Реферат: Место и значение бюджета в общей системе финансовых отношений

Название: Место и значение бюджета в общей системе финансовых отношений
Раздел: Рефераты по финансам
Тип: реферат

Место и значение бюджета в общей системе финансовых отношений

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Бюджетная система Российской Федерации»

Кафедра экономики

Финансы и кредит

Миасс 2010

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………...3

1. Сущность бюджета и его место в системе финансовых отношений…..5

2. Задачи, функции и значение государственного бюджета………………8

3. Роль бюджета в развитии России в 2011 году…………………………13

Заключение………………………………………………………………….19

Список литературы…………………………………………………………21

ВВЕДЕНИЕ

В условиях перехода к рыночным отношениям существенно меняются роль и значение государства в управлении социально-экономическими процессами. В отличие от административно-командных методов управления в условиях рынка государственное вмешательство в экономику должно носить достаточно ограниченный характер и быть направленным прежде всего на решение таких глобальных проблем, как обеспечение бесперебойного функционирования рыночного механизма в целом, развитие производительных сил, укрепление обороноспособности страны, а также экономическая поддержка и социальная защита наиболее уязвимых слоев населения посредством рационального распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода страны.

Важнейшим инструментом государственного регулирования экономических процессов, решения социальных, политических, производственных, экологических и других задач в условиях рынка выступает бюджет.

Объектом данной работы является бюджет.

Предмет работы – бюджет как часть системы финансовых отношений страны.

Цель работы – определить место и роль бюджета в системе финансовых отношений.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть сущность бюджета;

- определить место бюджета в системе финансов страны;

- рассмотреть основные функции и задачи бюджета;

- определить значение бюджета в социально-экономической жизни общества;

- рассмотреть роль бюджета в развитии страны в 2011 году.

Работа состоит из введения, трех подпунктов, заключения и списка литературы.

В первом подпункте рассмотрена сущность бюджета и его место в системе финансов. Во втором подпункте определены функции и задачи бюджета, а также рассмотрена роль бюджета в жизни страны. Третий подпункт носит практических характер, в нем рассмотрена роль бюджета в 2011 году.

1. СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТА И ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Категория финансов является наиболее существенной категорией экономической и хозяйственной системы страны.

Финансы определяются как один из базовых элементов экономических отношений, предметной областью которых выступает процесс формирования, распределения и использования фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства, а также конкретных субъектов хозяйствования.

Вся совокупность сфер финансовых отношений, финансовых учреждений и финансовых фондов, обеспечивающих процесс мобилизации и последующего использования финансовых ресурсов составляет систему финансов общества [6, с. 6].

В целом вся система финансов состоит из двух укрупненных подсистем:

1) государственные и муниципальные финансы;

2) финансы хозяйствующих субъектов.

Эти укрупненные подсистемы в зависимости от конкретных форм и методов формирования доходов и денежных фондов, в свою очередь, делятся на более частные подсистемы (звенья).

Государственные и муниципальные финансы включают:

- бюджетная система (которая состоит из бюджетов разных уровней и внебюджетных фондов);

- государственный кредит.

Финансы хозяйствующих субъектов включают:

- финансы коммерческих предприятий и организаций;

- финансы некоммерческих организаций;

- финансы финансовых посредников (кредитные организации, частные пенсионные фонды, страховые организации и другие финансовые институты).

Ведущее место в системе финансовых отношений занимают государственные и муниципальные финансы, так как они аккумулируют и перераспределяют большую часть финансовых ресурсов страны. Они оказывают определяющее влияние и на остальные сферы финансовых отношений, а для некоторых отраслей это основной источник, обеспечивающий их функционирование.

Финансовая система государства играет основополагающую роль в формировании и развитии экономической, социальной и политической структуры общества и государства. Одной из составляющих финансовой системы является государственный бюджет.

Возникновение бюджета связано с зарождением и формированием государства, использующего его в качестве основного инструмента обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения социально-экономической политики [6, с. 16].

Через государственный бюджет осуществляется целенаправленное воздействие на формирование и использование денежных ресурсов. С помощью бюджетных средств государственные и местные органы власти получают финансовые ресурсы на содержание аппарата власти, органов обороны и безопасности, реализацию социальных мероприятий и решение экономических задач, т. е. на выполнение государством своих функций перед обществом через органы власти [4, с. 27].

