Реферат: Внешняя разведка США CIA
Название: Внешняя разведка США CIA Раздел: Рефераты по экономике Тип: реферат |
ИСТОРИЯ ВНЕШНЕЙ РАЗВЕДКИ США Любое государство, как организация политической власти, как устройство общества, нуждается в механизме, который оградил бы его от посягательств на его суверенитет, целостность, власть. Важнейшей частью этого механизма является разведка. Разведывательная деятельность состоит в сборе и анализе информации о предполагаемых внешних и внутренних угрозах госу- дарству и обществу, а также в осуществлении мероприятий по пре- дотвращению и ликвидации этих угроз. История внешней разведки США началась в период Второй ми- ровой войны. По словам Кима Филби, до этого "секретная информация из других стран поступала в ограниченном количестве в результате "сверхплановой" деятельности американских военных атташе и дипломатов". В Нью-Йорке в 1940 году был создан я1Британский координаци- я1онный центр по вопросам безопасности американских поставок в я1Англию.я0 Уильям Стивенсон, руководитель этой организации, отдал основные силы на то, чтобы убедить американцев в необходимости создания собственной разведывательной службы. Он вызвал интерес к этому у президента Рузвельта. В 1942 г. было учреждено я1Управ- я1ление стратегических служб я0(УСС) во главе с генералом Донова- ном. В это время предусматривалось тесное сотрудничество с анг- лийской разведкой. Первоначально УСС было создано как научно-исследователь- ская и аналитическая организация. Впоследствии оно получило к тому же задание планировать и осуществлять специальные операции. После окончания войны все подразделения УСС, кроме службы секретной разведки и службы анализа, были распущены. В 1945 г. аналитические подразделения были переданы в ведение госдепарта- мента, а оперативные подразделения - военного министерства. В своем обращении к конгрессу 12 марта 1947 г. президент Трумэн заявил, что действия коммунистов угрожают безопасности США. Основываясь на проекте генерала Донована, Трумэн рекомен- довал учредить я1Центральное разведывательное управление я0 (ЦРУ). Это был открыто функционирующий орган исполнительной власти, хотя на нем лежало также много обязанностей секретного характера. В августе 1961 г. было учреждено я1Разведывательное управле- я1ние министерства обороныя0 (РУМО). Первым его руководителем был назначен генерал-лейтенант Джозеф Кэррол. Главной задачей этой организации являлось обеспечение мак- симальной координации и эффективности разведывательной работы, выполняемой армией, авиацией и военно-морским флотом. СТРУКТУРА РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОГО СООБЩЕСТВА США 1. Центральное разведывательное управление (ЦРУ) 11. Разведывательные организации министерства обороны США 111. Разведывательные организации, входящие в гражданские ведомства США. Численность ЦРУ по данным прессы в 1989 г. превышала 20 тыс.человек. Бюджет ЦРУ, также по данным прессы, в 1989 г. составлял 4 млрд.долл., а всего сообщества - 25 млрд.долл. В 1986 г. сооб- щалось, что бюджет ЦРУ ежегодно увеличивается на 20%. В том же году в "Вашингтон пост" появилось сообщение, что в 1979г. бюджет всей разведки составлял около 12 млрд.долл., что в 1986 г. он более чем удвоился, а к 1990 году возрастет в три раза. В 1975 г. генеральный контролер Главного счетного управления (ревизор- ский орган конгресса) Э.Стаатс публично заявил, что бюджет аме- риканской разведки (всех разведывательных организаций США) мо- жет достигать 5% всего федерального бюджета США. В 1977 г. в докладе сенатской комиссии впервые было указано, что общие рас- ходы на национальную разведку составляют 3% всего федерального бюджета США, а расходы ЦРУ составляют примерно 10% бюджета всей разведки. Следовательно общие расходы на американскую разведку в начале 90-х годов составляли около 60 млрд.долл.ежегодно, а расходы ЦРУ - примерно 6 млрд.долл.ежегодно. Структура ЦРУ Согласно данным американской печати структура ЦРУ состоит из пяти основных директоратов и ряда самостоятельных подразде- лений. 