Контрольная работа: Методы государственного стимулирования инноваций

Название: Методы государственного стимулирования инноваций
Раздел: Рефераты по менеджменту
Тип: контрольная работа

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНЭК

Кафедра управления в социальных и экономических системах

Контрольная работа

по дисциплине: «Теория управления»

тема: вариант №24

«Методы государственного стимулирования инноваций»

Выполнил:

студентка группы ГМУ-217

Хакимова И.Р_____________________

(подпись)

Руководитель:

к.э.н., доцент Галимзянов И.В.__________________

(подпись)

Уфа 2011

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………3

1 Методы государственного стимулирования инноваций………………………….…..4

1.1. Основные определения инновации…………………………………………………..4

1.2 Государственное регулирование инновационных процессов……………………....7

1.3 Финансирование инновационной деятельности…………………………………...10

1.4 Государственная инновационная политика………………………………………...18

Заключение………………………………………………………………………………..21

Список литературы…………………………………………………………………….....22

Введение

Темой контрольной работы является «Методы государственного стимулирования инноваций».

В широком смысле слова инновационная деятельность - это момент жизнедеятельности обществ, включающий в себя социально-политические, экономические, общественные и другие факторы общественного развития.

В узком («специфически экономическом) смысле слова инновационная деятельность направлена на обеспечение нового уровня взаимодействия факторов производства, благодаря использованию новых научно-технических знаний.

Содержание инновационной деятельности в экономической сфере является создание и распространение новшеств в материальном производстве. Она представляет собой звено между научной и производственной сферой, в результате взаимосвязи, которых, реализуются технико-экономические потребности общества.

Инновационную сферу от научной и производственной отличает наличие специфической маркетинговой функции, специфических методов финансирования, кредитования и методов правового регулирования, а также, что наиболее важно, особой системы мотивации инновационной деятельности. В конечном счете, эти методы предопределяются спецификой инновационного труда и кругооборота средств, получения экономического дохода и инновационного продукта.

Данная тема необычно широка и актуальна. Она касается всех видов полезной для общества деятельности людей – не только экономической, но и внеэкономической – как непосредственно связанно с экономикой, так и далеко от нее стоящей. По сути, речь идет о всестороннем развитии общества на базе самых разнообразных по содержанию и характеру нововведений. Сегодня только государство способно приостановить разрушение накопленного научно-технического потенциала в России, обеспечить необходимыми объемами инвестиции, с помощью государственных долгосрочных и краткосрочных программ.

Цель контрольной работы: изучить методы государственного стимулирования инноваций.

Для достижения поставленной в работе цели необходимо выполнить следующие задачи:

1) Дать определение понятия инноваций;

2) Показать роль государства в развитии инновационного процесса:

3) Отразить возможные источники финансирования инноваций.

1 Методы государственного стимулирования инноваций

1.1. Основные определения инновации

Слово «инновация» является синонимом нововведения, или новшества, и может использоваться наряду с ними (см. английские терминологические словари). В литературе встречается несколько подходов к определению сущности инновации. Наиболее распространены две точки зрения: в одном случае нововведение представляется как результат творческого процесса в виде новой продукции (техники), технологии, метода и т.д.; в другом — как процесс введения новых изделий, элементов, подходов, принципов вместо действующих. Нам более импонирует определение инновации как результата творческого процесса в виде созданных (либо внедренных) новых потребительных стоимостей, применение которых требует от использующих их лиц либо организаций изменения привычных стереотипов деятельности и навыков. При этом важнейшим признаком инновации в условиях рыночного хозяйствования должна выступать новизна его потребительских свойств. Техническая же новизна играет второстепенную роль. Таким образом, понятие инновации распространяется на новый продукт или услугу, способ их производства, новшество в организационной, финансовой, научно-исследовательской и других сферах, любое усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат или создающее условия для такой экономии.

Инновациявозникает в результате использования результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса производственной деятельности, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования, в других сферах деятельности общества. Этот термин может иметь различные значения в разных контекстах, их выбор зависит от конкретных целей измерения или анализа.

Инновация — это конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. Инновация считается осуществленной в том случае, если она внедрена на рынке или в производственном процессе. Соответственно различаются два типа технологических инноваций: продуктовые и процессные.

Продуктовые инновации охватывают внедрение новых или усовершенствованных продуктов.

Процессные инновации— это освоение новой или значительно усовершенствованной продукции, организации производства. Выпуск такой продукции невозможен при использовании имеющегося оборудования или применяемых методов производства.

Все существующие определения можно классифицировать по пяти основным подходам:

1) объектному (в отечественной литературе в этом случае в качестве определяемого термина часто выступает термин «нововведение»);

2) процессному;

3) объектно-утилитарному;

4) процессно-утилитарному;

5) процессно-финансовому.

Сущность объектного подхода заключается в том, что в качестве инновации выступает объект — результат НТП: новая техника, технология. Различают базисные инновации, которые реализуют крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений техники; улучшающие инновации, обычно реализующие мелкие и средние изобретения и преобладающие в фазах распространения и стабильного развития научно-технического цикла; псевдоинновации (рационализирующие инновации), направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологий и обычно тормозящие технический прогресс (они либо не дают эффекта для общества, либо приносят отрицательный эффект).

Внедрение нового продукта определяется как базисная продуктовая инновация,если речь идет о продукте, возможная область применения которого,а также функциональные характеристики, свойства, конструктивные или И спользованные материалы и компоненты существенно отличают его отранее выпускавшихся продуктов. Такие инновации направлены на освоениеновых поколений машин и материалов и основаны на принципиально новыхтехнологиях либо на сочетании существующих технологий в новом их применении.

Примером базисных инноваций (принципиально новых) могут служить, например, замены индикаторов на основе светодиодов индикаторами на жидких кристаллах или парового двигателя двигателем внутреннего сгорания.

