Реферат: Министерство Юстиции как правоохранительный орган
Название: Министерство Юстиции как правоохранительный орган Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||
ПЛАН ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….3 1. Министерство юстиции: история и современность…………………………………4 2. Правовое положение и организация Министерства юстиции РФ: задачи и полномочия……………………………………………………………………………...6 3. Служба судебных приставов как правоохранительный орган Министерства юстиции РФ……………………………………………………………..11 4. Органы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ как звено правоохранительных органов Министерства юстиции………………………...12 Заключение……………………………………………………………………………….15 БИБЛИОГАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………………16 Введение В данной контрольной работе рассматривается тема «Министерство юстиции и её место в системе правоохранительных органов». Актуальность работы заключается в том, что современный этап развития Российской Федерации как правового государства требует нового видения места и роли органов и учреждений юстиции. Построение в России подлинно гражданского общества невозможно без формирования у населения развитого правового сознания. Именно поэтому значение органов юстиции в правовом государстве должно быть первостепенным, поскольку они являются правовым каркасом российского общества. Цель контрольной работы - представить Министерство юстиции и определить её роль в системе правоохранительных органов. Для достижения цели будут выполнены следующие задачи: - представлена история и современность Министерства юстиции РФ; - раскрыто правовое положение и организация Министерства юстиции РФ - проанализированы выполняемые Министерством юстиции основные задачи и направления деятельности - рассмотрена структура центрального аппарата Министерства юстиции; - рассмотрены как одни из главных органов Министерства юстиции - институт судебных приставов и уголовно-исполнительную систему. 1. Министерство юстиции: история и современность. Министерство юстиции Российской империи было учреждено 8 сентября1802 года МанифестомАлександра I «Об учреждении министерств». Этим же документом в составе Правительства предусматривалась должность министра юстиции, и он одновременно являлся генерал-прокурором Российской империи. Законотворчество Министерства юстиции конца 19 века — начала 20 века характеризуется особым вниманием к правам личности. В 1897 году разработан проект закона об изменении порядка возбуждения вопросов об ответственности губернаторов; в 1903 году — проект закона об условном осуждении, что являлось совершенно новым и весьма демократичным институтом для России; в том же году Министерством юстиции был разработан дисциплинарный устав, регламентирующий наказание за служебные проступки; в 1904 году разрабатывается проект закона о некоторых изменениях в наказуемости и порядке преследования государственных преступлений. В том же году Министерством юстиции утверждены Правила о порядке содержания в тюрьмах гражданского ведомства политических арестантов. 13 декабря1895 года из ведения Министерства внутренних дел в ведение Министерства юстиции было передано Главное тюремное управление, что объяснялось целью сближения тюремного дела в его законодательной постановке и практическом осуществлении с интересами правосудия». В системе Министерства юстиции СССР создаются научно-исследовательские криминалистические лаборатории и Всесоюзный институт юридических наук. Примечательно, что именно по инициативе Минюста РСФСР в 1957 году (впервые в российском праве) в текст УПК РСФСР было включено понятие «презумпция невиновности». Поскольку излишняя радикальность и отчасти ошибочность такого решения была очевидна и подтверждена временем, 30 августа1970 года Президиум Верховного Совета СССР издал Указ, положивший начало воссозданию органов юстиции.[1] 2. Правовое положение и организация Министерства юстиции РФ: задачи и полномочия. Сегодня Министерство юстиции Российской Федерации – федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление учреждениями юстиции, а также координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Возложенные на Министерство юстиции задачи выполняются как непосредственно им самим, так и органами юстиции, входящими в его систему: министерствами юстиции республик, управлениями юстиции краев, областей, и других.Правовое положение Минюста России определяется Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» [1.4], Положением о Министерстве юстиции РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 2 августа 1999 г. № 954[1.9], и некоторыми другими нормативными правовыми актами.