Реферат: Политика управления оборотным капиталом фирмы

Название: Политика управления оборотным капиталом фирмы
Раздел: Рефераты по менеджменту
Тип: реферат

Министерство образования Российской Федерации

Институт Управления и

Международного бизнеса

Контрольная работа

По дисциплине:

«Финансовый менеджмент»

1. Политика управления оборотным капиталом фирмы

2. Место и значение финансового управления

в системе управления фирмой

3. Задача №1

4. Задача №2

Выполнила: Романенко Ирина Николаевна

Студентка 5 курса заочного отделения

Группа ФК – 01

Проверил:______________________________

Ухта 2006 год

ПОЛИТИКА УПРАВЛЕНИЯ ОБОРОТНЫМ КАПИТАЛОМ ФИРМЫ

Термин «оборотный капитал» (его синоним в отечественном учете – оборотные средства) относится к мобильным активам предприятия, которые являются денежными средствами или могут быть обращены в них в течение года или одного производственного цикла. Чистый оборотный капитал определяется как разность между текущими активами (оборотными средствами) и текущими обязательствами (кредиторской задолженностью) и показывает, в каком размере текущие активы покрываются долгосрочными источниками средств (рис. 1.1). Аналог этого показателя в отечественной практике – величина собственных оборотных средств.

Рис. 1.1. Логика взаимосвязи между активами и источниками их покрытия

Оборотные средства могут быть охарактеризованы с различных позиций, однако основными характеристиками являются их ликвидность, объем и структура.

В процессе производственной деятельности происходит постоянная трансформация отдельных элементов оборотных средств. Предприятие покупает сырье и материалы, производит продукцию, затем продает ее, как правило, в кредит, в результате образуется дебиторская задолженность, которая через некоторый промежуток времени превращается в денежные средства. Этот кругооборот средств показан на рис. 1.2.


Циркуляционная природа текущих активов имеет ключевое значение в управлении оборотным капиталом. Текущие активы различаются по степени ликвидности, т.е. по их способности трансформироваться в денежные средства, обладающие абсолютной ликвидностью. Денежные эквиваленты наиболее близки по степени ликвидности к денежным средствам. Ликвидность дебиторской задолженности уже может ощутимо варьировать. Наименее ликвидны материально-производственные запасы; из них готовая продукция более ликвидна, чем сырье и материалы.

Что касается объема и структуры оборотных средств, то они в значительной степени определяются отраслевой принадлежностью. Так, предприятия сферы обращения имеют высокий удельный вес товарных запасов, у финансовых корпораций обычно наблюдается значительная сумма денежных средств и их эквивалентов. Прямой связи между оборотными средствами и кредиторской задолженностью нет, однако считается, что у нормально функционирующего предприятия текущие активы должны превышать текущие обязательства.

Величина оборотных средств определяется не только потребностями производственного процесса, но и случайными факторами. Поэтому принято подразделять оборотный капитал на постоянный и переменный (рис. 1.3).

В теории финансового менеджмента существуют две основные трактовки понятия «постоянный оборотный капитал». Согласно первой трактовке постоянный оборотный капитал (или системная часть текущих активов) представляет собой ту часть денежных средств, дебиторской задолженности и производственных запасов, потребность в которых относительно постоянна в течение всего операционного цикла. Это усредненная, например, по временному параметру, величина текущих активов, находящихся в постоянном ведении предприятия. Согласно второй трактовке постоянный оборотный капитал может быть определен как минимум текущих активов, необходимый для осуществления производственной деятельности. Этот подход означает, что предприятию для осуществления своей деятельности необходим некоторый минимум оборотных средств, например постоянный остаток денежных средств на расчетном счете, некоторый аналог резервного капитала.


Категория переменного оборотного капитала (или варьирующей части текущих активов) отражает дополнительные текущие активы, необходимые в пиковые периоды или в качестве страхового запаса. Например, потребность в дополнительных производственно-материальных запасах может быть связана с поддержкой высокого уровня продаж во время сезонной реализации. В то же время по мере реализации возрастает дебиторская задолженность. Добавочные денежные средства необходимы для оплаты поставок сырья и материалов, а также трудовой деятельности, предшествующих периоду высокой деловой активности.

