Реферат: Безработица и занятость 3

Название: Безработица и занятость 3
Раздел: Рефераты по экономической теории
Тип: реферат

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова»

Факультет управления

КУРСОВАЯ РАБОТА

поэкономической теории

Безработица и занятость в современном обществе.

Решение проблемы безработицы и занятости в России.

Выполнила студентка I курса,

11 группы кафедры государственного и муниципального управления

Фёдорова Екатерина Николаевна

Научный руководитель, кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления

Чижова Людмила Александровна

Архангельск

2010

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1: Теоретические аспекты безработицы и занятости

1. Безработица

1.1 Понятие безработицы, ее основные характеристики

1.2 Виды безработицы

1.3 Уровень безработицы, его определение. Естественный уровень

безработицы

1.4 Причины возникновения безработицы

1.5 Последствия безработицы

2. Занятость

2.1 Занятость населения: сущность, основные принципы

2.2 Виды и формы занятости

2.3 Особенности занятости различных возрастных групп населения

ГЛАВА 2: Решение проблемы безработицы и занятости в России

1.1 Политика занятости населения, меры по снижению безработицы

1.2 Институты содействия занятости населения

1.3 Современное состояние безработицы на примере Архангельской области

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Безработица – это явление, органически связанное с рынком труда. Неполная занятость характеризует такое состояние экономики, когда часть работников не занята производством товаров и услуг. Это влечет за собой недопроизводство валового национального продукта, происходит снижение уровня благосостояния населения.

Угроза потери работы – серьезная проблема в жизни каждого взрослого человека. Для большинства людей заработная плата – единственный источник доходов, а кроме того, участие в процессе труда приносит моральное удовлетворение. Безработица приводит к потере работниками квалификации и профессиональных навыков. Психологами доказано, что столкновение с безработицей отрицательно сказывается на средней продолжительности жизни, состоянии здоровья, долголетии и уровне смертности, пристрастии к алкоголю. Более того, хочется особо отметить, что сокращаются не только доходы семьи, но и теряется самоуважение людей, возникают различной степени сложности заболевания на нервной почве (депрессии) и наблюдается ощущение безнадежности в завтрашнем дне. Человек просто напросто теряет ориентир и смысл дальнейшей борьбы за жизнь. Он просто начинает существовать, а не жить. А это, на наш взгляд, самое худшее, потому что теряется личность индивида. Поэтому неудивительно, что во время проведения предвыборной кампаний политики уделяют так много внимания обещаниям создания новых рабочих мест.

Поэтому в данной курсовой работе хотелось бы выяснить: насколько серьезными для экономики являются издержки безработицы, можно ли достичь в стране полной занятости, почему возникает безработица и каковы ее причины, может ли Россия в ближайшие годы столкнуться с дефицитом рабочей силы.

Практически невозможно найти в мире страну, где нет той или иной разновидности безработицы. И Россия - не исключение. Угроза всегда стоит за плечами любого наемного работника и надо представлять: откуда она возникает, сколь длительной может быть и как с ней можно бороться.

Цель данного исследования – раскрыть сущность и главные причины безработицы и занятости в сегодняшних условиях, объяснить их взаимную обусловленность.

Для её достижения поставлены задачи:

1. рассмотреть сущность, причины, виды и формы безработицы;

2. выявить социально-экономические последствия безработицы;

3. рассмотреть сущность, принципы, виды и формы занятости;

4. исследовать методы государственного воздействия на занятость и безработицу;

5. проанализировать состояние в сфере занятости России;

6. определить направления политики эффективной занятости в РФ.

Объектом исследования выступает безработица и занятость. Предметом исследования курсовой работы являются понятия, сущность, принципы и причины возникновения безработицы и занятости, методы их регулирования.

Структура работы позволяет последовательно осветить в первой части на теоретические вопросы, касающиеся определения понятий занятости и безработицы. Во второй главе представлен анализ современной ситуации в области занятости в РФ и проблема доведения безработицы до оптимального уровня через государственное регулирование занятости.

Методологической основой выполнения данной курсовой послужили работы таких отечественных и зарубежных ученных, как: П.Э. Шлендер, А.Л. Мазин, Макконнелл К. Р., Брю С. Л. , А.Г.Грязнова, Н.Н. Думная и многих других.

ГЛАВА1 : Теоретические аспекты безработицы и занятости

1. Безработица

1.1 Понятие безработицы, ее основные характеристики

Безработица – это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. Безработные наряду с занятыми формируют рабочую силу страны. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее [2, с. 131].

Продолжительность безработицы - это показатель, характеризующий среднюю длительность поиска работы среди лиц, имеющих статус безработного на конец анализируемого периода.

Безработица различается по продолжительности - временная (до 4 месяцев) и хроническая (свыше года).

Согласно определению Международной организации труда (МОТ) безработным считается лицо, которое:

1) имеет трудовой возраст

2) занимается активным поиском работы

3) готово приступить к выполнению работы [2, с.131].

По закону «О занятости населения в Российской Федерации» безработными (имеющим статус безработного и право на пособие) в России признаются трудоспособные (т.е. не являющиеся инвалидами первой и второй групп) лица трудоспособного возраста (женщины от 15 до 54, мужчины от 15 до 59 лет), не имеющие работы (доходного занятия), зарегистрированные в службе занятости в качестве ищущих работу и готовые приступить к ней, и которым служба занятости не может подобрать подходящую работу в течение 10 дней после первичной регистрации [7, с. 255].

В Российской Федерации подсчет безработных осуществляется двумя способами:

1) по методологии МОТ

2) на основании закона «О занятости населения в Российской Федерации» 1991 г [2, с. 130].

Согласно методике МОТ сведения о безработных фиксируют в результате периодических выборочных обследований и опросов населения, осуществляемых Государственным комитетом по статистике. Как правило, выборка охватывает порядка 500 000 человек в возрасте от 16 до 72 лет.

Иначе определяется количество безработных в соответствии с законодательными нормами. По Закону «О занятости населения в Российской Федерации» 1991 года безработный обязательно должен зарегистрироваться в органах службы занятости. Таким образом, подсчитывается численность официальных безработных [1, с. 302].

Применяемые способы подсчета безработных дают различные результаты. Рассмотрим данные численности безработных в России, показанные в табл.1. Приведенные данные в таблице показывают, что численность безработных зависит от того, каким способом определен этот показатель [6, с. 568].

Таблица 1

Определение численности занятых по различным методологиям

Показатель 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Численность безработных по методологии МОТ

6,3 6,2 5,7 5,8 5,2 5,0 5,0
Безработные, зарегистрированные в органах государственной службы занятости 1,1 1,5 1,6 1,9 1,8 1,7 1,5

Такое различие объясняется следующими причинами:

- нежелание части безработных обращаться в органы службы занятости, поскольку те, по их мнению, не располагают достаточной информацией о подходящих вакансиях

- низкий уровень пособий по безработице и задержки по их выплате

- возможность найти работу в неформальном секторе экономики, доходы от которой могут значительно превысить пособие по безработице

- наличие скрытых безработных, месяцами не получавших заработную плату и продолжающих формально числиться занятыми [6, с. 568].

