Реферат: Страхование в туризме 3

Название: Страхование в туризме 3
Раздел: Рефераты по физкультуре и спорту
Тип: реферат

Содержание:

Специфика и классификация видов страхования в туризме. - 2 -

Особенности личного страхования туристов. - 5 -

Имущественное страхование туристов. - 12 -

Страхование ответственности туристских фирм. - 13 -

Специфические виды страхования в туризме. - 15 -

Приложение. - 16 -

Список использованной литературы. - 20 -

Специфика и классификация видов страхования в туризме.

Риск (risk) означает принятие решения, последствия которого неизвестны, а значит, сопряжены с опасностью, возможностью убытка или ущерба. [4, 15].

Следует различать риск и неопределенность. Неопределенность – это то, что не поддается оценке, тогда как риск может быть оценен различными способами или вероятностью наступления неопределенных последствий событий.

Риск – это вероятность (угроза) потеря экономическим агентом (физическим или юридическим лицом) части своих ресурсов, доходов либо возникновения дополнительных затрат в результате осуществления определенной деятельности.

Люди неодинаково относятся к риску, кто-то не расположен рисковать, другие относятся к риску безразлично, третьи – стремятся из рискованных ситуаций извлечь максимальную выгоду.

Нерасположенность к риску побуждает искать пути его минимизации или принимать меры по снижению потерь от риска.

Высокий риск туристской деятельности обуславливает необходимость изыскания возможностей его искусственного снижения. Один из основных видов минимизации риска – страхование. Его суть состоит в том, что некоторые виды риска (имущественные, личные риски, риски юридической ответственности), которым подвержены отдельные люди или предприятия (предприниматели) не является риском для общества в целом. Общий уровень риска для общества в целом значительно меньше, чем для отдельного лица, поэтому объединение риска позволяет уменьшить его для конкретно застрахованного лица.

Страхование туристов относится к специфическим видам страхования по защите здоровья, безопасности, имущественных интересов граждан во время их путешествий. Для личного страхования туристов характерны две отличительные черты: кратковременность, обусловленная периодом нахождения в путешествии, и высокая степень неопределенности возможного ущерба при наступлении страхового случая [2, 116].

В настоящее время сложились две основные схемы действий страховщика при наступлении страхового случая:

- застрахованному (страхователю) возмещают расходы, понесенные им в результате наступления страхового случая, по возвращении в Россию (при условии предоставления им соответствующих документов);

- застрахованному (страхователю) предоставляются услуги, которые оплачиваются зарубежным страховщиком в пределах суммы страхового покрытия , определенной в страховом полисе, в соответствии с документами, предоставленными ему организацией, которая оказала ему эти услуги.

В российских условиях эти схемы в чистом виде не функционируют, поскольку отечественные страховые компании своими силами не могут предоставить услуги экстренной помощи гражданам России, путешествующим за рубежом. Российские страховщики работают совместно с иностранными партнерами, которые и обеспечивают реальное предоставление всех предусмотренных услуг. Иностранными партнерами могут выступать страховые, сервисные, перестраховочные компании, либо компании, сочетающие перечисленные услуги в едином комплексе. Их взаимодействие с российскими страховщиками строится по принципу передачи в перестрахование определенного процента ответственности и соответствующей доли страховой премии (обычно в пределах 65% - 95%).

Существующие виды страхования в туризме можно условно объединить в четыре групп:

Личное страхование туристов :

· От несчастного случая

· От болезней

· На случай смерти или гибели

Имущественное страхование туристов :

· Предметов личного пользования

· Туристского имущества, в том числе багажа

· На техническое обслуживание, ремонт, охрану сломавшегося автомобиля автотуриста

Страхование ответственности туристских фирм :

· Защита имущественных интересов физических и юридических лиц

· Финансового риска туристской фирмы

· Ответственности по искам туристов, их третьих лиц или контрагентов

Специфические виды страхования :

· На случай «плохая погода», задержки транспорта

· Нарушения таможенных правил

· Конфискация при шоп – туре

· Непредоставление или ненадлежащее предоставление туристских услуг

Особенности личного страхования туристов.

Личное страхование туристов осуществляется на случай следующих страховых событий:

- от несчастного случая;

- на случай смерти или гибели.

Перечисленные страховые случаи по специфике связанных с ними рисков относятся к медицинскому страхованию . Добровольное медицинское страхование выезжающих за пределы страны туристов осуществляется на случай внезапного заболевания или телесных повреждений, полученных застрахованным лицом (страхователем) в результате несчастного случая, происшедшего во время пребывания за границей.

