Курсовая работа: Малый бизнес как фактор занятости Российской экономики

Название: Малый бизнес как фактор занятости Российской экономики
Раздел: Рефераты по экономической теории
Тип: курсовая работа

Министерство образования и науки Российской Федерации

Московская финансово-юридическая академия

Кировский филиал

кафедра экономических дисциплин

Курсовая работа

Дисциплина: «Экономическая теория»

Тема: «Малый бизнес, как фактор занятости российской экономики»

Работу выполнил:

студент группы МД-11

Куртямов Алексей Германович

Проверила:

Земцова Ольга Геннадьевна

Киров 2009

Содержание

Введение

1 Сущность и значении малого предпринимательства в рыночной экономике.

1.1Значение малого бизнеса в мировой экономике.

1.2 Критерии понятий малого предпринимательства в зарубежных странах.

1.3 Поддержка малого предпринимательства.

2 Государственная поддержка малого бизнеса в России.

2.1 Проблемы малого бизнеса в Российской Федерации.

3 Роль малого предпринимательства в экономике страны и Кировской области .

3.1 Структура занятости в сфере малого предпринимательства в Кировской области .

4 Заключение.

5 Список литературы

Введение

Малый и средний бизнес уже сегодня является наиболее массовым сегментом частного сектора экономики, оставаясь подчас единственной возможностью для большей части населения реализовать свой предпринимательский потенциал.

Состояние малого и среднего бизнеса отражает не только структурные моменты экономики, характеризующие предпринимательский климат, но и предпринимательскую активность российского общества в целом. Кроме того, от уровня вовлеченности населения в этот сектор зависит отношение общества, как к предпринимательству, так и в целом к экономическим реформам, проводимой государством политике. А потому с развитием малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации связывается решение целого комплекса социально-экономических задач, а именно:

- реализация конституционного права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности;

- обеспечение устойчивого социально-экономического развития и увеличения доходов бюджета;

- увеличение занятости и повышение качества и уровня жизни населения.

Тем не менее, в последние годы приходится отмечать тенденции к сужению сектора, это притом, что малый и средний бизнес в России отстает от предприятий Европы, в частности, в решении проблем занятости населения и насыщения рынков товарами и услугами. Во всем мире по данным ООН малые и средние предприятия являются работодателями для почти 50% трудоспособного населения и производят от 33% до 60% валового национального продукта. Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству. Дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым бизнесом.

В создавшихся условиях без специально проводимой на государственном уровне политики по стимулированию развития малого и среднего предпринимательства реализовать потенциал этой формы хозяйствования крайне сложно.

Малое и среднее предпринимательство играют весьма важную роль в экономике, их развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание дополнительных рабочих мест, т. е. эти виды предпринимательства решают многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Характер деятельности субъектов малого предпринимательства является важным индикатором делового и экономического климата в стране. Развитие малого предпринимательства способствует повышению уровня экономической свободы, формирование гражданского общества.

В послании президента РФ Федеральному собранию РФ за 2007 год сказано: «там, где развивается малый бизнес, меньше бедных, ниже показатели смертности и формируется средний класс», являющийся залогом социально стабильного и экономически развитого общества. Малый бизнес является ключевой потенциальной «точкой роста» для экономики Российской Федерации.

Международный и отечественный опыт показывают, что развитие малого бизнеса является важным фактором создания новых рабочих мест и тем самым расширения занятости и сокращения безработицы.

Цель курсовой работы: Дать представление о том, что малый и средний бизнес становится всё более значимой частью российской экономики.

Задачи:

1. Дать понятие сущности малого предпринимательства;

2. Выделить субъекты малого предпринимательства и дать их характеристику;

3. Сформулировать роль малого предпринимательства в экономике страны и Кировской области;

4. Выделить ряд причин, тормозящих поступательное развитие в РФ малого предпринимательства.

1 Сущность и значении малого предпринимательства в рыночной экономике. 1.1 Значение малого бизнеса в мировой экономике

Малое предпринимательство играет исключительно важную роль в экономической и социальной жизни промышленно развитых стран, где на его долю приходится до 70% валового национального продукта.

Одной из первых западноевропейских стран, обратившей внимание на роль малого бизнеса, была Великобритания. Исследования, проведенные там, показали, что наиболее эффективны фирмы с числом занятых 1–19 человек. Такие фирмы составляли 96% от общего числа мелких фирм Великобритании (2,4 млн.). В начале 90-х годов на долю малого бизнеса приходилось 21% общего товарооборота, в нем было занято 36% всех наемных работников. Сейчас в Великобритании каждый восьмой взрослый занят собственным бизнесом.

В США функционирует более 15 млн. малых предприятий, которые производят около 40% ВВП и ½ валового продукта частного сектора и обеспечивают занятость почти половины трудоспособного населения. Малый бизнес осваивает в США вдвое больше нововведений, чем крупные корпорации.

В Германии насчитывается около 2 млн. мелких и средних предприятий (более 99% всех предприятий страны), которые производят до 50% ВВП. В сфере мелкого и среднего бизнеса занято 2/3 всего экономически активного населения. За последнее десятилетие на малых предприятиях (с численностью менее 20 человек) число занятых возросло на 600 тыс. человек, тогда как на более крупных (с численностью 21–100 работающих) – лишь на 90 тыс

В Японии на начало 90-х гг. малые и средние предприятия в отраслях производственной и непроизводственной сферы составляли 99,1%, а численность занятых на них – 79,2%. На долю подобных фирм приходится 78% годовой выручки в розничной торговле и 62,1% - в оптовой торговле.

