Реферат: Учет, документальное оформление и определение фактической себестоимости материальных ценностей

Название: Учет, документальное оформление и определение фактической себестоимости материальных ценностей
Раздел: Рефераты по бухгалтерскому учету и аудиту
Тип: реферат

Введение

Бухгалтерский учет является системой, которая измеряет параметры деловой активности и представляет их в виде отчета и конечных выводов для принятия решений руководителем компаний, финансовые отчеты – это документы, которые представляют информацию в денежной форме на индивидуальном уровне или на уровне предприятия.

Приносит ли наш бизнес прибыль? Достаточны ли объемы продаж, чтобы гарантировать открытие нового филиала? Большинство правильных ответов на подобные деловые вопросы содержатся в бухгалтерской информации. Руководители, принимающие решения, используют эту информацию для составления практичных бизнес-планов. В то время как новые программы влияют на деловую активность, бухгалтерский учет следит за финансовым пульсом компании. В течение определенного временного цикла бухгалтерия измеряет результаты деятельности и докладывает эти результаты руководству.

Бухгалтерия является элементом учета также как и арифметика является составной частью математики. Все большее количество людей использует компьютеры для ведения подробной бухгалтерской отчетности на всех уровнях.

Бухгалтерский учет- основное звено формирования экономической политики, инструмент бизнеса, один из главных механизмов управления процессами производства и продажей продукции- способствует совершенствованию организации производства. 21 ноября 1996 г. впервые в истории России был принят специальный Федеральный закон «О бухгалтерском учете», который занял важное место в системе остальных законов, разработанных применительно к специфике рыночных отношений.

Указанный закон имеет большое значение для развития бухгалтерского учета в стране, поскольку он:

· Повышает юридический статус норм бухгалтерского учета для коммерческих и некоммерческих организаций.

· Закрепляет обязанность ведения бухгалтерского учета в юридических лицах.

· Повышает статус норм бухгалтерского учета до уровня статуса норм другого законодательства.

Целью бухгалтерского учета является формирование информации для внешних и внутренних пользователей.

Применительно к внешним пользователям цель бухгалтерского учета – формирование информации о финансовом положении организации, финансовых результатах и изменениях в финансовом положении, полезной широкому кругу заинтересованных пользователей при принятии решений. Применительно к внутренним пользователям целью бухгалтерского учета является формирование информации, необходимой руководству организации для принятия управленческих решений, планирования анализа и контроля производственной и финансовой деятельности.

Бухгалтерский учет- это область специальных экономических знаний, имеющих в современном обществе важное прикладное значение. Он необходим для каждого предприятия, независимо от вида и целей его деятельности.

Бухгалтерский учет охватывает различные сферы деятельности предприятия, немало важная роль отводится учету материальных ценностей, так как обеспечение предприятия материалами является первой стадией производства, поэтому целью написания курсовой работы является изучение учета материалов на примере предприятия ООО «Блок».

1. Учет, документальное оформление и определение фактической себестоимости материальных ценностей.

1.1. Характеристика предприятия ООО «Блок».

13 июля 1970 г. Была создана ПМК «Водстрой», предприятие занималось мелиорацией Сальского района и прилегающих районов Песчанокопского, Орловского, Пролетарского. Строились оросительные каналы, водонапорные башни, скважины.

В апреле 1997 г. Предприятие распалось в связи с банкротством на его базе было создано несколько новых предприятий, в том числе ООО «Блок».

ООО «Блок» образовалось 27 июня 1997 г. В начале предприятие занималось ремонтными и общестроительными работами, принимало участие в капитальном ремонте больницы, школ №21 и №59.

С 2002 г. стало специализированным предприятием по водоснабжению населения. Являлось поставщиком услуг по водоснабжению с. Ивановка, х. Александровский и Сладкий.

В 2005 г. зона обслуживания расширилась, в нее вошли: часть с. Сандаты, х. Крупский, п. Маяк и Садовый.

К концу 2006 г. на обслуживание ООО «Блок» стало еще два поселка Рыбасовского сельского поселения (п. Рыбасово, п. Прогресс), а также с. Романовка и Ново- Егорлыкского сельского поселения и п. Манычстрой.

С января 2008 г. потреблять услуги стали 3 поселка Кручено- Балковского сельского поселения (с. Крученая Балка, с. Сысоево- Александровское, х. Новоселый), а также два поселка: Екатериновского сельского поселения (п. Баранники и Новый Маныч). Таким образом, предприятие обслуживает 11 сел Сальского района, то есть 7 сельских поселений.

Потребителями услуг предприятия являются 8500 человек, 4 сельские больницы, 10 детских садов, 7 школ, 1 пекарня, 1 колбасный цех, 20 фермерских хозяйств.

