многому другому.

Кроме того, хороший менеджер должен быть и организатором, и другом, и учителем, и экспертом в постановке задач, и лидером, и человеком, умеющим слушать других, - и все это только для начала. Он должен знать в совершенстве своих прямых подчиненных, их способности и возможности выполнения конкретной поручаемой им работы. Менеджер должен знать условия, связывающие предприятие и работников, защищать интересы тех и других на справедливой основе, устранять неспособных с целью удержания единства и правильности функционирования фирмы.

Менеджер должен быть лидером, достойным подражания. Главная задача менеджера - делать дело при помощи других людей, добиваться коллективной работы. Это значит сотрудничество, а не запугивание. Хорошего менеджера всегда заботят и интересы всей фирмы. Он стремится сбалансировать интерес группы, интересы “босса” и других менеджеров, необходимость выполнения работы с необходимостью найти время для обучения, производственные интересы с человеческими потребностями подчиненных.

Как стать лидером?Нельзя обозначить лидерство какой-то формулой. Это искусство, мастерство, умение, талант. Некоторые люди обладают им от природы. Другие - обучаются этому. А третьи никогда этого не постигают.В конце концов каждый находит свой стиль. Один динамичен, обаятелен, способен воодушевлять других. Другой спокоен, сдержан в речи и поведении. Однако оба они могут действовать с равной эффективностью - внушать к себе доверие и добиваться того, чтобы работа выполнялась быстро и качественно. Но некоторые характерные черты, все же присущи лидерам различных стилей:

- лидер предан своей фирме, он не принижает свою фирму в глазах сотрудников и не унижает своих сотрудников в глазах руководства фирмы;

- лидер должен быть оптимистом. Оптимист всегда охотно выслушивает других и их идеи, потому что он всегда ждет хороших новостей. Пессимист слушает как можно меньше, т. к. ожидает плохих новостей. Оптимист думает, что люди по преимуществу готовы прийти на помощь, обладают творческим началом, стремятся к созиданию. Пессимист считает, что они ленивы, строптивы и от их мало прока;

- лидер любит людей. Если работа менеджера состоит в управлении людьми, как он может выполнять ее хорошо, если не любит людей. Лучшие лидеры заботятся о своих сотрудниках. Их интересует, что делают другие. Хороший лидер доступен и не прячется за дверью кабинета. Лучшие лидеры человечны, они отдают себе отчет в собственных слабостях, что делает их терпимее к слабостям других;

- лидер должен быть смелым. Он всегда попытается найти новый способ выполнить задачу только потому, что этот способ лучше. Но он никогда не делает это необоснованным. Если он разрешит кому-то провести эксперимент и тот окончится неудачей, то он не возложит вину на него и не потеряет в него веру;

- лидер обладает широтой взглядов. Он никогда не скажет: “Это не мое дело”. Если вы ожидаете, что ваша группа сотрудников энергично включится в работу, когда возникнут какие-либо необычные ситуации, нужно продемонстрировать им, что Вы сами готовы взяться за новое дело, когда вас об этом попросят. Лидер проявляет большой интерес ко всем аспектам деятельности фирмы;

- руководитель должен быть решительным. Лидер всегда готов принимать решения. Когда есть вся необходимая информация, то правильное решение всегда лежит на поверхности. Труднее, когда известны не все исходные данные, а решение все равно необходимо принять. Требуется настоящая смелость, чтобы принять решение и сознавать при этом, что оно может быть ошибочным;

- лидер тактичен и внимателен. Основной принцип: критиковать работу, а не человека, ее выполняющего;

- справедливость - тоже важная черта лидера. Например, если сотрудник получает надбавку, а он ничего не сделал, чтобы ее заслужить, у Вас, вероятно появится десяток недовольных. Когда подчиненный совершает ошибку, ему нужно указать на нее, он должен ее признать, а потом надо забыть об этом;