Основные задачи Министерства юстиции:· реализация государственной политики в сфере юстиции;· обеспечение прав и законных интересов личности и государства;· обеспечение правовой защиты интеллектуальной собственности;· обеспечение установленного порядка деятельности судов;· обеспечение исполнения актов судебных и других органов;· обеспечение исполнения уголовных наказаний.Выполнение каждой из этих задач требует проведения значительного объема работы, направления и методы которой конкретизируются в положении о Министерстве юстиции РФ и иных нормативных актах в виде основных функций Министерства юстиции. Важнейшая из них – участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности.Основные направления деятельности Министерства юстиции:· координация нормотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти;· проведение юридической экспертизы проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента Российской Федерации;· проведение юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов РФ на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации и федеральным законам;· обеспечение деятельности полномочных представителей Правительства России в Государственной думе Федерального Собрания Российской Федерации и Конституционном Суде РФ;· осуществление контроля за правильностью и своевременностью опубликования зарегистрированных им нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти;· осуществление государственного учета нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и др.[2] Одной из ведущих функций Министерства юстиции РФ является обеспечениеисполнения уголовных наказаний. Положение о Минюсте России возлагает на неговыполнение ряда обязанностей в этой сфере. Это обеспечение исполнения уголовных наказаний, содержания под стражей подозреваемых, обвиняемых, осужденных, их охраны, конвоирования, а также контроль за проведением условноосужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания. В настоящее время в органах юстиции сосредоточена такая правоохранительная функция, как обеспечение установленного порядка деятельности судов, а также исполнения уголовных наказаний, актов судебных и других органов. Минюст России, его территориальные органы, иные органы и учреждения юстиции, а также организации, обеспечивающие их деятельность, образуют систему министерства. В субъектах РФ действуют министерства республик, управления (отделы) юстиции краев, областей и других субъектов РФ, возглавляемые соответственно министрами и начальниками управлений. По вопросам, относящимся к ведению РФ, органы юстиции подчиняются Минюсту России, по вопросам совместного ведения РФ и ее субъектов Минюсту России и органам исполнительной власти субъектов РФ. Деятельность этих органов носит в основном организационно-управленческий характер. Органы юстиции субъектов РФ обеспечивают нормотворческую деятельность законодательных органов субъектов Федерации. В соответствии с Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17 декабря 1998г. [1.5] материально-техническое обеспечение их деятельности осуществляют органы юстиции либо органы исполнительной власти (частью которых они являются) соответствующего субъекта РФ в порядке, установленном законом соответствующего субъекта РФ.
Рис.1.Центральный аппарат Министерства юстиции Российской Федерации Руководство деятельностью Минюста России осуществляет Президент РФ. Правительство РФ координирует деятельность Минюста России. В систему Министерства юстиции входят учреждения и организации, в отношении которых органы юстиции осуществляют некоторые управленческие функции -нотариат, загсы, лаборатории судебных экспертиз. При Минюсте России функционирует Российская правовая академия, Российский федеральный центр судебной экспертизы, Научный центр правовой информации (НЦПИ), в которых работают более 150 докторов и кандидатов наук, редакции некоторых юридических журналов, газет. 3. Служба судебных приставов как правоохранительный орган Министерства юстиции РФ. Одной из задач, от решения которых зависит уверенность граждан в дееспособности государства, призванного защитить конкретного человека, является, как отмечалось, укрепление судебной ветви власти, авторитет которой заметно снизился, в частности, и в связи с неисполнением судебных решений. В новых, рыночных условиях исполняемость судебных решений до недавнего времени не поднималась выше 30%, т.