Реферат: Харизматическое лидерство

Название: Харизматическое лидерство
Раздел: Рефераты по политологии
Тип: реферат

Содержание:

1. Введение

2. Лидерство: понятие, идеи лидерства в истории, типы лидерства

3. Концепция харизматического лидерства

a) Понятие, истоки

b) Концепция харизматического лидерства

c) Компоненты харизматического поведения

d) Преимущества и недостатки харизматического стиля политического управления

4. Заключение

Литература

1. Введение

Хотелось бы начать с того, что одна из важнейших истин такова: лидерство есть лидерство, неза­висимо от того, куда вы движетесь или чем занимаетесь. Времена ме­няются. Технологии неудержимо рвутся вперед. Культурный контекст меняется в зависимости от страны и континента. Но истинное лидерст­во постоянно - сравните ли вы граждан Древней Греции, армии последних двух столетий или деловых людей сегодняшней глобальной экономики. Лидерство —нечто вечное и претерпевающее минимальные изменения с течением времени. Поэтому, независимо от многочисленных изменений, которые происходят в современном мире, проблема лидерства всегда оставалась, остается и будет оставаться актуальной. Сегодня организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. В современном русском языке под руководством, с точки зрения собственника, подразумевается либо индивид «руководитель» или группа «руководящий состав», либо же процесс, т.е. обладающий индивидуальными особенностями способ управления организацией. Практически синонимами слов руководство и руководитель являются слова лидерство и лидер. Природа лидерства может быть лучше понята, если его сравнивать с управлением. Быть менеджером и быть лидером в организации - это не одно и тоже. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношении с ними прежде всего использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство же, как специфический тип отношении управления, основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее взаимодействия в организации. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости их участников. В отличии собственно управления, лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения «начальник – подчиненный», свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями «лидер - последователь». В моей исследовательской работе я изложил основную, по моему мнению, концепцию лидерства, а именно харизматическую, и показал уникальность и значимость работы менеджера, как некоего героя, которого все слушают и внимают, сделал попытку выделить те моменты во взаимоотношениях лидера и последователей, которые делают его успешным, а лидерство эффективным.

Необходимо также отметить актуальность данной проблемы для всех менеджеров. Эффективный руководитель должен представлять собой интеграцию менеджера и лидера, так как это поможет ему и его органи­зации преодолевать все трудности и вывести организацию на совершенно новый уро­вень. И данная работа рассматривает проблему лидерства именно в аспе­кте руководства.

Главной целью данной исследовательской работы является - показать и наг­лядно продемонстрировать важную роль харизматического лидерства в организации.

Реферат состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка (литературы) общим объёмом страниц.

2. Лидерство: понятие, идеи лидерства в истории, типы лидерства

Лидерство есть везде, где есть властьи организация. Само слово "лидер" в переводе с английского ("leader") означает "ведущий", "руководящий". В этом, сохраняющемся и сегодня значении оно уже издавна знакомо всем народам.

Интерес к лидерству и попытки осмыслить этот сложный и важный социальный феномен восходят к глубокой древности. Так, уже античные историки Геродот, Плутарх и др. уделяли политическим лидерам главное внимание, видя в героях, монархах и полководцах творцов истории.

Значительный вклад в исследование политического лидерства внес Макиавелли. В его трактовке политический лидер - это государь, сплачивающий и представляющий все общество и использующий любые средства для поддержания общественного порядка и сохранения своего господства. Разработанные Макиавелли практические советы для правителей, предполагающие искусное сочетание хитрости и силы, высоко ценили Кромвель, Наполеон и многие другие выдающиеся политики.

Яркими представителями волюнтаристской теории лидерства, рассматривающей историю как результат творчества выдающихся личностей, явились Томас Карлейль (1795-1881) и Ральф Уолдо Эмерсон (1803-1882). Первый из них считал основную массу населения "убогой во всех отношениях", не способной нормально существовать без направляющего воздействия лидеров. Именно в "пестрой одежде" выдающихся личностей проявляется божественное провидение и творческое начало в истории. Подобные взгляды на политическое лидерство выражал и Эмерсон. "Все глубокие прозрения,- писал он, - удел выдающихся индивидов".[1]

Концепцию лидерства, оказавшую заметное влияние на последующую политическую мысль и практик}', разработал Фридрих Ницше (1844-1900). Он пытался обосновать необходимость "формирования высшего биологического типа - человека-лидера, сверхчеловека. "Цель человечества,- писал Ницше,- лежит в его высших представителях <...> Человечество должно неустанно работать, чтобы рождать великих людей - в этом, и ни в чем ином, состоит его задача"[2] .