Соответственно, нормальное функционирование хозяйственного механизма невозможно без совершенствования бюджетных отношений, без последующего проведения научно-разработанной бюджетной политики, без наличия эффективной системы управления бюджетным процессом.

Бюджетные отношения возникают между государством и другими субъектами воспроизводства в процессе мобилизации и использования денежных средств, которые необходимы для выполнения государственных функций.

Поэтому качественная определенность бюджетных отношений характеризуется определенной сферой стоимостного распределения, выполняющей специфическое общественное назначение – удовлетворение наиболее важных общественных потребностей.

Их внутреннюю количественную определенность выражает бюджетный фонд – форма материализации и проявления общественного характера бюджетных отношений, форма выражения их денежной природы.

Совокупность денежных отношений государства с предприятиями, учреждениями, населением, а также между органами государственной власти, связанные с образованием и использованием на общественные потребности основного централизованного фонда формирует экономическое содержание бюджетных отношений [6, с. 16].

В соответствии со ст. 6 Бюджетного Кодекса Российской Федерации бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления [1].

При изучении сущности бюджета следует обратить внимание на то, что он одновременно используется для обозначения различных по своей природе объектов и явлений.

По экономической сущности государственный бюджет - это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу распределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирования экономики, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления [4, с. 27].

По материально-вещественному воплощению - это фонд денежных средств.

По плановой форме – финансовый документ, составляемый в виде баланса доходов и расходов [6, с. 17].

В соответствии с Бюджетным Кодексом РФ бюджетная система РФ имеет три уровня:

1. Федеральный (федеральный бюджет РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов);

2. Региональный (бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов);

3. Местный (местные бюджеты) [1].

Свод бюджетов всех уровней составляет консолидированный бюджет Российской Федерации.

2. ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

Бюджет по своей природе является экономическим базисом государства. Любые колебания или изменения этого базиса приводят к нарушению экономической, хозяйственной и социальной жизни общества.

Федеральный бюджет является основным планом государства, позволяющим органам власти осуществлять свои властные полномочия в экономической, социальной, политической и иных областях и сферах деятельности. Государственный бюджет отражает реальные ресурсы финансовых средств, находящихся в распоряжении государства и определяющих возможности государства по выполнению возложенных на него функций. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования денежных средств, распределение части национального дохода и внутреннего валового продукта (ВВП), что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики [4, с. 28].

По своей структуре, с одной стороны, бюджет — это форма образования и расходования ресурса денежных средств, а с другой — это смета (роспись) доходов и расходов денежных средств в целях финансового обеспечения задач и выполнения функций государством и территориальными органами власти в соответствии с бюджетной классификацией. С точки зрения формирования бюджетов (федерального, региональных и местных), бюджет есть необходимая экономическая составляющая финансовой политики государства, обеспечивающая решение задач:

- перераспределения внутреннего валового продукта;

- государственного регулирования и стимулирования экономики;

- финансового обеспечения бюджетной сферы и осуществления социальной политики государства;

- стабилизации кредитно-денежной системы государства;

- удовлетворения общественных потребностей по содержанию аппарата управления, органов обороны, безопасности и правопорядка и т. д.;

- регулирования экономической и социальной видов деятельности субъектов хозяйствования и развития инфраструктуры территорий;

- разрешения вопросов освоения новых технологий, программ и производств;

- обеспечения международных и межгосударственных договорных обязательств;

- контроля за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств и т. д. [4, с.28]

Сущность бюджета, как и любой другой экономической категории, проявляется в его функциях. Выделяют следующие основные функции бюджета:

- распределительная функция;

- перераспределительная функция ВВП;

- регулирующая функция;

- стимулирующая функция;

- контрольная функция.

1. Распределительнаяфункция бюджета проявляется непосредственно через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням органов власти государственного и местного управления. Важное значение в распределении бюджетных средств отводится фондам: резервному, развития, поддержки субъектов РФ. С помощью бюджетов и фондов государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономическое развитие территорий и отраслей производства, социальную сферу. Регулируя экономическую сферу и отношения в ней, государство целенаправленно усиливает или сдерживает темпы роста производства, ускоряет или снижает рост капиталов и частных сбережений, изменяет структуру спроса и предложения, регулирует социальное обеспечение членов общества.

