Реферат: Государственное регулирование инновационной сферы
Название: Государственное регулирование инновационной сферы Раздел: Рефераты по экономике Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оглавление 1. Важность инновационной сферы для экономического развития страны.3 Конкурентоспособность, успешность страны на мировой арене. 3 Коммерческая выгода и роль в экономике. 3 2. Современные проблемы в сфере инноваций.3 Разный подход к разным отраслям. 3 Малая скорость инновационного процесса и слабая связь между различными его этапами. 3 Отсутствие последовательности и непрерывности. 3 3. Используемые методы государственного регулирования в сфере инноваций.3 Вывод.Ошибка! Закладка не определена. Введение.Инновационная сфера - в РФ - область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции, включающая создание и распространение инноваций. Инновационная деятельность - деятельность, направленная на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования. Результатом инновационной деятельности являются новые или дополнительные товары/услуги или товары/услуги с новыми качествами. Инновационная экономика (экономика знаний, интеллектуальная экономика) — тип экономики, основанной на потоке инноваций, на постоянном технологическом совершенствовании, на производстве и экспорте высокотехнологичной продукции с очень высокой добавочной стоимостью и самих технологий. Предполагается, что при этом в основном прибыль создаёт интеллект новаторов и учёных, информационная сфера, а не материальное производство (индустриальная экономика) и не концентрация финансов (капитала). Эти три составляющие присутствуют в нашей жизни и играют в ней невероятно большую роль. Инновации и их развитие – это работа не над настоящим, а над будущим. Успешное формирование механизмов инновационного и научно-технологического развития является следствием прежде всего политических и социальных условий, складывающихся в обществе. Изучение опыта создания и функционирования аналогичных механизмов в развитых странах позволяет утверждать, что роль государства в решении возникающих проблем определяющая и заключается в первую очередь в формировании эффективной научно-промышленной политики, в правильном определении ее приоритетов, стратегии и механизмов воплощения, которые должны быть сконцентрированы на технологическом обновлении производственного аппарата, на прогрессе знаний и квалификации персонала, на удовлетворении потребностей рынка в продукции высокого научно-технического уровня. Начало становлению теории инновации, было положено английским экономистом Дж. А. Гобсон (1858 – 1940)2. К факторам производства `земля, труд, капитал` он предложил причислить и такую составляющую как `талант`. Он ввел понятие `сфера прогрессивной промышленности` (`area of progressive industry`), имея ввиду сферу экономики, производящую товары, осваивающую новые рынки, внедряющую новые технологии. Именно в этой сфере ему представлялось оправданным получение капиталистической прибыли. Фактически речь шла об инновационной экономике, в которой наиболее полно проявляется, подлинна сила и оправдание предпринимательского класса. Однако общепризнанным родоначальником теории инновации является австрийский ученый Й.А. Шумпетер (1883 – 1950)3, в своей работе `Теория экономического развития` (1912) предложивший понятие `новатор` и `нововведение` (инновация). Инновации он понимал как использование новых комбинаций существующих производительных сил для решения коммерческих задач и видел в них источник развития экономических систем. Можно сказать, спустя без малого 100 лет, не слишком устарела и классификация инноваций, предложенная Шумпетером: применение новых материалов, внедрение новых процессов, открытие новых рынков, введение новых форм организации4. Он выделял базисные и вторичные нововведения – и в целом заложил основы современной концепции инновации. В 1939 г. в работе `Деловые циклы` Шумпетер увязал `длинноволновую` концепцию развития экономики Н. Д. Кондратьева5 со своей инновационной теорией, в результате чего сформулировал достаточно оригинальную теорию циклического развития, основным внутренним (эндогенным) механизмом которого считал нововведенческий процесс. Можно констатировать, что такой подход к осмыслению социально – экономической динамики в различных несколько модифицированных вариантах господствует в науке и в настоящее время. Особенно актуализировались экономические и управленческие проблемы инновационной сферы в последние два десятилетия ХХ в. Потребность в систематизации представлений об инновационном процессе еще более возрастает в 1990 – х гг. под воздействием явления, получившего название `новой экономики`, или `экономики знаний`. Это приводит к существенной исследовательской и публикационной активности в области инновационного менеджмента в этот период. Можно условно выделить два подхода, на которых базируются научные экономические основы инновационной сферы: 1) общенациональный уровень инновационной сферы (Б. Лундвалл, Р.