Реферат: История развития предпринимательства

Название: История развития предпринимательства
Раздел: Рефераты по маркетингу
Тип: реферат

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Филиал государственного образовательного учреждения

Высшего профессионального образования

«Ивановская государственная текстильная академия

в г. Нижний Новгород»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

на тему: «История развития предпринимательства»

по дисциплине Организация предпринимательской деятельности

Автор _____________________ М.Ю. Афанасьева

Специальность 080502 «Экономика и управление на предприятии»

Номер зачетной книжки 060022

Вариант 1

Рецензент __________________ О.Н. Клименко

Работа защищена _______________Оценка___________________

Нижний Новгород 2010


Содержание

Введение…………………………………………………………………...…..3

1. От древнейших времен до появления капитализма ……………..……..4

2. Капиталистическое предпринимательство………………………………9

3. Предпринимательство и менеджмент в России……………………...…14

Заключение…………………………………………………………..…………28

Список использованных источников…………………………….……………29

Введение

«Размышления над прошлым могут послужить для будущего».

У. Черчилль

Предпринимательство есть способ хозяйствования, который в результате многовековой эволюции утвердился в экономике всех развитых стран. Первоначально предпринимателями называли предприимчивых людей, действующих на рынке, или просто людей энергичных, азартных, склонных к рискованным операциям. В дальнейшем к предпринимательству стали относить любую деятельность, направленную на увеличение прибыли и не запрещённую законом. Однако возникновение предпринимательства как оформившегося устойчивого явления относят к XVII веку. Оно развивалось сложно, сопровождалось и сопровождается бесконечным процессом возникновения и разрешения многочисленных противоречий. Его первые ростки начали пробиваться вместе со становлением рыночных отношений.

Что же подвигает человека на занятие предпринимательской деятельностью?

С психологической точки зрения основной чертой предпринимателя является такой тип мотивации, как потребность достигать успеха. Он ориентируется на решение проблем, на материализацию новых рискованных идей.

Таким образом, предприниматель – это тот, кто нацелен на получение прибыли сверх среднего уровня путём наиболее полного удовлетворения потребностей на основе реализации собственных знаний, умений, прогнозов, тот, кто стремится совершить прорыв в той или иной сфере экономической деятельности – в создании новой продукции и технологии, в производстве или маркетинге и соответственно получить дополнительный доход за свой риск и предвидение.

1. От древнейших времен до появления капитализма

Предпринимательство — инициативная самостоятельная дея­тельность, направленная на удовлетворение потребностей людей в товарах и услугах и получение прибыли, — имеет долгую, пол­ную событиями историю. В ней рядом с предпринимателем — хо­зяином предприятия, собственником имущества — действует и наемный управляющий предприятием — менеджер с его непро­стой работой — менеджментом.

Впервые понятие предприниматель встречается на арене истории с возникновением рабства, когда появилась возможность использовать труд рабов, а война стала двигателем хозяйственной предприимчивости: вслед за завоевателями-полководцами пошли завоеватели-хозяйственники. История сохранила память о многих предпринимателях, деятельность которых была тесно связана с воинственными набегами, пиратством и торговлей.

Первые предприниматели-промышленники были связаны с военным делом. Отец известного афинского оратора Демосфена был хозяином фабрики мечей, где трудились 32 раба. В Риме действовали школы гладиаторов, организованные на предпринимательских началах.[1]

В Ливане, недалеко от Бейрута, есть небольшой городок Баальбек. Это место известно во всем мире благодаря развалинам древнего храма, построенного много тысяч лет тому назад. В ос­нование храма положены огромные плиты, верхний ряд которых находится на высоте 8 м (размер трехэтажного дома). Эти моноли­ты весят 750 т. Рядом возвышаются шесть самых больших на Зем­ле полированных колонн весом 45 т и длиной более 20 м каждая. К храму ведет величественная лестница шириной около 40 м. Все это поражает воображение и сегодня. Но наибольшее удивление, пожалуй, вызывает вот что: части колонн и каменные блоки ни­чем не скреплены между собой. Они так подогнаны друг к другу, что кромка безопасной бритвы (толщина ее 0,01 мм) не входит в зазор. Кто и как все это мог сделать? Появилось предположение, что баальбекский храм — дело рук инопланетян.

Между тем сделано все это обыкновенными людьми. О том, как велись такие работы, рассказывают высеченные на камне ри­сунки, сохранившиеся на подобных сооружениях Древнего Египта. Высота самой большой египетской пирамиды составляет 140 м — в полтора раза выше Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге (для тех, кто не видел собора, скажем, что высота этой пирамиды соответствует дому в 48 этажей). Камни для строительства обычно добывали за многие сотни километров от строительной площадки, иногда — за морем. То есть для строительства было необходимо до­стать средства, оборудование, согласовать работу сотен тысяч лю­дей, в основном рабов, по заготовке камня, его обработке, доставке (чтобы сдвинуть с места обработанный тысячетонный блок в Баальбеке, требовались усилия сорока тысяч человек), оплатить труд надсмотрщиков.

Все это требовало четкой организации труда, учета природных условий (например, разливов рек), контроля за качеством работы, умения воздействовать на человека — всего того, что мы сегодня называем управлением. Не случайно древние египтяне оставили нам памятники письменности, в которых много места уделено управлению. В книге «Поучение Птаххотепа», написанной около 4 тысяч лет тому назад, содержатся мысли, не потерявшие значе­ния и для нынешних управляющих: «Если ты начальник, будь спокоен, когда слушаешь ты слова просителя; не останавливай его прежде, чем он не облегчит свою душу от того, что хотел ска­зать тебе. Человек, пораженный несчастьем, хочет излить свою душу даже больше, чем добиться благоприятного решения своего вопроса».

Проблемы организации работ, управления трудом многих лю­дей интересовали и древних греков. Платону принадлежит мысль о необходимости разделения труда, специализации по видам ра­бот. Сократ рассматривал управление как особую область деятель­ности: управление государством, трудом, торговлей, войсками требует одного и того же — поставить необходимого человека на нужное место и добиться выполнения сделанных ему указаний.