Сверхчеловек не ограничен нормами существующей морали, стоит по ту сторону добра и зла. Он может быть жестоким к обычным людям и снисходительным, сдержанным, нежным, дружелюбным в отношениях с равными себе, со сверхчеловеками. Его отличают высокие жизненные силы и воля к власти. Это сильная, волевая, развитая и красивая личность, возвышающаяся над человеком так же, как тот превосходит обезьяну. В представлениях Ницше о сверхчеловеке отразилась дарвинистская идея об эволюции биологических видов.

Непосредственное воздействие на современные концепции дилерства оказал Габриель Тард (1843-1904), один из основоположников теории социализации. Тард пытался доказать, что основным законом социальной жизни является подражание последователей лидеру. Большинство населения не способно к самостоятельному социальному творчеству. Единственный источник прогресса общества - открытия, сделанные инициативными и оригинальными личностями.

С многовековой традицией, рассматривающей лидеров как локомотив истории, принципиально расходится марксизм. Он ограничивает возможность активности политических лидеров исторической необходимостью и классовыми интересами. Политический лидер выступает здесь наиболее последовательным, сознательным ? умелым выразителем воли класса, т.е. играет по отношению к классу в общем-то вспомогательную, служебную роль. И если Маркс I Энгельс отмечали возможность обособления политических лидеров от представляемого ими класса и предупреждали рабочих о необходимости обезопасить себя от собственных чиновников, то у Ленина и, особенно, у Сталина возобладали еще более упрощенные представления о соотношении масс и политических лидеров.

«Массы, — писал Ленин, — делятся на классы <...> классами ру­ководят обычно <...> политические партии <...> политические партии в виде общего правила управляются более или менее ус­тойчивыми труппами наиболее авторитетных, влиятельных, опыт­ных, выбираемых на самые ответственные должности лиц, назы­ваемых вождями»[3] .

Свойственная ленинизму классовая одномерность обществен­ного развития и жесткий экономический детерминизм в объясне­нии политики не позволяют в полной мере учесть общечеловечес­кие начала лидерства, активность политических руководителей, в том числе и их способность навязывать массам, используя их ил­люзии и доверчивость, тупиковые варианты общественных изме­нений, противоречащие интересам классов и всего народа.

Отрицание исторической роли лидеров свойственно и некото­рым немарксистским исследователям. Они (например, Б. Мацлих) утверждают, что «лидеры не имеют никакого значения». Массы и окружающая среда в целом диктуют поведение лидеров, влияют на их ценности и цели, определяют средства достижения целей, контролируют их действия с помощью конституций, партий и других институциональных механизмов.

Подавляющее большинство современных исследователей ли­дерства не разделяют подобные точки зрения, недооценивающие автономию и активность политических лидеров, их многообразное воздействие на общество. Богатство феномена лидерства отражает­ся в его определениях.

В современной науке, при наличииобщности исходных позиций, лидер­ство характеризуется неоднозначно. Можно выделить следующие основные подходы к его трактовке:

1. Лидерство — это разновидность власти, спецификой которой
является направленность сверху вниз, а также то, что ее носите­лем выступает не большинство, а один человек или группа лиц.
Политическое лидерство, пишет Жан Блондель, — это «власть,
осуществляемая одним или несколькими индивидами, с тем, чтобы
побудить членов нации к действиям»[4] .

2. Лидерство — это управленческий статус, социальная позиция,
связанная с принятием решений, это руководящая должность. Такая
интерпретация лидерства вытекает из структурно-функционального
подхода, предполагающего рассмотрение общества как сложной, иерархически организованной системы социальных позиций и ролей. Занятие в этой системе позиций, связанных с выполнением управленческих функций (ролей), и дает человеку статус лидера. Иными словами, как отмечает Даунтон, лидерство — это «поло­жение в обществе, которое характеризуется способностью зани­мающего его лица направлять и организовывать коллективное по­ведение некоторых или всех его членов»[5] .