По условиям взаимодействия со службой занятости не признаются безработными граждане:

1) отказавшиеся в течении 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работу временного характера

2) лица, впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности – в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера)

3) ищущие работу, не явившиеся без уважительной причины в течение 10 дней со дня их регистрации в органы службы занятости для предложения им подходящей работы

4) не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости, для регистрации их в качестве безработных

5) представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также другие недостоверные данные для признания их безработными [5, с. 270 – 271].

1.2 Виды безработицы

Исходя из причин безработицы, можно сформулировать ее основные типы. Вся классификация видов безработицы представлена на рис.1.

Фрикционная безработица

Фрикционная безработица отражает текучесть кадров, связанную с переменой рабочих мест, сменой места жительства, получением образования, выходом из декретного отпуска, переходом на другую работу, поиском работы впервые в жизни. Также можно потерять временно сезонную работу (например, в строительной промышленности из-за смены моделей). Поэтому можно сделать вывод, что сезонная безработица является частью фрикционной. Иными словами такой тип безработицы связан с поиском или ожиданием работы. Эта форма безработицы ограничивается обычно краткими сроками. Ее сокращение возможно по мере улучшения способов сбора информации о вакантных рабочих местах. Поскольку часть работников увольняется по собственному желанию, то фрикционная безработица считается неизбежной и, как утверждают некоторые экономисты, в какой-то мере желательной. Желательной потому что многие рабочие, добровольно оказавшиеся «между работами», переходят с низкооплачиваемой работы на более высокооплачиваемую и продуктивную.

Как правило, фрикционной безработицей охвачено 2-3% экономически активного населения[2, с. 137 - 138].

Структурная безработица

Фрикционная безработица незаметно переходит во вторую категорию, которая называется структурной безработицей. Носит более долговременный характер. Она возникает из-за несоответствия структуры спроса и предложения на рабочую силу. С течением времени потребность в некоторых видах профессий сокращается. Спрос же на другие специальности, включая новые, ранее не существовавшие, может стремительно увеличиваться [4, с. 157].

Это связано с технологическими сдвигами в экономике, в результате которых происходит обесценение уровня квалификации некоторых категорий рабочей силы. В качестве примера можно привести массовое внедрение компьютеров на предприятиях, фирмах, в организациях, которые заменили и высвободили большое количество персонала из состава машинисток, счетоводов, делопроизводителей. Иными словами, к структурным безработным относятся рабочие с низкой квалификацией или не имеющих производственного опыта.

Для сокращения структурной безработицы требуется расширение системы подготовки кадров, повышение квалификации работников, синхронная и слаженная работа служб занятости с предприятиями [2, с. 138].

Циклическая безработица

Циклическая безработица возникает в связи со спадом производства во время промышленного кризиса. Возникает когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица растет. По этой причине циклическую безработицу иногда называют безработицей, связанной с дефицитом спроса[4, с. 158].

Циклическая форма безработных характерна для фаз депрессии и спада экономического цикла, т.е. для периодов спада деловой активности. Масштабы и продолжительность циклической формы безработицы достигают пика при спаде экономики и минимума – при подъеме. В периоды экономических подъемов и спадов величина циклической безработицы может колебаться от 0 до 10% и более.

Для сглаживания негативных последствий такого вида безработицы необходимы разработка и принятие специальных программ обеспечения занятости, финансируемых государством [2, с. 141].

Эти три формы безработицы являются основными. Вообще в экономике различают более 20 форм безработицы. Вот некоторые из них.

Сезонная безработица

Сезонная безработица связана с неодинаковыми объемами производства, выполняемыми некоторыми отраслями в различные периоды времени, то есть в одни месяцы спрос на рабочую силу в этих отраслях растет (и, следовательно, снижается безработица), в другие уменьшается (а безработица возрастает).

Сезонная безработица характерна для сельского хозяйства, туристического бизнеса, некоторых промыслов (пушных, рыбных, китобойных, сбора грибов, ягод, целебных трав и пр.), вызвана природными факторами и достаточно легко прогнозируется в тех регионах, где преобладают указанные виды экономической деятельности [5, с. 251-252].

Институциональная безработица

Институциональная безработица — безработица, возникающая в случае вмешательства государства или профсоюзов в установлении размеров ставок заработной платы, отличных от тех, которые могли бы сформироваться в естественном рыночном хозяйстве[2, с. 144].

Вынужденная безработица

Вынужденная безработица возникает, когда работник может и хочет работать при данном уровне заработной платы, но не может найти работу.

Добровольная безработица

Добровольная безработица вызвана нежеланием работать у некоторых категорий людей. Например, достаточное содержание со стороны супруга, необходимость выполнения домашних дел и воспитания детей побуждают некоторых замужних женщин сделать выбор в пользу добровольного отказа от работы [2, с. 143].

Скрытая безработица

Скрытая безработица включает занятых в течение неполной рабочей недели или части рабочего дня, а также лиц, формально занятых, когда работник лишь числится в штате. В эту категорию входят и работники, находящиеся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы.

К особенностям скрытой безработицы можно отнести следующее:

1) этот вид безработицы в любой момент может превратиться в открытую форму

2) масштабы скрытой безработицы определить очень сложно [2, с. 148].

Застойная безработица

Застойная безработица включает людей, которые длительное время не могут трудоустроиться. И хотя размеры этой формы безработицы незначительны (по данным МОТ она составляет менее 1%), по степени отрицательных последствий застойная безработица не имеет себе равных. Люди, долгое время не имеющие возможности трудоустроиться, морально подавлены. Они постепенно теряют в профессиональном плане – знания, навыки, квалификацию.

Характерным является то, что безработные считают равными для себя по значимости проблемы как материальные, так и психологические [2, с. 148].

1.3 Уровень безработицы, его определение. Естественный уровень

безработицы

Уровень безработицы – это процент безработной части рабочей силы, отношение численности безработных к численности экономически активного населения (в %).

Споры по поводу определения уровня безработицы при полной занятости усугубляется тем, что на практике трудно установить фактический уровень безработицы. Все население разделено на три большие группы.

1) лица, которые не считаются потенциальными компонентами рабочей силы

Лица, не достигшие 16 лет, а также лица, находящиеся в специализированных учреждениях, например в психиатрических больницах или в исправительных заведениях – т.е. сюда включены лица, которые не считаются потенциальными компонентами рабочей силы.

2) «выбывшие из состава рабочей силы»

Ее составляют взрослые, потенциально имеющие возможность работать (надомники, учащиеся, пенсионеры), но по какой-то причине не работающие и не ищущие работу.

