Курсовая работа: Статистический анализ миграции населения России за годы реформ

Название: Статистический анализ миграции населения России за годы реформ
Раздел: Рефераты по маркетингу
Тип: курсовая работа

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра экономического анализа, финансов и статистики

Курсовая работа

По статистике

Тема: Статистический анализ миграции населения России за годы реформ.

Выполнил: курсант

219 учебного взвода

2 «ж» курса

Малышкина Анастасия Николаевна

Научный руководитель:

Мацкевич Дарья Александровна

Москва - 2010

План:

Введение

Глава 1

Основные показатели миграции

Глава 2

«Утечка мозгов» из России

§2.1 Интеллектуальная собственность, её сущность, роль, значение.

§2.2 Проблема «утечки умов» в Российской Федерации

§2.3 Последствия постсоветской эмиграции научных работников

§2.4 Основные проблемы и пути решения

§2.5 Программа регулирования «интеллектуальной миграции»

Заключение

Введение

Объектом моей курсовой работы является анализ миграции населения России за годы реформ, а именно в 90-е годы, когда происходила так называемая «Утечка мозгов». Более пятой части всех эмигрантов составляют научные работники, врачи и преподаватели. «Утечка умов», обогащая человеческий капитал развитых стран, негативно отражается на экономическом состоянии России, обостряет и без того сложную демографическую ситуацию в стране.

Предмет данной работы постсоветская эмиграция научных работников. Это сложный социальный процесс, тесно связанный с уровнем развития экономики и размещением отраслей производства в разных регионах.

Цель работы заключается в том, чтобы разобраться в проблеме интеллектуальной миграции и выявить пути решений.

Задачи курсовой работы:

- понять как статистика может помочь в данной проблеме

- определить понятие «Миграция населения»

- разобраться в проблеме «Утечки мозгов»

- выявить последствия постсоветской эмиграции научных работников

- предложить пути решения основной проблемы и рассмотреть программ регулирования «интеллектуальной миграции».

Все вышеперечисленное обуславливает неоспоримую актуальность выбранной темы исследования, как с теоретической, так и с практической точки зрения. Миграций населения может вызвать обезлюдение и экономический регресс одних районов и концентрацию населения в других.

Глава1

Основной источник сведений о миграции населения - государственная статистика, включающая текущий учет миграции и материалы переписей населения; кроме того, организуются выборочные обследования, цель которых, как правило, - выяснение мотивов перемещений. Миграция населения исследуется с помощью системы показателей, каждый из которых раскрывает преимущественно ту или иную сторону явления[1] .

Показатели миграции - абсолютные и относительные числовые характеристики миграционного процесса на разных его стадиях: потенциальной миграции, переселения, приживаемости новоселов; используемые в анализе миграционной ситуации на уровне страны, региона или поселения. Показатели миграции могут характеризовать общий уровень подвижности населений территорий, масштабы, структуру, направления и результативность миграционных потоков за тот или иной период.[2] В большинстве своем - это расчетные относительные показатели (коэффициенты миграции), основанные на сопоставлении абсолютных показателей (прибытий, выбытии, миграционного прироста, сальдо миграции, миграционного оборота и др.) со средним числом изучаемой совокупности населения за определенный период. В целях сравнимости с показателями естественного движения коэффициенты миграции исчисляются, как правило, в расчете на 1000 человек соответствующей территории или социально-демографической группы населения. Наименее разработаны в миграционной теории и практике показатели потенциальной миграции и приживаемости новоселов.

В качестве самых общих показателей потенциальной миграции могут быть использованы доли потенциальных мигрантов (лиц, принявших, но еще не реализовавших решение об отъезде из данного населенного пункта) и соответствующих стабильных контингентов в составе как всей совокупности населения, так и составляющих его социально-демографических групп (по полу, возрасту, национальности, профессии, образованию и семейному статусу, месту рождения, предыдущего жительства и др.). Уровень потенциальной миграционной подвижности населения разных территорий чаще всего оценивается по результатам реализации миграционных установок. Наиболее точный показатель уровня миграционной подвижности - количество переселений за весь прожитый период жизни у лиц определенного возраста или населения в целом.