Улучшающие инновации затрагивают уже существующий продукт, качественные или стоимостные характеристики которого были заметно улучшены за счет использования более эффективных компонентов и материалов, частичного изменения одной или ряда технических подсистем (в случае сложного продукта). Эти инновации служат распространению и совершенствованию освоенных поколений техники (технологии), созданию новых моделей машин и разновидностей материалов, улучшению параметров производимых товаров (услуг) и технологий их производства. Повышение КПД двигателя внутреннего сгорания или переход от катушечных магнитофонов к кассетным — примеры улучшающей инновации. В обоих случаях ни одно из этих готовых изделий не выпускалось ранее.

Таким образом, радикальность инновации определяет степень усилий по ее осуществлению. За этим разделением стоят два различных инновационных процесса: пионерный и догоняющий. Пионерный тип означает линию на достижение мирового первенства (например, США). Догоняющий — дешевле и может дать быстрый результат (например, Япония). Это выражается в большом количестве разработанных в США патентов, а в Японии — приобретенных лицензий. В рамках процессного подходапод инновацией понимается комплексный процесс, включающий разработку, внедрение в производство и коммерциализацию новых потребительных ценностей — товаров, техники, технологии, организационных форм и т. д.

Объектно-утилитарный подход к определению термина «инновация» характеризуется двумя основными моментами. Во-первых, в качестве инновации понимается объект — новая потребительная стоимость, основанная на достижениях науки и техники. Во-вторых, акцент делается на утилитарной стороне нововведения — способности удовлетворить общественные потребности с большим полезным эффектом. В отличие от объектно-утилитарного процессно-утилитарный подходк определению термина «инновация» заключается в том, что в данном случае инновация представляется как комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства.

В рамках процессно-финансового подходапод инновацией понимается процесс инвестирования в новации, вложение средств в разработку новой техники, технологии, научные исследования. Во всех приведенных определениях термин «инновация» трактуется применительно к конкретной формальной ситуации. В этих подходах не раскрывается экономическая сущность инновации, нет четких критериев определения инновации с позиций ее экономических результатов. Вследствие этого любое новшество, в том числе менее прогрессивное, неэффективное нововведение, можно трактовать как инновацию. Для более глубокого раскрытия понятия «инновация» следует использовать системный подход с позиций целеполагания и развития.

Специфика инновации как товара определяется высокой степенью неопределенности при получении научно-технического результата, особым характером финансирования, т.е. риском временного разрыва между затратами и результатами, неопределенностью спроса. В силу неопределенности спроса при инновациях предложение их обычно играет активную, упреждающую роль.

Побудительные мотивы к инновациям подразделяются для инновационного предприятия(ИП) на внутренние и внешние. Внутренний стимул инновационной активности — необходимость замены устаревшего оборудования с целью повышения конкурентоспособности продукции ИП на рынке. При неразвитости рыночных отношений, особенно в условиях экономического кризиса, решающими стимулами к инновациям выступают стимулы внешнего характера, обусловленные экономической политикой государства.

Переход мировой экономики на новую ступень научно-технического развития потребовал усиления инновационной активности и нового подхода к нововведениям, соединяющим знания и технику с рынком. 90-е годы XX в. внесли новые тенденции в процесс взаимодействия экономической среды и инновационной деятельности конкурирующих самостоятельных хозяйствующих субъектов, вынужденных во многом изменять стереотипы своего поведения в этой области. Именно инновации становятся главным «действующим лицом» теоретических сценариев и практической реализации современной научно-технической революции, несколько оттеснив инвестиции, господствующие много лет в качестве главного фактора экономического роста. До сих пор в теориях, как правило, российских экономистов, касающихся расширенного воспроизводства, наращивание объема капитальных вложений рассматривается как основное условие НТП и экономического развития вообще. Это неудивительно: характер воспроизводства в нашей стране продолжает носить явные черты экстенсивного развития, но главное заключается в том, что в этих теоретических построениях никогда не было места рынку. Однако принципиальное повышение роли нововведений вызвано в первую очередь изменением рыночной ситуации: характером конкуренции, переходом от привычной статичной к динамичной конкуренции. Это обстоятельство во многом определило особенности взаимодействия инноваций и рынка на современном этапе.

Нововведение — это такой товар, который непосредственно руками не потрогать и физически не измерить: им невозможно воспользоваться без определенного минимума научных знаний (особенно математических), профессиональной компетенции и необходимой информированности; его без соответствующей предварительной подготовки и переобучения не реализовать. Специфической чертой такого товара является его способность к неограниченному умножению (мультипликации) доходов. Интеллектуальный товар— информация, изобретение, ноу-хау и т. д., — защищенный в соответствующейюридической форме, может быть продан его законным владельцемстолько раз, сколько найдется на него покупателей.

Инновационная продукция результат внедрения продуктовых инноваций, новые (вновь внедренные) или подвергшиеся усовершенствованию изделия, а также изделия, производство которых основано на новых или значительно усовершенствованных методах (прочая инновационная продукция). Прочая инновационная продукция является результатом внедрения процессных инноваций. Она включает продукцию, изготовленную на базе передового опыта при внедрении новых или усовершенствованных методов производства, реализованных ранее в производственной практике других стран или предприятий и распространяемых путем технологического обмена (беспатентные лицензии, ноу-хау, инжиниринг).

1.2 Государственное регулирование инновационных процессов

Регулирование инновационной деятельности во всех разви­тых странах мира осуществляется на различных уровнях:

1) на уровне государства в целом;

2) на уровне отдельного региона;

3) на уровне организации, предприятия, фирмы.

Важнейшими целями государственного регулирования инно­вационной деятельности выступают:

1) обеспечение прогрессивных преобразований в сфере материального производства;

2) повышение конкурентоспособности национального продукта на мировом рынке;

3) улучшение экологической ситуации в стране;

4) укрепление безопасности и обороноспособности страны.

В условиях рыночной экономики эти цели достигаются пу­тем обеспечения свободы научного творчества, интеграции на­учной деятельности и образования, правовой охраны интеллек­туальной собственности, концентрации ресурсов на приоритет­ных направлениях развития науки и техноло­гий, всемерного развития международного научного сотрудничества.

