Контрольная работа: по Финансам, денежное обращение и кредит

Название: по Финансам, денежное обращение и кредит
Раздел: Рефераты по банковскому делу
Тип: контрольная работа

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Г.Р. ДЕРЖАВИНА»

АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

КАФЕДРА ФИНАНСЫ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине

« Финансы, денежное обращение и кредит.»

Выполнила студентка 2 курса 24 группы

Губарева И.В.

Проверил доцент Полунин Л.В.

ТАМБОВ 2010

1. Финансовая система и субъекты финансовых отношений. Структура финансовой системы, ее сферы и звенья.

Финансы представляют собой систему общественных отношений, посредством которых, на основе распределения и перераспределения общественного продукта и национального дохода, происходит планомерное образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов. Финансы подразделяются на звенья.

Под финансовой системой понимается система форм и методов планомерного использования различных фондов денежных средств.

Структура финансовой системы:

1. Сюда входит бюджетная система.

2. Внебюджетные целевые фонды.

3. Финансы предприятий и организаций.

4. Фонды имущественного и личного страхования.

5. Кредит, который подразделяется на государственный, муниципальный и банковский.

Главным звеном финансовой системы традиционно считается бюджетная сфера. Перераспределение через бюджет должно обеспечивать нормальное развитие производство и средств производства. Тоже самое, касается производственной и непроизводственной сферы, промышленности, сельского хозяйства и других диспропорций. Финансовую систему необходимо отличать от финансового аппарата. Финансовый аппарат - это часть аппарата государственного управления, на который возложено управление финансовой системой.

Внебюджетные целевые фонды. Правовой статус фондов подробно регламентирован в бюджетном кодексе и в законодательстве субъектов. Если бюджетные фонды связаны с развитием общих задач, то внебюджетные связаны с конкретной задачей, напр., пенсионный фонд.

Фонд имущественного и личного страхования. Источниками образования этих фондов являются денежные средства предприятий и населения, и чем лучше будет финансовое положение этих двух групп, тем лучше будет состояние этих фондов.

Финансы предприятий. Объем таких децентрализованных денежных фондов напрямую зависит от состояния налоговой системы государства. Если налоговая система государства достаточно "щадящая" и объем налоговых платежей невелик, то децентрализованные фонды государства растут. Это хорошо, поскольку средства этих фондов будут оставаться в государстве и использоваться для различных нужд.

Кредит. Государственный и муниципальный кредит представляют собой механизм объединения свободных денежных средств предприятий, организаций и населения, при помощи таких финансовых инструментов как выпуск облигаций, государственных и муниципальных займов, лотерей. Банковский кредит обеспечивает аккумуляцию банками денежных фондов, за счет свободных денежных средств организаций и населения, которые хранятся на определённых счетах. Деньги, которые лежат в банках без движения - за счет них банк сам дает кредиты.

Еще одно представление финансовой системы основано на учете роли субъекта в общественном производстве. В этом случае финансовая система рассматривается как совокупность:

1. финансов предприятий, учреждений, организаций;

2. страхования;

3. кредитования;

4. государственных финансов.

Здесь важным является разделение субъектов финансовых отношений как организаторов страховой защиты и государственного регулирования от непосредственных участников производства.

Таким образом, в рамках финансовой системы выделяется совокупность, или подсистема, финансовых отношений, возникающих у хозяйствующих субъектов. Тем самым подчеркивается значительная роль финансов хозяйствующих субъектов в жизнедеятельности государства.

Одной из составляющих подсистем финансовой системы государства является совокупность государственных органов и учреждений, непосредственно осуществляющих финансовую работу. Для этого в стране создана разветвленная сеть финансовых органов и кредитных учреждений. К ним относятся: Министерство финансов Российской Федерации, Федеральное казначейство Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, таможенные органы Российской Федерации, кредитные органы, государственные социальные внебюджетные фонды. Кратко охарактеризуем их.

Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г., является органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в стране. В систему финансовых органов входят соответствующие органы субъектов Федерации (министерства финансов республик, финансовые управления и другие органы управления финансами в краях, областях, городах федерального значения, автономных областях и округах).