2. Перераспределительная функция национального дохода и ВВП проявляется непосредственно на стадиях образования доходов бюджетов и распределения бюджетных ресурсов. В процессе формирования доходов бюджетов происходит принудительное изъятие в пользу государства части ВВП, созданного в процессе общественного воспроизводства. Через федеральный бюджет перераспределяется около 20% ВВП. Средства государственного бюджета в первую очередь направляются на финансирование структурной перестройки экономической сферы, комплексных целевых программ, наращивание научно-технического потенциала и мероприятий социальной защищенности наименее обеспеченных слоев населения.

Доходы бюджетов всех уровней бюджетной системы существенно различаются по их плательщикам, объектам обложения, методам изъятия доходов и срокам уплаты. Вместе с тем они объединены единством, так как преследуют единую цель — формирование доходной части бюджетов различных уровней. Доходы бюджетов могут носить налоговый и неналоговый характер. Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели — организации производственной и непроизводственной сфер. В бюджетах любого уровня бюджетной системы определены только размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственными процессами расходования бюджетных ресурсов занимаются бюджетополучатели. За счет расходов бюджета происходит перераспределение бюджетных ресурсов по уровням бюджетной системы через систему дотаций, субсидий, субвенций и ссуд. Расходы бюджета в основном носят безвозвратный характер. На возвратной основе работают только кредиты и ссуды. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается бюджетным планом (сметой) и зависит, как и бюджетные доходы, от экономической ситуации и приоритетов государства.

3. Регулирующая и стимулирующая функции бюджетов проявляются непосредственно через налоговые доходы и расходы бюджетов. То есть налоговые доходы и бюджетные расходы выступают в качестве инструмента регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышая эффективность производства, в первую очередь наиболее важные отрасли народного хозяйства, атомной энергетики, машиностроения, агропромышленного комплекса, жилищного строительства [4, с. 32].

4. Контрольная функция заключается в том, что бюджетный фонд – через формирование и использование фонда денежных средств государства – отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. Благодаря этому свойству бюджетный фонд может «сигнализировать» о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей и т.д. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений [5, с. 6].

Бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе, является инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы, выступая ускорителем, а иногда тормозом социально-экономического развития общества. Он является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как закон. Через него мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и часть доходов населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, содержание органов государственного управления, создание государственных материальных и финансовых резервов, финансовую поддержку бюджетов субъектов федерации, погашение и обслуживание государственного долга.

При переходе к рыночной экономике государственный бюджет сохраняет свою важную роль. Но при этом изменяются методы его воздействия на общественное производство и сферу социальных отношений. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры на всей территории РФ. В условиях перехода к рыночным отношениям средства государственного бюджета, прежде всего, должны направляться на финансирование структурной перестройки экономики, выполнение комплексно-целевых программ, наращивание научно-технического потенциала, социальное развитие и социальную защиту населения.

В современных условиях наибольшим приоритетом пользуются агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплекс и транспорт. В расходах на национальную экономику более 60% составляют дотации приоритетным отраслям экономики.

Государственный бюджет играет важную роль в выравнивании экономического развития регионов страны путем бюджетного финансирования объектов.

Большое значение имеет социальная направленность бюджетных расходов. В силу кризисного этапа переходного периода приоритетом социальной политики РФ является государственная поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных семей), а также стабилизация финансирования учреждений здравоохранения, образования и культуры.

Государственный бюджет влияет на размеры частных накоплений, определение структуры доходов предприятий и реальные доходы населения.

В процессе бюджетного планирования устанавливается рациональное соотношение между централизованными и децентрализованными фондами денежных средств, определяются размеры финансовых ресурсов предприятий, а также степень участия предприятий в формировании доходов бюджетной системы.

Говоря о значении государственного бюджета, следует отметить, что некоторые негативные факторы не позволяют государственным и муниципальным органам выполнять эффективно и в полной мере предназначение государственного бюджета. В области бюджета такими негативными факторами являются бюджетный дефицит (в отдельные годы по отдельным регионам) и инфляция.