е. три истца из четырех не получали удовлетворения своих требований. Граждане убедились в бессилии судебной власти, неверии в какую-либо справедливость. Обманутый в своих надеждах решить спорный вопрос законным путем гражданин предпочитал идти «искать правду» не в суд, а в криминальные структуры. Принудительно исполнение судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, связанных с передачей денежных средств, иного имущества либо совершением определенных действий или воздержанием от таковых, возложено на судебных приставов-исполнителей. В последние годы в области исполнения судебных актов проведены большие изменения, которые позволяют надеяться на повышение эффективности этой работы. Результатом всесторонней проработки данной проблемы явилось решение о воссоздании в России службы судебных приставов. Их статус и деятельность регулируются двумя федеральными законами от 21 июля 1997 г.: «О судебных приставах» [1.6] и «Об исполнительном производстве» [1.7]. Судебные приставы-исполнители вместе с судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов и образуют единую службу судебных приставов. В соответствии с этими законодательными актами служба приставов получила статус федерального органа исполнительной власти и вошла в систему Министерства юстиции РФ. Это качественно новое звено исполнительной власти со статусом правоохранительного органа, расширенным кругом полномочий, вооружением, специальной техникой, правом применения соответствующих мер принуждения к нерадивым должникам и лицам, препятствующим исполнению судебных решений. На судебных приставов в настоящее время возлагаются задачи по обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве. 4. Органы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ как звено правоохранительных органов Министерства юстиции. Исполнение обвинительных приговоров судов, связанных с лишением свободы, осуществляют исправительные учреждения (исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебно-исправительные учреждения, следственные изоляторы - СИЗО), а приговоров, связанных с исправительными работами, - уголовно-исполнительные инспекции. В настоящее время исправительные учреждения, исполняющие наказание в виде лишения свободы, переданы из управления МВД России в ведение Минюста России. Для России это не новшество. Еще более ста лет назад, с 1895 г. Главное тюремное управление находилось в ведении Минюста. Так было вплоть до 1922 г. Речь идет о более чем 800 исправительных и воспитательных колониях, о 190 тюрьмах и СИЗО, а также предприятиях и лечебных учреждениях. Правовую основу деятельности исправительных учреждений составляют Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21 июля 1993 г.с последующими изменениями и дополнениями, Положение о Главном управлении исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденное приказом Минюста РФ от 24 марта 1999 г. № 56. [1.8] Режим отбывания наказания регулируется Уголовно-исполнительным кодексом РФ 1997 г. (УИК РФ). Если говорить об основных направлениях деятельности органов УИС, то в обобщенном виде они могут быть сведены к четырем группам. Во-первых, они осуществляют содержание обвиняемых и подозреваемых в следственных изоляторах, а осужденных - в тюрьмах, исправительных или воспитательных колониях (последние -для несовершеннолетних осужденных) в соответствии с требованиями закона; проводят среди осужденных воспитательную работу в целях восстановления социальной справедливости, их исправления и предупреждения совершения ими новых преступлений (ч. 2 ст. 43 УК РФ) [1.2]; в этих же целях осуществляют их профессиональное обучение. За последние 40 лет через места лишения страны пропущено 40 млн. человек. В-третьих, в следственных изоляторах и колониях осуществляется оперативно-розыскная деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности». Она направлена на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших на территории учреждений УИС, раскрытие иных преступлений при взаимодействии с другими органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Наконец, органы, исполняющие наказание, осуществляют и уголовно-процессуалъную деятельность. Минюстом России проводится определенная работа на каждом из указанных направлений. Осуществляемые меры способствуют нормализации порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определению средств исправления осужденных, оказанию им помощи в социальной адаптации. Заключение На основе изложенного в работе материала можно сделать следующие выводы. На сегодняшний день основными задачами Минюста России являются: реализация государственной