Реферат: Отчет по производственной практике 13

Название: Отчет по производственной практике 13
Раздел: Рефераты по финансам
Тип: реферат

МАГНИТОГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. Г. И. НОСОВА

ОТЧЕТ ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ

ВЫПОЛНИЛА: СТ. ГР. ФГН-03-1

ВОЛКОВА О.

ПРОВЕРИЛА: КОСТИНА Н.Н.

МАГНИТОГОРСК

2006
Содержание.

1. Введение.

2. Проект положения Межрайонной Федеральной Налоговой Службы № 13 по Челябинской области.

3. Сущность налогов и их роль в экономике государства.

4. Транспортный налог – региональный налог Челябинской области.

5. Транспортный налог с правовой точки зрения.

6. Приложение.

7. Заключение.

.

Введение

Налогообложение в экономике России имеет важное значение, так как является основным инструментом аккумулирования денежных ресурсов в казну государства. Как известно, взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.

Немаловажную роль в налоговой системе играют Инспекции Министерства по налогам и сборам на муниципальном уровне. Они осуществляют контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей, осуществляют государственный контроль над производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, а также за оборотом табачной продукции, регистрируют в установленном порядке юридических лиц. Улучшают обслуживание налогоплательщиков, расширение сферы предоставляемых им услуг при одновременном упрощении исполнения налоговых обязательств.

В своей работе я ставлю цель познакомиться с основными положениями Межрайонной Инспекции Федеральной Налоговой Службы №13 по Челябинской области, вспомнить немного теории и на основе этого рассмотреть, как пример, транспортный налог с правовой точки зрения.

Проект положения Межрайонной Федеральной Налоговой Службы № 13 по Челябинской области.

Общие положения

1. МИФНС №13 является территориальным органом ФНС РФ и входит в единую централизованную систему налоговых органов. ИФНС находится в непосредственном подчинении Управления ФНС РФ по Челябинской области и подконтрольна ФНС РФ и Управлению.

2. Инспекция имеет сокращенное наименование Межрайонная ИФНС №13 по Челябинской области.

3. Инспекция является территориальным органом, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства РФ в пределах компетенции налоговых органов. Инспекция осуществляет государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, крестьянских хозяйств, представляет в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования РФ по денежным обязательствам.

4. Инспекция в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, ФКЗ, ФЗ, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативно-правовыми актами Министерства Финансов РФ, правовыми актами ФНС РФ, нормативно-правовыми актами органов власти субъектов РФ и местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов, настоящим Положением.

5. Инспекция осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

Инспекцию возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем ФНС РФ. Руководитель Инспекции несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Инспекцию задач и функций. Руководитель Инспекции имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности руководителем Управления по представлению руководителя Инспекции.

Инспекция является юридическим лицом, имеет бланк и печать с изображением Государственного герба РФ со своим полным и сокращенным наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством РФ.

Место нахождения Инспекции:

457400, Челябинская область, с.Агаповка, ул..Пролетарская 45

Сущность налогов и их роль в экономике государства

В широком смысле под налогами понимаются обязательные платежи в бюджет, осуществляемые юридическими и физическими лицами[1] [1] . Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. Налоги выполняют три важнейшие функции.

1. Обеспечение финансирования государственных расходов ( фискальная функция );

2. Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция);

3. Государственное регулирование экономики (регулирующая функция).

Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, прежде всего расходов государства.

Все налоги содержат следующие элементы:

- объект налога – это имущество или доход, подлежащие обложению;

- субъект налога – это налогоплательщик, т.е. физическое или юридическое лицо;

- источник налога – т.е. доход, из которого выплачивается налог;

- ставка налога – величина налога с единицы объекта налога;

- налоговая льгота – полное или частичное освобождение плательщика от налога.

Налоги бывают двух видов. Первый вид – налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций ( фирм ); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу ( так называемые социальные налоги, социальные взносы ); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность[2] [2] , включая землю и другую недвижимость[3] [3] ; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.

Второй вид – налоги на товары и услуги: налог с оборота – в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Это – косвенные налоги. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.

В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения – к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

Налоги – это один из экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно- правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов, как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития ее приоритетных отраслей. Через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

Транспортный налог – региональный налог Челябинской области.