Реализация услуг в год составляет 800 тыс. метров кубических воды. В эксплуатации предприятия находятся 26 скважин, 87 км. водопроводных сетей. Доходы предприятия за 2007 г. составили 5, 7 миллионов рублей, предприятие сработало с прибылью 32000 рублей.

Ежегодно расходуется около 400 тыс. руб. на текущий капитальный ремонт системы водоснабжения. Учет ведется на общем режиме налогообложения, НДС- 18 %перечисляется поквартально в ИФНС. Тариф на услугу водоснабжения ежегодно регулируется или индексируется в «Региональной службе по тарифам» Ростовской области.

Бесперебойную подачу воды обеспечивают 36 оперативных рабочих, всего на предприятии трудится 54 человека. Бессменным директором этого предприятия со дня основания является Скубин В. Н. 27 июня 2007 г. предприятие отпраздновало десятилетний юбилей.

Планируется грандиозная реконструкция системы водоснабжения. Будет заменено 30 % труб, в марте начато строительство двух скважин в х. Садовом и с. Александровское, стоимость каждой из них 400 тыс. руб., на данное строительство выделены денежные средства из бюджета 60 %, а остальное за счет собственных средств.

1.2. Понятие материалов, их классификация.

Понятие материально-производственных запасов определено в Положении по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01 [5,с.1],

Материально-производственные запасы – это часть имущества:

1. используемая при производстве продукции, выполнении работ и оказании услуг;

2. предназначенная для продажи;

3. используемая для управленческих нужд организации.

Производственные запасы (сырье, материалы, топливо и др.), являясь предметами труда, обеспечивают вместе со средствами труда и рабочей силы производственный процесс предприятия, в котором они используются однократно. Себестоимость их полностью передается на вновь созданный продукт.

Перед бухгалтерским учетом и контролем за использованием материальных ресурсов на предприятии стоят следующие задачи:

1) правильное и своевременное документальное отражение всех операций по заготовке, поступлению и отпуску материалов;

2) выявление и отражение затрат, связанных с их заготовлением;

3) получение достоверной информации об остатках и движении материалов в местах их хранения, определение уровня обеспеченности ими предприятия;

4) правильный расчет и списание отклонений по направлениям затрат;

5) контроль за сохранностью материальных ценностей в местах их хранения и на всех стадиях движения;

Для правильной организации бухгалтерского учета материалов, важное значение имеет их экономически обоснованная классификация и увязка ее с системой счетов бухгалтерского учета.

В зависимости от назначения материалы подразделяются на группы:

· сырье и основные материалы;

· вспомогательные материалы;

· покупные полуфабрикаты;

· возвратные отходы;

· топливо;

· тара и тарные материалы;

· запасные части.

Кроме того, материалы классифицируют по техническим свойствам и делят на группы – черные и цветные металлы, прокат, трубы и др.

По участию в производстве материалы классифицируются на:

- основные

- вспомогательные

1.3. Оценка материальных ценностей.

В соответствии с ПБУ 5/01 материально — производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.

Фактической себестоимостью материально — производственных запасов, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

Фактическими затратами на приобретение материально-производственных запасов могут быть:

· суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);

· суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материально — производственных запасов;

· таможенные пошлины и иные платежи;

· невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением единицы материально-производственных запасов;

· вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены материально-производственные запасы;

· затраты по заготовке и доставке материально-производственных запасов до места их использования, включая расходы по страхованию;

· иные затраты, непосредственно связанные с приобретением материально-производственных запасов.

Не включаются в фактические затраты на приобретение материально-производственных запасов общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением материально-производственных запасов.

Фактическая себестоимость материально-производственных запасов при их изготовлении силами организации определяется, исходя из фактических затрат, связанных с производством данных запасов. Фактическая себестоимость материально-производственных запасов, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, определяется исходя из их денежной оценки, согласованной учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Фактическая себестоимость материально-производственных запасов, полученных организацией безвозмездно, определяется исходя из их рыночной стоимости на дату принятия их к учету.

Фактическая себестоимость материально-производственных запасов, приобретенных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, определяется исходя из стоимости товаров (ценностей), переданных или подлежащих передаче организацией.

В соответствии с ПБУ 5/01 при отпуске материально-производственных запасов в производство и ином выбытии их оценка производится организацией (товаров, учитываемых по продажной (розничной) стоимости) одним из следующих методов:

· по себестоимости каждой единицы;

· по средней себестоимости;

· по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (метод ФИФО);

· по себестоимости последних по времени приобретения материально-производственных запасов (метод ЛИФО) [5,с.5].