Наличие медицинской страховки – это обязательное условие для получения визы на въезд во многие страны, в частности государства, объединенные Шенгенским соглашением. В некоторых развитых странах при отсутствии медицинского страхового полиса в визе могут не отказать, но при этом отнесутся менее доброжелательно.

Медицинская страховка при наступлении страхового случая идет на оплату амбулаторного и стационарного лечения за границей, оплату медикаментов и услуг врачей. В настоящее время договоры медицинского страхования заключаются с величиной страхового покрытия, равной 30 тыс. долл. Государства Шенгенской зоны, Финляндия, Израиль и др. выдают визу при наличии страхового полиса на сумму именно с таким покрытием. Специалисты считают, что наибольшим спросом пользуются страховые полисы на срок от 8 до 15 дней. [3, 35]. Конкретный страховой тариф неодинаков у различных стран и изменяется в зависимости от количества дней пребывания туриста за рубежом.

Средняя стоимость дня страховки для выезжающих за рубеж,

в долл.

Страховая

сумма

Страны

Количество дней пребывания

1-3

дней

4-7

дней

8-15

дней

16-31

дней

Свыше

31 дня

10 000

Турция, Болгария

0,95

0,85

0,6

0,5

0,45

25 000

Все, кроме стран Западной Европы, США, Канады, ЮАР, Японии и Австралии

1

0,95

0,6

0,55

50,5

30 000

Все, кроме США, Канады

1,2

1

0,9

0,75

0,6

30 000

США и Канада

1,5

1,2

1,10,9

0,75

0,6

50 000

Все

2

1,8

1,7

1,5

1,1

Стандартный набор предлагаемых услуг по страховому полису: вызов скорой помощи; обезболивание; госпитализация, хирургическое вмешательство; оплата фармацевтических препаратов, предписанных лечащим врачом; возвращение клиента в страну проживания в сопровождении врача-сиделки в случае утраты самостоятельности.

Отечественные страховые компании, обслуживающие выезжающих за границу, работают посредством системы assistance [комплекс страховых услуг], согласно которой российский страховщик прямо или через посредника заключает договор с фирмой, специализирующейся на организации предоставления медицинской помощи и сопутствующих услуг (оказание юридической помощи, продление визы, обмен билетов и т.п.). Так, например, страховая компания «Наста-центр» в стоимость полиса включает расходы на юридические услуги в размере до 1500 долл. (при условии, что действия туриста не влекут за собой уголовной ответственности).

Одна из старейших в Европе французская компания – assistance GESA (Grouppe Europen S.A.) своим клиентам предоставляет комплекс услуг, включающий юридическую помощь, передачу сообщений родстве6нникам, возврат багажа, помощь при потере документов, возвращение детей и др. родственников застрахованного лица (даже с сопровождающим, если это необходимо). С компанией GESA заключили договоры отечественные страховщики «РОСНО», «Планета-фонд», «Евролюкс», «МЕДАСО» и др., что обеспечивает в качестве территории страхового покрытия все страны мира, за исключением республик бывшего СССР. Российский страховщик, по подобному договору, определяет объем предоставляемых по полису услуг, при этом расчеты осуществляются между партнерами по соглашению (в виде аванса или по фактическим затратам), а ответственность за обеспечение сервиса принимает на себя компания assistance.

Система assistance создает и другие преимущества в обслуживании своих клиентов, поскольку каждая входящая в нее компания имеет дежурные центры и бюро в тех регионах, на которые распространяется действие полиса.

По телефону, указанному в идентификационной карточке или страховом полисе, клиент при наступлении страхового случая звонит в ближайший центр, дежурный передает вызов в бюро, которое занимается организацией услуги, подтверждает оплату услуг.

Услуги медицинского страхования могут быть предоставлены на основе полисов с долевым участием отечественных и зарубежных компаний. Таким способом организована деятельность московской страховой компании «Руслан», имеющий долевую ответственность по договору с немецкой «Colonia», услуги которой наиболее предпочтительны для туристов, путешествующих по Германии.

По иной схеме организовано медицинское страхование компании «Союзник», реализующий полисы на право обслуживания в «Объединенной сети больниц» (GHMSI). В отличие от системы assistance, согласно этой схеме турист может получить услуги, непосредственно отправившись в одну из больниц, указанную в перечне страхового полиса. Следует отметить, что на практике туристу все-таки приходится обращаться в дежурное бюро, что несколько снижает эффективность данной схемы.

