Реферат: Решение проблем социального развития ребёнка в неблагополучной семье

Название: Решение проблем социального развития ребёнка в неблагополучной семье
Раздел: Рефераты по психологии
Тип: реферат

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2

РАЗДЕЛ 1 НАУЧНО – ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ…….........................6

1.1.Анализ понятия "социализация", в научной литературе…………………...6

1.2.Виды неблагополучных семей и социализация ребёнка из неблагополучной семьи…………………………………………………………15

Выводы по первому разделу…………………………………………………….26

РАЗДЕЛ 2 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА В НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕ..............................................……………………………………………..28

2.1. Характеристика и решение проблем социального развития ребёнка в неблагополучной семье…………………………………………………………28

2.2Анализ технологий социальной работы с неблагополучными семьями..38

Выводы по второму разделу………………………………………………….45

ВЫВОДЫ………………………………………………………………………..47

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..49

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования .

Процесс социализации ребенка, его формирования и развития, становления как личности происходит во взаимодействии с окру­жающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние посредством самых разных социальных факторов.

Изучением процесса социализации личности на разных этапах развития общества занимались многие ученые. Среди них К.Альбуханова-Славская, Б.Ананьев, М.Демин, Н.Дубинина, И.Кон, Б. Парыгин, Ж.Пиаже, А.Полис, С.Рубинштейн, Д.Фельдштейн, З.Фрейд. Каждый из них в соответствии со своей концепцией давал различные определения по­нятия "социализация". В психологическом словаре дается следующее опреде­ление: "социализация - это эволюционный процесс, с ориентацией на итог овладения и воссоздания субъектом социального опыта, который сам субъект осуществляет в факторах коммуникации, в индивидуальной деятельности" [29,с.156].

Различают макро- (от греч. такгоз - "большой"), мезо-(тезоз - "средний") и микро- (гткгоз - "малый") факторы со­циализации личности. На социализацию человека оказывают влияние мировые, планетарные процессы - экологические, демографические, экономические, социально-политические, а также страна, общество, государство в целом, которые рас­сматриваются как макрофакторы социализации.

К мезофакторам относятся формирование этнических ус­тановок; влияние региональных условий, в которых живет и развивается ребенок; тип поселения; средства массовой ком­муникации и др.

К микрофакторам относят семью, образовательные учрежде­ния, группы сверстников и многое, многое другое, что составля­ет ближайшее пространство и социальное окружение, в котором находится ребенок и в непосредственный контакт с которым он вступает. Эту ближайшую среду, в которой происходит развитие ребенка, называют социумом, или микросоциумом.Семья – тот институт, который обеспечивает ребенка необходимым минимумом общения, без которого он никогда не мог бы стать человеком и личностью. Однако далеко не всегда семья выполняет жизненно важные функции для развития и социального становления ребенка. Такие семьи объединяются понятием "неблагополучная семья". К данной категории семей обычно относятся:

семьи с низким материальным достатком

семьи, ведущие асоциальный образ жизни

семьи, в которых нарушены детско-родительские отношения

имеют место конфликты, насилие, отчуждение, безразличие[7,с.43].

Какими бы факторами ни было обусловлено неблагополучие семьи, оно в той или иной степени негативно сказывается на развитии ребенка. Подавляющая часть проблем, возникающих у детей в процессе социализации, имеет корни именно в неблагополучии семьи. На формирование личности ребёнка огромную роль оказывает внутрисемейная жизнь, и не только взаимоотношения ребенка и родителей, но и самих взрослых. Постоянные ссоры между ними, ложь, конфликты, драки, деспотизм способствуют срывам в нервной деятельности ребенка и невротическим состоянием [15,с.30]. Эти и другие признаки дезорганизации семьи свидетельствуют о кризисном состоянии ее развития на современном этапе и увеличении количества неблагополучных семейных союзов. Именно в таких семьях дети чаще всего получают серьезные психологические травмы, которые далеко не лучшим образом сказываются на их дальнейшей судьбе. В этой работе под неблагополучной семьёй мы склонны понимать такую семью, в которой нарушена структура, размыты внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней, и тем труднее происходит социализация ребёнка в общество. Именно поэтому таким семьям необходима активная и продолжительная поддержка со стороны социального педагога. В зависимости от характера проблем социальный педагог оказывает таким семьям образовательную, психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы[15,с.46].

Цель исследования : изучение технологии помощи детям из неблагополучных семьей

Задачи исследования:

1. Анализ научно – педагогической литературы по проблеме влияния неблагополучной семьи на процесс социализации ребенка.

2. Проанализировать понятие социализации детей из неблагополучных семей

3. Анализ технологий социальной работы с детьми из неблагополучных семей

Объект исследования : процесс социализации ребенка из неблагополучной семьи

Предмет исследования : решение проблем социального развития детей из неблагополучных семей

Методы исследования:

1.Теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы по данной теме


РАЗДЕЛ 1 НАУЧНО – ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ

1.1.Анализ понятия "социализация" , в научной литературе

Социализация - это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в детском заведении, школе, средства массовой информации и т.д. Для успешной социализации, по Д. Смелзеру, необходимо действие трех факторов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям:

стадии подражания и копирования детьми поведения взрослых;

игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли;

стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них

ждет целая группа людей [27,с.276].

Французский психолог Ж.Пиаже, сохраняя идею различных стадий в развитии личности, делает акцент на развитии познавательных структур индивида и их последующей перестройке в зависимости от опыта и социального воздействия [24,с.78].

Многие психологи и социологи подчеркивают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека [30,с.257]. А это значит, что на протяжении всей жизни осуществляется включение индивида в соци­альные отношения и благодаря этому может происходить изменение его пси­хики. Однако понятия "развитие психики" и "социализация" не тождествен­ны друг другу, хотя и пересекаются.

Социализация есть изменение психики и формирование личности. Хотя как развитие психики не исчерпывается социальными процессами, так и раз­витие личности не сводимы лишь к социализации. Такое развитие осуществ­ляется, как минимум, посредством двух процессов:

социализации;

саморазвития, саморазвертывания личности.

Социализация начинается с воздействий на индивида, поскольку родители ребенка уже социализованы, а ребенок может на них воздействовать пер­воначально лишь как биологическое существо, затем он становится способен взаимодействовать с взрослыми и, далее, воспроизводить имеющийся у него социальный опыт в своей деятельности. Развиваясь, личность становится субъектом социальных отношений, способным оказывать воздействие на другого человека, но, в силу диалогичности сознания, рефлексии, человек может воздействовать и на себя как соци­альный объект. Такие воздействия не считаются социализацией, но могут со­ставлять основу развития личности [30,с.196].

Наиболее перспективный подход к определению структуры социализации личности состоит в анализе ее в 2-х аспектах: статическом и динамическом. Соответственно можно условно выделять статическую и динамическую структуру социализации. Элементами структуры являются устойчивые, относительно константные образования. При этом не учитывается различная степень их собственной внутренней изменчивости. К ним следует отнести, прежде всего, личность и общество, а также те социальные образования, которые способствуют процессу их взаимодействия. Понятие "личность" фиксирует социально значимое в человеке, являющемся, с одной стороны, частью природы, а с другой, - социальным индивидом, членом конкретного общества. Это его общественная сущность, которая развивается только вместе с обществом или только на его основе. Определяющим фактором в процессе социализации выступает микросреда - та объективная реальность, которая представляет собой совокупность экономических, политических, идеологических и социально-политических факторов, непосредственно взаимодействующих с личностью в процессе жизнедеятельности.

Статическая структура социализации личности позволяет конкретно исторически подойти к анализу относительно устойчивых элементов данного процесса на определенном этапе развития общества. Однако, как уже было замечено, все вышеперечисленные элементы статической структуры не являются раз и навсегда данными, неизменными, лишенными определенных изменений, развития. Поэтому анализ основных элементов статической структуры социализации личности в их движении, изменении и взаимодействии позволяет перейти к исследованию динамической структуры этого процесса.

Динамическая структура социализации личности основывается на признании изменчивости тех элементов, которые образуют статическую структуру данного процесса, основной акцент при этом делается на связях и корреляциях тех или иных элементов друг с другом [4,с.43].

Социализация личности на индивидуальном уровне включает ряд процессов:

личности людей формируются, взаимодействуя друг с другом, на

характер этих взаимодействий оказывают влияние такие факторы, как

возраст, интеллектуальный уровень, пол и т.д.;

окружающая среда также может воздействовать на личность ребенка;

личность формируется на основе собственного индивидуального опыта;

важным аспектом формирования личности является культура [3,с.143].