Показатели фактической миграции (переселений) могут быть подразделены на три группы: общие, характеризующие сводные для территории миграционные процессы; специальные (структурные), характеризующие миграцию конкретных социально-демографических групп, и показатели межрайонного (межтерриториального) обмена, характеризующие миграционные связи между конкретными территориями миграционного обмена. Они включают в свой состав показатели мощности, интенсивности и результативности миграции. Масштабы и мощность миграции отражают, во-первых, абсолютные показатели - числа прибывших, выбывших или их суммы (миграционный оборот), во-вторых, относительные показатели - удельные веса мигрантов из разных районов выхода в общем числе мигрантов района вселения. В качестве относительной характеристики мощности миграции могут выступать и коэффициенты интенсивности миграции. Понятие интенсивности миграции характеризует ее частоту в определенных территориально-демографических группах и выражается правильной дробью, числитель которой - количество мигрантов (прибывших, выбывших или их сумма), а знаменатель - средняя за период численность населения.

Результаты миграции населения характеризуются рядом абсолютных и относительных показателей. Среди них - сальдо миграции, миграционный прирост, который рассчитывается как разница между общим и естественным приростом населения. Его доля в общем или естественном, или численности населения, позволяет оценить роль миграции в формировании населения. Результативность миграции населения характеризуется также числом выбывших в расчете на 10000 прибывших на данную территорию. Этот показатель может быть рассчитан и как общий, и как межрайонный. В первом случае оцениваются общие результаты миграционного обмена территорий, а во втором - ее обмен с каждой конкретной территорией.

Коэффициент общей результативности миграции:

Коэффициент результативности миграционных связей:

где - общее число выбывших из района; - общее число прибывших в район j; в случае результативного обмена значение коэффициентов должно быть меньше 1000, и наоборот [12].

Абсолютные показатели миграции :

- число прибывших на постоянное жительство из других населенных пунктов (П );

- число выбывших на постоянное жительство в другие населенные пункты (В );

- сальдо миграции или механической прирост (Dмех = П – В ).

Интенсивность миграции характеризуют коэффициенты [3]:

11. Коэффициент прибытия (КП ):



12. Общий коэффициент выбытия (КВ ):



13. Коэффициент механического прироста ( .)


Коэффициенты механического движения населения рассчитываются не только общие, но и специальные, т.е. по отдельным группам населения.

На основе данных о естественном и механическом приросте определяется общий прирост населения (Dобщ = Dест + Dмех ).[3]

Показатели приживаемости . Для характеристики конечной стадии миграционного процесса - приживаемости новоселов - могут быть использованы показатели подвижности населения - соотношение между численностью населения, вселившегося в данный район, и местными уроженцами, между новоселами и старожилами; распределение приезжего населения в зависимости от времени вселения. Уровень приживаемости измеряет доля оставшихся к данному моменту из числа приезжих к данному моменту из определенного года. Приживаемость может характеризоваться средним числом лет, прожитых новоселами в местах вселения. В зависимости от имеющейся информации эти показатели могут рассчитываться для лиц определенного пола, возраста, национальности и т.д.

В настоящее время для России целесообразно выделить три типа миграции:

· собственно внутренняя миграция;

· миграционные связи с бывшими союзными республиками;

· миграция за пределы бывшего СССР.[4]

Значительным фактором миграции стали этнополитические конфликты или просто напряженность межэтнических отношений. На России это отразилось иммиграцией из зон этнических конфликтов. Среди иммигрантов, ищущих возможность осесть в России, есть люди разных национальностей, но все же основной поток - это русские из бывших союзных республик.

По данным Госкомстата Российской Федерации, в 1992 году из регионов бывшего СССР в Россию прибыло 925,7 тыс. человек, из них 612 тысяч, или 66%, русских.

Снижение социального статуса русских в государствах бывшего СССР с положения представителей «ведущей нации» до уровня национального меньшинства, а во многих случаях и реальное усложнение жизни порождают конфликтные ситуации и интенсифицируют миграционные процессы.

Внешняя миграция в современной России носит достаточно четко выраженный этнический характер (репатриация на историческую родину). По данным ФМС, к 1 июля 1995 года в стране зарегистрировано 854 тыс. вынужденных мигрантов, из которых 739 тыс. (87%) прибыли из государств-республик бывшего СССР, а 115 тыс. (13%) - из Чеченской, Ингушских республик и Республики Северной Осетии. Наиболее существенным был обмен с Казахстаном и Узбекистаном; на эти государства пришлось более половины величины миграционного прироста.

