Реферат: Экономическое содержание и функциональное назначение расходов бюджета

Название: Экономическое содержание и функциональное назначение расходов бюджета
Раздел: Рефераты по финансам
Тип: реферат

Федеральное агентство по образованию

Государственное учреждение высшего профессионального образования «Удмуртский государственный университет»

Институт экономики и управления

Кафедра финансов и учета

РЕФЕРАТ

по курсу «Бюджетная система РФ»

на тему: «Экономическое содержание и функциональное назначение расходов бюджета»

Выполнил

Студент гр. 604-41 Ганина А.К.

Проверила Борнякова Е.В.

Ижевск, 2009


Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Сущность расходов государственного бюджета……………………………..4

2. Экономическое содержание расходов бюджета……………………………..93. Функциональное назначение расходов бюджета…………………………...15

Заключение……………………………………………………………………….19

Список использованной литературы…………………………………………...21


Введение

Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям. Расходная часть охватывает всю экономику, так как государство учитывает экономические интересы общества в целом. На величину и структуру расходов федерального бюджета влияют множество факторов, как-то: государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, общий уровень экономики, уровень благосостояния населения, размер государственного сектора в экономике и многие другие факторы.

Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели – организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями бюджетных средств. Бюджет определяет только размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счет бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные кредиты и ссуды. Основные статьи расходов бюджета РФ: управление, оборона, поддерживание правопорядка, социальное обеспечение, здравоохранение, культура, образование, а также обслуживание внешнего государственного долга.

В данном реферате будут рассмотрены экономическое содержание и функциональное назначение расходов бюджета.


1. Сущность расходов государственного бюджета.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), расходы бюджета - выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета. Иными словами, расходы федерального бюджета – это денежные средства, направляемые на финансирование затрат общегосударственного характера. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением национального дохода, используемого на общегосударственные цели. Расходы федерального бюджета утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

В соответствии с действующим законодательством в Российской Федерации исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов:

- обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

- функционирование федеральной судебной системы;

- осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Российской Федерации в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества, определяемые при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год);

- национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

- фундаментальные исследования и содействие научно - техническому прогрессу;

- государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

- государственная поддержка атомной энергетики;

- ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

- исследование и использование космического пространства;

- содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти Российской Федерации;

- формирование федеральной собственности;

- обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;

- компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;

- пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;

- проведение выборов и референдумов Российской Федерации;

- федеральная инвестиционная программа;

- обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;

- обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

- финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;

- официальный статистический учет;

- прочие расходы.

Средства федерального бюджета используются для финансирования мероприятий регионального и местного значения, включаемых в целевые региональные и местные программы. По согласованию с региональными и местными органами власти совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов финансируются следующие виды расходов:

- государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;

- обеспечение правоохранительной деятельности;

- обеспечение противопожарной безопасности;

- научно - исследовательские, опытно - конструкторские и проектно - изыскательские работы, обеспечивающие научно - технический прогресс;

- обеспечение социальной защиты населения;

- обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;

- обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;

- развитие рыночной инфраструктуры;

- обеспечение развития федеративных и национальных отношений;

- обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ;

- обеспечение деятельности средств массовой информации;

- финансовая помощь другим бюджетам;

- прочие расходы, находящиеся в совместном ведении РФ, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.

Если принимается закон либо другой нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе в случае необходимости порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

Выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.

В области расходов бюджета имеют место серьезные недостатки. Поэтому основными задачами в области государственных расходов можно считать следующее:

· сокращение числа федеральных целевых программ для обеспечения концентрации бюджетных средств на наиболее эффективных и социально-значимых проектах;

· снижение расходов на содержание госаппарата;

· продолжение децентрализации инвестиционного процесса с расширением практики государственно-коммерческого финансирования проектов;

· повышение эффективности использования ассигнований на национальную оборону и оборонный комплекс;

· снижение дотаций отдельным отраслям;

· усиление контроля за использованием бюджетных средств;

· приоритетное финансирование расходов на науку, культуру, медицину, образование.