Древним римлянам принадлежит идея строгой иерархии — слу­жебной лестницы в системе управления. Катону-старшему припи­сывают мысль об объективном подходе к управленческим задачам. Владелец поместья должен дать своему управляющему письмен­ный план работы на год (календарное планирование), четко поста­вить задачи, постоянно сравнивать намеченный план с результата­ми, анализировать и делать выводы. Особое внимание уделяется оперативному управлению. Получив доклад управляющего: «Часть рабочих больна, других забрали на работы в город, погодные усло­вия подвели», владелец изучает обстановку и при необходимости принимает решение: корректирует задание, перераспределяет ра­ботающих, переводит их в закрытые помещения и т. д.

Ученые Древней Индии в трактате «Артхамастра» (IV—III вв. до н. э.) приводят ряд интересных соображений о хозяйстве и управлении. Применительно к управлению исследуются понятия: верное и неверное, законное и незаконное, польза и вред. Ученые Востока связывают управление с насилием: на санскрите «искус­ство управления» называется «данданити», что в буквальном пе­реводе означает «руководство по владению палкой (дандой)».

Вместе с тем восточные мыслители уделяют большое внимание и поощрению подчиненных.

В книге о правлении вазира XI столетия Низамал-Мулька «Сиасет-намэ» даются указания, как действовать правителю, как руководить помощниками, какие требования предъявлять к под­чиненным, приводятся рекомендации для управляющего домом государя по успешности его работы, сведения об имущественном состоянии войска.

Приведенные примеры, многие другие факты показывают, что та сторона предпринимательства и менеджмента, которая свя­зана с удовлетворением потребностей людей, с инициативной де­ятельностью по обеспечению их пищей, одеждой, жильем и дру­гими необходимыми предметами, сооружениями и услугами, су­ществовала с незапамятных времен, задолго до появления капита­листического рынка и частной собственности.

Уже в первобытном обществе, при коллективной собственно­сти на средства производства, предприимчивые члены общины получали в свое личное пользование всевозможные орудия труда и с их помощью добивались более высокой эффективности тог­дашнего хозяйства, а значит — и более полного удовлетворения своих потребностей. Уже тогда ценились такие предприниматель­ские черты, как инициативность, ответственность, способность к риску.

Еще большее развитие такая деятельность получила в рабовла­дельческую эпоху, когда произошло отделение ремесла от земле­делия. Ремесленничество означало создание производства, специ­ально предназначенного для обменно-товарного производства. Круг задач по удовлетворению потребностей населения всем не­обходимым существенно расширился: теперь достаток и благопо­лучие людей стали зависеть не только от их умения производить необходимые для жизни предметы, но и от возможности получить эти предметы со стороны в обмен на товары и деньги.

Наряду с появлением многочисленных профессиональных ре­месленников: каменщиков, плотников, гончаров, появились куп­цы и торговцы. Эта эпоха оставила нам тысячи превосходных об­разцов человеческого труда, произведения искусства, науки, ли­тературы. Будут жить в веках созданные в тот период грандиозные памятники хорошо организованного коллективного труда: пира­миды, храмы, каналы, многое другое.

Появление у производителей товаров на продажу способство­вало становлению частной собственности, денежного обращения, ростовщического капитала. Предпринимательская деятельность постепенно начинает обретать современные черты. Деятельность, удовлетворяющая потребности населения в товарах и услугах, способствует и получению прибыли. И античная эпоха оставила нам память не только о великих правителях и полководцах, уче­ных и художниках, но и крупных предпринимателях, торговцах, владельцах огромных состояний.

Дальнейшее развитие предпринимательства проходило в усло­виях феодализма, когда основным производителем товаров стано­вится уже не бесправный раб, а полусвободный крестьянин и ре­месленник, работающий на земле, принадлежащей феодалу. В этот период часть средств производства переходит к тем, кто за­нят трудом, большое развитие получают торговля, ремесленниче­ство, ориентированное на рынок.

Ремесленники объединяются в цехи, создаются условия для повышения качества производимых товаров и услуг. Появляется так называемая мануфактура — предприятие, использующее ра­бочих на основе разделения ручного труда. Однако и здесь сохра­няется присущее рабовладельческому строю препятствие для раз­вития товарного производства, частной собственности и связан­ного с ними предпринимательства — отсутствие экономической свободы, прав производителя товара на произведенную им про­дукцию. Крестьянин, работающий от зари до зари на земле фео­дала, рабочий, гнущий спину на мануфактуру, не заинтересованы в результате своего труда: сколько бы они ни наработали, все при­ходится отдавать хозяину.

Возможность свободного, заинтересованного труда, свободно­го установления цены товара и заработной платы, свободной кон­куренции становятся главными требованиями времени. В промыш­ленности это означает необходимость появления капиталистиче­ских заводов и фабрик, в сельском хозяйстве — освобождение кре­стьян от феодальной зависимости, в экономике — переход от системы принудительного труда к свободному найму paбочих, от принудительного распределения к налогу, от барщины к оброку.

«Ярем он барщины старинной оброком легким заменил, и раб судьбу благословил» (А. С. Пушкин «Евгений Онегин»).

Предпринимательство обретает капиталистический, рыночный характер.

2. Капиталистическое предпринимательство

Подлинная предпринимательская деятельность в полном объеме, то, что мы сегодня называем бизнесом, связана с капи­тализмом.

Капитализм отличается от предшествующих экономических формаций прежде всего тем, что производители основных мате­риальных благ — рабочий, крестьянин — становятся юридически свободными и могут продавать свой труд, ориентируясь исключи­тельно на свои интересы, без принуждения. Собственником про­изведенных товаров и услуг при этом становится тот, кому при­надлежат средства производства для их изготовления, составляю­щие капиталистическую частную собственность — капитал. Под капиталом здесь понимаются материальные и духовные ценно­сти — имущество и иная собственность (включая интеллектуаль­ную), используемые для производства новых ценностей. Иными словами, капитал — это все то, что нужно иметь предпринимате­лю для удовлетворения потребностей общества в товарах и услугах и получения прибыли. Это деньги, здания и сооружения, обору­дование и транспорт, сырье и источники энергии, изобретения и открытия, короче — материальные и духовные ресурсы, использу­емые в бизнесе.