3) рабочая сила

В эту группу входя лица, которые могут и хотят работать. Считается, что рабочая сила состоит из работающих и безработных, но активно ищущих работу[4, с. 159].

Таким образом :

РАБОЧАЯ СИЛА= Число занятых + Число безработных

Уровень безработицы = Число безработных * 100% [3, с. 428].

Рабочая сила

Точная оценка уровня безработицы осложняется из-за следующих факторов:

1. Частичная занятость. В официальной статистике все занятые неполный рабочий день входят в категорию полностью занятых. Считая их полностью занятыми, официальная статистика занижает уровень безработицы.

2. Рабочие, потерявшие надежду на получение работы. Не включая рабочих, потерявших надежду на получение работы, в категорию безработных, официальная статистика занижает уровень безработицы.

3. Ложная информация. Уровень безработицы может быть завышен в том случае, когда некоторые неработающие утверждают, что они ищут работу, хотя это и не соответствует действительности, а также теневая экономика способствует завышению официального уровня безработицы [4, с. 159].

Естественный уровень безработицы.

В экономике всегда присутствует некоторый уровень безработицы, величина которого год от года меняется. Ее обычный уровень, вокруг которого происходят колебания, называется естественным уровнем безработицы, а отклонения от него называются циклической безработицей. [2, с.140-141].

Совокупность фрикционной и структурной безработицы образует, по мнению большинства экономистов, уровень естественной безработицы, соответствующий потенциальному объему ВВП или ситуации макроэкономического равновесия. Категория естественного уровня безработицы впервые была предложена М. Фридменом в 1967 году в речи к Американской экономической ассоциации. В 1968 году, независимо от М. Фридмена, ее разработал другой американский экономист – Э. Фелпс.

Следовательно, естественный уровень безработицы и есть тот общественно минимальный уровень, который соответствует понятию полной занятости. Естественная безработица представляет наилучший для экономики резерв рабочей силы. Эти работники имеют высокую мобильность и способны быстро перемещаться (в другую отрасль или регион) в зависимости от потребностей производства.

Естественный уровень безработицы не является постоянной величиной. Периодически этот показатель подвергается пересмотру вследствие институциональных сдвигов – изменений в законах и обычаях общества. В России естественный уровень безработицы составляет 5 – 7% [3, с. 428].

1.4 Причины возникновения безработицы

Реальная жизнь далека от идеала. Уровень безработицы никогда не опускается до нулевой отметки и колеблется вокруг ее естественного уровня. Причинами, по которым реальный рынок труда не обеспечивает абсолютную занятость, могут являться следующие.

Первое объяснение этого явления может являться то, что для поиска работы всегда требуется определенное время. Такая безработица, получившая название фрикционная, часто служит для объяснения сравнительно коротких перерывов в работе. [3, с. 432].

Следующие три варианта объяснения безработицы подразумевают, что на рынке труда не имеется того количества вакансий, которое необходимо для трудоустройства всех желающих получить работу. В таких ситуациях говорят о структурной безработице, предполагающей длительные перерывы в работе. Рассмотрим три причины этого явления: использование законов о минимальной заработной плате, деятельность профсоюзов и влияние оплаты труда.

1) Законы о минимальной заработной плате не являются основной причиной, вызывающей безработицу, поскольку в современной экономике зарплата большинства рабочих намного превышает установленный законом минимум. Применение этих законов чаще всего затрагивает интересы наименее опытных работников, главным образом подростков.

Пример, который иллюстрирует рис. 2, позволяет сделать более общий вывод: любое превышение заработной платы равновесного уровня приводит к безработице. Существование законов о минимальной заработной плате как раз и является одной из причин, по которой заработная плата оказывается «слишком высокой». К примеру, когда заработная плата превышает равновесный уровень, то спрос на рабочую силу оказывается ниже ее предложения и незанятость объясняется тем, что безработные ждут появления новых рабочих мест[3, с. 433].

2) Профсоюзами называются организации трудящихся, занимающиеся ведением переговоров с работодателями по вопросам заработной платы и условий труда. Их соглашение с работодателями об условиях найма достигается в ходе переговоров о заключении коллективного трудового договора. Профсоюзы требуют более высокой заработной платы, лучшего пенсионного обеспечения и т.д. В случае отказа работодателя от данных требований, руководство профсоюза может призвать трудящихся к забастовке. Поскольку в результате забастовки происходит уменьшение выпуска продукции, объемов ее продаж, а значит, и прибыли, фирмы, сталкивающиеся с угрозой организационного прекращения работы, вынуждены соглашаться на увеличение заработной платы. Когда же профсоюзы добиваются заработной платы, превышающей равновесный уровень, спрос на рабочую силу снижается, а ее предложение и уровень безработицы увеличивается. Таким образом, когда профсоюзы добиваются увеличения заработной платы в одном секторе экономики, это приводит к росту предложения рабочей силы и снижению заработной платы в другом ее секторе, не охваченном профсоюзным движением.

3) Еще одна причина существования безработицы объясняется с помощью теории эффективной заработной платы, согласно которой эффективность труда работников фирм возрастает, если оплата их труда превышает равновесный уровень. Поэтому фирмам выгодно поддерживать завышенную заработную плату даже при наличии избытка предложения рабочей силы. Существует несколько вариантов теории эффективной заработной платы. К примеру:

а) здоровье рабочих

Другими словами, чем больше денег получает рабочий, тем полноценнее его питание, крепче здоровье и выше производительность труда.

б) текучесть рабочей силы

Более высокая заработная плата позволяет снизить текучесть кадров. А компании невыгодно нанимать и обучать новых работников, так как даже после окончания подготовительных курсов новички трудятся менее производительно, чем опытные работники. Поэтому в фирмах с высокой текучестью кадров имеют место повышенные издержки производства.

в) усердие работников

Повышение зарплаты выше равновесного уровня обычно заставляет работников держаться за свое место и создавать стимулы для повышения эффективности труда.

г) качество персонала

При найме нового сотрудника оценить его квалификацию весьма непросто. Поэтому, устанавливая высокие зарплаты, фирмы пытаются привлечь самые подготовленные кадры, ведь более опытные работники не станут трудиться за маленькую плату, так как знают стоимость своих услуг (они скорее предпочтут открыть собственное дело). А вот менее квалифицированные рабочие во многих случаях согласны и на маленькую заработную плату[3, с. 434 - 435].

1.5 Последствия безработицы

Наличие безработицы в обществе свидетельствует о недоиспользование трудовых ресурсов. Чрезмерная безработица, без сомнения, отрицательно отражается на всей экономике страны.

По мнению некоторых специалистов, потеря работы способна нанести очень серьезную психиатрическую травму. Повышение уровня безработицы приводит к снижению доходов населения, обостряет отношения в семьях, может вызвать социальную напряженность в обществе.

Экономические последствия безработицы

1) Нерабочее состояние трудоспособных граждан и, соответственно, сокращение экономического потенциала.