В настоящее время на российском рынке наметилась тенденция подготовки страховыми компаниями новых пакетов услуг для выезжающих за границу туристов и предложение многофункциональных страховых полисов.

Среди новинок, подготовленных российскими страховщиками к международной выставке «Путешествие и туризм», выделяют пять наиболее интересных. Программа страхования для владельцев пластиковых карт Банка Москвы, Мост-банка, Московского Сбербанка РФ подготовлена компанией «Спасские ворота» совместно с перечисленными банками. Согласно программе, владельцам пластиковых карт предлагается годовая карточка медицинского страхования выезжающий за границу со страховым покрытием в 100 тыс. долл. Преимущества такого договора: приобретение годовой медицинской страховки с аналогичным покрытием в обычном порядке оказывается много дороже; страховой полис оформляют в любом отделении банка. Вместе с тем, туристу реально трудно набрать медицинские услуги на такую сумму даже при очень сложных травмах.

Программа TIC (Travel Insurance Card), предлагаемая страховой компанией «Росно». Годовая карточка общей стоимостью в 100 тыс. долл. Компенсирует, в том числе: медицинские расходы – на 25 тыс. долл., медико-транспортные услуги – на 25 тыс. долл., возмещение ущерба при несчастном случае – 15 тыс. долл. Программа ориентирована на людей, часто выезжающих в командировки по России, государствам СНГ. Дополнительные условия: удаленность от места постоянного жительства более чем на 100 км, срок одной командировки не должен превышать 60 дней, число поездок в год не ограничено.

Годовая страховка «Полис путешественника», реализуемая компанией «Наста - центр» имеет покрытие, так же равное 100тыс.долл. Она действует по всему миру и включает возмещение медицинских расходов, страховку от несчастных случаев, утери или порчу багажа, выплаты на случай невозможности совершить поездку. Договор обеспечивает гражданскую ответственность перед третьими лицами.

Похожий вариант годовой страховки предлагает компания «Ренессанс – Страхование» совместно с банком «Платина». Страховка предлагается владельцам кредитной карточки «Visa» и предусматривает возмещение медицинских затрат, страховку от несчастного случая, страховку багажа и юридическую поддержку. Как и полис «Полис путешественника», эта программа не лимитирует число поездок, но ограничивает их продолжительность 90 днями, тогда как в предыдущей программе срок путешествие не должен быть более 30 дней.

Для туристов, занимающийся экстремальными видами спорта, компания «РЕСО – гарантия» предлагает три варианта карты «Multisport» - на год (стоимостью 65 долл.), на месяц ( 36 долл.) и на 10 дней (20 долл.). страхователю обеспечивают поиск и спасение (до 31 тыс. долл. расходов), затраты на гостиницу, аренду инвентаря и неиспользованные занятие с инструктором (до 310 долл.), визит родственника в чрезвычайной ситуации, а также страхование гражданской ответственности с покрытием в 775 тыс. долл. – в случае причинения вреда здоровью другого лица, 77,5 тыс. долл. – в случае причинения имущественного ущерба. Карта обеспечивает юридическую помощь, а при необходимости страховая компания готова внести за страхователя залог – 7750 долл.

Многофункциональность страховых полисов, включение дополнительных услуг предпринимается отечественными страховщиками для увеличения объема продаж и укрепления рыночных позиций.

В отдельных случаях турист может получить отказ в предоставлении медицинской помощи, что следует зафиксировать письменно. Письменное оформление отказа дает право туристу по возвращении потребовать возврата страхового платежа.

При необходимости посещении врача или поликлинического лечения, несмотря на наличие страхового полиса, медицинские услуги туристу придется оплачивать самому. Такие расходы могут быть компенсированы страховой компанией по возвращении туриста.

Для того чтобы исключить ситуации невыплаты туристу страховой суммы, целесообразно выделить виды заболеваний, которые при личном страховании относятся к страховым случаям, в том числе кратковременные, неожиданные и непреднамеренные заболевания (отравления, травмы), полученные в местах, предусмотренных туристским маршрутом. Так, страховым событием может быть признано отравление только в тех предприятиях питания, которые указаны в туристской путевке. Не относятся к страховым случаям хронические, инфекционные, рецидивные заболевания, а также болезни, несчастные случаи и смерть в результате умышленных действий туриста (употребление алкоголя, наркотиков, участие в митингах, шествиях, драках, самоубийство и т.п.). Условиями страхования указывается, что страховые выплаты не производятся при обострении хронических, инфекционных, психических заболеваний. При заключении договора страхования медицинского освидетельствования потенциального туриста не требуется, но договоры не заключается с неработающими инвалидами первой группы.

