Реферат: Экологические мировоззрения 2

Название: Экологические мировоззрения 2
Раздел: Рефераты по экологии
Тип: реферат

Аннотация

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

Во введении отмечается актуальность изучаемой темы, формулируется цель и задачи предстоящего исследования.

Первая глава работы полностью посвящена истории развития экологии как науки. В рамках данной части работы изучаются этапы становления и развития экологии, рассматриваются причины отставания экологии от других наук.

Вторая глава посвящена описанию мировоззрений об экологии в различные периоды развития человеческой цивилизации. В этой главе рассматриваются взаимоотношения человека с природой, зарождения и развитие экологии от эпохи античности до наших дней, а также аспекты современного экологического мировоззрения.

В третьей главе рассматривается влияние монотеистических религий на характер восприятия человеком природных объектов. В данной части работы раскрываются вопросы:современная экологическая ситуация как отражение духовного кризиса, объединение экологии и религии в единый союз,роль религии в формировании экологического мировоззрения, становление экологической этики.

В заключении представлены данные по результатам проделанной работы, сделаны выводы по данной теме.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………4

Глава 1. История развития экологии как науки……………………………….6

1.1 Этапы становления и развития экологии как науки……………………6

1.2 Причины отставания общей экологии от других наук…………………8

Глава 2. Описание и отличительные черты мировоззрений об экологии в различные периоды развития человеческой цивилизации…………………..10

2.1 Архаическая эпоха…………………………………………………….. .10

2.2 Эпоха античности……………………………………………………….10

2.3 Средние века…………………………………………………………….11

2.4 Новое время……………………………………………………………..11

2.5 Современное экологическое мировоззрение……………………….....12

Глава 3. Влияние монотеистических религий на характер восприятия

человеком природных объектов………………………………………………16

3.1 Современная экологическая ситуация как отражение духовного

кризиса…………………………………………………………………………18

3.2 Экология и религия - формирующийся союз………………………...21

3.3 Становление экологической этики……………………………………23

3.4 Роль религии в формировании экологического мировоззрения…..25

Заключение…………………………………………………………………….28

Библиография………………………………………………………………….30

Введение

Тема данной курсовой работы «Экологические мировоззрения».

Целью данной работы является показать становление и развитие экологии как науки от древних времен до нашего времени.

Данная тема является актуальной в связи с тем, что проблемы окружающей среды затрагивают все страны мира. Определились приоритетные проблемы глобального характера, такие как изменения, в озоновом слое атмосферы, повышенное накопление углекислого газа, загрязнение океана, которые не имеет политических границ и решение, которых возможно только при объединении усилий ученых многих стран.

Экология - жизненно важная для человека наука, изучающая его непосредственное природное окружение. На протяжении всей истории люди неуклонно развивали и совершенствовали свои преобразующие способности, каждый раз увеличивая возможности использовать в своих целях природную среду и, тем самым, изменяя и характер своих взаимоотношений с природой. Все имеющиеся сегодня научные данные в области истории, археологии, географии, этнографии и других дисциплин подтверждают, что антропогенное воздействие на природу, несомненно, нарастало пропорционально количественному и качественному росту человечества, и отражало, в конечном счете, основные этапы человеческого развития. Каждому из этих этапов были присущи свои специфические формы отношений человека с окружающей средой, сопровождающиеся и различным отражением природы в его мировоззрении.

В процессе написания работы передо мной стояли следующие основные задачи:

1. Показать необходимость сохранения окружающей среды при одновременном развитии человеческого общества.

2. Показать влияние религии на становление экологической этики и мировоззрения.

3. Рассмотреть причины отставания экологии от других наук.

Для достижения поставленных задач была изучена теоретическая сторона вопроса. В ходе работы бал использованы различные источники информации: широкий круг разнообразной литературы отечественных авторов, различные статьи, размещенные на сайтах интернета.

Все это позволило полно и подробно рассмотреть различные аспекты экологического мировоззрения.

Глава 1. История развития экологии как науки

1.1 Этапы становления и развития экологии как науки

Экология своими корнями уходит в далекое прошлое. Потребность в знаниях, определяющих «отношения живого к окружающей его органической и неорганической среде», возникла очень давно. Достаточно вспомнить труды Аристотеля (384-322 до н.э.), Плиния Старшего (23-79 н.э.), Р.Бойля (1627-1691) и др., в которых обсуждалось значение среды обитания в жизни организмов и приуроченность их к определенным местообитаниям, чтобы убедиться в этом.

В истории развития экологии, как науки можно выделить три основных этапа.

Первый этап – зарождение и становление экологии как науки (до 60-х годов ХХ века). На этом этапе накапливались данные о взаимосвязи живых организмов со средой их обитания, делались первые научные обобщения.

В ХVII – XVIII веках экологические сведения составляли значительную долю во многих биологических описаниях (А.Реомюр, 1734; А.Трамбле, 1744; и др.). Элементы экологического подхода содержались в исследованиях русских ученых И.И.Лепехина, А.Ф.Миддендорфа, С.П.Крашенинникова, французского ученого Ж.Бюффона, шведского естествоиспытателя К.Линнея и др.