В итоге в стране происходит снижение экономического роста, отставание объемов ВНП [2, с. 149]. Это отставание представляет собой объем, на который фактический ВНП меньше потенциального ВНП. Потенциальный ВНП определяется исходя из предположения о том, что существует естественный уровень безработицы при «нормальных» темпах экономического роста. Рис. З показывает отставание объема ВНП за 1968 – 1988 гг и подчеркивает тесную взаимосвязь между фактическим безработицы и отставанием объема ВНП. Чем выше уровень безработицы, тем больше отставание ВНП.

Известный исследователь области макроэкономики Артур Оукен математически выразил отношение между уровнем безработицы и отставанием объема ВНП. Это отношение, известное как закон Оукена, показывает, что если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на 1%, то отставание объема ВНП составляет 2,5%. Это отношение 1:2,5, или 2:5, то есть отношение уровня безработицы к отставанию объема ВНП, позволяет вычислить абсолютные потери продукции, связанные с любым уровнем безработицы. [4, с. 160].

Используя данные по России, можно определить объем недопроизводства ВНП из-за безработицы.

Естественный уровень безработицы в отечественной экономике в 1997 г. составил 5-7%, фактический – 13,4%. Отставание фактического ВНП от потенциального уровня составляет:

2,5*(13,4-7)=16%

Зная объем ВНП России за тот же период (2585,9 млрд. руб.), мы можем определить абсолютную величину недопроизводства ВНП:

2585,9*0,16=413,74 (млрд. руб.)

Следовательно, в 1997 г. недопроизводство ВНП из-за безработицы в стране составило 413,74 млрд. руб. Это и есть экономические потери общества от безработицы.

2) Безработица, уменьшая возможности роста ВНП, приводит к сокращению поступаемых в бюджет налогов в результате снижения налогооблагаемой базы. Безработица, по мере ее роста, увеличивает расходы государства.

3) Неравномерное распределение издержек безработицы среди различных социальных групп населения также является экономическим последствием безработицы. Так, например, уровень безработицы среди молодежи гораздо выше, чем среди взрослых граждан. Это происходит потому, что молодые люди, как правило, имеют низкую квалификацию [2, с.149-150].

4) Взаимосвязь безработицы с инфляцией.

Эту взаимосвязь ученые описывают с помощью кривых Филипса. Выяснилось, что при низких темпах роста номинальной заработной платы безработица выше, при высоких темпах роста – ниже. Эта закономерность (рис.4) объясняется тем, что на рынке труда избыточный спрос на рабочую силу приводит к росту занятости и снижению безработицы, что усиливает конкуренцию между работодателями при покупке (найме) рабочей силы и вынуждает их повышать ее цену – заработную плату. Рост заработной платы увеличивает издержки фирм и ведет к росту цен на товары. И, напротив, при высокой безработице работники белее сговорчивы и соглашаются на более низкие заработки [2, с. 151].

Точка С на рис. 4 показывает такой уровень безработицы (7%), при котором уровень инфляции стабилен. Эта точка получила название НУИУБ – не ускоряющий инфляцию уровень безработицы.

Движение вдоль кривой иллюстрирует дилемму макроэкономического регулирования: снижаешь безработицу – растут темпы инфляции; снижаешь темпы инфляции – растет безработица. Очевидно, что снижение уровня безработицы, например с 5 до 3% (движение в точку А из точки В), приведет к росту темпов инфляции на 2% и, наоборот, замедление роста цен чревато ростом безработицы [2, с. 149].

Сама кривая под действием ряда факторов может сдвигаться. Сдвиг кривой (а, значит, и точки С) влево означает, что снижение безработицы может и не потребовать «расплаты» в виде роста темпов инфляции. Среди факторов, позволяющих изменить положение увеличенной кривой Филипса и тем самым снизить безработицу, западные экономисты отмечают:

- Снижение естественного уровня безработицы за счет сокращения ее структурной и (или) фрикционной составляющих.

- Снижение длительности безработицы за счет роста издержек поиска работы (например, при снижении пособий по безработице)

- Помощь государства в трудоустройств и подготовке

- Изменение соотношения сил на рынке труда в пользу работодателей (например, за счет ослабления власти профсоюзов) [2, с. 149].

Внеэкономические последствия безработицы

Вынужденная бездеятельность приводит людей в состояние депрессии. Происходит потеря квалификации и практических навыков, разрушаются планы, надежды превращаются в иллюзии. Снижаются моральные устои, растет преступность, обостряется социальная напряженность в обществе, которая характеризуется увеличением числа самоубийств, психических и сердечно - сосудистых заболеваний. В конечном итоге подрываете моральное и физическое здоровье общества.

Это подтверждается рядом примеров, когда экономическая нестабильность и длительная массовая безработица способны привести к значительным политическим и социальным переменам в государстве. Так, приход к власти в Германии Гитлера был во многом предопределен высоким уровнем безработицы в стране. Гитлер своей программой общественных работ завоевал поддержку широких слоев обнищавшего населения [2, с.150-151].

2. Занятость

2.1 Занятость населения: сущность, основные принципы

Занятость является важнейшей характеристикой экономики и благосостояния населения страны.

Как социально – экономическое явление занятость - общественно полезная деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящая трудовой доход (заработок).

Как экономическая категория занятость - совокупность отношений на рынке труда по поводу участия населения в трудовой деятельности, выражает меру его включения в труд, степень удовлетворения общественных потребностей в работниках и личных потребностей в оплачиваемых рабочих местах, получении дохода.

Как социальная проблема занятость играет определяющую роль в развитии профессиональных возможностей каждого человека, становлении и раскрытии его личности [5, с.261 - 262].

Занятость как общественно полезная деятельность охватывает широкий круг трудоспособного населения. По роду (сфере) деятельности всех занятых можно разбить на 4 большие группы:

1) занятые в экономике оплачиваемой деятельностью

2) военнослужащие, занятые деятельностью, не приносящей прямого денежного дохода (по мере перехода на контрактную форму службы военнослужащие будут приближаться по статусу к занятым в экономике)

3) учащиеся с отрывом от производства

4) занятые воспитанием детей и ведением домашнего хозяйства

В соответствии и Международным классификатором статуса занятости (1993) выделяют шесть групп занятого населения: а) наемные работники; б) работодатели; в) лица, работающие за свой счет; г) члены производственных кооперативов; д) помогающие члены семьи; е) работники, не классифицируемые по статусу.

Безработные вместе с занятыми людьми формируют рабочую силу страны. Следовательно, рабочая сила представлена двумя группами населения: одна принимает участие в создании благ, а другая не работает:

Рабочая сила = Занятые + Безработные.

Рабочую силу еще принято называть экономически активным населением [2, с.130].