Для межгосударственных миграционных процессов в 1998 году характерно сохранение тенденций, сложившихся в 1995-97 годах. Этот период отличает ежегодное уменьшение как числа прибывших в Россию, так и числа выбывших из нее.

Сокращение международной миграции привело к тому, что в 1998 году число прибывших в Россию и число выбывших за ее пределы были наименьшими за последние 30 лет[5] . Всего по данным ФМС России на I января 1999 года в стране насчитывалось 1,1 млн. вынужденных переселенцев и беженцев. Среди них бывшие жители Казахстана составляли 27,9% (319,9 тыс. человек), 14,2% (157,6 тыс.) - Узбекистана, 12,4% (137,2 тыс. человек) - Таджикистана. Вынужденные мигранты расселяются по всей территории России, включая районы Крайнего Севера. Но все же основная часть вынужденных переселенцев и беженцев расселена на юго-западе России. Самый высокий коэффициент нагрузки сложился в республиках Ингушетия и Северная Осетия-Алания, значительна она в Белгородской, Оренбургской областях и Ставропольском крае, в Алтайском крае, Новгородской, Новосибирской, Курганской, Калужской, Орловской областях, а также в Липецкой, Смоленской и Тверской областях.

Начиная с 1990 года выезд на постоянное место жительства в страны, находящиеся за пределами бывшего СССР, оставался на довольно стабильном уровне - около 100 тыс. человек в год. Подавляющее большинство эмигрантов (более 80%) направляются в Германию, Израиль и США. Особенностью эмиграции является ее выраженный этнический характер: среди всех немцев, выбывших за пределы бывшего СССР, 99,6% выбрали новым местом жительства Германию. 55,1% евреев - Израиль. С 1995 года увеличилась доля евреев, выезжающих в Германию, что связано с программой этой страны по восстановлению еврейского населения, утраченного за время геноцида 30 - 40-х годов.

В 1998 году 36,5%, выехавших за пределы бывшего СССР были русскими. Тревожным явлением является т.н. процесс «утечки умов». Только за первое пятилетие 90-х годов эмигрировало на Запад более 600 тыс. наиболее дееспособного исследовательского персонала науки и высшей школы и высококвалифицированных инженеров, в том числе 40% физиков-теоретиков. С последних курсов туда уезжают лучшие, заключившие контракты с зарубежными фирмами студенты и аспиранты.

Новым для России является процесс «мигрирующих невест», вывоз невест из России становится все более широкомасштабным.

Внутренние миграции населения являются доминирующим компонентом миграционной ситуации в регионах страны. В общем миграционном обороте внутрироссийские передвижения за период 1995-98 годы составляли в среднем около 75%. При этом количество ежегодных переселений сократилось за четырехлетие с 3,1 млн. до 2,6 млн.

На рубеже 80-90х годов произошел коренной сдвиг традиционных направлений межрайонных миграций, просуществовавших в России многие десятилетия. В первую очередь это коснулось северных регионов. Только в результате межрегионального миграционного обмена населением за 1989-1998 года Северный район потерял около 255 тыс. человек, Восточно-Сибирский - 226, а Дальневосточный район - 602 тысячи человек.

Дальнейшая динамика миграции зависит, прежде всего, от скорости выхода России из кризиса и от политики стран, принимающих иммигрантов из России.

В Концепции демографического развития Российской Федерации в области миграции и расселения приняты следующие приоритеты:

· привлечение иммигрантов в Российскую Федерацию, в первую очередь

· из государств - участников СНГ, а также из Латвии, Литвы, Эстонии;

· создание экономических условий для сокращения эмиграционного оттока и сохранения научно-технического, интеллектуального и творческого потенциала Российской Федерации;

· проведение комплекса правовых, организационных и финансовых мер, направленных на легализацию и адаптацию иммигрантов в Российской Федерации;

· совершенствование законодательства, касающегося защиты прав вынужденных мигрантов и регулирования миграционных процессов.

