Реферат: Интуиция, как часть творческой деятельности журналиста

Название: Интуиция, как часть творческой деятельности журналиста
Раздел: Рефераты по журналистике
Тип: реферат

РЕФЕРАТ

«ИНТУИЦИЯ, КАК ЧАСТЬ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖУРНАЛИСТА»

Студентки 5-го курса ЗДК,

факультета журналистики Филипповой Ксении

Слово интуиция происходит от латинского intuitus – взгляд, вид, что означает рассмотрение, видение, созерцание. С древнейших времен в этот термин люди вкладывали свое представление о духовном видении, вроде вдохновения, понимания, которое приобретается непосредственно, а не эмпирически или путем размышления. Это непосредственное переживание действительности, «откровение, развивающееся изнутри человека», как говорил И.В. Гёте.

Понимание сути предмета, полученное благодаря непосредственному постижению сущности вещи, составляет основу интуитивного знания. И. Кант рядом с логической ясностью, полученной с помощью образования понятий, ставил интуитивную, т.е. эстетическую, чувственную ясность, приобретенную с помощью видения. Иными словами, говоря об интуиции, мы всякий раз подразумеваем нечто, приходящее в наше сознание почти ниоткуда: «почти» – потому что просто так ни один образ, ни одно видение нас не посещают, ни одно озарение на пустом месте не возникает.

Академик Наталья Бехтерева, размышляя об этом «ниоткуда», о диалектике посещающих человека озарений и умозаключений, попутно дала свое определение гениальности: это способность находить правильное решение сложных проблем по минимуму выведенной в сознание информации. Возможно, этим в лаконичной форме очерчен механизм интуитивного мышления...

В каждой области человеческой деятельности ответ особый. Однако не будет преувеличением сказать, что в гуманитарной сфере жизнедеятельности людей, прежде всего эстетической, интуитивное мышление, интуитивные способы познания окружающего преобладают. Тем более что всякая научная система в области точного знания в той степени, в какой оно претендует на описание реально существующего мира, неизбежно содержит два важнейших элемента: не только строгое логическое доказательство, но и суждение, или интуитивное усмотрение

В гуманитарных науках и областях деятельности (журналистике, в частности) интуитивные умозаключения, основанные на обобщающей оценке огромного и разбросанного фактического материала, являются важнейшими, встречающимися на всем протяжении цепи рассуждений, элементами. Конечно, интуитивное умозаключение совершенно необходимо для раскрытия истины, но в то же время ясно, что необычайно трудно выработать правильное суждение, не страдающее субъективностью. Неудивительно, что некоторые философы считали интуицию высшей формой проявления интеллектуальной способности.

Гуманитарная сфера познания социального мира обладает примечательной противоречивостью. Так, автор может высказать свое суждение, аргументировать, доказать его, а удел читателя – оценить весомость сказанного на личном интуитивном уровне. Поэтому здесь возможна такая его реакция, которая, например, в математике немыслима: «Да, вы доказали, но я внутренне не могу с этим согласиться».

Наша повседневная бытовая, производственная, научная, общественная деятельность, эстетическая и этическая жизнь пронизаны, наполнены, насыщены интуитивными, принципиально недоказуемыми суждениями. Они различны по обобщающей силе, очевидной их справедливости, по убедительности для индивидуума и всего человечества, по значимости для нашей судьбы. И простираются от утверждения, что физические свойства материального мира основываются на закономерностях, сформулированных квантовой механикой и теорией относительности, до выбора расстановки мебели в комнате. От решения Кутузова дать бой на Бородинском поле до прекращения бесполезного спора с неправым оппонентом («...и не оспоривай глупца») От трудной оценки творчества своеобразного художника до выбора цветка в подарок. Все это в разной мере может подкрепляться разумными доводами, частичным привлечением критерия практики, доверием к традиции, нормам поведения и пр. Но все равно любое принятое решение не будет безусловно доказательным.

Дело не только в том, что каждый из аргументов обязательно включает в себя интуитивный элемент. Столь же важно и то, что при формулировке окончательного суждения нужно сделать выбор между доводами «за» и «против». Этот выбор и есть предмет синтетического, целостного интуитивного суждения, своего рода озарения, пришедшего будто бы ниоткуда.