Наряду с промышленным капиталом широкое развитие полу­чает торговый и ссудный капитал. Товаро-денежные отношения резко поднимают роль и значение денег, которые в полной мере обретают свои функции меры стоимости, средства обращения, платежа и образования сокровищ. Они становятся воистину ми­ровыми деньгами.

Именно наличие капитала дает право его собственнику — предпринимателю владеть, распоряжаться и пользоваться произ­веденным товаром или услугой и получать при этом прибыль.Под прибылью здесь понимается разность между средствами, вложенными в дело и извлеченными в результате предприниматель­ской деятельности (разность между выручкой и затратами). При­быль — важнейший стимул предпринимателя. «История амери­канского бизнеса, его основная предпосылка говорит о том, что главной заботой бизнесмена является получение прибыли. Все его другие побуждения представляются лишь второстепенными», — пишет известный американский ученый-экономист Б. Селичмен в книге «Сильные мира сего».

Главной фигурой рыночной экономики становится предпри­ниматель-бизнесмен, тот, кто на базе принадлежащей ему собст­венности создает новые товары и услуги и извлекает при этом прибыль.

Возникает капиталистический рынок — совокупность социаль­но-экономических отношений в сфере производства, распреде­ления, обмена и потребления. Основой рыночных отношений становится экономическая свобода, т. е. для предпринимателя — выбор: что, кому, где и по какой цене производить и продавать, а для потребителя — что, где, у кого и по какой цене покупать. Это­му соответствуют равноправные отношения предпринимателя и потребителя товаров, конкуренция между предпринимателями в борьбе за кошелек потребителя, свобода выбора рабочим места работы и условий труда.

Таким образом, в центре рыночной экономики оказываются человек-потребитель и производитель товаров с его интересами, а главной ее задачей становится наилучшее удовлетворение потреб­ностей человека. Свидетельством успешности такого удовлетво­рения и является получение прибыли предпринимателем. Следо­вательно, прибыль не только стимул для предпринимателя, но и важнейший показатель успешности его дея­тельности в интересах человека и общества.

Сферой рыночной деятельности предпринимателя становится как создание товаров и услуг, так и их реализация, прежде всего — торговля. Предпринимательство охватывает и такие области жиз­ненного цикла товаров, как исследование и проектирование, не­обходимое для их создания, транспортировка, эксплуатация и по­требление, восстановление и утилизация.

Понятие «предпринимательство» все более обретает современ­ный смысл. Уже в толковом словаре В. Даля (1863—1866 гг.) напи­сано: «Предпринимать означает затевать, решать, исполнять ка­кое-либо новое дело, приступить к совершению чего-либо значи­тельного»; предприимчивый означает — «склонный, способный к предприятиям, крупным оборотам, смелый, решительный, отваж­ный на деле этого рода». С этого периода предпринимательство не­разрывно связывается с наличием и использованием капитала, а предприниматель отождествляется с капиталистом.

Мощный толчок развитию предпринимательства дала про­мышленная революция XVIII в., знаменовавшая переход к круп­ным предприятиям. Вместо ремесленника, мастера-виртуоза цен­тральной фигурой стал наемный рабочий, часто не имеющий до­статочной квалификации. Английская политическая экономия в лице А. Смита и Д. Рикардо уделяла значительное внимание во­просам управления в новых условиях: фабричному разделению труда, организации производственного контроля и т. д.

Большой интерес к управлению трудом людей на капитали­стической фабрике проявляли социалисты-утописты, в частности Роберт Оуэн. Он обращал особое внимание на то, что мы сегодня называем «человеческим фактором». Оуэн не ограничивался чис­той теорией. В начале XIX в. на своей текстильной фабрике он провел смелый эксперимент, в ходе которого на предприятии было организовано питание рабочих, а в заводском поселке постро­ена новая школа и проведено благоустройство. Наши сегодняшние устремления к сильной социальной политике имеют, таким обра­зом, глубокие исторические корни и достойных предшественни­ков. Оуэну принадлежит и попытка использовать для повышения производительности труда моральные стимулы: естественное же­лание человека быть не хуже остальных он реализовал в организа­ции на производстве здорового соревнования: у лучших рабочих на станках появлялись красные ленты, у средних — зеленые, у плохих — желтые.

Предпринимательская деятельность побуждает бизнесменов к постоянному поиску форм и способов ведения дела. Наряду с индивидуальными и семейными капиталистическими предприя­тиями с середины ХVI в. в Европе появляются объединения владельцев капитала — акцио­нерные компании, предшественниками которых были торговые обще­ства. Первые акционерные компании возникли в сфере международной торговли. Самой первой была основана английская торговая компания для торговли с Россией (1554г.). Позже, в 1600 г., была создана английская Ост-Индская торговая компания, в 1602г. – голландская Ост-Индская компания, в 1670г. – Компания Гудзонова залива. В дальнейшем акционерная фирма проникала и в другие отрасли экономик.

Объединение капиталов в акционерные общества давало воз­можность умножить усилия для решения крупных предпринима­тельских задач. В начале нашего века на крупнейших предприяти­ях таких обществ в США работало около четверти всех рабочих и служащих, которые производили до 40% промышленной продук­ции страны.

Вместе с тем продолжает развиваться и мелкий бизнес — предприятия с численностью работающих до нескольких сот че­ловек. Они пользовались государственной поддержкой и льготами в области налогообложения, кредитования и др.