Минфин России запретил с 1 января 2008г. в бухучете списывать материалы методом ЛИФО [32, с.6]. Соответствующие изменения в нормативные акты по бухучету внесены приказом Минфина России от 26 марта 2007г. №26н [20]. Таким образом, в распоряжении бухгалтеров останется только три метода оценки.

Оценка материально-производственных запасов на конец отчетного периода (кроме малоценных и быстроизнашивающихся предметов и товаров, учитываемых по продажной (розничной) стоимости) производится в зависимости от принятого метода оценки запасов при их выбытии.

1.4. Документация по учету движения материалов.

Для чета движения материалов применяется типовая учетная документация, отвечающая требованиям основных положений по учету материалов и приспособленная для автоматизированной обработки информации.

Количество экземпляров выписываемых документов и их документооборот устанавливаются в зависимости от характера предприятий, особенностей организации производства, материально-технического снабжения и от системы организации учета. Количество экземпляров должно быть минимальным: при использовании ЭВМ - один экземпляр, а при ручной обработке - не более двух. Поступление материалов на предприятие контролирует в первую очередь отдел снабжения, который следит за выполнением поставщиками договорных обязательств, предъявляет им претензии по качеству и недостачам материалов, разыскивает грузы, если они своевременно не прибыли на предприятие.

В момент сдачи экспедитором материалов на склад материально ответственное лицо (заведующий складом, кладовщик) проверяет соответствие количества, качества и ассортимента поступивших материалов документам поставщика. Одни из них отражают количество отправленного груза (спецификации, отвесы, накладные), другие -качество (сертификаты, удостоверения и т. п.).

При соответствии показателей документов фактическому наличию материально ответственное лицо выписывает приходный ордер (ф. № М-З и М-4). Различают документы однострочные и многострочные. В случае централизованной доставки материалов автотранспортом со склада поставщик выписывает товарно-транспортную накладную (ф. № М-5 и М-6) в четырех экземплярах: а) покупателю - для оприходования материалов вместо приходного ордера б) поставщику - для списания ценностей; в) для начисления заработной платы водителям автотранспорта; г) для предъявления в банк на оплату.

Акт о приемке материалов (ф. № М-7) применяется для оформления поступивших материальных ценностей без платежных документов и в случае расхождений (количественных и качественных) с данными сопроводительных документов. Расходные документы отражают отпуск материалов на производственные нужды (изготовление продукции), на хозяйственные нужды (содержание зданий, ремонтные работы), реализацию на сторону излишних, не используемых в хозяйственной деятельности предприятия материалов.

К ним относятся: лимитно - заборные карты, требования, накладные. Лимитно - заборная карта (ф. № М-8, М-9) выписывается отделом снабжения на одну или несколько позиций (видов материалов), относящихся к определенному коду производственных затрат (заказу). По лимитно - заборной карте ведется учет материалов, не использованных в производстве (возврат). При этом никаких дополнительных документов не составляется. Накладные (ф. № М-14 и М-15) применяются для учета и оформления отпуска материалов на сторону или хозяйствам своего предприятия, расположенным за пределами его территории.

1.5. Учет материалов на складах.

Порядок учета материалов на складах и в бухгалтерии зависит от метода учета материалов. Метод предусматривает порядок и последовательность ведения учета материалов, виды учетных регистров, их количество, взаимосверку показателей.

Наиболее прогрессивным и рациональным методом учета материалов является оперативно бухгалтерский (сальдовый). Возможны также количественно-суммовой метод и с помощью отчетов материально ответственных лиц.

Основные принципы оперативно-бухгалтерского метода следующие: оперативность и бухгалтерская достоверность количественного учета на складе при помощи карточек складского учета, которые ведутся материально ответственными лицами; систематический контроль работников бухгалтерии непосредственно на складе за правильным и своевременным документированием операций по движению материалов и ведением складского учета материалов; предоставление бухгалтерам права проверки соответствия фактических остатков материалов в натуре данным текущего складского учета; осуществление бухгалтерией учета движения материалов только в денежном выражении по учетным ценам и по фактической себестоимости.

Оперативно-бухгалтерский метод учета материалов предполагает ведение на складах только количественно-сортового учета движения материалов. Осуществляется он на карточках складского учета материалов (тип. ф. № М-17).

Бухгалтерия открывает карточки на каждый номенклатурный номер материала и под расписку передает их заведующему складом. По мере поступления на склад материалов кладовщик выписывает приходный ордер или заменяющий его документ и регистрирует его в карточке складского учета материалов. На основании расходных документов (лимитно - заборных карт, требований, накладных) в карточке регистрируется расход материалов. По состоянию на первое число каждого месяца материально ответственное лицо переносит количественные остатки из карточек в книгу учета остатков материалов (ведомость) ф. № М-20.