Основными задачами Минфина России являются:

· разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики;

· концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития страны;

· совершенствование бюджетной системы, разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения;

· осуществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля;

· разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков;

· и другие.

Федеральное казначейство Российской Федерации образовано Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. В соответствии с Положением о Федеральном казначействе РФ от 27 августа 1993 г. № 864, оно образует единую централизованную систему органов, рассредоточенных на всей территории страны. Казначейство подчиняется Минфину России.

Основные задачи, возложенные на органы казначейства, следующие:

· организация и контроль над исполнением федерального бюджета, управление доходами и расходами этого бюджета на открываемых в банках счетах казначейства;

· регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, контроль над поступлением и использованием внебюджетных средств;

· сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов, о государственных внебюджетных фондах, а также о состоянии бюджетной системы Российской Федерации;

· ведение операций по учету государственной казны РФ;

· управление и обслуживание совместно с Центральным банком РФ и другими уполномоченными банками государственного внутреннего долга.

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам создано Указом Президента РФ от 23 декабря 1998 г. вместо Государственной налоговой службы РФ. Это министерство входит в систему федеральных органов исполнительной власти, подчиняется Президенту РФ и Правительству страны, имеет территориальные подразделения в субъектах Федерации и городах с районным делением.

Главными задачами данного министерства являются:

· контроль над соблюдением законодательства о налогах и сборах;

· контроль правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в соответствующие бюджеты налогов и иных платежей, установленных законодательством Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления.

Таможенные органы Российской Федерации являются правоохранительными органами и представляют собой единую систему, в которую входят: Государственный таможенный комитет, региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты. Положение о Государственном таможенном комитете РФ утверждено Указом Президента Российской Федерации от 25 октября 1994 г.

Таможенные органы выполняют следующие основные задачи в области финансов:

· обеспечивают в пределах своей компетенции экономическую безопасность и защищают экономические интересы страны;

· взимают таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи;

· участвуют в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, реализуют эти меры;

· ведут борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства;

· осуществляет валютный контроль в пределах своей компетенции.

Система кредитных учреждений возглавляется Центральным банком РФ (Банком России), который осуществляет руководство в области кредита и контролирует всю сеть кредитных органов. Банк России действует в соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. (в ред. от 26 апреля 1995 г. с последующими изменениями). Он является юридическим лицом, осуществляя при этом функции органа государственного управления, имеющего властные полномочия. Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания РФ. (Более подробные сведения о деятельности главного банка Российской Федерации будут даны в последующих материалах настоящего пособия.)

Государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения РФ) созданы с целью реализации прав трудящихся России, гарантированных им Конституцией РФ. Средства фондов имеют строго целевое назначение и находятся в ведении органов государственного управления с одноименными названиями. Фонды действуют как самостоятельные юридические лица.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона “О введение в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации” от 05.08.00 изменен порядок сбора платежей в государственные социальные внебюджетные фонды. С 1 января 2001 г. взносы в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования уплачиваются в составе единого социального налога (взноса). При этом контроль правильности исчисления, полноты и своевременности внесения взносов в указанные фонды возложен на налоговые органы Российской Федерации.

Главным внутренним источником всех централизованных и децентрализованных фондов государства являются финансы хозяйствующих субъектов. Именно в процессе деятельности предприятий и организаций создается национальное богатство, которое в последующем распределяется и перераспределяется посредством воздействия властных финансовых рычагов.

2. Денежное обращение и его законы. Понятие денежного агрегата, денежная база и денежная масса.

Законы денежного обращения выражает экономическую взаимосвязь между массой обращающихся товаров, уровнем цен и скоростью обращения денег. Впервые эта взаимосвязь установлена К. Марксом и представляет собой совокупность двух видов зависимости:

· Прямая зависимость между количеством денег, необходимых в качестве средств обращения, и суммой цен реализуемых товаров и услуг;

· Обратная взаимосвязь между количеством денег, необходимых в качестве средства обращения, и скоростью оборота денег.

Все это можно выразить следующей формулой:

S

K = —— (1)

C

Где, К – количество денег, необходимых в качестве средства обращения;

S – Сумма цен реализуемых товаров и услуг; С – среднее число оборотов денег как средства обращения.

С возникновением функции денег как средства платежа формула (1) несколько усложняется, и закон, определяющий количество денег в обращении, приобретает следующий вид:

S1 – S2 + S3 – P

K = —————————— (2)

C

Где, S1 – сумма цен товаров и услуг; S2 – сумма цен товаров, проданных в кредит; S3 – сумма платежей по обязательствам; Р. – взаимно погашающие платежи.

Таким образом, на количество денег, необходимых для обращения, воздействуют:

- факторы, зависящие от условий производства и влияющие на количество обращающихся товаров;

- факторы, определяющие уровень цен на товары и услуги;

- факторы, влияющие на скорость обращения денег;

- факторы, влияющие на уровень развития кредита;

- факторы, влияющие на развитие системы безналичных расчетов.

Очевидно, что при металлическом обращении количество денег в обращении регулировалось автоматически, при помощи функции денег как сокровища, т.е. если потребность в деньгах сокращалась, то излишне деньги уходили в сокровище, если увеличивалась – происходит обратный прилив денег. Следовательно, количество денег в обращении всегда поддерживалось на необходимом уровне.

Более того, если денежное обращение обслуживается банкнотами неразменными на золото или бумажными деньгами, количество выпущенных бумажных денег будет равно количеству золотых денег, необходимому для обращения, то в этом случае также никаких отрицательных явлений не возникает, т.е. бумажных денег будут исправно роль денежных знаков, т.е. заместителей золотых денег.

Проблема возникает лишь тогда, когда ничем не ограниченная денежная эмиссия приведет к нарушению денежного обращения, переполнению каналов денежного обращения излишними денежными знаками и, следовательно, к инфляции.

В экономической науке есть и другая точка зрения, которую разделяют представители количественной теории денег и сторонники монетаристской концепции. Американский экономист И. Фишер сформулировал следующее уравнение обмена:

M * V = P * Q

Где, М – масса денег в обращении; V – скорость обращения денег (среднегодовое количество оборотов, сделанных деньгами, которые находятся в обращении и используются на покупку конечных товаров и услуг, или количество раз, которая денежная единица обменивалась на товары и услуги в течении года); Р – средняя цена товаров и услуг; Q – количество проданных товаров и оказанных услуг.

Иными словами, количество денег в обращении, умноженное на их оборотов в актах купли – продажи за год, равняется объему валового национального продукта.

Уравнение обмена И.Фишера позволяет понять, почему колеблются цены и, соответственно, покупательская способность денег, объем реального национального продукта. Например, при постоянных Q и Vизменение денежного предложения М будет прямо влиять на цену. Однако роста цен не произойдет, если увеличение денежного предложения будет происходить одновременно с расширением выпуска товаров и объема оказанных услуг в той или иной степени.

Из уравнения обмена можно вывести количество денег, необходимое для обращения:

М = (Р. * Q) / V

Где, М – масса денег в обращении, денежное предложение; V – скорость обращения денег; Р. * Q = Y – номинальный объем ВНП.

Таким образом, денег для обращения необходимо столько, чтобы можно было реализовать по текущим ценам весь объем произведенных в рамках национальной экономики товаров и оказанных услуг.

Одним из основных ориентиров денежно – кредитной политики является денежная масса. Именно этот параметр денежного обращения оказывает влияние на экономический рост, динамику цен, занятость, бесперебойное функционирование платежно-расчетной системы.

Денежная масса – это сумма наличных и безналичных денежных средств, а также других принципов платежа.

Исторически длительное время денежные системы многих стран опирались на жестокую привязку денежной массы к золоту. Денежной единице соответствовало определенное количество золота, и держатели бумажных денег всегда могли обменять их на золото. Динамика цен на золото играла исключительную роль в общей ценовой конъюнктуре и тем самым воздействовала на денежную массу. С отходом от этого золотого выступают товарная масса и финансово – экономические активы, включая, конечно, и золото.