Иностранные туристы, въезжающие из таких стран, как Монголия, Китай, Турция и др., не всегда имеют страховой полис. Их медицинское обслуживание но территории Российской Федерации может быть организовано в рамках программы, соответствующей бесплатному лечению. Однако репатриация незастрахованного туриста на его родину в большинстве случаев осуществляется за их счет. В случае необходимости иностранного незастрахованного туриста доставляют в больницу (или вызывают врача), о чем составляется акт, свидетельствующий о месте, времени и обстоятельствах происшествия, а затем сообщается в консульство (посольство) страны по принадлежности туриста и туристкой фирмы, его направившей (принимающей). Если же страховой полис имеется, тогда по указанному в нем телефону следует дать информацию о случившемся аварийному комиссару страховой компании.

Особая ситуация возникает при потери здоровья в результате несчастного случая или иных повреждений организма (простуда, солнечный удар и т.п.), тогда застрахованному туристу выплачивается часть страховой суммы, независимо от выплат по социальному страхованию (бюллетени), пенсионному обеспечению, а также компенсации за счет виновников потери здоровья. Размеры подобных выплат дифференцированы по степени повреждений организма, количеству дней болезни и зависимы от величины процентных ставок страховых выплат, различных компаний (которые колеблются в широком интервале от 10 – 16 долл. за 14 дней до 38 – 86 долл. за 59 дней).

В случаи гибели или смерти туриста выплачивается полная страховая сумма.

Один из традиционных видов личного страхования – страхование от несчастных случаев , которые популярны у туристов, занимающихся для компенсации при получении непреднамеренной травмы или увечья. Страховая сумма (или страховое покрытие) устанавливается по желанию потенциального туриста и может применятся в достаточно большом диапазоне (от 1 до 10 тыс. долл. с соответствующим тарифом 0,04 – 1,0 долл. в день). Обычно по такой страховке применяют одинаковые правила выплат:

- в случае смерти туриста или получения им инвалидности первой группы – 100% страховой суммы;

- при получении инвалидности второй группы – 75%;

- при получении инвалидности третьей группы - 50%.

Выплата производится при условии, что последствия договора страхования (т.е. инвалидности) наступило не позднее одного года со дня несчастного случая.

Имущественное страхование туристов.

Имущественное страхование туристов призвано минимизировать ущерб от потери предметов личного пользования как перевозимого ими вместе с собой, так и используемого в процессе путешествий (кино – и видеокамеры, фотоаппараты, плееры, магнитофоны, радиоприемники, одежду и т.п.), а также туристского снаряжения (спортивного, горно–лыжного, теннисного, водно – прогулочного и др.). Распространенная услуга – страхование багажа, представляемое многими страховыми компаниями, которые готовы возместить убытки, возникшие вследствие полной утраты, повреждение, пропажи или кражи. Стоимость багажа может быть возмещена, если исчезновение произошло из камеры хранения, из надежного закрытого помещения, каюты пассажирского судна или при использование услуг носильщика. Российские страховые компании ограничивают длительность периода страхования – максимум 30 дней. За каждый день поездки тариф устанавливается примерно от 0,4 до 1,0 долл.

На российском рынке этим видом страхования занимаются туристские фирмы «Интурист», «Спутник», «Совет по туризму и экскурсии Санкт – Петербурга» и др.

Особенности правоотношений туристских фирм и туристов со страховыми компаниями определяются в договоре имущественного страхования, которые разрабатываются в рамках общих правил страхования, рекомендуемых Росстрахнадзором на основе действующего законодательства РФ.

Страхование ответственности туристских фирм.

Деятельность туристических фирм связаны с риском возникновения необходимости вывоз заболевшего путешественника (или тело погибшего), ответственности по искам туристов, их родственников, третьих лиц, контрагентов. Расходы по репатриации или транспортировке достаточно велики и бюджет не каждой туристической фирмы способен их выдержать. Некоторые страны, такие как Германия, решают проблему затрат по принудительной репатриации оставшегося в стране временного пребывания за счет направившей туристкой фирмы. Если турфирма отказывается от компенсации таких расходов, то ее положение на рынке становится критическим. В связи с этим туристические фирмы предусматривают меры по страхованию ответственности в подобных рисковых ситуациях.