Организуется банковская система, основу которой составляют частные коммерческие банки. Они принимают деньги на хране­ние, выплачивая за это определенный процент, одновременно ссужают деньгами под более высокие проценты своих клиен­тов-предпринимателей. Возникают и так называемые банковские дома, или «деловые банки», занимающиеся куплей-продажей, а порой и выпуском ценных бумаг. Особые банки — их называют ипотечными — осуществляют операции с недвижимостью: строе­ниями, жильем, землей, дорогами и т. п. В конце XVII в. возникли первые акционерные банки. Наиболее крупный размах банковские операции получили в Англии, где капитализм как общественный строй победил раньше, чем в других европейских странах. Большинство современных принципов банковского дела зародилось именно в Англии. Мир обязан этой стране появлением в 1694 г. прототипа современных банкнот, которые в ХХ в. окончательно заменили в денежном обороте золотые и серебряные монеты, а также векселей – долговых расписок. В 1694 г. был основан на акционерных началах Английский банк, в 1695 г. – Банк Шотландии. В конце XVII- начале XIXв. акционерная форма организации банковского дела получила широкое развитие во многих странах. В этот период собственность ранее существовавших крупных семейных фирм начала распадаться на сотни, тысячи паев вкладчиков-владельцев акций.

В ХVIII в. произошло разграничение собственников капитала и тех, кто стал управлять им. Для успеха предприятию уже было недостаточно только заинтересованности его владельца, необходимы были исключительные способности, которыми этот владелец часто не обладал. В этих условиях было неизбежно появление нового типа предпринимателя, имеющего способности для организации предприятия и управления им, и новой профессии - менеджер, или организатор и руководитель крупного производства.

После второй мировой войны у банков появились такие мощные конкуренты, как страховые компании. Они сосредоточили свою деятельность на предприятиях и частных лицах, стремящихся обезопасить себя от различных форс-мажорных обстоятельств.

Не менее прибыльным на Западе стал бизнес брокерских домов и холдинговых компаний. Первые занимались по заказу поручителей выгодным размещением акций их предприятий и скупкой акций прибыльных фирм. Холдинговыми называют компании, владеющие контрольным пакетом акций других фирм.

Пирамиду разновидностей бизнеса венчают гигантские транснациональные корпорации, имеющие десятки своих филиалов внутри страны и за рубежом. Эти корпорации производят тысячи видов продукции, имеют имущество, оцениваемое как минимум в сотни миллионов долларов, обеспечивают работой десятки тысяч людей, контролируют огромный оборот капитала. Транснациональные корпорации (ТНК), среди которых такие известные автомобильные гиганты, как «Дженерал Моторс», «Форд», «Крайслер» (США), «Тойота» и «Ниссан» (Япония) и другие, уже давно вышли за рамки бизнеса в обыденном понимании. ТНК – это практически бизнес государства.

3. Предпринимательство и менеджмент в дореволюционной России и в советский период

Предпринимательская деятельность в России имеет многове­ковую историю. В древнерусских летописях Х в. упоминается о купцах — жителях городов, занимающихся торговлей, и «гос­тях» — торговцах из заморских стран.

В «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина рас­сказывается: «В X веке жило множество россиян в Цареграде, ко­торые продавали там невольников и покупали всякие ткани. Зве­риная ловля и пчеловодство доставляли им множество воску, меду и драгоценных мехов, бывших вместе с невольниками главным предметом их торговли. Они ходили на судах не только в Болга­рию, в Грецию, Хазарию или Тавриду, но и в самую отдаленную Сирию. Черное море, покрытое их кораблями, или, справедливее сказать, лодками, было названо Русским».

В этот период в городах образуются купеческие общества, купцы и «гости» становятся любимыми героями русского фоль­клора (Садко Богатый гость, Добрыня Никитич, Иван Гостиный сын и другие).

Монголо-татарское нашествие надолго задержало развитие страны. Но уже к XIII—XIV вв. начали возрождаться русские го­рода, вместе с ними — промысел и торговля, а также и купечество. К концу XVI в. уже существовали три купеческие корпорации, имевшие выборных руководителей и пользовавшиеся определен­ными правами.

В 1653 г. вводится первый в истории страны Торговый Устав, устанавливающий единый торговый налог. По этому уставу ино­странные купцы облагались более высокими пошлинами, чем российские.

Правление Петра I дало мощный толчок экономическому раз­витию России, превращению ее в первоклассную мировую держа­ву. Формируется единый всероссийский рынок, развиваются про­изводительные силы, растет народное благосостояние. В Мани­фесте 16 апреля 1700г. Петр Iпровозглашает: «С самого вступле­ния нашего на престол все старания и намерения наши клонились к тому, чтобы все подданные наши приходили в лучшее и благополучнейшее состояние». Петр твердой рукой проводит в жизнь главную идею самодержавия: «Государь никому на свете о своих делах ответу дать не должен». Это дало возможность установить строгий порядок, столь необходимый для управления огромной страной.

Но даже в те времена силовые, командно-административные методы управления были не единственными. Интересный мате­риал по этому вопросу содержит книга начальника Олонецких и Уральских горных заводов В. И. Геннина «Описание уральских и сибирских заводов». Вот что там говорится: «Управителю надле­жит быть доброму, радетельному и трудолюбивому, трезву, и ко­торый бы к своей безумной корысти не прилежал, и тщание б имел, и к делам был понятен, и содержал бы над мастерами до­брую команду, чтобы оные в указанные часы всяк были при своем деле». Есть в упомянутой книге и другие, близкие нынешнему времени мысли: «Когда начальство вместо настоящих дел занима­ется одними рапортами о получении и исполнении указов, отве­тами и объяснениями, сие правление по существу и течению дел доказывает происходящий от него вред... Все остается в одних бу­магах». И еще: «Надлежит смотреть, дабы по должности всяк свое дело исправлял, как надлежит, радетельно, а не леностно. А поне­же в инструкциях о должностях для краткости объявлено только о самых главнейших делах, как поступать и от чего предостерегает­ся, то кто сверх сих инструкций усмотрит к пользе заводского ин­тереса, то в том ему... за благо принято будет».

Первые русские предприниматели-капиталисты выросли из ку­печества с началом развития капитализма в начале XVIII в. Значи­тельная часть их стала владельцами фабрик и заводов. Государство оказывало этим предпринимателям существенную материальную поддержку, помогало организовывать производство. В этот пе­риод складываются торгово-промышленные династии Демидовых, Морозо­вых, Прохоровых, Рябушинских, Третьяковых и многие другие. Их предприятия, вплоть до октябрьского переворота 1917 г., со­храняли, как правило, семейный характер.