1.2 Критерии понятий малого предпринимательства в зарубежных странах

Малые предприятия играют важную роль в механизме саморегулирования рыночной экономики развитых стран. Это обусловлено их тесными связями с крупным бизнесом как по линии субпоставок, так и по линии разработки нововведений. Серийное производство и организация сбыта нового продукта, требующие крупных капиталовложений, соответствующих производственных мощностей и ресурсов, не под силу малому бизнесу, и они передают их для внедрения крупным фирмам. Подсчитано, что малый бизнес США дал около 50% всех нововведений и большинство новейших технологий, которые определяют лицо современного научно-технического прогресса. Из 61 крупного открытия XX в. 48 были сделаны в малых и средних фирмах. Малые предприятия впервые разработали и внедрили: персональный компьютер, копировальную технику, крекинг нефти, шариковую ручку. По данным Национального научного фонда США в расчете на 1 доллар, вложенный в научно-исследовательские работы, малые предприятия дали в четыре раза больше новинок, чем средние, и в 24 раза больше, чем крупные корпорации. На одного сотрудника малого предприятия по статистике приходится в 2,5 раза больше инноваций, чем на работника крупного предприятия.

В рыночной экономике развитых стран предпринимательство построено на принципе кооперирования крупных и малых предприятий, причем крупные предприятия ориентируются не на подавление малого бизнеса, а наоборот, на взаимовыгодное сотрудничество с ним. Поэтому крупные и малые предприятия взаимно дополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках. Если крупное производство ориентируется на массовый относительно однородный спрос, выпуск больших партий стандартной продукции, то малые предприятия функционируют на небольших сегментах рынка, в избранных ими нишах с ограниченной номенклатурой изделий. Рыночные ниши представляют собой рынки готовой продукции, прежде всего высокой технологии, которые образуются в тех случаях, когда спрос на определенном рынке не может быть удовлетворен крупным производством из-за малой емкости самого рынка либо из-за того, что производство не может достигнуть такого размера, при котором оно покрыло бы весь спрос на данном рынке. Тенденции современного производства и международной торговли способствуют возникновению подобных ниш.

Нарастает дифференциация и индивидуализация спроса. В сфере личного потребления все большую роль играют специфические потребности сравнительно небольших групп покупателей. Удовлетворять такой спрос могут только небольшие фирмы, так как для компаний-гигантов при выпуске многосерийной или даже заказной продукции это может быть малорентабельным. Если речь идет о расширяющемся рынке нового продукта, малая фирма может превратиться в Крупную. Если спрос относительно стабилен, она может контролировать свою нишу в течение достаточно долгого времени, как например, в случае с производством медицинского оборудования фирмами Дании.

Для крупных предприятий необходимы и выгодны: емкий рынок со стабильным и продолжительным спросом; продукция массового производства, соответствующая требованиям рынка; аккумулирование значительных финансовых средств; дешевая рабочая сила. Малые предприятия имеют возможность быстрее и лучше приспосабливаться к требованиям рынка и конкретных потребителей благодаря простоте управленческой структуры, обеспечивающей быстрое принятие решений, в том числе и по корректировке целей. Кроме того, себестоимость продукции в малых предприятиях ниже, чем в крупных, при более высоком качестве производимой продукции и услуг.

Малые предприятия и их техническое оснащение во многом зависят от крупных производственно-хозяйственных комплексов. По отношению к ним малые предприятия выступают в качестве поставщиков комплектующих изделий, что позволяет им использовать специализацию и кооперирование не только в области производства, но и в сфере сбыта продукции и ее технического обслуживания. Мелкие и средние предприятия — субподрядчики крупных компаний работают на основе подетальной, поузловой, модульной или иной специализации, где они достигают высоких результатов за счет эффекта технологического разделения труда. Они часто берут на себя выполнение одной-двух операций в сложном технологическом процессе, который в комплексе осуществляется крупной компанией. В рамках технического сотрудничества крупные фирмы-заказчики, выпускающие дорогостоящую готовую продукцию на базе комплектующих изделий, предоставляют своим субпоставщикам-исполнителям в аренду помещения, первоначальные средства производства, поставляют им на льготных условиях сырье и материалы, обеспечивают реализацию большей части комплектующей продукции на своих сборочных заводах, дают разрешение на использование своей торговой марки.

Широкое распространение в сотрудничестве крупных и малых предприятий получила в современных условиях система контрактных отношений на основе Франчайзинг. Ее суть состоит в том, что крупная фирма предоставляет малой фирме исключительное право использовать свой технологический опыт и знания, а также торговую марку. Крупная фирма обычно предоставляет также кредит на льготных условиях, оказывает различного рода консультационные услуги и сдает в аренду оборудование. Франчайзинг способствует освоению малыми фирмами новых технологий, расширению сферы малого бизнеса.