Однако в экономически активное население не входят:

· дети до 16 лет

· пенсионеры

· инвалиды

· студенты очной формы

· солдаты срочной службы

· заключенные

· осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы

· домохозяйки

ЭАН определяется на основании возрастного состава граждан страны. Условно все население можно подразделить на три большие группы:

1) от0 до 19 лет

2) от 20 до 64 лет

3) от 65 и старше

Вторая группа граждан в возрасте от 20 до 64 лет считается населением в трудоспособном возрасте. Выделение данной возрастной группы связано с началом трудовой деятельности примерно в двадцатилетнем возрасте и окончанием ее в возрасте 64 лет (в России – 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин). Именно из второй возрастной группы определяется категория ЭАН.

Предложение рабочей силы в любой стране находится под влиянием следующих факторов:

1) естественный прирост населения – следствие рождаемости и смертности людей. В зависимости от того, какой процесс преобладает, образуется естественный прирост или естественная убыль населения.

2) миграция – перемещение людей через границы (выезд из одной страны в другую называется эмиграцией, а въезд в страну из-за ребежа – иммиграцией).

3) социальная структура работников, характеризующая уровень образования и профессионализма, т.е. качество рабочей силы [2, с. 131 – 133].

В законе «О занятости населения в РФ», а также в Конституции РФ отражены основные принципы занятости.

Первый принцип отражает исключительное право граждан свободно распоряжаться своими способностями к производительному труду; принуждение к труду в любой форме не допускается

Второй принцип отражает ответственность государства за создание условий для реализации прав граждан на труд и свободно избранную занятость. Государственное содействие занятости и создание для нее условий состоит в корректировке косвенными мерами (экономическими, законодательными, социальными) экономического поведения граждан, приобретении или соответствующей квалификации для занятия те или иным видом деятельности, подыскании подходящей работы или места учебы.

Третий принцип отражает комплексный подход к решению проблемы занятости и включает координацию усилий органов власти всех уровней, взаимодействие механизмов государственного регулирования и рыночного саморегулирования, использование финансовых возможностей бюджетов, внебюджетных фондов, средств предприятий, общественных объединений и граждан, достижение экономической и социальной эффективности от принимаемых программ содействия занятости населения.

2.2 Виды и формы занятости

Виды занятости:

1) Продуктивная – имеет место в сферах общественного материального производства, приносит работникам трудовой доход, исключает скрытую безработицу лиц, формально занятых, но ничего не производящих (излишняя численность работников).

При этом решающее значение для любого общества имеет продуктивная занятость, которая, во-первых, определяет экономический потенциал страны, во-вторых, формирует уровень и качество жизни населения, в-третьих, является важнейшей составляющей полной и эффективной занятости – ключевой задачей социально-экономической политики государства [6, с.575].

2) Полезная – распространяется на все социально значимые виды занятости трудоспособных граждан, включая очную учебу, службу в армии, воспитание детей, ведение домашнего хозяйства, уход за больными членами семьи ,престарелыми гражданами, общественную и религиозную деятельность.

3) Рациональная – отражает соотношение продуктивной занятости с другими видами полезной занятости или пропорции распространения трудовых ресурсов общества по сферам общественно полезной деятельности, включая пропорции распределения трудового потенциала по видам занятий, отраслям, секторам экономики [6, с.575].

4) Полная занятость (экономика 303) вовсе не означает 100%-ной занятости рабочей силы и отсутствие безработицы. Уровень безработицы при полной занятости равен сумме уровней фрикционной и структурной безработицы, циклическая же безработица отсутствует (уровень циклической равен 0) [4, с.158].

5) Эффективная – занятость населения, обеспечивающая достойный доход, рост образовательного и профессионального уровней трудоспособных граждан на основе роста общественной производительности труда и сохраняющая здоровье занятых, удовлетворяющая общественные и личные потребности [6, с.575].

Формы занятости – организационно-правовые способы и условия использования труда. В зависимости от режима (условий) труда различают следующие организационные формы занятости:

· полный рабочий день (неделя) (нормируемый законодательством 8-часовой рабочий день или 40-часовая рабочая неделя);

· сокращенный рабочий день (разновидность полного, но с меньшей продолжительностью часов на работах с вредными, опасными, тяжелыми условиями труда, для лиц 14-18 лет);

· раздельный рабочий день (дневная норма часов работы делится на части с перерывами между ними более 2 часов);

· неполный рабочий день (его продолжительность короче нормально рабочего дня);

· неполная рабочая неделя (по продолжительности меньше, чем полная рабочая неделя);

· надомничество (индивидуальная работа на дому или с помощью членов семьи);

· Совместительство (выполнение другой оплачиваемой работы за пределами рабочего дня основной работы, так называемая вторичная занятость);

· Временная (сезонная) работа (в пределах оговоренного срока, либо ограниченная объемом);

· Самозанятость (самостоятельный поиск трудового занятия и создание рабочего места за свой счет);

· Трудовой семестр (оплачиваемая трудовая деятельность студентов в период каникул) [6, с.576 - 577].

2.3 Особенности занятости различных возрастных групп населения

Помощь государства особенно необходима социальным группам, недостаточно конкурентоспособным на рынке труда: инвалидам, лицам, освободившимся из мест заключения, молодым и пожилым.

Особенно проблемной группой является молодежь. Ей предоставлен длительный период трудовой деятельности. Для работодателя наем молодого работника связан с немалым риском, поскольку у него отсутствует опыт и трудовой стаж, а расходы, связанные с профессиональным обучением, для организации достаточно обременительны.

Согласно трудовому кодекса РФ заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими 16 лет, но в ряде случаев (общее образование получено или общеобразовательное учреждение в соответствии с федеральным законом оставлено, а труд не причинит вреда здоровью) – с 15 лет. С согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства «трудовой договор может быть заключен с учащимися, достигшим возраста 14 лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющему вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения». А в организациях кинематографии, театрах, цирках и т.п. можно заключать трудовой договор с лицами, не достигшими 14 лет (естественно, также с согласия родителей).

Немало проблем с трудоустройством студентов и выпускников вузов. Более половины студентов работают по той специальности, которой обучаются в вузе; для них работа – как бы продолжение обучения. В то время, не имея возможности получить постоянную и желанную работу, многие молодые люди идут в сферу услуг, торговлю, работают не по специальности. Среди молодых студентов распространено репетиторство, написание для других студентов рефератов, курсовых работ и дипломов.

Очень уязвимой группой российской молодежи (в возрасте от 16 до 30 лет) на рынке труда являются выпускники средних специальных учебных заведений: техникумов, училищ, колледжей. У них низкая конкурентоспособность из-за отсутствия достаточной квалификации и опыта работы, но они мобильны и способных быстрому освоению новых знаний (хотя при работе им требуется период адаптации); им, как и подросткам, нередко присуща завышенная самооценка [6, с.583 - 584].