1. Оперативный директорат - решает задачи по добыванию информации силами агентурной разведки, организует и проводит тайные операции, осуществляет контрразведывательное обеспечение агентурной деятельности, занимается борьбой с терроризмом и наркотиками. В структуру директората входят: - управление внешней разведки, руководит деятельностью опе- ративных отделов, которые делятся на две группы: Географические отделы: - отдел по бывшему Советскому Союзу и Восточной Европе; - отдел Латинской Америки; - отдел Ближнего Востока и Южной Азии; - отдел стран Африки; - отдел Восточной Азии. Отделы по направлениям работы: - отдел иностранных ресурсов (агентурно-оперативная работа с территории США); - отдел международной деятельности (планирование и прове- дение полувоенных тайных операций); - отдел сбора информации на территории США; - отдел прикрытий; - отдел коммерческих предприятий и др.; - Управление внешней контрразведки - обеспечивает безопас- ность разведвательной деятельности резидентур ЦРУ и центрально- го аппарата разведки, осуществляет проникновение в иностранные спецслужбы, опрашивает перебежчиков. В 1993 г. в управлении создан контрразведывательный центр для координации контрразве- дывательной деятельности всех контрразведывательных органов США. - Управление тайных операций - разрабатывает и осуществля- ет тайные операции. - Управление технических служб (управление "Д") - осущест- вляет техническое обеспечение тайных операций. - Финансово-плановое управление - обеспечивает планирова- ние и финансирование всей деятельности директората. - Центр по борьбе с терроризмом - координирует деятель- ность подразделений ЦРУ в борьбе с международным терроризмом. - Центр по борьбе с наркотиками - осуществляет анализ всей информации по наркотикам, разрабатывает и проводит оперативные мероприятия против наиболее опасных организаций наркобизнеса. 2. Научно-технический директорат - проводит исследования и разработки в области технических средств сбора информации, экс- плуатирует их, поддерживает контакты с крупнейшими научными центрами США. В структуру директората входят: - Управление исследований и разработки технических систем - занимается фундаментальными и прикладными исследованиями в самых различных областях (искусственный интеллект, моделирова- ние процессов, полупроводниковые системы, связь и т.п.) - Управление по разработкам и конструированию - занимается разработкой и эксплуатацией крупных технических систем сбора информации - Управление радиоперехвата - эксплуатирует и обслуживает новейшую аппаратуру по сбору и анализу информации - Управление технического обеспечения - разрабатывает и изготавливает различную оперативную технику (средства тайнопи- си, подслушивания, скрытного фотографирования и т.п.) Согласно испольнительному приказу N 12333 УРИ обеспечивает сбор открытыми методами информации, необходимой для проведения внешней политики США, и подготавливает и рассылает разведыва- тельную информацию. Вместе с тем УРИ координирует с другими членами разведыва- тельного сообщества сбор информации, а также участвует в разра- ботке тайных операций. УРИ опрашивает сотрудников госдепартамента после возвращения их из загранкомандировок с целью получения разведывательной информации, УРИ участвует в разработке нацио- нальной разведывательной программы США. 2. Разведывательные подразделения министерства торговли США - Отдел разведывательных связей - Отдел разведывательного управления по со- действию экспортным операциям - Отдел оценки возможностей зарубежного экс- портного управления 3. Разведывательные подразделения министерства финансов США - Отдел разведывательной поддержки - отвечает за сбор и анализ разведывательной информации через возможности министерства финансов, а также за координацию работы с другими организациями разведывательного сообщества. Сбором информации за рубежом занимается атташе по финансо- вым вопросам дипломатического представительства США. Согласно исполнительному приказу N 12333 от 1981 г. сбор информации осуществляется открытыми методами. Информация соби- рается о финансовом и валютном положении иностранных государств. - Секретная служба министерства финансов - обеспечивает охрану президента и вице-президента, членов их семей, официаль- ных гостей правительства, охрану правительственных зданий и со- оружений. Служба насчитывает 1,5 тыс. сотрудников, она занима- ется сбором разведывательной и контрразведывательной информации о всех американских и зарубежных организациях и лицах, которые могут представлять потенциальную опасность для охраняемых лиц и объектов. 