Особенностью малого бизнеса в развитых странах в современных условиях является его интеграция в производственные сети крупных промышленных структур. Организационными формами такой интеграции являются финансируемый лизинг, франчайзинг, долгосрочные контракты на поставки комплектующих изделий под определенные финансовые гарантии. Число мелких и средних предприятий, охваченных такой формой хозяйственных отношений, составило в США в конце 80-х годов 50 тыс. с объемом продаж 632 млрд долл. По оценкам оборот фирм на основе франчайзинга к 2005 г.возрос до 1 трлн долл.

1.3 Поддержка малого предпринимательства

Во всех странах с развитой рыночной экономикой осуществляется государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства. Для этого созданы специальные государственные организации, выражающие и защищающие интересы малого предпринимательства, следящие за выполнением намеченных правительственных программ. Государственная поддержка малого предпринимательства опирается на законодательную правовую и финансовую базу, а также на организационно-методическую систему и систему различных исследований.

Государственное регулирование и содействие развитию малого предпринимательства имеет целью:

- создание правовых и организационных условий для роста деловой активности малых предприятий;

- реализацию экономической политики, включая научно-техническую, инновационную, инвестиционную, ценовую;

- реализацию налоговой и кредитно-финансовой политики для обеспечения эффективного развития малого бизнеса;

- оказание малым предприятиям содействия в осуществлении внешнеэкономической деятельности;

- применение по отношению к малым предприятиям специальных мер поддержки с учетом особенностей каждой отрасли и региона, отдельных групп предпринимателей и видов деятельности: поощрение ремесел, сезонных работ, артельных и семейных форм организации деятельности;

- упрощение порядка регистрации и форм отчетности, сокращение перечня лицензируемых видов деятельности. Например, в США для открытия единоличной фирмы достаточно иметь разрешение (сертификат) от местных властей или властей штата и зарегистрировать торговое имя;

- снижение расходов по социальному страхованию. Содействие развитию малого предпринимательства призвано обеспечить реализацию целей государственной политики регулирования, а именно:

- поддержание занятости, социально-экономической стабильности, роста общего благосостояния населения;

- интенсификацию инвестиционных процессов;

- стимулирование инноваций путем финансирования разработок новой продукции.

В странах с развитой рыночной экономикой государственная поддержка предпринимательства опирается на соответствующее законодательство. Во всех странах созданы специальные государственные организации, выражающие и защищающие интересы малого предпринимательства, следящие за выполнением намеченных правительственных программ. Получили распространение две формы государственной поддержки:

- законодательное установление долгосрочных программ развития малого бизнеса;

- включение малого бизнеса составной частью в государственные экономические и социальные программы.

В США малый бизнес институционально организован и интегрирован в государственные структуры через специальные комитеты Конгресса, Администрацию по делам малого бизнеса, систему региональных ассоциаций, инкубаторов малого бизнеса. В Японии регулирующая роль государства отражена в законах об основах политики по отношению к малым и средним предприятиям, содействии их модернизации, руководстве их деятельностью; в Законе о Центральном кооперативном банке для торговли и промышленности и ряде других. В Великобритании законодательно принят ряд программ, в частности, программа расширения бизнеса, предусматривающая меры по налоговой поддержке малого предпринимательства, и Программа гарантированного проекта, облегчающая малым фирмам доступ к банковским кредитам.

Государственное содействие развитию малого предпринимательства осуществляется по следующим основным направлениям:

- создание стабильных государственных и негосударственных источников ассигнований на поддержку малого бизнеса;

- использование рациональных механизмов контроля за расходованием выделенных средств;

- обеспечение деятельности контрольных и судебных органов по защите интересов малых предприятий;

- создание сети специализированных институтов, обеспечивающих реализацию государственной политики содействия малому предпринимательству, включающей: государственные органы власти; неправительственные объединения и организации; специализированные организации инфраструктуры; фонды, кредитные, страховые и гарантийные учреждения, технологические парки, бизнес-инкубаторы, промышленные зоны и полигоны, учебные, консультационные, информационные и обслуживающие структуры;

- осуществление прямого финансирования деятельности малых предприятий на основе специальных законов путем предоставления субсидий, дотаций, налоговых и инвестиционных льгот, компенсаций, выплат из фондов поддержки предпринимательства, размещения государственных заказов:

- разработка целевых программ государственной поддержки малого бизнеса на долгосрочную перспективу;

- оказание консультационной помощи предпринимателям; организация системы подготовки и переподготовки предпринимателей;

- предоставление малым предприятиям в аренду на льготных условиях помещений, оборудования, земельных участков.

- содействие внешнеэкономической деятельности малых предприятий.

Из приведенной ниже таблицы можно увидеть уровень развития малого и среднего бизнеса в зарубежных странах.

Таблица 3. Уровень развития малого и среднего бизнеса в некоторых зарубежных странах.

Страны

Количество малых и средних предприятий (тыс.)

Количество малых и средних предприятий на 10 тыс. жителей

Занято на малых и средних предприятиях (млн. чел.)