К ведущим феноменам социализации следует отнести усвоение стереотипов поведения, действующих социальных норм, обычаев, интересов, ценно­стных ориентации и т.п. Стереотипы поведения формируются путем сигналь­ной наследственности, т.е. через подражание взрослым в раннем детстве. Они очень устойчивы и могут быть основой психической несовместимости (на­пример, в семье, этносе) [3,с.148].

Существует несколько социально-психологических механизмов социализации:

Идентификация- это отождествление индивида с некоторыми людьми или группами, позволяющее усваивать разнообразные нормы поведения, которые свойственны окружающим. Примером идентификации является поло-ролевая типизация- процесс приобретения индивидом психических особенно­стей и поведения, характерных для представителей определенного пола;

Подражание является сознательным или бессознательным воспроизведением индивидом модели поведения, опыта других людей (в частности, ма­нер, движений, поступков и т.д.);

Внушение - процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с кото­рыми он общается;

Социальная фасилитация - стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других в результате которого их деятельность протека­ет свободнее и интенсивнее («фасилитация» означает «облегчение»);

Конформность — осознание расхождения во мнениях с окружающими людьми и внешнее согласие с ними, реализуемое в поведении [20,с.91].

Ряд авторов, в том числе и З.Фрейд, выделяют четыре психологических механизма социализации, такие, как:

Имитация - осознанная попытка ребенка копировать определенную модель поведения. Образцами для подражания могут выступать родители, родственники, друзья и т.д.

Идентификация - способ осознания принадлежности к той или иной общности. Через идентификацию дети принимают поведение родителей, родственников, друзей, соседей и т.д., их ценности, нормы, образцы поведения как свои собственные.

Стыд - это переживание разоблачения и позора, связанное с реакцией других людей.

Чувство вины - переживание разоблачения и позора, связанное с наказанием самого себя, вне зависимости от других людей [30,с.376].

Имитация и идентификация являются позитивными механизмами, так как они нацелены на усвоение определенного типа поведения. Стыд и вина представляют собой негативные механизмы, поскольку они подавляют или запрещают некоторые образцы поведения. З.Фрейд отмечает, что чувства стыда, и вины тесно связаны друг с другом и почти неразличимы. Однако между ними имеются определенные различия. Стыд обычно ассоциируется с ощущением, что вас разоблачили и опозорили. Это чувство ориентировано на восприятие поступков индивида другими людьми. Ощущение же вины связа­но с внутренними переживаниями, с самооценкой человеком своих поступков. Наказание здесь совершается самим собой, контролирующей формой выступает совесть [30,с.387].

Основные направления социализации соответствуют ключевым сферам жизнедеятельности человека: поведенческой, эмоционально-чувственной, познавательной, бытийной, морально-нравственной, межличностной. Другими словами, в процессе социализации люди обучаются тому, как себя вести, эмоционально реагировать на различные ситуации, переживать и проявлять раз­личные чувства; каким образом познавать окружающий природный и социальный мир; как организовывать свой быт; каких морально-этических ориен­тиров придерживаться; как эффективно участвовать в межличностном обще­нии и совместной деятельности.

Среди рассмотренных механизмов и феноменов процесса социализации наиболее сильно влияют те, которые принадлежат к микрофакторам социализации. Среди них основную роль играет семья, так как именно в семье ребенок усваивает основные нормы и правила поведения в социуме. Семья сочетает в себе свойства социальной организации, социальной структуры, института и малой группы, входит в предмет изучения социологии воспитания и шире – социализации, социологии образования, политики и права, труда, культуры и т.д., позволяет лучше понять процессы социального контроля и социальной дезорганизации, социальной мобильности, миграции и демографических изменений; без обращения к семье немыслимы прикладные исследования во многих сферах производства и потребления, массовых коммуникаций, она легко описывается в терминах социального поведения, принятия решений, конструирования социальных реалий и т.д. [27,с.43].

Существует множество дефиниций семьи, выделяющих в качестве семьеобразующих отношений различные стороны семейной жизнедеятельности, начиная от простейших и крайне расширительных, например – семья – это группа людей, любящих друг друга, или же группа лиц, имеющих общих предков либо проживающих вместе, и кончая обширными перечнями признаков семьи. Среди дефиниций семьи, учитывающих критерии воспроизводства населения и социально- психологической целостности, привлекает определение семьи "как исторически конкретной системы взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения", данное отечественным социологом А. Харчевым [35,с. 75].

Семью создает отношение родители – дети, а брак оказывается легитимным признанием тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства или сексуального партнерства, которые сопровождаются рождением детей. Для более полного понимания сути семьи следует иметь в виду пространственную локализацию семьи – жилище, дом, собственность – и экономическую основу семьи – общесемейную деятельность родителей и детей, выходящую за узкие горизонты быта и потребительства. Таким образом, семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных с узами супружества – родительства – родства, и тем самым, осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а так же социализацию детей и поддержание существование членов семьи [35,с.44]

Говоря о функциях семьи, следует помнить, что речь идет о социальных результатах жизнедеятельности большинство семей, которые обнаруживаются на уровне общества, имеют общезначимые последствия и характеризуют роль семьи как социального института. Важно подчеркнуть, что это – функции общества, как бы закрепленные за специализированными на их выполнение институтами, и поэтому у каждого из институтов есть функции, определяющие уникальность, профиль данного института, и функции, которые сопровождают действие основных. Нельзя делить функции семьи на главные и второстепенные, все семейные функции – главное, однако необходимость различать среди них те особые, которые позволяют отличать семью от других институтов, привела к выделению специфических и неспецифических функций семьи. Согласно А. Харчеву, специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее функции – это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах [35,с.57].

Специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание детей (экзистенциональная функция) и воспитание детей (функция социализации), остаются при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории.

Неспецифические функции семьи, связанные с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, домохозяйства, отдыха и досуга, связанные с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранению Я каждого и д.р. – все эти функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, раскрывают исторически приходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье [35,с.74].

К началу XX в. социальные институты все более совмещают с семьей и берут на себя функции образования и воспитания (школа и детсады), защиты и охраны (полиция, армия), функции питания, обеспечения одеждой, досуга (сфера обслуживания), функции благосостояния и передачи социального статуса (индустриальный наемный труд) [16,с.47]

Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальное обеспечение и уровень образования родителей, в большой мере предопределяют жизненный путь ребенка. Помимо сознательного, полноценного и целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия с возрастом накапливается, преломляясь в структуре личности [26,с.83].

Таким образом, окружающая социальная микросреда, психологический климат в семье, условия воспитания, взаимоотношения с родителями и личность самих родителей в обязательном порядке отражаются на ребенке и, в первую очередь, на особенностях его характера. Если семейная атмосфера неблагоприятна для психического развития ребенка, то вполне вероятно, что и сформированные черты его личности тоже будут патологичны. Известный русский педагог П.Лесгафт обратил внимание на то обстоятельство, что ребенок может стать носителем определенного симптома, который в явной или скрытой форме присутствует в семье, и это непременно скажется на свойствах его личности [18,с.24].

Наряду с тем, что личность родителей, несомненно, играет ведущую роль в формировании мировосприятия и нравственных убеждений детей, не следует забывать о том, что сами родители нередко упускают из виду то обстоятельство, что и сложившаяся в семье атмосфера способна оказать существенное влияние на личностное становление воспитывающихся в ней детей [9,с.36].

Известный детский психиатр М.Буянов считает, что все в мире относительно – и благополучие, и неблагополучие. При этом семейное неблагополучие он рассматривает как создание неблагоприятных условий для развития ребенка. Согласно его трактовке, неблагополучная для ребенка семья – это не синоним асоциальной семьи. Существует множество семей, о которых с формальной точки зрения ничего плохого сказать нельзя, но для конкретного ребенка эта семья будет неблагополучной, если в ней есть факторы, неблагоприятно воздействующие на личность ребенка, усугубляющие его отрицательное эмоционально – психическое состояние. "Для одного ребенка, - подчеркивает М.Буянов, - семья может быть подходящей, а для другого эта же семья станет причиной тягостных душевных переживаний и даже психического заболевания. Разные бывают семьи, разные встречаются дети, так, что только система отношений «семья - ребенок» имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная" [2 ,с.9].

Таким образом, душевное состояние и поведение ребенка является своеобразным индикатором семейного благополучия. "Дефекты воспитания, - считает М.Буянов, - это есть первейший и главнейший показатель неблагополучия семьи" [2,с.11].

1.2.Виды неблагополучных семей и социализация ребёнка из неблагополучной семьи

Неблагополучные семьи - это семьи с низким социальным статусом, в какой – либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большим трудностями, медленно, малорезультативно [5, с.176].