4. Разведывательное подразделение министерства энергетики - Отдел оборонной разведывательной информации управления по делам международной безопасности - не имеет свое- го разведывательного аппарата за рубежом, но каждый сотрудник в министерстве эненгетики, выезжающий за рубеж обязан по возвра- щении предоставлять письменный отчет, содержащий собранные им сведения, в Управление по делам международной безопасности. Согласно исполнительному приказу президента N 12333 этот отдел собирает сведения об энергетике иностранных государств, особенно о разработке и производстве ядерного оружия, атомной энергетике. 5. Разведывательное подразделение ФБР - это управление контрразведки ФБР. Оно обязано добывать разведывательную инфор- мацию используя все негласные средства, имеющиеся в его распо- ряжении, как на территории США, так и за рубежом. Оно не только само ведет сбор разведывательной информации об иностранных го- сударствах, но и оказывает помощь в сборе внешней разведыва- тельной информации другим организациям разведывательного сооб- щества. 1Y.я1 Штаб разведывательного сообщества или Центральная я1разведка. Координационный орган всей американской разведки. В него входят представители всех разведывательных ведомств США. Возг- лавляет штаб директор центральной разведки, который является по должности директором ЦРУ. Директор Центральной разведки назна- чает директорат. В состав рабочего аппарата Штаба разведки вхо- дит восемь комитетов (по направлениям работы) и несколько уп- равленческих групп. Бюджет, численность штаба публикуются официально. В 1989 г. бюджет составлял 23,5 млн. долларов при численности 224 человека. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В США рагулярно издаются сборники нормативных актов о дея- тельности разведывательного сообщества. В 1987 г. был издан очередной сборник я1"Compilation я1on intelligence laws and relaited laws and executiwe orders я1of interest to the national intelligence community" В нем - более 100 действующих нормативных актов. Основные нормативные акты 1. Закон о национальной безопасности 1947 г. Этим законом был утвержден механизм обеспечения национальной ба- зопасности, состоящий из Совета национальной безопасности. Раздел 5 - в него вошли 2 принятых нормативных акта 1. Закон о надзоре за разведкой, который уста- навливает контроль президента за осуществлением тайных операций. 2. Закон 1988 г., усиливающий подконтрольность президента конгрессу относительно тайных операций. Раздел 6 - закон о защите личного состава разведки 1982 г. Закон запрещает разглашение всяких сведений о личном составе и агентуре ЦРУ, и предусматривает строжайшие меры наказания, включая очень длительные сроки тюремного заключения, за любое разглашение любым лицом6 включая конгрессменов. Раздел 7 - об информации ЦРУ 1984 г. Этим законом разведка выведена из под действия закона 1966 г. о свободе информации. Всякая информация о разведке должна публи- коваться после рассмотрения ее ЦРУ. 12. Закон о ЦРУ 1949 г. В основном закон касается регулирования финансовой дея- тельности разведки, ее официальной деятельности, в нем есть разделы о защите информации ЦРУ и есть разделы, предусматриваю- щие упрощенную процедуру принятия американского гражданства ли- цами, оказавшими помощь ЦРУ. 13. Закон о пенсиях сотрудников ЦРУ 1964 г. Все сотрудники государственных учреждений США пользуются общим государственным бюджетным фондом, а для сотрудников ЦРУ этим законом предусматривается специальное пенсионное обеспече- ние. 5. Закон об агенстве национальной безопасности 1959 г. 4. Закон о наблюдении за деятельностью иностранных разведок 1978 г. Есть целый блок законов, регулирующих деятельноть разведок - это ежегодно принимаемый закон об ассигнованиях на разведыва- тельную деятельность США. В этих законах кроме утверждения соб- ственно бюджетных ассигнований предусматриваются какие-либо но- вые