2. Экономическое содержание расходов бюджета Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная - их величину.Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.п. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. Общую классификацию расходов бюджета РФ можно рассмотреть на следующем рисунке: Рис. 1 Классификация расходов федерального бюджета РФ Важный признак классификации расходов бюджета - функциональный. При этом все расходы подразделяются на несколько крупных групп:·финансирование промышленного производства;·финансирование социально-культурных мероприятий;·финансирование науки;·финансирование обороны;·содержание правоохранительных органов и органов государственной власти и управления;·расходы по внешнеэкономической деятельности;·создание резервных фондов;·расходы по обслуживанию государственного долга;·прочие расходы и выплаты. Здесь хорошо видна роль государства в разных областях общественной жизни. Дополнительно к указанным группам расходов могут выделяться затраты на выполнение приоритетных общегосударственных программ. Так, в Российской Федерации, самостоятельно в расходах республиканского бюджета отражаются расходы на целевые региональные программы по развитию промышленного сектора экономики, расходы по ликвидации последствий ядерного взрыва в Челябинской области и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, расходы на государственную программу развития экономики и культуры малочисленных народов Севера, расходы на программу развития гражданской авиации, расходы на Российскую государственную космическую программу и др. Выделение средств по отдельным видам целевых программ обеспечивает приоритет в концентрации средств бюджета и в их использовании по главным направлениям, предусмотренным органами государственной власти.Каждая из названных групп расходов делится в свою очередь по ведомственному и целевому признакам.Ведомственный признак позволяет выделить в каждой группе расходов соответствующее министерство, другое государственное учреждение или юридическое лицо, получающее бюджетные ассигнования. Этот признак классификации расходов бюджета отражает наиболее мобильные изменения в структуре расходов, связанные с изменением системы управления.По экономическому признаку расходы бюджета подразделяются по их влиянию на процесс расширенного воспроизводства. В этом случае выделяются текущие и капитальные бюджетные расходы.Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений), текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. Как правило, эти расходы в основном соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете или бюджете текущих расходов и доходов.Капитальные расходы представляют собой денежные затраты, связанные с вложением в основной капитал и прирост запасов. Они включают в себя капиталовложения за счет бюджета в различные отрасли народного хозяйства, инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты государственным и частным предприятиям, местным органам власти. Данная группа расходов отражается в бюджете капитальных расходов и доходов государства.Последним признаком классификации расходов является территориальный. В соответствии с уровнем государственного управления в Российской Федерации расходы бюджета подразделяются на расходы республиканского бюджета, расходы бюджетов членов федерации и расходы местных бюджетов. Осуществление расходов бюджета достигается при помощи бюджетного финансирования. Под ним понимается система предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом. Бюджетное финансирование базируется на определенных принципах, характеризуется специфическими формами и методами предоставления средств. Принцип, форма и методы бюджетного финансирования выступают составными элементами самой системы, влияют на результативность ее функционирования.Важную роль в организации рациональной системы бюджетного финансирования играют, прежде всего, принципы финансирования. К числу этих принципов относятся:1. получение максимального эффекта при минимуме затрат. Бюджетные средства должны предоставляться лишь при условии обеспечения наибольшей результативности от их использования. Этот эффект может выражаться, с одной стороны, в решении различных задач социально-экономического развития страны, а с другой - в обратном притоке в бюджет денежных средств за счет роста доходов получателей бюджетных ассигнований.2. целевой характер использования бюджетных ассигнований. Юридические лица получают средства из бюджета только на основе утвержденного бюджета, причем на заранее обусловленные цели. Строгое соблюдение этого принципа3. препятствует неэффективному использованию бюджетных ассигнований. предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных и других показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований. Зависимость бюджетного финансирования от выполнения показателей позволяет финансовым органам осуществлять действенный и эффективный контроль за деятельностью предприятий, организаций и учреждений.4. безвозвратность бюджетных ассигнований. Предоставление средств без условия их обязательного возврата в государственный бюджет. Однако помимо безвозвратного бюджетного финансирования в настоящее время все шире применяется кредитование предприятий путем выдачи бюджетных ссуд. Проценты по таким ссудам либо не взимаются, либо взимаются по низким ставкам. Бюджетные ссуды выдаются по специальным распоряжениям Правительства РФ на выполнение целевых программ развития. Такие ссуды предоставлялись на финансирование:· расходов на формирование федеральных продовольственных фондов;· расходов на обеспечение агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией и приобретение племенного скота на основе долгосрочной аренды (лизинга).· части расходов на инвестиционные программы конверсии оборонной промышленности.В области расходов бюджета до сих пор имеют место существенные недостатки: бюджетные средства используются недостаточно эффективно, широко распространена практика нецелевого расходования бюджетных средств. Бюджетные расходы не решают многих насущных проблем социальной политики. Не организовано на должном уровне перераспределение расходов в пользу социально незащищенных слоев населения. Основные задачи в области бюджетных расходов:· сократить число федеральных целевых программ, обеспечить концентрацию средств бюджета на наиболее эффективных и социально значимых проектах;· снизить расходы на содержание государственного аппарата;· продолжить децентрализацию инвестиционного процесса, расширив практику государственно-коммерческого финансирования проектов;· повысить эффективность использования ассигнований на национальную оборону и оборонный комплекс, концентрируя их на решении социальных проблем, конверсии и перспективных научно-исследовательских работах;· снизить уровень дотаций отдельным отраслям;· усилить контроль за использованием бюджетных средств;· обеспечить приоритетное финансирование расходов на науку, культуру, медицинское обслуживание, образование.
3. Функциональное назначение расходов бюджета