- лидер всегда честен. Быть честным по отношению к руководству - это говорить вышестоящим менеджерам то, что им, возможно, не всегда приятно слышать. Быть честным по отношению к подчиненным - это говорить когда они правы, и когда они неправы. Быть честным - это умение признавать свои ошибки. Не всегда легко сказать правду, не ущемив чувства других и не показавшись бестактным, но честность в интересах общего блага - фирмы и ее сотрудников - всегда должна быть превыше всего;

- лидер честолюбив. Он радуется не только за себя, но и за достижения сотрудников и разделяет их успех. Он вдохновляет таким образом других своим энтузиазмом и энергией, и все преуспевают по службе;

- лидер последователен и скромен. Он не нуждается в лести окружающих, к тому же ему не надо скрывать свои ошибки;

- лидер должен быть наставником. Он помогает своим подчиненным развивать в себе уверенность, любовь к людям, честолюбие, энтузиазм, честность, уравновешенность и решительность;

- лидер уверен в себе. Уверенность в себе без заносчивости, вера в свои силы без высокомерия - вот отличительные черты сильного лидера.

Исследуя политические, социальные, экономические и психологические силы, действующие в странах, и изучая влияние этих сил на тех, кто занимает управленческие посты, можно прийти к полезным обобщениям об изменяющемся содержании работы руководителя.

Эти обобщения позволили авторам книги “Раскрепощенный менеджер” М. Вудкоку и Д. Фрэнсису предсказать те способности и умения, которые требуются от умелого менеджера в настоящее время и в будущем.

Их исследование позволило выделить одиннадцать отчетливых факторов, которые, очевидно, будут влиять на управленческую деятельность в ближайшие десятилетия:

1. Стрессы, давление и неопределенность во все большей мере присутствуют в большинстве форм жизни организаций. Поэтому от умелых менеджеров требуется способность эффективно управлять собой и своим временем.

2. Эрозия традиционных ценностей привела к серьезному расстройству личных убеждений и ценностей. Поэтому от современных менеджеров требуется способность прояснить свои личные ценности.

3. Имеется широкая возможность выбора. Поэтому от менеджеров требуется четко определить как цели выполняемой работы, так и собственные цели.

4. Организационные системы не в состоянии обеспечить все возможности для обучения, требующиеся современному руководителю. Поэтому каждый менеджер должен сам поддерживать постоянный собственный рост и развитие.

5. Проблем становится все больше, и они все сложнее, в то время как средства их решения - зачастую более ограничены. Поэтому способность решать проблемы быстро и эффективно становится все более важной чертой управленческих навыков.

6. Постоянная борьба за рынки сбыта, энергетические ресурсы и прибыльность делают необходимыми выдвижение новых идей и постоянное приспосабливание. Поэтому руководители должны быть изобретательны и способны гибко реагировать на изменения ситуации.

7.Традиционные иерархические отношения затрудняются. Поэтому эффективное управление призывает к использованию навыков влияния на окружающих, не прибегая к прямым приказам.

8. Многие традиционные школы и методы управления исчерпали свои возможности и не отвечают вызовам настоящего и будущего. Поэтому требуются новые, более современные управленческие приемы, и многие менеджеры должны освоить иные подходы в отношении своих подчиненных.

9. Большие затраты и трудности связаны ныне с использованием наемных работников. Поэтому от каждого руководителя требуется более умелое использование людских ресурсов.

10. Возрастающие масштабы изменений требуют развития новых подходов и борьбы с возможностью собственного “устаревания”. Поэтому менеджерам требуется умение помочь другим в быстром изучении новых методов и освоении практических навыков.

11. Сложные проблем во все большей мере требуют объединения усилий нескольких людей, совместно осуществляющих их решение. Поэтому менеджер должен уметь создавать и совершенствовать группы, способные быстро становиться изобретательными и результативными в работе.

Этим одиннадцати пунктам должны придерживаться менеджеры, если они хотят, уцелеть и добиться успеха в грядущее десятилетие.