1.6. Синтетический учет материалов.

Приведенная ранее классификация материалов по их назначению и применению в производственном процессе будет использована бухгалтерией предприятия для организации синтетического учета. Каждая группа материалов учитывается на соответствующем счете или субсчете. В плане счетов бухгалтерского учета с этой целью предусмотрены следующие счета и субсчета.

Материалы, принятые на ответственное хранение и в переработку, учитываются за балансом на счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение». Балансовые счета материалов (05, Об, 08, 12) - активные, характеризуют состав хозяйственных средств предприятия. Учет материалов ведется в денежном выражении с обязательной систематической инвентаризацией (проверкой) фактического наличия их по местам хранения. Остатки ценностей и их приход записываются по дебету счетов, а расход, отпуск - по кредиту в суммах фактической себестоимости.

Материальные ценности поступают на склад не только от поставщиков, но и от подотчетных лиц (хозяйственные и канцелярские товары), от своих и вспомогательных производств, изготовляющих для собственных нужд инструменты, специальные штампы, приспособления. Кроме того, приходуются на склад как поступления сэкономленные цехами сырье, материалы, отходы производства, от брака продукции, от ликвидации основных средств и выбытия малоценных и быстроизнашивающихся предметов.

Учет и контроль за (расходованием товарно-материальных ценностей - одна из важных задач бухгалтерского учета. Все первичные документы на расход и отпуск материалов группируются бухгалтерией в разрезе синтетических счетов, субсчетов, мест использования и направления затрат.

1.7. Учет поступления материалов и расчетов с поставщиками.

Производственные запасы материалов пополняются промышленными предприятиями за счет предприятий-поставщиков или снабженческо-сбытовых организаций.. Хозяйственные отношения между предприятиями построены на основе договоров.

Договорные отношения более полно обеспечивают потребность предприятий в материалах должного качества и в соответствии с установленными сроками. Предприятия-поставщики на отгруженную продукцию выписывают платежные требования и счета-фактуры, передают их банку для оплаты и пересылают почтой покупателю. После регистрации платежное требование получает внутренний номер (регистрационный) и передается в бухгалтерию предприятия для оплаты, а квитанция и товарно-транспортная накладная передаются в экспедиционный отдел для получения и доставки груза. С этого момента у бухгалтерии предприятия возникают расчеты с поставщиками.

Учет расчетов с поставщиками товарно-материальных ценностей и услуг организуется на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Счет по отношению к балансу - пассивный; сальдо кредитовое свидетельствует о суммах задолженности предприятия перед поставщиками и подрядчиками по неоплаченным счетам и неотфактурованным поставкам; оборот по дебету - о суммах оплат, списаний и зачетов за отчетный месяц; оборот по кредиту - о суммах по принятым к оплате акцептованным платежным документам и неотфактурованным поставкам за отчетный месяц. Ведется учет расчетов с поставщиками в журнале-ордере № 6. Это комбинированный регистр, аналитический учет в котором организуется в разрезе каждого платежного документа, приходного ордера или приемного акта.

Журнал-ордер № 6 ведется линейно-позиционным способом, что дает возможность судить о состоянии расчетов с поставщиками по каждому документу. Суммы по учетным ценам записываются независимо от вида поступивших ценностей общей суммой, а суммы по платежным требованиям поставщиков - в разбивке по группам поступивших материалов (основные, вспомогательные, полуфабрикаты, топливо и т. п.).

Сумма претензий записывается на основании актов. По выпискам банка производится отметка об оплате каждого платежного документа. В журнале-ордере № 6 платежные документы регистрируются в течение месяца в графе «За неприбывший груз» и в графе «акцент». По окончании месяца предприятие обязано принять эти ценности на баланс. Пои расчетах с поставщиками за материальные ценности могут быть выявлены недостачи или излишки фактически поступившего количества по сравнению с документами поставщика, которые оформляются актом (ф. № М-7).

Излишки приходуются по акту и расцениваются по учетным ценам предприятия или по оптовым (отпускным ценам), затем учитываются в журнале-ордере № 6 отдельной строкой как неотфактурованная поставка - отдел снабжения сообщает поставщику об излишках и просит выставить платежное требование. В случае выявления недостач бухгалтерия рассчитывает их фактическую себестоимость и предъявляет претензию к поставщику. Сумма железнодорожного тарифа при этом распределяется пропорционально массе груза, а суммы наценок, скидок - пропорционально стоимости груза.