Одним из важнейших оснований для классификации бюджетных расходов является функциональный признак. Классификация бюджетных затрат по функциональному признаку является наиболее распространенной. Как правило, при публикации государственного бюджета в средствах массовой информации расходы группируются именно по функциональному признаку.

Функциональная классификация бюджетных расходов отражает направление средств основного централизованного денежного фонда на выполнение конкретных функций государства. К этим функциям относятся:

- государственное управление и местное самоуправление;

- судебная власть;

- международная деятельность;

- национальная оборона;

- правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;

- фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

- промышленность, энергетика и строительство;

- сельское хозяйство и рыболовство;

- охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия;

- транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика;

- развитие рыночной инфраструктуры;

- жилищно-коммунальное хозяйство;

- предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;

- образование;

- культура, искусство и кинематография;

- средства массовой информации;

- здравоохранение и физическая культура;

- социальная политика;

- обслуживание государственного долга;

- пополнение государственных запасов и резервов;

- финансовая помощь бюджетам других уровней;

- утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров;

- мобилизационная подготовка экономики;

- формирование целевых бюджетных средств;

- прочие расходы.

На формирование этих направлений ежегодно выделяются определенные суммы бюджетных средств. По сути, такая структура направлений расходования бюджетных ресурсов представляет собой структуру экономики с точки зрения финансирования отдельных отраслей за счет средств государства. Пользуясь функциональной классификацией бюджетных расходов, можно оценить состояние экономики в целом, состояние и перспективы развития отдельных ее отраслей, степень государственного регулирования экономики и прочие показатели. Эта классификация наиболее полно отражает структуру финансирования экономики за счет бюджетных средств.

Согласно функциональному назначению, система бюджетных расходов формируется в зависимости от характера функций, возложенных на органы власти. Первым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов РФ являются разделы, определяющие расходование бюджетных средств: на государственное и местное управление, средств на выполнение функций государства и др. Каждый из блоков включает конкретные направления использования бюджетных средств. Второй уровень классификации – подразделы, конкретизирующие направление бюджетных ассигнований на осуществление деятельности государственных и местных органов власти в определенной области. Классификация целевых статей расходов федерального бюджета образует третий уровень функциональной классификации и отражает финансирование расходов бюджетов по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств бюджетов в пределах подразделов функциональной классификации расходов бюджетов РФ. Классификация видов расходов бюджетов образует четвертый уровень функциональной классификации расходов бюджетов РФ и детализирует направление финансирования расходов бюджетов по целевым статьям расходов бюджетов. (Функциональную классификацию расходов государственного бюджета РФ см. в приложении 1.)В классификации расходов выделяются прочие расходы (резервные фонды Президента РФ, Правительства РФ, расходы на проведение выборов и референдумов, государственная поддержка завоза жильцов в районы Крайнего Севера). Законодательные (представительные) органы субъектов РФ и органы местного самоуправления могут делать дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации в части целевых статей и видов расходов, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ.Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах:· ассигнования на содержание бюджетных учреждений;· средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;· трансферты населению, т.е. бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления;· ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;· ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;· бюджетные кредиты юридическим лицам (в том числе налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей и других обязательств);· субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам;· инвестиции в уставные капитал действующих или вновь создаваемых юридических лиц;· бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации, государственным внебюджетным фондами др.

Каждая группа расходов функционального назначения делится по ведомственному признаку. В приложении 1 приведена данная ведомственная классификация.


Заключение

Расходы государственного бюджета – это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная – их величину.

