Реферат: Контрольная по истории искусств

Название: Контрольная по истории искусств
Раздел: Рефераты по культуре и искусству
Тип: реферат

Кафедра «Связи с общественностью»

Контрольная работа по дисциплине :

«ИСТОРИЯ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА»

Тема: « Понятие античности и особенности ее проявления в Древней Греции. Периодизация древнегреческой культуры»

Выполнила: Катакова А.А.

Проверила:

Ростов-на-Дону 2010

Содержание:

Введение……………………………………………………………………. 3

Периодизация древнегреческой культуры……………………………….4-7
Религия, мифология …………………………………………………........ 7-8
Философско-научные знания …………………………………………… 8-10
Художественная культура (литература, музыка) ……………………… 10-11
Архитектура, скульптура, живопись……………………………………..11-13

Заключение ………………………………………………………………….13

Список литературы …………………………………………………………14

Введение.

Термин античность (от лат. Antiquus - древний) употребляется для обозначения всего, что было связано с греко-римской древностью, от гомеровской Греции до падения Западной Римской империи, возник в эпоху Возрождения.

Так итальянские гуманисты называли самую раннюю культуру из известных им. Это название сохранилось за ней и поныне как привычный синоним классической древности, точно отделяющий греко-римскую культуру от культурных миров древнего Востока.

Античная культура основана на принципе объективизма, в целом для нее характерен рациональный подход к пониманию мира и в то же время эмоционально-эстетическое его восприятие, стройная логика и индивидуальное своеобразие в решении социально-практических и теоретических проблем.

Античность – уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности, она раздвинула рамки исторического существования, заявив о себе общечеловеческой значимостью архитектуры и скульптуры, эпической поэзии и драматургии, естественнонаучного и философского знания. Всего три поколения деятелей культуры Древней Греции создали искусство высокой классики, заложили основы европейской цивилизации и образы для подражания на многие тысячелетия.

Периодизация древнегреческой культуры .

Греческая культура вышла на арену истории раньше римской и развивалась на территории, занимавшей южную часть Балканского полуострова, а также побережья Малой Азии, Эгейского и Ионического морей и прилегающие к ним острова. Причем исследователи отмечают, что цивилизация на греческой почве зарождалась как бы дважды с достаточно большим временным разрывом.

Поэтому всю историю Древней Греции сейчас принято делить следующим образом:
I. Эпоха крито-микенской или дворцовой цивилизации (III-II тысячеления до н.э.);
III. Эпоха собственно античной цивилизации:
1. архаический период (VIII-VI - время становления Эллады, формирования полисов (городов-государств);
2. классический период (V-IV вв. до н.э.) - пора наивысшего расцвета древнегреческой культуры, развития демократии;
3. эллинистический период (IV-I вв. до н.э.)- завершение развития культуры Древней Греции, утрата ею политической самостоятельности.

I. Греки или эллины (как они себя называли, связывая свое происхождение с мифическим первопредком по имени Эллин, давшим начало всем греческим племенам: ионийцам, дорийцам, эолийцам, фригийцам и пр.) не были первыми обитателями побережий Эгейского моря. Догреческим населением были племена пелазгов (или пеласгов), карийцев, лелегов. Они создали высокоразвитую культуру, о чем свидетельствуют археологические исследования.
Греческие племена (ахейцы), которых относят к индоевропейцам, пришли с севера в середине II тысячелетия до н.э. На своем пути они частично вытесняли, уничтожали местное население, хотя те стояли, по мнению многих исследователей, на более высокой ступени развития, чем греки, частично, ассимилировались с ними, образовав в ХVI в. до н.э. ахейские царства - на острове Крит, в Микенах, Трое.
Крито-микенская (царская) цивилизация, существовавшая одновременно с великими государствами Древнего Востока и взаимодействовавшая с ними, заложила основы для дальнейшего развития античной (antiquus - древний) культуры. Расцвет ее приходится на XVI-XIII века до н.э. В это время происходит накопление технологических знаний (создание сплавов, владение сложными термическими процессами, применение гончарного круга, высокий уровень строительной техники, проявившийся в строительстве дворцов, гробниц, мощных защитных стен материковых царств), развивается художественная культура (вазопись, настенные росписи), эпос и др. виды художественного творчества. В ХХII-ХII вв. до н.э. сформировалась письменность: слоговое письмо А, не расшифрованное до сих пор, и на его основе, с введением новых знаков, письмо В (примерно к 1500г. до н.э.), которое удалось прочесть.
Однако примерно к концу XII века эта, называемая Эгейской, цивилизация подверглась сокрушительному удару со стороны воинственных и жестоких греческих (дорийских) племен. Ахейская цивилизация не сумела себя защитить. Часть ахейцев бежала на побережье Малоазийского полуострова и острова Эгейского моря, часть осела в Средней Греции (Аттике).