В этот же период Ж.Б.Ламарк (1744-1829) и Т.Мальтус (1766-1834) впервые предупреждают человечество о возможных негативных последствиях воздействия человека на природу.

Второй этап - оформление экологии в самостоятельную область знаний (после 60-х годов ХIХ века). Начало этапа ознаменовалось выходом работ русских ученых К.Ф. Рулье (1814-1858), Н.А.Северцова (1827-1885), В.В. Докучаева (1846-1903), впервые обосновавших ряд принципов и понятий экологии, которые не утратили своего значения и до настоящего времени. В конце 70-х годов XIX века немецкий гидробиолог К. Мёбиус(1877) вводит важнейшие понятие о биоценозе как о закономерном сочетании организмов в определенных условиях среды.

Неоценимый вклад в развитие основ экологии внес Ч.Дарвин (1809-1882), вскрывший основные факторы эволюции органического мира. То, что Дарвин назвал «борьбой за существование», с эволюционных позиций можно трактовать как взаимоотношения живых существ с внешней абиотической средой и между собой, т.е. с биотической средой.

Немецкий биолог-эволюционист Э.Геккель (1834-1919) первый понял, что это самостоятельная и очень важная область биологии, и назвал ее экологией (1866). В своем капитальном труде «Всеобщая морфология организмов» он писал: «Под экологий мы понимаем сумму знаний, относящихся к экономике природы: изучение совокупности взаимоотношений животного с окружающей его средой, как органической, так и неорганической, и прежде всего - его дружественных или враждебных отношений с теми же животными и растениями, с которыми он прямо или косвенно вступает в контакт.» Одним словом, экология – это изучение всех сложных взаимоотношений, которые Дарвин назвал «условиями, порождающими борьбу за существование».

Как самостоятельная наука экология окончательно оформилась в начале ХХ столетия. В этот период русский ученый В.И.Вернадский создает фундаментальное учение о биосфере.

В 30-е и 40-е годы экология поднялась на более высокую ступень в результате нового подхода к изучению природных систем. С начала А.Тенсли (1935) выдвинул понятие об экосистеме, а несколько позже В.Н.Сукачев (1940) обосновал близкое этому представление о биогеоценозе. Следует отметить, что уровень отечественной экологии в 20-40-х годах был одним из самых высоких в мире, особенно в области фундаментальных разработок. В это период в нашей стране работали такие выдающиеся ученые, как академики В.И.Вернадский и В.Н.Сукачев, а также крупные экологи В.В.Станчинский, Э.С.Бауэр, Г.Г.Гаузе, В.Н.Беклемишев. А.Н.Формозов, Д.Н.Кашкаров и др.

Во второй половине ХХ века в связи с прогрессирующим загрязнением окружающей среды и резким усилением воздействием человека на природу экология приобретает особое значение.

Начинается третий этап (50-е годы ХХ века – до настоящего времени) – превращение экологии в комплексную науку, включающую в себя науки об охране природной и окружающей человека среды. Из строгой биологической науки экология превращается в «значительный цикл знания, вобрав в себя разделы географии, геологии, химии, физики, социологии, теории культуры, экономики…» (Реймерс, 1994).

1.2 Причины отставания общей экологии от других наук

. Как отмечают Н.Ф. Реймерс, А.С. Степановских, экология отстала от таких наук, как эмбриология, физиология, генетика на несколько десятилетий.

Причины отставания:

Недооценка потребности в открытии общих законов развития живого вещества; изучение взаимоотношений организмов друг с другом и со средой должно идти с учетом огромного разнообразия животного и растительного мира и их взаимозависимости. Многие направления экологии находятся на аналитической стадии.

Между науками, а, следовательно, и между учеными, существуют жесткие искусственные, в том числе психологические барьеры. Узкому специалисту удобнее и привычнее рассматривать "свои" предметы и явления вне существующих между ними взаимосвязей. Как сказал небезызвестный Козьма Прутков: «Узкий специалист подобен флюсу»! Но для всестороннего выявления особенностей экосистем необходимо изучение их коллективами разных специалистов. В первую очередь такие барьеры возведены между биологическими и небиологическими науками (социология, политика, экономика).

Отсутствие реальных перспектив развития общей экологии, существовавшее вплоть до середины прошлого столетия. Недопонимание того, что методы общей экологии отличаются от методов, используемых в смежных науках (так, нельзя в экосистеме измерять физиологические параметры в одном месте, невозможно выделив один фактор в природе, устранить измеряемой характеристикой проявление остальных) и что нельзя лабораторные методы переносить на природу.

Лишь в конце XX произошло осознание того, что деятельность человека часто не только наносит вред окружающей среде, но и угрожает самому существованию человечества. При этом в изменении структуры и динамики экосистем резко возросла роль случайных факторов, нередко приводящих к катастрофам с многочисленными человеческими жертвами. Человечество лишь в последние десятилетия начало всерьез осознавать важность для себя экологических проблем. Ведь вопрос стоит однозначно - быть или не быть на Земле технократической цивилизации. Этим и объясняется повальная экологизация, как самой науки, так и других направлений человеческой деятельности, экологизация всевозможных производств, связанных с потреблением природных ресурсов.