Доля малых и средних предприятий в общей численности занятий (%)

Доля малых и средних предприятий в ВВП (%, оценочно)

Великобритания

2630

460

13,6

49

50-53

Германия

2290

370

18,5

46

50-52

Италия

3920

680

16,8

73

57-60

Франция

1980

350

15,2

54

55-62

Страны ЕС

15770

450

68,0

72

63-67

США

19300

742

70,2

54

50-52

Япония

6450

496

39,5

78

52-55

2 Государственная поддержка малого бизнеса в России

Масштабы развития малого бизнеса в России и его вклад в оздоровление экономики сегодня явно недостаточны. Одна из причин такого положения состоит в том, что не получила должного развития государственная поддержка предприятий малого бизнеса. Между тем эти предприятия, как наиболее неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке. В России существуют различные организационные формы государственной поддержки и защиты интересов предприятий этой сферы. Созданы ассоциации предприятий малого бизнеса, Федерация развития и поддержки малого предпринимательства, различные фонды развития и поддержки предприятий малого бизнеса. По данным В.А.Рубе, проблемами малого бизнеса в России сегодня занимаются 10 различных учреждений, в том числе Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (и 74 таких фонда в регионах), Фонд содействия предприятиям малых форм в научно – технической сфере (плюс 58 региональных отделений), Российская ассоциация развития малого предпринимательства (плюс 58 региональных отделений) и др. Однако ,как правило, многочисленные фонды поддержки малого бизнеса озабочены собственными проблемами реальной помощи малым предприятиям не оказывают.

Предприятия малого бизнеса нуждаются также в информационном обслуживании, подготовки персонала, в льготном банковском кредите и в другой помощи.

Заслуживает внимание опыт финансово – кредитной поддержки малого бизнеса со стороны государства через прямые и гарантированные займы. Прямые займы выдаются небольшим фирмам на определенный срок под более низкие процентные ставки, чем те, что действуют на частном рынке ссудных капиталов. Гарантированные займы дают кредиторам государственные гарантии, составляющие до 90% заемного капитала. Таким образом, государство старается заинтересовать частные банки, торговые и промышленные корпорации, страховые компании.

Имеются и другие формы поддержки малого бизнеса: обеспечение государственным заказом (если возникает такая необходимость), предоставление особых льгот предприятиям, создаваемым отсталых областях со слабо развитой промышленностью. Особое внимание уделяется развитию малого бизнеса в регионах России. Почти во всех регионах России разработаны собственные программы развития малого бизнеса, более чем в половине из них созданы специальные органы и фонды его поддержки. Наиболее крупный регион России – Москва, где сосредоточена четверть всех предприятий малого бизнеса, на конец 2004 г. занимала первое место в числе регионов по развитию малого бизнеса (196,7 тыс. предприятий), Далее следуют: Санкт – Петербург (105,7 тыс.), Московская область (39,7 тыс.), Краснодарский край (36,8 тыс.).

Помимо федеральных и региональных многие негосударственные организации ведут работу по поддержке малого бизнеса. К ним относятся различные фонды и агентства, банки, кредитные и страховые компании, общественные организации, образовательные структуры. Однако существенной помощи от них предприятия малого бизнеса не получают или получают весьма незначительную. На устранение излишних административных барьеров развития предпринимательства ,включая малое, направлены федеральные законы от 8 августа 2001г.:

- «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении гос. контроля ( надзора)» № 134 – ФЗ;

- « О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128 – ФЗ;

- « О государственной регистрации юридических лиц» № 129 – ФЗ

Главная цель Федерального закона « О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении гос. контроля» - устранить административные барьеры, препятствующие предпринимательской деятельности или ограничивающие её. В законе в значительной мере пересмотрены существовавшие прежде подходы к контролю за деятельностью предприятий, ограничено число оснований для проведения внеплановых проверок, предусмотрена материальная ответственность органов контроля в случае нанесения ущерба своими необоснованными действиями. О значении этого закона можно судить по тому, что в стране действует около 80 гос. служб, в той или иной степени имеющих отношение к малому бизнесу.

В соответствии с Федеральным законом « О лицензировании отдельных видов деятельности» сокращено количество лицензируемых видов деятельности, упрощена сама процедура лицензирования. Закон позволяет обеспечить единую гос. политику в области лицензирования, создает условия для стабильной работы предпринимательских структур.

Наконец, Федеральный закон « О гос. регистрации юридических лиц» существенно упрощает условия регистрации: срок регистрации ограничен пятью днями. Значительно ограничены основания для отказа или искусственного затягивания сроков гос. регистрации.

При правительстве РФ создан совет по предпринимательству, который должен обеспечить взаимодействие исполнительной власти с малым, средним и крупным бизнесом.

Одно из направлений поддержки малого бизнеса в Москве – развитие инфраструктуры. В настоящее время определено конечное число единиц инфраструктуры, необходимое малому бизнесу столицы. Ключевой элемент этой инфраструктуры – Московский центр развития предпринимательства, идеология которого заключается в объединении всех организаций, оказывающих необходимые малому бизнесу услуги, в одном месте.

По – прежнему остается актуальной финансовая поддержка малого бизнеса. К сожалению, идет снижение инвестиций предприятий малого бизнеса в основной капитал: по отношению к общей базе произошло снижение в промышленности с 31 % до 25 %, в строительстве – с34% до 22%., и лишь в торговле инвестиции увеличились с 18% до29%.

В Воронежской области организована система трехуровневой финансовой поддержки малого предпринимательства. В систему вовлечены гос., коммерческие и некоммерческие организации, оказывающие финансовые услуги предприятиям малого бизнеса и индивидуальным предпринимателям. Преимущества системы трехуровневой финансовой поддержки малого бизнеса заключается в том, что все категории его субъектов получают доступ к финансированию, а инвесторами реализуются все востребованные виды финансовой поддержки.