Основываясь на этих одиннадцати факторах мы можем выявить основные задачи менеджера:

- способность управлять собой;

- четкие личные цели;

- упор на постоянный личный рост;

- навык решать проблемы;

- изобретательность и способность к инновациям;

- высокая способность влиять на окружающих;

- знание современных управленческих подходов;

- способность руководить;

- умение обучать и развивать подчиненных;

- способность формировать и развивать эффективные рабочие группы.

Поскольку каждая управленческая задача предъявляет те или иные конкретные требования, неправильно было бы считать, что каждый из вышеупомянутых факторов в равной мере относится к любой ситуации. Однако они действительно обеспечивают основу для оценки каждым работником своих возможностей по отношению к требованиям их работы. Когда какие-либо из этих навыков и способностей отсутствуют у менеджера, возникает ограничение.

Как помочь совершенствованию менеджера?В любом случае, как было отмечено выше, к менеджеру предъявляются большие требования, которые хороший менеджер сможет удовлетворить только, если он будет постоянно совершенствоваться, ведь нет пределов мастерству.

Хотя признание личного ограничения - это сама по себе движущая сила для перемен, но часто требуются и другие опыт и обучение, чтобы углубить свое понимание, приобрести новые навыки и подходы. Значительные изменения личности предполагают уверенность в себе, умение, поддержку и в первую очередь развитие умения делать все по-новому. Задача менеджера - найти способ проанализировать свои подходы и способности, проверить потенциал, научиться действовать по-иному. Каждому приходится учиться на собственном опыте; мало в чем можно убедить с помощью описаний, пока человек не почувствует и не познает это самостоятельно. Можно составить личный план действий, состоящий из нескольких основных этапов:

- выявить ограничения;

- оценить и обсудить их;

- преодолейте препятствия;

- приобрести новые умения;

- внедрить новые методы работы;

- проанализировать свое продвижение вперед.

В прошлом десятилетии люди, занимающиеся подготовкой и повышением квалификации менеджеров, разработали много практических методов, помогающих им развить и опробовать собственный стиль и способности. Почти всегда при этом руководители овладевают новыми навыками, углубляют понимание своей профессии, обнаруживают ранее скрытые способности. Непосредственное личное участие и обучение на собственном опыте - это самый плодотворный путь приобретения и успешного применения новых навыков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ознакомившись с профессией менеджер, можно дать ей обобщающие характеристики. Всем нам кажется, что в работе управляющего уж очень много привлекательного. Управляющий имеет возможности развивать свои умения и сильные стороны, получать новый опыт, ну и, конечно, руководить организацией и непосредственно людьми. Работу менеджера можно назвать захватывающей, но если бы организационные процессы всегда развивались по плану, и мы бы знали их исход, то менеджеры вообще бы были не нужны. Так что роль менеджера довольно сложна, его деятельность заключается в работе со сложными проблемами и в выборе правильного решения в условиях неясных перспектив. Первоочередная задача менеджеров – это решение проблем, вторая же задача – это принятие правильного решения, от которого зависит будущее предприятия. Соответственно, как мы видим, на управляющем лежит очень большая ответственность.

Менеджер должен быть профессионалом в своем деле, он должен постоянно расти, как в личном, так и в профессиональном плане, он должен хорошо знать людей, их психологию, должен понимать их, общаться, т.к. от него непосредственно и зависит коллективная работа, также ключевым для работы является опыт, наработанный годами. Современный менеджер должен знать все, что касается положения его компании, и владеть наукой о том, как добиваться наилучшего по­ложения для своей компании, как привести ее к успе­ху. Для этого менеджмент как наука обладает широ­ким арсеналом эффективных инструментов успеха.

Управляющий принимает решения практически по всем важнейшим вопросам организации. Особенность современного взгляда на руководителя как лидера состоит в том, что он рассматривается как носитель новой организационной культуры, как основной инициатор последовательных изменений в организации. Основными важнейшими чертами современного управляющего можно назвать профессионализм, способность вести за собой коллектив, стремление создавать и поддерживать хороший психологический климат на предприятие.

