Реферат: Сравнительный анализ двух картин Пьера-Огюста Ренуара Портрет актрисы Жанны Самари 1877 года и

Название: Сравнительный анализ двух картин Пьера-Огюста Ренуара Портрет актрисы Жанны Самари 1877 года и
Раздел: Рефераты по культуре и искусству
Тип: реферат

СПБГУКиТ

Реферат

по дисциплине «История зарубежного изобразительного искусства»

Тема: Сравнительный анализ двух картин Пьера-Огюста Ренуара

«Портрет актрисы Жанны Самари» 1877 года и

«Портрет Жанны Самари» 1878 года

Выполнила: студентка Iкурса

952 группы

Терентьева Мария

Проверила: Махо О.Г.

СПб, 2010

Пьер–Огюст Ренуар трижды писал портрет актрисы театра Комеди Франсез Жанны Самари. И все три портрета различаются и по композиции, и по масштабности, и по колориту, и по сюжету.

У портрета, жанра, где действия как такового нет, мне кажется, все равно читается сюжет. Во всяком случае, глядя на хороший портрет, зритель может представить, что происходило до, что произойдет после, какие отношения сложились между моделью и художником и весь этот «подстрочник» выстраивает перед зрителем целую историю, а значит, проявляется и характер портретируемого. Собственно, задача портретиста состоит в том, чтобы через изобразительные средства выразить внутренний мир человека, представить свое отношение к нему, показать его сущность, создать его образ, выявив какие-то остро характерные черты.

И в этих двух портретах Ренуара я увидела чувство, неравнодушие, историю и именно поэтому выбрала их для сравнения.

Портреты написаны с разницей в один год, в 1877 и 1878 году, соответственно.

Первый из них должен был стать лишь этюдом к портрету в полный рост, но в итоге занял в творчестве Ренуара свою особую нишу, став одной из самых искренних и прекрасных его работ.

В этом портрете главную роль художник отдает лицу героини, ее светлым, лучистым глазам, которые являются смысловым центром картины. От глаз, лица в туманную розовую дымку уходят плечи, волосы, руки - все это вторично. Всю сущность своей героини Ренуар погрузил в ее взгляд. Ведь недаром говорят: глаза – это зеркало души. И через глаза мы в этом портрете видим ее душу. Она добра, очень открыта и искренна. Хотя, скорее всего, зрителю становятся видны и понятны не черты характера этой женщины, а скорее отношение художника к этим чертам, его настроение и восприятие. Безусловно, он восхищен ее юностью, ее свежестью, ее простыми, но тонкими чертами. Она не красавица, но он в ней увидел и изобразил столько жизни, чистоты и света! В первом портрете она словно видение, такой художник ее видит – мимолетной, летящей, он чувствует, что скоро эта розовая дымка ее чистоты улетучится. Ренуару удалось уловить мимолетность юности, ее прелесть.

Этот свет юности действительно мимолетен, в портрете 1878 года его уже нет в образе той самой Жанны Самари.

Он написан совсем иначе. Это портрет в полный рост в духе классического парадного портрета. Нет в нем уже ни той легкости, ни воздуха, ни дымки. Глядя на него и сравнивая с портретом 1877 года, мы сразу видим перемену. Скорее всего, она произошла не в модели: Жанна Самари все так же лучезарно улыбается нам с холста. Изменилось отношение художника к своей модели, и мы замечаем эту перемену прежде всего через обновленную манеру письма: крупные, хаотично разлетающиеся мазки сменяются более мелкими, фон обретает прорисовку и отвлекает внимание от лица героини. Здесь приобретает большее значение то, что ее окружает, причем все эти вещи никак не раскрывают ее внутренний мир. Различны и позы Жанны, ее состояние. На первом портрете она свободна, непринужденна, ее поза спокойна и гармонична с ее характером – легким и открытым. На втором – ей словно неудобно – и в этом роскошном платье, и среди этих ковров. Безусловно, на втором портрете она изображена настоящей красавицей, но нет в ней уже той непринужденной грации. Ренуар как будто разгадал в ней тайну, и сразу она стала ему менее интересна – он окружил ее коврами, углубился в фактуру платья, при этом забыв заглянуть в глаза. Он отдалился от нее. Даже можно предположить, что ее душа напротив все еще тянется к нему, ведь она вся как будто устремлена вперед. А он отстранился. И оттого быть может она и беспокойна (а в ее позе мне видится беспокойство и напряжение). Судя по ее взгляду на первой картине, она была неравнодушна к художнику. Но это все – мои догадки, фантазии, которые, как мне кажется, должны возникать при взгляде на настоящее произведение искусства. Во всяком случае, это точно относится к импрессионистам. Их задачей всегда было передать впечатление, родить в душе зрителя чувство, импульс.