С учетом доминирующих факторов, оказывающих негативное влияние на развитие личности ребенка, неблагополучные семьи мы условно разделили на две большие группы, каждая из которых включает несколько разновидностей. Первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия – так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально – криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности - неполные).

Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности. Однако ценностные установки и поведение родителей резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Отличительной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение, тем не менее, они оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей. Эти семьи отнесены нами к категории внутренне неблагополучных (со скрытой формой неблагополучия) и разновидности таких семей довольно многообразны [36,с. 32].

Отличительной особенностью семей с явной (внешней) формой неблагополучия является то, что формы этого типа семей имеют ярко выраженный характер, проявляющийся одновременно в нескольких сферах жизнедеятельности семьи например – на социальном и материальном уровне, или же исключительно на уровне межличностных отношений, что приводит к неблагоприятному психологическому климату в семейной группе. Обычно в семье с явной формой неблагополучия ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей, недостаточная забота о нем, неправильный уход и питание, различные формы семейного насилия, игнорирование его душевного мира переживаний. Вследствие этих неблагоприятных внутрисемейных факторов у ребенка появляются чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх и боль за свое настоящее и будущее. Среди внешне неблагополучных семей наиболее распространенными являются те, в которых один или несколько членов зависимы от употребления психоактивных веществ, прежде всего алкоголя и наркотиков. Человек, страдающий от алкоголизма и наркотиков, вовлекает в свое заболевание всех близких людей. Поэтому неслучайно специалисты стали обращать внимание не только на самого больного, но и на его семью, признав тем самым, что зависимость от алкоголя и наркотиков – семейная заболевание, семейная проблема [31,с. 95].

Одним из самых мощных неблагополучных факторов, разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребенка, является алкоголизм родителей. Оно может отрицательно влиять не только в момент зачатья и во время беременности, но и на протяжении всей жизни ребенка. Семьи с алкогольной зависимостью. Как отмечают психологи Б.Братусь, Е.Мастюкова, В. Москаленко, Ф. Углов и др., взрослые в такой семье, забыв о родительских обязанностях, целиком и полностью погружаются в "алкогольную субкультуру", что сопровождается потерей общественных и нравственных ценностей и ведет к социальной и духовной деградации. В конечном итоге семьи с химической зависимостью становятся социально и психологически неблагополучными. Жизнь детей в подобной семейной атмосфере становится невыносимой, превращает их в социальных сирот при живых родителях [14, с.35].

Совместная жизнь с больным алкоголизмом приводит к серьезным психическим нарушениям у других членов семьи, комплекс которых обозначается специалистами таким термином, как созависимость. Созависимость возникает в ответ на затянувшуюся стрессовую ситуацию в семье и приводит к страданиям всех членов семейной группы. Особенно в этом плане уязвимыми являются дети. Отсутствие необходимого жизненного опыта, неокрепшая психика – все это приводит к тому, что царящая в доме дисгармония, ссоры и скандалы, непредсказуемость и отсутствие безопасности, а так же отчужденное поведение родителей глубоко травмирует детскую душу, и последствия этого морально – психологического травмирования зачастую накладывают глубокий отпечаток на всю дальнейшую жизнь [12 ,с.45].

Важнейшие особенности процесса социализации детей из "алкогольных" семей заключаются в том, что:

дети вырастают с убеждением, что мир – это небезопасное место и

доверять людям нельзя;

дети вынуждены скрывать свои истинные чувства и переживания, чтобы

быть принятыми взрослыми; не осознают своих чувств, не знают, в чем

их причина и что делать с этим, но именно сообразно с ними они строят

свою жизнь, отношения с другими людьми, с алкоголем и наркотиками;

дети переносят свои душевные раны и опыт во взрослую жизнь, часто

становясь химически зависимыми, и вновь появляются те же проблемы,

что были в доме их пьющих родителей;

дети чувствуют эмоциональное отвержение взрослых, когда по

неосмотрительности допускают ошибки, когда не оправдывают ожидания

взрослых, когда открыто, проявляют свои чувства и заявляют о своих

потребностях;

дети, особенно старшие в семье, вынужденно берут на себя

ответственность за поведение их родителей;

Родители могут не воспринимать ребенка как отдельное существо, обладающее собственной ценностью, считают, что ребенок должен чувствовать, выглядеть и делать то же, что и они. Самооценка родителей может зависеть от ребенка. Родители могут относиться к нему, как к равному не давая ему возможности быть ребенком. Семья с алкоголезависемыми родителями опасна своим десоциализирующим влиянием не только на собственных детей, но и распространением разрушительное воздействия на личностное становление детей из других семей. Как правило, вокруг таких домов возникают целые компании соседских ребят, благодаря взрослым они приобщаются к алкоголю и криминально – аморальной субкультуре, которая царит в среде пьющих людей [12,с. 60].

Среди явно неблагополучных семей большую группу составляют семьи с нарушением детско – родительских отношений. В них негативное влияние на детей проявляются не прямо через образцы аморального поведения родителей, как это бывает в "алкогольных" семьях, а косвенно, вследствие хронических осложненных, фактически нездоровых отношений между супругами, которые характеризуются отсутствием взаимопонимания и взаимоуважения, нарастанием эмоционального отчуждения и преобладанием конфликтного взаимодействия [10,с.33].

Естественно, конфликтной семья становится не сразу, а спустя некоторое время после образования брачного союза. Все это зависит от того, чем обусловлено появление конфликтной ситуации и каково отношение к ней каждого из супругов, а так же от их ориентированности на конструктивной или деструктивный путь разрешения семейного конфликта. Поэтому следует разграничивать такие понятия, как "семейные конфликты" и "конфликтные семьи", так как конфликт в семье, пусть и достаточно бурный, еще не означает, что это – конфликтная семья, не всегда свидетельствует о ее неустойчивости [36,с. 61].

"Конфликтными супружескими союзами, - отмечается в одном из справочников по проблемам семьи, - называются такие семьи, в которых постоянно имеются сферы, где сталкиваются интересы, намерения, желания всех или нескольких членов семьи (супругов, детей, других родственников), порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния, непрекращающуюся неприязнь супругов друг к другу. Конфликт – хроническое состояние такой семьи" [29,с.225].

Независимо от того является ли конфликтная семья скандальной, где повышенные тона, раздраженность становятся нормой взаимоотношений супругов, или тихая, где супружеские отношения отмечены полным отчуждение, стремление избегать всякого взаимодействия, она отрицательно влияет на формирование личности ребенка и может стать причиной различных асоциальных проявлений в виде отклоняющегося поведения [36,с.62].

В конфликтных семьях часто отсутствует моральная, психологическая поддержка. Характерной особенностью конфликтных семей является так же нарушение общения между ее членами. Как правило, за затяжными, неразрешенным конфликтом или ссорой скрывается неумение общаться. Конфликтные семьи более "молчаливы", чем бесконфликтные, в них супруги реже обмениваются информацией, избегают лишних разговоров. В таких семьях практически никогда не говорят "мы", предпочитая говорить только "я", что свидетельствует о психологической изолированности брачных партнеров, их эмоциональной разобщенности. И наконец, в проблемных, вечно ссорящихся семьях общение друг с другом строится в режиме монолога, напоминая разговор глухих: каждый говорит свое, самое важное, наболевшее, но никто его не слышит; в ответ звучит такой же монолог [36,с.65]. Дети, пережившие ссоры между родителями, получают неблагоприятный опыт в жизни. Негативные образы детства очень вредны, они обуславливают мышление, чувства и поступки уже в зрелом возрасте. Поэтому, родители, не умеющие найти взаимопонимания друг с другом, обязаны всегда помнить о том, что даже при неудачном браке в семейные конфликты не должны втягиваться дети. О проблемах ребенка следует думать, по крайне мере, столько же, сколько о своих собственных [23,с.78].

Своеобразным индикатором семейного благополучия или неблагополучия оказывается поведение ребенка. Корни неблагополучия в поведении детей разглядеть легко, если дети вырастают в семьях явно неблагополучных. Гораздо труднее сделать это применительно к тем "трудным" детям и подросткам, которые воспитывались в семьях вполне благополучных. И только пристальное внимание к анализу семейной атмосферы, в которой проходила жизнь ребенка, попавшего в "группу риска", позволяет выяснить, что благополучие было относительным. Внешне урегулированные отношения в семьях зачастую являются своеобразным прикрытием царящего в них эмоционального отчуждения как на уровне супружеских, так и детско – родительских отношений. Дети нередко испытывают острый дефицит родительской любви, ласки и внимания из – за служебной или личной занятости супругов [13,с.91].