Нельсон, К.Фримен, А.А.Дынкин, Н.И.Иванова); 2) региональный уровень инновационной сферы (получил развитие в работах П.Линхолма, И.Майера, Ш.Тацуно, А.Г.Гранберга, В.В.Иванова и других ученых). 1. Важность инновационной сферы для экономического развития страны.Конкурентоспособность, успешность страны на мировой арене.Конкурентоспособность отдельной страны возможна только при переходе к практике осуществления непрерывного инновационного процесса, которому препятствуют нерешённые проблемы, связанные с правом и охраной интеллектуальной собственности. Развитие на основе достижений науки и технологии может быть обеспечено только при качественном изменении системы управления НИОКР (Научно исследовательские и опытно конструкторские работы), создании инновационной системы и организации инновационного процесса. Успешное формирование инновационной сферы является следствием, прежде всего политических и социальных условий, складывающихся в обществе. Изучение опыта создания и функционирования инновационной сферы в развитых странах позволяет утверждать, что роль государства в решении возникающих проблем определяющая. Она заключается в первую очередь в формировании эффективной инновационной политики, в правильном определении ее приоритетов, стратегии и механизмов воплощения, которые должны быть сконцентрированы на технологическом обновлении производственного аппарата, на прогрессе знаний и квалификации персонала, на удовлетворении потребностей рынка в продукции высокого научно-технического уровня. Удержание экономики России на траектории устойчивого роста настоятельно требует, чтобы инновационная политика стала основой государственной концепции долгосрочного социально-экономического развития страны. Имея главными целевыми ориентирами повышение экономической эффективности хозяйственной деятельности и увеличение ее объемов, она должна направляться на модернизацию индустриального комплекса, преимущественное развитие его гражданского направления, работающего на производственный и потребительский секторы рынка, ресурсосбережение и энергосбережение, сохранение и приумножение научно-технического и интеллектуального потенциала. Актуальность исследования экономической наукой теоретических основ национальной инновационной сферы обусловлена несколькими факторами. Во-первых, необходимостью научного определения и обоснования направлений перехода от сырьевого к инновационному типу развития экономики страны. Во-вторых, необходимостью более полного включения интеллектуальной составляющей производства в экономический потенциал России. В-третьих, сложившимися мировыми экономическими процессами интеграции и глобализации, которые ориентированы на современные знания, науку, технологии и производства, определяющие конкурентоспособность стран и возможность их развития в динамическом мире XXI века. Коммерческая выгода и роль в экономике.Следует отметить, что успешное использование такого мощного конкурентного оружия, как инновации требует глубокого осмысления инновационного процесса, формирования и применения эффективной инновационной стратегии и тактики, мудрого и деликатного менеджмента инноваций. Один из наиболее общих выводов из исследований в этой области, заключается в высокой степени конкретности управления инновационной деятельностью в каждом случае, определяемой имеющимися инновационными ресурсами, типом инновационных разработок, внутрифирменными, отраслевыми и макроэкономическими условиями, в которых они осуществляются. Проведенные авторские исследования свидетельствуют о том, что в экономической науке существует большое число определений инноваций. Различные ученые, в основном зарубежные, трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования. Например, Б. Твисс определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретают экономическое содержание. Ф. Никсон считает, что инновация - это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных процессов и оборудования. По мнению Б. Санто, инновация – это такой общественно – технико – экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если инновация ориентирована на экономическую выгоду, прибыль, а ее появление на рынке может принести добавочный доход. Побудительным механизмом развития инноваций в первую очередь является рыночная конкуренция. Производители и потребители в процессе использования устаревшей техники и технологии получают дифференциальный убыток, в результате чего вынуждены сокращать издержки производства на основе инноваций. Предпринимательские фирмы, первыми освоившие эффективные инновации, имеют, возможность снижать издержки производства и соответственно стоимость реализуемых товаров (продукции, услуг). Следствием чего, является укрепление своих позиций в конкурентной борьбе с фирмами, предлагающими аналогичные товары (продукцию, услуги). Таким образом, выживаемости фирм в конкурентной борьбе способствует инновационная деятельность. 2. Современные проблемы в сфере инноваций.