3. Лидерство — это влияние на других людей (В. Кац, Л. Эдингер и др.). Однако это не любое влияние, а такое, для которого
характерны четыре особенности: во-первых, необходимо, чтобы
влияние было постоянным. К политическим лидерам нельзя при­числять людей, оказавших хотя и большое, но разовое воздей­ствие на политический процесс, историю страны. Так, например,
Ли Освальд, официально признанный убийцей американского
президента Джона Кеннеди, своим поступком оказал существен­ное влияние на последующее политическое развитие Америки, да
и мира в целом. Однако было бы нелепо вследствие этого считать
его политическим лидером.

Во-вторых, руководящее воздействие лидера должно осущест­вляться на всю группу (организацию, общество). Известно, что внутри любого крупного объединения существует несколько илидаже множество центров локального влияния. Причем постоянно­му влиянию со стороны членов группы подвергается и сам лидер. Особенностью политического лидера является широта влияния, распространение его на все общество или крупные группы.

В-третьих, политического лидера отличает явный приоритет во влиянии. Отношения лидера и ведомых характеризует асимметричность,неравенство во взаимодействии, однозначная направлен­ность воздействия — от лидера к членам группы.

В-четвертых, влияние лидера опирается не на прямое приме­нение силы, а на авторитет или хотя бы признание правомерности руководства. Диктатор, силой удерживающий группу в подчинении, — этоне лидер, как не является лидером, например, террорист, захвативший заложников, или тюремный надзиратель. Следует отметить, по не все авторы считают несовместимым лидерство и постоянное насилие. Отдельные ученые, например Ж. Блонделъ, допускают использование принуждения.

4. Политическое лидерство — это особого рода предпринимательство, осуществляемое на специфическом рынке, при котором политические предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои программы решения общественных задач и предполага­емые способы их реализации на руководящие должности (Дж. Опенгеймер, Н. Фролих и др.). При этом специфика политического пред­принимательства состоит в персонализации «политического това­ра», его отождествлении с личностью потенциального лидера, а также в рекламировании этого «товара» как общего блага. Такая интерпретация политического лидерства вполне возможна. Одна­ко она применима главным образом лишь к демократическим орга­низациям: государствам, партиям и т.п.

5. Лидер — это символ общности и образец политического по­ведения группы. Он выдвигается снизу, преимущественно стихий­но, и принимается последователями. Политическое лидерство от­личается от политического руководства, которое, «в отличие от лидерства предполагает достаточно жесткую и формализованную систему отношений господства—подчинения»[6] .

Эта точка зрения до сих пор достаточно широко распространена в российском обществоведении и связана с его длительной оторван­ностью от мировой науки и, в частности, с узким, преимуществен­но психологическим пониманием лидерства как главенствующего положения личности, возникающего стихийно в ходе межличност­ных отношений в малой группе. Применительно к социологии и политологии с такой трактовкой лидерства никак нельзя согласить­ся из-за ее односторонности, неучета объективной, антропологи­ческой и социальной основы этого феномена, недооценки ведущей роли властного статуса в выполнении функций политического ли­дерства, связанного с воздействием на большие массы людей.

Существуют различные классификации феномена лидерства. Одной из наиболее общих является деление всех лидеров на обычных («ре­альных») и великих (как великих «героев», так и великих «злоде­ев»). Первые, реальные лидеры, не оставляют заметного личного следа в истории, не изменяют обычного хода событий. Вторые, лидеры-герои (злодеи), имеют собственное видение политики и пытаются осуществить в ней свои замыслы, влекущие большие социальные и политические перемены.Широко распространено деление лидерства в зависимости от отношения руководителя и подчиненных на авторитарное и де­мократическое. Авторитарное лидерство предполагает единоличное направляющее воздействие, основанное на угрозе санкций, применении силы. Демократическое лидерство выражается в учете ру­ководителем интересов и мнений всех членов группы или органи­зации, в их привлечении к управлению.