Интуиция и творчество – неразлучная пара мыслительного процесса. Творчество – общественно целесообразное и субъективно значимое открытие нового в сфере производства, управления, науки, техники, искусства, журналистики и т.д. Оно рождается, когда работа, связанная с воссозданием имеющегося знания, методов и форм деятельности, уже не удовлетворяет общественным и личностным потребностям. Возникающее при этом противоречие преодолевается с помощью продуктивного, новаторского решения. Таким образом, среди причин, открывающих творческий процесс, обязательно присутствие противоречия, которое только и способно побудить нас искать нетривиальные пути решения возникающих проблем. Можно утверждать: чем острее, неразрешимей кажется проблема на первый взгляд, тем чаще возбуждается в нас таинственное нечто, соединяющее поэзию и фантастику, идеальное и сугубо рациональное, смелее и дерзостнее наши выводы и планы.

Мы понимаем: одну и ту же задачу два человека могут решить по-разному. Даже если тот и другой находятся в экстремальных условиях и под влиянием трудных обстоятельств решаются на дерзостный прорыв, все равно уровень их смелости, притязаний окажется не одним и тем же. Решающее слово за интеллектом человека, его привычкой действовать в непростых ситуациях, за способностью прогнозировать последствия совершаемых им самим и другими людьми поступков. Иными словами, ведущая к свершениям интуиция опирается на социальный опыт человека. В писательском, журналистском деле это правило действует неопровержимо.

И все-таки столь важное для познания социальной действительности интуитивное суждение находится в трудном положении, когда возникает вопрос о его достоверности. Между тем убедительность, авторитет интуитивного усмотрения истины, интуитивного суждения должны быть не меньшими, чем, например, авторитет логического рассуждения. Иначе невозможным оказывается журналистское решение проблемы, которое всегда в той или иной мере опирается на интуицию.

Что же может обеспечить доверие к интуитивному методу со стороны как аудитории СМИ, так и самого журналиста?

На первое место можно выдвинуть апелляцию к признанным авторитетам. В этом случае интуитивное суждение строится с помощью аналогии и опирается на известное аудитории. Прием аналогии следует воспринимать в качестве интуитивного способа мышления, потому что аналогичность, определенное сходство исследуемого явления с уже изученным выявляет сам журналист, когда ищет убедительные аргументы для своих доказательств. Выявление сходства основано на синтезе рационального и нерационального, т.е. подразумевает сравнение образов уже известного с еще не познанным. А непознанное и есть модель прогнозного состояния исследуемого объекта, возникающая в сознании журналиста. Разворачивая интуитивные суждения перед аудиторией, он пытается (и часто добивается того) убедить ее в правильности своих умозаключений.

Вслед за аналогией поставим ассоциативное мышление. Оно обладает богатейшими возможностями формирования и усвоения образов социального мира как для журналиста, так и для потребителей его продукции. Ассоциация в творчестве журналиста никогда не возникает сама по себе, она плоть от плоти его социального опыта. Нужно знать нечто, чтобы, увидев иное, вспомнить об этом.

Ассоциации не должны быть осознаваемо конкретными. Более того, они могут опираться на другие, уже сами по себе обобщенные образы. Чтобы они возникли, требуется, с одной стороны, состояние вдохновения, а с другой – хотя бы минимум информации, подкрепленной социальным опытом пишущего. При этом вдохновение есть состояние высшей мобилизации интеллекта и эмоций, когда ум и чувство становятся способными к синтетическому интуитивному постижению истины, преодолению логики содержания, а непререкаемо разумный тезис вдруг никнет перед последующим суждением, основанным на эмоциональном отношении пишущего к событиям, фактам, явлениям социальной действительности.

Сенсорика/Интуиция

Психологи считают, что интуитивные решения характеризуются недостаточной рациональностью, непосредственностью, нахождением решения до начала выполнения логических операций, а также известным элементом непроизвольности, случайности, которые приводят порой к неожиданным озарениям в творчестве, открытиям в науке. Однако эти признаки характеризуют в большей степени не сущность и механизмы интуиции, а лишь отдельные стороны е¨ проявления.

В действительности, в интуитивных проявлениях нет ничего мистического или сверхъестественного, в основе интуиции лежат особые формы переработки информации психикой человека, которые осуществляются как произвольно, так и непроизвольно, в зависимости от характера деятельности.