Сумма недостач относится в дебет счета 63 «Расчеты с претензиями» и в кредит счета 60 «расчеты с поставщиками» и отражается в журнале ордере № 6 и ведомости № 7. В данном журнале ордере отражены операции расчетов с поставщиками, связанные только с приобретением товарно-материальных ценностей. Кроме того, предприятия пользуются услугами поставщиков воды, газа, сжатого воздуха, подрядчиков ремонтных работ и т. п. Поэтому ведется отдельный журнал-ордер № 6 по расчетам с поставщиками и подрядчиками за услуги (см. в последующих темах). По окончании месяца показатели этого журнала - ордера переносятся в журнал-ордер № 6 расчетов с поставщиками за материальные ценности отдельной графой для получения оборотов и переноса их в Главную книгу.

1.8. Учет движения материалов в бухгалтерии.

Бухгалтерия предприятия осуществляет только денежный, суммовой учет движения товарно-материальных ценностей, используя для этого ведомость № 10 «Движение материальных ценностей» (в денежном выражении).

Основанием для заполнения ведомости № 10 служат реестры складов или накопительные ведомости № М-43. В ведомости № 10 приводятся две справки: № 1 «Слагаемые фактической себестоимости поступивших материальных ценностей», заполняется по показателям журналов- ордеров № 1, 6, 7, 8, 10/1, 13 и других, т. е. всех тех, где могут быть отражены затраты, связанные с процессом заготовления материалов текущего месяца. Данные этой справки необходимы для заполнения 11 раздела ведомости № 10.

Таким образом, ведомость № 10 «Движение товарно-материальных ценностей» обеспечивает решение большинства задач, стоящих перед бухгалтерским учетом материалов, но обязательным дополнением к ведомости № 10 является ведомость. № 11 «Движение материальных ценностей (по учетным ценам) по цеховым самостоятельным складам или по цехам на производстве, не имеющим складов».

1.9. Учет транспортно- заготовительных расходов.

ТЗР входят в состав фактической себестоимости материалов. К ним относятся все расходы на приобретение материалов. Эти расходы учитываются по видам (группам) материалов на тех же счетах и субсчетах. Ежемесячно бухгалтерия предприятия рассчитывает сумму и процент транспортно-заготовительных расходов ко всему объему ценностей данной группы, которыми располагало предприятие. Основанием для расчетов служат данные ведомости № 10 (2–3 разделы).

Суммы транспортно-заготовительных расходов на выбывшие, израсходованные ценности списываются на те же счета, что и материалы по оптовым ценам (гл. VII). В таком же порядке производятся расчет и учет доли отклонений фактической себестоимости от плановой с той лишь разницей, что могут быть отклонения (перерасход (+) и экономия (-)). Перерасход так же, как и транспортно-заготовительные расходы, увеличивает плановую себестоимость, а экономия - уменьшает ее. Экономия записывается с минусом или красным сторно.

1.10. Инвентаризация материалов.

Положение о бухгалтерских отчетах и балансах обязывает промышленные предприятия проводить инвентаризацию товарно-материальных ценностей: не менее одного раза в год по состоянию на 1 октября отчетного года (но не ранее) с целью объективного отражения состояния этих средств в годовом отчете; при смене материально ответственных лиц и при стихийных бедствиях; в случае расхождений между данными бухгалтерского’ и складского учета.

Основная цель инвентаризации - выявление фактического наличия товарно-материальных ценностей в натуральном и стоимостном выражении. В процессе инвентаризации проверяются: сохранность товарно-материальных ценностей; правильность их хранения, отпуска, состояние весового и измерительного инструмента; порядок ведения учета движения товарно-материальных ценностей. Работу по проведению инвентаризации осуществляет комиссия, состоящая из компетентных лиц, назначаемая приказом руководителя предприятия.

Бухгалтерия составляет инвентаризационную опись товарно-материальных ценностей по складам (ф. № нив-3). Складские операции в этот период не производятся; заведующий складом в данной описи дает расписку в том, что все документы склада записаны в карточки складского учета материалов и сданы в бухгалтерию предприятия.

Во всех случаях расхождения, выявленные в результате инвентаризации (излишки или недостачи), оформляются составлением сличительных ведомостей и оцениваются по фактической себестоимости. Ценности, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию с уменьшением общезаводских расходов (дебет счетов 05, 06, 08, 12, кредит счета 26). Недостача ценностей списывается на счет 84 «Недостачи и потери от порчи ценностей» с уменьшением стоимости и количества их по счетам материальных ценностей.

По решению руководителя предприятия сумма недостачи в пределах норм естественной убыли относится на издержки Производства: дебет счетов 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы», кредит счета 84 «Недостачи и потери от торчи ценностей».

Недостачи сверх норм естественной убыли относятся на материально ответственных лиц: дебет счета 72 «Расчеты по возмещению материального ущерба», кредит счета 84 «Недостачи и потери от порчи ценностей». Потери материальных ценностей от стихийных бедствий относятся на результаты хозяйственной деятельности предприятия: дебет счета 80 «Прибыли и убытки», кредит счетов 05, 06, 08, 12.