В условиях формирования рыночных отношений система расходов государственного бюджета Российской Федерации существенно изменяется. Перестраиваются структура и механизм бюджетных ассигнований, изменяется объем ресурсов, выделяемых по различным направлениям.

Расходы бюджета на сегодняшний день значительны во всех отношениях. Было отмечено, что рост расходов увеличивается ежегодно. Это вызывает дефицит бюджета и увеличивает государственный долг. Проблему финансирования бюджетного дефицита нельзя рассматривать только относительно обязательств федерального бюджета. На самом деле она охватывает бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты, многие из которых нуждаются в получении финансовой помощи, субвенциях и дотациях.

Очень часто происходит несвоевременная выплата средств на финансирование таких направлений как: сельское хозяйство, рыболовство, содействие научно-техническому прогрессу и реализации космических программ. Увеличение временного долга между установленными и фактическими сроками выделения бюджетных ассигнований приводит к росту задолженности бюджета перед предприятиями и населением, а также взаимной задолженности предприятий. Невыполнение государством собственных обязательств нарушает денежный оборот и финансовую стабильность.

Вообще существует несколько вариантов решения проблемы оптимизации учета, контроля и осуществления расходов бюджета Российской Федерации. Однако главная задача, особенно учитывая более отдаленную перспективу, заключается в мобилизации собственных усилий по подъему российской экономики. Речь идет о реализации политики, направленной на увеличение государственных доходов и сокращение его расходов в целом, расширение и диверсификацию экспортного потенциала, рационализацию импорта, повышение эффективности использования внешних кредитов и т.п.
Список литературы

1. http://www.consultant.ru/popular/budget/

2. http://www.minfin.ru/ru/budget/

3. Александров И. М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. — 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. — 486 с.

4. Перепанова Т.С., Балтахинова О.Р. Основы бюджетной системы и бюджетного учета: Учеб. пособие – Улан-Удэ, 2004. – с.

5. Дюбин В.В. Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие для вузов, Петрозаводск, 2003. 118с.