Конец XIX и начало XX в. были для России годами экономи­ческого роста. В дореформенный период (1861г.) государство, оставаясь абсолютистским, продолжало опекать предпринимательскую деятельность путем административного надзора и всевозможной регламентации. К началу реформ (1861г.) в России насчитывалось 128 акционерных обществ с капиталом в 256 млн. руб., более двух сотен механических и литейных заводов с несколькими десятками тысяч рабочих. Реформа (19.02.1861 г.) дала импульс по-настоящему широкому и интенсивному развитию частного предпринимательства. В этом году в Петербурге появился первый в России частный коммерческий акционерный банк. В 1866 году была выдана первая концессия на постройку железной дороги Козлов - Воронеж. Прошли первые форумы отечественных предпринимателей - первый купеческий съезд (1865 г.) и первый Всероссийский съезд фабрикантов и заводчиков (1870 г.). Получила бурное развитие ведущая в современном рыночном хозяйстве форма предпринимательства: акционерно-паевая.

В 1861 - 1873 гг. в стране было учреждено 357 акционерных обществ: 53 железнодорожных общества с капиталом примерно 700 млн. руб., 73 банка с капиталом порядка 220 млн. и 163 промышленных общества с капиталом в 130 млн. руб. Российская промышленность росла быстрее, чем промышленность ведущих европейских держав. По подсчетам специалистов немецкого конъюнктурного института, продукция всей российской промышленности возросла в 1860 - 1900 гг. более чем в 7 раз. Тем не менее, по душевым показателям промышленного развития наша страна продолжала отставать от наиболее развитых стран, лишь в отдельные периоды, сокращая свое отставание.

Российская промышленность развивалась в данный период главным образом по линии вытеснения вотчинно-дворянской фабрики частнопредпринимательской промышленно - купеческой фабрикой, а затем за счет кустарных и мануфактурных предприятий. Российское законодательство в те годы выделяло такие организационные структуры предпринимательства, как единоличные фирмы, торговые дома и акционерно-паевые общества. Участники торгового дома (“товарищи”) отвечали в случае несостоятельности предприятия всем своим имуществом, т.е. несли полную, неограниченную ответственность, а участники товарищества на паях (“пайщики”) и участники акционерного общества (“акционеры”) несли неполную, ограниченную ответственность в пределах их вклада в капитал предприятия.

К концу XIX - началу XX в. ведущую роль в промышленности Российской империи стали играть акционерные и паевые предпринимательские структуры. Цепь акционерных обществ - мобилизация широкого круга лиц. В паевых предпринимательских структурах, где капитал уже имелся, пайщики руководствовались мотивами расширения и развития дела, стремясь к ограничению круга пайщиков в целях сохранения решающей роли за прежними владельцами фирмы.

К рубежу двух веков акционерно-паевые предпринимательские структуры (около 1300 ед.) доминировали в отраслях, давших вместе 2/3 всей промышленной продукции. В отраслях, выпускавших оставшуюся 1/3 промышленной продукции господствовало, за небольшими исключениями, единоличное предпринимательство. Они играли ведущую роль, например, в мукомольном производстве, в лесоперерабатывающей промышленности, в винокурении и шерстяной промышленности. Крупные же единоличные фирмы конкурировали на равных с акционерными и паевыми фирмами практически во всех отраслях российской промышленности.

Удельный вес акционерных обществ в валовом производстве был наиболее высоким в резиновой промышленности (89.7%) и цементном производстве (42.4%), льняной промышленности (48.5%) и бумажной - (35.3%).

К началу века наметились тенденции монополистического объединения российских предпринимателей. Несмотря на то, что интенсивные процессы монополизации экономики дооктябрьской России развернулись на 10 лет позднее (начало 80-х годов XIX в,), нежели чем в Западной Европе, к началу ХХ в. в стране насчитывалось уже около 140 различных монополистических объединений в 45 отраслях промышленности. Процессы монополизации охватили ведущие отрасли промышленности. В остальных отраслях они развивались чаще всего в каком-либо отдельном производстве: в промышленности стройматериалов, к примеру, было монополизировано цементное производство, а в пищевкусовой - сахарорафинадное.

На рубеже XX века произошло вытеснение с лидирующих позиций мелкого и среднего предпринимательства крупными фирмами. Если в 1890 г. крупные фирмы с годовым производством 100 тыс. рублей и более преобладали в 8 отраслях, то всего лишь через 10 лет, в 1900 г., крупное предпринимательство преобладало уже в 21-й отрасли (83.1% валового промышленного производства). Процессы монополизации и оттеснения мелкого и среднего предпринимательства сопровождались резким сокращением общего количества предпринимательских единиц: с 31799 в 1890 г. до 24572 в 1908 г.

Хотя отечественные предприниматели прибегали практически ко всем формам монополистических соглашений, включая тресты и концерны, в преобладающем числе случаев они объединялись в синдикаты. Первый в Российской империи синдикат (гвоздильных и проволочных заводов) возник в 1886 году, в следующем году синдикат образовали сахарозаводчики. Однако наиболее активно образование синдикатов в российской промышленности происходила в 1902 - 1904 гг. В этот период начали функционировать объединения синдикатского типа “Трубопродажа”, “Продвагон”, “Продуголь”, “Продамет”, который объединил 30 металлургических заводов, монополизировав таким образом 4/5 всей дооктябрьской металлургической продукции. Тем не менее в рассматриваемый период в нашей стране монополия одной фирмы была исключением. Типичной же была иная ситуация - олигополия нескольких крупных фирм. В резиновой промышленности, например, конкурировали “Треугольник” и “Проводник”, в нефтяной промышленности - “Товарищество Нобель”, “ Англо-голландский трест” и “Русское генеральное нефтяное общество”.