Важнейшая форма государственной поддержки развития инноваций – законодательное регу­лированиеинновационной деятельности, всемерная поддержка малого бизнеса, создание благо­приятного инновационного климата. Одним из инструментов осуществления государственной поддержки инновационной де­ятельности служит разработка инновационных прогнозов концепций развития российской науки. Только за последние годы приняты такие документы, как Концепция инновационной по­литики на 2001–2005 гг. в России и план действий Правитель­ства РФ по ее реализации, федеральные законы «Об инноваци­онной деятельности и государственной инноваци­онной политике» (1999 г.), «Об основах политики Российской Федерации в обла­сти развития науки и технологий на период до 2010 года и даль­нейшую перспективу» и др. В этих документах к приоритетным направлениям государственной поддержки отнесены: биотехно­логии на основе биоинженерии; атомная и космическая техни­ка; электронно-ионно-плазменные технологии; сверхтвердые материалы, мембраны, катализаторы и др.

Ряд экономистов подразделяет условия, которые создает го­сударство для инновационной деятельности, на экономические, организационные и правовые. К экономическим можно отне­сти такие факторы, как: уровень развития рыночных отношений; активизация предпринимательства; пресечение недобросовест­ной конкуренции. Сюда же относятся создание определенных льготных налоговых условий для проведения инновационной деятельности всеми субъектами, развитие лизинга наукоемкой продукции, поддержка отечественной инновационной продукции на между­народном уровне и др.

Важными факторами организационного регулирования государством инновационной дея­тельности выступают: государственное содействие развитию инновационной инфраструктуры; кадровая поддержка инновационной деятельности, содействие подготовке, переподготовке и по­вышению квалификации кадров, осуществляющих инновационную деятельность; информацион­ная поддержка такой деятельности государством, включая обеспечение свободы доступа к сведе­ниям о завершенных научно-технических исследованиях, к данным о выполняемых и завершен­ных инновационных проектах и программах и т.п.

К числу правовых условий, создаваемых государством для инновационной деятельности, сле­дует отнести охрану прав и ин­тересов участников инноваций, правовые основы взаимоотношений субъектов, участвующих в инновационной деятельности, и др.

Все перечисленные условия способствуют созданию благопри­ятного инновационного кли­мата, обеспечению приоритета ин­новационной деятельности.

Новой формой корректировки государственной политики в области создания экономики инновационного типа является образованный Указом Президента РФ от 8 ноября 2001г. Совет по науке и высоким технологиям при Президенте России.

Основные задачи Совета: определение приоритетных направ­лений государственной научно-технической политики и мер по ее реализации; экспертиза проектов федеральных законов и других нормативных правовых актов, касающихся этой политики. Поставлена задача перехода от сырьевой экономики к инно­вационной. Для этого необходимо создать целостную нацио­нальную инновационную систему с развитой инфраструктурой, цивилизованным рынком технологий и правовой охраной резуль­татов интеллектуального труда.

20 марта 2002г. на совместном заседании Совета по науке и высоким технологиям при Президенте РФ, президиума Государ­ственного совета и Совета безопасности принят документ «Об основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перс­пективу». В нем одной из главных задач государства на ближайшие несколько лет признается «формирование национальной инно­вационной системы».

Ее создание требует установления правиль­ного баланса распределения ресурсов государства между различ­ными этапами инновационного цикла «идея – технология – производство продукции, имеющей платежеспособный спрос». С этой целью предусматривается закрыть неэффективные науч­но-исследовательские институты и лаборатории, а их фонды использовать для поддержки малого инновационного бизнеса. Предусмотрены инвентаризация научных государственных орга­низаций и реформа Российской академии наук, в результате чего будет высвобождена часть федеральной собственности, а также другие меры коренного изменения и совершенствования поли­тики государства в области развития науки.

11 декабря 2002г. распоряжением Правительства РФ № 1764-р утверждены «Основные направления инвестиционной полити­ки Российской Федерации в сфере науки и технологий».

Главной целью государственной инвестиционной политики в сфере науки и технологий выступает создание финансово-эко­номических условий для реализации утвержденных Президен­том РФ основ политики в области развития науки и технологий на период до 2010г. и дальнейшую перспективу и приоритет­ных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации.

Достижение поставленной цели осуществляется на основе интеграции усилий государства и предпринимательского сек­тора экономики, ускорения внедрения современных инвести­ционно-финансовых механизмов привлечения негосударствен­ного российского и иностранного капитала в сферу науки и тех­нологий.

Главным направлением повышения эффективности исполь­зования средств федерального бюджета при выполнении иссле­дований и разработок по приоритетным направлениям, в соот­ветствии с упомянутым распоряжением Правительства РФ, вы­ступает заказ государства на научно-техническую продукцию, который обеспечивает увязку планов проведения научных иссле­дований и разработок с программами социально-экономического развития страны.

Основу заказа государства на научно-техническую продукцию составляют федеральные целевые программы в сфере науки и технологий, а также государственная программа вооружения и государственный оборонный заказ.

Формирование федеральных целевых программ осуществля­ется на основе общих принципов, определяемых Правительством РФ с учетом приоритетов и целей социально-экономического развития Российской Федерации, направлений структурной и научно-технической политики, прогнозов развития общегосудар­ственных потребностей и финансовых ресурсов, результатов анализа экономического, социального и экологического состо­яния страны, внешнеполитических и внешнеэкономических ус­ловий, а также международных договоренностей.