Целевой установкой политики управления оборотным капиталом является определение объема и структуры текущих активов, источников их покрытия и соотношения между ними, достаточного для обеспечения долгосрочной производственной и эффективной финансовой деятельности предприятия. Взаимосвязь данных факторов и результатных показателей достаточно очевидна. Хроническое невыполнение обязательств перед кредиторами может привести к разрыву экономических связей со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Сформулированная целевая установка имеет стратегический характер; не менее важным является поддержание оборотных средств в размере, оптимизирующем управление текущей деятельностью. С позиции повседневной деятельности важнейшей финансово-хозяйственной характеристикой предприятия является его ликвидность, т.е. способность вовремя гасить краткосрочную кредиторскую задолженность. Для любого предприятия достаточный уровень ликвидности является одной из важнейших характеристик стабильности хозяйственной деятельности. Потеря ликвидности чревата не только дополнительными издержками, но и периодическими остановками производственного процесса.

Уровень чистого оборотного капитала
Рис.2. Риск и уровень оборотного капитала

На рис.2 показан риск ликвидности при высоком и низком уровнях чистого оборотного капитала. Если денежные средства, дебиторская задолженность и производственно-материальные запасы поддерживаются на относительно низких уровнях, то вероятность неплатежеспособности или нехватки средств для осуществления рентабельной деятельности велика. На графике видно, что с ростом величины чистого оборотного капитала риск ликвидности уменьшается. Безусловно, взаимосвязь имеет более сложный вид, поскольку не все текущие активы в равной степени положительно влияют на уровень ликвидности. Тем не менее, можно сформулировать простейший вариант управления оборотными средствами, сводящий к минимуму риск потери ликвидности: чем больше превышение текущих активов над текущими обязательствами, тем меньше степень риска; таким образом, нужно стремиться к наращиванию чистого оборотного капитала.

Совершенно иной вид имеет зависимость между прибылью и уровнем оборотного капитала (рис.3).

При низком уровне оборотного капитала производственная деятельность не поддерживается должным образом, отсюда – возможная потеря ликвидности, периодические сбои в работе и низкая прибыль. При некотором оптимальном уровне оборотного капитала прибыль становится максимальной. Дальнейшее повышение величины оборотных средств приведет к тому, что предприятие будет иметь в распоряжении временно свободные, бездействующие текущие активы, а также излишние издержки финансирования, что повлечет снижение прибыли. В связи с этим сформулированный выше вариант управления оборотными средствами, связанный со снижением риска ликвидности, не совсем верен.


Таким образом, политика управления оборотным капиталом должна обеспечить поиск компромисса между риском потери ликвидности и эффективностью работы. Это сводится к решению двух важных задач.

Обеспечение платежеспособности. Такое условие отсутствует, если предприятие не в состоянии оплачивать счета, выполнять обязательства и, возможно, объявит о банкротстве. Предприятие, не имеющее достаточного уровня оборотного капитала, может столкнуться с риском неплатежеспособности.

Обеспечение приемлемого объема, структуры и рентабельности активов. Известно, что различные уровни разных текущих активов по-разному воздействуют на прибыль. Например, высокий уровень производственно-материальных запасов потребует соответственно значительных текущих расходов, в то время как широкий ассортимент готовой продукции в дальнейшем может способствовать повышению объемов реализации и увеличению доходов. Каждое решение, связанное с определением уровня денежных средств, дебиторской задолженности и производственных запасов, должно быть рассмотрено как с позиции рентабельности данного вида активов, так и с позиции оптимальной структуры оборотных средств.

Поиск путей достижения компромисса между прибылью, риском потери ликвидности и состоянием оборотных средств и источников их покрытия предполагает знакомство с различными видами риска, нашедшими отражение в теории финансового менеджмента.

Место и значение финансового управления в системе управления фирмой.

Управление – это функция биологических, социальных, технических организационных систем, которая обеспечивает сохранение их структуры, поддерживает определенный режим деятельности.

Финансы – историческая категория, они появились одновременно с возникновением государства при расслоении общества на классы.

Финансы предприятий – денежная категория. Однако она не тождественна самим деньгам. Как экономическая категория, финансы предприятий имеют конкретные формы проявления. Они связаны с практической организацией и изменением финансовых отношений в сфере материального производства.