3. РОЛЬ БЮДЖЕТА В РАЗВИТИИ РОССИИ В 2011 ГОДУ

Бюджетная политика как составная часть экономической политики должна быть нацелена на проведение всесторонней модернизации экономики, создание условий для повышения ее эффективности и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития, на улучшение инвестиционного климата, достижение конкретных результатов.

Бюджет на 2010 год был социально-направленным, в нем предусматривались средства на повышение пенсий, различные пособия и выплаты, а также поддержку сельского хозяйства и других отраслей. Основными задачами бюджета являлись:

- стимулирование экономики в период выхода из кризиса;

- обеспечение средне- и долгосрочной макроэкономической и бюджетной устойчивости;

- адаптация бюджетных расходов к более низкому уровню доходов;

- повышение эффективности налоговой системы;

- создание пенсионной системы, обеспечивающей достойный уровень жизни пенсионерам;

- другие.

В 2010 году в экономике проявились определенные позитивные тенденции, ряд ее секторов демонстрирует признаки роста, бесперебойно функционируют финансовая и банковская системы.

Это во многом стало результатом последовательных антикризисных действий государства, направленных на сохранение стабильности бюджетной и финансовой системы, поддержку наиболее пострадавших от кризиса отраслей экономики.

Удалось сохранить социальную стабильность, смягчить социальные последствия кризиса, обеспечить даже в сложных экономических условиях реальный рост объемов государственной поддержки наименее защищенных категорий граждан, прежде всего пенсионеров. Реализация активных мероприятий на рынке труда позволила стабилизировать уровень безработицы[2].

С января по сентябрь 2010 года доходы бюджета составили 11419,4млрд. рублей, а расходы - 11309,8 млрд. рублей. Больше всего средств было выделено на социально-культурные мероприятия – 59,2%. Это свидетельствует о большой роли государственного бюджета в социально-культурной жизни страны.

На втором месте находятся расходы на национальную экономику: 11,8%. В этой области больше всего средств выделялось на поддержку дорожного хозяйства, транспорта, сельского хозяйства.

На третьем месте - расходы на общегосударственные вопросы: 963,9 млрд. рублей.

Особенностью бюджета на 2011 год является то, что он сформирован в условиях восстановительного роста экономики, так как кризис в основном закончился.

Бюджетная политика на 2011-2013 годы будет направлена, с одной стороны, на восстановление экономики после кризиса и решение важнейших социальных задач, с другой – на формирование инновационной экономики.

Среди основных задач бюджетной политики на 2011 год выделяются следующие:

- обеспечение макроэкономической стабильности, продолжение политики, направленной на снижение инфляции;

- последовательное сокращение бюджетного дефицита;

- поддержка масштабных инвестиций;

- поддержку и развитие научных школ, реализацию массовых программ подготовки и повышения квалификации российских специалистов;

- безусловное исполнение социальных обязательств;

- разработку и реализацию программ по улучшению здоровья граждан;

- формирование нового облика Вооружённых Сил и реализацию государственной программы вооружения;

- другие.

Прогноз расходов федерального бюджета РФ на 2011 год увеличен на 272,9 млрд рублей, на 2012 год - на 392,7 млрд рублей, на 2013 год - на 425,8 млрд рублей.

Министр финансов Кудрин отметил, что в связи с ростом прогноза расходов на ближайшую трехлетку наибольший рост поддержки получит Минобороны, на втором месте - Минздрав, расходы на который увеличатся в связи с введением льгот для информационно-технологических компаний по страховым взносам [9].

Выступая на заседании правительственной комиссии по бюджетным проектировкам, премьер-министр РФ Владимир Путин подчеркнул, что приоритеты бюджетных расходов останутся неизменными: предполагается рост расходов, связанных с исполнением социальных обязательств государства, а так же с реализацией программ развития [11].