Глава 2. Описание и отличительные черты мировоззрений об экологии в различные периоды развития человеческой цивилизации.

2.1 Архаическая эпоха

Начальной точкой развития отношений человека с миром природы является архаическая эпоха. На этом этапе люди еще, не отделяли ли себя от природы, они мыслили себя частью единой Природы. Это было обусловлено тем, что первобытный человек максимально зависел от природы. Образ его жизни не позволял ни встать над природой, ни игнорировать ее. Это и определило характерную черту экологического мировоззрения в архаическую эпоху - высокую степень психологической включенности человека в мир природы. В результате первобытный человек наделял природное окружение своими собственными свойствами. В сущности, для него окружающие объекты и явления есть не что иное, как люди в другом облике. Но со временем психологическая связь с миром природы сохранилась только с тотемными животными и растениями, которые при определенных условиях оказывали им сверхъестественную помощь. Существенную роль в отчужденности от природы сыграл переход к оседлому образу жизни. Теперь человек перевел взгляд с природы на самого себя.

2.2 Эпоха античности

На этом этапе складывается система представлений о богах как о творцах природы, которые обладают человеческими свойствами и обликом. Поскольку и человек, и природа были созданы богами, возникает своеобразное равенство и отчуждение: человек и природа равны перед богом, но отчуждены друг от друга. Складывается некая противопоставленность человека и природы.

Для античного человека природа бала не только материальной, но и духовной ценностью. Она выступала как образец, идеал гармонии, которому человек должен учиться у нее, подражать ей в своей повседневной жизни. Но в целом, античность явилась шагом на пути отчуждения человека от природы. Началось научное осмысление природы, которая стала объектом изучения.

2.3 Средние века

Появление монотеистических религий, в частности, христианства еще в большей степени отчуждало человека от природы. Поставив человека на вершину пирамиды земного мира, христианство кардинально поменяло характер восприятия природных объектов. Главное отличие человека от всего природного - наличие у него нематериальной божественной души. Таким образом, если античность, сделав природу объектом научного изучения, оставляла природным объектам «право» на душу, то христианство их этого полностью лишило. Человек освободился от обязанности боготворить природу, получил неограниченную свободу в обращении с природой. Все природные объекты лишились своей самоценности: они представляли интерес только в той мере, в которой могут служить человеку и быть полезными ему.

Итак, христианство, сформировав представление о иерархической картине мира, поставленной под знак Бога, в которой человеку отведено высшее положение, завершило отчуждение от природы.

2.4 Новое время

В Новое время сформировалось представление о человеке, как о субъекте, и о мире - объекте, которым человек манипулирует. Утвердилась абсолютная ценность человеческого разума, а поскольку внечеловеческая природа им не обладает, то, соответственно, ее ценность несоизмеримо ниже. В открытии и изобретении технических средств человек чувствовал свое господство над силами природы. Природа не должна существовать и развиваться «просто так», она должна служить человеку. Природа становится лишенной всякой самостоятельной ценности, признанной объектом манипуляций во имя научного знания и прогресса. Этот последний шаг в отчуждении от природы был первым шагом к экологическому кризису. В Новое время сформировалось экологическое мировоззрение, которое характеризуется полной психологической противопоставленностью человека и мира природы, объектным восприятием природы и доминированием прагматического взаимодействия с ней.

2.5 Современное экологическое мировоззрение

Только в последнее время люди стали осознавать, что природа не в состоянии справляться с сильными антропогенными нагрузками, значительно превышающими ее естественные возможности. В попытках понять суть столь стремительно произошедших перемен в отношениях общества с природой, человек, как и прежде, обращается к своему разуму, подвергая научному и философскому осмыслению все происходящее.

Социальные истоки возникновения нового экологического сознания хорошо иллюстрирует история развития США. На начальном этапе - это история освоения новых земель на Западе. Наличие открытой границы сформировало представление о возможности неограниченного экстенсивного роста. Но к середине XIX века запас свободных земель был исчерпан. Это был первый «экологический кризис». В результате осмысления этого кризиса был поставлен вопрос о необходимости новой системы взаимоотношений человечества с природой. Понимание того, что антропоцентрическое экологическое сознание заводит в тупик, привело к возникновению новой общетеоретической и мировоззренческой ориентации, получившей название американского инвайронментализма (от англ. environment - окружающая среда). В центре внимания оказывается взаимодействия общества со средой своего обитания. Согласно американскому инвайронментализму, хотя человек и обладает исключительными характеристиками, он остается одним из множества видов на Земле. Человек живет не только в социальном, но и в природном контексте, и экологические законы не утрачивают для него своей обязательности.