Наряду с указанными общими принципами формирование федеральных целевых программ в сфере науки и технологий осу­ществляется с учетом следующих условий: обеспечение непрерывности цикла «фундаментальные иссле­дования – поисковые научно-исследовательские работы (НИР) – прикладные научно-исследовательские и опытно-конструктор­ские работы (НИОКР) – технологии – произ­водство – рыночная реализация» и сбалансированно­сти его этапов при общей ориентации на конечный результат – се­рийный выпуск наукоемкой конкурентоспособной продук­ции в экономически целесообразных объемах; обеспечение концентрации средств федерального бюджета и внебюджетных средств на реализацию приоритетных направ­лений и адресности мер стимулирования научно-техничес­кой и инновационной деятельности; осуществление выбора объектов финансирования на основе их оценки по научно-техническим, экономическим, эколо­гическим и другим критериям с учетом возможностей феде­рального бюджета.

В целях воспроизводства и развития материально-техничес­кой базы организаций научно-технической сферы предусматри­вается применение ускоренной амортизации научного оборудо­вания, исходя, в том числе из фактора морального старения при­борного парка науки.

Основами государственной политики в сфере науки и техно­логий предусматривается реализация важнейших инновационных проектов государственного значения, которые базируются на научных результатах мирового уровня, полученных при осуществлении исследований по приоритетным направлениям.

Главные цели указанных проектов:

- усиление позиций отечественных товаропроизводителей на рынках товаров и услуг;

- снижение издержек производства за счет ресурсосбережения (в первую очередь – энергоснабжения);

- увеличение доли продукции высокой степени переработки;

- повышение эффективности использования сырьевой базы;

-обеспечение гибкости производства.

При этом привлекательность проектов для внебюджетного инвестирования обусловлена снижением рисков за счет выпус­ка продукции, имеющей наибольший потенциал рыночной реа­лизации, а также участием государства в финансировании наи­более рисковых стадий этих проектов.

1.3 Финансирование инновационной деятельности

Финансирование инновационной деятельности– это направление и использование денежных средств на проектирование, разработку и организацию производства новых видов продукции, услуг, создание и внедрение новой техники, новой технологии, разработку и внедрение новых организационных форм и методов управления. Важно обеспечить последовательное финансирование всех этапов инновационной деятельности (НИОКР, разработки опытного образца, создания головного образца, серийного производства новых видов товаров). Решению этой задачи способствуют разработка и финансирование инновационных программ, проектное финансирование, создание специальных организаций, финансирующих инновационную деятельность, инновационных фондов, инновационных банков и венчурных фондов.

Источники финансирования инновационной деятельности организации, предприятия можно подразделить на внешние и внутренние.

Внешнее финансирование инновационной деятельности – это привлечение и использова­ние средств государства, финансово-кредитных организаций, отдельных граждан и нефинансовых организаций. Формы внешнего финансирования могут быть различными: бюджетное финансиро­вание, использование банковских кредитов, финансирование в форме лизинга и др.

Внутреннее финансирование инновационной деятельности – это использование собствен­ных средств организации, в которые прежде всего входят часть прибыли и амортизационных отчисле­ний, акционерного капитала предприятия.

Государство осуществляет регулирование инновационных процессов как непосредственно, инициируя нововведения и выступая участником связанных этим отношений, так и опосредованно, стимулируя инновации косвенными методами и создавая соответствующий экономический механизм. Центральное место в системе прямого государственного регулирования занимает финансирование НИОКР и инновационных проектов из бюджетных средств.

Государственные ассигнования и субсидии могут предоставляться государственному негосударственному секторам на собственно инновационные ели или на обеспечение инновационной составляющей инвестиций многоцелевого характера. Важно поддерживать рациональное соотношение между финансированием организаций, осуществляющих НИОКР и инновационную деятельность (базовым финансированием), и выделением средств на конкретные научно-исследовательские и инновационные программы и проекты (целевым финансированием). В целях диверсификации инновационных вложений государства возможно создание специализированных государственных холдинговых и инновационных компаний. Важное значение для генерирования нововведений и создания первоначального спроса на инновации имеют государственные контракты на выполнение НИОКР и государственные заказы на инновационную продукцию.

Действенность контрактной системы связана со стимулированием спроса и предложения на эффективные научно-технические проекты для государственных нужд и их реализацией на выгодных для государства условиях. Поэтому задачей контрактной системы является не только обеспечение взаимодействия между государственным заказчиком и исполнителем, но и определение взаимных обязательств и прав, в том числе и на результаты НИОКР. Важной составной ее частью становится система возвратного финансирования, распространение которой обеспечивает строгий отбор инновационных проектов с точки зрения их народнохозяйственной целесообразности.

Выбор механизмов реализации контрактной системы в инновационной сфере обусловлен, прежде всего, экономическими приоритетами обеспечения рационального и эффективного использования средств на научно-технические исследования для государственных нужд, определяемых как потребности Российской Федерации и удовлетворяемых за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников финансирования.

Эффективность инновационных процессов существенно повышается при использовании механизмов конкурсности в распределении бюджетных средств. Этой цели могут служить специальные бюджетные или частично бюджетные (смешанные) фонды. В настоящее время в РФ действуют Российский фонд технологического развития (РФТР), Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Федеральный фонд производственных инноваций и др. В частности, государственные инвестиции для Федерального фонда производственных инноваций выделяются отдельной строкой в Федеральной инвестиционной программе в размере 1,5% государственных централизованных капитальных вложений.

Защита прав субъектов инновационной деятельности предполагает наличие блока законодательных актов по вопросам интеллектуальной собственности, государственной патентно-лицензионной системы. Должно быть ограничено действие антимонопольных механизмов в отношении доконкурентных стадий научно-производственного цикла, а также важнейших инновационных проектов. Механизмы санаций и процедуры банкротства для инновационных субъектов должны быть значительно смягчены. Наряду с разработкой законодательных норм государству необходимо сформировать и поддерживать механизмы, обеспечивающие их реальное действие. Так, практическая реализация прав интеллектуальной собственности (ИС), защита от ее несанкционированного («пиратского») использования требуют создания специализированных судебных и арбитражных органов, например патентных судов. С этой целью необходимо внедрение специализации судей по ведению дел по исключительным правам на интеллектуальную собственность. В последующем целесообразно инициировать создание специализированных коллегий, рассматривающих дела об интеллектуальной собственности. Следует обеспечить оценку объектов интеллектуальной собственности и ее учет в качестве нематериальных активов экономических субъектов при различных хозяйственных операциях (акционирование, создание совместных предприятий и т. п.).