Налогообложение - это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством. Налоги - обязательные платежи в бюджет, осуществляемые юридическими и физическими лицами. Они выражают обязанности юридических и физических лиц участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Главные принципы налогообложения - это равномерность и определенность. Равномерность - это единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил, а так же равной степени убытка, который понесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит в том, что порядок налогообложения устанавливается заранее законом, так что размер и срок уплаты налога известен заблаговременно. Государство так же определяет меры взыскания за невыполнение данного закона.

С 1992 года в нашей стране действует новая налоговая система. Основные принципы ее построения определил закон об "Основах налоговой системы в РФ" от 28.12.91 (введен с 01.01.92). Он установил перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяет плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов.

Установление и отмена налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также льгот их плательщикам осуществляется высшим органом законодательной власти и в соответствии с вышеуказанным законом.

Законы, приводящие к изменению размеров налоговых платежей, обратной силы не имеют. Под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными системами.

В Российской Федерации установлены следующие виды налогов и сборов (ч. 1 ст. 12 НК РФ):

федеральные налоги – это налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым Кодексом и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации, к ним относят:

- налог на добавленную стоимость

- федеральные платежи за пользование природными ресурсами

- акцизы на отдельные группы и виды товаров

- подоходный налог

- налог на доходы банков

- подоходный налог с физических лиц

- налог на доходы от страховой деятельности

- налоги – источники образования дорожных фондов

- налог на операции с ценными бумагами

- гербовый сбор[4] [6]

- таможенная пошлина

- государственная пошлина

- отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы

- налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения

- налог с биржевой деятельности

налоги и сборы субъектов Российской Федерации (региональные налоги и сборы) – налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации законами ее субъектов и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов, к ним относят:

- республиканские платежи за пользование природными ресурсами

- лесной налог

- налог на имущество предприятий

- плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем

местные налоги и сборы – это налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым Кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Они вводятся в действие в соответствии с Налоговым Кодексом нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образованиях, к ним относят:

- земельный налог

- регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью

- налог на имущество физических лиц

- сбор за право торговли

- налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне

- целевые сборы с населения и предприятий всех организационно-правовых форм на содержание милиции, на благоустройство и другие цели

- курортный сбор

- налог на перепродажу автомобилей и ЭВМ

- налог на рекламу

- лицензионный сбор за право торговли вино-водочными изделиями

- сбор с владельцев собак

- сбор за выдачу ордера на квартиру

- лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей

- сбор за право использования местной символики

- сбор за парковку транспорта

- сбор за выигрыш на бегах

- сбор за участие в бегах на ипподромах

- сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме

- сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренными законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами

- сбор за право проведения кино- и телесъемок

- сбор за уборку территорий населенных пунктов

- другие виды местных налогов

Транспортный налог с правовой точки зрения.

Транспортный налог на территории Челябинской области действует на основании главы 28 «транспортный налог» Налогового Кодекса Российской Федерации и закона Челябинской области №114-30 от 28.11.2002. (см. Приложение).

Федеральным законом от 24.07.2002 № 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" разд. IX "Региональные налоги и сборы" части второй НК РФ дополнен гл.28 "Транспортный налог".

Транспортный налог отнесен к региональным налогам и сборам (п.1 ст.20 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2118-I "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"). Это означает, что данный налог обязателен к уплате только на территории того субъекта Российской Федерации, где принятым в соответствии с Кодексом соответствующим законом субъекта Российской Федерации налог введен в действие.

Согласно п.1 ст.5 НК РФ акты законодательства о новых налогах и сборах субъектов Российской Федерации вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования. Следовательно, для правомерности взимания транспортного налога в 2003 г. закон субъекта Российской Федерации должен быть принят и официально опубликован не позднее 30 ноября 2002 г. Таким законом определяются элементы налогообложения - налоговая ставка в установленных Кодексом пределах, порядок и сроки уплаты налога.

При установлении транспортного налога субъект Российской Федерации вправе предусмотреть налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Кроме того, согласно ст.363 НК РФ законом субъекта Российской Федерации определяется также срок представления налогоплательщиком налоговой декларации по месту нахождения транспортного средства.

1. Налогоплательщики.

В соответствии со ст.357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются организации и физические лица, на имя которых зарегистрированы транспортные средства. "Транспортные средства" - это обобщенное наименование объекта налогообложения. Напомним, что в соответствии со ст.83 НК РФ налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению. Таким образом, регистрация транспортного средства влечет возникновение обязанности по постановке на налоговый учет.