Русский космизм. Во второй половине XIX века в России сформировалось философско-религиозное течение, названное русским космизмом. Он было представлено именами Н.А. Бердяева, В.С. Соловьева, Н.Ф. Федорова и многими другими. Это была не школа в ее научном понимании, а скорее умонастроение в кругах русской интеллигенции. Центральной идеей русского космизма являлось представление о том, что Человек - составная часть Природы, что их не следует противопоставлять, а необходимо рассматривать в единстве. Что человек и все, что его окружает - это частицы единого. Противоречие между Разумом и Природой неизбежно, но Разум ответственен за отыскание путей его решения. Русский космизм обосновал необходимость новой моральной основы взаимодействия Человека с Природой, смены принципов развития цивилизации. «Цивилизация эксплуатирующая, а не восстанавливающая, не может иметь иного результата, кроме ускоренного конца», - писал Н.Ф. Федоров, когда до понимания экологического кризиса было еще далеко. Воздействие человека на окружающую природу растет столь быстро, что скоро наступит то время, когда человек превратится в основную геологическую силу, формирующую облик Земли. Биосфера перейдет в новое состояние, в сферу разума - ноосферу.

В целом, русский космизм обосновал необходимость единства человека и природы, начал формировать представление и о ее определенной непрагматической ценности. Но, тем не менее, в них сохраняется объектное восприятие природы.

Экология претерпела поразительную метаморфозу. Из частной биологической дисциплины она всего лишь за последние полвека превратилась в колоссальную по своему охвату междисциплинарную область науки - меганауку, занимающуюся изучением воздействия на живое не только естественных факторов среды, всегда существовавших в природе, но и многочисленных процессов, порожденных человеческой деятельностью. Экология открыла миру глаза на процессы, имеющие глобальное значение, и в то же время именно с этими процессами связаны самые неприятные ожидания, а возможно и беды человечества. Человечество научилось искать новые ресурсы, то есть брать от природы все больше и больше. Ничего подобного раньше в истории биосферы не было. Оставаясь одним из видов живых существ, человечество вышло из-под контроля природных факторов. Природные механизмы уже недостаточны для сохранения биосферы, необходимы новые механизмы регулирования, основанные на понимании природных процессов, и, в какой-то мере - управление ими. Антропогенное регулирование - это предвидение катаклизмов, это своевременное снижение скорости процесса, это выбор между сиюминутной выгодой и долгосрочной устойчивостью. Современные идеологии должны базироваться на выборе между краткосрочной и долгосрочной выгодой в природопользовании. Новое мировоззрение человечества должно быть сформулировано с учетом того обстоятельства, что один вид живого принимает на себя всю ответственность за соблюдение «правил безопасности на планете», за сохранение устойчивого равновесия энергетических и материальных потоков. Эта концепция получила название «экологического императива». Современное экологическое мировоззрение представляет собой следующий шаг развития гуманистической этики. Теперь уже речь идет не только о взаимном уважении между современниками, но и заботе о благополучии будущих поколений, о сохранении биосферы - «общего дома», в котором мы живем все вместе с множеством других населяющих ее видов живых существ. Это мировоззрение призвано обеспечить устойчивое развитие человечества, т.е. сохранение в течение неограниченно долгого времени стабильной и благоприятной для жизни людей окружающей среды. Оно базируется на нескольких фундаментальных принципах. Главным принципом устойчивого развития должна быть перманентная экономия, то есть целенаправленное и беспрестанное сокращение удельного потребления всевозможных руд, пресной воды, энергии и пр. Вторым принципом становится переработка всех отходов с тем, чтобы они не накапливались в опасных для людей и для естественных экосистем формах. Выгоднее всего для предпринимателей, да и для правительства об этом «на время» забыть. Но тогда очень скоро уже нашему поколению придется расплачиваться и национальным благосостоянием, и своим здоровьем за безответственный «кредит времени». Сознательное самоограничение потребительских инстинктов более эффективно, чем запреты, налоги и таможенные пошлины. Убеждение вместо принуждения. Если тоталитарные режимы имеют возможность просто заставить выполнить свои решения, то «зеленые» используют опыт и возможности демократического устройства общества, когда каждый вправе иметь свои собственные убеждения, хотя вынужден подчиняться мнению большинства. В то же время «зеленые» идут еще дальше, терпимо относясь к тем, кто с ними не согласен. Они обращают внимание, прежде всего, на самих себя и своим сознательным поведением способствуют посильному ослаблению экологического кризиса. «Зеленое мировоззрение» основано на свободе и значимости личности, но приобретает большую корректирующую силу благодаря кооперации и солидарности. Естественно, что при таком механизме принятия общественного решения необычайно повышается роль образования и просвещения, которые помогают личности самостоятельно определиться и в какой-то мере предохраняют каждого гражданина от воздействия недобросовестной пропаганды.

Глава 3. Влияние монотеистических религий на характер восприятия человеком природных объектов

В осмыслении и взаимоотношений человека и природы немалую роль играет системы миропонимания, выразившиеся в верованиях, а позднее – религиях. Практически во всех религиях создание человека напрямую связывается с природой.