Страховая общая и гражданская ответственность – это, по сути, ответственность страхователя перед третьими лицами (юридическими и физическими), которым может быть нанесен ущерб (вред) вследствие какого – либо его действие или бездействия. Цель страхования – защита имущественных интересов физических и юридических лиц от причиненного туристом ущерба или вреда, который по решению суда (по закону) должен быть компенсирован в денежной форме.

Отличительная особенность страхования ответственности туристических фирм состоит в том, что третьей стороной отношений, наряду со страховщиком и страхователем, могут выступать любые, заранее не определенные (т.е. третьи лица). При этом конкретно не устанавливается застрахованное (физическое или юридическое)лицо и размер страхового платежа, который страхователь ему должен выплатить в случае наступления страхового случая. Примером такой ситуации может быть страхование ответственности автотуриста в зарубежной поездки при наезде на другую автомашину или на пешехода, предусмотреть которые заранее невозможно. Аналогично страхуется ответственность судовладельцев на период их пребывание в зарубежных водах, организаторов различных выставок, ярмарок и т.п.

Страхование в пользу третьих лиц (туристов, туристских организаций), которым может быть нанесен ущерб (вред) непрофессиональными действиями страхователя (юридического лица) осуществляется в соответствии с условиями лицензирования страховой деятельности на территории РФ от 22 января 1993 г. № 02 – 02/4. Этот вид страхования призван обеспечить защиту интересов туристов в случаи невыполнения обязательство по договору (контракту) с туристическими организациями (юридическими лицами) по возмещению материальных потерь, взыскиваемых по гражданскому иску в пользу застрахованного со страхователя. Наряду с традиционными, отечественные страховые компании совместно с компаниями системы assistance, предлагают новые виды услуг, в том числе оказание административной и юридической помощи туристам в случаи потери или кражи документов, обратных билетов, денег, обмена виз и других непредвиденных обстоятельств.

Страховая ответственность юридических страхователей (туристических фирм, отелей, гостиниц, ресторанов, спортивных и иных комплексов) может наступать в случаи непреднамеренных пожаров, аварий, взрывов, разрушений, террористических актов, ведущих к ущербу имущественных интересов туристов.

Специфические виды страхования в туризме.

Страхование ответственности туристских фирм перед туристами может осуществляться по следующим страховым случаям: плохие погодные условия (например, отсутствие снега, или снежные лавины на горнолыжных трассах), нарушение таможенных правил, задержка транспорта (самолетов более чем на 4 часа), конфискация при шоп - турах и т.п.

Одновременно с покупкой туристских путевок принято оформлять договор со страховой компанией. Однако ответственность туристкой фирмы за соответствие объявленным условиям может устанавливаться не только договором страхования. В европейской практике применяется так называемая Франкфуртская таблица, согласно которой в случае несоответствия услуг, предусмотренных в туре, определяется размер компенсации, получаемой туристом по договоренности сторон или по решению суда.

В российской практике применение Франкфуртской таблицы еще находится в начальной стадии, поэтому туристу при приобретении тура целесообразно узнавать, применяет ли ее данная турфирма. Франкфуртская таблица обычно используется, если она принята ведомственным актом, действующим на данной территории, либо принята ассоциацией (цепью) фирм и предприятий, либо включена сторонами в договор как основа для применения правил разрешения споров.

Приложение.

Франкфуртская таблица.

Вид нарушения

%

Примечания

РАЗМЕЩЕНИЕ

1. Изменение бронированного объекта

10-25

В зависимости от расстояния

2. Отклонение в расположении (расстояние от пляжа)

5-15

3. Изменение способа размещения (гостиница вместо коттеджа, другой этаж и т.п.)

5-10

4. Изменение вида номера:

а) двухместный вместо одноместного;

б) трехместный вместо одноместного;

в) трехместный вместо двухместного;

г) четырехместный вместо двухместного

20

25

20-25

20-30

Важно, с клиентами одной группы или с чужими

5. Недостатки в оборудовании номера:

а) меньшая площадь;

б) отсутствие балкона;

в) отсутствие вида на море;

г) отсутствие ванной/туалета (собственной);

д) отсутствие туалета (собственного);

е) отсутствие душа (собственного);

ж) отсутствие кондиционера;

з) отсутствие радио/ТВ;

и) малое количество мебели;

к) повреждение (сырость, трещины и т.п.);

л) насекомые, паразиты.