Существенный элемент прямой поддержки инновационных процессов — формирование государственной инновационной инфраструктуры. Государство может создавать сети центров распространения нововведений и консультационных центров, оказывающих деловые услуги инноваторам. Для реализации этой задачи необходимо стимулировать развитие технологических посредников в сфере лицензионной торговли (поощрение создания частных адвокатских фирм, работающих в этой области, патентных бюро, технологических брокеров, осуществляющих поиск и подбор потенциальных покупателей и продавцов лицензий, и т.п.). Целесообразно создание сети некоммерческих центров (или агентств) по передаче технологий на федеральном (при Минпромнауки России, РАН) и региональном уровнях (региональных отделениях РАН, а также правительствах субъектов РФ), способных оказывать весь комплекс услуг по подготовке и заключению международных лицензионных соглашений. Финансирование таких центров могло бы осуществляться на смешанной основе: часть их расходов могла бы покрываться из федерального и региональных бюджетов, а остальное центры должны будут зарабатывать за счет оказания клиентских услуг. Государственное финансирование этой инфраструктуры должно стать условием приемлемого уровня цен для российских ученых, изобретателей, научно-исследовательских институтов, пользующихся услугами таких центров для коммерциализации своих научно-технических результатов.

Государство способствует формированию рынка инноваций (информация в государственных изданиях, выставки, биржи, ярмарки и т. п.) и само выступает его агентом (например, при покупке и продаже лицензий). Государственные органы призваны осуществлять мониторинг и прогнозирование инновационных процессов в стране и за рубежом, а часто и поиск наиболее эффективных передовых технологий для широкого внедрения. Особое место занимает государственная экспертиза инновационных проектов, поскольку отдельным организациям, осуществляющим нововведения, трудно оценить все их возможные эффекты в общеэкономическом масштабе. ИП могут предоставляться льготы по оплате государственных услуг — связи, электроэнергии, тепла и т. д.

В межведомственной программе активизации инновационной деятельности в научно-технической сфере России на 1998-2000 годы (1998г.) в качестве базовых элементов инфраструктуры инновационной деятельности были определены инновационно-технологические центры (ИТЦ). Статус ИТЦ получили структуры, успешно адаптированные к рыночным условиям и имеющие опыт коммерциализации научно-технических результатов и технологий, действующие в регионах с высоким научным потенциалом и активно поддерживаемые местными органами власти. Наличие такого статуса, присваиваемого на конкурсной основе, дает возможность организации получать целевую поддержку на паритетных началах со стороны государства и региональных органов, позволяет сокращать срок выхода на режим финансовой самостоятельности. Финансовая поддержка распространяется не только на развитие материально-технической базы ИТЦ, но и на их внутреннюю инфраструктуру, на инновационные проекты, выполняемые находящимися в их составе фирмами. Финансирование инновационных проектов осуществляется в форме прямого выделения средств на выполнение начальных стадий инновационного цикла (фундаментальных и поисковых исследований, приоритетных НИОКР) в том случае, когда затраты являются наименьшими, а риски, наоборот, наиболее высокими. Кроме того, на государственные органы возлагается также функция стимулирования и страхования инвестиций негосударственных финансовых структур.

Государство создает условия для оживления инвестиционной и инновационной активности различных субъектов производственной деятельности путем создания инновационно-промышленных комплексов (ИПК). Их основной функцией является расширение производства инновационной продукции организациями, инновационно-технологическими центрами и промышленными предприятиями, развитие организационно-экономических механизмов привлечения внебюджетных средств для финансирования инновационных проектов в области высоких технологий. Существенные потенциальные возможности функционирования данных институциональных единиц основаны на объединении мобильности малого бизнеса и технологических возможностей крупных предприятий. Тем самым обеспечивается сокращение сроков создания, промышленного освоения и продвижения на рынок инновационной продукции.

Определению рациональных ориентиров инновационной деятельности способствует прогнозирование развития науки и технологий на государственном уровне. Результаты развития наукоемких отраслей отечественной промышленности, укрепление ее позиций на мировых рынках высоких технологий и, как следствие, изменение международной специализации страны в значительной степени определяются динамикой научного и инновационного потенциала. Поэтому важное значение имеют как долгосрочные прогнозы, раскрывающие перспективный общественный заказ на принципиально новые технологии, их ожидаемые количественные параметры и качественные характеристики, так и среднесрочные тренды, горизонт которых примерно соответствует периоду сменяемости поколений техники. При определении перспектив научно-технологического развития должны учитываться современные процессы глобализации в научно-технической сфере.

Не следует игнорировать меры моральной поддержки, среди которых

можно назвать вручение выдающимся ученым и инноваторам государственных наград, присвоение почетных званий, пропаганду инновационных способов хозяйствования, потребление инновационных продуктов и услуг, имеющихся в стране научно-технических и инновационных традиций, посещение руководителями государства ведущих ИП, участие представителей научно-технической интеллигенции в важнейших государственных мероприятиях, поддержка самоорганизации научно-технического сообщества и т. д. Так, существенным стимулом инновационной активности ряда российских предприятий стало участие в борьбе за учрежденные Правительством РФ премии в области качества. Свой вклад в распространение инновационной парадигмы хозяйствования должны вносить средства массовой информации.

Прямые методы государственного регулирования инновационного процесса осуществляются преимущественно в двух формах: административно-ведомственной и программно-целевой. Административно–ведомственная форма государственного регулирования инновационного процесса – это прямое финансирование, осуществляемое в соответствии со специальными зако­нами, принимаемыми с целью непосредственного содействия инновациям. Программно-целевая форма государственного регулирования инноваций – это контрактное финансирование инноваций посредством государственных целевых программ поддержки нововведений, в том числе в малых наукоемких фирмах.