Следствием такого семейного воспитания детей довольно часто становится ярко выраженный эгоизм, заносчивость, нетерпимость, трудности общения со сверстниками и взрослыми. В этом плане небезынтересна классификация семейных союзов, предложенная В. Юстицкисом, который выделяет семью "недоверчивую", "легкомысленную", "хитрую" - этими метафоричными названиями он обозначает определенные формы скрытого семейного неблагополучия.

"Недоверчивая семья". Характерная черта — повышен­ная недоверчивость к окружающим (соседям, знакомым, товарищам по работе, работникам учреждений, с которы­ми представителям семьи приходится общаться). Члены семьи заведомо считают всех недоброжелательными или просто равнодушными, а их намерения по отношению к семье враждебными. Такая позиция родителей формирует и у самого ребенка недовер­чиво-враждебное отношение к другим. У него развиваются подозрительность, агрессивность, ему все труднее вступать в дружеские контакты со сверстниками. Дети из подобных семей наиболее уязвимы для влияния антиобщественных групп, так как им близка психология этих трупп: враждебность к окружающим, агрес­сивность. Поэтому с ними нелегко установить душевный контакт и завоевать их доверие, так как они заранее не верят в искренность и ждут подвоха [37,с.92].

"Легкомысленная" семья. Отличается беззаботным от­ношением к будущему, стремлением жить одним днем, не заботясь о том, какие последствия сегодняшние поступ­ки будут иметь завтра. Члены такой семьи тяготеют к си­юминутным удовольствиям, планы на будущее, как пра­вило, неопределенны. Если кто-то и выражает неудовлет­воренность настоящим и желание жить иначе, он не задумывается об этом всерьез.Дети в таких семьях вырастают слабовольными, неорганизованными, их тя­нет к примитивным развлечениям. Проступки они совер­шают чаще всего по причине бездумного отношения к жизни, отсутствия твердых принципов и несформированности волевых качеств [37,с.98].

В "хитрой" семье, прежде всего, ценят предприимчи­вость, удачливость и ловкость в достижении жизненных целей. Главным считается умение добиваться успеха крат­чайшим путем, при минимальной затрате труда и време­ни. При этом члены такой семьи порой легко переходят границы дозволенного. Законы и нравственные нормы. К таким качествам, как трудолюбие, терпение, на­стойчивость, отношение в подобной семье скептичес­кое, даже пренебрежительное. В результате тако­го "воспитания" формируется установка: главное — непопадаться.

Существует множество разновидно­стей семейного уклада, где эти признаки сглажены, а по­следствия неправильного воспитания не так заметны. Но все же они есть. Пожалуй, самое заметное — душевное одиночество детей [37,с.102].

Рассмотрим некоторые виды семей, относящихся к скрытым формам семейного неблагополучия.

Семьи, ориентированные на успех ребенка. Возможная разновидность внутренне неблагополучной семьи — кажущиеся совершенно нормальными типичные семьи, где родители вроде бы уделяют детям достаточно внимания и придают им значение. Весь диапазон семей­ных взаимоотношений разворачивается в пространстве между возрастными и индивидуальными особенностями детей и предъявляемыми им со стороны родителей ожи­даниями, которые, в конечном счете, формируют отно­шение ребенка к себе и к своему окружению [38,с.51]. Родители внушают детям стремление к достижениям, что часто со­провождается чрезмерной боязнью неудачи. Ребенок чув­ствует, что все его положительные связи с родителями за­висят от его успехов, боится, что его будут любить, лишь пока он все делает хорошо. Эта установка даже не требу­ет специальных формулировок: она так ясно выражается через повседневные действия, что ребенок постоянно находится в состоянии повышенного эмоционального напряжения только по причине ожидания вопроса о том, как обстоят его школьные (спортивные, музыкальные и т.п.) дела. Он заранее уверен, что его ждут "справедливые" упреки, назидания, а то и более серьезные наказания, если ему не удалось добиться ожидаемых успехов.

Псевдовзаимные и псевдовраждебные семьи. Для описания нездоровых семейных отношений, ко­торые носят скрытый, завуалированный характер, неко­торые исследователи используют понятие гомеостаза, подразумевая под этим семейные узы, которые являются сдерживающими, обедненными, стереотипными и почти неразрушимыми. Наиболее известными являются две формы таких отношений — псевдовзаимность и псевдо­враждебность [38,с.105]. В обоих случаях речь идет о семьях, чле­ны которых связаны между собой бесконечно повторяю­щимися стереотипами эмоциональных взаимореагирова­ний и находятся в фиксированных позициях в отношении друг к другу, препятствующих личностному и психологи­ческому отделению членов семьи. Псевдовзаимные семьи поощряют выражение только теплых, любящих, поддер­живающих чувств, а враждебность, гнев, раздражение и другие негативные чувства всячески скрывают и подавля­ют. В псевдовраждебных семьях, наоборот, принято выра­жать лишь враждебные чувства, а нежные — отвергать. Первый тип семей отечественными авторами назван псевдосолидарными, или псевдосотрудничающими [38,с.49].

Подобная форма супружеского взаимодействия мо­жет быть перенесена и в сферу детско-родительских отно­шений, что не может не отразиться на формировании личности ребенка. Он не столько учится чувствовать, сколько "играть в чувства", причем ориентируясь исклю­чительно на положительную сторону их проявления, ос­таваясь при этом эмоционально холодным и отчужден­ным. Став взрослым, ребенок из такой семьи, несмотря на наличие внутренней потребности в заботе и любви, будет предпочитать невмешательство в личные дела чело­века, пусть даже самого близкого, а эмоциональное от­странение вплоть до полного отчуждения возведет в свой главный жизненный принцип.

Исследователи, занимающиеся изучением психологии подобных семей, выделяют в качестве наиболее распространенных три конкретных формы наблюдающегося в них неблагополучия: соперничество, мнимое сотрудничество и изоляции [ 22,с.56].

Соперничество проявляется в виде стремления двух или более членов семьи обеспечить себе главенствующее положение в доме. На первый взгляд, это — главенство в принятии решений: финансовых, хозяйственных, пе­дагогических (касающихся воспитания детей), органи­зационных и т.п. Известно, что проблема лидерства в се­мье особенно остро стоит в первые годы брака: муж и жена нередко ссорятся из-за того, кому из них быть гла­вой семьи.

Соперничество является свидетельством того, что на­стоящего главы в семье нет. Ребенок в такой семье растет с отсутствием традиционного разделения ролей в семье, для является нормой выяснение кто в "семье главный" при каждом удобном случае. У ребенка формируется мнение, что конфликты это норма [22 ,с. 108].

Мнимое сотрудничество. Такая форма семейного неблагополучия, как мнимое сотрудничество тоже довольно распространена, хотя на внешнем, социальном, уровне "прикрыта" кажущимися гармоничными отношениями супругов и других членов семьи. Конфликтов между мужем и женой или супруга­ми и их родителями на поверхности не видно. Но это временное затишье продолжается лишь до того момента, пока кто-то из членов семьи не меняет своей жизненной позиции. Мнимое сотрудничество может отчетливо проявить­ся и в ситуации, когда, наоборот, кто-то из членов семьи – чаще жена, после длительного периода занятий только домашними делами решает включиться в профессио­нальную деятельность. Карьера требует мно­го сил и времени, поэтому, естественно, домашние дела, которые выполняла только жена, приходится перераспределять между другими членами семьи и чему они не готовы. В такой семье у ребенка не формируется установка на сотрудничество с членами своей семьи, находить компромисс. Наоборот, он считает, что каждый должен поддерживать другого, пока это не идет вразрез его личным интересам [22,с. 112].

Изоляция. Наряду с соперничеством и мнимым сотрудничеством довольно распространенной формой семейной неблагополучия является изоляция. Относительно простой вариант подобной трудности в семье — психологическая изолированность кого-то одного в семье от других, чаще всего это овдовевший родитель одного из супругов. Несмотря на то, что он живет в доме своих детей непосредственного участия в жизни семьи он не принимает: никто не интересуется его мнением по тем или иным вопросам, его не привлекают к обсуждению важных семейных проблем и даже о самочувствии не спрашивают, так, как всем известно, что "он всегда хворает" К нему просто привыкли, как к предмету интерьера и считают своим долгом только позаботиться о том, чтобы он был своевременно накормлен. Возможен вариант взаимной изоляции двух или более членов семьи. Например, эмоциональное отчуждение супругов может привести к тому, что каждый из них пред­почитает большую часть времени проводить за предела­ми семьи, имея свой круг знакомых, дел и развлечений. Оставаясь супругами чисто формально, оба скорее отбы­вают, чем проводят время дома. Семья держится либо на необходимости воспитывать детей, либо из престижных, финансовых и других подобных соображений [22,с.115].