5-10

5-10

5-10

15-25

15

10

10-20

5

5-15

10-50

10-50

Если было обещано

Если было обещано

Забронировано

Забронировано

Забронировано

Если было обещано, в зависимости от времени года

Если было обещано

6. Неполадки в обеспечении:

а) не работает туалет;

б) не работает ванна/горячая вода;

в) нет электричества/газа;

г) отсутствие/нехватка воды;

д) не исправен кондиционер;

е) не исправен лифт.

15

15

10-20

10

10-20

5-10

3 DM в день

В зависимости от времени года

В зависимости от этажа

7. Сервис:

а) полное отсутствие;

б) плохая уборка;

в) недостаточно частая смена белья.

25

10-20

5-10

8. Ущерб:

а) шум в дневное время;

б) шум в ночное время;

в) неприятные запахи.

5-25

10-40

5-15

9. Отсутствие обещанных санаторных учреждений (лечебные ванны, массаж)

20-40

В зависимости от обещанного в проспекте

ПИТАНИЕ

1. Полное отсутствие

50

2. Недостатки:

а) однообразное меню;

б) недостаточно горячая пища;

в) испорченная (несъедобная пища).

5

10

20-30

3. Сервис:

а) самообслуживание вместо официанта;

б) длительное ожидание пищи;

в) прием пищи по сменам;

г) неубранные столы;

д) грязная посуда, приборы;

е) отсутствие кондиционеров в столовой.

10-15

5-15

10

5-10

10

15

5-10

Если было обещано

ПРОЧЕЕ

1. Отсутствие или грязный бассейн под открытым небом

10-20

Если было обещано

2. Отсутствие бассейна:

а) при наличии бассейна под открытым небом;

б) при отсутствии бассейна под открытым небом

10

20

В зависимости от времени года

3. Отсутствие сауны

5

Если было обещано

4. Отсутствие теннисных кортов

5-10

Если было обещано

5. Отсутствие мини-гольфа

3-5

Если было обещано

6. Отсутствие условий и оборудования для парусного спорта, серфинга и аквалангистов

5-10

Если было обещано

7. Нет возможностей для верховой езды

5-10

Если было обещано

8. Отсутствие ухода за детьми

5-10

Если было обещано

9. Нет возможностей купания в море

10-20

В зависимости от описанного в проспекте

10. Грязный пляж

10-20

11. Отсутствие пляжных раскладушек и зонтиков

5-10

Если было обещано

12. Отсутствие буфета на пляже

0-5

В зависимости от альтернативы

13. Отсутствие пляжа для нудистов

10-20

Если было обещано

14. Отсутствие ресторана или супермаркета:

а) при питании в гостинице;

б) при самообслуживании.

0-5

10-20

В зависимости от альтернативы

15. Отсутствие развлекательных объектов (кинотеатр, дискотека, ночной бар)

5-10

Если было обещано

16. Отсутствие магазинов и салонов

0-5

В зависимости от альтернативы

17. Нет выходов на сушу при проведении морских круизов

20-30

Соответственно цены экскурсии

18. Отсутствие руководства тура:

а) касательно организации;

б) при проведении экскурсии;

в) при проведении учебных поездок с научными целями.

0-5

10-20

20-30

Если было обещано

19. Потери времени при вынужденных переездах из номера в номер:

а) в той же гостинице;

б) в другую гостиницу.

50

100

Соответственно цены за тур-день

ТРАНСПОРТ

1. Задержка вылета более 4 часов

5

Соответственно цены за тур-день

2. Недостатки в комфортабельности:

а) класс ниже заказанного;

б) отклонения от стандарта в худшую сторону.

10-15

5-10

3. Недостатки в сервисе:

а) питание;

б) отсутствие культурного обслуживания в самолете (радио, кинофильмы).

5

5

В зависимости от класса

4. Сумма транспортных средств

5. Отсутствие перевозок от аэропорта в гостиницу

Список использованной литературы.

1. Восколович Н.А. Маркетинг туристских услуг. – М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2001. – 167 с.

2. Гвозденко А.А. Основы страхования. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 185 с.

3. Гришина Т. От случая к случаю // Коммерсант. Деньги. 2000. №11. 49 с.

4. Шахов В.В. Введение в страхование. – М.: Финансы и статистика, 1992. – 213 с.

5. Европейское туристское право, 1992.