Менеджер должен постоянно развиваться и обучаться, не стоять на месте, так как должно развиваться предприятие, в котором он работает. Для этого в наше время существуют специальные лекции, тренинги, курсы повышения квалификации и т.п. В прошлом десятилетии люди, занимающиеся подготовкой и повышением квалификации менеджеров, разработали много практических методов, помогающих им развить и опробовать собственный стиль и способности. Почти всегда при этом руководители овладевают новыми навыками, углубляют понимание своей профессии, обнаруживают ранее скрытые способности. Непосредственное личное участие и обучение на собственном опыте - это самый плодотворный путь приобретения и успешного применения новых навыков. Профессия менеджер – это постоянное самообразование.

Роль менеджера в условиях всемирной глобализации и обостряющейся конкуренции многократно возрастает, так как нестабильность мировых рынков заставляет просчитывать разнообразные ситуации развития предприятия и цена ошибки, иной раз, становится очень велика, - это еще раз подтвердили экономические катаклизмы мировой экономики начала XXI века.

Судить о том, кто является или кто не является менеджером, можно лишь по функциям, выполняемым соответствующим индивидуумом, и по вкладу в результаты работы предприятия, который от него надеются получить. А функцией, которая больше всех остальных выделяет менеджера среди прочих работников предприятия, выступает его образовательная функция. Именно менеджер способен сделать то, на что неспособны другие: донести до подчиненных сущность стоящих пред ними целей и раскрыть пути их достижения. Таким образом, эта образовательная функция и моральная ответственность и служат в конечном счете исчерпывающим определением менеджера.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. – М.: Экономистъ, 2007.- 288 с.

2. Казначевская Г.Б., Чуев И.Н. Основы менеджмента. Учебное пособие для студентов вузов. Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 384 с. (Серия «Высшее образование»)

3. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учеб. Пособие/Н.И. Кабушкин. - 7-е изд., стереотип. – М.: Новое знание, 2004. – 336 с.

4. Друкет, Питер, Ф. Практика менеджмента.: Пер. с англ.: - М.: Издательский дом «Вильямс», 2006. – 400 с.

5. Орлов А.И. Менеджмент: Учебник/Орлов А.И.: Издательство "Изумруд", 2003. – 298 с.

6. Вудкок М., Фрэнсис Д «Раскрепощенный менеджер». Для руководителя – практика: Пер. с англ. – М.: Дело, 1991. – 320 с.

7. Юджин Ф. Бригхэм, Майкл С. Эрхардт. Финансовый менеджмент. - СПб.: Питер, 2007. – 960 с. (Серия «Академия финансов»)

8. М. А. Коргова. Кадровый менеджмент. Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 464 с. (Серия «Высшее образование»)

9. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. -2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарика, 1998. – 296 с.

10. В. А. Костин, Т. В. Костина. Менеджмент. – М.: Гардарика, 2008. – 336 с.

11. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник М.: ЮНИТИ, 2001г.

12. Кравченко А. И. История менеджмента: Учебное пособие для студен­тов вузов. - М.: Академический Проект, 2000. - 352 с. — (Gaudeamus)


[1] Управление организацией: Энциклопедический словарь. – М.: Издательский Дом ИНФРА-М, 2001.

[2] Казначевская Г.Б., Чуев И.Н. Основы менеджмента. Учебное пособие для студентов вузов. Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 20 с.

[3] Ричард M. Ходжеттс – американский историк, профессор на кафедре менеджмента в Международном Университете во Флориде. Он - автор и соавтор 22 брошюр, включая Международный менеджмент (McGraw-Hill, 1991). Он имеет научные степени таких учебных заведений, как Нью-Йоркский Университет, Университет Индианы, Университет Оклахомы.

[4] Казначевская Г. Б., Чуев И. Н. Основы менеджмента. Учебное пособие для студентов вузов. Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 20 с.