Отдельные черты тотемизма, обожествление природы проступает во многих мировых религиях. В православии Илья – пророк прочно связывается с грозой; символами и Христа, и евангелистов является животные – ягненок («агнец Божий»), голубь («Дух Святой»). Образ Богоматери тесно был тесно связан с образом Матери-земли. Им приписывались общие начала – материнства и святость. Но главное – определенные экологические нормы, воспринимавшиеся как нравственные. В Библии говориться: «Шесть лет засевай земли твои и собирай плоды ее. А в седьмой оставляй ее в покое, чтобы питались убогие из твоего народа, а остатками после них питались звери полевые. Так же поступай с виноградниками своими и с малиною своею.» Это правило, воспринятое христианством и иудаизмом, сохраняется в современном Израиле. Где раз в семь лет не производят посадку деревьев. Такое же бережное отношение к природе провозглашает конфуцианство. «Конфуций ловил рыбу удочкой, а не сетями. Охотясь, он не стал бы целиться в птицу, расположившуюся на ночлег», - написано в китайской книге «Лун Юй».

Любовь ко всему живому ярко проявилось в джайнизме – религии, зародившейся в Индии в VI веке до нашей эры «Человеку не следует причинять боль, подчинять себе, порабощать, мучить и убивать ни одно животное, живое существо, организм или чувствующее существо». Джайны из боязни причинить вред даже самому маленькому живому существу, что нарушило бы равновесие природы, не занимаются земледелием. Джайнские монахи носят повязку, прикрывающую нос и рот, чтобы не проглотить мошку, и подметают перед собой дорогу, дабы не раздавить муравья.

Пониманием единства человека и природы, стремлением не навредить ей проникнуты священные тексты индуизма и буддизма.

Воззрение богословов на проблему взаимоотношения человека и природы менялись на протяжении веков.

В раннем средневековье христианские схоласты полагали, что. Поскольку природа не имеет души и, следовательно, является источником зла, ее следует подчинять воле человека. Но уже в XIII веке Франциск Ассизский выступил с проповедью любви к природе во всех ее проявлениях. Подобные же взгляды развивал и почитаемый православными святой Серафим Саровский.

Эпоха Возрождения, воспевавшая божественную красоту мира, провозгласила, что природа – равная человеку божественное творение. С точки зрения богословов того периода, Творец благословил познания природы и раскрытия заложенного в ней Божественного замысла.

Реформация и протестантизм видели в природе прежде всего «мастерскую», в то же время утверждали: «Человек должен господствовать над природой, покоряясь ей».

Однако в те времена человечество не стояло перед угрозой катастрофы. Именно в наши дни церковь ищет свои пути решения назревших проблем, исходя из главных принципов: взаимосвязанности единства бытия, одухотворенности всякого живого существа. Иерархи церкви ныне обращаются к верующим со словами предостережения перед возможной экологической катастрофой, видя в ней осуществление пророчеств, содержавшихся в Откровении Иоанна Богослова.

Свое отношение к природе выработал и ислам. Прежде всего он признает сакральный характер природы и человека как творений Аллаха. Коран говорит: «Нет животного на земле и птицы, летающей на крыльях, которые не были бы общинами, подобными вам».

При этом человек воспринимается как центр мироздания, как хозяин, но одновременно страж и покровитель природы. Ислам возвел в обязанность истинно верующим невмешательство в природные процессы, соблюдение строгих норм, направленных на их охрану (правило охоты, регламентация забоя животных, пищевые запреты ит.д.). Как и другие религии, Ислам отводит ведущую роль духовному началу, нравственным принципам, морали и проповедует, что все беды происходят из-за духовного несовершенства, загрязнение природной среды есть лишь следствие загрязнения души человека.

3.1 Современная экологическая ситуация как отражение духовного кризиса

К сожалению, в настоящее время прогресс цивилизации не сопровождается прогрессом в сфере духовных ценностей, скорее наоборот. Резко упала значимость таких понятий как духовность, компетентность, образованность. Главную роль в возрождении духовности и преодолении современного экологического кризиса призвано сыграть образование. В истории России всегда прослеживалась тенденция того, что «…все, кто страдал за Отечество, кто мечтал о его величии, кто много делал для его развития, рано или поздно, но всегда обращали внимание на образование, как фактор возрождения государства». Это связано с именами таких мыслителей как Сергий Радонежский, К.Д. Ушинский, М.В. Ломоносов, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.А. Ильин, В.В. Розанов, С.М. Булгаков, В.И. Вернадский и др.

Надо отметить, что современная система образования ориентируется в основном на подготовку специалистов, экспертов, техников и т. д., а не на общее повышение уровня культуры и духовности человека. В то время как, сложившаяся экологическая ситуация требует изменения стратегии, что должно найти отражение прежде всего в экологическом образовании, конечной целью которого является формирование экологической культуры. Экологическое образование должно способствовать выработке таких форм социальной активности, которые свели бы к минимуму экологический риск. Оно призвано сыграть свою решающую роль в изменении духовных ценностей, структуры потребления, отношения человека к природе, жизни, поведения человека в экосистеме. Всё это в конечном счёте должно привести к тому, что деятельность человека будет направлена на выживание человечества, а не способствовать приближению экологической катастрофы.