ИНТУИЦИЯ (от лат. intueri — пристально, внимательно смотреть, intuitio — созерцание) —психическая функция обработки информации о потенциальных возможностях и изменениях окружающего мира во времени, о скорости развития явлений и процессов, о старении и взрослении, базируется на предчувствиях и догадках, воссоздании и конструировании на психическом плане картин прошлого и будущего («там и тогда»). (мифы, легенды, ритуалы, музыка, чувство стиля, фантазии, загадочные и необъяснимые явления)

СЕНСОРИКА (ОЩУЩЕНИЕ) — психическая функция обработки информации о пространственных характеристиках и их соотношениях; базируется на восприятии конкретных явлений («здесь и сейчас»). (живые организмы, тактильные ощущения, фактура, цветовая палитра, здоровье, кулинария, комфорт, экология)

Сенсорики чувствуют состояние своего или чужого организма, разбираются во вкусовых нюансах и телесных ощущениях. Они умеют одеться по погоде, выбирать лекарства, создавать комфорт и удобства. Сенсорики – это люди, прочно стоящие на земле, они знают и понимают, что такое своя и чужая территория. Они хорошо разбираются в вопросах недвижимости, умеют проявлять или сдерживать агрессию, хорошо контролируют свое физическое состояние, экономно распределяют свои силы.

Интуиты легко ориентируются в потоке времени. Они умеют «схватить ситуацию на лету», выбрать не задумывась единственный правильный вариант. Они хорошо делают прогнозы в разных сферах: начиная от человеческих отношений, заканчивая бизнесом. [4]

Различия интуитов и сенсориков

Интуитивные типы

Сенсорные типы

Прием и обработка информации о событиях и возможностях, отражение потенциально возможного

Если кто-то кое-где у нас порой...

Журавль в небе

Прием и обработка информации о пространстве, отражение реализованного, конкретных фактов на основе прямого опыта

Здесь был Вася!

Синица в руке

Высокие прогностические способности; сосредоточенность на будущем, восприятие будущего и прошлого как части актуального настоящего

Предчувствие меня не обмануло

Сосредоточенность на настоящем, на том, что происходит здесь и сейчас; слабые прогностические способности

На наш век хватит. После нас хоть потоп

Интерес ко всему новому, активное восприятие потенциальных возможностей и динамики процессов

Новистика (теория обновления (развития) общества).

Новометрия (теория измерений новшеств). Эскизы новых идей

Интерес к узнаваемому, предпочтение отдают проверенному, испытанному

Не надо изобретать велосипед.

Менее развитая моторика и ручные навыки, уверенное владение информацией и временем

Держится на честном слове

Развитая моторика, уверенное манипулирование материальными объектами и пространством

В руках работа спорится

Неопредел¨нное чувствование своего физического «я» и материальных потребностей; низкий порог дифференциальной чувствительности

Что будет, если выпить одновременно снотворное и слабительное?..

Тонкое чувствование своего физического «я» и материальных потребностей; высокий порог дифференциальной чувствительности

Желудок пошаливает — надо бы выпить фестальчику!

В рутинной ситуации теряют интерес к происходящему; непрактичность, романтизм

Я подарю тебе с неба звезду!

Рутинная ситуация рассматривается как стимул к самосовершенствованию, развитию навыков; практичность и прагматизм

Нас и здесь неплохо кормят.

Речь образная, насыщенная метафорами, аналогиями; фигуральность, символизм

Речь предметная, насыщенная детальными описаниями, точными выражениями

Ключевые понятия и лексика:

время, интуиция, возможности, потенциал, прогноз, вероятность, когда-нибудь, мечта, озарение, предчувствие, догадка, будущее, невероятное

Ключевые понятия и лексика:

пространство, ощущение, реальное, осязаемое, земное, телесное, качество, комфорт, воля, здоровье, определ¨нность, настоящее, очевидное

Владеют временем

Лови момент! Memento mori

Владеют пространством

МО¨! Не смей трогать мои вещи!

[2]

В новостной журналистике интуиты незаменимы: они мобильны, быстро ухватывают суть новой информации. Также у большинтсва интуитов развито чувство стиля: они легко угадывают актульные тенденции. Главная черта журналиста-интуита – наличие индивидуальности и неповторимого образа. Марианна Максимовская, Владислав Флярковский – яркие представители интуитов. Также к ним можно отнести Андрея Малахова («Пусть говорят»), Александра Гордона («Гордон Кихот»), Леонида Парф¨нова («Намедни»).