2. Практическая часть.

2.1.Порядок, оформление первичными документами поступление материалов на склад и отпуск их со склада.

На предприятии ведутся следующие первичные документы:

- приходный ордер

- накладная

- требование-накладная

- карточка учета материалов

- счет-фактура

- лимитно-заборная карта

Смотреть в приложении.

2.2 Порядок учета поступления материалов от поставщиков, определение себестоимости приобретенных материалов.

На основе данных для выполнения задачи отразить в регистрационном журнале приведенные хозяйственные операции по приобретению материалов, составить бухгалтерские проводки.

Таблица №1 Операции за отчетный период

Содержание операции

Сумма,

руб.

Дт Кт
1 2 3 4

1. Акцептован счет- фактура поставщика за поступившие материалы:

- покупная стоимость

- железнодорожный тариф

- НДС

56340

12160

12330

10

10тзр

19

60

60

60

2. Поступили на склад материалы от поставщика. При приемке оказалось:

- фактическое наличие материалов

- недостача материалов по вине железной дороги

26480

9520

10

73/2

60

94

Продолжение таблицы №1

3. Перечислено с расчетного счета ОАО «Краситель» за краску:

- покупная стоимость

- НДС

40080

7214

60

68

51

51

4. От ОАО «Краситель» поступила краска. Груз был доставлен экспедитором предприятия. При приемке груза на склад оказалось:

- фактическое наличие материалов

- недостача по вине сопровождающего груз лица

35830

4250

10

73/2

60

94

5. Приняты без счета- фактуры от «Электрозавода» комплектующие изделия по условной оценке 92400 10 60

6. От «Электрозавода» получен счет- фактура за комплектующие изделия, которые ранее были приняты по условной оценке:

- покупная стоимость

- НДС

140000

25200

10

19

60

60

7. Сторнируется стоимость поставки комплектующих изделий от электрозавода 92400 10 60
Продолжение таблицы № 1
8. Работником отдела маркетинга были куплены в магазине белила и сданы на склад 9600 10 71

9. Акцептован счет транспортной организации за перевозку основных и вспомогательных материалов:

- стоимость услуги

- НДС

13000

2340

10тзр

19

60

60

10. Доставка комплектующих изделий производилась собственным транспортом 7300 60 20

11. Начислена заработная плата рабочим за

погрузочно- разгрузочные работы при доставке материалов на склад

2500

10тзр

70

12. Начислен ЕСН с заработной платы грузчиков 650 10тзр 69

13. Оплачен счет ОАО «Маяк» за отгруженные им заготовки, которые на склад предприятия еще не поступили:

- покупная стоимость

- НДС

60450

10881

10

19

60

60

14. Безвозмездно получены изделия 40750 10 98/2
15. Приходуются инструменты, изготовленные собственными производствами 47130 10 98/2
16. Оплачен с расчетного счета в банке счет транспортной организации за доставку материалов 15340 10 23

Составить бухгалтерские проводки. Учет заготовления организация ведет с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материалов» и 16 «Отклонение в стоимости материалов».

Таблица №2 Хозяйственные операции за отчетный период

Содержание операции

Сумма,

руб.

Дт Кр
1 2 3 4

1. Оплачены с расчетного счета расходы, связанные с доставкой:

- материалов на склад покупателя

- НДС

5000

900

76

19

51

75

2. Оплачена наличными деньгами

- стоимость приобретенных материалов

- и расходов по их доставке

45000

8125

76

76

50

50

3. Списаны услуги транспортного цеха по доставке приобретенных МЦ на склад 4000 20 15
4. Оплачены чеками стоимость приобретенных комплектующих изделий и расходы по их доставке

18200

6315

76

76

51

51

5. Акцептованы счета- фактуры поставщиков за приобретенные:

- материалы

- НДС

- Расходы по их доставке

38200

6876

8450

10

19

10

60

60

76

6. Отражается на счетах начисленная заработная плата рабочим, занятым разгрузкой и доставкой 5350 15 70
Продолжение таблицы №2
7. Начислен ЕСН с заработной платы рабочих 1391 15 69
8. Отражается задолженность разным организациям за услуги по заготовлению основных материалов 4900 10 76
9. Списывается на себестоимость заготовления МЦ сумма невозмещенных претензий 9150 20 76/2
10. Списываются на себестоимость заготовления суммы недостач материалов в пути в пределах норм естественной убыли 1645 20 94
11. Оплачены подотчетными лицами различные расходы по заготовлению материалов 3810 76 71
12. Резервируются суммы на оплату отпусков рабочих, занятых транспортировкой, разгрузкой и погрузкой материалов, в размере 5% от начисленной заработной платы 268 70 96
13. Оприходованы материалы, поступившие на склад по учетным ценам 83200 10 15
14. Списаны отклонения фактической себестоимости поступивших материалов от их стоимости по учетным ценам 45200 16 15

2.3. Порядок расчета и распределения суммы транспортно- заготовительных расходов на израсходованные материалы, определение фактической себестоимости израсходованных материалов.