Формирование экологической культуры, как конечной цели экологического образования, включает в себя несколько этапов: формирование знаний; формирование ценностей; выведение знаниевого и ценностного компонентов в деятельностный план. То есть, в процессе экологического образования должна быть воспитана эколого-активная личность. Личность, которая не просто созерцает процесс разрушения окружающей среды, а заинтересовано, осознанно, на базе глубоких экологических знаний осваивает природную среду в целях создания оптимальных экологических условий бытия человека. Данная личность должна быть образованна, экологически культурна, ответственна.

Особую значимость среди этических категорий приобретает ответственность. В его содержании нравственная основа и экологический смысл в ситуации экологической напряженности пересекаются и взаимопроникают в друг друга, образуя единое основание, формирующее нравственно-экологическую ответственность. Необходимость слияния духовных ценностей и экологических норм во взаимодействии человека с природой должна быть переосмыслена в качестве методологической основы для исследования границ человеческой деятельности, управления перехода общества к устойчивому развитию и принятия решений.

Человек должен ответственно осознать, что все негативные последствия научно-технического прогресса, и, прежде всего экологический кризис, перед которым оказалось человечество, результат деятельности самих людей, их бездумно-хищнического отношения к окружающей природе, в безответственности по отношению к настоящему и будущему поколениям. Человек, как существо разумное должен осознать, что выход из существующего разрушительного отношения к природе нужно искать в том числе и в себе. «Прежде, чем выяснять, как защищать природу, избавляться от голода, войн, бедствий технической цивилизации и тому подобное, следует понять, как человеку остаться человеком в духовном смысле этого слова, человеком не только разумным, но и сознающим, то есть совестливым».

Между тем, как отмечает Бессонов Б.Н., «обладая поистине сверхчеловеческой силой, человек отнюдь не поднялся еще до уровня подлинно человеческого разума и нравственности. Его материальные потребности, его желания постоянно растут, а в сущности постоянно удовлетворяются, а духовно, он все еще, что называется, не на «высоте», духовно он зачастую становится беднее, черствее, отчужденнее, то есть бесчеловечнее».

Помимо социально-экономических, технико-технологических и политических преобразований, необходимо преодоление духовного кризиса. Без этого ни современные информационные технологии, ни система образования не будут плодотворны. Известный французский эколог Ж. Дорст подчеркивает: «В наше время стало ясно, что степень цивилизации измеряется не только количеством киловатт, производимых энергоустановками. Оно измеряется также ростом моральных и духовных критериев, мудростью людей, двигающих цивилизацию, в полной гармонии с законами природы, от которых человек никогда не освободится.

Стратегия реализации устойчивого эколого-безопасного развития должна опираться на фундаментальное экологическое знание и преобразование духовной культуры современного человека, как важной основы его практической деятельности, что, как отмечалось, является тремя составляющими процесса формирования экологической культуры.

Переход к экологической культуре предстает как совершенно новый этап в жизни человечества. Совершенствование духовного мира потребует во многих случаях перехода на радикально иные парадигмы как в научной теории, так и в практической сфере.

Духовное обновление можно рассматривать как один из важнейших источников культурного возрождения современного мира и преодоления экологического кризиса. Разумеется, обновление культурных основ социального развития не может произойти столь быстро, как это желательно, если ссылаться на настоятельность экологических и социальных требований сегодня. Трудно рассчитывать на быстрое формирование творчески активных личностей нового типа, способных осуществлять творческий прорыв к качественно лучшим формам цивилизационной жизни в самых разных областях человеческой деятельности. Но, тем не менее, инициативу в деле прокладывания новых путей развития могут взять на себя лишь люди духовно зрелые, которые крайне необходимы в структуре принятия и исполнения решений, в институтах образования и воспитания, везде, где сейчас особенно велико отчуждение от всего, что делает человека подлинно человеком.

3.2 Экология и религия - формирующийся союз

Существуют многочисленные убедительные доказательства кризисного состояния дел в области экологии. Кризис проявляется в самых разных областях и является предметом всестороннего анализа со стороны ученых и политиков. Пока поиск кардинальных решений данной проблемы не увенчался успехом. В то же время формируется единое мнение о том, что экологический кризис одновременно глобален по масштабам и локален по воздействию. Более того, приходит осознание, что изменения, являющиеся результатом нашего воздействия на планету, сопоставимы по масштабам с преобразованиями, происходящими при смене геологических эпох. Все более очевидным становится то, что решения, которые мы принимаем, ценности, которыми мы руководствуемся, наше поведение являются непреложными условиями выживания различных биологических видов на Земле. Отсюда и важность вовлечения мировых религий в дискуссию по проблемам окружающей среды. Именно осознание мировыми религиями своей роли в создании фундамента стабильного будущего дает некоторые основания для осторожного оптимизма.

Основной вопрос, на который мы должны ответить: каковы наши задачи в деле сохранения жизни на планете в настоящем и будущем? Являются ли наши обязательства перед грядущими поколениями более важными, чем те проблемы, с которыми мы сталкиваемся сегодня? Если мы хотим, чтобы жизнь на Земле процветала, то нам следует спросить себя: каким образом мы можем изменить свое отношение к Земле с тем, чтобы улучшить ситуацию на благо человечества, с одной стороны, и остальной планеты, с другой? Если мы не в состоянии создать условия для процветания жизни на Земле, не подвергаем ли мы сомнению саму сущность того, что означает быть человеком? Центральным элементом нынешней дискуссии является вопрос об ответственности мировых религий за то, как они реагируют на эти вызовы. Решающим фактором в вопросах, касающихся устойчивости нашего существования, может стать то, какими ценностями мы будем руководствоваться в деятельности, направленной на построение будущего Homo sapiens как процветающего вида на планете, будет ли эта деятельность духовной и этичной.

Впервые за всю историю человечества мы становимся свидетелями новых подходов, которые призваны ограничить наше чрезмерное влияние на планету ради построения стабильного будущего. Хартия Земли является ярким примером такого подхода. Она представляет собой шаг на пути к созданию новой глобальной этики не только с целью обеспечения устойчивого развития, но и ради продолжения жизни на планете, когда будет царить подлинная гармония.

3.3 Становление экологической этики

В эпоху научно-технической революции, когда человек получил достаточную силу, чтобы сделать с природной средой все, что ему заблагорассудится, во весь рост встала проблема ответственности человека за природу и установления гармонии с ней. Ее решению отвечает новое направление в этике – экологическая этика.

«Развитие этики можно выразить не только через экологические понятия. Этика в экологическом смысле – это ограничение свободы действий в борьбе за существование». Так понимал этику создатель первого варианта экологической этике, которую назвал этикой Земли .

Являясь основными хранителями ценностей цивилизации и необходимыми мотиваторами в процессе этических преобразований, религии играют важную роль в пересмотре концепции стабильного будущего. Вот почему ученые призывают духовных лидеров, представляющих самые разные религии, более активно содействовать формированию уважительного, ответственного, бережного отношения к нашей планете.

Такой призыв содержится в двух ключевых документах. Один из них озаглавлен «Сохраним Землю: призыв к ученым и религиозным деятелям объединить усилия по охране природы». Он был подписан на всемирном форуме, который состоялся в Москве в январе 1990 года. Этот документ гласит: «Экологический кризис требует радикальных изменений не только в государственной политике, но и в поведении отдельных людей. История свидетельствует о том, что религиозные учения, примеры, духовные лидеры способны оказывать сильное влияние на поведение и взгляды индивидов. Многие из нас, являясь учеными, испытывают чувства глубокого благоговения и уважения перед Вселенной. Мы понимаем, что отношение к тому, что считается священным, вероятно, будет заботливым и уважительным. Отношение к нашему дому – планете Земля – должно быть именно таким. В своих усилиях, направленных на защиту окружающей среды, человечество и должно исходить из того, что оно имеет дело с чем-то священным».

Второй документ – «Предупреждение человечеству» от «Союза обеспокоенных ученых» – появился в 1992 году. Его подписали около 2000 ученых, в том числе примерно 200 Нобелевских лауреатов. Авторы предупреждения считают, что кризис в области экологии требует соблюдения новых этических норм и участия религиозной общественности.

Мировые религии поддерживают партнерские отношения в деле изменения отношения к природе и становления экологической этики, которое ставит целью формирование такого отношения к природе, при котором она рассматривалась бы не просто как источник ресурсов для человечества, но и как колыбель всей жизни на планете. Представители различных религий призывают к защите окружающей среды. Известны многочисленные случаи участия религиозных деятелей в массовых общественных акциях, целью которых были посадка деревьев, очистка рек или защита различных биологических видов. К примерам деятельности такого рода относится очистка рек Ганг и Ямуна в Индии, освящение деревьев монахами в Таиланде с целью их защиты. Более того, ведущие религиозные деятели, такие как Далай-Лама и патриарх Константинопольский Варфоломей, решительно осуждают разрушение экосистемы.

3.4 Роль религии в формировании экологического мировоззрения

Религия – это больше, чем просто вера в Бога или путь к лучшей загробной жизни. Это, скорее, система координат для мира и для нас. Религия связывает людей с Божественным присутствием, себе подобными и всеми живыми существами, населяющими планету. Она объединяет нас с остальной материей, пронизанной тайной возникновения, развития и торжества жизни.