Серьезные проблемы трудоустройства и занятости существуют среди работников старшего возраста (предпенсионного и пенсионного). Продуктивность их труда с годами нередко снижается. Мало, кто нацелен на открытие собственного дела; ниже масштабы вторичной занятости; поиски работы (если она утрачена) ведутся менее активно, ниже трудовая мобильность, готовность к интенсивной работе или переквалификации. Тем не менее, многие немолодые люди стремятся как можно дольше оставаться в числе занятых. Это и неудивительно: выход на пенсию пугает не только снижением уровня индивидуальных доходов, но и утратой статуса (в том числе и в собственной семье), выпадением из привычного круга общения, потерей самоуважения. Не секрет, что именно выход на пенсию и резкая смена образа жизни приводит мужчин к инфарктам, болезням, ранней и преждевременной смерти (продолжительность жизни мужчин в 2005 году была 58,9 лет, у женщин – 72,4 года). Поэтому задача государства в области занятости немолодых людей представляются особенно сложными [6, с.585 – 586] .

Тяжелой проблемой на российском рынке труда является трудоустройство инвалидов. В России в 2004 г. на учете в органах социальной защиты состояло более 11,4 млн. инвалидов (из них 43,8% - лица трудоспособного возраста); по прогнозам, к 2015 г. это число может вырасти до 21 млн. человек

Сейчас наблюдается тенденция снижения численности работающих инвалидов. Многие работодатели и работники воспринимают инвалидов как обузу. В результате только 15% инвалидов трудоспособного возраста вовлечено в профессиональную деятельность

Инвалиды на российском рынке труда представляют собой слабоконкурентную группу. Их трудоустройство профессиональная адаптация требуют дополнительных инвестиций, грамотной и целенаправленной политики государства, до сих пор, к сожалению, не сформированной [6, с.587] .

В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» норматив численности работников для квотирования трудоустройства инвалидов составлял 30 человек, но многие предприниматели предпочитали платить штрафы за его невыполнение и не принимать инвалидов на работу. С 1 января 2005 г. норматив был повышен до 100 человек, в результате количество работодателей, обязанных трудоустраивать инвалидов, резко сократилось. С 2007 года норматив повышен до 50 человек.

На практике в счет квоты выделяют малозатратные низкооплачиваемые места; многие из них остаются незанятыми, а инвалиды – нетрудоустроенными.

Создание возможностей для более активного вовлечения инвалидов в трудовую деятельность потребует не только продуманной и последовательной государственной политики в области профессиональной и социальной реабилитации инвалидов, но и формирования в обществе уважительного отношения к личности, воспитания гуманизма и человечности, дефицит которых сегодня столь очевиден [6, с.589].

ГЛАВА 2: решение Проблемы безработицы и занятости в России

1.1 Политика занятости населения, меры по снижению безработицы

Целью политики занятости является обеспечение полной, продуктивной и эффективной занятости, дающей возможность получать достойную заработную плату, достаточную для жизни и развития работника и членов его семьи, повышения уровня жизни, создания условий для развития человека.

Основные направления государственной политики занятости определены в ст.5 Закона «О занятости населения в РФ» (принят 19.04.1991г. с изменениями и дополнениями в 1996г., в редакции от 17.07.1999г.). К ним, в частности, относятся развитие трудовых ресурсов, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и развитие человека, предупреждение массовой и сокращение длительной (более 1 года) безработицы, поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места. Работодатели призваны содействовать проведению государственной политики занятости, осуществляя следующую деятельность: соблюдение условий договоров (контрактов), оказание помощи в трудоустройстве, профессиональной подготовке. Работодатели также должны контактировать с органами службы занятости и профсоюзами, предоставлять им информацию о возможных массовых увольнениях работников, наличии вакантных рабочих мест, выполнение квоты для приема на работу инвалидов [5, с.281].

Выделяют два основных типа регулирования занятости, с помощью которых осуществляется воздействие на ее уровень: активный и пассивный типы.

Активный тип – это стимулирование создания новых рабочих мест и предложения труда, меры по сохранению и повышению уровня занятости на предприятиях. Этот тип включает:

-мероприятия по профилактике увольнения рабочих и сокращения рабочих мест

-обучение, переподготовку и повышение квалификации лиц, ищущих работу

активный поиск и подбор рабочих мест

-финансирование создания новых рабочих мест

-организацию новых рабочих мест через систему общественных работ

-государственная помощь безработным в создании собственного бизнеса (субсидирование, льготное кредитование и налогообложение, консультации) [7, с.209].

Общепризнано, что наиболее эффективными являются активные меры по снижению безработицы. Они направлены на поощрение экономических возможностей и активности людей, усиление их конкурентоспособности на рынке труда. Это особенно важно для тех, кому угрожает долгосрочная безработица, и кто в результате долгого перерыва в работе утратил потенциал трудоустройства [6, с. 573-578].

Пассивный тип – это выплаты всевозможных пособий безработным и предоставление услуг по подбору рабочих мест через государственную службу занятости [7, с.209].

Социальная защита безработных граждан закреплена в виде обязательств государства в ст. 28 Закона «О занятости населения в РФ», которые гарантирую оказание гражданину материальную поддержку в виде пособия по безработице,

возможность участия в оплачиваемых общественных работах, возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости и т.д. [5, с.275].

Назначение и выплаты пособия по безработице

1) Гражданам, признанным в установленном порядке безработными, пособие по безработице начисляется с первого дня признания их безработными.

2) Пособие по безработице для граждан, уволенных из организации в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, начинает выплачиваться после получения материальных компенсаций от предприятий, предусмотренных Трудовым кодексом РФ.

3) Продолжительность выплаты пособия в каждом периоде безработицы не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев.

4) При наличии иждивенцев, находящихся на содержании безработного, размер пособия увеличивается.

5) Пособие по безработице выплачивается не реже 2 раз в месяц при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные службой занятости сроки [5, с. 275].

Выплата пособия может быть прекращена с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случаях:

1) признание гражданина занятым

2) длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин

3) переезда безработного в другую местность

4) попытки получения пособия по безработице обманным путем

5) осуждения лица в виде лишения свободы

6) назначения пенсии по старости (возрасту) за выслугу лет

7) отказа от предложенной работы более 2-х раз

Но работа не может считаться подходящей в случаях, когда:

-она связана с переменной места жительства человека без его согласия

- она не соответствует уровню образования и квалификации работника

- условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда,

предлагаемый заработок ниже среднемесячного заработка человека по последнему месту работы [5, с. 276-277].

Иногда к пассивным мерам помощи безработным относят досрочный выход на пенсию, когда им позволяется уйти на пенсию до наступления пенсионного возраста [5, с.573-578].

Пассивные меры, например, пособия по безработице, конечно же необходимы, но они уменьшают желание трудиться. Продление периода их выплаты, как и мягкие условия предоставления, способно увеличить длительность безработицы. Особенно опасно распространять выплату пособий на несовершеннолетних трудоспособного возраста. Во многих странах человек, впервые входящий на рынок труда в поисках работы, пособие не получает.