Взаимоизолированными могут стать молодая и роди­тельская семьи, проживающие под одной крышей. Под­час они и домашнее хозяйство ведут отдельно, как две семьи в коммунальной квартире. Разговоры вращаются, главным образом, вокруг бытовых проблем: чья очередь убирать в местах общего пользования, кому и сколько платить за коммунальные услуги и т.п.

В такой семье ребенок наблюдает ситуацию эмоционального, психологического, а под час и физической изолированности членов семьи. У такого ребенка нет чувства привязанности к семье, он не знает что такое переживание за другого члена семьи, если тот старый или больной [22,с.117].

Перечисленные формами не исчерпыва­ются разновидности семейного неблагополучия. При этом каждый из взрослых сознательно или неосознанно стремится использовать детей в выгодной для себя функ­ции. Дети, по мере взросления и осознания семейной ситуации, начинают играть с взрослыми в игры, прави­ла которых им были навязаны. Особенно отчетливо не­простое положение детей в семьях с теми или иными формами психологического неблагополучия проявляется в ролях, которые они вынуждены принимать на себя по инициативе взрослых. Какая бы ни была роль — положи­тельная или отрицательная — она в равной степени нега­тивно сказывается на формировании личности ребенка,что не замедлит отразиться на его самоощущении и на взаимоотношениях с окружающими не только в детском возрасте, но и во взрослом состоянии[22 ,с.119].

Выводы по первому разделу Среди неблагоприятных факторов социализации ребёнкаотмечают, прежде всего, такие, как неполная семья, аморальный образ жизни родителей, асоциальные антиобщественные взгляды и ориентации родителей, их низкий общеобразовательный уровень, педагогическая несостоятельность семьи, эмоционально-конфликтные отношения в семье[19,с.142].

Очевидно, что общеобразовательный уровень родителей, наличие или отсутствие полной семьи свидетельствуют о таких важных условиях социализации, как общекультурный уровень семьи, ее способность развивать духовные потребности, познавательные интересы детей, то есть в полной мере выполнять функции института социализации. Вместе с тем, сами по себе такие факторы, как образование родителей и состав семьи еще с полной достоверностью не характеризуют образа жизни семьи, ценностных ориентации родителей, соотношения материальных и духовных потребностей семьи, ее психологического климата и эмоциональных отношений[38,с.149].

Таким образом, исходя из результатов криминологических, психолого-педагогических и медико-социальных исследований, можно выделить следующие факторы социального риска, отрицательно сказывающиеся на социализации ребёнка:

социально-экономические факторы – низкий материальный уровень жизни семьи, плохие жилищные условия;

медико-санитарные факторы – экологически неблагоприятные условия, хронические заболевания родителей и отягощенная наследственность, вредные производственные условия родителей и особенно матери, антисанитария и пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами, неправильное репродуктивное поведение семьи и особенно матери;

социально-демографические факторы – неполная либо многодетная семья, семьи с престарелыми родителями, семьи с повторными браками и сводными детьми;

социально-психологические факторы – семьи с деструктивными эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, педагогической несостоятельностью родителей и их низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями;

криминальные факторы – алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни родителей, семейные дебоши, проявления жестокости и садизма, наличие судимых членов семьи, приверженных к субкультуре преступного мира[38,с.162].

Наличие того или иного фактора социального риска не означает обязательного возникновения социальных отклонений в поведении детей, оно лишь указывает на большую степень вероятности этих отклонений. При этом одни факторы социального риска проявляют свое негативное влияние довольно стабильно и постоянно, другие с течением времени либо усиливают, либо ослабляют свое влияние[38,с.165].

РАЗДЕЛ 2 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА В НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕ

2.1. Характеристика и решение проблем социального развития ребёнка в неблагополучной семье

Согласно А. Мудрик, социальный педагог- это педагог, исследующий социальное воспитание в контексте социализации, т.е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях специально созданных для этого, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией [17,с.69].

Цель его работы - создание благоприятных условий для личностного развития ребёнка – физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального, оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребёнка в его жизненном пространстве. Социальный педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением [17, с.22].

Социальный педагог кроме педагогических проблем и работы с семьей, решает социальные, экономические, медицинские и психологические задачи. Главная цель - мобилизовать внутренние силы семьи на преодоление кризиса. Для этого, во-первых, необходимо проанализировать проблемы. Во-вторых, следует проконсультироваться со специалистами, в-третьих, определить пути выхода из кризиса. Задача социального работника в работе с семьей - это разрешение кризисных ситуаций. Кроме того, следует обратить внимание и на их своевременное предупреждение и нейтрализацию. К предупреждению относится материальная помощь семьям со стороны государства в виде выплаты пособий. Предоставление льгот, социальной помощи.

Кроме того, социально-педагогическая деятельность осуществляется на трех уровнях: диагностическом, профилактическом и реабилитационном.

Любую работу с семьей социальный работник начинает с её изучения, то есть на диагностическом уровне. Здесь возможны два варианта деятельности:

при добровольном обращении клиентов – оценка ситуации и в случае необходимости организация консультации психолога; при недобровольном обращении – сбор достоверной информации о семье, организация встречи с ней, обеспечение обратной связи.

Обязательными этапами диагностики являются: сбор информации; анализ информации; постановка социального диагноза.

Диагностика – длительный этап, требующий неоднократных встреч с семьей, а также с другими людьми. Диагностика служит отправной точкой дальнейшего взаимодействия с семьей. Проведение диагностики предполагает соблюдение определенных принципов [4,с.83].

Методологические принципы:

объективность в сборе фактов и их интерпретации. Необъективность может привести к якорному (дотошное исследование, но в каждом новом факте социальный работник видит подтверждение сложившегося стереотипа) или замковому (из-за стереотипов наклеивается ярлык, делаются ранние необъективные выводы о семье, и социальный работник останавливает диагностическое исследование) эффекту;

множественность источников информации;

достоверность информации; клиентоцентризм (смотреть на проблему исходя из интересов клиента) [4,с.92].

Этические принципы: конфиденциальность, степень открытости – право клиента; невмешательство в частную жизнь.

На данном этапе обязательно используются следующие диагностические методы:

наблюдение (позволяет определить пол, возраст, национальность, материальное положение, черты характера, уровень интеллектуального развития и состояние психики клиента);

беседа (равноправный диалог или интервью, устный опрос по заранее обдуманному плану);

анкета;

тесты (стандартизированный набор заданий, позволяющий определить уровень знаний человека, состояние его личностных, психологических характеристик) [4,с.93].

В диагностике широко используются:

шкальные методики. Для определения результата совместной работы семье предлагается шкала, на которой члены семьи должны отметить состояние своей проблемы до и после визита к социальному работнику. Этот показатель можно сравнивать только с показателями этой же семьи в другой момент времени. Методика позволяет переводить качественные характеристики в количественные и может широко использоваться, так как это один из немногих простых в применении и устраивающих семью способов определения эффективности работы;

карточные методики – набор карт с определенным смысловым содержанием (любовь, ненависть, развод, тоска). Семье дается задание расположит карточки по времени – настоящее, прошлое, будущее. Карточные методики позволяют составить общее представление об эмоциональном состоянии семьи, ее жизненной ситуации, облегчает работу с людьми, имеющими затруднения в общении (мигранты, замкнутые), оказывает успокаивающее действие; проективные методики – разновидность тестов, нацеленных на определение неосознаваемых клиентом состояний (бессознательное влечение, скрытая агрессия, переживание); ассоциативные проективные методики, построенные на словесных ассоциациях, системе законченных предложений; экспрессивные методики (основаны на рисовании: рисунок семьи, рисунок себя в виде растения, животного). Они позволяют сравнивать результаты работы с клиентом; анализ документации.

Контент-анализ (выборочный, содержательный). Изучение документов - важный аспект деятельности социального работника, который является составителем многих документов, необходимых для дальнейшей работы с семьей, в помощь другим специалистам, правоохранительным органам, для отчетности, для защиты своих интересов.

Метод социальных биографий – сбор информации об истории жизни человека и его семьи. Исследуются личные беседы, опросы родственников, переписка, семейные альбомы, прием генограммы семьи. Этот метод используется в работе с теми клиентами, проблемы которых берут начало в семье, традициях [3,с.89].

При постановке диагноза, обработке информации удобно использовать таблицы. Это помогает систематизировать материал, сделать выводы.

В ситуациях, когда различные недостатки в семье тщательно скрываются, может помочь опрос соседей, школьных учителей, разговор с самим ребенком. Определить, есть ли проблема физических наказаний в семье (если родители скрывают ее наличие), можно по состоянию ребенка.