Зарубежная деятельность российского предпринимательства чаще всего сводилась к экспорту товаров, который резко преобладал над вывозом капитала. С 1900 по 1913 г. оборот внешней торговли Российской империи вырос в два с лишним раза, в основном за счет хлеба. Его экспорт в предвоенные пять лет в среднем составлял 727 млн. пудов. Россия занимала, как известно, первое место по вывозу хлеба (1/3 мирового экспорта хлеба), оставляя позади Аргентину и США. В Западную Европу российские предприниматели вывозили преимущественно сырьевые товары, а также продовольствие: лес, лен, кожу, яйца, хлеб. В восточные страны - промышленные товары, главным образом хлопчатобумажная ткань, шерсть, нефтепродукты, марганцевая руда, стекло, металлические изделия.

В целом предпринимательство во второй половине XIX в. - начале XX в. получило наибольшие в России возможности развития. Однако противоречия общественной и экономической системы не могли оказать влияния на развитие предпринимательства. Попытки более энергично идти по пути реформ, предпринятые Витте, Столыпиным, до такой степени изменили жизнь людей, что сообщество всей силой своих традиций и энергии "под корень уничтожило недостаточно прочные основания частного интереса и социальной независимости". Тем более, что предпринимательская деятельность и ее носители давали много поводов для недовольства, даже ненависти, со стороны других групп населения. Но можно утверждать, что не сама предпринимательская деятельность, а условия, в которые она была поставлена в России, заставляли ее носителей обманывать, приспосабливаться, обходить закон, который все запрещает, - и все это в гораздо больших объемах, чем при нормальных экономических отношениях. Если бы капитализм развивался естественно и постепенно, он бы проникал в жизнь людей определенными привычками, этическими и профессиональными нормами, которые бы передавались из поколения в поколение. Такой постепенности не было отпущено России даже в самый благоприятный период в истории предпринимательства - в конце XIX в. - начале XX в.

Развитие предпринимательства в России имело ряд особенно­стей. В истории экономики отмечается, что на русской почве меньшее значение, чем в европейских странах, и особенно в США, придавалось личному богатству, не было принимавшего там уродливые формы культа денег, поклонения «золотому тель­цу». Не отмечалось столь характерного для молодого бизнеса стремления нажиться нечестным путем, продать товар подороже во что бы то ни стало. Хорошим предпринимателем считался тот, кто умел наживать деньги за счет ускорения оборота товара, луч­шего обслуживания покупателя. Для многих российских предпри­нимателей было свойственно отношение к своему делу не только как к источнику личного богатства, но как к важной миссии, воз­ложенной на него Богом или судьбой, — подавляющее большин­ство предпринимателей России были глубоко верующие люди.

В прямой связи с этими качествами находится и широчайшая благотворительная деятельность российских промышленников и купцов. Свидетельства тому — существующие и поныне Морозовский и Щукинский музеи европейской живописи, Третьяковская галерея, Бахрушинский театральный музей, Художественный те­атр Станиславского и Немировича-Данченко, опера Зимина, дру­гие замечательные явления культуры, созданные на деньги благо­творителей-меценатов.

Вместе с тем следует иметь в виду, что самобытность россий­ской экономики не мешала ей развиваться в русле мирового эко­номического процесса со всеми присущими ему атрибутами рын­ка. Уже в 1703 г. была организована первая в России Санкт-Пе­тербургская биржа. K началу Первой мировой войны более ста бирж существовало уже во всех крупных городах страны. Быстро развивалась банковская деятельность. Заслуженной всемирной славой пользовалась Нижегородская ярмарка.

Российские предприниматели были для своего времени пре­красно образованы. Образцовыми учебными заведениями миро­вого класса считались в начале нашего века Петербургский поли­технический институт с его экономическим факультетом, Мос­ковский, Киевский и Харьковский коммерческие институты. В стране успешно работало 250 средних коммерческих училищ (первое было открыто в Москве в 1773 г.), в которых обучали де­сятки тысяч будущих предпринимателей и управляющих.

Вплоть до Октябрьской революции заслуженной всемирной сла­вой пользовались хлопчатобумажные предприятия Морозовых, кожевенное и суконное производства Бахрушиных, промышлен­ные предприятия Третьяковых, текстиль Прохоровых (знамени­тая «Трехгорка»), машины и судостроение Путиловых, железные дороги Мамонтовых, химические заводы Ушковых, гастрономия братьев Елисеевых и многое-многое другое.

Незаслуженно забытый, выброшенный после октября 1917 г. «за ненадобностью» многовековой опыт российских предприни­мателей — купцов, фабрикантов и банкиров — сегодня очень бы нам пригодился. В нем наша отечественная специфика рыночных отношений, многочисленные свидетельства тому, что при надле­жащих условиях российские предприниматели и управляющие предприятиями могут ни в чем не уступать лучшим мировым об­разцам.

Одной из интересных особенностей российского предприни­мательства был его семейный характер. Приведем в качестве при­мера краткие данные о некоторых наиболее ярких династиях рус­ских предпринимателей.

Пять поколений семьи Морозовых внесли огромный вклад в развитие российской экономики, в промышленность, торговлю, культуру. Это были великие благотворители и меценаты.

Основателем династии Морозовых считается Савва Василье­вич, который, будучи еще крепостным крестьянином, в 1797 г. создал ткацкое предприятие, на котором работал вместе с члена­ми своей семьи. Производимые ими шелковые ткани пользова­лись большим спросом и высоко ценились на рынке. В 1820 г. он выкупился из крепостной зависимости и со временем построил огромную ткацкую фабрику, которая наряду с шелком произво­дила также шерстяные и хлопчатобумажные ткани. Купив учас­ток земли в Средней Азии, Морозов создал там хлопковые план­тации и предприятие по первичной переработке хлопка. В 1890 г. на четырех фабриках, принадлежащих его потомкам, работало 39 тысяч рабочих, производивших товара на 35 млн рублей в год. Ткани Морозовых продавались не только в Европе, но и в Пер­сии и даже в Китае.

Морозовы были капиталистами широкого государственного масштаба (что не мешало некоторым из них сочувствовать и по­могать материально русскому революционному движению). Представители этого семейства были организаторами и участво­вали в работе первых русских акционерных компаний, банков, учебных заведений.