В концепции признается необходимость разработки новых подходов к регулированию миграционных потоков, обеспечения сохранения численности населения в важных в геополитическом отношении регионах России, а также разработки мер, направленных на повышение территориальной мобильности рабочей силы.

Глава 2

1) Интеллектуальная собственность, её сущность, роль, значение.

Мы уже привыкли к мысли, что права на результаты интеллектуальной деятельности ( будь это собственно сочинения, стихи, приобретенная компьютерная программа или пришедшая в голову удачная идея) столь же естественны, как и права на зубную щетку, компьютер или автомобиль.

Правда, очевидны и различия в природе этих прав. Если, например, украдут компьютер, то хозяин останется без него, а если незаконно скопируют компьютерную программу, у кого-то появится еще один экземпляр.
Американцы по этому поводу говорят следующее: «Если у нас есть по яблоку и мы обменяемся, то у нас вновь будет по яблоку. Но если у каждого есть идея, то после обмена у каждого их будет две».

Различны механизмы восстановления попранной справедливости.
Украденный компьютер можно, по закону, вернуть, изъяв у похитителя, а незаконно приобретенной программой можно запретить пользоваться, также прибегнув к защите закона. В этих двух случаях работают две различные под отрасли гражданского права:

Право собственности, когда дело касается вещи,
Исключительное право - в применении к результатам творческой деятельности.

Что бы некий объект по закону считался результатом творческой деятельности и попадал под защиту исключительного права, ему должна быть свойственна или новизна решения или оригинальность формы. Объединяющее название результатов творческой деятельности в этом случае – объекты интеллектуальной собственности (сокращенно ОИС). Характерная черта ОИС - возможность фиксации на материальном носителе и распространения в неограниченном количестве копий.

Интеллектуальная собственность имеет важное значение и для страны.
Что бы страна нормально развивалась, а тем более была экономически развитой страной, государство заинтересовано в поддержке и развитии своего интеллектуального потенциала, оно должно контролировать рынок интеллектуального труда и не допустить выезд за границу высококвалифицированных рабочих, специалистов, изобретателей, учителей, медиков, профессоров и др. («утечка умов»).

«Погоня за умами» стала одним из определяющих факторов экономического процветания в условиях современной международной конкуренции. Безусловное лидерство в этой области принадлежит США, которые за последние два с лишним десятилетия привлекли из развивающихся стран 250.000 высоко квалифицированных специалистов, из Западной Европы – порядка 20.000 человек лишь за 1968–1978 годы. Активно привлекают иностранных специалистов и сами западноевропейские страны. (Данные из Экономической теории РЭА им. Плеханова).

2)Проблема «утечки умов» в Российской Федерации В бывшем СССР проблемы внешней миграции фактически не существовало: эмиграция была под запретом для всех граждан, за исключением евреев и армян. До середины 1980-х годов из страны ежегодно уезжало не более 3 тыс. чел. С началом перестройки и ослаблением ограничений на выезд из СССР поток эмигрантов резко усилился. Только за 1987-90 гг. из страны выехало около 1 млн. человек. Максимальный отток людей за границу пришелся на 1990г., когда он составил 103,6 тыс. чел.[6] [8].Более пятой части всех эмигрантов составляют научные работники, врачи и преподаватели. «Утечка умов», обогащая человеческий капитал развитых стран, негативно отражается на экономическом состоянии России, обостряет и без того сложную демографическую ситуацию в стране.Ни для кого не секрет, что Россия - самая богатая страна. Наша страна богата лесами, природными ископаемыми. Но так же в нашей стране огромное количество "Кулибиных" и "Поповых", с их изобретениями и разработками. Речь идет о том, что Россия - генетически самая умная страна на планете, можете гордиться этим. Но есть, к сожалению, и хорошие, и плохие цифры. 70% изобретений были сделаны или нашими учеными, или выходцами из России, живущими теперь за границей. По данным статистики: за последние 5 лет более 30.000 ученых уехали из России. Речь идет не об аспирантах, а о людях, ученых мужах, в головах которых родились сотни изобретений. Стоит подробнее рассмотреть изучаемую проблему в масштабах нашей страны.

Роль миграции в замещении естественной убыли населения России в 1992-2002 годах

Годы

Естественная убыль населения

(тыс. чел.)