Одним из главных приоритетов нового трехлетнего бюджета (на 2011 г. и плановый период 2012, 2013 гг.) останется обеспечение социальных обязательств. Расходы на здравоохранение возрастают на 63 %. Связано это с тем, что сейчас идет реформирование внебюджетных фондов. Был принят закон об увеличении страховых взносов (по Фонду обязательного медицинского страхования в 2011 г. — на 3,1 %, в 2012–2013 и последующие годы — на 5,1 %). По сравнению с 2010 годом будет существенно увеличено финансирование дорожного хозяйства [7].

Расходы на социальную политику и национальную оборону становятся лидерами роста в ближайшие три года. На социальные цели будет направляться примерно треть всех расходов, удельный вес расходов на национальную оборону вырастет с 13,1% до 19,1% ВВП.

Финансирование расходов на национальную оборону должно позволить решить все стоящие перед Вооруженными Силами РФ задачи, включая закупку новых видов вооружения, обеспечение боевой подготовки, индексацию и реформирование денежного довольствия военнослужащих, реализацию социальных гарантий для военнослужащих и т.д.

Глава правительства сообщил, что принципиально новым направлением в бюджете ближайших двух лет станут программы модернизации здравоохранения общей стоимостью 460 млрд рублей.

Из общей суммы, по его словам, 300 млрд рублей планируется направить на ремонт, модернизацию медицинских учреждений и оснащение их необходимым оборудованием.

Кроме того, 136 млрд рублей будет направлено на повышение финансовой обеспеченности и стандартов оказания медицинской помощи, еще 24 млрд рублей - на информатизацию здравоохранения в целом.

135 млрд рублей будет направлено на реализацию национального проекта "Здоровье" - "дополнительные выплаты участковым врачам и медицинским сестрам, помощь при ДТП, сердечно-сосудистых и онкологических заболеваниях".

В нацпроекте появятся и дополнительные мероприятия, прежде всего они связаны с улучшением медицинской помощи новорожденным детям и матерям.

Важнейшим приоритетом бюджетной политики является поддержка образования как основы инновационной экономики.

Объемы финансирования образования позволят обеспечить переход к образованию по стандартам нового поколения, отвечающим требованиям современной экономики; решение проблем, связанных с оптимизацией сети образовательных учреждений на всех уровнях; существенное повышение роли вузов в развитии науки; разработку стимулов для привлечения частного сектора в отрасль и увязку программ подготовки специалистов с требованиями рынка труда.

Таким образом, возрастет роль бюджета в социальной сфере, особенно в сфере образования и здравоохранения.

В среднесрочной перспективе запланировано дальнейшее повышение уровня расходов на пенсионное обеспечение населения. Это решение обусловлено низким уровнем доходов пенсионеров и направлено на восстановление социальной справедливости, на решение проблемы бедности старшего поколения.

Также бюджет сохранит свою роль важнейшего инструмента модернизации и развития экономики и инфраструктуры. На эти цели в 2011 году направляется 1,6 трлн рублей [10].

Однако роль бюджета в качестве источника поддержки отраслям экономики и конкретным предприятиям, высокая в период кризиса, теперь будет постепенно снижаться, так как государственная поддержка на льготных условиях не может предоставляться длительное время.

В числе приоритетов по-прежнему остается поддержка таких отраслей, как авиастроение (48 млрд рублей) и судостроение (14 млрд рублей).

Будут расти расходы на финансирование прикладных научных исследований в области национальной экономики. В следующем году они вырастут по сравнению с уровнем этого года в полтора раза. В основном за счет финансирования космической программы, развития авиационной техники, разработок по приоритетным направлениям научно-технологического комплекса. При этом расходы на национальную экономику будут постепенно сокращаться. Отчасти это объясняется тем, что затраты на ее финансирование были резко повышены во время кризиса. Теперь экономика постепенно восстанавливается, и вес таких расходов постепенно возвращается к докризисному уровню [8].

На развитие науки и технологий в 2011 году выделяется 178 млрд рублей, на проект "Информационное общество" - 89 млрд рублей, на космическую программу - 115 млрд рублей, на атомную энергетику - также 115 млрд рублей.

Большое значение будет иметь бюджет для финансирования агро-промышленного комплекса из-за неурожая в 2010 году, вызванного аномальными погодными условиями. Госпрограмма по развитию сельского хозяйства будет профинансирована из бюджета в 2011 году в объеме 153 млрд рублей.