Одна из «классических» типологий лидерства восходит к уче­нию М. Вебера о способах легитимации власти. В соответствии с этими способами лидеров подразделяют на традиционных (вожди племен, монархи и т.п.) — их авторитет основан на обычае, тра­диции; рационально-легальных, или рутинных, — это лидеры, из­бранные демократическим путем; и харизматических[7] — наделен­ных, по мнению масс, особой благодатью, выдающимися каче­ствами, необычайной способностью к руководству. Харизма складывается из реальных способностей лидера и тех качеств, ко­торыми его наделяют последователи. При этом индивидуальные качества лидера нередко играют второстепенную роль в формировании его харизмы. Харизматическими лидерами были, например, Ленин, Сталин, Ким Ир Сен, Фидель Кастро.

Данная классификация лидерства достаточно проста и удобна, хотя,как и любая другая классификация, ограничена в примене­нии. В основе первого типа лидерства лежит привычка, второго — разум, третьего — вера и эмоции. Основоположник этой класси­фикации Вебер особое внимание уделял анализу харизматическо­го лидерства. Он оценивал лидера этого типа как важнейшего дви­жителя, генератора обновления общества в кризисные периоды, поскольку харизматический вождь и его авторитет не связаны с прошлым, способны мобилизовать массы на решение задач соци­ального обновления. В относительно же спокойные периоды разви­тия для общества предпочтительнее рационально-легальное лидерство, оберегающее исторические традиции и осуществля­ющее необходимые реформы. В целом же в истории многих го­сударств наблюдается определенная последовательность в сме­не типов политического лидерства. Вождь-основатель (харизматик) сменяется традиционным лидером-охранителем, который в свою очередь уступает место реформатору-законодателю.

Существует масса других способов классификации типов лидера, но мы остановимся именно на этой наипростейшей, ввиду темы данной исследовательской работы.

3. Концепция харизматического лидерства

a) Понятие, истоки

Первым, кто выдвинул идею о харизматическом типе лидерства, стал Макс Вебер.[8] Харизматическое лидерство определяется Максом Вебером, как «основанное на преданности к исключительной святости, героизму или примерному характеру индивида и нормативным установкам или порядку, определенному им». Он определяет Charisma (Харизму) как «некое качество индивидуальной личности, благодаря которому она выделяется из среды обычных людей и воспринимается как наделенная сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по крайней мере, исключительными способностями или качествами. Это качества, не доступные обычному человеку, но считающиеся божественного происхождения, и на их основе индивид воспринимается как лидер (...). Каким образом анализируемое качество, в конечном итоге, будет рассматриваться с этической, эстетической или другой точки зрения безразлично с точки зрения определения».

Харизматические люди обладают исключительной способностью распространять сложные идеи в форме простых сообщений («у меня есть мечта»); они ведут диалог с помощью символов, аналогий, метафор и историй. Более того, им нравится риск, и они нуждаются в нем, они большие оптимисты и восстают против традиционности.

Изображены харизматические лидеры по мере того как организационные герои или волшебные лидеры имеют социальную основу власти для того чтобы оркестровать обороты, запустить новые предприятия, воодушевить организационное обновление, и получить внесметное исполнение от членов организации. Эти лидеры вдохновляют доверие и веру. Конечно, нет никакой гарантии, что миссия будет правильной, этичной или успешной.

b) Концепция харизматического лидера

Имеются две противоположные позиции формирования имиджа лидера. Одна отрицает вообще какое-либо влияние лидера на организационную эффективность, а другая - ведет к лидерской харизме и попытке последователей приписать лидеру почти магические, а в отдельных случаях божественные качества.

Харизма является формой влияния на других посредством личностной привлекательности, вызывающей поддержку и признание лидерства, что обеспечивает обладателю харизмы власть над последователями. Как источник лидерской власти харизма относится к власти примера, связанной со способностью руководителя влиять на подчиненных в силу своих личных качеств и стиля руководства. Харизма дает руководителю преимущества эффективнее оказывать свое влияние на подчиненных. Многие считают, что получение харизмы связано со способностью лидера находить своих обожателей и почитателей и даже менять их состав в зависимости от ситуации. Другие определяют харизму как набор специфических лидерских качеств. Последнее легло в основу рассматриваемой ниже концепции харизматического лидерства, являющейся, по сути , продолжением концепции атрибутивного лидерства и строящейся на комбинации качеств и поведения лидера.