Оценка физического, эмоционального и психического развития детей происходит по следующим критериям Д.Барнз:

отсутствие привязанности или сильное искажение связей такого рода;

серьезное отклонение в восприятии семьи как надежной базы, на основе которой дети могут приобретать новый опыт;

отсутствие или сильное искажение родительских моделей, которые ребенок имитирует и на которых формируется идентификация;

наличие дисфункциональных стилей борьбы со стрессом (агрессивность);

полное или частичное отсутствие взаимопонимания между родителями;

отсутствие необходимого или соответствующего возрасту жизненного опыта (теплота, игра, беседа);

отсутствие или избыток дисциплинарных методов [3,с.78].

После проведения диагностики можно приступать к осуществлению всех видов социально педагогической работы с семьей.

Образовательная составляющая включает в себя два направления: помощь в обучении и воспитании.

Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей. В связи с этим, деятельность социального работника предусматривает проведение широкого просвещения родителей по следующему кругу вопросов:

педагогическая и социальная подготовка родителей к воспитанию будущих детей;

роль родителей в формировании у детей адекватного поведения в отношении к сверстникам;

значение личного примера и авторитета родителей в воспитании детей, атрибуты роли отца и матери, отношений между детьми;

взаимоотношения различных поколений в семье, методы педагогического воздействия на детей, формирование позитивных отношений между детьми и взрослыми;

воспитание детей с учетом пола и возраста;

социально-психологические проблемы воспитания "трудных" подростков, проблемы отрицательного влияния безнадзорности на психику ребенка;

сущность самовоспитания и его организация, роль семьи в руководстве самовоспитанием;

поощрение и наказание в воспитании, наиболее распространенные ошибки родителей;

особенности воспитания детей с отклонениями в физическом и психическом развитии и т. д. [3,с.81].

Помощь в воспитании предполагает консультирование родителей, создание специальных воспитывающих ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье. Родительский долг, любовь, ответственность, интерес входят в ту сферу семейной жизни, которая обеспечивает воспитательную функцию семьи. Если нарушены отношения в этой сфере, то социальному работнику следует оказать помощь в формировании нравственного сознания детей и родителей через бытовую требовательность, взаимную ответственность и уважение. Социальному работнику при оказании помощи семье необходимо разобрать с родителями применяемые в их семье методы воспитания и помочь определить более адекватные. Такая работа с семьей осуществляется на профилактическом и реабилитационном уровнях [3,с.86].

Профилактический уровень социально-педагогической деятельности с семьей реализуется в пропаганде ненасильственного воспитания, в повышении педагогической культуры родителей. Эффективность профилактической деятельности напрямую зависит от правильного выбора способа общения с семьей. Недопустимы небрежное, снисходительное или слишком официальное отношение при встрече, а также упреки, устрашения, ультиматумы. В противном случае создается психологический барьер, из-за чего человек не может адекватно воспринимать даже вполне целесообразные предложения.

Предвидя трудный разговор, социальный работник должен тщательно подготовиться к встрече. Собрать как можно больше информации о семье, тщательно обдумать содержание и форму беседы. В начале встречи нужно отметить благоприятные стороны жизни семьи, положительные качества собеседника. Завоевав расположение, необходимо найти тактичную форму для определения проблемы [3,с.97].

Успешной работе с семьей помогает атмосфера дружеских, партнерских, неформальных отношений между социальным работником и клиентами, чему способствуют проведение тематических встреч, вечеров отдыха и др. В процессе их совместной подготовки предоставляется возможность лучше узнать друг друга, проявить взаимный интерес, внимание, тепло. Умело организуя общение детей и взрослых, социальный работник помогает им ощутить радость и удовлетворение от совместных дел, чего прежде, возможно, данная семья не испытывала [1,с.73].

Перед родителями, которые предъявляют к ребенку завышенные требования, социальный работник должен постараться раскрыть как можно больше реальных достоинств ребенка. Таким образом, профилактический уровень работы с семьей в процессе помощи в воспитании и обучении предполагает разработку специальных программ педагогического образования и просвещения родителей, которые способствовали бы полноценному функционированию семьи и предотвращению проблем во взаимоотношениях детей и родителей.

Психологическая помощь семье включает социально-психологическую поддержку и коррекцию.

Психологическая поддержка направлена на создание благоприятного климата в семье в период кратковременного кризиса. Поддержку семьям, испытывающим различные виды стресса, социальный работник может осуществить, если у него есть дополнительное психологическое образование, кроме того, эту работу могут выполнять психологи, психотерапевты [1,с.163].

Коррекция межличностных отношений происходит тогда, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно-психического и физического состояния. Это запугивание, оскорбление, унижение чести и достоинства, нарушение доверия. До недавнего времени этому явлению не уделялось должного внимания. Отдельные данные (бытовые убийства, свидетельства социальных работников, медиков, педагогов, МВД) доказывают его возрастание. Остановимся подробнее на видах внутрисемейной жестокости.

Формы жестокого обращения – это любое насильственное посягательство на личность члена семьи. Это могут быть: запрет общаться с друзьями, соседями, воспрепятствование внедомашней занятости жены, приобретению образования, повышению квалификации, насмешки, оскорбления, необоснованная критика [6,с.35].

Наиболее опасно для личности, ее здоровья и жизни физическое и сексуальное насилие. Сексуальное насилие – это развратные действия. Нередко для принуждения к ним используется и физическое насилие. однако порой эмоционально отверженные и социально заброшенные дети используют свои сексуальные ресурсы для "подкупа" взрослых, чтобы привлечь их внимание и получить защиту. Такое специфическое поведение с трудом поддается коррекции. Для лиц, переживших физическое и сексуальное насилие, характерны длительные депрессивные состояния, приступы тревожности, страх прикосновений, ночные кошмары, чувство изолированности и низкая самооценка.

Защита детей от жестокого обращения – одна из важнейших задач социального работника. Порой такие дети запуганы и не в состоянии рассказать, что с ними происходит. Такой вид поведения скрыт от глаз окружающих. Поэтому следует знать прямые и косвенные признаки жестокого обращения в семье с детьми: агрессивность, раздражительность, отчужденность, равнодушие, излишняя осведомленность, уступчивость или осторожность, боли в животе непонятной этиологии, проблемы с едой, беспокойный сон, энурез. Кроме того, может присутствовать подчеркнутая секретность в отношениях между взрослым и ребенком, страх перед каким-либо членом семьи, нежелание оставаться с ним наедине. Все это – причина для серьезного исследования ситуации в семье. Участие в этом исследовании социального работника, психолога, врача, сотрудника ОВД должно дать объективную картину происходящего, помочь пресечь жестокое обращение с ребенком, а также послужить предлогом для возбуждения дела о лишении родительских прав или уголовного преследования виновного [6,с.47].

Психологическая помощь осуществляется на реабилитационном уровне работы с семьей. Реабилитационный уровень состоит из трех подуровней – индивидуального, группового и общинного. На индивидуальном уровне реабилитационной работы с родителями или с ребенком используется несколько технологий [8,с.45].

Консультирование – процесс взаимодействия между двумя или несколькими людьми, в ходе которого определенные знания консультанта используются для оказания помощи консультируемому.

Консультирование отличается от обучения тем, что значение имеют не столько знания консультанта, сколько его отношение к сложившейся проблеме, влияние его личности [32,с.49].

Методы, приемы консультирования:

беседа;

включенное наблюдение;

убеждение;

одобрение или осуждение – находить компромисс, обсуждать действия, выяснять причины, стараться не осуждать;

прием активного слушания;

прием перефразирования – проверка правильности высказывания другого человека при помощи повторения его идей другими словами;

использование ключевых фраз клиента с целью перейти на язык клиента (кинестет, аудит);

прием конфронтации – заключается в том, чтобы показать клиенту противоречие в его суждениях, другие точки зрения. Прием конфронтации опасен тем, что может привести к конфликту, глубокому неудовлетворению и разрыву. Но этот прием можно использовать для создания условий качественного роста клиента, вскрытия его противоречий;

прием Я – послания, это высказывание специалиста о собственном эмоциональном переживании, дискомфорте, который вызван действиями или позицией клиента;

метод легенд – способ помочь клиенту через рассказ о другом человеке, который нашел выход из подобной ситуации;

телефонное консультирование – при использовании этой технологии отсутствует визуальный контакт, нельзя использовать невербальные средства общения [33,с.61].

Этапы телефонного консультирования:

приветствие, знакомство;

принятие – профессионал показывает, что он готов принять информацию;

предложение своей помощи;

исследование проблемы клиента. Если проблема не ясна, перейти к следующему этапу;

выяснение, какую помощь хотел бы получить клиент;

поиск согласия;

подведение итогов, совместный план действий;

расставание, выражение благодарности за звонок [33,с.106].

Задача социального работника – способствовать созданию в семье ощущения безопасности, он должен быть твердо убежден в правильности своих действий, быть способным четко изложить свои цели клиентам, с которыми собирается работать.

2.2Анализ технологий социальной работы с неблагополучными семьями

Главной технологией социализации ребёнка из неблагополучной семьи является социальное сопровождение. Социальное сопровождение семьи это форма поддержки семьи в интересах ребёнка. Цель социального сопровождения – обеспечение и защита прав и интересов ребёнка, оптимальных условий жизни и развития с учетом индивидуальных потребностей каждого ребёнка путём предоставления социальных услуг. Реализация социального сопровождения направлена на решение определённых задач:

создание позитивного психологического климата

обеспечение оптимальных жизненных условий

обеспечение прав ребёнка

создание условий для развития ребёнка путём предоставления комплекса

качественных социальных услуг

проведение психодиагностики, направленной на изучение социально –

психологических характеристик личности с целью его психологической

коррекции или психологической реабилитации [32,с.254].

Реализация социального сопровождения неблагополучной семьи предусматривает периодическое планирование социальной работы с ребёнком, родителями, членами семьи, социальным окружением. План социального сопровождения содержит комплекс услуг для повышения воспитательного потенциала семьи и создания условий для успешной социализации ребёнка. Планом предусматриваются конкретные мероприятия предоставления социально – экономических, социально – бытовых, психологических, социально – медицинских, социально – педагогических и информационных услуг. План социального сопровождения разрабатывается на основе информации индивидуальных потребностей конкретного ребёнка [32,с.271].

Методы работы:

1. диагностические:

наблюдение – общенаучный метод исследования, предполагает

целенаправленную, систематическую фиксацию проявлений деятельности личности, коллектива, группы людей. Наблюдение может быть сплошным и выборочным; включенным и простым; неконтролируемым и контролируемым (при регистрации наблюдаемых событий по заранее отработанной процедуре); полевым (при наблюдении в естественных условиях) и лабораторным (в экспериментальных условиях);

опрос – это метод сбора информации, проводимый в виде интервью,

беседы по заранее составленному плану;

тестирование – это один из методов исследования, заключающийся в

диагностике личности, психического состояния функций, имеющихся и

вновь приобретенных знаний;

2. управленческо – воспитательные методы (активные), ситуационно –

ролевые игры, социально – психологические тренинг [32,с.279].

Формы работы: индивидуальная, групповая и фронтальная (примерами этих работ могут быть консультирование, дискуссионный диалог, лекция, семинар, психотерапия, обучающий и формирующий тренинг, психокоррекция) [11,с.78].

Консультирование – это ориентация детей и подростков по воспитанию культуры семейных отношений, по возрастным и индивидуальным особенностям психического развития с целью психокоррекции и профилактики отклонений от нормы в семейного благополучия.

Если семья не является инициатором взаимодействия с социальным педагогом, консультирование может проводиться в завуалированной форме.

Конечная цель консультационной работы – с помощью специально-организованного процесса общения актуализировать внутренние ресурсы семьи, повысить ее реабилитационную культуру и активность, откорректировать отношение к ребенку.

Наряду с индивидуальными консультативными беседами, могут применяться групповые методы работы с семьей. Обучающий и развивающий тренинг – это применение коррекционных и обучающих методов, направленное на развитие, формирование отдельных психических функций, умений, навыков и семейной компетенции детей и подростков, ослабленных в силу особенностей воспитания или социальной среды, но необходимых для успешной самореализации личности в различных видах деятельности [34,с.143].

Групповые методы работы дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать на себя роль лидера при обмене информацией развивает активность и уверенность родителей.

Коррекция – это коррекция отклонений в психическом развитии на основе создания оптимальных возможностей и условий для развития личностного и интеллектуального потенциала ребенка; профилактика нежелательных, негативных тенденций, личностного и интеллектуального развития.

Психотерапия – это система лечебного воздействия на психику, на весь организм и поведение ребенка и взрослого, комплексное лечение психических, нервных и психосоматических расстройств, решающее задачи по смягчению или ликвидации имеющейся симптоматики и изменению отношений к социальному окружению и собственной личности [32,с.71].

Для выявления проблем в социализации ребёнка в плане представлены различные диагностики:

1. Наблюдение за детьми. Цель: определить наличие проблем у ребенка, общее эмоциональное состояние и психологический портрет.

2.Опрос, анкетирование родителей. Цель: собрать необходимую информацию о семье, а так же определить характер внутрисемейных взаимоотношений.

3. Проективная методики, направленные на изучение детско – родительских взаимоотношений; определение поведения каждого из члена семьи; выявить уровня развития интеллекта, изучение характера коммуникаций в семье – прямой или опосредованный [32,с.82].

Разработка плана работы с семьей, направленной на корректировку отношение к ребенку, происходит с учетом типа внутрисемейного воспитания.

Для этого можно организовать:

родительски собрание для группового обсуждения актуальной проблемы, в результате беседы родители делятся своим жизненным опытом и прислушиваются к советам других родителей;

тренинги, направленные на развитие умений и навыков, которые помогают семьям учиться управлять своей микросредой, ведут к выбору конструктивных жизненных целей и конструктивного взаимодействия. Среди таких навыков надо выделить:

коммуникационные умения и навыки: умение "активного слушания", представляющее собой безоценочную реакцию, которая свидетельствует о том, что родители заинтересованно слушают и понимают своего ребенка; отработку "Я – сообщения", выражающего личную обеспокоенность родителя возможными последствиями действий ребенка, и др.;

психогигиенические приемы преодоления стрессовых ситуаций. Повседневной саморегуляции, оказания психотерапевтического воздействия на ребенка и др.;

психолого-педагогические приемы: приемы раннего развивающего обучения, модификации поведения ребенка, игротерапии и др.

деловая игра, направленная на повышение и расширение знаний родителей в области семейного воспитания [21,с.86].

4. При любом типе воспитания необходима индивидуальная консультация, так как она приносит наиболее продуктивные результаты. Возможны беседы на темы, касающиеся семейного воспитания: стили воспитания, ошибки воспитания и их последствия. Но наиболее актуальны темы, которые интересуют самих родителей, поэтому необходимо заинтересовать и подтолкнуть их к обращению за индивидуальной консультацией при возникающих вопросах и проблемах.

5. "Стенд для родителей", где изложены основные положения касающиеся воспитания детей, представлена информация о возможной помощи, а так же описание работы социального педагога по работе с семьей: основные направления, формы и методы его работы и обязательно график работы.

6. Патронаж – одна из форм работы социального педагога, представляющая собой посещения на дому с диагностической, контрольной и адаптационно – реабилитационной целями. Патронаж проводиться со следующими целями:

диагностические – ознакомление с условиями жизни, изучение возможных социальных факторов риска, исследования сложившихся проблемных ситуаций;

контрольные – оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем, выполнения родителями рекомендаций;

адаптационно – реабилитационные – оказание конкретной образовательной, психологической и посреднической помощи [21,с.95].

При разработке плана работы с детьми, направленной на корректировку отношения к взрослым могут быть организованы следующие мероприятия:

классный час с целью выяснения мнения детей на заданную тему, ее обсуждения и определения возможных форм поведения в заданной ситуации.

ролевые игры, направленные на определение существующих установок, касающихся семьи, а так же формирование новых, адекватных семейной ситуации.

упражнения для выявления и развития воображения детей, способности к вербализации их фантазий;

индивидуальные консультации для более открытого и доверительного разговора.

Динамику изменений, происходящих в семье в результате проведения мероприятий , просматривают с целью отслеживания и корректирования работы, по каждому отдельному случаю ведется документация, которая описывается в программе.

Для контроля по реализации плана должны быть организованы контрольные посещения на дому, повторное проведение диагностических методик, консультации с детьми и родителями для определения уровня и степени ликвидации признаков неблагополучия. Если при подведении итогов проведения плана заметна ликвидация факторов неблагополучия в семье, то это дает основание для снятия с учета семью. Чаще всего эффективность программы наблюдается по следующим параметрам: у детей улучшилась успеваемость, сократились прогулы, эмоциональное настроение поднялось и общее психологическое состояние приблизилось к норме [21,с.101].

Формы работы с семьей.

Для семей с потворствующим типом воспитания конструктивно обсуждать проблемы после их выслушивания. Исходя из этого можно организовывать общеклассные собрания на тему "Наказания и поощрения", на котором рассматривались методы наказания и виды поощрения, а так же поступки, за которые можно и нужно наказывать и поощрять.

Для семей с повышенной морально ответственностью детей организовать родительское собрание "Взаимодействие родителей и детей".

Для семей с гиперпротекцией в стиле воспитания организовать посещения на дому, так как на родительские собрания эти родители приходили редко и без особого интереса. В основном это родители старшеклассников, поэтому, по мнению взрослых, дети сами должны решать свои трудности в школе, а к ним обращаться только в крайнем случае.

Для работы с семьями в которых присутствует неустойчивый стиль воспитания организовать родительские собрания на тему "Проблемы общения родителей и детей".

В семьях с недостаточной требовательностью к ребенку организовывать родительские собрания на тему "Противостояние или сотрудничество". В ходе беседы родители могут активно принимать участие и охотно делится родительским опытом.

Работа с семьями, в которых присутствует эмоциональное отвержение, совпадает с мероприятиями, проводимыми с семьями с жестким стилем воспитания. Организовать совместные лектории на темы: "О Вас и для Вас родители": роль семьи в формировании личности ребенка, семья глазами ребенка, знают ли они нас?"

Взаимодействие школы и семьи. Это два социальных института, от согласованных действий которых зависит эффективность процесса социализации ребенка. В чем конкретно могут выражаться связи школы и родителей? Одной из причин ущербности семейного воспитания, конфликтов между родителями и детьми является низкая педагогическая культура родителей. Школа обязана помочь родителям в этом отношении, став для них центром психолого – педагогического просвещения. Формы просвещения родителе: лектории, конференции, поклассные объединения родителей и т.д.

Выводы по второму разделу Существующие проблемы в функционировании семьи на современном этапе обуславливают необходимость оказания ей помощи со стороны общества. Анализ педагогической литературы, некоторые исследования показывают, что это возможно посредством организуемой с семьей социальной (или социально-педагогической) работы. На самом деле, если семья не выполняет свою ведущую функцию – первичной базисной социализации личности ребенка – в силу разного рода причин или социальных дефицитов (деформация взаимоотношений в подсистемах, негативное влияние референтной группы, нарушение ролевых функций и т.д.), то необходимо влияние на неё извне с определенной целью: внести необходимые коррективы в её функционирование, т.е. внести изменения [25,с.67]. Семья как социальный институт общества обладает большими возможностями для осуществления процесса социализации ребенка, успешность осуществления этого процесса определяется её воспитательным потенциалом. Выполняя функции первичной социализации личности, она выступает в роли субъекта этого процесса и должна пониматься как сложная социальная система, состоящая из отдельных компонентов. Понимание семьи в качестве системы, как показало исследование, способствует повышению её воспитательного потенциала. Проанализировав современное состояние проблемы негативных детско – родительских отношений можно констатировать, что данная проблема очень актуальна.

Выявив виды дезадаптации ребенка, мы пришли к выводу, что причины не в структуре семьи, а в неправильном стиле семейного воспитания и нарушении типа родительско – детских отношений.

ВЫВОДЫ

В ходе работы над проблемой" социализации ребенка из неблагополучной семьи" нами были поставлены и решены следующие задачи исследования.

Проанализировано современное состояние проблемы неблагополучия можно констатировать, что данная проблема очень актуальна, число таких семей стремительно увеличивается, появляются новые виды неблагополучных семей в современном обществе, что усугубляется нехваткой высококвалифицированных специалистов в этой области, а именно социальных педагогов. Неразвитость социальной сферы и недостаток образованных специалистов, ориентированных на проблемах семьи, что негативно отражается на ситуации в обществе.

Изучив проблемы социализации детей из неблагополучных семей, мы вывялили, что дети строят свои дальнейшие жизненные планы, основываясь на модели собственной семьи и это порождает увеличение неблагополучных семей.

Выявив виды дезадаптации ребенка из неблагополучной семьи, мы пришли к выводу, что причины не в структуре семьи, а в неправильном стиле семейного воспитания и нарушении типа родительско – детских отношений.

Обобщив научную литературу по проблеме влияния неблагополучной семьи на процесс социализации ребенка, а так же изучив исследования М. Галагузовой и А. Мудрика по вопросам социально – педагогической помощи различным типам семей, мы выделили следующие этапы работы социального педагога с неблагополучной семьей, реализуемые непосредственно через школу. Решение проблемы социализации ребенка из неблагополучной семьи возможно при условии осуществления комплекса мероприятий, направленных на:

раннее выявление и постановка на учет ребенка из неблагополучной семьи;

определение причин неблагополучия семьи;

осуществление информационной помощи семье;

организация профилактики нарушений воспитания в семьях "группы

риска";

организация координационно – организационной помощи со стороны

социального педагога.

В основе возникновения социального неблагополучия лежит нарушение взаимодействия в системе "семья - ребенок". Для решения проблемы успешной социализации ребенка из неблагополучной семьи, нужно раннее выявление неблагополучных семей, осуществление информационной и посреднической помощи семье "группы риска", оказание помощи направленной на успешную социализацию ребенка из неблагополучной семьи, снижение количества неблагополучных семей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1998, – 184с.

2. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатара. М., 1988, - 208 с.

3. Василькова Ю.В. Василькова Т.А. Социальная педагогика. - М.,2003, -208с.

4. Гилинский Я.И. Стадии социализации индивида // Человек и общество. Вып.9. 1971. – 97 с.

5. Галагузова М.А., Галагузова Ю.Н., Штинова Г.Н., Тищенко Е.Я., Дьяконов Б Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений - М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 416 с.

6. Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними// Народное образование. 2002.№ 6, -76с.

7. Дементьева И.Ф.«Негативные факторы воспитания детей в неполной семье» Жур. Социс № 11, 2001. –73 с.

8. Игнатьев В.«Реабилитация подростков в семейной воспитательной группе» Журнал: Социальная работа, № 1, 2003, - 45с.

9. Кон И. С. Ребенок и общество. - М., 2003, - 98с.

10. Крайг Г. Психология развития. - СПб., 2000, - 123с.

11. Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы Издательство ДВГТУ, Владивосток2002.- 92 с.

12. Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. - Прага,1984, - 112с.

13. Личко А.Е. Подростковая психиатрия - М., 1985, -153с.

14. Макаренкова И.В., Мисько А.В. Социальная дезадаптация детей и подростков .- М., 2004 – 86 с.

15. Макеев Г. А. Семейная жизнь и дети. Волгоград, 1987, - 95с.

16. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 1997. №4, - 73 с.

17. Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М., 2003, - 305с.

18. Мухина В.С. Возрастная психология. - М., 2006, - 263с.

19. Пивоварова Н. «Комплексная помощь семьям с детьми» Журнал: Социальная работа, № 3, 2003г., - 61с.

20. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. - СПб, 2003, - 110с.

21. С.Организационнаяи социально - педагогическая деятельность социального педагога в образовательном учреждении: Методические рекомендации.-М., 2004 // Сост. Дмитриева В.Г., Черноусова Ф.П., Яркова И.В., - 174с.

22. Очарова Р.В. Психологическое сопровождение родительств. - М. 2003, - 112с.

23. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. - М., 1981, - 228с..

24. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М., 1994., - 248с.

25. Саготовская С.Г. Воспитание личности в условиях семейного коллектива. - Томск, 1971, - 124с.

26. Сатир В. «Как построить себя и свою семью» - М.: Педагогика - Пресс, 1992 – 192с.

27. Смелзер Н. Социология. - М.: Феникс, 1994. 16. Современный словарь по психологии. - Мн., 1998., - 343с.

28. Социальная психология // Под редакцией Петровского А.В. - М., 1987.- 345с.

29. Социальная психология в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. - Санкт-Петербург, 2000., - 392с.

30. Терентьева А. В. Особенности развития ребенка в алкогольной семье и возможности реабилитационной работы. 1998 №3, - 98с.

31. Технологии социальной работы. // Учебник под общ. ред. проф. Е.И.Холостовой. – М.: ИНФРА – М. 2001.,- 336с.

32. Теория и методика социальной работы. // Под общ. ред.академика Академии соц-х наук Жукова В.И. – М.: Изд. “Союз”.1994., - 325с.

33. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. // Учебное пособие для студентов ВУЗ. Москва. 2001., - 201с.

34. Харчев А.Г. Быт и семья в социалистическом обществе. - Л.,1968, - 134с.

35. Целуйко В. М. Вы и ваши дети. Психология семьи. - Ростов н/Д, 2004,- 93с.

36. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. — СПб.:

37. Питер, 1999. - 656с.

38. Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапии. СПб.: Речь, 2003., - 385с.