II. В период XI-IXвв. наступает глубокий упадок во всех сферах жизнедеятельности, который явился логическим завершением страшной катастрофы, пережитой крито-микенской цивилизацией на рубеже ХIII-ХII вв. до н.э. Греция была отброшена далеко назад.
На три века материковая Греция оказалась изолированной от древневосточных государств, от внешних источников сырья. Она пережила отток населения, заглохли многие ремесла, упростилась керамика, прекратилось строительство дворцов, замерла торговля, религиозная жизнь, забылась письменность. Греция представляла собой в этот период множество мелких, относительно независимых, земледельческих общин, характеризующихся натуральным хозяйством, слабыми внешними связями, где основную экономическую единицу составляла патриархальная семья. Верхний слой еще не выделился из основной массы населения, а число рабов было ничтожно мало.
Тем не менее местное население не было уничтожено полностью и часть культурных традиций была воспринята дорийскими пришельцами, что, очевидно, впоследствии стало одним из факторов, обеспечивших мощный толчок в культурном развитии, давший начало культуре, которую до сих пор называют греческим чудом.

III. Античная цивилизация включает в себя три этапа:
1. Архаический период (VIII-VI) - время становления Эллады, ее экономического и социально-культурного подъема, формирования полисов как раннеклассовых рабовладельческих городов-государств, классического рабства, денежного обращения. Это время великой колонизации. Формируется сословная структура. Складывается аристократия, ее образ жизни, ценности, место в общественно-политической жизни. Сокращается слой свободного крестьянства, увеличивается число зависимого. Достигло апогея наступление аристократии в борьбе за землю, накапливали богатство ростовщики, торговцы, стремясь достичь власти. "Деньги в почете всеобщем. Богатство смешало породы" (Феогнид, древнегреческий поэт). В этот период произошло зарождение различных видов культурной деятельности: философии, литературы, архитектуры, театра и т. д. Мощным орудием культурного подъема стал греческий алфавит, введенный в IX-VIII вв. до н. э. и разработанный на основе финикийского алфавита. Этические, социальные нормы, эстетические идеалы наложили отпечаток на весь последующий период. Произошла консолидация сословий, выявилось доминирование аристократии в социально-культурной жизни общества.
В Древней Греции не сложилось единого государства, вся она состояла из отдельных, достаточно независимых областей (полисов), соревнующихся, соперничающих друг с другом, объединяющихся в союзы, участвующих в расширении мирной колонизации.

2. Классический период (V-IV вв. до н.э.) - время расцвета демократии, прежде всего Афинской, пора наивысшего расцвета древнегреческой культуры во всех ее сферах.

3. Эллинистический период (IV-I вв. до н.э.) - противоречивая эпоха. Это время кризиса полиса, утраты Древней Элладой политической самостоятельности, но и великих культурных достижений.
На территории империи Александра Македонского, сформировались крупные многонациональные государства военно-монархического типа как результат синтеза восточных монархий и полиса. При этом полис перестал быть автаркической (самообеспечивающейся) республикой, став общиной, находящейся под контролем надобщинного огромного государства, обладавшего верховной собственностью на землю, где сложился иной тип социальных отношений.

В эллинистических государствах изменилось положение индивида. Человек уже не самодействующий инициативный субъект, не гражданин суверенного полиса, а объект управления. По словам философа Антисфена из Афин, человек должен искать смысл жизни в себе самом и не быть мерой всех вещей (Древние цивилизации. - М., 1989).
Он уже не защищен коллективом, а оказался один на один с огромным государством, объединяющим множество разных народов, говорящих на разных языках, следующих разным традициям, что способствовало разобщенности, росту индивидуализма, размыванию патриотизма, формированию подданнических чувств.