Значение косвенных методов государственной поддержки инноваций определяется, прежде всего, тем, что опосредованное стимулирование требует значительно меньших бюджетных затрат по сравнению с прямым финансированием, им может быть охвачен гораздо больший круг инновационных субъектов. Даже при минимальных ресурсах рациональная государственная программа стимулирования нововведений может позволить стране занять передовые позиции в мировом научно-техническом развитии. Это, в частности, наглядно подтверждено опытом послевоенной Японии. Среди мер косвенного регулирования, прежде всего подчеркнем налоговые льготы.

Льготное налогообложение прибыли реализуется путем, как сокращения налогооблагаемой базы, так и уменьшения налоговых ставок, а также вычетами из налоговых платежей. Первый способ осуществляется через отнесение различного рода инновационных затрат на издержки производства, себестоимость продукции. В России в настоящее время в себестоимость включаются только затраты, связанные с изобретательством и рационализацией производства.

Второй путь находит отражение в различных льготах по уплате налога на прибыль. В РФ в настоящее время основная инновационная льгота по налогу на прибыль состоит в уменьшении облагаемой прибыли на сумму средств, направленных на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение, обновление производства. От налога на прибыль освобождаются научные организации, прошедшие государственную аккредитацию, в случае ее направления на проведение и развитие научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ. В перечень работ, на которые распространяются льготы, входят НИОКР, отнесенные к фундаментальным исследованиям, и НИОКР, выполняемые в таких областях, как информационные технологии и электроника, производственные технологии, материалы и химические продукты, технологии живых систем, транспорт, топливо и энергетика, экология и рациональное природопользование, оборона и безопасность государства.

Распространение инноваций стимулируется также налоговыми льготами по операциям, связанным с оборотом научно-технической продукции. В РФ в настоящее время от налога на добавленную стоимость освобождаются: НИОКР, выполненные за счет бюджета, а также средств РФФИ, РФТР и образуемых для этих целей внебюджетных фондов; НИОКР, выполняемые учреждениями образования на основе хоздоговоров; патентно-лицензионные операции, связанные с объектами промышленной собственности (кроме посреднических); ввозимые на территорию РФ оборудование и приборы, используемые для научно-исследовательских целей; товары и технологическое оборудование, ввозимые в РФ в соответствии с договорами с иностраннымиорганизациями и фирмами для проведения совместных научных работ.

Льготы по налогу на имущество, как правило, связаны с поддержкой не собственно инноваций, а хозяйствующих субъектов, участвующих в научно-производственном цикле на той или иной стадии. В РФ не облагается налогом имущество научно-исследовательских учреждений, предприятий и организаций РАН, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии медицинских наук. Российской академии образования, составляющее их научно исследовательскую, опытно-производственную или экспериментальную базу, ГНЦ, а также научно-исследовательских учреждений министерств и ведомств по перечню, ежегодно утверждаемому Правительством. Аналогичную направленность имеют льготы по уплате земельного налога. К настоящему времени от платы за землю, используемую для научных или опытно-экспериментальных целей, в РФ освобождены практически все научно-исследовательские, дроектно-конструкторские и проектно-технологические организации независимо от организационно-правовой формы и форм собственности. В мировой практике используются наряду с перечисленными следующие виды налоговых льгот, стимулирующие инновационную деятельность:

• предоставление исследовательского и инвестиционного налогового кредита, т. е. отсрочка налоговых платежей в части затрат из прибыли на

инновационные цели;

• уменьшение налога на прирост инновационных затрат;

• «налоговые каникулы» в течение нескольких лет на прибыль, полученную от реализации инновационных проектов;

• льготное налогообложение дивидендов юридических и физических лиц, полученных по акциям инновационных предприятий;

• связь предоставления льгот с учетом приоритетности выполняемых проектов;

• льготное налогообложение прибыли, полученной в результате использования патентов, лицензий, ноу-хау и других нематериальных активов, входящих в состав интеллектуальной собственности;

• снижение ставок налога на прибыль, направленную на заказные и совместные

НИОКР;

• уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму стоимости приборов и оборудования, передаваемых вузам, научно-исследовательским и другим ИП;

• вычет из налогооблагаемой прибыли взносов в благотворительные фонды, деятельность которых связана с финансированием инноваций;

• зачисление части прибыли ИП на специальные счета с последующим льготным налогообложением в случае использования на инновационные цели.

В связи со значительными масштабами многих инновационных проектови относительно низкой скоростью оборота средств в период осуществления нововведений усиливается актуальность механизмов льготного кредитования. Государство может стимулировать инновации льготными (по срокам погашения и процентным ставкам) кредитами государственных банков или предоставлением преференций коммерческим банкам, кредитующим инновационную деятельность (льготное налогообложение, смягчение резервных требований и т. п.). Тем не менее, коммерческие банки зачастую не заинтересованы в кредитовании долгосрочных инновационных проектов. Поэтому важно стимулировать инновационные вложения финансовых структур, ориентированных на продолжительное «замораживание» средств, — страховых компаний, пенсионных фондов, ссудосберегательных ассоциаций и т. п. Дополнительный источник средств на инновационное развитие предприятия получают при проведении государством политики ускоренной амортизации основных фондов.

Доступу к передовым инновационным технологиям способствует государственная поддержка финансового лизинга. Под финансовым лизингом понимается посредническая операция, заключающаяся в ассигновании средств для выкупа машин и оборудования у производителя с последующей их передачей юридическим и физическим лицам во временное пользование за установленную плату. В ряде стран государство применяет также меры стимулирования франчайзинга, являющегося одним из способов распространения нововведений. Под франчайзингом понимается право на создание ИП, предоставляемое на определенный период и зафиксированное в договоре.

