Реферат: Страхование 17

Название: Страхование 17
Раздел: Рефераты по банковскому делу
Тип: реферат

Сибирский Университет Потребительской Кооперации

Забайкальский Институт Предпринимательства

Кафедра бухгалтерского учёта и аудита

Контрольная работа

По дисциплине: Страхование

Вариант 1

Выполнила: Аронова О.С.

студентка 3 курса

Шифр: БХ – 07- 103 – ч

Чита – 2009

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Понятие и классификация личного страхования…...……………………3

2. Лицензирование страховой деятельности…………….………………….6

3. Задача..…………………………………………………………………….15

4. Список используемой литературы………………………………………17

1. Понятие и классификация личного страхования

Личное страхование выступает формой социальной защиты и укрепления материального благосостояния населения. Преобладающая доля операций по личному страхованию проводится на добровольной основе. Наиболее распространенными и адаптированными на отечественном страховом рынке считаются:

- страхование жизни (накопительное) с широким объемом страховой ответственности (в связи с дожитием до окончания срока страхования, в связи с потерей здоровья от несчастного случая, в связи с наступлением смерти застрахованного лица);

- страхование здоровья граждан при поездках за границу;

- страхование пенсий;

- страхование детей и школьников от несчастных случаев;

- страхование от несчастных случаев профессиональных групп;

- медицинское страхование;

- страхование ритуальных услуг.

По договору личного страхования страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) выплатить единовременно или периодически оговоренную договором сумму в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или застрахованного лица, а также достижения им определенного возраста или наступления в его жизни предусмотренного договором события.

По форме организации личное страхование может быть индивидуальным и групповым, причем последнее считается наиболее оптимальным при 75%-ном охвате страхуемого контингента. Индивидуальное же страхование, наличие страхового интереса у отдельных граждан способствует развитию долгосрочных видов страхования, в частности накопительному страхованию жизни.

Следует отметить, что на динамику операций по личному страхованию отрицательное воздействие оказывают инфляционные процессы, снижения его сберегательной функции, отсутствие у населения прогнозов предстоящих доходов и соответственно желания направлять временно свободные средства на цели страхования.

Для повышения интереса страхователей к долгосрочным видам страхования западные страховщики широко используют экономические стимулы: участие страхователей в прибылях страховой компании, «динамизацию» страховых премий, заключение договоров страхования в твердой валюте.

С учетом специфики страхования жизни (сберегательный характер, долгосрочный процесс накопления взносов, существенные особенности формирования страховых тарифов и резервов) его можно выделить в особое звено страхования – «life». Все же остальные виды страхования проводятся в режиме «non-life». Данные особенности учтены и в действующем страховом законодательстве.

Особое место на российском страховом рынке занимает медицинское страхование граждан, осуществляемое в соответствии с Законом РФ «О медицинском страховании граждан в РФ» от 28 июля 1991 г. (с изменениями от 2 апреля 1993 г.). Организация медицинского страхования предусмотрена в обязательной и добровольной формах.

Обязательное медицинское страхование (ОМС) по сути, является отраслью социального страхования. По программе ОМС страхователями работающих граждан выступают работодатели, управляющие страховой взнос в размере 3,6 % от фонда оплаты труда. За неработающее население (в том числе пенсионеров, детей, студентов, безработных) средства на цели ОМС поступают из местных бюджетов. В РФ функционируют четыре модели ОМС. Наиболее соответствующей принципам страхования взносов выступают территориальные фонды ОМС, а финансовые расчеты за оказанные медицинские услуги осуществляются страховыми медицинскими организациями.

Цель обязательного медицинского образования – решение проблемы финансового обеспечения здравоохранения и предоставление населению минимального гарантированного уровня медицинского обслуживания.

Добровольное медицинское страхование (ДМС) – можно отнести к классическому виду личного страхования, поскольку его организация и проведение относятся к компетенции страховых компаний, имеющих лицензию страхового надзора РФ. Вся ответственность по заключенным договорам ДМС лежит на страховщике. Медицинское страхование на добровольной основе проводится в индивидуальном порядке – за счет личных взносов граждан и в групповой форме – за счет свободных средств предпринимателей. ДМС обеспечивает страхователю не только возможность свободного выбора лечебного учреждения, но и получение медицинских услуг сверх установленной нормы и более высокого качества.

1. Лицензирование страховой деятельности

Лицензирование страховой деятельности осуществляется Государственным страховым надзором Российской Федерации в целях защиты интересов и прав страхователей, страховщиков и государства и является способом государственного регулирования и контроля за деятельностью страховых организаций и соблюдения ими действующего страхового законодательства Российской Федерации. Приказ ГОССТРАХНАДЗОРА РФ от 22.01.1993 №02-02/4 «Об изменениях и дополнениях «Условия лицензирования страховой деятельности на территории РФ» от 12.10.1992 №02-02/4 (ЭЖ 92-43) (вместе с новой редакцией)

Не будет преувеличением сказать, что вопросы лицензирования страховой деятельности всегда были одними из самых острых в страховании, а сегодня они уже приобрели характер почти чрезвычайных. И связано это не только с имеющимися в законодательстве проблемами в регулировании вопросов лицензирования, но и с тем, что, как известно, изменился перечень видов страхования, а также остается юридическая неопределенность по поводу необходимости получения страховыми компаниями специальных лицензий на перестрахование. Лицензирование требует представления огромного пакета документов, а самое главное, в жестко определенные сроки. Два года применения новых норм позволяют выделить наиболее острые вопросы, к которым в первую очередь следует отнести: порядок лицензирования страховой деятельности и связанную с ним классификацию видов страховой деятельности.

2.1. Классификация видов страховой деятельности.

Под страховой деятельностью понимается деятельность страховых организаций и обществ взаимного страхования (страховщиков), связанная с формированием специальных денежных фондов (резервов) за счет уплачиваемых страхователями страховых взносов (премий) для выплат по договорам страхования.

Деятельность, связанная с оценкой страховых рисков, определением размера ущерба, размера страховых выплат, иная консультационная и исследовательская деятельность в области страхования, не требует получения лицензии.

Лицензия на проведение страховой деятельности является документом, удостоверяющим право ее владельца на проведение страховой деятельности на территории Российской Федерации при соблюдении им условий и требований, оговоренных при выдаче лицензии.

Лицензия может быть выдана для осуществления страховой деятельности на определенной территории, заявленной страховщиком. Лицензия выдается по установленной форме.

Классификация видов страхования, введена Федеральным Законом от 10.12.2003 № 172-ФЗ. В лицензии, выдаваемой страховщику, указываются предусмотренные классификацией следующие виды страхования:

1) страхование жизни на случай смерти, дожития до определенного возраста или срока либо наступления иного события;

2) пенсионное страхование:

3) страхование жизни с условием периодических страховых выплат (ренты, аннуитетов) и (или) с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика;

4) страхование от несчастных случаев и болезней;

5) медицинское страхование;

6) страхование средств наземного транспорта (за исключением средств железнодорожного транспорта);

7) страхование средств железнодорожного транспорта;

8) страхование средств воздушного транспорта;

9) страхование средств водного транспорта;

10) страхование грузов;

11) сельскохозяйственное страхование (страхование урожая, сельскохозяйственных культур, многолетних насаждений, животных);

12) страхование имущества юридических лиц, за исключением транспортных средств и сельскохозяйственного страхования;

13) страхование имущества граждан, за исключением транспортных средств;

14) страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств;

15) страхование гражданской ответственности владельцев средств воздушного транспорта;

16) страхование гражданской ответственности владельцев средств водного транспорта;

17) страхование гражданской ответственности владельцев средств железнодорожного транспорта;

18) страхование гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные объекты;

19) страхование гражданской ответственности за причинение вреда вследствие недостатков товаров, работ, услуг;

20) страхование гражданской ответственности за причинение вреда третьим лицам;

21) страхование гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору;

22) страхование предпринимательских рисков;

23) страхование финансовых рисков.

Для получения лицензий страховщики представляют в орган страхового надзора правила страхования, которые могут быть отнесены к видам страхования, предусмотренным пунктом 1.

В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального Закона № 172-ФЗ от 10.12.2003, страховщиками являются "юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившие лицензии в установленном настоящим Законом порядке". Дополнительными поправками от 7 марта 2004 г. Закон также установил необходимость получения лицензии на право осуществления перестрахования специально и не выделен в классификации видов страхования.

Следует также выделить недостатки закрепления классификации видов страховой деятельности. Основные дефекты сводятся к следующему:

- отсутствие такого вида, как страхование различных видов профессиональной ответственности (отнесение его к какому-либо иному классу невозможно с точки зрения существа и техники осуществления данного вида страхования);

- отсутствие отдельного вида страхования (расходов) выезжающих за рубеж; указанный вид является, как правило, комбинированным видом страхования, состоящим из страхования от несчастного случая (личное рисковое страхование) и страхования различного рода расходов (медицинские, медико-транспортные, юридическая помощь, потеря багажа и т.п.), его трудно однозначно отнести к одному из видов классификации;

- страхование специальных видов ответственности (например, страхование ответственности директоров и должностных лиц и т.п.);

- неоднозначной является правомерность отнесения добровольного медицинского страхования к личному рисковому страхованию, если говорить о перспективе полного отказа от системы прикрепления в пользу введения полноценной рисковой системы страхования медицинских расходов.

Ситуация может оказаться неразрешимой без соответствующих изменений законодательства.

1.2. Процедура лицензирования страховой деятельности.

Федеральная служба страхового надзора утвердила регламент лицензирования деятельности субъектов страхового дела, который является внутренним документом и определяет порядок работы ведомства по приемке заявлений на выдачу лицензий, проверке представленных документов, а также основные функции подразделений по этому вопросу.

Регламент содержит следующие основные положения в части лицензирования страховой деятельности:

- порядок регистрации поступивших от соискателей лицензий заявлений и документов;

- процедуру предварительной проверки представленных документов, в том числе параметры оценки соответствия документов перечню и формам, которые определены законодательством;

- порядок и условия направления уведомлений соискателям лицензий о приеме либо об отказе в приеме документов на рассмотрение;

- порядок проведения экспертизы документов, включая параметры оценки соответствия содержания документов требованиям законодательства;

- процедуру подготовки заключения, которое необходимо для принятия решения о выдаче лицензии;

- процедуру принятия решения о выдаче лицензии;

- правила оформления самой лицензии;

- порядок уведомления соискателей лицензии о принятом решении;

- порядок формирования информационной базы службы о результатах рассмотрения заявления.

Основные правила деятельности страхового надзора в этой части сводятся к следующему.

Первоначально заявления поступают в управление делами и в этот же день передаются в управление предварительного контроля, где их регистрируют в информационной базе службы. Эта база ведется с 1 июля 2005 г., и в ней отражается вся информация о ходе рассмотрения поступающих документов, в частности, указываются исходящий номер и дата заявления, входящий номер и дата поступления в службу, название компании, ее регистрационный номер, виды страхования, на право осуществления которых заявитель просит выдать лицензию или лицензии.

Одновременно все заявления направляются в управление надзора для того, чтобы получить информацию о наличии либо об отсутствии на дату подачи заявления нарушений страхового законодательства у субъекта страхового дела, испрашивающего лицензию. Если на момент подачи заявления в его деятельности имеются признаки нарушения страхового законодательства, то компании отказывают в получении лицензии. Этот процесс занимает, как правило, несколько дней.

На этапе предварительной проверки документов происходит также оценка полноты и достоверности представленного лицензионного пакета, в который должны входить документы в соответствии с перечнем, определенным в Законе РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее Закон об организации страхового дела). Как известно, п. 2 ст. 32 этого законодательного акта предусматривает, что для получения лицензии в орган страхового надзора должны быть представлены следующие документы:

1) заявление о предоставлении лицензии;

2) учредительные документы соискателя лицензии;

3) документ о государственной регистрации заявителя в качестве юридического лица;

4) протокол собрания учредителей об утверждении учредительных документов и утверждении в должности единоличного исполнительного органа, руководителя или руководителей коллегиального исполнительного органа соискателя лицензии;

5) сведения о составе акционеров (участников);

6) документы, подтверждающие оплату уставного капитала в полном размере (Для получения лицензии на право проведения страховой деятельности страховщик должен обладать оплаченным в денежной форме уставным капиталом в сумме не менее 2.0 млн. рублей - по видам страховой деятельности, 15.0 млн. рублей - по перестрахованию, если предметом деятельности является исключительно перестрахование глава 3 пункт 2 Приказа ГОССТРАХНАДЗОРА РФ от 22.01.1993 №02-02/4 «Об изменениях и дополнениях «Условия лицензирования страховой деятельности на территории РФ» от 12.10.1992 №02-02/4 (ЭЖ 92-43) (вместе с новой редакцией);

7) документы о государственной регистрации юридических лиц, являющихся учредителями субъекта страхового дела, аудиторское заключение о достоверности их финансовой отчетности за последний отчетный период, если для них предусмотрен обязательный аудит;

8) сведения о единоличном исполнительном органе, руководителе или руководителях коллегиального исполнительного органа, главном бухгалтере, руководителе ревизионной комиссии (ревизоре) субъекта страхового дела;

9) сведения о страховом актуарии;

10) правила страхования по видам страхования, предусмотренным этим Законом, с приложением образцов используемых документов;

11) расчеты страховых тарифов с приложением используемой методики актуарных расчетов и указанием источника исходных данных, а также структуры тарифных ставок;

12) положение о формировании страховых резервов;

13) экономическое обоснование осуществления видов страхования.

Если соискатель претендует на получение лицензии на осуществление предусмотренных классификацией дополнительных видов страхования, то он обязан представить в орган страхового надзора заявление, правила, расчеты страховых тарифов с соответствующим обоснованием, положение о формировании страховых резервов и экономическое обоснование соответствующего вида страхования.

Для получения лицензии на перестрахование представляется большая часть тех же документов, не нужны лишь сведения об актуарии, правила страхования и расчеты страховых тарифов.

Соискатель лицензии на осуществление брокерской деятельности, помимо заявления, представляет документ о своей государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, учредительные документы, если речь идет о юридическом лице, образцы договоров, необходимых для осуществления брокерской деятельности, и документы о необходимой квалификации работников брокерской компании или его самого, если он является индивидуальным предпринимателем.

Документы, требующие государственной регистрации, а также выдаваемые государственными органами, представляются в виде нотариально заверенных копий.

Соискатели лицензий, являющиеся дочерними компаниями по отношению к иностранным инвесторам или имеющие долю таких инвесторов в своем уставном капитале более 49%, должны также представлять в письменной форме согласие соответствующего органа по надзору за страховой деятельностью страны места пребывания на участие иностранных инвесторов в уставных капиталах страховых организаций, созданных на территории РФ, или уведомить орган страхового надзора об отсутствии такого разрешения в стране места пребывания иностранных инвесторов.

Все документы должны быть составлены на русском языке.

Требования к отдельным формам документов еще Министерством финансов РФ не установлены, поэтому Росстрахнадзор предлагает пока использовать те формы, которые были в условиях лицензирования ранее.

Для предварительного этапа проверки документов регламентом определяется срок в 6 рабочих дней.

По результатам проверки наличия необходимых документов страховой компании направляется уведомление о приеме документов на рассмотрение.

На этап проведения экспертизы документов, то есть проверки соответствия их содержания требованиям закона, отводится срок в 33 рабочих дня с даты, когда будет подписано уведомление о приеме документов к рассмотрению.

При внутреннем анализе документов надзор повышенное внимание уделяет представленному экономическому обоснованию соответствующего вида страхования, то есть проверке расчетов, их соответствия тому объему, который определяется в правилах. Серьезному анализу будет подвергаться бизнес-план и то, как планируемые показатели сопоставляются с имеющимися у страховщика собственными средствами.

В соответствии с регламентом при принятии решения о выдаче лицензии должен готовиться соответствующий приказ, который будет представляться на подпись руководителю Росстрахнадзора не позднее, чем за один рабочий день до истечения 60 дней, определенных Законом об организации страхового дела для решения вопроса о выдаче лицензии на осуществление страховой или брокерской деятельности.

2. Задача

Страховщик проводит страхование граждан от несчастных случаев.

Вероятность наступления риска Р = 0,05. Средняя страховая сумма С = 400 тыс. д. е. Среднее страховое возмещение В = 150 тыс. д. е. Количество договоров К = 5050. Доля нагрузки в структуре тарифа Н = 30 %. Данные о разбросе возможных страховых возмещений отсутствуют. Коэффициент а при гарантии безопасности 0,95 равен 1,645.

Определите тарифную ставку со 100 д. е. страховой суммы.

Решение:

1) Определяем основную часть нетто-ставки (То ), т.е. среднюю величину без учета гарантированной надбавки, на 100 руб. страховой суммы по формуле (1):

, (1)

где В - среднее страховое возмещение;

С - средняя страховая сумма;

Р - вероятность наступления страхового случая.

150 тыс. д. е.

Т 0 = ------------------ * 0,05 * 100 = 1,875

400 тыс. д.е.

2) Вычисляем гарантийную (рисковую) надбавку (Тр ).

-при отсутствии данных о разбросе возможных страховых возмещений расчет ведется по формуле (2):

(2)

1- 0,05

Т р = 1,2 * 1,875 * 1,645 * -------------- = 3,70125 * 0,06134 = 0,227

5050*0,05

3) Рассчитываем нетто-ставку на 100 руб. страховой суммы (Тн ) (3):

Тн = То + Тр (3)

Тн = 1,875 + 0,227 = 2,102

4) определяется тарифная ставка (Т) (4):

, (4)

где Но - доля нагрузки в структуре тарифа

2,102 * 100 210,20

Т = ---------------- = ----------- = 3,003

100 – 30 70

Определив основную часть нетто-ставки (среднюю величину без учета гарантированной надбавки, на 100 руб. страховой суммы), а также вычислив гарантийную надбавку при отсутствии данных о разбросе возможных страховых возмещений и рассчитав нетто-ставку на 100 руб. страховой суммы определили тарифную ставку со 100 д. е. страховой суммы, которая равна 3,003.

Список используемой литературы:

1. Гвозденко А.А. «Страхование» - М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004г.

2. Годин А.М., Фрумина С.В. «Страхование» - М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и Ко», 2008г.

3. Ермасов С.В., Ермасова Н.Б. «Страхование» - М.: Высшее образование, 2008г.

4. Сахирова И.П. «Страхование» - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007г.

5. Сербиновский Б.Ю., Гарькуша В.Н. «Страховое дело» - Ростов н/Д.: Феникс, 2004г.

6. «Страхование» под ред. Федоровой Т.А. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Магистр, 2008г.

7. Чернова Г.В. «Страхование» - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007г.