Разрушаются прежние формы в повседневной жизни, традиции государственности. В то же время явный подъем переживают некоторые отрасли ремесла, совершенствуется техника. Восстанавливались и возводились заново города с правильной планировкой, великолепными общественными постройками, парками, бассейнами. Но развитие техники было направлено преимущественно на производство предметов роскоши для привилегированных слоев, жилища широких масс простолюдинов и предметы их обихода оставались на крайне низком уровне.
Эллинистический период, несмотря на противоречивость, дал немало ярких достижений в разных сферах культуры, оказавших влияние на Древнеримскую и другие культуры мира.

Каждый из указанных выше периодов оставил свой след в разных сферах античной культуры.

Религия, мифология .

Греческие религиозно-мифологические представления не есть нечто застывшее, неизменное. Мифология древних эллинов возникла на базе их стремления понять начала мироздания, объяснить появление жизни на земле, определить, почему идет дождь, дует ветер, в чем причины стихийных бедствий, каково место человека в окружающем мире и т.д. Она явилась шагом вперед в познании окружающего мира, самого себя, социальной организации, этапом в запечатлении знаний в чувственно-конкретных образах, осмыслении опыта, накопленного многими поколениями. Здесь художественный, мифологический, религиозный компоненты представлены в единстве. Мифологическое сознание создало целостный образ мира, где все имело свое значение, место и объяснение.

Древний человек мог объяснить мир и все в нем происходящее, только обращаясь к сверхъестественным силам, и все природное и человеческое получало свою сверхъестественную ипостась, олицетворялось божественными существами. Это привело к формированию религиозно-мифологической картины мира.

Древнегреческие боги в период классической Греции (V-IV вв. до н.э.) представляли собой скульптуры прекрасных гармоничных людей. У греков не было фиксированной формы мифологических сказаний. Сюжеты мифов передавались в рисунках вазописи, на сосудах, могильных плитах, стенах храмов и т.п. Они жили в сценических произведениях, пересказах, песнях, ритуальных действиях. Это рождало свободное отношение к содержанию мифов и даже проявлению критики в адрес богов. За очень откровенную критику богов существовали наказания вплоть до смертной казни.

Содержанием мифов были деяния богов - Зевса, Геры, Афины, Диониса, Аполлона и др., их борьба с титанами, отношения к героям (Гераклу), простым людям. Греки воспринимали богов как реальных существ, связывали с ними свои дела. Каждый грек считал, что родоначальником его рода является какой-либо бог или герой. Каждому божеству посвящался храм, где было его изваяние и где хранились подношения. Выдающимися архитектурными шедеврами классического времени являются храмы Парфенон и Эрехтейон на афинском акрополе.

Религия закрепляла и освящала классовую структуру общества, разделяющую господина и раба, богатого землевладельца и рядового гражданина. В религиозно-мифологических построениях уже заключены мировоззренческие проблемы - вопрос о началах мироздания, о происхождении мира, о его космическом родоначальнике (родоначальниках), об отношении мироздания и человека, выступающего в мифологии как отношение человека и богов, олицетворяющих явления природы. У Гесиода начинает просматриваться увядание мифологического образа. Систематизация, рационализация привела к тому, что боги сводятся к той или иной функции, их места четко определены на теогонической шкале. Это своего рода предчувствие философии.

Философско-научные знания .

Социально-культурные изменения, переживаемые полисной Грецией, уже в архаический период, не могли не вызвать трансформаций в мировоззрении, в картине мира. Развитие торговли, товарного хозяйства в суровых природных условиях, относительная легкость передвижения способствовали развитию предприимчивости, активности, инициативы и, следовательно, необходимости познания реального мира, природных явлений, преодолению страха перед всем неизведанным. Особенно интенсивно развивалась Иония, расположенная на берегах Малоазийского побережья, оказавшаяся на пересечении торговых путей, связывающих Грецию с восточными странами. Именно здесь сформировались торговые и культурные центры, такие, как Милет, Эфес, Фокея. Расширялись контакты в разными странами, в том числе древневосточными, откуда вместе с протонаучными знаниями, еще не систематизированными, проникали и различные мистические культы, религиозные взгляды. В этом сложном и противоречивом процессе накопления сведений о мире в мифологию проникают зачатки рационального, научного знания, хотя они еще остаются в религиозно-мифологической, подчас мистической оболочке.

Начало философского знания исследователи видят уже в парафилософской мифологии, последней, третьей ступенью которой считается орфическая, связанная с именем Орфея - великого певца, создателя песен, стихов (орфических гимнов), растерзанного жрицами Диониса. Согласно взглядам последователей Орфея, человек двойственен - он телесен и духовен. Орфиков занимала проблема загробной жизни, бессмертия души. Тело- гробница бессмертной, согласно их верованиям, души. Цель жизни - освобождение бессмертной души через многочисленные перерождения, переселения в разные тела. Орфизм оказывает влияние на мировоззрение и сознание, в частности, на пифагорейство.