Отсутствие молодых умов.Не хлебом единым жив человек. Ему нужна еще возможность совершенствоваться, реализовать себя, утвердиться в жизни. Он хочет видеть перспективу и чувствовать себя, по крайней мере, на одном уровне с зарубежными коллегами. В наших, российских, условиях это почти невозможно. И вот почему. Во-первых, наука и опирающиеся на нее высокотехнологичные разработки у нас очень мало востребованы. Во-вторых, экспериментальная база, учебно-исследовательское оборудование, аппараты и приборы в учебных заведениях физически и морально устарели на 20-30 лет, а в лучших, самых передовых университетах и НИИ - на 8-11 лет. Если учесть, что в развитых странах технологии в наукоемких производствах сменяют друг друга через каждые 6 месяцев - 2 года, такое отставание может стать необратимым. В-третьих, система организации, управления, поддержки науки и научных исследований и, что особенно важно, информационное обеспечение остались, в лучшем случае, на уровне 1980-х годов. Поэтому почти каждый действительно способный, а тем более талантливый молодой ученый, если он не хочет деградировать, стремится уйти в коммерческую структуру или уехать за границу. Разный подход к разным отраслям.Исследования, проведенные в отечественной экономике, свидетельствуют о том, что в России инновационные процессы осуществляются неодинаково в разных отраслях, в частности, в силу существующих диспропорций, сложившихся в инновационной сфере. Автором установлено, что типичной для России была и является многоукладность — наличие в отечественной экономике отрасли и даже подотрасли инноваций, находящихся на разных этапах жизненного цикла, со-стоящего из трех стадий: зарождения, роста и зрелости. Наряду с разработками и наукоемкой продукцией высокого уровня имелись инновации, находящиеся на заключительной стадии жизненного цикла. Например, серьезное отставание в эле-ктронике не исключило широкого развития авионики. Такая технологическая многоукладность поддерживалась в основном благодаря своеобразному натуральному хозяйству в научно-технической сфере. Для России, либерализация цен в начале 90-х годов и открытость границ нанесли такому натуральному хозяйству ощутимый урон. Малая скорость инновационного процесса и слабая связь между различными его этапами.Для бывшего СССР были характерны малая скорость инновационного процесса и слабая связь между различными его этапами. Из-за недостаточной согласованности между этапами (безадресности производимой продукции, монополистического положения некоторых участников технологической цепочки, ведомственных барьеров) инновационный процесс в некоторых случаях прерывался. Например, первая в мире стоматологическая лазерная установка была изобретена в Институте общей физики РАН, однако практического применения данное нововведение в России не получило. Отсутствие последовательности и непрерывности.Для инновационного процесса важны его последовательность и непрерывность. Это возможно только в том случае, если каждый предыдущий этап подготавливает условия и информацию для осуществления следующего. Существует точка зрения, что управление инновационным процессом целесообразно начинать только с прикладных научно-исследовательских работ. Однако, это было предметно опровергнуто в процессе «отрицательного эксперимента и доказательства» Макнамары. Для доказательства необходимости финансирования Департаментом обороны США этапа научных исследований Макнамара в начале 1960-х г.г. в два раза сократил финансирования фундаментальных исследований (с 16 до 8%). Через 5-6 лет учёные – прикладники объявили, что у них, «кризис идей» и инновационная цепочка разорвалась. Другими словами, была обоснована необходимость включения фундаментальных и прикладных исследований в инновационную технологию, а также показана возможность управления начальными этапами инновационного процесса, в том числе и в интересах создания научно-технического задела. 3. Используемые методы государственного регулирования в сфере инноваций.Так как инновационная деятельность в России еще не укрепила свои позиции в экономике и ни в коем случае не может нанести другим сферам, а наоборот нуждается в поддержке, можно рассказать о методах стимулирования инновационной деятельности. К мерам укрепления ресурсной (в первую очередь финансовой, организационной, нормативно-правовой) базы предприятий для развития можно отнести следующие. Льготное налогообложение и кредитование:
Бюджетное дотирование:
Таможенное регулирование (таможенные преференции):
Эффективная амортизационная политика:
Совершенствование системы ценообразования:
Законодательная защита отечественных товаропроизводителей и их прав интеллектуальной собственности, государственный протекционизм:
Нормативно-правовое регулирование и администрирование:
Патентно-лицензионная деятельность в целях распространения нововведений:
Участие в проектах, результаты которых имеют двойное применение:
Адаптация инновационных проектов к региональным условиям:
Страхование рисков:
|