Купеческий род Третьяковых ведет свою историю с 1646 г., когда в г. Малоярославце его представителями было открыто пер­вое дело. Но по-настоящему прославили эту семью братья Павел и Сергей — основатели знаменитой на весь мир Третьяковской галереи. Свой капитал они заработали в торговле и промышлен­ности, связанной с льняным производством. Костромская льня­ная мануфактура поставляла изделия из этого «русского хлопка» (так называли лен за рубежом) во многие страны.

Создание картинной галереи потребовало от Третьяковых око­ло 2 млн рублей — огромных по тем временам денег. Роль Павла Третьякова, однако, не исчерпывалась одной благотворитель­ностью. Он был подлинным знатоком, тонким ценителем живопи­си, одним из первых в России предпринимателей и менеджеров в сфере культуры.

Семья Прохоровых известна основанием знаменитой Трехгорной мануфактуры — крупнейшего текстильного предприятия Ев­ропы. Ее начало было положено созданием в 1799 г. ситценабив­ной фабрики. А в 1874 г. на ее основе было учреждено Товарище­ство Прохоровской Трехгорной мануфактуры, в состав которого входили прядильная, бумаготкацкая, ситценабивная, отбельная фабрики, а также ремонтная и газовая мастерские в Москве, ант­рацитовые рудники на Северном Кавказе. Основной капитал То­варищества в 1914 г. составлял более 8 млн рублей.

Предприятия Прохоровых имели собственные склады по всей России, в Сибири и Средней Азии. Был организован Торговый дом «Братья К. и Я. Прохоровы».

В России и за ее пределами заслуженной славой пользовался «прохоровский ситец» — не только фабричная марка, но и про­дукт творчества этой замечательной семьи.

Большое внимание Прохоровы уделяли, как сказали бы сей­час, «социальной сфере». При прохоровском предприятии в Мо­скве еще в 70-е гг. прошлого века была создана больница, амбула­тория, родильный приют, богадельня (дом престарелых), ремес­ленное училище, библиотека, театр.

Род Рябушинских ведет свое начало из ремесленников. В 1887 г. было организовано Товарищество мануфактур П. М. Рябушинско-го с капиталом 2,4 млн рублей. А к 1914 г. капитал удвоился. У П. М. Рябушинского было 20 детей (от двух браков).

Главным делом семьи Рябушинских было банковское. Осно­ванный в 1902 г. Банкирский дом братьев Рябушинских к 1911 г. имел оборот около 1,5 млрд рублей.

В начале нашего века Рябушинские создали целый ряд столь нужных стране предприятий: лесо- и торфоразработочное, писчебу­мажное, стекольное, льноперерабатывающее. В 1916 г. Рябушинские заложили в Москве автомобильный завод. В 1917 г. была от­крыта крупная типография.

Развитие предпринимательства в России было беспощадно и надолго прервано революцией 1917 г. и последующими экономи­ческими экспериментами, получившими название «строительство социализма в одной отдельно взятой стране», и созданием соот­ветствующего ему «планового хозяйства». В экономике это озна­чало ликвидацию частной собственности и неразрывно связанно­го с ней предпринимательства. Переход к централизованному планированию (Госплан планировал из Москвы около 24 милли­онов наименований товаров) исключал частную коммерческую инициативу, отстранял от самостоятельной экономической деятель­ности миллионы людей, умеющих и желающих рационально хозяйствовать с пользой для себя и общества. Главным и практи­чески единственным собственником в стране становилось госу­дарство, что фактически означало безраздельное господство пар­тийно-чиновничьего аппарата. Сформировалась низкоэффектив­ная, базирующаяся на внеэкономическом принуждении и подав­лении тоталитарная, командно-административная система.Из легального сектора экономики предпринимательство практически было изгнано (если не считать остатков индивидуально-ремесленнической деятельности) и перешло на нелегальное положение, переместившись в теневую экономику. Став одной из составных частей этого сектора экономики, предпринимательская деятельность в меньших масштабах и с большей для себя опасностью все же продолжала свое существование.

Уйдя “в тень”, предприниматели пытались реализовать свой коммерческий опыт через спекуляцию под вывеской колхозной или комиссионной торговли. Предприимчивые рабочие организовывали частное производство предметов хозяйственного обихода, запасных частей и изделий. На протяжении десятилетий “теневики” весьма успешно конкурировали с государственным сектором. Например, государство производило новую технику, но не обеспечивало ей соответствующую инфраструктуру. На этой основе развивался частный автосервис, другие виды услуг. Конкурентоспособности “теневого” бизнеса способствовала его ориентация на спрос, гибкость производства, высокий оборот капитала.

Трудности государственной экономики невольно способствовали активизации теневиков. Не случайно последние десятилетия были годами резкого увеличения масштабов теневой экономики. Если в начале 60-х годов ее годовой объем в стране исчислялся в размере 5 млрд. рублей, то к концу 80-х годов эта цифра составляла уже 90 млрд. рублей.

Русский ученый-эмигрант Г. К. Гинс писал: «В дореволюци­онное время русский предприниматель получал в среднем 13% прибыли на свой капитал и из нее уделял еще часть на расшире­ние дела и создание новых предприятий. Теперь в Советской Рос­сии один только хозяйственный аппарат обходится в 13% выруч­ки... Причем эта крупная доля целиком им пожирается... Потомки когда-то растрогавших Карла Маркса мучеников работают сегод­ня в хороших санитарных условиях и живут сейчас совсем недур­но. Гораздо хуже живут рабочие в царстве социалистического хо­зяйства, организованного в СССР учениками Маркса».

И действительно, богатейшая страна мира (СССР распола­гал, например, половиной чернозема планеты) вынуждена была начать крупные закупки зерна за рубежом. По детской смертно­сти Страна Советов оказалась на одном из первых мест в мире, а по продолжительности жизни людей — на одном из последних. В итоге к 1986 г. естественный прирост населения составил 1% против 1,6% в дореволюционном 1913 г.