Собственно философское знание возникло в городах Ионийского побережья Древней Греции. Активная экономическая и социальная жизнь побуждала к накоплению знаний прикладного характера, технологических навыков, необходимых в практической деятельности (производстве, мореплавании, земледелии…). В VII-VI вв. до н.э. накопление знаний вызывает критическое отношение к религии и становится основой появления и развития так называемой натурфилософии (филео- любить, софия - мудрость, натура - природа). Любовь к мудрости сделала ценностью знания сами по себе, а не в рамках религии. Знания накапливались и на Востоке: в Китае, Вавилонии, Египте, но именно в Греции, которая усвоила достижения восточной протонауки, они стали обобщаться, систематизироваться, что и привело к формированию философских систем, школ. Но ранняя философия все же порождена рабовладельческим обществом, что наложило на нее отпечаток. Он просматривается в попытках обосновать институт рабства, в духовном аристократизме, презрении к производственной практике.

Античная философия возникает как мировоззрение промышленного торгового класса, демоса, связанного с производством, торговлей, с пробуждением личной инициативы, приобретением практических знаний. При всей наивности, созерцательности, умозрительности это уже философия, стремящаяся понять то или иное начало как субстанцию (неизменную основу). Уже происходит превращение образов, в том числе мифологических, в понятия. По свидетельству Аристотеля, именно ионийские натурфилософы стали искать материальную основу мира. Философское знание еще трудно было отделить от научного, от наблюдений за природой.

В классической Греции математика освобождается от влияния пифагорейцев, их мистического покрова и становится сферой профессиональной деятельности ученых. Греческие математики решение задач перестали жестко связывать с конкретным практическим использованием. Тем самым делается рывок от математики прикладной к математике абстрактной (теоретической). Греки впервые ввели доказательства. Уже на Востоке было известно, что углы при основании равнобедренного треугольника равны, но только Фалес доказал данную теорему. Это освободило математическую мысль от конкретности и превратило ее во всеобщее знание. Развивается дедуктивный метод, когда логический вывод делается на основе небольшого числа исходных посылок. (Пример - геометрия Евклида).

Художественная культура (литература, музыка) .

Наиболее яркое выражение основные черты и ценности греческой культуры получили в разных видах искусства, в художественной культуре. Истоки ее восходят к рубежу II и I тысячелетий до н.э. Именно тогда появляются величайшие произведения - эпические поэмы "Илиада" и "Одиссея", созданные на основе древней мифологии и народного героического эпоса, связанные с именем слепого легендарного певца-аэда Гомера.Героический эпос возникает на почве народного творчества.

В греческом эпосе сложился особый стихотворный размер - гекзаметр , т. е. шестистопный стих, который широко использовался в мировой поэзии.

Дальнейшее развитие музыкально-поэтических жанров послегомеровского времени (VII-VI вв. до н.э.) в период архаики отличалось богатством и разнообразием тематики. Из более поздних форм эпоса, следующих гомеровским традициям, наиболее известными стали две поэмы Гесиода, крестьянина по происхождению, "Теогония" и "Труды и дни".

Изменение социально-культурных условий в период разложения родовых устоев, кризиса родовой общины, имущественного расслоения приводит к тому, что ведущим литературным направлением становится лирическая поэзия, отражающая внутренний мир, личностные чувства человека, утратившего ощущение защищенности коллективом.

Важнейшей отличительной особенностью греческой поэзии архаического периода является ярко выраженная гуманистическая направленность. В центре ее человек, его переживания, размышления.

Развитие и укрепление полиса в классический период (V-1Vвв. до н.э.), полисной культуры, становление и распространение демократии, демократических норм, эталонов прежде всего в Афинах, активизация общественно-политической жизни, охватившей все свободное население полиса, включая непривилегированные слои, оказывают влияние и на художественную культуру. В V веке происходит закат лирики, господствовавшей в архаический период. Она уходит с исторической сцены вместе с породившим ее господством аристократии. Ее сменяет театр, вызванный демократизацией общественной жизни, вовлечением в нее всех свободных граждан и вызвавший к жизни новые жанры. Именно в этот период происходит рождение трагедии - вершины развития древних мусических искусств, рождение театра не только как художественного, но прежде всего социально-культурного института.