Мощным рычагом инновационной политики многих стран стала поддержка малого и среднего инновационного предпринимательства, обладающего достаточной гибкостью для продуцирования и распространения нововведений, а также формирующего благоприятную для инноваций конкурентную среду. Содействие малому и среднему бизнесу провозглашается одним из главных приоритетов государственного уровня, поскольку такого рода предприниматели зачастую не могут сами защитить свои экономические интересы. Государством создаются различные структуры, оказывающие малым предприятиям те или иные услуги. Для малого наукоемкого бизнеса особое значение имеет поиск потенциальных инвесторов, заказчиков, а также информационное обеспечение, ибо средства на самостоятельное осуществление инновационного маркетинга отсутствуют. При распределении государственных заказов и контрактов за малым бизнесом часто резервируется определенная доля финансирования. Весьма действенной мерой является государственное страхование рискового (венчурного) предпринимательства. Наибольшее распространение получило субсидирование государственными структурами венчурных фирм в обмен на часть акций, обеспечивающее участие государства в прибыли в случае успеха проекта. В ряде стран предусматриваются специальные дотации на наем научно-технического персонала.

Превращение инноваций в доминирующий фактор мирового экономического развития происходит в условиях широкого спектра национальных экономических систем и находит отражение в формировании специфических для той или иной страны инновационных механизмов. Основными особенностями научно-инновационных систем отдельных стран выступают: формы связи сферы НИОКР и производства, трансфер научно-технических достижений в промышленность, структура источников финансирования НИОКР и инноваций, ведущие направления науки и технологий, соотношение фронтальности и селективности в структуре научно-инновационного потенциала по областям, основные экономические структуры — генераторы, распространители и акцепторы инноваций, уровень вовлечения в мировой научно-технический комплекс, ориентация преимущественно на собственные или на заимствованные научно-технические разработки, региональное размещение элементов инновационной сферы и т. п.

Комплекс структур и механизмов, обеспечивающих получение, накопление научно-технических знаний в стране и условия их использования в целях научно-технического и социально-экономического прогресса, составляет национальную систему нововведений.

Различия в национальных системах нововведений предопределяют и неодинаковую роль, которую играет в них государственное регулирование инновационных процессов. Можно выделить ряд признаков, образующих специфику модели государственного регулирования инноваций, — сочетание прямых и косвенных методов, включение инновационных программ в общую экономическую стратегию или разработка специальных проектов, формирование специализированных государственных структур, степень самостоятельности хозяйствующих субъектов в вопросах инновационного развития, степень ведомственной «концентрации» решений по выработке и реализации государственной инновационной политики (в частности, низкая в США и высокая в Японии), механизмы взаимодействия федеральных и местных властей, прозрачность государственных границ для международной научно-технологической кооперации и т. д. Инновационная политика может базироваться на стратегиях переноса, заимствования, наращивания или их комбинациях.

Особенности экономического, социального, научно-технического, культурного развития страны, масштабы территории, позиция в мировом сообществе предопределяют специфику российской модели научно-инновационной динамики. В ближайший период основной задачей будет переход от мобилизационного к инновационному типу обшества, т. е. обществу с установками на изменение, развитие, совершенствование, расширение возможностей влияния человека на социальные и экономические процессы. Характерной чертой сложившейся к началу реформ российской экономики явился существенный разрыв между отраслями по уровню технологического развития и инновационного потенциала. В перспективе для России представляется неизбежным сочетание активного (генерирующего) типа инновационного развития, основанного на продуцировании и реализации на мировых рынках собственных инновационных разработок, и имитационного типа, базирующегося на освоении и адаптации зарубежных нововведений, их постепенной интеграции в собственную инновационную систему.

1.4 Государственная инновационная политика

Государственная инновационная политика – это совокупность мероприятий, направлен­ных на активизацию инновационной деятельности, повышение ее эффективности и широкое ис­пользование результатов в целях ускоренного социально-экономического развития страны и наи­более полного удовлетворения общественных потребностей. Она включает три этапа:

1) разработку научно обоснованных концепций (системы взглядов) развития инновационной деятельности – осуществляется на основе анализа состояния инновационного потенциала;

2) определение основных направлений государственной поддержки инноваций;

3) осуществление практических действий по реализации поставленных целей, направленных на повышение инновационной активности.

В инновационной политике необходимо выделить две стороны: стратегическую и тактиче­скую. Стратегия государственной инновационной политики формируется на основе долгосрочных концепций социально-экономического и общественно-политического развития страны. Выбор стратегии инновационной политики предполагает определение основных направлений государст­венного регулирования инновационной деятельности и принятие методов развития и использова­ния научного потенциала, установление главных целей инновационного развития в соответствии с социально–экономическими целями. Тактика предполагает определение текущих целей и кон­кретных мероприятий, обеспечивающих достижение этих целей с наибольшей эффективностью. Тактические средства – это финансирование исследований и проектно-конструкторских разрабо­ток, материально-техническое и информационное обеспечение, подбор кадров, создание правовых и организационных условий для реализации мероприятий инновационного развития.

Эффективность государственной инновационной политики, методов ее формирования и ос­новных направлений поддержки инноваций в известной мере находит отражение в научно–техническом лидерстве. Оно проявляется в международном масштабе в: расширении экспорта на­учно–технических информационных результатов (лицензий, патентов и др.), увеличении экспорта готовых новшеств, широком оказании безвозмездной научно–технической инновационной по­мощи другим странам. Научно–техническое лидерство– это завоевание передовых позиций в результате правильности выбранного стратегического курса и перспективных тактических действий по формированию и проведению госу­дарственной инновационной политики. Научно–техническое лидерство является следствием пра­вильного выбора направлений исследований (применения селективного и фронтального методов). Правильный выбор должен привести к лидерству по тем направлениям, по которым имеется приоритет в развитии.