Путин подчеркнул, что правительству "нужно сделать все, чтобы помочь нашим сельхозпроизводителям пережить трудности, вызванные неурожаем 2010 года".

По его словам, необходимо сохранить те позитивные тенденции, которые набирают силу в российском АПК в последние годы [10].

В связи с подготовкой олимпийской сборной к Олимпиаде 2014 года возрастет роль бюджета в сфере спорта: расходы на поддержку спорта увеличатся в 2011 году на 13 млрд рублей, в 2012 году - на 8,9 млрд рублей, в 2013 году - на 8,5 млрд рублей [9].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение проделанной работы можно сделать следующие выводы.

Во-первых, бюджет — ведущее звено финансовой системы страны. Он играет большую роль в социально-экономическом развитии страны, являясь основным инструментом обеспечения деятельности государственных органов и регулирования социальной, экономической, политической и других сфер общественной жизни.

Нормальное функционирование хозяйственного механизма невозможно без совершенствования бюджетных отношений, без последующего проведения научно-разработанной бюджетной политики, без наличия эффективной системы управления бюджетным процессом.

Во-вторых, в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ бюджетная система РФ имеет три уровня: федеральный, который включает федеральный бюджет РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов; региональный, включающий бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; и местный, представленный местными бюджетами. В совокупности эти уровни составляют консолидированный бюджет Российской Федерации.

В-третьих, сущность бюджета проявляется в его функциях. К основным функциям бюджета можно отнести: распределительную функцию, перераспределительную функцию ВВП, регулирующую функцию, стимулирующую функцию, контрольную функцию.

В-четвертых, роль бюджета в социально-экономическом развитии общества заключается в следующем: с помощью него государство решает социальные проблем, путем улучшения бюджетного финансирования учреждений социальной сферы — просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, жилищного строительства; выделяет средства на укрепление обороноспособности страны, содержание органов государственного управления; способствует преодолению экономического кризиса.

Предполагается, что в 2011 году возрастет роль бюджета в социальной сфере жизни общества, главным образом в области образования и здравоохранения. Повышение расходов бюджета в этих областях будет направлено на повышение качества предоставляемых услуг, разработку новых программ, модернизацию существующих медицинских и образовательных учреждений.

В связи с неурожаем в 2010 году большую роль будет иметь поддержка сельского хозяйства из государственного бюджета.

Еще один приоритет в расходах бюджета - обеспечение национальной обороны на основе перевооружения армии и решения других проблем, стоящих перед Вооруженными Силами РФ.

Таким образом, на всех этапах развития общества государство играет большую роль в различных сферах жизни страны, и главным инструментом осуществления им своих функций является государственный бюджет.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации: официальный текст принят Гос. Думой Фед. Собр. РФ 17 июля 1998 года. – справочно-правовая система «Консультант Плюс»

2. Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011–2013 годах // Финансы. - №7. – 2010. – с. 3 -7.

3. Основные направления бюджетной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.ru/ru/

4. Александров, И. М. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / И.М. Александров. — 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация ≪Дашков и К°≫, 2007. — 486 с.

5. Куликов, Н.И. Современная бюджетная система России : учеб. пособие / Н.И. Куликов, Л.Н. Чайникова, Е.Ю. Бабенко. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. – 104 с.

6. Николаева, Т.П. Бюджетная система РФ / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. - М.: 2003. - 225 с.

7. Стрельникова, С.А. Трехлетка и другие новшества // Бюджет. - 18.10.2010

8. Читаем бюджет // Российская газета. - 17.12.2010

9. Новости NEWSru.com: Правительство получит больше доходов, но все потратит [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.newsru.com/finance/09sep2010/budjet.html. - 9.09.2010

10. Новости NEWSru.com: Путин рассказал, как будут повышаться пособия и пенсии в 2011 году [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.newsru.com/finance/23sep2010/putin_pens.html#3. – 23.09.2010

11. ПРАЙМ-ТАСС: Правительство РФ утвердило основные характеристики бюджета на 2011 г. и 2012-2013 гг. [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.iguru.ru/deposits/show.aspx?id={BE6C0613-BC5F-4538-A611-AC58DD8C2C29}. – 29.07.2010