Отразить в регистрационном журнале хозяйственные операции по учету движения материалов, по состоянию на 1 апреля фактическая себестоимость материалов составляет 143940 руб. , в том числе транспортно- заготовительные расходы-15590 руб. Текущий учет материалов на предприятии ведут по покупным ценам.

Таблица №3 Содержание хозяйственных операций за апрель

Документы и содержание операции

Сумма,

руб.

Дт Кр
1 2 3 4

1. Акцептован счет поставщика за материалы:

- покупная стоимость

- железнодорожный тариф

- НДС на материалы и перевозки

131700

25400

28278

10

10тзр

19

60

60

60

2. Акцептован счет транспортной организации за перевозку материалов:

- со станции железной дороги на склад

- НДС

3000

540

10тзр

19

76

76

3. Согласно авансовому отчету экспедитора оплачены различные расходы, связанные с приобретением материалов

1800

10

71

4. Начислена заработная плата грузчикам за разгрузку материалов

Начислен ЕСН с заработной платы грузчиков

900

234

10тзр

10тзр

70

69

Продолжение таблицы № 3

5. Списываются израсходованные материалы по покупным ценам:

- На изготовление продукции

- На текущий ремонт оборудования

- На исправление брака

- На общехозяйственные нужды

54500

3800

1120

6510

43

25/1

28

26

10

10

10

10

6.Определить и списать после распределения транспортно- заготовительные расходы 15590 20 10тзр

По состоянию на 1 октября на счете 10 «Материалы» числится сальдо по фактической себестоимости 118400 руб., в том числе транспортно –заготовительные расходы- 18400 руб. Текущий учет материалов на предприятии ведут по покупным ценам.

Таблица №4 Хозяйственные операции

Содержание операции

Сумма,

руб.

Дт Кт
1 2 3 4

1.Акцептован счет поставщика за полученные в адрес завода основные материалы:

- покупная стоимость

- железнодорожный тариф

- НДС

10640

12800

21456

10

10тзр

19

60

60

60

2. Акцептован счет поставщика за полученные в адрес завода основные материалы:

- Покупная стоимость

- Железнодорожный тариф

- НДС

76000

8640

15235

10

10тзр

19

60

60

60

3. Акцептован счет автотранспортной организации за перевозку основных материалов со станции на:

- Склад

- НДС

1500

270

10тзр

19

76

76

4. Согласно лимитно- заборным картам и требованиям отпущено основных материалов по покупным ценам:

Продолжение таблицы № 4

- Основным цехам на изготовление продукции

- Парокотельной

- На текущий ремонт цеха

- На общехозяйственные нужды

80500

9680

5940

3795

20

25

25

26

10

10

10

10

5. Определить и списать после распределения транспортно- заготовительные расходы 22940 20 10тзр
6. Перечислено поставщикам за материалы и транспортной организации за перевозку 240531 60 51
7. Предъявлена к возмещению сумма НДС по оплаченным счетам поставщиков 36961 91 68

2.4. Порядок отражения на счетах бухгалтерского учета результатов инвентаризации материалов.

Записать в журнале операций и на счетах бухгалтерского учета хозяйственные операции по списанию инвентаризационных разниц.

Таблица №5 Хозяйственные операции

Содержание операции

Сумма,

Руб.

Дт

Кт

1 2 3 4
1. Приходуются выявленные в результате инвентаризации излишки материалов 1100 10 94
2. Отражается в учете недостача материалов по фактической себестоимости 5200 94 10

3. Списывается недостача по назначению:

- В пределах норм естественной убыли

- Сверх нормы естественной убыли:

- По рыночной цене на виновное лицо,

в том числе:

- На фактическую себестоимость

- На разницу между рыночной ценой и фактической себестоимостью

900

5000

4300

700

26

73

26

73/2

94

94

94

98/4

4. Поступило от зав. складом в погашение недостачи 3500 50 71
5.Часть разницы между рыночной ценой и фактической себестоимостью относится на финансовый результат 700 99 10

Заключение

В Российской Федерации в условиях рыночной конкуренции благосостояние предприятия во многом зависит от его способности, без увеличения затрат и вовлечения в производство дополнительных дорогостоящих ресурсов, достигнуть оптимальных объемов производства продукции (работ, услуг), получив при этом максимально возможную прибыль.