Интуиция как психическая функция сильно проявлена у ведущего передачи «Декоративные страсти» (телеканал «Домашний») Марата Ка. В передаче ведущий рассказывает и показывает, как своими руками создать дизайнерскую вещь для интерьера (стол, лампа, диван и т.д.). Выполняя простую работу (смешивая краски, вырезая фигуры из бумаги), Марат Ка просто описывает то, что он делает, но зрителю интересно, так как он каждый элемент превращает в информационный повод. Даже из своей подлинной фамилии он делает небольшую тайну: Ка – это псевдоним. Его шутки и замечания в ходе программы очень вариативны, изобретательны. Мало кому удается с такой же легкостью импровизировать в кадре: «Делаем лампу для олигарха. Олигарх у нас не простой, а футбольный. Поэтому для такого олигарха мы сделаем футбольный подарок». В этом и заключается его импровизация в потоке речи, богатство идей – свойства интуита. Внешне Марат Ка хрупкого телосложения.

Владиславу Флярковскому («Новости культуры»), как интуиту, присуща способность выбирать и компоновать для программы самую любопытную информацию, высказывать индивидуальную трактовку, давать собственную интерпретацию событий так, что зритель обязательно заинтересуется ими.

Леонид Парфенов – интуит. Он идеально выбрал жанр программы «Намедни», т.к. все, что связано с историей, временными интервалами, – это конек интуитов. Он подбирал самые интересные для телезрителя факты(истории о дефолте, русском мате, Чернобыле) и рассказывал о них в своей уникальной манере.

В ток-шоу, новостях, как правило естественным образом, преобладают интуитивные ведущие: они умеют предугадать, почувствовать, что скажет тот или иной участник, умеют генерировать информацию. Интуиты быстрые, стремительно и бесшумно передвигаются в пространстве.

К телевизионным ведущим-сенсорикам можно отнести Владимира Соловьева(«К барьеру»), Михаила Пореченкова («Кулинарный поединок»), Геннадия Малахова («Малахов +»), Елену Проклову («Малахов +»).

Михаил Пореченков имеет крупные черты лица, тяжеловесен, статичен, тяжело передвигается по студии. Как любой сенсорик, он прекрасно разбирается в информации о еде, может определить на глазок готовность любого блюда. Все это – свойства сенсорика. Поэтому, когда на передачу приходит интуит и начинает готовить, сразу видно, что интуит в еде разбирается хуже, чем сенсорик, нож держит неуверенно, а готовит, как правило, самые простые блюда.

В программе Владимира Соловьева «К барьеру» все, даже детали интерьера в студии говорят о сенсорике: пространство перегорожено реальными барьерами, которые создают атмосферу поединка. Стиль ведения передачи подкрепляется свойствами личности Соловьева как сенсорика: настраивает на агрессию, противостояние, драк («Если хотите, Вы можете сами начать задавать вопросы, или могу я сначала на всех наехать!») Он умышленно сталкивает интересы оппонентов, раззадоривает участников.

В передаче «Малахов +» ведущие Геннадий Малахов и Елена Проклова превращают пространство студии и находящиеся в нем объекты в полноценных участников передачи. Они не просто перемещаются из одной части студии в другую, а умело орудуют подручными средствами: нарезают овощи, размешивают средства для кремов, намазывают их на лица себе и участникам, пальцами пробуют на вкус полученные смеси и т.п. Все это делается в непринужденной, естественной манере, т.к. мир ощущений – это царство сенсориков. Однажды Елена Проклова передвигалась по студии верхом на лошади, и при этом не разбила ни софита, ни камеры, несмотря на то, что студия явно не предназначена для конкура. Темп передачи неспешный, основательный, подходящий внутреннему ритму сенсорика.

Таким образом, журналисты-интуиты хорошо справляются с нестандартными, запутанными задачами и делают это быстро, легко укладываются в сроки. Они исследователи и новаторы. Они умеют решать задачи, результат которых будет виден лишь в отдаленной перспективе.[3] Журналистам-интуитам больше подходят информационные программы, музыкальные, передачи об истории и моде.

Журналисты-сенсорики больше приспособлены к решению текущих, повседневных, практически ориентированных задач с гарантированной, осязаемой отдачей.[3] Чаще они работают в передачах о здоровье, спорте, кухне, отдыхе и т.п.