В истории СССР известны попытки подправить, модернизи­ровать социалистическую экономику. Наиболее крупная из них — так называемая новая экономическая политика (нэп). Она начала осуществляться в 1921 г. и заглохла в 30-е гг. Ее основные направ­ления: разрешение частной торговли, мелких капиталистических предприятий, концессий, замена продразверстки продналогом, введение хозрасчета — одним словом, попытка внедрения эле­ментов рыночной экономики на фоне безраздельного господства «социализма».

Как известно, нэп, подобно другим подобным мероприятиям по латанию дыр плановой системы хозяйствования (например, «косыгинская» реформа 70-х гг.), не дал желаемого результата. Справедливости ради надо сказать о том, что и в годы господства плановой системы хозяйства в нем трудилось множество пред­приимчивых, инициативных, полных энтузиазма людей. Система ограничивала их возможности, не давала простора для реализации их усилий, но не могла до конца истребить тот творческий дух инициативы и предпринимательства, который всегда был свойст­вен нашему народу. Среди этих людей были управляющие, руко­водители предприятий, ученые, простые труженики.

После Октябрьской революции 1917 г. руководство экономи­кой страны было возложено на Высший совет народного хозяйст­ва (ВСНХ). В качестве первостепенной задачи ВСНХ была по­ставлена организация перехода от рабочего контроля к рабочему управлению предприятиями, банками — всем народным хозяйст­вом страны. ВСНХ получил самые широкие полномочия: по эко­номическим вопросам ему подчинялись все наркоматы, в отно­шении частных предприятий было дано право их конфискации и принудительного объединения.

Вместе с тем уже в этот период появились и были осознаны серьезные трудности в управлении экономикой. В 1918 г. Ленин писал: «Мы наэкспроприировали больше, чем сумели учесть, контролировать, управлять». Во весь рост встала задача «учиться управлять». Многие советские руководители и специалисты были направлены за границу знакомиться с постановкой управления в развитых капиталистических странах. В январе 1921 г. в Москве состоялась I Всероссийская инициативная конференция по науч­ной организации труда и производства. На конференции, в част­ности, был поставлен вопрос о необходимости подготовки крас­ных директоров, о введении для этого в программы учебных заве­дений дисциплин «научная организация труда» и «управление производством». Появились в это время и труды первых советских ученых-управленцев А. К. Гастева, П. М. Керженцева и других.

В 80-е годы стали наблюдаться некоторые новые явления, направленные на повышение трудовой активности. Был поставлен вопрос о формировании нового экономического мышления, составной частью которого называлась социалистическая предприимчивость. Во второй половине 80-х годов стали возрождаться некогда забытые формы хозяйствования: подряд, аренда, кооперация. Однако все это не выходило за рамки традиционного хозяйствования. Пытаясь держать власть над экономикой, российское правительство регламентировало частнопредпринимательскую деятельность.

Радикальные экономические реформы, начавшиеся в конце 80 - х годов в странах Восточной Европы, нарастание экономических трудностей внутри нашей страны заставили заново осмыслить многие реалии. В качестве стратегической задачи дальнейшего развития экономики была поставлена задача о коренной перестройке самой системы хозяйствования. Административно - командная система стала разрушаться, формировались условия для перехода к рыночной модели общества. Это потребовало принципиальным образом изменить отношение к таким явлениям, как частная собственность, конкуренция, предпринимательство.

Впервые после нэпа предпринимательство в отечественной экономике получило официальное признание. Под развитие предпринимательской деятельности подведена юридическая основа. Так, в частности, в принятом в декабре 1990 г. Законе РСФСР “О предприятиях и предпринимательской деятельности” предпринимательство понимается как инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли. «Предпринимательская деятельность осуществляется гражданами под свой риск и под имущественную ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия, в условиях развития самостоятельности, инициативы, ответственности, риска, активного поиска, динамичности, мобильности». Современные условия предпринимательской деятельности в России также затруднены, но тем не менее численность и удельный вес частных предприятий и организаций ежегодно увеличивается.

По данным на 1 января 2009 года из общего числа 4771,9 тыс. предприятий и организаций 3975,5, или 83,3%, находятся в частной собственности. За последние годы наблюдается последовательный рост удельного веса частных предприятий и организаций в общем их числе. Так, если на начало 1995г. Доля частных предприятий и организаций составляла 62,5%, в 2000 г. – 74,6%, в 2004 г. – 78,1% , то на 1 января 2009 года, как уже отмечено выше, их удельный вес составил 83,3%.[2] .

Заключение

Предпринимательство как процесс организации производства товаров и услуг для удовлетворения постоянно возобновляющегося спроса и получения прибыли, а также как функция управления этим процессом имеет свою историю и динамику развития.

Зарождение предпринимательства относят к разным периодам истории, от рабовладельческих времен до средневековья.

Как свидетельствуют историки, самым благоприятным периодом отечественного развития предпринимательства был период с 1861 г. по 1917 г., когда нарастание предпринимательской активности ощущалось вне зависимости от реформаторской деятельности царей, правительства, от кризисов или благоприятных условий.

Список использованных источников

1. Абчук В.А. Курс предпринимательства. – СПб.: Издательство «Альфа», 2001. - 544с.

2. История предпринимательства в России. Курс лекций: учебное пособие / С.И. Сметанин. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2008. – 192 с.

3. Журнал «Регион: политика, экономика, социология», 2002, № 3-4. Асаул А.Н. Развитие предпринимательства в России.

4. Основы экономики и предпринимательства. Учебник для нач. проф. образования / Л.Н. Череданова. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 176 с.

5. Предпринимательство: учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Г.Б.Поляка,проф. В.А. Швандара. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 735 с.

6. Российский статистический ежегодник. 2009: Стат.сб./Росстат. - М., 2009. – 795 с.


[1] Основы экономики и предпринимательства. Учебник для нач. проф. образования / Л.Н. Череданова. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 176 с.

[2] Российский статистический ежегодник. 2009: Стат.сб./Росстат. - М., 2009. – 795 с.