2.1 Проблемы малого бизнеса в Российской Федерации

За последнее десятилетие в России сформировались основные общепринятые в странах с развитой рыночной экономикой элементы системы государственной поддержки малого предпринимательства. Учитывая современные условия и проблемы развития малого предпринимательства, а также недостаточную эффективность государственных мер по его поддержке, дальнейшее развитие и совершенствование всей системы государственной поддержки малого предпринимательства становится в настоящее время ключевым фактором успешного развития малого предпринимательства в Российской Федерации.

Систему государственной поддержки малого предпринимательства в настоящее время составляют:

- государственные нормативно-правовые акты, направленные на поддержку и развитие малого предпринимательства;

- государственный аппарат, представляющий собой совокупность государственных институциональных структур, ответственных за развитие малого предпринимательства, обеспечивающих реализацию государственной политики в этой сфере и осуществляющих регулирование сферы малого предпринимательства и управление инфраструктурой его поддержки;

- государственная инфраструктура поддержки малого предпринимательства, включающая некоммерческие и коммерческие организации, созданные с участием или без участия государства, деятельность которых инициируется, поощряется и поддерживается государством, и предназначенная для реализации

А)Основой государственной нормативно-правовой базы в системе государственной поддержки малого предпринимательства является Федеральный Закон № 209-ФЗ от 24 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», а также федеральные и региональные программы развития и поддержки малого предпринимательства. По ряду причин Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» в настоящее время не работает в полной мере. Закон не отражает изменений условий экономической жизни общества, качественного уровня развития малого предпринимательства и того опыта, во многом негативного, который был накоплен государственными органами и структурами поддержки малого предпринимательства за прошедший период.

Одной из главных причин «бездействия» этого Закона является то, что на поддержку и развитие малого предпринимательства из года в год выделяются ничтожные объёмы государственных финансовых средств. Для того, чтобы закон начал работать, необходимо внести изменения и дополнения как в сам Закон, так и в некоторые другие законодательные акты.

Основным инструментом реализации государственной политики служат федеральные, региональные (межрегиональные), отраслевые (межотраслевые) и муниципальные программы развития и поддержки малого предпринимательства.

Руководство реализацией государственной политики в сфере поддержки малого предпринимательства осуществляется Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства в лице Департамента поддержки малого предпринимательства. Финансовое обеспечение реализации мер по развитию малого предпринимательства, предусмотренных Федеральной программой, осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП). Некоторые региональные и муниципальные фонды выполняют соответствующие функции на региональном и муниципальном уровне.

Б) Государственный аппарат системы поддержки малого предпринимательства включает государственные структуры, ответственные за развитие малого предпринимательства на федеральном уровне, в число которых входят:

- Правительство Российской Федерации (Департамент экономики и управления собственностью);

- Государственная Дума Российской Федерации Федерального собрания Российской Федерации (профильные комитеты);

- Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (профильные комитеты);

- Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России);

- Министерства и ведомства Российской Федерации (Минэкономразвития России, Министерство промышленной науки России, Минсельхозпрод России, Минтранс России, Минфин России, Минтруд России, Минобразования России, Госстрой России).

В) В настоящее время в Российской Федерации имеются все виды структур поддержки малого предпринимательства, которыми обладают развитые промышленные страны. Основой государственной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства является система государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства. В настоящее время система фондов, состоит из Федерального фонда (ФФПМП) и 75 региональных фондов, из которых 24 учреждены с участием ФФПМП. Сам Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства это

- государственная некоммерческая организация в форме учреждения, осуществляющая финансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержки малого предпринимательства. Федеральный фонд является заказчиком Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации и осуществляет реализацию мероприятий Федеральной программы, в том числе, через сеть региональных фондов поддержки малого предпринимательства. 63 региональных фонда имеют организационно-правовую форму «фонд», 11-«учреждение», 1 - «бюджетный фонд» как подразделение администрации.

Взаимоотношения Федерального и региональных фондов при финансировании региональных программ поддержки малого предпринимательства осуществляются на основе Соглашений между Федеральным фондом. Администрациями регионов и региональными фондами. Данные Соглашения определяют порядок эффективного использования средств федерального и регионального бюджетов, направляемых на финансовое обеспечение Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства и программ поддержки малого предпринимательства в регионе, а также средств, привлекаемых на эти цели из других источников. Такие Соглашения подписаны с 66 регионами.

Помимо сети региональных государственных фондов создана, развивается и действует сеть муниципальных фондов. В настоящее время их - более 170. Муниципальные фонды, как правило, создаются при участии региональных фондов.

Региональные фонды учреждены правительствами субъектов федерации, муниципальные фонды - органами местной администрации. Состояние и деятельность государственных и муниципальных фондов определяется, в основном, тремя факторами: законодательством, государственными мерами поддержки малого предпринимательства (программами поддержки малого предпринимательства) и личным отношением к ним первых должностных лиц органов исполнительной власти. Государственные фонды опираются в своей деятельности и развитии на Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства», который предоставляет им широкую арену деятельности по поддержке малого предпринимательства, а также определённые преференции и льготы (в частности, по налогообложению), которые на практике, как уже говорилось, не удаётся реализоваться в России.