Выше я говорила уже о результате всех трудов – вызванном во мне чувстве. Стоит сказать и об изобразительных средствах, использованных при создании художником этих картин-впечатлений.

Вообще, живопись Ренуара имеет несколько характерных особенностей, в отличие от полотен "подлинных" импрессионистов живопись Огюста Ренуара развивалась в прямо противоположном направлении. Его технологические устремления были сосредоточены на приемах прозрачного письма. Однако при обилии прозрачных, полупрозрачных и плотно положенных красочных слоев, виртуозной, "мягкой" живописной кинетики, структура его картин имеет очень мало общего с системой живописи старых мастеров.

Исключительно разнообразны мазки краски, положенные кистью Ренуара. Постоянное их сопоставление - то полупрозрачных, то плотно положенных, обусловленое движением кисти, лепящей ту или иную форму, фактурным построением изображаемых предметов, колористическими особенностями конкретного участка картины,- создает ту неповторимую живописность, которой проникнуты полотна мастера. Живопись Ренуара превосходна не только в светах, как, например, у Клода Моне. Ренуар стремится передать игру глубоких прозрачных тонов в тени. В результате своих поисков он создал не характерную для своего времени, но необычайно выразительную и красивую технику живописи, сочетающую фактурно положенный мазок и лессировку.

В портрете 1877 года особенно ярко проявлена техника прозрачного письма, лицо Жанны Самари словно светится изнутри. Самый сильный цветовой акцент в картине - розовый фон - определяет общее состояние всего портрета. Это скорее общая среда, из которой постепенно возникают очертания фигуры. Белый холст, просвечивая через тонкий красочный слой, придает розовому цвету особую светоносность и подвижность.

На розовом фоне горят золотистые волосы Жанны Самари, подвижные мазки кисти художника намечают ее плечи; уплотняясь, они отчетливо лепят форму руки с золотым браслетом, которой актриса слегка подпирает голову.

Четко прорисованные глаза и губы Жанны Самари будто рождаются из розового цвета, который становится частью ее существа. Фигура актрисы "вбирает" цвет из переливчатого фона, в котором, кажется, звучат все оттенки, но доминируют все же красновато-розовые. В полном соответствии с типом модели решает Ренуар проблему цветовых взаимоотношений фигуры и фона.Образ как бы рождается на глазах зрителя, переходит от общего состояния, определяемого розовой средой фона, к частному, конкретному - к красоте черт и женственности мягкого взгляда.

Мазки - крупные, решительные, создают ощущение подвижности воздуха, жизни. Ренуар играючи сочетает холодные и теплые цвета, бесстрашно накладывает контрастные синие мазки на фон.

В портрете 1878 года нет этой лихой смелости. Он написан более мелкими мазками, нежный розовый цвет превращается в мутно-красный, все цвета становятся темнее и глуше. И сразу пропадает ощущение тепла, света. Поражает как в этом портрете написано белое платье: белый остался белым несмотря на то, что Ренуар пишет его, по сути, цветным. То же самое можно сказать и про глубокую тень за спиной Жанны.

По композиции портреты сильно различаются. Первый портрет – поясной, композиция практически центральная, но динамику картине придает диагональ руки Жанны, на которую она опирается. Из-за этого портрет не смотрится статичным. Актриса словно только что подперла рукой голову и точно так же в любой момент может сменить позу. Портрет 1878 года – очень статичен, фигура находится по центру, она как будто подалась немного вперед, но это не прибавляет картине движения.

Только вибрация розовых, голубых, светло-зеленых белильных смесей на платье и мягкие, тающие контуры фигуры придают картине динамику и создают ту воздушную и цветовую среду, без которой нельзя представить ни одной картины Ренуара.

Итак, мы рассмотрели два портрета Жанны Самари работы Пьера-Огюста Ренуара. Их главное различие я вижу в том, что первый портрет – это портрет души, внутреннего мира человека, второй же более материален, реален, даже приземлен, в нем художник показал лишь внешнюю красоту. Безусловно, мне больше нравится портрет 1877 года. Это портрет, который несет в себе настроение - теплое, весеннее, нежное. Он писан с любовью, огромным желанием и очень легко. На одном дыхании. И зритель это безусловно чувствует, снова и снова приходя в Пушкинский музей, чтобы еще раз поймать на себе счастливый взгляд Жанны Самари.