В России основная часть средств федерального бюджета концентрируется на пассивной защите безработных (пособия по безработице, стипендии). Мероприятия, направленные на активную политику занятости финансируется слабо. В 2005г на активные и пассивные программы занятости, включая содержание самих служб занятости, было израсходовано 13 млрд. руб., что составило 0,21% от ВВП, при этом около 64%общей суммы расходов относилась к пассивным программам (0,16% от ВВП) и гораздо меньшая часть - 20% (0,005% от ВВП) – к активным программам. Остальные средства (0,04% от ВВП) распределялись на административные расходы обоих типов программ. Подобное соотношение сохранялось и в последующие годы [5, с. 277].

1.2 Институты содействия занятости населения

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда и занятости, является Федеральная государственная служба занятости населения (ФГСЗН), созданная в 1991 году, находящаяся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ (положение о министерстве утверждено постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г.) [5, с. 237-238].

ФГСЗН осуществляет следующие меры:

1) предоставление информации о рынке труда

2) содействие (посредничество) в трудоустройстве

3) организация «клубов ищущих работу» для помощи гражданам в приобретении навыков поиска работы

4) организация аналогичных клубов (под названием «новый старт») для тех, кто долго не имел работы и испытывает в этой связи серьезные психологические трудности

5) профессиональное консультирование зарегистрированных безработных

6) профессиональное обучение безработных людей, относящихся к «группе риска» (беженцев, вынужденных переселенцев, тех, кому грозит опасность потерять работу)

7) специальные программы для молодежи, для инвалидов

8) квотирование рабочих мест

9) поддержка безработных, открывающих свое предприятие (консультации и т.д.)

10) организация общественных работ, обычно временного характера;

11) выплата пособий по безработице;

ФГСЗН в России играет очень позитивную роль, но далеко не все проблемы она в состоянии решить. В результате самостоятельно устраивающихся на работу в России больше, чем трудоустроенных службой занятости. Например, в Нижегородской области в 2007-2008 годах через службу занятости трудоустраивается примерно 45% ищущих работу, а 55% находят ее сами.

Недостатком работы служб занятости является слабый контроль за лицами, получающих в последние годы пособия по безработице. Обычно им предлагают мало вариантов трудоустройства и довольно формально принимают отказы от предлагаемой службой занятости работы.

Службы занятости испытывают недостаток финансовых ресурсов для осуществления мероприятий, реализующих активную социальную политику. Поэтому для их финансирования ФГСЗН использует помощь со стороны местных предпринимателей, различных фондов и коммерческих банков, платные услуги, оказываемые службами занятости для предпринимателей и т.д. Например, в 2003 г на реализацию всех программ, реализуемых ФГСЗН по Нижегородской области, было направлено 284,7 млн. руб., из них лишь 86,6 млн. руб. – на активную социальную политику (примерно треть этих расходов финансировали работодатели) [5, с. 238-239].

Наряду с государственными органами проблемами трудоустройства занимаются негосударственные службы занятости – рекрутинговые агентства – осуществляют коммерческие и социальные проекты, поиск, оценку, сертификацию и тестирование лиц, имеющих работу, оказывают помощь студентам и выпускникам ВУЗов в адаптации к современному рынку труда [5, с. 242].

Развитие интернет привело к возникновению виртуальных кадровых агентств (берут деньги с заказчика помесячно за доступ к электронной базе данных мини – резюме) и электронные биржи труда (провайдер создает сайт, бесплатный как для заказчика, так и для работника; издержки поиска минимальны, как, впрочем, и гарантии достоверной информации) [6, с. 581].

Государственные и негосударственные структуры не должны мешать друг другу. Если существует рынок услуг по трудоустройству и подбору персонала, то конкуренция, как обычно, способна выявить и спрос на них, и цену в разных профессиональных и территориальных сегментах этого рынка. Государство должно действовать там, где рынок или не справляется, или предъявляет слишком высокие (в частности, по цене) требования к социально ослабленным и слабоконкурентным группам граждан [6, с. 582-583].

1.3 Современное состояние безработицы в Архангельской области

Архангельская область расположена на Севере Европейской части России. Площадь территории — 587 тыс. кв. км. Административным центром области является город Архангельск. К наиболее крупным городам относятся: Северодвинск, Котлас, Новодвинск, Коряжма, Мирный.

Близость морей и океанов заметно сказывается на климате области, который является переходным между морским и континентальным. Регион располагает избыточными водными ресурсами. Здесь насчитывается 70 тыс. больших и малых рек суммарной протяженностью 275 тыс. км. Широкая и глубокая река Северная Двина создает благоприятные условия для навигации и является основным водным путем.

Архангельская область располагает значительными лесными ресурсами. Площадь, покрытая лесом, составляет 22,3 млн. га. Общий запас древесины составляет более 2500 млн. м³. В составе лесного фонда преобладают хвойные породы (сосна, ель) 80%, лиственные породы (береза, осина) — 20%.

Область богата полезными ископаемыми. Усилиями геологоразведчиков в Архангельской области создана мощная сырьевая база для развития добычи и переработки нефти и газа (Ненецкий автономный округ), бокситов (Плесецкий район). В Архангельской области открыта единственная в Европе алмазоносная провинция. В регионе открыты значительные запасы известняков, доломитов, цементного сырья, гипсов и ангидритов, песков, глин и легкоплавких суглинков, строительных камней, подземных вод, марганца, медных руд, цинка, свинца, янтаря, ювелирных агатов и других полезных ископаемых.

Архангельская область — это край лесной индустрии, рыбной промышленности, современного судостроения и российской космонавтики.

Экономическое развитие по наиболее традиционным отраслям в области базируется на предприятиях лесопромышленного комплекса, строительной индустрии и развитой инфраструктуре торговых портов, включая Архангельский морской порт, являющийся северными воротами России обеспечивающий существенную часть грузоперевозок в данном регионе.

На территории области зарегистрировано более 24 тысяч предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования[1] .

По данным администрации Архангельской области численность населения Архангельской области 1,3 млн. человек, городское население составляет около 1 млн. человек. Плотность населения 2,2 человека на 1 км². В городах проживает 74,7%, в сельской местности 25,3% населения.

Средний возраст населения 37 лет. Трудоспособное население составляет 64,3% его численности.

Рассмотрим теперь численность занятых и безработных в Архангельской области.

2006 2007 2008 2009
662,2 655,4 635,3 621,4

Таблица 2

Численность занятых в Архангельской области, тыс. человек

Таблица 3

Уровень занятости в Архангельской области, в %

2006 2007 2008 2009
64,6 64,5 62,9 61,6

По данным федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, которые представлены в таблицах 2 и 3, численность занятого населения постепенно сокращается на 15 – 20 тыс. человек, соответственно, и уровень занятости также уменьшается в среднем на 1,5%. Отсюда можно сделать вывод, что численность безработных будет увеличиваться, что в принципе и прослеживается по данным из таблицы 4.