3 Роль малого предпринимательства в экономике страны и Кировской области

Малые предприятия объективно существуют и развиваются как относительно самостоятельный сектор современной рыночной экономики. Малые предприятия имеют важное социально-экономическое значение, так как обеспечивают социальную и политическую стабильность, способны смягчать последствия структурных изменений, быстрее адаптируются к меняющимся потребностям рынка, вносят значительный вклад в региональное развитие, конструируют и используют технические и организационные нововведения. Таковы краткие выводы о роли малого предпринимательства, сформулированные Министерством РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства .

Для эффективной оценки развития малого предпринимательства осуществляется комплексный анализ (мониторинг) состояния малого предпринимательства по общероссийским показателям:

– количество малых предприятий на 100 тыс. жителей по регионам РФ;

– среднесписочная численность занятых на малых предприятиях (без учета совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) в регионах РФ;

– оборот малых предприятий на душу населения с учетом стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений в регионах РФ;

– объем инвестиций в основной капитал на малых предприятиях в расчете на душу населения с учетом стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений.

На 1 июля 2006 г. число зарегистрированных малых предприятий составило 1029,2 тыс. единиц, что на 4,6% выше, чем по состоянию на 1 июля 2005 г.

Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей выросло в 58 регионах, в 14 регионах ситуация осталась без изменений.

Распределение малых предприятий в субъектах Российской Федерации неравномерно. Значительная часть субъектов малого предпринимательства сконцентрирована в городах Москва и Санкт-Петербург.

По количеству малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей Кировская область с показателем 452 предприятия находится на 47 месте среди субъектов РФ (в 2005 году – 49 место). Максимальный показатель отмечен в г. Санкт-Петербург – 2489 предприятий.

В 1 полугодии 2006 г. количество занятых на малых предприятиях составило 8,3 млн. человек и увеличилось за год на 5,3%. В Кировской области рост составил 3,3%. По количеству занятых на малых предприятиях Кировская области занимает 45 место среди субъектов РФ.

В январе-июне 2006 г. в Российской Федерации оборот малых предприятий составил 5402,6 млрд. рублей, объем оборота в расчете на душу населения достиг 37,7 тыс. рублей. При этом максимальный объем оборота малых предприятий в расчете на душу населения зафиксирован в г. Санкт-Петербург и в Свердловской области. Кировская область по данному показателю занимает 36 место среди субъектов РФ (в 2005 году – 39 место).

В январе-июне 2006 г. продолжилась тенденция к росту объема инвестиций в основной капитал на малых предприятиях в целом по стране, при этом темпы роста значительно увеличились: если в январе-июне 2005 г. инвестиции выросли на 7,1%, то за аналогичный период 2006 г. рост показателя составил уже 35,0%. Объемы за полугодие превысили 67 млн. рублей.

Объем инвестиций в основной капитал малых предприятий в расчете на душу населения в целом по РФ в первом полугодии 2006 г. составил 468 рублей/чел. Кировская область занимает 30 место среди субъектов РФ (в 2005 году – 43 место).

Следует отметить, что позиции Кировской области значительно укрепляются. Основными факторами, способствующими этому, являются рост численности малых предприятий и работающих на них, рост производительности труда и инвестиционная активность малых предприятий.

Поскольку темпы роста показателей развития малых предприятий в Кировской области опережают общероссийские, ожидается, что по итогам 2007 г. область упрочит свои позиции.

Для развития малого предпринимательства в Кировской области приняты правовые акты органов государственной власти Кировской области. К ним относятся:

1. Закон Кировской области от 26 сентября 1997 года №17-ЗО «О развитии малого предпринимательства в Кировской области»

2. Положение об управлении развития предпринимательства, народных промыслов и ремесел при правительстве Кировской области

3. Постановление Правительства Кировской области от 20 сентября 2004 г. № 15/205 «О концепции политики правительства Кировской области по развитию малого предпринимательства на 2004 - 2010 годы»

4. Концепция политики правительства Кировской области по развитию малого предпринимательства на 2004 - 2010 годы

5. Постановление правительства Кировской области от 5 апреля 2005 г. № 31/63 «Об утверждении областной целевой программы «Начинающий предприниматель» на 2005 - 2009 годы»

6. Областная целевая программа «Начинающий предприниматель» на 2005-2009 годы

7. Постановление правительства Кировской области от 13 декабря 2005 г. № 49/290 «Об утверждении областной целевой программы «Развитие предпринимательства в Кировской области» на 2006 - 2009 годы

8. Областная целевая программа «Развитие предпринимательства в Кировской области» на 2006 - 2009 годы

На начало 2007 года в Кировской области действовало 6555 малых предприятий и 36,4 тысяч индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. Всего в сфере малого предпринимательства занято 222,2 тыс. человек, что составляет 28,2% экономически активного населения области. Кроме того, 26 тысяч человек занято в личных подсобных хозяйствах производством товаров и услуг, включая лиц, занятых ремесленным производством. В целом по области на 1000 человек населения в 2006 году приходилось 4,5 малых предприятия.

Малый бизнес это динамично развивающийся сектор региональной экономики. В 2006 году малыми предприятиями отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами на сумму 12,3 млрд. рублей, что составляет 10,5% от общей отгрузки товаров, работ и услуг предприятиями и организациями территории. По сравнению с 2003 годом отгружено товаров, выполнено работ и услуг в 2,4 раза больше. Темп роста данного показателя на малых предприятиях в 2006 году составил 121%.