политики в сфере юстиции; обеспечение прав и законных интересов личности и государства; обеспечение правовой защиты интеллектуальной собственности; обеспечение установленного порядка деятельности судов; обеспечение исполнения актов судебных и других органов; обеспечение исполнения уголовных наказаний. Таким образом, юстиция сегодня обеспечивает три крупные реформы в государстве: правовую, судебную и уголовно-исполнительную. Реализация указанных приоритетных задач призвана способствовать становлению правовых основ российского государства, поднятию авторитета органов государственной власти России. Современное Министерство юстиции - многопрофильный федеральный орган исполнительной власти, возглавляющий единую, централизованную систему органов и учреждений юстиции Российской Федерации. Сегодня Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере юстиции, а также координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Правовое положение Минюста России определяется Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г., Положением о Министерстве юстиции РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 2 августа 1999 г. № 954, и некоторыми другими нормативными правовыми актами. Структурно Минюст РФ включает управления, отделы, другие структурные подразделения, руководство которыми осуществляют начальники, назначаемые министрами, а наиболее крупные - заместители Министра юстиции, назначаемые на должность и освобождаемые от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Легко обнаруживается, что структурное построение центрального аппарата Минюста России обусловлено задачами и функциями, возложенными на него на современном этапе. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Нормативные акты и материалы судебной практики 1.1 Конституция Российской Федерации Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №7-ФЗК.// "Собрание законодательства РФ", 26.01.2009, N 4, ст. 445 1.2 Уголовный кодекс Российской Федерации от 24 мая 1996 года (в ред. Федеральных законов от 09.11.2009 N 247-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 27.05.2008 N 8-П, Федеральным законом от 24.07.2009 N 209-ФЗ) ч. 2 ст. 43// правовая система « Консультант плюс.- 2009 1.3 Уголовно- исполнительный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 1996 года (в ред. Федеральных законов от 03.06.2009 N 111-ФЗ, от 19.07.2009 N 191-ФЗ) // правовая система « Консультант плюс.- 2009 1.4 Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. №3-ФКЗ (в ред. Федеральных конституционных законов от 30.12.2008 N 8-ФКЗ) // правовая система « Консультант плюс.- 2009 1.5 Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17 декабря 1998г (в ред. Федеральных законов от 22.07.2008 N 147-ФЗ) // правовая система « Консультант плюс.- 2009 1.6 Федеральный закон «О судебных приставах» от 21 июля 1997 г.: «О судебных приставах» Принят (в ред. Федеральных законов от 03.03.2007 N 29-ФЗ) // правовая система « Консультант плюс.- 2009 1.7 Федеральный закон « Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 №229- ФЗ ( ред. от 27.09.2009) 1.8 Приказ Минюста РФ от 24.03.1999№56 ( ред. от 15.07.2003) « О мерах по реализации ФЗ от21 июля 1998г. №117-ФЗ и Указов Президента РФ от 8 октября 1997г. №1100 и от 28 июля 1998г. №904» ( вместе с « Положением о Главном управлении исполнения наказаний Министерства юстиции РФ») ( Зарегистрировано в Минюсте РФ 16.04.1999№1754) // правовая система « Консультант плюс.- 2009 1.8 Положение о Министерстве Юстиции Российской Федерации(в ред. Указов Президента РФ от 04.03.2008 N 311) // правовая система « Консультант плюс.- 2009 2. Специальная литература 2.1. Воронцова С.А. Правоохранительные органы и спецслужбы РФ. История исовременность. –Мосвка: Феникс, 1999. - 440с. 2.2 Рыжаков А.П. Правоохранительные органы: Учебник для вузов. - М.: БЕК, 2007.- 432с.2.3. Савюк Л.К. Правоохранительные органы: Учебник. - М.: Юристь, 2002. - 509с. 2.4. Фокин В.М. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности « Юриспруденция». – М.: Былина, 2003. -181 3. Публикация периодической печати 3.1 Кондрашов Б.П. Служба судебных приставов: история и современность // Журнал российского права. - 2003. - №2. - С.14-19. Бобров В.К. Органы юстиции Российской Федерации сегодня // Законность. - 2008. - №10. - С.33-36 [1] См.: Воронцова С.А. Правоохранительные органы и спецслужбы РФ. История исовременность. – Москва: Феникс, 1999. - 440с. [2] Фокин В.М. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности « Юриспруденция». – М.: Былина, 2003. -183 |