Уходят в прошлое значимые, общественно-политические проблемы. На первый план выходит эрудиция, изысканность и виртуозность слога. Большее место начинают занимать малые формы, драма сменяется мимом, эпос - идиллией, элегия - эпиграммой, большее место начинают занимать малые формы. Утонченная поэзия, хотя и мало связанная с реальной жизнью, услаждает привилегированные слои.

Архитектура, скульптура, живопись .

В развитии архитектуры, скульптуры, живописи греки умело использовали достижения культур разных народов, творчески перерабатывали их и создали свою, оригинальную культуру в разных сферах, в том числе в изобразительном искусстве: архитектуре, скульптуре, живописи.

Развитию строительного дела, архитектуры способствовал рост городов, которые располагались вокруг укрепленной части города (акрополя), расположенного на холме. На его вершине находилось святилище с храмом, посвященным богу-покровителю города, у подножия - жилые кварталы, где селились ремесленники. Архитектура является одной из форм материальной культуры, поскольку связана с меняющимися потребностями человека, с развитием науки и техники. Но она представляет собой также вид художественной культуры, так как отражает строй общественной жизни, уровень духовного развития, его эстетические идеалы, культурные ценности.

В период классики сложилось градостроительство, как теоретическое, так и практическое, соединяющее в себе художественные и утилитарные цели.

Выдающиеся скульпторы античной классики - Фидий, Мирон, Поликлет, Полигнот. Их главной задачей стало утверждение достоинства и величия человека-гражданина, образа человека-героя во всем совершенстве его физической и нравственной красоты (калокагатия). Этот идеал имел большое воспитательное и этическое значение.

Цельность, гармоничность, гуманизм, жизнеутверждающая сила, укорененность в народном творчестве до сих пор представляют собой недосягаемый образец, величайшую ценность. В античном искусстве запечатлелась жизнь рабовладельческого общества, идеалы, ценности, нормы, представления, настроения свободных граждан, включая рядовых.

Заключение.

Античность – это красота и совершенные формы скульптур, грандиозность архитектуры. Античность всегда воспринималась как идеал и золотая пора человечества не только потому, что в искусстве и культуре были созданы множества шедевров, но также и потому, что взгляд человека на мир, его положение в нем, моральные и нравственные нормы, которыми человек руководствовался все последующее тысячелетие, обрели свое начало. Почти всегда умы философов искали в той эпохе философский камень. Поэты, художники других эпох с восхищением обращались в это время, чтобы черпать там образы величия человека, его красоту и гармонию мира. Античность всегда представляется как чудо, в котором внутренняя красота человека сочеталась с его внешней красотой.

Античная культура оказала влияние на развитие европейской и отечественной культуры во многих направлениях. Она заложила основы европейского менталитета. Латынь и греческий язык вошли составными частями во все европейские языки, составив основу научной, музыкальной, политической, юридической и другой лексики. Политика дала образцы государственного устройства, принципов демократии, форм управления государством. В праве заложила основы общего и частного права всех европейских государств. В искусстве послужила образцом для подражания, школой художественного вкуса и эстетических принципов освоения мира. В спорте дала основу многих видов спорта - борьбы, легкой атлетики, конных состязаний и др., заложила принципы соревновательной деятельности и Олимпийских игр. В образовании ввела принципы дидактики и воспитания подрастающего поколения. В военном деле установила правила организации войска, обучения воинскому делу, основы стратегии и тактики. В науке и медицине дала множество базовых знаний, оснастила языком науку и медицину, дала терминологию. Сформировала теоретическую базу многих областей научного знания, в том числе философию, логику, филологию и др.

Список литературы:

1.Аверинцев С.С. и др. Древние цивилизации. - М., 1989

2.Боннар А. Греческая цивилизация. От Антигоны до Сократа. - М., 1992

3. Василевская Л.Ю. Мировая художественная культура. – М., 1997

4.Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. - М., 1988.

5.Гиро Поль. Быт и нравы Древних греков. - Смоленск. 2002

6.Зелинский Ф.Ф. История античной культуры - СПб., 1995

7.История искусства. - М., 2003

8. Кун Н. Легенды и мифы Древней Греции. - М., 1955.

9.http://avt.miem.edu.ru/Kafedra/KT/Publik/posob_3_kt.html