Часть вторая ст.357 НК РФ закрепляет по состоянию на дату опубликования Закона № 110-ФЗ (30 июля 2002 г.) распространенную на практике ситуацию "продажи" транспортного средства на основе генеральной доверенности.

Согласно ст.185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Доверенность не является договором купли - продажи и основанием для регистрации транспортного средства. Поскольку предметом доверенности не может быть передача права собственности, то у лица, выдавшего доверенность, сохраняются права собственника. Вместе с тем в соответствии со ст.357 НК РФ определение налогоплательщика предполагается производить на основании уведомления, подаваемого в налоговый орган собственником транспортного средства, с указанием им лица, которое указано в доверенности. Именно это лицо и будет считаться налогоплательщиком. Порядок такого уведомления Кодексом не предусмотрен, однако предусмотрен запрет на уплату налога одним лицом за другое, за исключением прямо предусмотренных случаев.

2. Объект налогообложения.

Объектом налогообложения являются транспортные средства, в том числе водные и воздушные, зарегистрированные в установленном порядке.

Транспортный налог призван заменить собой налог с владельцев транспортных средств, установленный ст.6 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 № 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации", и налог на водно-воздушные транспортные средства, предусмотренный Законом Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц". Закон № 1759-1 не утрачивает силу с 1 января 2003 г., как было установлено ст.5 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ, а сохраняет свое действие, но без статей, посвященных налогу на пользователей автомобильных дорог, налогу с владельцев транспортных средств.

Согласно ст.130 ГК РФ подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты относятся к недвижимым вещам. Общие правила государственной регистрации судов утверждены Приказом Минтранса России от 26.09.2001 № 144, а Правила регистрации судов рыбопромыслового флота и прав на них в морских рыбных портах - Приказом Госкомрыболовства России от 31.01.2001 № 30. Приказом Минтранса России от 29.11.2000 № 145 установлены Правила регистрации судов и прав на них в морских торговых портах.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 № 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (в ред. от 21.02.2002) Приказом МВД России от 26.11.1996 № 624 (в ред. от 15.03.1999) утвержден Порядок регистрации транспортных средств.

Следует отметить, что перечень объектов налогообложения, содержащийся в ст.358 НК РФ, не является исчерпывающим.

3. Транспортные средства, не признаваемые объектом налогообложения.

В п.2 ст.358 НК РФ приведен перечень имущества, не признаваемого объектом налогообложения. Критерии, в соответствии с которыми транспортное средство не признается объектом налогообложения, следующие:

назначение использования транспортных средств (промысловые морские и речные суда; автомобили, специально оборудованные для использования инвалидами);

принадлежность транспортных средств отдельным категориям налогоплательщиков (самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы, транспортные средства федеральных органов исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и приравненная к ней служба; морские, речные и воздушные суда организаций, основным видом деятельности которых являются перевозки);

принадлежность и целевое использование транспортных средств (транспортные средства, зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции).

4. Налоговая база и налоговый период.

В связи с разнородностью объектов налогообложения ст.359 НК РФ предусматривается различный порядок определения налоговой базы в зависимости от мощности двигателя в транспортных средствах, валовой вместимости в регистровых тоннах или количества единиц транспортных средств.

Согласно ст.360 НК РФ налоговым периодом по транспортному налогу признан календарный год - период с 1 января по 31 декабря (ст.6 ч.1 Кодекса). Таким образом, по итогам года определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога. Однако при смене налогоплательщика в течение календарного года налог будет уплачиваться не за полный налоговый период. В этом случае налоговый период для нового и старого владельцев транспортного средства будет рассчитываться с учетом коэффициента, равного числу месяцев, в течение которых лица признавались налогоплательщиками, деленному на 12.

Таким образом, если в течение налогового периода изменился налогоплательщик (лицо, на имя которого зарегистрировано транспортное средство), то согласно ст.78 НК РФ у лица, которое заплатило налог за 12 месяцев, возникает право на зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога пропорционально тому времени, в течение которого транспортное средство уже не было зарегистрировано на его имя.