Эти факторы формирование денежной массы действуют в настоящее время, хотя общие факторы, влияющие на ее формирование, безусловно, усложнились. С учетом опыта зарубежных стран ЦБ РФ ведет расчеты следующих денежных агрегатов:

М0 – наличные деньги в обращении;

М1 = М0 + средства на расчетах, текущих и специальных счетах юридических лиц, средства страховых компаний, депозиты населения до востребования в банках;

М2 = М1 + срочные вклады населения в Сбербанке;

М3 = М2 + сертификаты и облигации госзайма.

Состав денежных агрегатов в разных странах неодинаков. Так, в США для определения денежной массы используются четыре денежных агрегата, причем в М2 входят ценные бумаги по однодневным операциям РЕПО; депозитные счеты денежного рынка; взаимные фонды денежного рынка. А в М3, дополнительно к М3, включаются краткосрочные векселя казначейства, срочные соглашения о выкупе, заключаемые коммерческими банками. В Японии и Германии используются три, а в Англии – пять денежных агрегатов.

Все денежные агрегаты выстраиваются в иерархическую систему: каждый последующий денежный агрегат включает в свой состав предыдущий.

Денежные агрегаты отличаются по степени ликвидности. Самой высокой ликвидностью обладает денежный агрегат М0 (наличные деньги), ликвидностью М1 ниже чем М0, но выше чем М2, поскольку вклады до востребования должны быть возвращены вкладчику по его заявлению, а срочные вклады могут в течении всего срока вклада использоваться банком для своих целей и возвращаются вкладчику по истечению этого срока.

Самостоятельным компонентом денежной массы в России является денежная база. Она включает агрегат М0 + денежные средства в кассах коммерческих банков, обязательные резервы банков и их средства на корреспондентских счетах в ЦБ РФ. Эти деньги не только имеют большую ликвидность, но и показывают дееспособность Центрального банка, его возможности в выполнении своих обязательств. Некоторые экономисты называют их сильными деньгами, поскольку эта категория денег сможет прямо контролироваться Центральным банком, чего нельзя сказать о других элементах совокупной денежной массы.

Скорость обращения денег – показывает интенсификации движения денег при функционировании их в качестве средства обращения и средства платежа и представляет собой число оборотов денежной массы в год, где каждый оборот обслуживает расходование доходов. Таким образом, скорость обращения денег, как считает П. Самуэльсон, показывает скорость времени в зависимости от изменения финансовой системы, привычек, мнений, видов на будущее и распределения денежной массы между различными видами организаций и группами людей с различными доходами.

Очевидно, что данный показатель трудно поддается количественной оценке, поэтому для его расчета используются косвенные данные.

3. Денежно-кредитная политика, ее задачи на современном этапе.

Денежно-кредитная политика (англ. Monetarypolicy) представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.

Центральный банк играет ключевую роль и занимает монопольное положение не только в сфере эмиссии банкнот, но и в сфере проведения денежной политики государства , которая рассчитана на краткосрочные периоды и ведется косвенными методами. Целями кредитно-денежной политики являются:

- регулирование темпов экономического роста;

- смягчение циклических колебаний на рынке товаров, капитала и рабочей силы;

- сдерживание инфляции;

- достижение сбалансированности платежного баланса.

Осуществляя эмиссию и кредитование экономики, банки выполняют полезную и необходимую для развития страны роль. Денежные инструменты обслуживают экономический оборот, и их можно сравнить с транспортными средствами. Последние дают возможность доставлять товары , продукцию промышленности и сельского хозяйства к месту их переработки или потребления; аналогично денежные инструменты обеспечивают обращение различных товаров, их переход от одного владельца к другому, облегчая их переработку или потребление. Однако чрезмерная или бесконтрольная эмиссия денег может привести к опасным и даже разрушительным последствиям. Когда банковское кредитование превышает определенный лимит, оно уже не стимулирует производство, а порождает избыточную покупательную способность, следствием которой является повышение цен.