Харизматическим считается тот лидер, который в силу своих личностных качеств способен оказывать глубокое воздействие на последователей. Лидеры этого типа испытывают высокую потребность во власти, имеют сильную потребность в деятельности и убеждены в моральной правоте того, во что они верят. Потребность во власти мотивирует их в стремлении стать лидерами. Их вера в свою правоту деятельным передает людям чувство того, что он способен быть лидером. Эти качества развивают такие черты харизматического поведения, как моделирование роли, создание образа, упрощение целей «фокуса простые и драматического характера цели», упор на большие ожидания, проявление доверительности у последователей импульса к действиям.

Исследования свидетельствуют, что у харизмы есть негативная сторона, связанная с узурпацией личной власти или полным фокусом лидера на самого себя, и позитивная - связанная с упором на разделяемую власть и тенденцией к делегированию части ее последователям. Это помогает объяснить разницу между такими лидерами, как Гитлер, Ленин, Сталин и такими, как Сахаров, Мартин Лютер Кинг и им подобные. В целом харизматическому лидеру приписывают наличие уверенности в себе, высокой чувствительности к внешнему окружению, видения решения проблемы за пределами статус-кво, умения свести это видение до уровня, понятного последователям и побуждающего их к действиям; неординарного поведения в реализации своего видения.

Модели харизматического лидерства различаются количеством стадий развития самой харизмы и отношений с последователями. Считается, что вначале необходимо развить чувствительность к обнаружению проблемы, на которую можно было бы обрушиться с критикой. Затем необходимо развить в себе видение идеализированных путей решения этой проблемы. В видение должно быть включено что-то новое, ранее ни кем не предлагавшееся и относительно которого кажется, что оно может немедленно продвинуть решение проблемы.

Следующий шаг связан со способностью лидера передать значение своего видения посредством межличностной коммуникации «публикации, речь, жесты, позы и т.п.» последователям таким образом, чтобы это произвело на них сильное впечатление и стимулировало к действиям. Далее лидеру для сплочения последователей вокруг себя важно развить отношения доверия с ними, проявляя такие качества, как знание дела, умение добиваться успеха, принятия на себя риска и совершение неординарных действий или поступков. На заключительном этапе лидер обязан продемонстрировать способность к реализации своего видения через делегирование полномочий последователям. Это возможно сделать, ставя последователям напряженные и значимые задачи, привлекая их к участию в управлении, ослабляя бюрократические путы, вознаграждая их за результаты соответствующим образом.

Исследование практики деловых организаций показало, что в обычной ситуации харизматическое лидерство не всегда требуется для достижения в бизнесе высоких результатов. Чаще оно подходит к тем случаям, когда последователи сильно идеологизируют свои желания и пути их выполнения. Это во многом объясняет более частое наличие харизмы у лидеров, проявляющих себя в политике, религии, военных действиях. Для бизнеса важность харизматического лидерства возрастает по мере необходимости проведения в организации радикальных изменений в связи с критичностью ситуации. Однако в этих обстоятельствах возникает другая концепция лидерства: концепция лидера - преобразователя или лидера реформатора.

Понятие преобразующего или реформаторского лидерства имеет много общего с харизматическим лидерством, но трактуется существенно. Лидер-реформатор мотивирует последователей путем повышения уровня их сознательности в восприятии важности и ценности поставленной цели, предоставление им возможности совместить свои личные интересы с общей целью, создания атмосферы доверительности и убеждения последователей в необходимости саморазвития. Лидер-реформатор - это преобразователь, а не спаситель, он проявляет творчество, а не кудесничество, за ним стоят реалии, а не мифы, он ведет последователей от результата к результату, а не от обещания к обещанию, ориентирует людей на труд, а не на дивиденды, его цель не изменить мир, а измениться в мире через развития.

Модель преобразующего или реформаторского лидерства предполагает наличие у лидера и последователей определенного поведения, пригодного, по мнению разработчиков модели, для творческого решения проблемы в кризисной ситуации.