Необходимо рационально и эффективно использовать в процессе производственной и хозяйственной деятельности все имеющиеся в организации ресурсы, в том числе материальные ресурсы, занимающие наибольший удельный вес в полной себестоимости продукции (работ, услуг).

Следовательно, сокращение материальных затрат и снижение материалоемкости продукции (работ, услуг) являются для рассматриваемого предприятия важнейшим фактором повышения эффективности производства, поскольку уменьшение затрат вследствие экономного расходования материальных ресурсов способствует росту прибыли от ее реализации.

Поэтому в практике использования материальных ресурсов необходимо руководствоваться четко определенными задачами учета и контроля за использованием материалов на производство. Решению этих задач способствует правильная организация оперативного (по местам хранения и использования) и бухгалтерского учета материальных ценностей на предприятии.

Исследования действующей практики учета и контроля использования материалов на выполнение работ в ООО «Блок» в 2007 году позволило установить, что учет и контроль ведутся в основном в соответствии с Положениями о бухгалтерском учете и отчетности в РФ и принятой в организации учетной политикой.

В целом организация учета движения материалов на ООО «Блок» соответствует требованиям содержащимся в нормативных документах по учету материалов, однако, в ходе исследования были выявлены следующие недостатки:

1) недостаточно эффективно организован контроль за рациональным использованием материальных ценностей в производстве, т. к. на практике применяется только инвентарный метод для контроля за использованием в производстве материалов;

В целях совершенствования учета и контроля за движением материалов на предприятии ООО «Блок» можно предложить осуществлять контроль за сохранностью материалов на всех этапах движения. Проводить систематический контроль за использованием материалов при выполнении строительно-монтажных работ. Осуществлять контроль за остатками материалов на объектах согласно материальных отчетов.


Список литературы

1. Положение по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. ПБУ №5/01

2. Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ от 29 июля 1998 г. N 34н (в ред. Приказов Минфина РФ от 30.12.1999 N 107н, от 24.03.2000 N 31н)

3. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности 4. организаций от 31 октября 2000 г. N 94н (в ред. Приказа Минфина РФ от 07.05.2003 N 38н)

5. Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н (в ред. Приказа Минфина РФ от 23.04.2002 N 33н)

6. Приказ Минфина России от 26 марта 2007г. №26н О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету

7. Бабаев Ю.А., Теория бухгалтерского учета, - М; 2003

Бойкова М., Крутякова Т., Шаронова Е. Экономико-правовой бюллетень", Инвентаризация и результаты ее проведения, 2000, № 12

8. Бухгалтерский учет. Ред. Касьянова Г.Ю., изд. АБАК 2006, 269с

9. Бухгалтерский учет: Учебник / Под ред. Проф. Ю.А. Бабаева. – М.:Вузовский учебник, 2003

10. Главбух 2007, № 9

11. Ефремова А.А. Способы учета материальных ценностей. // Консультант бухгалтера. 2000. № 1. С. 27-37

12. Материально-производственные запасы: бухгалтерский и налоговый учет/ Под ред.Касьяновой. – М.: ИД «Аргумент»,2007. – 296с.

13. Пошерстник Е.Б., Мейксин М.С. Учет материалов в современных условиях. СПб: Издательский Торговый Дом «Герда», 1999. 408 с

Содержание

Введение…………………………………………………………………4

1.Учет, документальное оформление и определение

фактической себестоимости материальных ценностей………………7

1.1. Характеристика предприятия ООО «Блок»………………………7

1.2. Понятие материалов, их классификация………………………….9

1.3. Оценка материальных ценностей…………………………………11

1.4. Документация по учету движения материалов………………….14

1.5. Учет материалов на складах………………………………………16

1.6. Синтетический учет материалов………………………………….18

1.7. Учет поступления материалов и расчетов

с поставщиками…………………………………………………………20

1.8. Учет движения материалов в бухгалтерии……………………….23

1.9. Учет транспортно-заготовительных расходов…………………...24

1.10. Инвентаризация материалов……………………………………..25

2. Практическая часть…………………………………………………..27

2.1.Порядок оформления первичной документации

поступления материалов на склад и отпуск их

со склада…………………………………………………………………27

2.2. Порядок учета поступления материалов от

поставщиков, определение себестоимости

приобретенных материалов……………………………………………28

2.3. Порядок расчета и распределения суммы ТЗР

на израсходованные материалы, определение

фактической себестоимости израсходованных материалов…………32

2.4. Порядок отражения на счетах бухгалтерского учета

результатов инвентаризации материалов……………………………36

Заключение…………………………………………………………….38

Приложение…………………………………………………………....40

Список литературы……………………………………………………51