Организация финансов предприятий рыночного хозяйства предопределена объективным характером действия стоимостных категорий: товар, деньги, себестоимость, заработная плата, цена, прибыль, оборотные средства. Стоимостные категории есть категории товарно-денежного хозяйства. Их функционирование вызывает потребность в эффективном финансовом управлении. В основе успешной организации финансов предприятия лежит полнота учёта в хозяйственной практике объективности существования и специфики действия категории – финансы. Процесс управления финансами предприятий есть процесс реализации финансовой политики. Поэтому организация финансов представляет собой функцию управления подвластную финансовой политике.

Организация финансов предприятий предопределена объективным характером действия стоимостных категорий: товар, деньги, себестоимость, заработная плата, цена, прибыль, оборотные средства. Стоимостные категории есть категории товарно-денежного хозяйства. Их функционирование вызывает потребность в эффективном финансовом управлении. В основе успешной организации предприятий лежит полнота учёта в хозяйственной практике объективности существования и специфики действия категории – финансы. Процесс управления финансами предприятий есть процесс реализации финансовой политики. Поэтому организация финансами представляет собой функцию управления подвластную финансовой политике.

Организация финансовой работы, понимаемой как управление финансами предприятия, строится на основе: создания системы управления финансами как совокупности её элементов; практической реализации принципов организации финансов предприятий; выполнение принципа разумной достаточности квалифицированных работников финансовых служб для осуществления освоенных и перспективных направлений финансовой деятельности; соблюдения принципа разделения функций и специализации внутри финансовых служб, т.е. не смешивания оперативной финансовой работы с инвестиционным аспектом деятельности предприятия.

В основе управления финансами предприятий, фирм, компаний лежит концепция по элементной базы управления финансовыми отношениями и существующими финансовыми и многими экономическими показателями. Управление финансами есть управление плановым и фактически происходящими денежными и не денежными процессами. Общая философия управления финансами состоит не в том, чтобы сопоставлять показатели по балансам и другим формам отчётности, а выявлять отклонения от принятой в бизнесе и утвержденной для своей деятельности нормативной базы, принимать меры по устранению негативных отклонений.

В рыночной экономике закономерно отсутствует монополия на конкретную организацию финансов предприятий, фирм, компаний, управление финансами в них, финансовое планирование, методы финансовой работы по зарабатыванию денежных средств. Всё это находится в противоречивом единстве, одновременно в пределах непосредственно государственной финансовой политики и финансовой политики проводимой предприятиями, фирмами, компаниями.

При всем многообразии финансовых отношений, имеющих место в хозяйственной практике, различные управляющие финансами структуры выполняют сходные по содержанию задачи. Постановка задач в области финансов определяется целями. Задачи – проводники движения вперёд и достижения цели. Цель вытекает из состояния дел и реальных возможностей движения к ней. В основе задач финансового управления лежит решение трёх главных вопросов: формирование и мобилизация источников текущего обеспечения и развития производств, торговли, других форм ведения бизнеса, финансирование текущих денежных расходов и инвестиций; финансовый контроль.

Действительное управление финансами предприятий, фирм и компаний это не искусство купить и продать, наращивать общий котёл и финансировать расходы как попало. Каждое утро рабочего дня делить деньги между подразделениями службами. Управление финансами - искусство рациональной организации финансов в пределах имеющихся источников. Обеспечение своевременного финансирования плановых мероприятий, получение сверхплановых ресурсов на основе постоянно проводимой контрольно – экономической работы. Дополнительный источник доходов по своей экономической сущности оказывается привязанным к экономии живых и овеществленных затрат, денежных расходов, осуществляемых за счёт финансовых ресурсов, сверхплановой и не учтённой в расчётах финансового плана прибыли, других денежных накоплений и денежных доходов.

Задача №1

Балансовая величина дебиторской задолженности на конец базисного года – 2300 тыс. д.ед., в том числе задолженность покупателей – 1200 тыс. д.ед. Выручка от реализации базисного года - 14000 тыс. д. ед. В составе задолженности покупателей - 200 тыс. д.ед. просроченной. Планируемая годовая выручка от реализации (с учётом индекса инфляции)17000 тыс. д. ед. Состав покупателей и договорные условия расчётов с ними не меняются. Определить сумму дебиторской задолженности в плановом балансе активов и пассивов.

Задача №2

Предприятие получило кредит на 9 месяцев под 60% годовых. С учётом дисконта оно должно вернуть 500 д.ед. Какую сумму получит предприятие? Чему равна сумма дисконта?

Литература: