Реферат: Классификация и виды производственных затрат

Название: Классификация и виды производственных затрат
Раздел: Рефераты по финансам
Тип: реферат

Федеральное агентство по образованию

Филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«ОРЛОВСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ» в г. Липецке

КАФЕДРА «ЭКОНОМИКИ и ФИНАНСОВ»

курсовая работа

по дисциплине

« ФИНАНСЫ ОРГАНИЗАЦИИ»

На тему: «КЛАССИФИАЦИЯ И ВИДЫ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАТРАТ

(на материалах ООО «ПРОФЛИСТ» ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ, Г. ЛИПЕЦК)»

Выполнила:

студентка группы ФЗВ-09-2

заочной формы обучения

Волкова Е.В.

Руководитель:

канд.экон.наук, доц.

Суханов Е.В.

Работа принята

«____» _________ 2011 г.

Спец.по УМР _____________Е.Г. Пронина

Оценка ___________ ____________

(подпись)

« ____ » _________ 2011 г.

Липецк, 2011

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ И СОСТАВ ЗАТРАТ 5
1.1. Понятие и особенности управленческого учета затрат 5
1.2. Классификация затрат для определения себестоимости, оценки стоимости запасов и полученной прибыли 9
1.3. Классификация затрат для принятия управленческих решений 18
1.4. Классификация затрат для контроля и регулирования деятельности центров ответственности 23
2. ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 27
2.1. Общая характеристика ООО «ПрофЛист» 27
2.2. Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ООО «ПрофЛист» 32
2.3. Анализ динамики и структуры производственных затрат на предприятии 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Процесс производства представляет собой совокупность хозяйственных операций, связанных с созданием готовой продукции, выполнением работ, оказанием услуг. В этом процессе расходуются природные ресурсы, средства на предметы труда, затрачиваются средства на оплату труда работников и др.

Формирование затрат является ключевым и одновременно наиболее сложным элементом формирования и развития производственно-хозяйственного механизма предприятия охваченного системой управленческого учета.

В управленческом учете целью любой классификации затрат должно быть оказание помощи руководителю в принятии правильных, рационально обоснованных решений. От тщательного изучения и успешного практического применения данного вида учета будет зависеть рентабельность производства и отдельных видов продукции, взаимозависимость видов продукции и мест их в производстве, выявление резервов снижения себестоимости продукции, определение цен на продукцию, расчет экономической эффективности от внедрения новой техники, технологии, организационно-технических мероприятий, а также обоснование решения о производстве новых видов продукции и снятия с производства устаревших.

В условиях самостоятельного планирования самими предприятиями номенклатуры продукции и рыночных цен, применения действующей системы налогообложения возрастает значимость методически обоснованного учета затрат и калькулирования себестоимости единицы продукции, вырабатываемой на предприятиях.

Более детальное изучение вопроса затрат на производство продукции (работ, услуг) позволит руководителям и бухгалтерам организаций правильно увидеть статьи расходов и грамотно составить отчет о финансово-хозяйственных результатах, а это в свою очередь создаст благоприятную почву для выживания и процветания предприятия в жестких условиях рыночной экономики.

Курсовая работа ставит своей задачей рассмотреть теоретический вопрос, используя навыки работы с нормативно – справочной и учебной литературой; выполнить расчетную часть, используя полученные при изучении курса знания и экономическую информации о деятельности предприятия; проанализировать полученные в процессе выполнения работы результаты.

Цель курсовой работы: дать количественную оценку причин, вызывающих изменение количества производственных затрат, выявить сложившиеся тенденции в формировании производственной себестоимости оказанных услуг и готовой продукции.

Объект рассмотрения – Общество с ограниченной ответственностью «ПрофЛист».

Предмет рассмотрения - механизм определения себестоимости продукции (работ, услуг) на предприятии.

Задачи рассмотрения курсовой работы:

- изучить теоретические основы понятия «затраты», классификаций и состава затрат;

- рассмотреть механизм формирования и распределения производственных затрат Общества с ограниченной ответственностью «ПрофЛист», а также определение себестоимости изготавливаемой продукции (работ, услуг);

- показать влияние группировок затрат на правильную организацию учета затрат в фирме.

Методической основой для написания курсовой работы являлись труды отечественных и зарубежных ученых по данной проблеме, законодательные и нормативные акты. Публикации в журналах, отчеты Общества с ограниченной ответственностью «ПрофЛист».

1. ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ И СОСТАВ ЗАТРАТ

1.1. Понятие и особенности управленческого учета затрат

Затраты живого и овеществленного труда на производство и реализацию продукции (работ, услуг) называют издержками производства. В отечественной практике для характеристики всех издержек производства за определенный период применяют термин «затраты на производство». Часто в экономической литературе термин «затраты» отождествляется с понятием «расходы». Однако более внимательное изучение этих категорий свидетельствует об их серьезном различии. Затраты на производство, относящиеся к выпущенной продукции, выполненным работам, оказанным услугам, выражаются в себестоимости продукции, работ, услуг. Затраты, формирующие себестоимость проданной продукции (работ, услуг), являются расходами организации на её производство и продажу.

Предметом управленческого учета среди прочего являются текущие издержки организации. Говоря языком финансового учета это расходы по обычным видам деятельности. Понятие «издержки» из числа рассмотренных является наиболее обобщающим показателем. Издержки - денежное измерение суммы ресурсов, используемых с какой-либо целью. Тогда затраты можно определить как издержки, понесенные организацией в момент приобретения каких-либо материальных ценностей или услуг. Возникновение издержек, относимых к затратам, сопровождается уменьшением экономических ресурсов организации или увеличением кредиторской задолженности. Затраты могут быть отнесены либо в активы, либо в расходы организации.

Большое значение для правильной организации учета затрат имеет их научно обоснованная классификация. Затраты на производство группируют по месту их возникновения, по носителям затрат и по экономическому содержанию расходов.

По месту возникновения затраты группируют по производствам, цехам, участкам и другим структурным подразделениям предприятия. Такая группировка затрат необходима для организации учета по центрам ответственности и определения производственной себестоимости продукции (работ, услуг).

Носителями затрат называют виды продукции (работ, услуг) предприятия, предназначенные к реализации. Эта группировка необходима для определения себестоимости единицы продукции (работ, услуг).

По экономическому содержанию затраты группируются по экономически однородным элементам и по статьям калькуляции. Группировка затрат на производство по элементам применяется для определения затрат по организации в целом. Элемент - это простейший, однородный вид затрат, показывающий, что израсходовано организацией независимо от назначения затрат. К элементам относятся:

- материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов). В составе материальных затрат отражается стоимость покупных сырья, материалов, комплектующих изделий, полуфабрикатов, топлива и энергии всех видов, запасных частей, инструментов и приспособлений, работ и услуг производственного характера, выполненных сторонними организациями, затраты по использованию природного сырья, потери от недостач материальных ресурсов в пределах норм естественной убыли;

- расходы на оплату труда. В составе данного элемента отражаются основная и дополнительная заработная плата всех категорий работников организации;

- отчисления на социальные нужды. В данном элементе отражаются отчисления по установленным нормам от расходов на оплату труда Фонду социального страхования, Пенсионному фонду и Фонду обязательного медицинского страхования;

- амортизация. В данном элементе отражается амортизация как собственных, так и арендованных основных средств, амортизация нематериальных активов;

- прочие расходы. В данном элементе отражаются: налоги, сборы, платежи (включая по обязательным видам страхования), отчисления в страховые фонды (резервы), платежи за выбросы (сборы) загрязняющих веществ, вознаграждения за изобретения и рационализаторские предложения, оплата работ по сертификации товаров и услуг, затраты на командировки, подъемные, плата сторонним организациям за пожарную и сторожевую охрану, за подготовку и переподготовку кадров, оплата услуг связи, вычислительных центров, арендная плата в случае аренды отдельных объектов основных производственных фондов (или их отдельных частей) и др.

Группировка затрат по элементам необходима для составления бухгалтерской финансовой отчетности, для обоснованного планирования себестоимости, выявления материальных и трудовых факторов ее снижения, определения потребности организации в оборотных средствах. Одинаковое на всех организациях построение группировок затрат по элементам позволяет обобщать данные, рассчитывать структуру затрат на производство, видеть происходящие в ней изменения, определять величину национального дохода, создаваемого в отраслях. В организациях составляется годовая смета затрат на производство, и для контроля за ее выполнением бухгалтерия ведет учет затрат по элементам и составляет отчет о затратах на производство.

В управленческом учете классификация затрат весьма разнообразна и зависит от того, какую управленческую задачу необходимо решить. К основным задачам управленческого учета относят:

- расчет себестоимости произведенной продукции и определение размера полученной прибыли (калькулирование и планирование затрат);

- принятие управленческого решения;

- контроль и регулирование производственной деятельности центров ответственности.

Решению каждой из названных задач соответствует своя классификация затрат (табл.1).

Таблица 1 - Классификация затрат согласно целям управленческого учета

Цель учета затрат Классификация затрат
1. Калькулирование и планирование затрат

- входящие и истекшие;

- периодические и распределяемые между остатками готовой продукции, незавершенным производством и реализованной продукцией;

- прямые и косвенные;

- основные и накладные;

- расходы по содержанию и эксплуатации оборудования (РСЭО), общепроизводственные (ОПР), общехозяйственные (ОХР), коммерческие (КОМ);

- одноэлементные и комплексные

2. Принятие управленческого решения

- переменные и постоянные (условно-переменные, условно-постоянные, прогрессивные и дигрессивные затраты);

- принимаемые и не принимаемые во внимание при принятии решений (релевантные и нерелевантные);

- вмененные;

- безвозвратные (необратимые);

- предельные (маржинальные) и приростные (инкрементные)

3. Контроль и регулирование затрат

- контролируемые и неконтролируемые;

- регулируемые и нерегулируемые;

- нормативные (сметные) и фактические;

- эффективные и неэффективные

1.2. Классификация затрат для определения себестоимости, оценки стоимости запасов и полученной прибыли

Для определения себестоимости, оценки стоимости запасов и полученной прибыли дается следующая классификация затрат.

Входящие и истекшие затраты (затраты и расходы). Входящие затраты– это затраты, связанные с теми ресурсами предприятия, которые показываются в активе бухгалтерского баланса, т.е. это стоимость тех ресурсов, которые были приобретены, имеются в наличии, которые принесут предприятию прибыль только в будущем.

Если эти средства (ресурсы) в течение отчетного периода были израсходованы для получения доходов и потеряли способность приносить доход в дальнейшем, то они переходят в разряд истекших. Истекшие– те затраты, которые были включены в себестоимость продукции, реализованной в отчетном периоде, и по данным затратам уже была показана соответствующая прибыль в пассиве баланса.

Правильное деление затрат на входящие и истекшие имеет особое значение для оценки прибылей и убытков.

В качестве примера входящих затрат торгового предприятия можно привести одну статью актива баланса - товары. Если эти товары не реализованы и хранятся на складе, то они регистрируются в балансе как входящие. Если же эти товары проданы, то понесенные в связи с ними закупочные затраты следует отнести к истекшим. В балансе промышленного предприятия входящие затраты в части производственных запасов представлены тремя статьями, каждая из которых являет собой стадию процесса производства: запасы материалов (на складе и в ожидании переработки), запасы в незавершенном производстве (полуфабрикаты собственного производства) и запасы готовой продукции.

Итак, входящие затраты являются синонимом термина «затраты», а истекшие - тождественны понятию «расходы». Расходы - это часть затрат, понесенных предприятием в связи с получением дохода.

Производственные и внепроизводственные (периодические затраты, или затраты периода). В соответствии с Международными стандартами бухгалтерского учета для оценки запасов произведенной продукции только производственные затраты должны включаться в себестоимость продукции. Поэтому в управленческом учете затраты классифицируются на:

- входящие в себестоимость продукции (производственные);

- внепроизводственные (затраты отчетного периода, или периодические затраты).

Распределяемые – затраты, которые группируются по трем направлениям: остатки ГП (готовой продукции) на складе; НЗП (незавершенное производство); реализованная продукция.

Затраты, входящие в себестоимость продукции (производственные), - это материализованные затраты, и поэтому их можно инвентаризировать. Они состоят из трех элементов: прямые материальные затраты; прямые затраты на оплату труда; общепроизводственные затраты.

В управленческом учете их часто называют запасоемкими, так как они распределяются между текущими расходами, участвующими в исчислении прибыли, и запасами. Затраты на их формирование считаются входящими, являются активами фирмы, которые принесут выгоду в будущих отчетных периодах.

Внепроизводственные затраты, или затраты отчетного периода (периодические затраты)– затраты, которые возникают в данном периоде времени и полностью списываются на результаты финансовой деятельности этого же периода времени. В управленческом учете данные затраты иногда называют издержками определенного периода, так как их размер зависит не от объемов производства, а от длительности периода. Эти расходы, как правило, связаны с полученными в течение отчетного периода услугами. В соответствии с Международными стандартами бухгалтерского учета они не используются в расчетах себестоимости готовой продукции (незавершенного производства), а, следовательно, и для оценки производственных запасов предприятия. Поэтому их иногда называют незапасоемкими. Периодические расходы представлены издержками непроизводственного характера, не связанными непосредственно с производственным процессом. Они состоят из коммерческих и административных расходов. Первые предполагают расходы, связанные с осуществлением продаж и поставок продукции, вторые - расходы по управлению предприятием. Периодические затраты всегда относятся на месяц, квартал, год, в течение которых они были произведены. Они не проходят через стадию запасов, а сразу же оказывают влияние на исчисление прибыли. В соответствии с Международными стандартами бухгалтерского учета в отчете о прибылях и убытках их вычитают из выручки как расходы, не принимаемые в расчет при калькулировании и оценке производственных запасов.

Сравнивая промышленный и торговый учет, можно выявить различия между такими затратами как заработная плата, амортизация, страхование. В промышленности многие из подобных затрат относятся к производственной деятельности, и поэтому общепроизводственные затраты становятся расходами лишь тогда, когда продукция (работа, услуга) реализована. На предприятиях торговли эти издержки являются затратами периода.

Существуют различные методы оценки себестоимости реализованной продукции и остатков готовой продукции на складе. Остановимся на двух из них. В первом методе остатки незавершенного производства и готовой продукции на складе оценивают по сокращенной производственной себестоимости, а общехозяйственные и коммерческие расходы считаются периодическими и полностью включаются в себестоимость реализованной продукции. Этот метод распределения затрат получил название «абзорпшен-костинг». Существует модификация абзорпшен-костинга, в которой периодическими признаются только коммерческие расходы, а общехозяйственные подлежат распределению между реализацией и остатками.

В этом случае остатки оцениваются по полной производственной себестоимости, в которую включают часть РСЭО, ОПР и ОХР – пропорционально той части продукции, которая осталась в незавершенном производстве, а также на складе готовой продукции в данном периоде времени.

Второй метод («директ-костинг») основан на делении текущих затрат предприятия на переменные и постоянные.

Переменные затраты подлежат распределению, а постоянные являются периодическими и полностью списываются на реализованную продукцию.

В рамках управленческого учета можно применить и третий метод распределения затрат. Если технология производства на предприятии устаревшая, неспособная формировать будущую прибыль предприятия, то РСЭО и ОПР следует считать периодическими затратами и полностью списывать на реализацию, тем самым уменьшая прибыль, а в некоторых случаях показывая убытки.

Такой метод распределения затрат возможен исключительно в рамках управленческого учета, поскольку противоречит бухгалтерским стандартам учета и распределения затрат.

Прямые и косвенные расходы. Прямые затраты – это те затраты, которые непосредственно можно отнести на объект учета затрат. К ним относят прямые материальные затраты и прямые затраты на оплату труда, их можно отнести непосредственно на определенное изделие.

Косвенные – это такие затраты, которые одновременно относятся к нескольким объектам учета и поэтому не всегда их можно однозначно распределить по объектам учета. В момент зарождения затраты всегда прямые по отношению к тому объекту, где они появились. Далее при продвижении по технологической цепи они могут стать косвенными. Например, объект учета затрат – ремонтно-механический цех; затраты – заработная плата ремонтных рабочих, приписанных к данному цеху. Если составляется смета затрат ремонтного цеха, то заработная плата ремонтников по отношению к своему цеху – затраты прямые. По отношению к основным цехам заработная плата ремонтников – это затраты косвенные и их необходимо распределять по этим цехам, например, пропорционально времени, отработанному ремонтными рабочими в основных цехах.

Таким образом, при разделении затрат на прямые и косвенные всегда следует указывать объект учета затрат, поскольку при смене объекта характер затрат также меняется. Другой пример – заработная плата начальника мебельного цеха. По отношению к объекту «цех» его заработная плата – прямые затраты; по отношению к объектам «продукция цеха» – столы, шкафы, диваны – это затраты косвенные, поскольку начальник цеха сам продукцию не выпускает и его зарплату придется распределять по видам продукции искусственно, пропорционально каким-нибудь прямым затратам: стоимости материалов или трудоемкости данного вида продукции.

Косвенные затраты распределяются между отдельными изделиями согласно выбранной предприятием методике (пропорционально основной заработной плате производственных рабочих, количеству отработанных станкочасов, часов отработанного времени и т.п.).

Остановимся подробнее на сущности прямых и косвенных затрат.

1. Прямые материальные затраты. Каждое производственное изделие состоит из каких-либо материалов. Основные материалы - это материалы, которые становятся частью готовой продукции, их стоимость можно прямо и экономично, без особых затрат относить на определенное изделие.

В ряде случаев экономически невыгодно учитывать расход материалов, приходящийся на каждый вид продукции. Примерами подобных затрат являются гвозди в мебели, болты в автомобилях, заклепки в самолетах и т.п. Такие материалы считаются вспомогательными, а расходы по ним - косвенными общепроизводственными расходами, которые учитываются в целом за отчетный период, а затем специальными методами распределяются между отдельными видами продукции.

2. Прямые расходы на оплату труда включают все расходы по оплате рабочей силы, которые можно прямо и экономично отнести на определенный вид готовых изделий. Издержки на оплату труда за работу, которые нельзя прямо и экономично отнести на определенный вид готовых изделий, называют косвенными расходами на оплату труда. Эти расходы включают оплату труда таких рабочих, как механики, контролеры и другой вспомогательный персонал. Подобно расходам на вспомогательные материалы косвенные расходы на оплату труда относятся к косвенным общепроизводственным расходам.

Размер прямых издержек на единицу продукции практически не зависит от объема производства, и снизить его можно путем повышения эффективности производства, производительности труда, введения новых ресурсо- и энергосберегающих технологий.

3. Косвенные расходы. Сюда входят все издержки, которые нельзя отнести к первой и второй группам. Косвенные расходы - это совокупность издержек, связанных с производством, которые нельзя (или экономически нецелесообразно) отнести непосредственно на конкретные виды изделий. В отечественной экономической литературе их также называют накладными расходами.

Косвенные расходы подразделяются на две группы:

- общепроизводственные (производственные) расходы - это общецеховые расходы на организацию, обслуживание и управление производством;

- общехозяйственные (непроизводственные) расходы осуществляются в целях управления производством; они напрямую не связаны с производственной деятельностью организации.

Отличительной особенностью общехозяйственных расходов является то, что в пределах масштабной базы (определенный интервал объема производства (продаж), в котором затраты ведут себя определенным образом, имеют какую-либо четко выраженную тенденцию) они остаются неизменными. Изменить их можно управленческими решениями, а степень их покрытия - объемом продаж.

На некоторых производствах выпускающих однородную продукцию, например в энергетической, угольной, нефтедобывающей отраслях промышленности, все расходы будут прямыми. На обрабатывающих предприятиях (в машиностроении, легкой, пищевой промышленности и др.) косвенные расходы весьма существенны. Таким образом, деление затрат на прямые и косвенные зависит от технологических особенностей производства.

Основные и накладные расходы. По своему назначению издержки делятся на основные и расходы на управление предприятием (накладные).

К основным расходам относятся все виды ресурсов (предметы труда в виде сырья, основных материалов, покупных полуфабрикатов; амортизация основных производственных фондов; заработная плата основных производственных рабочих с начислениями на нее и др.), потребление которых связано с выпуском продукции (оказанием услуг), непосредственно связаны с технологическим процессом. На любом предприятии они составляют важнейшую часть затрат.

Накладные расходы вызываются функциями управления, которые по своему характеру, назначению и роли отличаются от производственных функций (связаны с общими процессами управления). В соответствии с методом отнесения затрат на носитель (объект калькулирования) накладные расходы являются косвенными.

Накладные затраты:

- общепроизводственные расходы;

- общехозяйственные;

- коммерческие.

Расходы по содержанию эксплуатации оборудования, общепроизводственные, общехозяйственные и коммерческие расходы.Такая классификация позволяет привязать затраты к территории. Например, место возникновения ОХР, т.е. управленческих расходов, – заводоуправление; РСЭО и ОПР – основные и вспомогательные цехи предприятия; коммерческие расходы локализованы в основном вне территории предприятия – реклама, доставка готовой продукции и пр. Далее приводится укрупненный состав этих затрат.

Состав РСЭО: амортизация оборудования и транспортных средств; стоимость запасных частей для ремонта оборудования; зарплата ремонтных рабочих с начислениями; внутризаводское перемещение грузов; износ инструмента.

ОПР включают: расходы на силовую энергию, потребляемую оборудованием; содержание аппарата управления цехом; амортизация, ремонт и содержание здания цеха; затраты на охрану труда; на подготовку производства; износ производственного инвентаря.

К ОХР относят: затраты на административно-управленческие расходы; расходы на амортизацию, ремонт и содержание зданий и сооружений общезаводского назначения; содержание военизированной и пожарной охраны; износ хозяйственного инвентаря; налоги и сборы, относимые на затраты; оплата услуг, оказываемых сторонними организациями.

Состав КОМ: затраты на упаковку; на транспортировку продукции к потребителю; расходы на рекламу; на представительские расходы и т.д.

Необязательно одновременно стремиться уменьшать как основные, так и накладные расходы. Можно увеличивая накладные расходы, существенно снизить основные затраты так, чтобы рентабельность производства продукции в целом повысилась. Например, можно закупить компьютеры и программное обеспечение для инженеров-конструкторов и технологов. Очевидно, что управленческие, т.е. накладные расходы вырастут. Если в результате компьютеризации конструкция изделий станет более простой, а технология производства более дешевой, то снизятся основные затраты и такая административная инновация будет экономически оправданной.

Накладные расходы, как правило, являются косвенными по отношению к видам продукции, выпускаемым на предприятии. Однако, в составе накладных расходов имеются и те затраты, которые напрямую можно отнести на виды выпускаемых изделий. Например, затраты на рекламу, упаковку, на подготовку производства новых видов продукции.

Одноэлементные и комплексные затраты. Одноэлементными называют затраты, которые на данном предприятии не могут быть разложены на слагаемые.

Комплексные затраты состоят из нескольких экономических элементов. Наиболее ярким примером являются цеховые (общепроизводственные) расходы, в которые входят практически все элементы.

Затраты необходимо детализировать в зависимости от экономической целесообразности и желания руководства. Когда доля того или иного элемента затрат относительно мала, его выделение не имеет смысла.

Группировка затрат по статьям калькуляции применяется обычно для того, чтобы рассчитать себестоимость единицы продукции. Каждое предприятие самостоятельно устанавливает перечень статей калькуляции. Группировка затрат по экономическим элементам используется для составления сметы расходов в целом по предприятию (табл. 2).

Таблица 2 – Способы группировки затрат

Группировка затрат

по статьям калькуляции

Группировка затрат по экономическим элементам

1. Сырье и материалы.

2. Возвратные отходы (вычитаются).

3. Услуги производственного характера со стороны.

4. Зарплата основных рабочих.

5. Единый социальный налог (отчисления на социальные нужды).

6. Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования.

7. Общепроизводственные расходы.

Итого: сокращенная производственная себестоимость

8. Общехозяйственные расходы

Итого: полная производственная себестоимость

9. Коммерческие расходы

Всего: полная коммерческая себестоимость

1. Материальные затраты.

2. Затраты на оплату труда.

3. Единый социальный налог (отчисления на социальные нужды).

4. Амортизация.

5. Прочие затраты.

Итого: себестоимость проданных товаров

1.3. Классификация затрат для принятия управленческих решений

Одной из задач бухгалтерского управленческого учета является подготовка информации для внутренних пользователей, необходимой для принятия ими управленческих решений, и своевременное доведение этой информации до руководства предприятия.

Поскольку управленческие решения, как правило, ориентированы на перспективу, руководству необходима детальная информация об ожидаемых расходах и доходах. В этой связи в управленческом учете при выполнении расчетов, связанных с принятием решения, выделяют следующие виды затрат:

- переменные, постоянные, условно-постоянные - в зависимости от реагирования на изменение объемов производства (продаж);

- ожидаемые затраты, учитываемые и не учитываемые в расчетах при принятии решений;

- безвозвратные затраты (затраты истекшего периода);

- вмененные затраты (или упущенная выгода предприятия)4

- предельные и приростные затраты.

Переменные, постоянные, условно-постоянные затраты. Переменные затраты - те затраты, которые изменяются прямо пропорционально с изменением объемов производства. Переменный характер могут иметь как производственные, так и непроизводственные затраты.

Примерами производственных переменных затрат служат прямые материальные затраты, прямые затраты на оплату труда, затраты на вспомогательные материалы и покупные полуфабрикаты.

Переменные затраты характеризуют стоимость собственно продукта, все остальные (постоянные затраты) - стоимость самого предприятия. Рынок не интересует стоимость предприятия, его интересует стоимость продукта.

Совокупные переменные затраты имеют линейную зависимость от показателя деловой активности предприятия, а переменные затраты на единицу продукции - величина постоянная.

К непроизводственным переменным затратам можно отнести расходы на упаковку готовой продукции для отгрузки ее потребителю, транспортные расходы, не возмещаемые покупателем, комиссионное вознаграждение посреднику за продажу товара, которое напрямую зависит от объема продажи.

Производственные затраты, которые остаются практически неизменными в течение отчетного периода, не зависят от деловой активности предприятия и называются постоянными производственными затратами. Даже при изменении объемов производства (продаж) они не изменяются. Примерами постоянных производственных затрат являются расходы на рекламу, арендная плата, амортизация основных средств и нематериальных активов.

На практике руководством заранее принимаются решения о том, какими должны быть постоянные затраты и какого уровня деловой активности предстоит достигнуть.

Постоянные расходы на единицу продукции снижаются ступенчато. Совокупные постоянные затраты являются константой и не зависят от объемов деловой активности, но могут измениться под воздействием других факторов. Например, если цены растут, то совокупные постоянные затраты тоже возрастают.

Разделить затраты на переменные и постоянные можно только в том случае, когда производственная мощность зафиксирована и остается неизменной.

В реальной жизни чрезвычайно редко можно встретить издержки, по своей сути являющиеся исключительно постоянными или переменными. Экономические явления и связанные с ними затраты с точки зрения содержания значительно сложнее, и поэтому в большинстве случаев издержки являются условно-переменными (или условно-постоянными). В этом случае изменение деловой активности организации также сопровождается изменением издержек, но в отличие от переменных затрат зависимость не является прямой. Условно-переменные (условно-постоянные) затраты содержат как переменные, так и постоянные компоненты. В качестве примера можно при вести оплату пользования телефоном, состоящую из фиксированной абонентной платы (постоянная часть) и оплаты междугородних переговоров (переменное слагаемое). Аналогичную структуру имеет ряд налогов и также в целях налогообложения нормируются представительские и рекламные расходы, и рассчитанная по такой методике сумма налога оказывается условно-переменной.

Следовательно, любые издержки в общем виде могут быть представлены формулой:

Y= а + bХ, (1)

где Y- совокупные издержки, руб.;

а - их постоянная часть, не зависящая от объемов производства, руб.;

b - переменные издержки в расчете на единицу продукции, руб.;

Х - показатель, характеризующий деловую активность организации (объем производства продукции, оказанных услуг, товарооборота и др.) в натуральных единицах измерения.

Если в данной формуле постоянная часть издержек отсутствует, т.е. а = 0, то это переменные затраты. Если b принимает нулевое значение, то анализируемые затраты носят постоянный характер.

Для целей управления - оценки эффективности деятельности предприятия, анализа его безубыточности, гибкого финансового планирования, принятия краткосрочных управленческих решений и решения других вопросов - необходимо описать поведение издержек вышеприведенной формулой, т.е. разделить их на постоянную и переменную части.

В теории и практике управленческого учета существует ряд методов, позволяющих решить эту задачу. В частности, это методы корреляции, наименьших квадратов и метод высшей и низшей точек, который на практике оказывается наиболее простым.

Затраты, принимаемые и не принимаемые в расчет при оценках. Процесс принятия управленческого решения предполагает сравнение между собой нескольких альтернативных вариантов с целью выбора из них наилучшего. Сравниваемые при этом показатели можно разбить на две группы: первые остаются неизменными при всех альтернативных вариантах, вторые варьируются в зависимости от принятого решения. Когда рассматривается большое количество альтернатив, отличающихся друг от друга по многим показателям, процесс принятия решения усложняется, поэтому целесообразно сравнивать между собой не все показатели, а лишь показатели второй группы, т.е. те, которые от варианта к варианту меняются. Эти затраты, отличающие одну альтернативу от другой, часто в управленческом учете называют релевантными. Показатели первой группы, напротив, не принимаются в расчет при оценках. Бухгалтер – аналитик, представляя руководству исходную информацию для выбора оптимального решения, таким образом готовит свои отчеты, чтобы они содержали лишь релевантную информацию.

При принятии решений необходимо учитывать следующие факторы:

- следует оперировать только будущими доходами и расходами предприятия. Если учитывать затраты прошедшего периода, то можно принять ошибочное решение;

- принимать во внимание следует только те затраты, которые изменяются с изменением варианта решения.

Например, если деловую поездку можно совершить либо автомобилем, либо поездом, то при выборе более дешевого транспортного средства следует учитывать только стоимость бензина и цену железнодорожного билета, а стоимость питания в пути во внимание можно не принимать, поскольку оно будет одинаковым.

Безвозвратные затраты. Если доходы от решения, принятого в настоящее время, не полностью покрывают затраты прошедшего периода, то такие убытки называют безвозвратными потерями или необратимымизатратами.

Это истекшие затраты, которые ни один альтернативный вариант не способен откорректировать. Другими словами, эти произведенные ранее затраты не могут быть изменены никакими управленческими решениями. Безвозвратные затраты не учитываются при принятии решений. Однако не всегда не принимаемые в расчет при оценках затраты являются безвозвратными. На рисунке 1 показан процесс формирования необратимых затрат.

Процесс принятия решения начинается с сопоставления будущей выручки и будущих расходов. Если выручка больше расходов, то решение принимается вне зависимости от того, какие затраты были в прошлом.

Рисунок 1 - Процесс принятия решений с учетом будущих доходов и расходов

Вмененные (воображаемые) затраты. Данная категория присутствует лишь в управленческом учете. Бухгалтер финансового учета не может позволить себе «вообразить» какие-либо затраты, так как он строго следует принципу их документальной обоснованности. В управленческом учете для принятия решения иногда необходимо начислить или приписать затраты, которые могут реально и не состояться в будущем. Такие затраты называются вмененными. По существу это упущенная выгода предприятия. Это доходы по тому варианту решения, от которого мы отказались, принимая данное решение.

Приростные и предельные затраты. Приростные затраты являются дополнительными и возникают в результате изготовления или продажи дополнительной партии продукции. В приростные затраты могут включаться, а могут и не включаться постоянные затраты. Если постоянные затраты изменяются в результате принятого решения, то их прирост рассматривается как приростные затраты. Если постоянные затраты не изменяются в результате принятого решения, то приростные затраты будут равны нулю.

Предельные затраты - это затраты, которые приходятся на самую последнюю единицу продукции, произведенную предприятием. Этим понятием в основном пользуются в микроэкономике, а не в бухгалтерском учете. С точки зрения микроэкономики трудно выделить чистые переменные расходы. Переменные расходы могут изменяться по сравнению с объемами производства либо прогрессивно, либо дигрессивно, поэтому затраты материалов, заработная плата основных рабочих на единицу продукции с изменением объемов производства могут меняться. Правило оптимизации производственной программы предприятия можно сформулировать следующим образом: если предельные затраты равны цене единицы продукции, то в этом случае прибыль предприятия будет максимальной.

1.4. Классификация затрат для контроля и регулирования деятельности центров ответственности

Рассмотренные выше классификации затрат не решают всех задач по контролю за ними. Как правило, продукция в процессе своего изготовления проходит ряд последовательных стадий в различных подразделениях предприятия. Располагая сведениями о себестоимости продукции, невозможно точно определить, как распределяются затраты между отдельными производственными участками (центрами ответственности). Эту задачу можно решить, если установить связь затрат и доходов с действиями лиц, ответственных за расходование ресурсов. Такой подход в управленческом учете назван учетом затрат по центрам ответственности.

В целях контроля и регулирования уровня затрат применяется их следующая классификация: регулируемые и нерегулируемые; эффективные и неэффективные; в пределах норм (сметы) и отклонения от норм; контролируемые и неконтролируемые.

Регулируемые - затраты, зарегистрированные по центрам ответственности, величина которых зависит от степени их регулирования со стороны менеджера. В целом на предприятии все затраты регулируемы, но не все затраты могут регулироваться на низших уровнях управления. Например, администрация предприятия имеет право регулировать приобретение производственных запасов, нанимать людей на работу, организовывать отдельные производственные участки, цехи и т.д. В то же время на такие затраты не влияет руководитель низшего звена управления. Затраты, на которые не влияет менеджер данного центра ответственности, называют нерегулируемыми со стороны этого менеджера. Так, мастер заготовительного участка не может влиять на затраты по оплате труда конструкторского отдела и т.п.

Деление затрат на регулируемые и нерегулируемые предусмотрено в отчетах об исполнении сметы по центрам ответственности. Такое решение позволяет выделить сферу ответственности каждого менеджера и оценить его работу в части контроля за затратами подразделения предприятия.

Оценка управленческой деятельности строится и на классификации затрат на эффективные и неэффективные.

Эффективные - затраты, в результате которых получают доходы от реализации тех видов продукции, на выпуск которых были произведены эти затраты. Неэффективные - расходы непроизводительного характера, в результате которых не будут получены доходы, так как не будет произведен продукт. Неэффективные расходы - это потери на производстве. К ним относят потери от брака, простоев, недостачи незавершенного производства и материальных ценностей на общезаводских складах и цеховых кладовых, порча материалов и др. Обязательность выделения неэффективных расходов диктуется тем, чтобы не допустить проникновения потерь в планирование и нормирование.

Деление затрат на расходы в пределах норм (сметы) и отклонений от норм применяют в текущем учете хода производства. Оно служит для определения эффективности работы подразделений путем оценки соответствия фактических затрат нормативным (плановым) или фактической себестоимости ее нормативному (плановому) уровню. Различают два вида отклонений: стандартные – это те отклонения, по которым разработаны определенные процедуры их устранения. Например, для начальников цехов – привлечение работников на сверхурочную работу, использование страховых запасов, внесение изменений в технологическую документацию. Нестандартные отклонения – это те отклонения, по которым нет стандартных процедур их ликвидации. Соответствующая информация по нестандартным отклонениям направляется для обработки и принятия решения узким специалистам. Например, при освоении новой продукции начальник механического цеха по всем возникающим отклонениям от технологии производства будет информировать главного технолога предприятия, а по конструктивным недоработкам изделия – главного конструктора.

Для обеспечения действенности системы контроля за затратами их группируют на контролируемые и неконтролируемые. К контролируемым относят затраты, которые поддаются контролю со стороны субъектов, т. е. лиц, работающих на предприятии. Особо важно выделение контролируемых затрат на предприятиях с многоцеховой организационной структурой. По своему составу они отличаются от регулируемых, так как имеют целевой характер и могут быть ограничены какими-то отдельными расходами. Например, по предприятию необходимо проконтролировать расход запасных частей для ремонта оборудования, находящегося во всех подразделениях предприятия.

Неконтролируемые затраты - это расходы, не зависящие от деятельности субъектов управления. Например, переоценка основных фондов, повлекшая за собой увеличение сумм амортизационных отчислений, изменения цен на топливно-энергетические ресурсы и другие подобные расходы.

Производственная деятельность объединяет в своем составе несколько сфер: основное и вспомогательное производство, освоение новых видов изделий, разработку новых технологий. Непосредственно основное производство состоит из многочисленных технологических операций и нескольких процессов. Принципы группировки затрат для исчисления себестоимости не подходят для обеспечения контроля и регулирования расходов предприятия, потому что производственные ресурсы целесообразнее контролировать по местам их возникновения. Тогда возникает необходимость в организации системы учета производственных затрат, основанной на распределении затрат между отдельными участками производства. Учет должен предусматривать взаимосвязь затрат и доходов с действиями руководителей подразделений ответственных за расходование соответствующих ресурсов.

Основная цель классификации - обеспечить информацией систему контроля и регулирования затрат на производство.

Система контроля - это коммуникационная сеть, при которой управляют производственной деятельностью в целом и затратами в частности. Она обеспечивает полноту и правильность действий в будущем, направленных на снижение затрат и рост эффективности производства.

2. ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

2.1. Общая характеристика ООО «ПрофЛист»

ООО «ПрофЛист» - предприятие по производству профлиста и порубке металла. ООО «ПрофЛист» молодая и динамично развивающаяся компания, существующая на рынке чуть более трех лет. Имеющиеся разрешения позволяют фирме предоставлять услуги физическим и юридическим лицам.

В состав учредителей входит 3 человека: Кобзева С.И., Кобзева Т.А. и Заварзин И.А., имеющие 33%, 33% и 34% уставного капитала соответственно. Высшим органом Общества является общее собрание участников Общества. Руководство текущей деятельностью Общества осуществляется исполнительным органом Общества, который подотчетен общему собранию участников Общества. Исполнительным органом Общества является Генеральный директор, избираемый общим собранием участников Общества.

На основании Устава должность Генерального директора занимает один из учредителей Заварзин И.А. Он без доверенности действует от имени Общества, в том числе представляет его интересы, совершает сделки, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками Общества, решает вопросы, связанные с подготовкой, созывом и проведением общего собрания участников Общества.

Ответственность за организацию, состояние и достоверность бухгалтерского учета в Обществе, своевременное предоставление ежегодного отчета и другой финансовой отчетности в соответствующие органы, а также сведений о деятельности Общества, кредиторам и в средства массовой информации несет Генеральный директор Общества. Организация труда на предприятии направлена на осуществление комплекса организационно-технических, экономических и санитарно-гигиенических мероприятий, позволяющих рационализовать производственный процесс, эффективнее использовать благоприятные условия труда и на этой основе обеспечить высокий уровень удовлетворения спроса населения.

ООО «ПрофЛист» имеет довольно простую структуру управления (рис. 2).

Рисунок 2 - Структура управления ООО «ПрофЛист»

Деятельность организации координирует генеральный директор и его заместитель. Задача заместителя генерального директора состоит в том, чтобы правильно провести закупочную политику, выявить наиболее важные проблемы в сбытовой политике, а также грамотно корректировать слабые места фирмы, осуществлять функции организации и контроля над деятельностью отдела продаж и начальником цеха. Главный бухгалтер организует работу по ведению бухгалтерского учета и отчета. Отдел продаж состоит из трех менеджеров и занимается продвижением продаж профилированного листа и оказанием услуг по производству профлиста из давальческого материала. В обязанности менеджеров отдела продаж входит поиск новых клиентов и работа с постоянными клиентами, прием заявок на производство, оформление заказов, контроль за изготовлением заказа на производстве, отгрузкой клиента готовой продукцией. Деятельность по производству профлиста контролирует и координирует начальник цеха. Он непосредственно распределяет очередность заказов по степени срочности, следит за отгрузкой готовой продукции, контролирует четкое соблюдение правил техники безопасности на производстве. В обязанности операторов автоматических линий входят прокат профилированного листа, порубка стали в гладкий лист, погрузочно-разгрузочные работы.

На протяжении трех последних лет организация зарекомендовала себя на рынке как надежная компания, производящая качественную продукцию и оказывающая услуги.

В середине июня 2008 г. ООО «ПрофЛист» осуществило покупку стана для производства профнастила СН20. Компания «ПрофЛист» одна из первых в Липецке начала выпускать профлист СН20R, не имеющий аналогов в Липецке ранее. При сравнении волн профлиста С21 и СН20R, профнастил СН20R имеет рабочую ширину покрытия 1100 мм, что на 10 мм превышает рабочую ширину покрытия С21, которая составляет 1000 мм. Это существенно сократит количество листов, необходимых для перекрытия, и как следствие сократит денежные расходы заказчика (до 10%).

В июле 2008 г. ООО «ПрофЛист» заключило договор - аренды на стан по порубке металла и стан для производства профнастила С10.

ООО «ПрофЛист» производит и реализует несколько разновидностей профнастила, а именно: профнастил оцинкованный (ОЦ), профнастил с лакокрасочным покрытием (ЛКПОЦ). Профнастил – это один из самых качественных и долговечных материалов, применяемых в строительстве домов и коттеджей. Кроме того, нередко на поверхность оцинкованной стали, из которой изготавливается профнастил, наносится специальный полимерный слой. Благодаря этому слою, повышаются технические характеристики материала, а также эстетическая ценность изделия.

Основной задачей ООО «ПрофЛист» является наиболее полное обеспечение спроса потребителей высококачественным профнастилом.

Темпы роста объема производства продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Для этого необходимо рассмотреть динамику объема производства профилированного листа за 2008 – 2009 гг. (табл. 3).

Таблица 3 - Динамика объема производства продукции, оказания услуг ООО «ПрофЛист» за 2008-2009 гг.

Показатель Количество, тн. Динамика
2008 г. 2009 г. кол-во, тн. %
1. Производство профнастила 153 120 -33 78,43
2. Услуги по прокату профнастила 100 90 -10 90
3. Порубка металла 50 45 -5 90
4. Услуги по порубке 120 110 -10 91,67
ИТОГО: 423 365 -58 86,29

Как видно из табл. 3 объем производства профнастила и порубки гладкого листа сократился в связи с тем, что ООО «ПрофЛист» - организация, не имеющая пока прочных связей с покупателями и в его обслуживание входит на данный момент небольшое количество контрагентов. К тому же негативное влияние на объем производства профнастила, который снизился до уровня 78,43 % по сравнению с 2008 г., а объем гладкого листа до 90, оказал экономический кризис, повлиявший на наличие платежеспособного спроса.

Изменения происходят не только в объеме производства товарной продукции, но и в объеме ее реализации, от которого зависят финансовое положение и платежеспособность предприятия (табл. 4).

Объем реализации профнастила за период 2009 года снизился на 216 тыс. руб., т.е. в 2009 г. он достиг всего лишь 67,1 % от значения 2008г.; объем гладкого листа упал на 10% по отношению к 2008г.; объем реализации по оказанию услуг в совокупности также снизился. Это можно объяснить уменьшением спроса на продукцию, связанную с появлением новых конкурентов и более широким спектром предоставляемых ими услуг, а также внедрением новых технологий в производство металлоизделий.

Таблица 4 - Динамика объема реализации продукции и услуг ООО «ПрофЛист»

Показатель

Количество,

тыс. руб.

Динамика
2008 г. 2009 г. кол-во, тыс. руб. %
1. Объем реализации профлиста 6660 4469 -2191 67,10
2. Объем реализации услуг по прокату профнастила 170 153 -17 90
3. Объем реализации по порубке металла 2250 2025 -225 90
4. Объем реализации услуг по порубке 72 66 -6 91,67
ИТОГО: 9152 6713 -2439 73,35

В современных рыночных условиях существенно возросло значение трудовых показателей в оценке и анализе деятельности предприятий, на основании комплексного рассмотрения и всестороннего изучения которых, прослеживается влияние различных факторов на использование труда в организации.

Таблица 5 - Анализ показателей производительности труда рабочих за 2008-2009 гг.

Показатель Значение показателя Динамика
2008 г. 2009 г. кол. значение %
1. Объем производства продукции, тн 423 365 -58 86,29
2. Среднесписочная численность рабочих, чел. 4 4 - -
3. Среднегодовая выработка одного рабочего (показатель 1/ показатель 2), тн 105,75 91,25 -14,5 86,29

Среднегодовая выработка рабочего в 2009 году (табл. 5). ниже уровня 2008 года на 14,5 тн (86,29 %). Отрицательно на ее уровень повлияло сокращение объема производства, ставшего следствием уменьшения количества заказов от покупателей на профнастил и гладкий лист.

2.2. Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ООО «ПрофЛист»

Главная цель финансового анализа - своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности.

Оценка имущественного положения характеризует размещение и использование средств (активы) и источников их формирования (пассивов).

Горизонтальный анализ позволяет выявить тенденции изменения отдельных статей или их групп, входящих в состав бухгалтерской отчетности. В основе этого анализа лежит исчисление базисных темпов роста балансовых статей или статей отчета о прибылях и убытках.

В основе вертикального анализа лежит иное представление бухгалтерской отчетности – в виде относительных величин, характеризующих структуру обобщающих итоговых показателей. Обязательным элементом анализа служат динамические ряды этих величин, что позволяет отслеживать и прогнозировать структурные сдвиги в составе хозяйственных средств и источников их покрытия.

Актив баланса содержит сведения о размещении капитала, имеющегося в распоряжении предприятия, то есть о вложении его в конкретное имущество и материальные ценности, о расходах предприятия на производство и реализацию продукции и об остатках свободной денежной наличности.

Размещение средств предприятия имеет очень большое значение в финансовой деятельности и повышении ее эффективности. Поэтому в процессе анализа активов предприятия в первую очередь следует изучить изменения в их составе и структуре и дать им оценку.

Основываясь на данных табл. 6, за 2008 г. активы предприятия возросли на 186 тыс. руб. Имущественная масса увеличивалась, в основном, за счет роста оборотных активов. Сказанное подтверждается данными об изменениях в составе имущества предприятия. Так, если в начале анализируемого периода структура активов характеризовалась значительным

Таблица 6 - Состав и структура баланса ООО «ПрофЛист» за 2008 г.

Статьи Структура на начало 2008 г. Структура на конец 2008 г. Динамика
тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. %
Активы
Внеоборотные активы
Основные средства 2300 87,82 1870 66,67 -430 81,3
Итого по разделу I 2300 87,82 1870 66,67 -430 81,3
Оборотные активы:
Запасы 130 4,96 551 19,64 421 423,85
Затраты в незавершенном производстве 50 1,91 201 7,16 151 402,00
Готовая продукция и товары для перепродажи 80 3,05 350 12,48 270 437,5
Дебиторская задолженность (в течение 12 месяцев) 159 6,07 302 10,77 143 189,94
Денежные средства 30 1,15 82 2,92 52 273,33
Итого по разделу II 319 12,18 935 33,33 616 293,10
Б аланс 2619 100 2805 100 186 107,10
Пассивы
Капитал и резервы
Уставный капитал 2046 78,12 2046 72,94 - -
Нераспределенная прибыль 309 11,80 401 14,29 92 129,77
Итого по разделу III 2355 89,92 2447 87,24 92 103,91
Краткосрочные обязательства
Кредиторская задолженность всего 252 9,62 304 10,84 52 120,63
- поставщикам и подрядчикам 138 5,27 148 5,28 10 107,25
- задолженность перед персоналом организации 49 1,87 68 2,42 19 138,78
- задолженность перед государственным внебюджетными фондами 35 1,34 47 1,68 12 134,29
- задолженность по налогам и сборам 30 1,14 41 1,46 11 136,67
Задолженность участникам по выплате доходов 12 0,46 54 1,92 42 450,00
Итого по разделу V 264 10,08 358 12,76 94 135,61
Б аланс 2619 100 2805 100 186 107,10

превышением имущества длительного использования (87,82 %) над остальными его видами, то к концу года удельный вес долгосрочных активов сократился до 66,67 %. Соответственно возрос объем оборотных средств. Прирост оборотных активов в анализируемом году был связан в первую очередь с увеличением запасов (на 421 тыс. руб.), готовой продукцией на складе (на 270 тыс. руб.), дебиторской задолженности (на 143 тыс. руб.).

Увеличение объема готовой продукции объясняется тем, что руководство предприятия ориентировано на производство профнастила и гладкого листа стандартных размеров и сбыта продукции со склада. Это сделано с целью привлечения клиентов возможностью быстрой отгрузки товара.

Можно констатировать, что наибольший удельный вес в совокупных пассивах анализируемого предприятия занимал собственный капитал. Наиболее значимыми статьями собственного капитала являлись уставный капитал и нераспределенная прибыль. Краткосрочная кредиторская задолженность возросла до 120,63% в основном из-за невыплат учредителям доходов. Эти денежные средства решили направить на другие статьи расходов (покупка сырья, а именно, рулонной стали на склад). Из данных табл. 7, за период 2009 г. активы предприятия сократились на 288 тыс. руб. Это произошло, в основном, за счет сокращения оборотных активов. Сказанное подтверждается данными об изменениях в составе имущества предприятия. Наибольший удельный вес в текущих активах занимают запасы и затраты в незавершенном производстве, доля дебиторской задолженности сократилась на 8,61 %. Сокращение оборотных активов в 2009 году было связано в первую очередь с увеличением затрат на незавершенное производство (на 43,28 %) , запасов (на 2,18 %) и сокращением денежных средств (на 46 тыс. руб.).

Данное предприятие функционирует более 3 лет, его значительная дебиторская задолженность объясняется тем, что предприятие имеет массу заказчиков, не имеющих возможности расплатиться с поставщиком перечислением на расчетный счет или наличными.

Таблица 7 - Состав и структура баланса ООО «ПрофЛист» за 2009 г.

Статьи Структура на начало 2008 г. Структура на конец 2008 г. Динамика
тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. % %
Активы
Внеоборотные активы
Основные средства 1870 66,67 1642 65,24 -228 87,81
Итого по разделу I 1870 66,67 1642 65,24 -228 87,81
Оборотные активы:
Запасы 551 19,64 563 22,37 12 102,18
Затраты в незавершенном производстве 201 7,16 288 11,44 87 143,28
Готовая продукция и товары для перепродажи 350 12,48 275 10,93 -75 78,57
Дебиторская задолженность (в течение 12 месяцев) 302 10,77 276 10,96 -26 91,39
Денежные средства 82 2,92 36 1,43 -46 43,90
Итого по разделу II 935 33,33 875 34,76 -60 93,58
Б аланс 2805 100 2517 100 -288 89,73
Пассив
Капитал и резервы
Уставный капитал 2046 72,94 2046 81,29 - -
Нераспределенная прибыль 401 14,30 203 8,07 -198 50,62
Итого по разделу II 2447 87,24 2249 89,36 -198 91,91
Краткосрочные обязательства:
Кредиторская задолженность всего: 304 10,84 205 8,14 -99 67,43
- поставщикам и подрядчикам 148 5,28 136 5,04 -12 91,89
- -задолженность перед персоналом организации 68 2,42 27 1,07 -41 39,71
- задолженность перед государственными внебюджетными фондами 47 1,68 14 0,56 -33 29,79
- задолженность по налогам и сборам 41 1,46 28 1,11 -13 68,29
Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов 54 1,92 63 2,5 9 116,67
Итого по разделу V 358 12,76 268 10,64 -90 74,86
Б аланс 2805 100 2517 100 -288 89,73

Среди клиентов наиболее крупные дебиторские задолженности имеют такие организации, как ООО “ЛипецкДАВмет”, ООО «Комплект-Кровля» и ООО «Комплектсталь». Сроки оплаты за профнастил на предприятии решается путем заключения договора поставки продукции с отсрочкой платежа и составлением спецификаций. В настоящее время увеличение остатков готовой продукции на складах предприятий - это одна из основных причин спада производства, снижения его эффективности, низкой платежеспособности предприятий и их банкротства. В ООО «ПрофЛист» доля готовой продукции на конец 2008 года составляла 12,48% в общей сумме текущих активов, а на конец 2009 года –10,93%, что наглядно показывает работу предприятия на конкретного покупателя. В 2009 году сложилась тенденция работать только под конкретный заказ, не тратя зря финансовые и людские ресурсы.

Анализ пассивов показал, что в 2008 и 2009 годах увеличения уставного капитала не наблюдается. По предоставленным данным (см. таб. 6, 7) можно констатировать, что наиболее значимыми статьями собственного капитала являлись уставный капитал и нераспределенная прибыль. Краткосрочная кредиторская задолженность уменьшилась за счет оплаты за отпущенный товар и оказанные услуги. Это говорит о том, что предприятие способно рассчитаться за период сделки по своим долгам.

Разумные размеры привлечения заемного капитала способны улучшить финансовое состояние предприятия, а чрезмерные - ухудшить его. В структуре заемного капитала данного предприятия отсутствуют краткосрочные кредиты банка.

Одним из показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия, является его платежеспособность, то есть возможность наличными денежными ресурсами своевременно погасить свои платежные обязательства. Для оценки перспективной платежеспособности рассмотрим следующие показатели ликвидности: текущий, промежуточный (быстрый), абсолютный.

Формула расчета коэффициента текущей ликвидности (КТЛ) выглядит так:

КТЛ = ОбА /КДО, (2)

где ОбА - оборотные активы;

КДО - краткосрочные долговые обязательства.

Значение показателя может варьировать по отраслям и видам деятельности, а его разумный рост в динамике обычно рассматривается как благоприятная тенденция (критическое нижнее значение показателя — 2).

По смысловому назначению показатель промежуточной (быстрой) ликвидности (нижнее значение – 1) аналогичен коэффициенту текущей ликвидности; однако исчисляется по более узкому кругу текущих активов, когда из расчета исключена наименее ликвидная их часть — производственные запасы.

Логика такого исключения состоит не только в значительно меньшей ликвидности запасов, но, что гораздо более важно, и в том, что денежные средства, которые можно выручить в случае вынужденной реализации производственных запасов, могут быть существенно ниже затрат по их приобретению.

Расчета коэффициента быстрой ликвидности (КБЛ ) выглядит так:

КБЛ =ОА-З/ КП, (3)

где ОА – оборотные активы;

З – запасы;

КП – краткосрочные пассивы.

Наиболее жестким критерием ликвидности предприятия является коэффициент абсолютной ликвидности, который показывает, какая часть краткосрочных заемных обязательств может быть при необходимости погашена немедленно.

Формула расчета коэффициента абсолютной ликвидности (нижнее значение – 0,2) выглядит так:

КАЛ =ДС/КП, (4)

где ДС – денежные средства;

КП – краткосрочные пассивы.

Таблица 8 – Динамика показателей ликвидности ООО «ПрофЛист»

Показатель ликвидности 2007 г. 2008 г. 2009 г.
Текущий 1,21 2,61 2,72
Промежуточный 0,72 1,07 1,36
Абсолютный 0,11 0,23 0,18

Не менее важным показателем эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия является показатель рентабельности.

Рентабельность - это показатель характеризующий эффективность использования ресурсов предприятия. Показатели рентабельности позволяют оценить эффективность деятельности предприятия вне зависимости от его масштабов, отрасли. Показатели рентабельности характеризуют соотношение эффекта к затратам.

1. Балансовая рентабельность активов (RО ):

RО = ПБ / А * 100%, (5)

где ПБ - балансовая прибыль;

А - общая величина активов.

2. Рентабельность собственного капитала (Rск):

RЧ = ЧП / СК * 100%, (6)

где ЧП – чистая прибыль;

СК - среднегодовая сумма собственного капитала.

3. Рентабельность чистых активов (RЧА ):

RЧА = ПБ / (ВОА + ОА – КЗ) * 100%, (7)

где ПБ – балансовая прибыль;

ВОА – внеоборотные активы;

ОА – оборотные активы;

КЗ – текущая задолженность.

Эти три показателя показывают, какую прибыль получает предприятие с каждого рубля, вложенного в активы.

4. Рентабельность производства (RПР ):

RПР = ПБ / (ОФ+ОС) * 100%, (8)

где ПБ – балансовая прибыль;

ОФ+ОС – производственные фонды.

Показатель рентабельности производства обозначает величину прибыли, которую получает предприятие с материальных активов.

5. Рентабельность продукции (RПРОД ) - показывает, какую прибыль получает предприятие с каждого рубля затрат:

RПРОД = ПБ / З *100%, (9)

где ПБ – балансовая прибыль;

З – затраты на производство продукции.

Таблица 9 – Показатели рентабельности ООО «ПрофЛист»

Показатель рентабельности 2007 г. 2008 г. 2009 г.
1. Балансовая рентабельность активов (RО ) 15,54 18,82 16,23
2. Рентабельность собственного капитала (Rск): - 17,02 9,03
3. Рентабельность чистых активов (RЧА ) 17,28 21,58 17,52
4. Рентабельность производства (RПР ) 17,69 28,24 18,30
5. Рентабельность продукции (RПРОД ) 10,58 10,10 9,36

За анализируемый период значения коэффициентов рентабельности продаж и рентабельности производства, собственного капитала уменьшаются за период 2008-2009 гг., что свидетельствует о снижении эффективности работы предприятия, основной причиной которой является то, что продажные цены выше покупательной способности клиента.

В целом предприятие работает стабильно, без простоев, по возможности по предоплате, оплачивает, хотя и с задержкой по независящим от предприятия причинам, текущие платежи.

На данном предприятии должна быть проведена активная работа по снижению себестоимости готовой продукции, экономии сырья и материальных ресурсов; оплате налогов в бюджет, выплате заработной платы, поддержанию дисциплины производства; что поможет укрепить финансовое состояние ООО «ПрофЛист».

В ходе изучения финансово-хозяйственной деятельности ООО «ПрофЛист» были выявлены некоторые проблемы, основная из которых уменьшение объемов реализации продукции и оказания услуг. Это произошло за счет жесткой конкуренции на рынке металлопроката. Так как основной целью любой коммерческой организации является получение прибыли в долгосрочном периоде, то необходимо понимание фирмой своего положения в конкурентной среде для разработки соответствующего стиля поведения в занимаемом секторе рынка.

2.3. Анализ динамики и структуры производственных затрат

на предприятии

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Количество товара, которое будет продаваться на рынке зависит от уровня затрат - во-первых, и цены, по которым товар будет продаваться, - во-вторых. Из этого следует, что значение затрат производства является одним из условий успеха на рынке.

Издержки (затраты) находят свое выражение в показателях себестоимости продукции, которая характеризует в денежном выражении все материальные затраты и затраты на оплату труда, которые необходимы для производства и реализации продукции. Однако, ресурсы, использованные для изготовления продукции, не отражают всего объема затрат на осуществление производственно - хозяйственной деятельности предприятия. Кроме затрат, связанных с производством продукции, предприятие несет расходы по ее сбыту и продвижению на рынке. К ним относятся расходы по транспортировке изделий потребителям, на проведение маркетинговых исследований, организацию рекламы и др.

Кроме того, предприятие платит налоги, сборы, производит отчисления в различные целевые и внебюджетные фонды, которые также относятся на себестоимость продукций.

Величина этих затрат зависит от цен на ресурсы, необходимые для производства товара, а так же от технологий их использования. Цена, по которой приобретаются ресурсы, не зависит от предприятия. Она определяется взаимодействием спроса и предложения на эти ресурсы. Следовательно, для предпринимателя очень важен технологический аспект формирования затрат производства, определяющий с одной стороны, количество привлекаемых ресурсов и качество их использования, с другой стороны. Причем, предприятие должно использовать такие методы производства, которые были бы эффективны, как с технологической, так и с экономической точек зрения. То есть каждое предприятие стремиться выбрать такой технически эффективный процесс производства, который обеспечивал бы наименьшие производственные затраты.

Необходимые знания величины затрат на производство предполагает разработку соответствующих методов их учета. Но так как производство любого вида товара или услуги связано с использованием разнообразных видов ресурсов, то это разнообразие предполагает необходимость классификации затрат.

В курсовой работе изложены теоретические и практические вопросы, касающиеся анализа формирования производственной себестоимости готовой продукции и оказанных услуг, группировок затрат на производство согласно целям управленческого учета в ООО «ПрофЛист».

В первой части работы рассмотрена экономическая категория «затраты», их виды, классификации; а также рассмотрены особенности управленческого учета затрат. Исследован механизм формирования производственной себестоимости продукции и услуг ООО «ПрофЛист».

Вторая часть курсовой работы посвящается методике анализа формирования и распределения производственных затрат по целям управленческого учета, определения себестоимости товаров и услуг. Дана организационно – экономическая характеристика; по данным бухгалтерской отчетности за 2007-2009 гг. проведен анализ финансово – хозяйственной деятельности.

В целом можно сказать о том, что все запланированные задачи, рассмотрены. Проанализирован предмет исследования работы; было выявлено, что предприятие ООО «ПрофЛист» является финансово неустойчивой организацией с высокой долей затрат и низким уровнем платежеспособности. Существуют определенные сложности в управлении затратами и формировании себестоимости продукции, услуг. Цель данной работы достигнута, поставленные в ней задачи решены.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Банаканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: учебник. - 3-е изд., перераб. М.: Финансы и статистика, 2003. 288с.

2. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: учебник. М.: Омега-Л, 2004. 576 с.

3. Волкова О.Н. Управленческий учет: учебник. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. 472 с.

4. Гаврилова А.Н. Финансы организаций (предприятий): учебник. – 3-е изд., перер. и доп. М.: КНОРУС, 2007. 608 с.

5. Грибов В. Д., Грузинов В. П. Экономика предприятия: учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2003. 368 с.

6. Долженкова В.Г. Затраты производства: формирование и анализ: учебное пособие. Новосибирск: Изд-во Проспект , 1998. 60 с.

7. Карпова Т.П. Управленческий учет: учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 2000. 350 с.

8. Керимов В.Э. Современные системы и методы учета и анализа затрат в коммерческих организациях: учебное пособие. М.: Изд-во Эксмо, 2005. 144 с.

9. Керимов В.Э. Управленческий учет: учебник. М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2001. 268 с.

10. Ковалев В.В. Финансы организаций (предприятий): учебник. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. 352 с.

11. Колчина Н.В. Финансы организаций (предприятий): учебник. М.: Юнити-Дана, 2007. 384 с.

12. Кондраков Н.П., Иванова М.А. Бухгалтерский управленческий учет: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2003. 368 с.

13. Кондратова И.Г. Основы управленческого учета: учебное пособие. М.: ФИС, 2002. 160 с.

14. Котляров С.А. Управление затратами: учебник. С-Пб.: Питер, 2002. 160 с.

15. Кукукина И.Г. Управленческий учет: учебное пособие. М.: ФИС, 2004. 399 с.

16. Лебедев В.Г., Дроздова Т.Г., Кустарев В.П. Управление затратами на предприятии: учебное пособие. С-Пб: СПбГИЭА, 1999. 204 с.

17. Леготин Ф.Я., Леготин А.Ф. Управление затратами и ценообразованием: учебное пособие. Екатеринбург. : Издательство УрГЭУ, 1999. 288 с.

18. Мишин Ю.А. Управленческий учет: управление затратами и результатами предпринимательской деятельности: монография. М: ДиС, 2002. 176 с.

19. Николаева С.А. Управленческий учет: учеб.пособие. М.: ИПБ-БИНФА, 2002. 185 с.

20. Николаева О.Е., Шишкова Т.В. Управленческий учет: учебник. - 3-е изд., испр. и дополн. М.: Эдиториал УРСС, 2002. 320 с.

21. Серебренников Г.Г. Управление затратами на предприятии: учебное пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. университета, 2007. 80 с.

22. Управленческий учет: учебное пособие. - 2-е изд., испр.; под ред. А.Д. Шеремета. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2001. 512 с.

23. Шанк Дж.К. Стратегическое управление затратами: учебник. М.: Инфра-М,1999. 288 с.

24. Экономика предприятия и предпринимательство: учебное пособие. – 2-е изд.; под ред. В. П. Грузинова. М.: Юнити, 2003. 296 с.