Государственная инновационная политика в основном направлена на создание благоприятных экономических, организационных, правовых, информационных и социально–психологических условий для осуществления инновационных процессов. Эти условия и многообразие методов формирования инновационной политики определяют основные направления государственной поддержки инноваций. Основные направления государственной поддержки инноваций включают:

1) содействие развитию научных исследований (фундаментальных, поисковых, прикладных), прежде всего в перспективных направлениях;

2) кадровое обеспечение инновационной деятельности;

3) содействие разработке (в рамках правительственных ведомств) разнообразных программ, направленных на повышение инновационной активности;

4) формирование государственных заказов в виде контрактов на проведение инновационных разработок, обеспечивающих начальный спрос на многие новшества, которые затем находят широкое распространение на рынке (внутреннем и внешнем);

5) применение фискальных и прочих инструментов государственного регулирования, форми­рующих стимулирующие воздействия внешней среды, которые обуславливают необходимость и эффективность инновационных решений отдельных фирм (предприятий);

6) участие государства в роли посредника в организации эффективного взаимодействия раз­личных секторов науки (академического, отраслевого, вузовского и заводского) и стимулировании кооперации в области инновационных разработок между промышленными фирмами (предпри­ятиями, акционерными обществами) и высшими учебными заведениями (университетами, акаде­миями, институтами);

7) координацию инновационной деятельности в регионах;

8) создание правовой базы инновационной деятельности;

9) регулирование международных связей в области инновационных процессов.

Последние два направления важны с точки зрения степени участия государства в поддержке инновационных процессов, является исключительной прерогативой государства, а регулирование международных связей в области инновационных процессов в основном также осуществляется государством.

Формы государственного регулирования международных связей в инновационной деятельно­сти разнообразны. Перечислим некоторые из них: стимулирование зарубежных инновационных инвестиций; обоснованный выбор наиболее перспективных, приоритетных направлений сотрудничества;

таможенное регулирование и экспортный контроль инновационных разработок (техноло­гий, изделий, рецептур); поддержка международных контактов (связей) малого инновационного предпринимательства; финансирование многосторонних (двусторонних) международных инновационных проектов; применение специальных налоговых и кредитных льгот для стран (или организаций), участвующих в выполнении совместных инновационных проектов и разработок; введение в стране международных стандартов и норм.

Заключение

В последние года понятие «инновации» стало повсеместно используемым термином. Мы определяем инновации как нововведения, которые привносят положительный экономический и социальный эффект, и которые могут быть как технологическими (продукт или технологический процесс), так и управленческими (бизнес-модель, метод управления). Инновации являются важной составляющей конкурентоспособности страны: они делают ее экономику эффективнее, повышают качество жизни ее граждан, поднимают престиж государства на международной арене. Вот почему важно понять, какие факторы обеспечивают развитие инноваций. Инновация - это изобретение, перенесенное в практическую плоскость и создающее добавленную стоимость.

Для реализации инновационных проектов требуются значительные долгосрочные инвестиции в научные исследования и разработки. Необходимо, чтобы государство обеспечило первоначальную поддержку инновационным отраслям в условиях неразвитости рыночных механизмов долгосрочного финансирования и низкого внутреннего спроса на инновационную продукцию.

Достигнув необходимого уровня развития, предприятия смогут на рыночных условиях конкурировать на международных рынках – так, как это делают сейчас днепропетровские ракетостроители. Потраченные деньги вернутся государству сторицей благодаря увеличению доли продукции с высокой добавленной стоимостью в ВВП страны.

Сейчас привлечь долгосрочные финансовые ресурсы для развития рискованных инновационных проектов без государственной поддержки крайне сложно. История создания инновационных центров (science cities, technology parks и т.п.) доказывает, что значительная их часть сформировалась благодаря госпрограммам финансовой поддержки или госзаказу. Для развития инноваций, прежде всего, необходимо создать конкурентный рынок и благоприятный деловой климат для притока прямых иностранных инвестиций. Конкуренция будет стимулировать предприятия постоянно совершенствоваться, внедряя новые эффективные технологии и операционные модели, иностранные компании принесут в страну передовые навыки, а также инновационную корпоративную культуру.

Список литературы

1. Аньшин В.М., Дагаев А.А. Инновационный менеджмент: Многоуровневые

концепции, стратегии и механизмы инновационного развития. - М.: Дело, 2006.

2. Арзамасцев Н.В.Повышение конкурентоспособности отечественного промышленного производства — основа государственной инновационной политики / / Инновации. 2000. № 7-8.

3. Афонин И.В. Инновационный менеджмент. Учебное пособие. М.: Гардарики, 2005.

4. Ивасенко А.Г., Никонова Я.И. Инвестиции: источники и методы финансирования. М.: Омега-Л, 2006.

5. Инновационный менеджмент: Справ, пособие. / Под ред. П.Н.Завлина,

А.К.Казанцева, Л.Э.Миндели. 2-е изд., перераб. и доп. - М., 1998.

6. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Б.Н. Чернышева, 2-е изд., перераб., доп. М.Изд. «Вузовский учебник», 2007.

7. Инновационный менеджмент: Концепции, многоуровневых стратегий и механизмы инновационного развития: Учеб. Пособие. / Под ред. В.М. Анышина, А.А. Дагаева. - 2-е изд, перераб., доп. - М.: Дело 2006.

8. Инновационный менеджмент: Учебник для студентов ВУЗов. / Под ред. С.Д. Ильенковой, 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА,2007.

9. Инновационный менеджмент. / Под ред. С.Д. Ильенковой. М.: ЮНИТИ, 2004.

10. Инновационный менеджмент. Под ред. Л.Н. Оголевой. Учебное пособие. - М.: ИНФРА - М, 2003.

11. Инновационный менеджмент. / Под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. Учебное пособие. 2-е изд. - М.: Дело, 2006.

12. Лукасевич И.Я. Инвестиции. М.: Вузовский учебник 2007.

13. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент. Учебник. - М.: ИНФРА - М, 2002.

14. Основы инновационного менеджмента. Теория и практика. Учебник /Под редакцией д.э.н., профессора Л. К. Казанцева, д.э.н., профессора Л. Э. Миндели, «Издательство «Экономика», 2004.

15. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. Учебник.4-е изд. СПб.: Питер, 2005.