Миграционный прирост населения за счет обмена с другими странами Доля миграции в замещении естественной убыли населения
(в %)
1992 219,8 252,9 115,1
1993 750,4 440,2 58,7
1994 893,2 809,6 90,6
1995 840,0 502,4 59,8
1996 777,6 343,5 44,1
1997 755,8 349,0 46,2
1998 705,4 278,6 39,5
1999 926,6 129,2 13,9
2000 958,5 189,8 19,8
2001 943,2 77,9 8,2
2002 934,6 72,3 7,7
Итого
1992-2002
8075,5 3195,4 40,0
3) Последствия постсоветской эмиграции научных работников За период с 1990 по 1998 год произошло обвальное сокращение численности научных работников. За это время наука потеряла более миллиона человек или 54% своего кадрового состава (рис. 1), причем особенно быстро сокращалась численность ученых наиболее продуктивных возрастов. Еще большие потери наблюдаются среди персонала, обслуживающего науку.Это сокращение обусловлено тремя процессами: переходом людей в другую сферу занятости, отъездом ученых за рубеж и естественной убылью научных работников старших поколений. Реальное соотношение этих частей можно оценить лишь приблизительно, поскольку систематизированных статистических данных не существует. По данным Центра исследований и статистики науки с 1989 по 2000 год из России на постоянное место жительство за рубеж выехали более 20 тысяч работающих в сфере науки и научного обслуживания. Еще около 30 тысяч человек работают за границей по контрактам. Часть из них также не собирается возвращаться в Россию, где пока оплата труда ученого несопоставима с той, какую может предложить зарубежный работодатель. Как правило, уезжают наиболее продуктивно работающие и талантливые ученые.В советский период миграция носила плановый характер. В страны «третьего мира» на контрактной основе направлялись врачи, инженеры, преподаватели и другие специалисты. Теперь наибольшим спросом пользуются ученые и специалисты в области прикладных исследований. При этом особая заинтересованность проявляется в отношении ученых-естественников, специалистов военно-промышленного комплекса и технологий двойного назначения. Весьма заинтересованы в импорте российского интеллектуального потенциала Южная Корея, КНДР, Бразилия, Аргентина, Мексика, ряд арабских стран.К концу 90-х годов в процессе международной интеллектуальной миграции появились новые черты и особенности.Во-первых, на смену «утечки мозгов» пришла их миграция. Хотя США остаются общепризнанным центром притяжения для профессионалов, в то же время квалифицированные специалисты едут на временную работу в некоторые развивающиеся страны.Во-вторых, движение квалифицированных специалистов происходит не только «к капиталу», но и «одновременно с капиталом или вслед за ним». Этот процесс тесно связан с деятельностью международных корпораций, имеющих сеть филиалов по всему миру.В-третьих, миграция профессионалов часто принимает форму охоты, переманивая ведущих специалистов из различных сфер науки, управления, изобретательства.В-четвертых, миграция профессионалов связана с интеграцией системы высшего образования. Это предполагает продолжение обучения студентов во многих регионах мира. Закончив курс обучения, выпускники часто остаются на длительный период для работы в этой стране, а иногда навсегда связывают с ней свою жизнь.Ежегодные прямые потери России в результате «утечки умов» можно оценить не менее, чем в 3 млрд. долл., а суммарные с учетом упущенной выгоды - в 50-60 млрд. долларов. Другими словами, страна каждый год теряет сумму, эквивалентную 1/3 всей своей внешней задолжности.Параллельно «утечке умов» в 90-е годы появилось и новое для России явление - бизнес-миграция. Это явление представляет эмиграцию предпринимателей, стимулируемую отсутствием политической и экономической стабильности России, засилием криминалитета, стремлением реализовать накопленный потенциал в более благоприятной обстановке.

Общие итоги миграции населения, 1994—2001 гг., млн чел.