6. http://www.vuzlib.net/beta3/html/1/291/337/


Приложение 1

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Код Наименование разделов и подразделов
0100 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
0101 Функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти
0102 Функционирование исполнительных органов государственной власти
0103 Деятельность финансовых и налоговых органов
0104 Прочие расходы на общегосударственное управление
0105 Функционирование органов местного самоуправления
0200 СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ
0201 Федеральная судебная система
0300 МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
0301 Международное сотрудничество
0302 Участие в миротворческой деятельности
0303 Международные культурные, научные и информационные связи
0304 Международное экономическое сотрудничество и экономическая помощь
0400 НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА
0401 Строительство и содержание Вооруженных Сил Российской Федерации
0402 Военная программа Министерства Российской Федерации по атомной энергии
0403 Поддержание мобилизационных мощностей, обеспечение мобилизационной и вневойсковой подготовки
0404 Участие в обеспечении коллективной безопасности государств - членов СНГ
0405 Военная помощь иностранным государствам
0500 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ
0501 Органы внутренних дел
0502 Внутренние войска
0503 Уголовно-исполнительная система
0504 Органы налоговой полиции
0505 Органы государственной безопасности
0506 Органы пограничной службы
0507 Таможенные органы
0508 Органы прокуратуры
0509 Государственная противопожарная служба
0600 ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И СОДЕЙСТВИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ПРОГРЕССУ
0601 Фундаментальные исследования в области естественных, технических и общественных наук
0602 Разработка перспективных технологий и приоритетных направлений научно-технического прогресса
0603 Исследование и использование космического пространства
0700 ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, ЭНЕРГЕТИКА И СТРОИТЕЛЬНАЯ ИНДУСТРИЯ
0701 Топливно-энергетический комплекс
0702 Добывающая промышленность (исключая топливную)
0703 Воспроизводство минерально-сырьевой базы
0704 Машиностроение
0705 Конверсия оборонной промышленности
0706 Другие отрасли промышленности
0707 Строительная индустрия
0800 СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО И РЫБОЛОВСТВО
0801 Сельскохозяйственные исследования
0802 Сельскохозяйственное производство
0803 Земельные ресурсы
0804 Заготовки и хранение сельскохозяйственной продукции
0805 Рыболовное хозяйство
0806 Прочие мероприятия в области сельского хозяйства
0900 ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ, ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЯ, КАРТОГРАФИЯ И ГЕОДЕЗИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И МЕТРОЛОГИЯ
0901 Водные ресурсы
0902 Лесные ресурсы
0903 Охрана окружающей природной среды, животного и растительного мира
0904 Гидрометеорология
0905 Картография и геодезия
0906 Прочие расходы в области охраны окружающей природной среды и природных ресурсов
0907 Стандартизация и метрология
1000 ТРАНСПОРТ, ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО, СВЯЗЬ И ИНФОРМАТИКА
1001 Автомобильный транспорт
1002 Железнодорожный транспорт
1003 Воздушный транспорт
1004 Водный транспорт
1005 Прочие виды транспорта
1006 Дорожное хозяйство
1007 Связь
1008 Информатика (информационное обеспечение)
1100 РАЗВИТИЕ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
1101 Малый бизнес и предпринимательство
1102 Прочие мероприятия по развитию рыночной инфраструктуры
1200 ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО, ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО
1201 Жилищное строительство
1202 Жилищное хозяйство
1203 Коммунальное хозяйство
1204 Архитектура и градостроительство
1205 Прочие структуры коммунального хозяйства
1300 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
1301 Государственные программы по ликвидации последствий аварий и других катастроф
1302 Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций
1303 Мобилизационная подготовка и гражданская оборона
1400 ОБРАЗОВАНИЕ
1401 Дошкольное образование
1402 Общее образование
1403 Начальное профессиональное образование
1404 Среднее профессиональное образование
1405 Переподготовка и повышение квалификации
1406 Высшее профессиональное образование
1407 Разработки и исследования в области
образования
1408 Прочие расходы в области образования
1500 КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО. КИНЕМАТОГРАФИЯ
1501 Культура и искусство
1502 Кинематография
1503 Прочие мероприятия в области культуры и искусства
1600 СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
1601 Телевидение и радиовещание
1602 Периодическая печать и издательства
1603 Прочие средства массовой информации
1700 ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
1701 Здравоохранение
1702 Санитарно-эпидемиологический надзор
1703 Медицинские исследования
1704 Физическая культура и спорт
1705 Обязательное медицинское страхование неработающего населения
1800 СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
1801 Учреждения социального обеспечения
1802 Социальная помощь
1803 Молодежная политика
1804 Пенсии военнослужащим
1805 Пенсии и пособия в правоохранительных органах
1806 Прочие мероприятия в области социальной политики
1807 Государственные пособия гражданам, имеющим детей
1900 ОБСЛУЖИВАНИЕ И ПОГАШЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА
1901 Обслуживание государственного внутреннего долга
1902 Погашение государственного внутреннего долга
1903 Обслуживание государственного внешнего долга
1904 Погашение государственного внешнего долга
2000 ПОПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ И РЕЗЕРВОВ
2001 Государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных камней
2002 Государственный материальный резерв
2003 Прочие государственные запасы и резервы
2100 РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
2101 Программы регионального развития
2102 Поддержка районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей
2200 УТИЛИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ ВООРУЖЕНИЙ, ВКЛЮЧАЯ ВЫПОЛНЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ
2201 Утилизация и ликвидация вооружений по международным договорам
2202 Утилизация и ликвидация вооружений, исключая международные договоры
3000 ПРОЧИЕ РАСХОДЫ
3001 Резервные фонды
3002 Проведение выборов и референдумов
3003 Финансовая помощь бюджетам других уровней
3004 Бюджетные ссуды
3005 Прочие расходы, не отнесенные к другим подразделам

Приложение 2

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Код Группа расходов, предметная статья, подстатья, элемент расходов
100000 ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ
110000 ЗАКУПКИ ТОВАРОВ И ОПЛАТА УСЛУГ
110100 Оплата труда государственных служащих
110101 Основной оклад гражданских служащих
110102 Надбавки к заработной плате гражданских служащих
110103 Дополнительная оплата труда гражданских служащих
110104 Оплата труда внештатных сотрудников
110105 Прочие денежные выплаты гражданским служащим
110106 Основные виды денежного довольствия военнослужащих
110107 Добавочные виды денежного довольствия военнослужащих
110200 Начисления на оплату труда (страховые взносы на государственное социальное страхование граждан)
110201 Страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации
110202 Страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации
110203 Страховые взносы в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации
110204 Страховые взносы в Фонды обязательного медицинского страхования
110300 Приобретение предметов снабжения и расходных материалов
110301 Канцелярские принадлежности, материалы и предметы для текущих хозяйственных целей
110302 Медикаменты и перевязочные средства
110303 Мягкий инвентарь и обмундирование
110304 Продукты питания
110305 Прочие расходные материалы и предметы снабжения
110400 Командировки и служебные разъезды
110401 Компенсационные выплаты работникам
110402 Прочие расходы на командировки и служебные разъезды
110500 Оплата транспортных услуг
110600 Оплата услуг связи
110700 Оплата коммунальных услуг
110800 Оплата геолого-разведочных услуг
110900 Оплата услуг по типовому проектированию
111000 Прочие текущие расходы на закупки товаров и оплату услуг
111001 Оплата услуг научно-исследовательских организаций
111002 Оплата текущего ремонта оборудования и инвентаря
111003 Оплата текущего ремонта зданий и помещений
111004 Прочие текущие расходы
120000 ВЫПЛАТЫ ПРОЦЕНТОВ
120100 Выплаты процентов по займам, предоставленным Центральным банком Российской Федерации
120200 Выплаты процентов по займам, предоставленным бюджетами других уровней
120300 Выплаты процентов по прочим займам внутри страны
120400 Выплаты процентов по государственному внешнему долгу
130000 СУБСИДИИ И ТЕКУЩИЕ ТРАНСФЕРТЫ
130100 Субсидии
130101 Субсидии государственным организациям
130102 Субсидии финансовым организациям
130103 Убытки организаций, возникающие при продаже товаров (работ, услуг)
130104 Прочие субсидии
130200 Текущие трансферты
130201 Средства, передаваемые бюджетам других уровней
130202 Трансферты неприбыльным организациям
130300 Трансферты населению
130301 Выплаты пенсий и пособий
130302 Стипендии
130303 Прочие трансферты населению
130400 Текущие трансферты за границу
200000 КАПИТАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ
240000 КАПИТАЛЬНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ В ОСНОВНЫЕ ФОНДЫ
240100 Приобретение оборудования и предметов длительного пользования
240101 Приобретение производственного оборудования и предметов длительного пользования для государственных предприятий
240102 Приобретение непроизводственного оборудования и предметов длительного пользования для государственных учреждений
240200 Капитальное строительство
240201 Жилищное строительство
240202 Строительство производственных объектов
240203 Строительство объектов социально-культурного и бытового назначения
240204 Строительство административных объектов
240205 Прочее строительство
240300 Капитальный ремонт
240301 Капитальный ремонт жилого фонда
240302 Капитальный ремонт производственных объектов
240303 Капитальный ремонт объектов социально-культурного и бытового назначения
240304 Капитальный ремонт административных объектов
240305 Прочий капитальный ремонт
250000 СОЗДАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ И РЕЗЕРВОВ
250100 Приобретение товарно-материальных ценностей для государственных запасов и резервов
250200 Приобретение прочих запасов и резервов
260000 ПРИОБРЕТЕНИЕ ЗЕМЛИ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ
260100 Приобретение земли
260200 Приобретение нематериальных активов
270000 КАПИТАЛЬНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ
270100 Капитальные трансферты внутри страны
270101 Трансферты бюджетам других уровней
270102 Трансферты государственным нефинансовым организациям
270103 Трансферты финансовым организациям
270104 Прочие трансферты внутри страны
270200 Капитальные трансферты за границу
300000 ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КРЕДИТОВ ЗА ВЫЧЕТОМ ПОГАШЕНИЯ
380000 ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ БЮДЖЕТНЫХ ССУД
380100 Предоставление бюджетных ссуд внутри страны
380101 Бюджетные ссуды бюджетам других уровней
380102 Бюджетные ссуды государственным нефинансовым организациям
380103 Бюджетные ссуды финансовым организациям
380104 Прочие бюджетные ссуды внутри страны
380200 Возврат бюджетных ссуд, предоставленных внутри страны
380201 Бюджетные ссуды, возвращенные бюджетами других уровней
380202 Бюджетные ссуды, возвращенные государственными нефинансовыми организациями
380203 Бюджетные ссуды, возвращенные финансовыми организациями
380204 Возврат прочих бюджетных ссуд
380300 Предоставление государственных кредитов правительствам иностранных государств
380400 Возврат государственных кредитов правительствами иностранных государств
380401 Государственные кредиты, возвращенные правительствами иностранных государств
380500 Уплата основной суммы внутреннего долга
380501 По займам, предоставленным Центральным банком Российской Федерации
380502 По займам, предоставленным бюджетами других уровней
380503 По займам, полученным внутри страны
380600 Уплата основной суммы внешнего долга