Основные существующие формы вероисповедания отличаются от общего мировоззрения, которое стимулирует моральное и духовное видение. Под мировоззрением мы понимаем те знания, которые реально существуют в жизни определенных культур и запечатлены в символах, устном и письменном творчестве. Мировоззрение формируется в результате взаимодействия между людьми и природой. Одной из главных задач религий в различных общностях людей является трактовка священного сотворения территории, на которой проживает та или иная общность людей. Подобное мировоззрение приводит к появлению определенной морали, манеры поведения, которыми руководствуется человек в общении с другим человеком, с обществом и с природой. Изучение религиозного сознания, того, как оно возникает и как верующие ему следуют, является важным для данного проекта, потому что именно здесь мы обнаруживаем привычки, касающиеся отношения к природе и нашему месту в мире. Для того чтобы отношения между человеком и природой находились в более сбалансированном состоянии, необходима переоценка системы взглядов на мир и формулирование жизнеспособной экологической этики.

Религиозные ритуалы и символы закреплены в самой динамике природы. Человеческий опыт отношений с местной средой обитания является определяющим в контактах с остальным миром. Космология описывает изменение отношения к природе и предоставляет широкий арсенал средств, призванных содействовать подобным преобразованиям в жизни людей. Чередование жизни и смерти, которое можно наблюдать в природе, является зеркальным отражением человеческого существования. Используя это чередование, религия создает все разнообразие интерпретируемых значений, из которых черпают вдохновение культура, искусство, музыка и где берут начало жизненные ориентиры, уводящие людей от страданий и безысходности. Связывая человеческую жизнь и природу, религия придает жизни цель. Более того, она является важным катализатором в мотивации человеческих поступков. Важнейший компонент, который отсутствовал во многих рассуждениях на тему защиты окружающей среды, – это способ привнесения в поступки мотивирующих элементов и этических норм. Как раз здесь религия может помочь больше всего.

Религия устанавливает систему ценностей, проповедует такие понятия, как уважение, ответственность, говорит о необходимости делиться с ближним – все, что необходимо для формулирования более широкого понятия экологической этики, призванной регулировать отношения между людьми и природой. В результате люди начинают уважать долгий эволюционный путь, пройденный Землей, выступать за внимательное отношение к миллиардам биологических видов, которые вместе с ними живут на этой планете, за экономное использование природных ресурсов, необходимых для хозяйственной деятельности, за их справедливое распределение, за осознание своей ответственности перед будущими поколениями.

Помимо эффективного воздействия на мораль религия, в силу своей специфики, имеет возможность влиять на миллионы людей по всему миру. Однако в деле защиты окружающей среды и обеспечении устойчивого развития она не может действовать одна. Масштаб и сложность проблем, с которыми мы сталкиваемся, требуют совместных усилий со стороны различных религиозных конфессий и диалога с другими важнейшими институтами человеческого общества. Как сказал ученый Брайан Свим, мы осуществляем глобальные изменения, но мыслим на локальном уровне. Более того, несмотря на необходимость технического прогресса для реагирования на новые вызовы, его одного будет недостаточно, и он ни в коем случае не представляет собой адекватную цель сам по себе.

Заключение

Таким образом, понятие «экология», появившись в прошлом веке для обозначения определенного научного направления в биологии, ныне расширило свое значение, так что говорят об экологии культуры и духа и т.д.

Экологическое мировоззрение не замыкается в рамках взаимодействия человека с природной средой, а вбирает в себя все основные проблемы человеческого существования. Не может мира и согласия в душе без того, чтобы экологические отношения не стали человечными в высшем смысле слова, как не может быть мира и согласия человека с природой, без согласия в обществе.

Экологическое мировоззрение должно формировать активную природоохранную позицию:

- Человек ответственен за все живое;

- Основой взаимоотношения с природой должна стать взаимопомощь, а не противоборство;

- Человек должен понимать опасность экологического кризиса;

- Высшую ценность представляет гармоническое развитие человека и природы;

- Этические нормы и правила равным образом распространяются как на взаимодействие между людьми, так и на взаимодействие с миром природы.

Мировое сообщество не может существовать без экологического мировоззрения, экологической культуры, поскольку без них трудно рассчитывать на выживание человечество в условиях экологического кризиса. Правила «не повреди» и «думать глобально, действовать локально» обязательны для всех людей (Реймерс, 1992). Во имя жизни на Земле человечеству предстоит возродить, сберечь и развивать все основные ценности экологической культуры.

Библиография

1.Экология: учебник для вузов / В.И. Коробкин, Л.В. Передельский, Ростов н/Д : Феникс, 2009.- 602 с.

2. Экология: конспект лекций – М.: Высшее образование, 2008. – 191 с.

3. Экология: Энциклопедия Аванта+ [том 19]/ ред. : М. Аксенова, В.Володин, Г. Вильчек, Е. Ананьева и др. – М: 2008. – 480 с.

4. Шилов И.А. Экология. М.: Высшая школа, 2003. 512 с.

5. Коренев В.И., 1994. Экология и религия // Экология и религия, Сборник. — Ч. 1. — М.: Луч. — С. 33.

6. Степановских А.С. Общая экология: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 2001. 510 с.

7. История науки экологии -http://www.ref.by/refs/97/22427/1.html

8. Истрия возникновения экологии как самостоятельной науки - http://bobych.ru/referat/97/22434/1.html