Потоки миграции 1994 1996 1998 2000 2001 Тр Тпр
В пределах России 3,0 2,9 2,6 2,3 2,1 0,7 -0,3
в том числе: внутри регионов 1,5 1,6 1,4 1,3 1,2 0,8 -0,2
между регионами 1,5 1,3 1,2 1,0 0,9 0,6 -0,4
Обмен с зарубежными странами:
прибывшие 1,2 0,6 0,5 0,4 0,2 0,17 -0,83
в том числе: из стран СНГ и Прибалтики 1,2 0,6 0,5 0,4 0,2 0,17 -0,83
из других стран, тыс. чел. 45,0 16,0 19,0 9,0 7,0 0,16 -0,84
выбывшие — 0,3 0,3 0,2 0,2 0,1 0,33 -0,67
в том числе: в страны СНГ и Прибалтики 0,2 0,2 0,1 0,1 0,06 0,3 -0,7
в другие страны 0,1 0,1 0,1 0,1 0,05 0,5 -0,5
4) Основные проблемы и пути решения Во избежания миграции молодых специалистов необходимо разработать устойчивую систему сохранения, подготовки и сопровождения кадров. Необходимо сохранить или увеличить долю ресурсов на поддержку научной среды, требуемой для генерации знаний. Причем, наряду с приоритетной поддержкой фундаментальных исследований должно быть широкое поле для инновационной деятельности, участия бизнеса, различных предприятий. Создавать и поддерживать эту систему наряду с Центром должны и регионы.В настоящее время средний возраст исследователей составляет 49 лет, в том числе кандидатов наук - 53 года, докторов наук - 61 год (рис. 6, 7, табл. 2). Между тем, выдающиеся открытия совершаются, чаще всего, в возрасте 25 - 40 лет. Возникла реальная опасность утраты преемственности поколений. Возрастной состав научных кадров России +------------------------------------------------------------------------+ | | До 29 | 30 - 39 | 40 - 49 | 50 - 59 | 60 - | 70 лет и | | | лет | лет | лет | лет | 69 лет | старше | |------+---------+---------+-----------+----------+--------+-------------| | 1994 | 9 % | 24 % | 32 % | 26 % | 8 % | 1 % | |------+---------+---------+-----------+----------+--------+-------------| | 2000 | 10 % | 16 % | 26 % | 27 % | 18 % | 3 % | |------+---------+---------+-----------+----------+--------+-------------| | 2010 | 8 % | 17 % | 13 % | 20 % | 27 % | 15 % | +------------------------------------------------------------------------+ В этой ситуации особое значение приобретает разработка комплекса мер по расширенному воспроизводству, сопровождению и поддержке кадров научно-технологического комплекса, поднятию престижа профессии ученого. Эти меры должны быть адресованы всем возрастным категориям исследователей, включая их достойное пенсионное обеспечение. Но острие внимания, конечно же, должно быть нацелено на молодых. Очень хорошо, что в стране в последние годы складывается система, стимулирующая приток молодежи в науку. Это, в частности, гранты Президента Российской Федерации для поддержки молодых ученых - кандидатов наук и их научных руководителей, докторов наук, ведущих научных школ России… Это программа РФФИ "Молодые ученые, аспиранты, студенты" … Это федеральные целевые программы интеграции науки и высшего образования, в рамках которых создано 154 учебно-научных центра в 40 регионах России, сформировано 788 филиалов вузовских кафедр в 364 научных учреждениях. Однако, при всей значимости перечисленного, этих мер явно недостаточно. Назрела необходимость объединить усилия Минпромнауки, Минобразования, РАН и отраслевых академий, имеющих государственный статус, МГУ, Санкт-Петербургского и других ведущих университетов, заинтересованных министерств и ведомств с тем, чтобы изменить ситуацию с кадровым обеспечением российской науки. Немалая роль должна быть отведена и координации усилий всех регионов страны. Особые поручения Президента, безусловно, помогли бы создать такую систему.Система образования - вот та область, где начинается воспроизводство научного потенциала.[7] В стране есть хороший опыт организации всей цепочки: школа, вуз, производство, хороший опыт отбора в вуз талантливой молодежи путем проведения олимпиад, творческих конкурсов, организации молодежных научных школ, конференций, создания школ-интернатов для одаренных старшеклассников. Эту работу надо расширять, тем более что увеличивающееся социальное расслоение российского общества существенно сужает стартовые возможности молодежи, особенно из сельской местности, маленьких городов. Возникает проблема доступности качественного образования для талантливой молодежи.Обеспечение доступности образования носит комплексный характер, наряду с системой олимпиад во всех регионах по отбору талантливой молодежи в качестве одной из важных мер могла бы стать система беспроцентного кредитования молодых людей для получения высшего образования, с определением перечня банков, способных обеспечивать и контролировать этот процесс. Причем договоры должны были бы быть трехстронними: студент, работодатель, университет с определением соответствующих прав и обязанностей. В эти рамки могли бы быть включены и система целевого набора, и система государственного заказа, в том числе и для оборонных отраслей. Молодой специалист мог бы вернуть, в той или иной форме, взятый кредит, через 7 - 10 лет или проработать несколько лет по необходимой для страны профессии, например, учителем сельской школы. Таким способом можно было бы эффективно решить проблему кадрового обеспечения для социально значимых сфер, в том числе здравоохранения. Важно, чтобы при этом решалась и проблема получения жилья, например, через ипотеку. Докладчик подчеркнул необходимость создания действенной системы приобретения, покупки жилья. Причем такой, в которой были бы заинтересованы регионы, бизнес и различные фирмы, предприятия. 5) Программа регулирования «интеллектуальной миграции» Основные мероприятия программы представляется реализовать в 3 этапа :На первом этапе в качестве центральных выделяются задачи введения стихийного процесса «интеллектуальной миграции» в цивилизованные рамки. Необходимо добиться того, чтобы эта миграция осуществлялась для общества в наиболее приемлемых формах (временный отъезд на контрактной основе, прекращение нелегальной эмиграции и т. п.).