Традиционными отраслями для малого бизнеса в Кировской области являются: деревообработка, мебельное производство, пищевая промышленность, текстильное и швейное производство, строительство, оптовая и розничная торговля, общественное питание, сфера услуг.

С учетом деятельности индивидуальных предпринимателей вклад субъектов малого предпринимательства в региональный выпуск товаров и услуг в 2006 году составил 20,8%.

Среднемесячная заработная плата в расчете на одного постоянного работника на малых предприятиях составила в 2006 году – 5129 рублей. Реальный рост заработной платы по сравнению с 2003 годом составил 52%.

Инвестиции в основной капитал малых предприятий в 2006 году составили 746,8 млн. рублей и возросли более чем в 2,7 раза к 2003 году. Основной объем инвестиций направляется в сферу материального производства.

Налоговые поступления от субъектов малого предпринимательства в бюджеты всех уровней в 2006 году составили 1,6 млрд. рублей. Удельный вес налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в общем объеме собираемых налогов в 2006 году составил 13%. По сравнению с 2003 годом налоговые поступления от субъектов малого предпринимательства в бюджеты всех уровней увеличились в 2,4 раза.

3.1 Структура занятости в сфере малого предпринимательства в Кировской области

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кировской области на начало 2007 года в Кировской области действует 6555 малых предприятий, на которых занято более 68 тысяч человек.

Рисунок 1 – Количество малых предприятий,едениц


Отраслевая структура малых предприятий свидетельствует о том, что их основное количество сосредоточено в сфере торговли (46%), сфере материального производства (17,1%) и сфере услуг (12%).

Таблица 2 - Отраслевая структура малых предприятий

Виды экономической деятельности

Число малых предприятий, единиц

В %

к итогу

Оптовая и розничная торговля

3015

46,0

Обрабатывающие производства

1118

17,1

Сфера услуг

784

12,0

Строительство

514

7,8

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

460

7,0

Транспорт и связь

283

4,3

Гостиничный и ресторанный бизнес

114

1,7

Образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг

65

1,0

Прочие виды деятельности

202

3,1

ИТОГО

6555

100

Хозяйственную деятельность осуществляют 36,4 тысяч индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, у которых по найму работает около 100,0 тысяч человек.

Всего в сфере малого предпринимательства занято 222,2 тыс. человек, что составляет 28,2 % экономически активного населения области.

Кроме того, 26 тысяч человек занято в личных подсобных хозяйствах производством товаров и услуг, включая лиц, занятых ремесленным производством.

В целом по области на 1000 человек населения в 2006 году приходилось 4,5 малых предприятия. Количество малых предприятий в расчете на 1000 жителей в Российской Федерации составляет 6,8 единиц. Распределение малых предприятий в субъектах Российской Федерации неравномерно. Значительная их часть сконцентрирована в городах Москва и Санкт-Петербург и достигает 19 предприятий на 1000 человек.

За период с 2003 года на территории Кировской области количество малых предприятий увеличилось на 1262 единицы, общее количество работающих в малом бизнесе - на 28 тысяч человек.

С 2004 года наметилась устойчивая тенденция к увеличению малых предприятий в сфере производства. За 3 года рост составил 8%.

Рисунок 2 – Количество занятых в сфере малого предпринимательства, тыс.


Таблица 3 - Численность работающих в сфере малого предпринимательства в 2003-2006 годах

Показатель

Единица

измерения

2003

2004

2005

2006

Численность работающих в сфере малого предпринимательства в 2003-2006 годах, всего

тыс. человек

194

204

215

222,2

в том числе

работники малых предприятий

тыс. человек

49

58

62

68

индивидуальные предприниматели и лица, занятые по найму у индивидуальных предпринимателей

тыс. человек

119

123

128

128,2

лица, занятые в домашнем хозяйстве производством товаров и услуг для реализации

тыс. человек

25

25

25

26

Наибольший удельный вес в структуре занятости занимают: сфера оптовой и розничной торговли – 36%, обрабатывающие производства – 25%, строительство – 18% и производство сельхозпродукции (с учетом работников крестьянских (фермерских) хозяйств и лиц, занятых в домашнем хозяйстве производством товаров и услуг для реализации).

Действующий закон «О государственной поддержке малого предпринимательства» устанавливает для малых предприятий максимальную численность 100 человек. В июле 2007 года Правительство РФ приняло новый закон, под действие которого попадают малые и средние предприятия с численностью от 100 до 250 человек. Принятие нового закона обеспечит сопоставимость законодательства в этой сфере между странами ЕС и Россией. По данным Росстата при использовании новых критериев в категорию малых и средних предприятий будет включено около 94% всех юридических лиц, которые обеспечат более 49% занятости и займут свыше 50% рынка.

Рисунок 3 – Структура занятости в сфере малого предпринимательства

Таблица 4 – Структура занятости

Оптовая и розничная торговля, ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования

36%

Обрабатывающие производства

25%

Строительство

18%

Производство сельхозпродукции (с учетом работников крестьянских (фермерских) хозяйств и лиц, занятых в домашнем хозяйстве производством товаров и услуг для реализации

15%

Транспорт и связь

4%

Прочие виды деятельности

2%

4. Заключение

Итак, подводя итог, автор хотел бы обратить особое внимание на следующие моменты представленной курсовой работы.