Таблица 4

Численность безработных граждан в Архангельской области,

тысяч человек[2]

2006 2007 2008 2009
Январь 15,2 15,2 15,2 15,8
Февраль 15,4 15,3 15,5 18
Март 15,4 15,9 15,3 19,4
Апрель 15,4 15,8 15 20,8
Май 15,5 15,3 14,1 20,4
Июнь 15 15,3 13,3 19,2
Июль 14,8 15 13,5 19,1
Август 14,6 14,9 12,9 18,3
сентябрь 13,7 14,1 11,8 17,1
Октябрь 13,6 14,5 11,6 17
Ноябрь 14,4 14,9 12,1 17,1
Декабрь 15,6 15,3 14,5 18,6

По данным федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, которые представлены в таблице 4, численность безработных граждан в 2009 году по сравнению с предыдущими годами увеличилась примерно на 5000 человек. Этот факт можно объяснить следующим образом. Мировой экономический кризис внес свои корректировки в экономику России. Следствием этого может являться сокращение промышленного производства, а значит и уменьшение платежеспособности предприятий. Чтобы хоть как-то оставаться «на плаву» предприятие начинает сокращать свои расходы, в частности, начинает сокращать штат работников. Отсюда и увеличение безработицы.

Однако если рассматривать численность безработных только в 2009 году, то можно заметить что с мая указанного года число неработающего населения постепенно сокращалось (сократилось в среднем на 3500 человек). Исполняющий обязанности начальника управления государственной службы занятости населения Архангельской области Николай Гришин заявляет, что такое уменьшение уровня безработицы удалось добиться благодаря реализации программ по снижению напряженности на рынке труда.

По материалам пресс-службы администрации Архангельской областипри содействии службы занятости за 8 месяцев 2009 года нашли работу (доходное занятие) 25445 человек, в том числе 14126 безработных. В августе 2009 года было трудоустроено 3198 человек. По направлению органов службы занятости за 8 месяцев приступили к профессиональному обучению по профессиям, востребованным на рынке труда, 1946 безработных граждан, закончили обучение 1667 человек.

При содействии службы занятости в оплачиваемых общественных работах за восемь месяцев приняли участие 4852 человека. С мая по сентябрь 411 человек перешли на самозанятость.[3]

В целом по России ситуация остается напряженной, наблюдается рост числа зарегистрированных безработных. В Архангельской области тоже наблюдается незначительный рост. Однако благодаря умелой активной государственной политике по регулированию занятости ситуацию пока удается держать под контролем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На сегодняшний момент проблема безработицы и занятости является одной из ключевых и главных проблем в экономике России. Безработица, как показало предложенное исследование, является неотъемлемой чертой рыночной экономики.

Рассмотрение причин безработицы позволило выделить её основные виды, каждая из которых имеет свои особенности. В связи с ухудшением демографической ситуации во многих странах, уровень экономически активного населения резко сокращается, что приводит к появлению новых форм безработицы.

Исследование позволило сделать вывод о том, что без познания теоретических основ проблемы невозможно принятие каких бы то ни было мер по её ликвидации.

Изучая проблемы безработицы, экономическая наука, в конце концов, пришла к выводу: фрикционная и структурная безработицы - явление нормальное и не представляют собой угрозы для экономического роста страны. Более того, без них такое развитие просто невозможно. Ведь если на рынке труда нельзя найти незанятых работников, то как создавать новые фирмы или расширять производства тех товаров, которые пользуются на рынке повышенным спросом?

Поэтому полная занятость - как ее сегодня понимают в большинстве развитых стран мира - это ситуация, когда существуют фрикционная и структурная безработица, но нет безработицы циклической. Кроме того, наличие безработицы заставляет людей опасаться потери своего рабочего места и побуждает их трудиться более производительно и качественно. С этих позиций, безработицу вполне можно назвать стимулом к лучшей работе.Иначе говоря, это положение, когда безработица в стране соответствует своей естественной норме.

Актуальность темы данной курсовой обусловлена очень серьезными экономическими и внеэкономическими последствиями безработицы.

К сожалению, безработица приводит не только к сокращению объёмов национального производства, что существенно подрывает экономику любой страны, но и влечёт негативные социально-экономические последствия. Недоиспользование трудовых ресурсов является главным экономическим последствием. К тому же, увеличивается преступность, растёт число психологических и эмоциональных стрессов, что отрицательно сказывается на нравственном состоянии общества. Хотя невысокий уровень естественной безработицы даже положительно сказывается на экономике страны.

Работа широко раскрывает меры по сокращению численности экономически активного населения, не занятого в общественном производстве. Для этого могут быть использованы различные методы активной государственной политики занятости, например, организация переобучения безработных, поощрение индивидуального предпринимательства и т. д. Также осуществляется и пассивные меры, необходимые для поддержки безработного населения, например, пособия по безработице, но они уменьшают желание трудиться. Поэтому можно сделать вывод, что наиболее эффективными являются активные меры по снижению безработицы.

К сожалению, только сейчас наше правительство оценило остроту этой проблемы и принялось за осуществление программ обеспечения полной занятости. Но уже сейчас практически в каждом городе России созданы Службы занятости, позволяющие найти работу, а также различные коммерческие и некоммерческие организации по проблемам занятости, что является существенным шагом на пути к повышению экономического благосостояния страны.

В идеале в России следует создать максимально гибкий, но по возможности легализованный рынок труда, гарантирующий низкую безработицу и устойчивые высокие темпы экономического роста.Для этого придется немало поработать, прежде всего, над правовой инфраструктурой.

Список использованной литературы

1) Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп./ Под ред. д-ра экон. наук проф. А. С. Булатова. – М.: Экономистъ, 2003. – 896 с.

2) Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп./под ред. А.Г.Грязновой и Н.Н. Думной. – М.:КНОРУС,2005. – 688 с.

3) Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс. 2-е изд./ Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2007. – 624 с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов»)

4) Макконнелл К. Р. Экономикс:Принципы, проблемы и политика: учебник в 2 т.: / Макконнелл К. Р., Брю С. Л.-Таллин, 1993. – Т. 1 – 399 с.

5) Рынок труда и управление человеческими ресурсами: учебник/Л.О. Ильина.-Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 415с. – (Высшее образование).

6) Экономика труда: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 080104 «Экономика труда»/А.Л. Мазин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.:ЮНИТИДАНА, 2009. – 623 с.

7) Экономика трудовых ресурсов: Учеб. пособие / Под ред. проф. П.Э. Шлендера. – М.: Вузовский учебник, 2008. – 302 с.

8) http://www.dvinaland.ru/prcenter/release/5646/ - официальный сайт Администрации Архангел области

9) http://www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi - официальный сайт федеральной службы государственной статистики Российской Федерации

10) http://www.news29.ru/sd_n.php?newsid=3997 – сайт пресс-службы администрации Архангельской области


[1] http://www.dvinaland.ru/prcenter/release/5646/

[2] http://www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi

[3] http://www.news29.ru/sd_n.php?newsid=3997