Вместе с тем уже на этом этапе необходимо принять экстренные меры для сохранения научной элиты России, для создания оптимальных условий творчества наиболее одаренной части научных кадров.На этом этапе большое значение имеет совершенствование законодательства. Создание нормативно-законодательной базы, регулирующей процессы внешней трудовой миграции, предполагает разработку законопроектов о въезде и выезде российских граждан в трудовых целях, о правовом положении иностранцев, в том числе научных кадров, на территории России, о социальной защите мигрирующих граждан.Следует ввести положение, регулирующее деятельность государственных органов, коммерческих и предпринимательских структур, учреждений, представительств страны за рубежом, занимающихся трудоустройством российских граждан. Необходимо добиваться, что бы за границей определялся порядок лицензирования привлечения иностранной рабочей силы— на основе предложений органов исполнительной власти регионов, входящих в состав Российской Федерации, был разработан типовой трудовой контакт между российской и иностранной сторонами.Второй этап осуществления государственной программы связан с обретением отечественной наукой новой парадигмы в условиях перехода общества к современным рыночным отношениям. На этом этапе должна происходить существенная перестройка структуры научных исследований при изменении источников их финансирования. Заказчиками разработок ученых наряду с государством, роль которого постепенно будет уменьшаться, становятся негосударственные структуры, акционерные общества, негосударственные фонды. Трансформация науки в этом направлении создает благоприятные условия для взаимовыгодного сотрудничества с зарубежными научными центрами и фирмами, производящих наукоемкую продукцию, что позволит стабилизировать научные разработки и затем обеспечит их рост.Третий этап - перспективный этап регулирования «интеллектуальной миграции» начнется тогда, когда Россия преодолев трудности переходного общества, сформирует эффективно функционирующее гражданское общество, динамичную рыночную экономику, предъявляющей высокий спрос на научные идеи. Этот этап должен открыть реальные возможности для широкого возвращения ученых-эмигрантов на Родину, а так же для привлечения иностранных ученых для работы в российских научных центрах (что было традиционным для отечественной науки до революции).Предложенный организационно-экономический механизм позволит эффективно управлять процессом «утечки умов» на всех уровнях и в национальных интересах России.Таким образом, основными причинами «утечки умов» В России являются недостаточное финансирование науки и недостаточно большое внимание к специалистам. Это неизменно ведет к упадку отечественной науки, старению кадров. Молодые специалисты предпочитают уезжать за границу, главным образом в Германию, Израиль, США. Как правило, уезжают программисты, химики, электронщики, механики, физики-теоретики, специалисты по физике твердого тела, молекулярной биологии, прикладной механике, представители перспективных направлений медицинской науки.Однако, современное правительство ощущает угрозу «одурения» нашего государства и упадок науки, принимаются необходимые меры по улучшению жизни научных сотрудников. Только дыра в этой сфере настолько велика, что за один год или даже за несколько лет решить все проблемы в этой области жизни нашего государства невозможно.С другой стороны, можно отметить, что временная легальная трудовая миграция (в том числе и интеллектуальная) может быть целесообразной, выгодной для государства и общества при условии, что она не угрожает национальной безопасности России. Заключение «Утечка умов», или интеллектуальная миграция, является серьезной проблемой мирового масштаба. Главным образом эта проблема касается стран с менее устойчивой экономикой. Государства не в состоянии удовлетворять в достаточной степени все потребности населения, а население не желает мириться с отсутствием достаточного внимания. Из этого вытекает желание уехать в другое место, в другую страну, где труд более высоко оплачивается, где в большей степени ценится умственная работа. Это выгодно для принимающих стран, так как они зачастую имеют возможность выбирать более подходящие кадры, более высококвалифицированные и достойные. Принимающие страны за счет мигрантов поднимают еще выше уровень экономики, безопасности и престижа на мировой арене. Яркий пример - это США, являющиеся несомненным лидером в мировых отношениях. Эта страна является самым большим магнитом для интеллектуальной миграции, для специалистов разных областей из разных стран. Для стран, теряющих своих интеллектуалов, явление «утечки умов» проявляется с худшей стороны. Если миграция является временной, то может приносить пользу стране-донору в форме дополнительного капитала. Но по большей части миграция осуществляется на длительные сроки, на весь период жизни. Из-за этого страна теряет часть своего интеллекта, теряет возможность эффективных разработок, подъема экономики и безопасности.Очень остро стоит проблема интеллектуальной миграции и в нашей стране. Здесь в недостаточной степени ценится труд научных работников. Ученые, профессора, преподаватели, специалисты других областей считают, что их деятельность заслуживает более трепетного внимания и уважения. В сравнении с заработной платой специалистов в других странах не нужно быть экспертом, чтоб понять, что в России материальное вознаграждении за вклад в подъем престижа науки и других сфер недостаточно велико и даже неадекватно, смешно.Проблема «Утечки умов» заслуживает огромного внимания во всем мире и в нашей стране. Необходимы все новые и новые меры по предотвращению высыхания интеллектуального потенциала отдельных стран. Список литературы:

1. Голуб Л. А. Социально-экономическая статистика. 2003

2. Бурцева С. А. Статистика финансов. 2004

3. Громыко Г.Л. Теория статистики. 2007

4. Назаров М. Г. Курс социально-экономической статистики. 2003

5. Палий И.А. Прикладная статистика. 2007

6. Курс социально-экономической статистики: Учебник для вузов / Под ред. Проф. М.Г.

7. Практикум по социальной статистике: Учеб.пособие/ Под ред. И.И.Елисеевой.-М.: Финансы и статистика, 2002.

8. Экономическая статистика: Учебник / Под ред. Ю.Н. Иванова. - М.: ИНФРА-М, 2002.

9. Кибанов А.Я. «Экономика и социология труда: Учебник». – М.: ИНФРА-М, 2003. – 584с.

10. Липсиц И.В. «Экономика: учебник для вузов». – М.: Омега-Л, 2006. – 656с. – (Высшее экономическое образование).

11. Угикалов И., Валюков В. Утечка умов и рынок научных кадров// Российский экономический журнал, № 5, 1993.

12. Ушкалов И., Воронков В. “Утечка мозгов” и интеллектуальная безопасность России // доклад на семинаре ”Интеллектуальная эмиграция и безопасность России” 4 марта 1999.


[1] объем, состав мигрантов, направление перемещений, их интенсивность, результативность и другие

[2] Бурцева С. А. Статистика финансов. 2004

[3] Громыко Г.Л. Теория статистики. 2007

[4] Палий И.А. Прикладная статистика. 2007

[5] соответственно в прежние годы эти потоки составляли 1,2 - 0,6 млн. человек и 0,7-0,2 млн. человек в год

[6] Угикалов И., Валюков В. Утечка умов и рынок научных кадров// Российский экономический журнал, № 5, 1993.

[7] Ушкалов И., Воронков В. “Утечка мозгов” и интеллектуальная безопасность России // доклад на семинаре ”Интеллектуальная эмиграция и безопасность России” 4 марта 1999.