нормы - расширение или изменение прав членов разведыватель- ного сообщества. Исполнительные приказы президента США. В американской юридической теории и практике эти исполни- тельные приказы рассматриваются как разновидность нормативных актов исполнительной власти, составляющая часть федерального права и имеют обязательную силу для всех без исключения прави- тельственных ведомств США. Наиболее важным из исполнительных приказов президента о деятельности разведки является приказ N 12333 от 1981 г. Он определил состав разведывательного сообщества и задачи его членов ЗАКЛЮЧЕНИЕ До настоящего времени Разведывательное сообщество имело вы- шеописанную структуру, но сейчас, в связи с распадом СССР, из- менениями в Восточной Европе и другими событиями мирового масш- таба, а также в связи со множеством громких провалов и скандалов подготавливается коренная реорганизация разведки. Но в любом случае разведка останется важнейшей составляю- щей частью американского государства. Выступая 4 января 1994 года в штаб-квартире ЦРУ перед сот- рудниками американской разведки, президент США Б. Клинтон зая- вил: "На разведку возлагается уникальная миссия. Никто не знает это лучше тех, кто имеет честь работать в овальном кабинете Бе- лого дома. Передавая на хранение в ЦРУ свое фото с автографом, президент Трумэн сделал на ней такую надпись: "Центральному разведывательному управлению, без которого не может обойтись президент США, от человека, знающего об этом не понаслышке". Каждый мой день начинается с вопросов о событиях, происшедших накануне и в течение ночи. Подобно моим предшественникам, я вы- нужден искать ответы на эти вопросы, обращаясь в первую очередь к разведывательному сообществу, поскольку именно оно предупреж- дает меня и всю нацию о возникающих укрозах, указывает на наи- более важные тенденции в развитии ситуации в мире". Далее президент отметил: "Деятельность разведки сегодня очень важна. Завершение "холодной войны" укрепляет безопасность США, ведь именно разведка, действуя самыми разными путями, по- могла одержать победу в этом противостоянии, и, конечно, неслу- чайно. Но и нынешний, обновленный мир остается пол- ным опасностей и, судя по многим событиям, становится даже бо- лее сложным и более трудным для правильного понимания происхо- дящих процессов. Администрация испытывает острую потребность в более деятальной информации о развитии этнических конфликтов, нарастании воинствующего национализма, угрозе терроризма, а также распространении всех видов оружия массового уничтожения. Точная и заслуживающая доверия разведывательная информация слу- жит ключом к пониманию каждой из этих проблем и без нее затруд- нено принятие выверенных решений по кризисным ситуациям или по долгосрочным процессам в мире". БИБЛИОГРАФИЯ Аллен Даллес - "Искусство разведки",М."Международные отно- шения" - МП "Улисс",1992 Ким Филби - "Моя тайная война", Военное изательство Минис- терства обороны СССР, Москва - 1982 Хайнц Фельфе - "Мемуары разведчика", Москва, Издательство политической литературы, 1988 Макгэффин Уильям и Нолл Эрвин - "Секреты" Белого дома", Москва, "Международные отношения", 1971 Яковлев Н.Н. - "ЦРУ против СССР", Москва, "Молодая гвар- дия", 1983 Кузнецов В.С. - "Руководители ЦРУ и их политика. 1947-1987гг. Душанбе, Ирфон, 1988 Асеевский А. - "ЦРУ: шпионаж, терроризм, зловещие планы", Москва, Издательство политической литературы, 1983 Алексеев А. - "безопасность от Атлантики до Урала и далее". Международная жизнь, N 2, 1993 г. Джордж Гинсбергс - "Российско-американское сотрудничество в борьбе с преступностью" (там же) Мизин В., Ознобищев С. - Параметры безопасности в эпоху после "холодной войны". Международная жизнь, N 7, 1993 г. Dr. Ray S. Cline "The CIA under Reagan Bush & Casey", Washington, Acropolis books ltd. 1981 "Compilation on intelligence laws and relaited lows and executiwe orders of interest to the national intelligence community", New-York, 1987 Richelson J. "The U.S. Intelligence Community. - Cambrige, M.A. Bellinger, 1989 Congressional Quarterly - 1988 - Sept. U.S. News and World Report. - 1986 - June 16 Washington Post. - 1986 - May 19 Los Angeles Times - 1975 - 1.8 |