Как свидетельствует зарубежный и отечественный опыт, под малым предприятием в основном понимается предприятие с числом занятых не более 100-200 человек, в уставном капитале которых доля участия государства и (или) других юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства, не более 50%.

В соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации субъектами малого предпринимательства являются юридические лица как коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, имеющие право создавать малые предприятия в различных организационно-правовых формах.

Следует отметить, что открытое акционерное общество традиционно считается формой организации крупного бизнеса, а для среднего и мелкого предпринимательства наиболее приемлемы такие структуры, как общество с ограниченной ответственностью и закрытое акционерное общество. Что же касается полного и коммандитного товариществ, то на практике они встречаются довольно редко.

Необходимо подчеркнуть основные характеристики, позволяющие малому бизнесу динамично развиваться. К ним относятся:

- быстрое реагирование на конъюнктуру;

- решение социальных вопросов, например, возможность быстро создавать новые рабочие места;

- противодействие монополизму в экономике;

- активизация структурной перестройки экономики.

Таким образом, трудно переоценить значимость развития малого бизнеса для нашей страны, где оно способно коренным образом и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг (в первую очередь – для малообеспеченного большинства населения) с использованием местных источников сырья, решить проблему занятости, ускорить научно-технический прогресс и составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу.

Объективности ради необходимо отметить, что экономический риск в сфере малого предпринимательства как правило выше, и «жизненный цикл» малых предприятий обычно короче, чем крупных компаний. Даже в благополучных промышленно развитых странах небольшие предприятия испытывают целый ряд характерных трудностей. Вот почему повсюду: в Европе, Японии, США, странах Юго-Восточной Азии – мелкое и среднее предпринимательство находит все более широкую поддержку государства. Данная поддержка предоставляется в виде:

- организационно-инфраструктурной формы (упрощенный порядок регистрации, обучение и переподготовка кадров, стимулирование связей между крупным и малым бизнесом на основе механизмов франчайзинга, субподряда и лизинга и т. д.);

- финансовой формы (введение льготного режима налогообложения и кредитования, обеспечение госзаказом, стимулирование банков и страховых компаний к кредитованию и страхованию малых предприятий и т. д.);

- имущественной формы (научно-технологическая поддержка, льготирование условий предоставления в аренду помещений и оборудования, находящихся в государственной собственности, а также формирование государственных лизинговых компаний и т. д.).

В России поддержка частной инициативы пока еще не стала одним из основных принципов государственной политики и ориентиром для властей на местах. В системе целевых установок государственного регулирования экономики задача поддержки малого бизнеса вступает в противоречие с задачей достижения оптимальных макроэкономических показателей, фискальными механизмами наполнения бюджета, затратными методами решения социальных проблем. Однако следует отметить попытку государства изменить существующую ситуацию к лучшему путем введения новой программы по государственной поддержке малого бизнеса.

Итак, развитие предпринимательской деятельности в России и Кировской области сложный и противоречивый процесс, имеющий ряд специфических особенностей. Пока он идет путем проб и ошибок. Иногда пытается перенять зарубежный опыт. Такие попытки бывают успешными только в случае учета специфики нашей страны. Самый эффективный способ решения любой проблемы – ее четкое определение на основе системы ценностей и недвусмысленной концепции. Это задача теоретического исследования российской экономики.

5. Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации.

2. Баженов Ю. К., Баженов А. Ю. Малое предпринимательство. – М., 2004

3. Береснева А. В. Роль малого бизнеса в развитии экономики. – ЭКО № 8, 2005.

4. Бухвальд Е., Виленский А. Кредитование малого предпринимательства// Вопросы экономики, №4, 2001

5. Видягин В. И. Экономическая теория (политэкономия): учебник для ВУЗов. – М., 2000.

6. Владимирова Л. Прогнозирование в условиях рынка. – М., 2004

7. Герчикова И. Н. Регулирование предпринимательской деятельности: государственное и межфирменное. Учеб. пособие. – М.: Консалтбанкир, 2002.

8. Кузнецова Л.Ю. Проблема дифференциации статуса предпринимателя в учете// Вопросы статистики, №1, 2002.

9. Лапуста М.Г. Предпринимательство: Учебное пособие. – М.:ИНФА-М, 2005.

10. Муравьев А. И. И др. Малый бизнес: экономика, организация, финансы. – М., 2004.

11. Орлов О. Малое предпринимательство в России: развитие или стагнация?//Вопросы экономики, №10, 2001.

12. Предпринимательство: Учебник/Под ред. М.Г. Лапусты – М.: ИНФРА-М, 2003.

13. Рыбина М.Н. Основные этапы становления малого предпринимательства в условиях современных радикальных рыночных реформ в России// Менеджмент в России и за рубежом, №2, 2001.

14. Сквозников В. Я. Об организации и итогах статистического обследования деятельности индивидуальных предпринимателей в Республике Коми. - Вопросы статистики № 9, 2005

15. Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для организаций – субъектов малого предпринимательства / Состав. О.В. Кратт. – М.: Экзамен, 2002.

16. Статистический справочник « Россия в цифрах», 2006.

17. Журнал « Финансы и кредит» №7, 2007

18. http://www .mb-gov.ru/worktext/

19. http://www .sbcnet.ru/news/

20. http://www.smb-support.org/news/