Когда денежное обращение осуществлялось в соответствии с металлистической концепцией, имевшийся объем золотого запаса ограничивал эмиссию платежных средств. Эволюция денег в духе номиналистической концепции привела к необходимости обдуманных и согласованных действий в области не только банковского кредитования, но и государственных финансов и внешней торговли , с целью поддержания денежного равновесия. Что касается кредитной сферы, государственные органы призваны контролировать и регулировать эмиссию денег в соответствии с задачами денежной политики; для этого они поручают различным учреждениям осуществление контроля и регламентации кредитных операций, облегчая применение соответствующих мер воздействия. В этом смысле кредитная политика является составной частью денежной политики; двумя другими ее компонентами являются бюджетная политика и политика международных финансовых отношений.

В условиях рыночного хозяйства целью экономической политики служит определение прежде всего стоимостных параметров функционирования экономики посредством бюджетного и менетарного регулирования ( регулирование предложения денег и общих ценовых условий предоставления кредита).

Исходным при определении целей денежной и кредитной политики является вопрос о субординационных связях (соподчиненности) различных компонентов экономической политики. Будем исходить из того, что должна существовать определенная стратегическая цель этой политики, по которой, как по камертону, настраиваются все инструменты.

Рассматривая денежно-кредитную политику следует говорить о денежной и кредитной политиках как об относительно самостоятельных компонентах экономической политики. [7]

Что служит целью денежной политики? Суть проблемы определения цели денежной политики сводится к выявлению того конкретного способа, посредством которого именно денежная политика обеспечивает (должна обеспечивать) продвижение к заданному результату – стабильности цен. Следовательно, задачей (целью) денежной политики является обеспечение экономики необходимой и достаточной денежной массой.

Необходимо рассмотреть и следующий вопрос. Цена денег, как, впрочем, и одинарного товара, имеет три аспекта: внутренний (для денег – товарный), внешний (для денег – валютный) и кредитный.

Внутренняя цена – это цена денег «в товарах», или «товарная» цена денег, иначе именуемая покупательной способностью.

Внешняя (валютная) цена денег – это курс данной валюты по отношению к иностранным валютам. Вопросами валютной цены денег занимается валютная политика, цель которой – поддержание обменного курса национальной валюты на уровне, соответствующем интересам экономического развития страны и разумным параметрам ценовой стабильности.

Наконец, существует кредитная цена денег, или цена заемных средств ( процент ). Цена заимствования денег является вторичной по отношению к цене денежного кредита. Вопросами цены денежного кредита ведает кредитная политика.

Какова цель кредитной политики? Может быть предложено следующее определение: целью кредитной политики является регулирование доступности кредита исходя из задач стабильного экономического роста.

Данное обстоятельство подтверждает существование различий в целях и задачах двух составляющих политики, а значит и существование самих этих составляющих. В денежной политике процентная ставка по кредитам должна обеспечивать искомый результат в виде достижения определенного объема (прироста, снижения объема) денежной массы. Для кредитной политики основное – доступность кредита; объем денежной массы непосредственно не является задачей этой политики.

Проиллюстрируем сказанное рисунком:

Q – объем денежной массы;

Р – цена заемных средств (процентная ставка по кредитам);

S, SA , SB - кривые предложения денег;

Кредитная

Sa
политика

Pb
O
Денежная

политика

2a

Рис. 3.

2b

D – кривая спроса на деньги.

Pa
Po
1b
Oa
Sb
S
Стрелками 1(а, b) и 2 (a, b) показаны политические решения в целях изменения (увеличения, уменьшения) объема предложения денег (1) и процентных ставок (2). На схеме иллюстративно показаны области денежной и кредитной политики. Решение, целью которого является изменение процентных ставок по кредитам, относится к кредитной политике.

Как видим, решения в сфере денежной политики затрагивают ситуацию в кредитной сфере и наоборот. Вообще решение в одной из областей монетарной сферы оказывает влияние на все другие области.