Модель имеет ряд отличительных моментов. Во-первых, признается необходимым для лидера влиять на последователей через привлечение их к участию в управлении, быть самому частью группы организации, а не «стоять над ней», с энтузиазмом поддерживать совместные усилия. От последователей требуется не слепое следование за лидером, а критическая оценка предоставляемых возможностей и осознанный подход к своим действиям, уменьшение влияние эмоций и увеличение значимости рациональности в поведении. Во-вторых, поскольку атмосфера доверия развивает сильную взаимозависимость между лидером и последователями, то возникает серьезная опасность того, что руководитель окружит себя соглашателями, либо же наоборот, руководитель пойдет на поводу у подчиненных. Эти два традиционных подхода не пригодны для лидера-преобразователя.

c) Компоненты харизматического поведения

Харизматический лидер, это прирождённый лидер, который скорей всего на протяжении всей жизни в той или иной степени стремится к ведущему положению в обществе окружающем его. Не каждый пригоден на эту роль, лишь тот, кто обладает определённым набором качеств и умений может претендовать на роль харизматического лидера. Все качества, которыми обычно наделяют харизматического лидера, можно объединить в три большие группы.

1. Коммуникативный потенциал

Харизматический лидер — это, прежде всего, обаятельный, общительный и уверенный в себе человек.

Обаяние. Коммуникативный стиль харизматического лидера включает следующие характеристики: пленительный тембр голоса, богатство интонаций, прямой и открытый взгляд, воодушевленное выражение лица, усиливающие впечатление жесты и позы, приветствие рукопожатием и т.д.

Уверенность в себе. Лидер демонстрирует уверенное поведение, поскольку он убежден в своей правоте и не сомневается в том, во что он верит. Эта уверенность передается его последователям.

Личное влияние. Харизматические лидеры обладают отличными навыками ведения дискуссии и убеждения, техническими знаниями и способны добиваться изменений установок, поведения и эмоций своих последователей.[9] Харизматический лидер — это человек, способный доминировать, человек, поведение, слова и поступки которого эмоционально заражают окружающих. Иногда в качестве важных коммуникативных характеристик указываются честность и прямота, его слова не расходятся с делами.

2. Мотивационный потенциал

Уверенность харизматического лидера не возникает на пустом месте. Его уверенность — это выражение его глубокой потребности изменить окружающий мир и знания того, как это сделать.

Часто харизматическому лидеру приписывают высокое желание быть лидером и высокую потребность во власти. Однако одного желания быть лидером не достаточно. Более того, истинный харизматический лидер не стремится в лидеры. Точнее, лидерство не является для него самоцелью. Лидерство является для него средством достижения других целей. Цель всей деятельности лидера — преобразование окружающего мира.

С одной стороны, действительно, лидер испытывает высокую потребность во власти, он стремится влиять на людей и вести их за собой. Но одновременно с этим он готов брать на себя ответственность за своих последователей, поскольку его интересует не власть сама по себе, власть как инструмент для осуществления преобразований.

Поэтому необходимое условие для харизматического поведения — ощущение своей миссии в этом мире. Если человек чувствует эту миссию, чувствует, что он может что-то изменить в этом мире и знает, как это сделать, то лидерство и власть сами приходят к нему, потому что его начинают воспринимать как харизму.

Предвидение. Включает в себя:

(1) ясное представление о будущем;

(2) уверенность в правильности своего видения будущего;

(3) умение ярко и заразительно сформулировать свое видение будущего;

(4) внушение своим последователям уверенности в реализации данного предвидения. Лидер всем своим поведением говорит: "Мы справимся с этой сложной задачей!" Это вдохновляет его последователей, будит в них надежду и веру в успех дела. Кроме этого предвидение оказывает влияние на отношение к деятельности: "Мы не продаем цветы, мы продаем красоту".

Сообщение "ключей". Четкое формулирование задач — того, что и как должно быть сделано для достижения общей цели. Максимальное прояснение и проговаривание информации по выполнению задания. Обращение к рациональному и интеллектуальному потенциалу последователей.

3. Энергетический потенциал

Для достижения своих целей харизматический лидер должен тратить много времени и усилий. Поэтому еще одним обязательным компонентом харизматического лидерства является сильный тип темперамента. Отсюда — присущая харизматическим лидерам высокая работоспособность и стрессоустойчивость, инициативность и энергичность, смелость и предприимчивость, мужество и настойчивость, надежность и ответственность, независимость и свобода.

Интеллектуальный потенциал . Безусловно, неплохо, если лидер обладает высоким уровнем интеллекта. Он должен собирать, обрабатывать и интерпретировать большие объемы информации, предвидеть последствия своих действий.

Креативность . Решения, которые принимает харизматический лидер, не должны быть стандартными. Главное, чтобы эти решения были успешными.

Навыки и знания . Лидер обладает большим количеством знаний и навыков, которые необходимы его подчиненным для достижения общих целей. Благодаря этому он может выступать в роли учителя.

4. Социальное окружение

Кроме этого существует еще один компонент, без которого не может существовать ни один харизматический лидер. Этот компонент не относится к характеристикам самого лидера, а принадлежит исключительно окружающему миру. Ни один лидер не смог бы стать лидером без соответствующего социального окружения, то есть без людей, которые нуждаются в нем. Последователи харизматического лидера идентифицируют себя с ним и его миссией, выказывают крайнюю лояльность и уверенность в нем, воспринимают его ценности, воспроизводят его поведение и оценивают себя сквозь призму отношений с лидером.

Можно сказать, что харизматический лидер приходит тогда, когда в обществе появляется необходимость в нем. Поэтому к ситуациям, благоприятным для проявления харизматического лидерства, относятся социальные кризисы, приводящие к глубинной неудовлетворенности людей положением дел в обществе и вызывающие потребность в серьезных изменениях.

Благодаря перечисленным выше компонентам харизматический лидер способен внушить благоговение подчиненным; его точку зрения другие люди находят неоспоримой; оказывая воздействие на своих последователей, харизматический лидер может добиться от них деятельности, превосходящей все ожидания; он способен собрать вокруг себя группу людей, которые разделяют его мировоззрение, преданны ему и его миссии.

Лидер — это человек, который может убедить других людей отложить на время свои собственные интересы и заняться достижением общей цели, которая важна для свободы и благосостояния группы [10]

d) Преимущества и недостатки харизматического стиля политического управления

Расширенная версия теории лидерства признает и тот факт, что харизматическое лидерство имеет и свои темные стороны.[11] Харизматических лидеров обычно представляют как сказочных героев, однако, как показывает таблица, им нередко свойственны и определенные аморальные качества.

Преимущества стиля харизматического лидерства. Преимущества:

· Результаты при относительно сильном, неоспариваемом уровне повиновения.

· Полезен в трудных обстоятельствах, таких как срочные организационные реформы.

· Эффективен. Если видение харизматического лидера правильно, то стиль лидерства может быть весьма эффективным.

· Риторическая способность.

· Энергичная, внутренняя четкость, проницательный, нетрадиционный и образцовый.

Ограничения стиля харизматического лидерства. Недостатки:

· Результаты при относительно сильном, неоспариваемом уровне повиновения. Тенденция к привлечению «подхалимов». Плохое делегирование полномочий.

· Люди, обладающие этими навыками и свойствами, относительно редки.

· Тенденция к нарциссизму. Потеря чувства реальности. Нечувствительность к другим.

· Отсутствие отчетности. Свобода от внутренних (нравственных) конфликтов. Ценности харизматических лидеров естественны. Если такие лидеры имеют благие намерения по отношению к другим, то могут возвысить и преобразовать всю компанию. Но если они эгоистичны, то могут создать культы и фактически использовать умы последователей.

· Непредсказуемы. Потенциально опасны.

5. Заключение

Таким образом, проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организационной эффективности. И до сих пор одной из самых эффективных концепций остаётся именно концепция харизматического лидерства. С одной стороны, харизматическое лидерство рассматривается как наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние или воздействует на других, с другой, лидерство - это процесс преимущественно не силового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей.

Харизматическое лидерство представляет собой специфический тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей, основанное на личных качествах лидера - «вождя». Харизматическое лидерство как тип отношений управления отлично от собственно управления и строится больше на отношении типа «лидер - последователь», чем «начальник- подчиненный». Не любой менеджер использует этот тип лидерства в своем поведении, не каждый просто имеет необходимый набор персональных качеств, так называемой харизмы. Продуктивный менеджер не обязательно является эффективным лидером, и наоборот. Успех в управлении не компенсирует плохого лидерства.

Руководство — это частный случай управления, совокуп­ность процессов взаимодействия между руководителем и под­чиненным, деятельность, направленная на побуждение сотруд­ников к достижению поставленной цели путем воздействия на индивидуальное и коллективное сознание. Любому руководи­телю приходится решать, какие задачи первоочередные, а ка­кие могут подождать; что он может сделать сам, а что можно поручить другим; как направить деятельность сотрудников, что нужно сделать для координации их действий, обеспечения ат­мосферы сотрудничества между ними и т. д.