Вместе с тем в соответствии с п.3 ст.362 НК РФ месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия его с регистрации принимается за полный месяц. Это означает, что один и тот же месяц может более одного раза использоваться в расчете суммы налога. В целях избежания нарушения прав и законных интересов налогоплательщиков можно рекомендовать уплачивать налог в сумме, пропорциональной количеству дней, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на имя того или иного лица. Подобная норма может быть отражена в законе субъекта Российской Федерации о транспортном налоге. Также следует отразить особенности представления в этом случае налоговых деклараций.

5. Размеры налоговых ставок.

В ст.361 НК РФ по сравнению с ранее принятыми законодательными актами в этой сфере в большей степени учтены характеристики транспортных средств. В рамках одного объекта налогообложения (автомобили и т.п.) налоговые ставки варьируются в зависимости от мощности транспортного средства. Согласно п.2 ст.361 НК РФ законом субъекта Российской Федерации закрепленные размеры ставок могут быть увеличены (уменьшены), но не более чем в пять раз. Однако данная норма может стать предметом судебного разбирательства на предмет установления ее соответствия ст.ст.57 и 75 (ч.3) Конституции Российской Федерации.

Независимо от того, каким является налог - федеральным или региональным, федеральный законодатель обязан при его установлении определить максимальную налоговую ставку. Такой вывод следует из Определений Конституционного Суда Российской Федерации от 10.04.2002 № 104-О и № 107-О, Постановлений Конституционного Суда Российской Федерации от 08.10.1997 № 13-П, от 11.11.1997 № 16-П и от 30.01.2001 № 2-П.

Наряду с повышением (понижением) ставок ст.361 НК РФ допускается возможность установления различных налоговых ставок в отношении отдельной категории транспортных средств, например автомобилей. Таким образом, в отношении каждой категории транспортного средства, признаваемого объектом налогообложения, ставки могут различаться в 25 раз.

6. Исчисление налога.

Согласно п.2 ст.362 сумма налога в отношении каждого транспортного средства исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки. Порядок исчисления налога зависит от статуса налогоплательщика. Налогоплательщик - организация исчисляет налог самостоятельно. Исчисление налога за налогоплательщиков - физических лиц осуществляют налоговые органы. В этих случаях согласно ст.52 НК РФ не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

В соответствии со ст.363 НК РФ налоговое уведомление по транспортному налогу должно быть направлено физическому лицу не позднее 1 июня года (налогового периода). В связи с этим возможны некоторые противоречия, так как в случае смены владельца транспортного средства в течение календарного года налоговый орган не сможет направить в установленный срок требование об уплате. При этом согласно п.4 ст.57 НК РФ обязанность по уплате налога не может возникнуть ранее даты получения налогового уведомления.

В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Напомним, что срок уплаты транспортного налога (или сроки - в случае уплаты суммы налога частями) устанавливается законом субъекта Российской Федерации. Форма налогового уведомления определяется МНС России.

Сведения о налогоплательщиках должны поступать в налоговые органы от соответствующих регистрирующих органов в течение 10 дней после совершения в отношении транспортных средств регистрационных действий. До 1 февраля года представляется вся информация о транспортных средствах по состоянию на 31 декабря истекшего года. Ответственность за неправомерное несообщение сведений налоговому органу установлена ст.129.1 НК РФ.

7. Порядок уплаты налога.

В соответствии со ст.363 НК РФ уплата налога производится по месту нахождения транспортного средства. Согласно ст.83 НК РФ местом нахождения признается:

1) для морских, речных и воздушных транспортных средств - место нахождения (жительства) собственника имущества;

2) для иных транспортных средств - место (порт) приписки или место государственной регистрации, а при отсутствии таковых - место нахождения (жительства) собственника имущества.

Статьей 3 Закона "О дорожных фондах Российской Федерации" установлено, что поступления сумм транспортного налога являются источником образования целевых бюджетных средств территориальных дорожных фондов.


Приложение.

28 ноября 2002 года N 114-ЗО


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЗАКОН

ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

О ТРАНСПОРТНОМ НАЛОГЕ

(в ред. Законов Челябинской области

от 26.06.2003 N 164-ЗО, от 27.11.2003 N 185-ЗО)

Принят

Постановлением

Законодательного Собрания

Челябинской области

от 28 ноября 2002 г. N 703

Статья 1. Общие положения

1. Настоящий Закон в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации вводит на территории Челябинской области транспортный налог (далее - налог), определяет ставку транспортного налога в пределах, установленных статьей 361 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки его уплаты, налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками, формы отчетности по указанному налогу.

2. Налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период и порядок исчисления транспортного налога устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации.

Статья 2. Налоговые ставки

(в ред. Закона Челябинской области

от 27.11.2003 N 185-ЗО)

Налоговые ставки устанавливаются соответственно в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах:

│ Наименование объекта налогообложения │ Налоговая ставка │

│ │ (в рублях) │

├──────────────────────────────────────────────┼──────────────────┤

│Автомобили легковые с мощностью двигателя │ │

│(с каждой лошадиной силы); до 100 л.с. │ │

│(до 73,55 кВт) включительно │ 5 руб. 00 коп.│

│свыше 100 л.с. до 150 л.с. │ │

│(свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно │ 10 руб. 00 коп.│

│свыше 150 л.с. до 200 л.с. │ │

│(свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно │ 15 руб. 00 коп.│

│свыше 200 л.с. до 250 л.с. │ │

│(свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно │ 25 руб. 00 коп.│

│свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) │ 35 руб. 00 коп.│

│Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя │ │

│(с каждой лошадиной силы): │ │

│до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно │ 3 руб. 00 коп.│

│свыше 20 л.с. до 35 л.с. │ │

│(свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно │ 6 руб. 00 коп.│

│свыше 35 л.с. (свыше 25,74 кВт) │ 15 руб. 00 коп.│

│Автобусы с мощностью двигателя │ │

│(с каждой лошадиной силы): │ │

│до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно │ 20 руб. 00 коп.│

│свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт) │ 40 руб. 00 коп.│

│Грузовые автомобили с мощностью │ │

│двигателя (с каждой лошадиной силы): │ │

│до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно │ 13 руб. 60 коп.│

│свыше 100 л.с. до 150 л.с. │ │

│(свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно │ 27 руб. 20 коп.│

│свыше 150 л.с. до 200 л.с. │ │

│(свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно │ 32 руб. 60 коп.│

│свыше 200 л.с. до 250 л.с. │ │

│(свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно │ 45 руб. 00 коп.│

│свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) │ 51 руб. 00 коп.│

│Другие самоходные транспортные средства, │ │

│машины и механизмы на пневматическом │ │

│и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы) │ 15 руб. 00 коп.│

│Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя │ │

│(с каждой лошадиной силы): │ │

│до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно │ 10 руб. 00 коп.│

│свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт) │ 20 руб. 00 коп.│

│Катера, моторные лодки и другие водные │ │

│транспортные средства с мощностью двигателя │ │

│(с каждой лошадиной силы): │ │

│до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно │ 17 руб. 00 коп.│

│свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) │ 34 руб. 00 коп.│

│Яхты и другие парусно-моторные суда │ │

│с мощностью двигателя (с каждой │ │

│лошадиной силы): │ │

│до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно │ 34 руб. 00 коп.│

│свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) │ 68 руб. 00 коп.│

│Гидроциклы с мощностью двигателя │ │

│(с каждой лошадиной силы): │ │

│до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно │ 43 руб. 00 коп.│

│свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) │ 85 руб. 00 коп.│

│Несамоходные (буксируемые) суда, для │ │

│которых определяется валовая │ │

│вместимость (с каждой регистровой │ │

│тонны валовой вместимости) │ 40 руб. 00 коп.│

│Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, │ │

│имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы) │ 50 руб. 00 коп.│

│Другие водные и воздушные транспортные │ │

│средства, не имеющие двигателей (с единицы │ │

│транспортного средства) │ 400 руб. 00 коп.│

└──────────────────────────────────────────────┴──────────────────┘

Статья 3. Порядок и сроки уплаты налога

1. Уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств.

2. Налоговое уведомление о подлежащей уплате сумме налога вручается налогоплательщику, являющемуся физическим лицом, налоговым органом в срок не позднее 1 июня года налогового периода. Уплата налога производится на основании уведомления в срок до 1 августа года налогового периода исходя из налоговой базы транспортных средств, зарегистрированных на налогоплательщиков - физических лиц по состоянию на 1 января года налогового периода, и установленных налоговых ставок. В случае приобретения транспортных средств в течение налогового периода налоговый орган вручает налогоплательщику уведомление об уплате налога в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным. Уплата осуществляется на основании указанного уведомления не позднее 30 дней со дня его вручения. Возврат излишне уплаченных сумм налога производится в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

(в ред. Закона Челябинской области от 27.11.2003 N 185-ЗО)

3. Налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают налог до 1 июля и до 1 октября года налогового периода, исчисленный равными долями, исходя из налоговой базы транспортных средств, зарегистрированных на налогоплательщиков-организации по состоянию на 1 января года налогового периода, и установленных налоговых ставок.

(в ред. Закона Челябинской области от 27.11.2003 N 185-ЗО)

4. Налогоплательщики, являющиеся организациями, представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным, на основании данных о наличии и движении транспортных средств за прошедший налоговый период по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, согласно форме, утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

(в ред. Закона Челябинской области от 26.06.2003 N 164-ЗО)

Разница между суммой налога, уплаченной за налоговый период, и суммой налога, подлежащей уплате в соответствии с налоговой декларацией, подлежит доплате налогоплательщиком либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации. Доплата на основании налоговой декларации осуществляется в срок до 1 марта года, следующего за отчетным.

(в ред. Закона Челябинской области от 26.06.2003 N 164-ЗО)

Статья 4. Налоговые льготы

1. От уплаты налога освобождаются:

1) физические лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, категории которых установлены в Законе Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие участия в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, а также ликвидации аварии ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах в составе подразделений особого риска, категории которых установлены в Постановлении Верховного Совета Российской Федерации "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска"; лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк", категории которых установлены в Законе Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча"; лица, подвергшиеся воздействию радиации в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, категории которых установлены Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне";

2) Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы, Герои Социалистического Труда и полные кавалеры ордена Трудовой Славы;

3) инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды боевых действий, военнослужащие и лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), участники Великой Отечественной войны;

4) семьи, имеющие детей - инвалидов, а также инвалиды I и II групп;

5) общественные организации инвалидов, использующие транспортные средства для осуществления своей уставной деятельности (не более 2 единиц); организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов от общего числа работников, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов;

6) организации автотранспорта общего пользования - по транспортным средствам, осуществляющим перевозку пассажиров (кроме такси);

7) организации, осуществляющие строительство, реконструкцию, ремонт и содержание областных автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог населенных пунктов Челябинской области и искусственных сооружений на них, если удельный вес доходов от осуществления этой деятельности составляет 70 и более процентов;

8) профессиональные аварийно - спасательные службы, профессиональные аварийно - спасательные формирования, органы управления и подразделения Государственной противопожарной службы Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации в части налогообложения специальных машин;

9) органы внутренних дел Челябинской области, органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Челябинской области, органы и учреждения уголовно - исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области в части налогообложения оперативных и специальных машин;

10) органы прокуратуры, суды, расположенные на территории Челябинской области, законодательный (представительный) орган Челябинской области, органы исполнительной власти Челябинской области, органы местного самоуправления;

11) дошкольные, общеобразовательные учреждения, специальные (коррекционные) учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, учреждения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), учреждения дополнительного образования детей, учреждения социальной защиты населения Челябинской области, лечебно - профилактические учреждения, медицинские училища, учреждения судебно - медицинской экспертизы, а также организации, являющиеся владельцами автомашин скорой медицинской помощи, пожарных машин.

12) организации автомобильного транспорта, содержащие автомобильные колонны войскового типа для Вооруженных Сил Российской Федерации, в части налогообложения грузовых автомобилей, законсервированных и (или) не используемых в производстве и включенных в состав автоколонн войскового типа.

(Подпункт введен Законом Челябинской области от 27.11.2003 N 185-ЗО)

2. Пенсионеры, многодетные семьи, имеющие в собственности транспортные средства, уплачивают налог по ставке 70 копеек с каждой лошадиной силы в отношении одного транспортного средства по выбору налогоплательщика.

(в ред. Законов Челябинской области от 26.06.2003 N 164-ЗО,

от 27.11.2003 N 185-ЗО)

3. Лицам, указанным в подпунктах 1 - 4 пункта 1 настоящей статьи, имеющим в собственности транспортные средства, льгота предоставляется в отношении одного транспортного средства по выбору налогоплательщика, если транспортное средство признается объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации.

(в ред. Закона Челябинской области от 26.06.2003 N 164-ЗО)

3-1. Налог уплачивается в размере 60 процентов от соответствующих ставок, установленных статьей 2 настоящего Закона, физическими лицами по грузовым автомобилям, с даты выпуска которых прошло более 10 лет, мощность которых до 150 лошадиных сил, в отношении одного транспортного средства по выбору налогоплательщика.

(Пункт введен Законом Челябинской области от 27.11.2003 N 185-ЗО)

4. Льгота предоставляется по заявлению налогоплательщика при предоставлении документов, подтверждающих право на льготу.

5. При наличии нескольких оснований для получения льгот льгота предоставляется по одному из перечисленных в пунктах 1, 2 и 3-1 настоящей статьи оснований.

(в ред. Закона Челябинской области от 27.11.2003 N 185-ЗО)

Статья 5. Заключительные положения

Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2003 года.

Губернатор

Челябинской области

П.И.СУМИН

28.11.2002

г. Челябинск

N 114-ЗО от 28 ноября 2002 года.

Заключение.

В заключении стоить отметить, что при прохождении практики я успела ознакомиться со всеми отделами Инспекции. Больше всего мне удалось узнать о камеральном отделе и отделе выездных налоговых проверок, которые в общем следят за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Поскольку транспортный налог отнесен к региональным налогам и сборам я решила рассмотреть его с разных сторон, кроме всего этого не могу не сказать в общем о системе налогообложения.

В соответствии с законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», вступившим в силу с 01.01.1992 г., на территории России взимаются налоги, сборы и пошлины, образующие налоговую систему. Но действующая налоговая система РФ оказалась крайне несовершенной в силу множества причин, и, прежде всего – отсутствия единой законодательной и нормативной базы налогообложения. Положения отдельных глав Налогового кодекса часто не соответствует как нормам других отраслей законодательства (бюджетного, гражданского), так и вступают в противоречие с нормами действующих положений самого Налогового кодекса. Формулировки ряда норм допускают произвольное толкование закона, игнорируют правила законодательной техники. Наше налоговое законодательство в период формирования как никакое другое подвержено наиболее частым изменениям, а при условии многочисленных недостатков, неясности, неточности содержания норм становится еще более сложным в применении. Государство, игнорируя интересы налогоплательщика, ставит в сложное положение прежде всего себя, так как в условиях презумпции невиновности налогоплательщика отстаивание интересов организации в арбитражном суде имело и, как показывает анализ, будет иметь перспективу. Своими противоправными действиями хозяйствующие субъекты наносят не только прямой ущерб государству в виде недополученных сумм в бюджет, но и косвенный ущерб, который заключается в том, что свои обязательства по содержанию социальной инфраструктуры они, как правило, стремятся возложить на бюджет. Хочется верить, что когда-нибудь наша налоговая система станет более совершенной, что не будет таких частых противоречий, что люди будут «легче» относится ко всей сфере налогообложения.


[1] [1]Юридическое лицо – по гражданскому законодательству РФ организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. Физическое лицо – в гражданском праве отдельный гражданин ( иностранный гражданин, лицо без гражданства ) как субъект гражданского права в отличие от юридического лица, являющегося коллективным образованием. Большой юридический словарь/ Под ред. А. Я. Сухарева, В. Д. Зорькина, В. Е. Крутских. – М.: Инфра-М, 1997. – VI, 790с.

[2] [2]Собственность – принадлежность средств и продуктов производства определенным лицам – индивидам или коллективам в определенных исторических условиях, отражающих конкретный тип отношений собственности. Право собственности как право конкретных субъектов на определенные объекты (имущества) как правило сводится к трем правомочиям: право владения, право пользования и право распоряжения. Большой юридический словарь / Под ред. А. Я. Сухарева, В. Д. Зорькина, В. Е. Крутских. – М.: Инфра-М, 1997. – VI, 790 с.

[3] [3]Недвижимость – по гражданскому законодательству РФ земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещения которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения. Большой юридический словарь / Под ред. А. Я. Сухарева, В. Д. Зорькина, В. Е. Крутских. – М.: Инфра-М, 1997. – VI, 790 с.

[4] [6]Гербовый сбор – налог на документы, оформляющие различного рода деловые сделки, регистрацию компании увеличение ее акционерного капитала, доверенность, договор об аренде, о передачи ценных бумаг, акций, облигаций, соглашений об опеке, посредничестве, представительстве. Большой юридический словарь / Под ред. А. Я. Сухарева, В. Д. Зорькина, В. Е. Крутских. – М.: Инфра-М, 1997. – VI, 790 с.