Современный руководитель должен также обладать внут­ренней самостоятельностью и способностью к риску, не боять­ся смелых идей, постоянно аккумулировать новую информа­цию, культивировать плюрализм мнений, дискуссию, инициа­тиву, обладать способностью создать команду единомышленни­ков, вдохновить их, уважать закон и нравственные ценности, быть эрудированным и компетентным человеком и весьма важно для успешного менеджера и лидера обладать харизмой. Этим определяется и его авторитет.

Литература

1. В.П. Пугачёв, А.И. Соловьёв «Введение в политологию»//Аспент пресс, М., 2005

2. «Харизматическое лидерство»// Выступление на заседании клуба "Диалог", Пермь, 8 мая 2004 г. Труднов Д.

3. Интернет Глоссарий

4. Википедия (www.wikipedia.org)

5. [Bernard M. Bass, Leadership and Performance Beyond Expectations, Free Press, New York, 1985, pp.54-61].

6. [Куницина В.Н. и др. Межличностное общение. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001. С. 161].

7. [Jane M. Howell and Bruce J. Avolio, "The Ethics of Charismatic Leadership: Submission or Liberation?" Academy of Management Executive, May 1992, pp. 43-54].


[1] Journals of R. Emerson with Annotations. Vol. 8. Boston 1912.Р. 135.

[2] Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М., 1990. С. 286.

[3] Ленин В.И. Полн. СОБР. Соч. Т.41. С. 24.

[4] Блондель Ж. Политическое лидерство. М,, 1992. С.10.

[5] Downton J., Rebel Jr. Leadership: Commitment and Charisma in the Revolutionary Process. NewYork; London, 1973. P. 15.

[6] Ильин М.В., Коваль Б.И. Личность в политике: «Кто играет Короля?» // Полис. 1991. №6. С. 138.

[7] Харизматический лидер - лидер, влияние которого основано на приписываемых ему исключительных характеристиках личности, чертах святости и героичности. (источник: Интернет Глоссарий)

[8] Максимилиа́н Карл Эми́ль Ве́бер (Макс Ве́бер нем. Max Weber; 21 апреля 1864, Эрфурт — 14 июня 1920, Мюнхен) — немецкий социолог, историк и экономист. Старший брат Альфреда Вебера.

В 1892—1894 годах приват-доцент, а затем экстраординарный профессор в Берлине, в 1894—1896 годах — профессор национальной экономии во Фрейбургском, с 1896 — в Гейдельбергском, с 1919 — в Мюнхенском университете. Один из основателей «Немецкого социологического общества» (1909). С 1918 года профессор национальной экономики в Вене. В 1919 году — советник немецкой делегации на Версальских переговорах. Вебер внёс существенный вклад в такие области социального знания, как общая социология, методология социального познания, политическая социология, социология права, социология религии, экономическая социология, теория капитализма. В социологии власти Вебер также следует своему методу. В соответствии с ним выделяется три типа легитимации власти (господства):

рациональный, основанный на вере в законность существующих порядков и законное право властвующих на отдачу приказаний;

традиционный, основанный на вере в святость традиций и право властвовать тех, кто получил власть в соответствии с этой традицией;

харизматический, основанный на вере в сверхъестественную святость, героизм или какое-то иное достоинство властителя и его власти.

В этом контексте формулируется веберовская теория рациональной бюрократии, связанной с первым типом власти. В своём анализе демократии Вебер формулирует наличие двух видов этого типа правления: «плебисцитной вождистской демократии» и разнообразные формы «демократии без вождя», цель которой сведение к минимуму прямых форм господства человека над человеком благодаря выработке рациональных форм представительства, коллегиальности и разделения властей.

Труды Вебера оказали существеннейшее влияние на социологию XX века и продолжают быть актуальными сегодня.

[9] [Bernard M. Bass, Leadership and Performance Beyond Expectations, Free Press, New York, 1985, pp.54-61].

[10] [Куницина В.Н. и др. Межличностное общение. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001. С. 161].

[11] [Jane M. Howell and Bruce J. Avolio, "The Ethics of Charismatic Leadership: Submission or Liberation?" Academy of Management Executive, May 1992, pp. 43-54].