Реферат: Анализ предоставляемых льгот в государственной пошлине
Название: Анализ предоставляемых льгот в государственной пошлине Раздел: Рефераты по финансам Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Введение Налоговый кодекс РФ дополнен главой 25.3 "Государственная пошлина", в соответствии с которой государственная пошлина является федеральным сбором. Рассмотрение законодательства о государственной пошлине является достаточно актуальной темой сегодня, так как литературы обобщающей историю становления и современное состояние государственной пошлины практически нет. Поэтому рассмотрение вопросов, касающихся как теории так и практики применения государственной пошлины на сегодняшний день необходимо. Основной целью является раскрытие понятия государственной пошлины и льгот для физических лиц. В соответствии с поставленной целью представляется решить следующие задачи: 1. рассмотрение общей характеристики государственной пошлины; 2. рассмотрение льгот по государственной пошлине.
Глава 1.Теоретические основы государственной пошлины 1.1. Понятие государственной пошлины Фактически ни одно государство, при формировании своего бюджета, не может обойтись без использования в своей налоговой системе, сборов и пошлин. И хотя размер собираемых пошлин в бюджете государств, занимает, как правило, не значительное место, тем не менее, им придается важное самостоятельное финансовое значение. На сегодняшний день государственная пошлина регулируется Главой 25.3 Налогового Кодекса Российской Федерации [23. c. 270]. Законодательство рассматривает государственную пошлину как федеральный сбор, взимаемый с организаций и физических лиц уполномоченными на то органами или должностными лицами за совершение юридически значимых действий, в том числе выдачу документов, их копий и дубликатов [12. c. 296]. При этом в Кодексе предусмотрено, что государственная пошлина взимается при обращении плательщика сбора исключительно в государственные органы, органы местного самоуправления, в другие органы и к должностным лицам, которые уполномочены федеральными или региональными законами или же нормативными правовыми актами органов местного самоуправления [21. c. 546]. Государственная пошлина входит в группу платежей федерального уровня, однако на основании ежегодно принимаемых законов о федеральном бюджете на очередной финансовый год может зачисляться в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ [19. c. 594]. Поскольку государственная пошлина является сбором, включенным в российскую налоговую систему, то на порядок ее исчисления и уплаты в бюджет распространяются все положения, установленные Налоговым кодексом РФ. При этом необходимо подчеркнуть, что государственная пошлина была включена в налоговую систему с первых лет ее формирования, несмотря на то, что из системы налогов за непродолжительную историю были исключены или переведены в категорию неналоговых платежей многочисленные налоги и сборы [17. c. 454]. Ранее определение понятия государственной пошлины давалось в ст. 1 Закона РФ "О государственной пошлине", согласно которой под государственной пошлиной понимался установленный названным Законом обязательный и действующий на всей территории Российской Федерации платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами [3. c. 3]. Глава 25.3 НК РФ определила правовую природу государственной пошлины - это не просто платеж, а именно сбор, под которым понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) [9. c. 390]. Можно выделить следующие характерные черты государственной пошлины: 1. обязательный и возмездный характер, так как она выступает в качестве обязательной компенсации за оказание юридическим и физическим лицам конкретных государственных услуг; 2. определенный регулятивный характер, так как она выступает в качестве особого инструмента для управления спросом и предложением на государственные услуги; 3. значимый фискальный характер, так как она обеспечивает бюджетам определенный доход от установления государства на отдельные виды услуг; 4. учитывается в составе налоговых доходов бюджетов различных уровней. 1.2. Плательщики, объект обложения, система ставок (размеры), порядок и сроки уплаты Плательщиками государственной пошлины являются организации (российские и иностранные) и физические лица (граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства), при условии их обращения за совершением юридически значимых действий, а также организации и физические лица, выступающие ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судами, и если при этом решения приняты не в их пользу и истец освобожден от уплаты пошлины [20. c. 339]. В том случае, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько лиц, не имеющих права на льготы, государственная пошлина уплачивается каждым из них в равных долях [21. c. 547]. Законодательством предусмотрены случаи, когда круг плательщиков государственной пошлины устанавливается самим органом, совершающим юридически значимое действие. Например, решением суда о расторжении брака государственная пошлина за регистрацию расторжения брака может взиматься с одного или обоих супругов. Под объектом взимания государственной пошлины необходимо понимать юридически значимое действие, совершение которого обуславливает возникновение у заинтересованного лица обязанности уплаты пошлины, объекты налогообложения классифицируются по следующим по признакам: 1. в зависимости от органа, оказывающего юридически значимые действия. В состав этих органов входят судебные учреждения общей юрисдикции; арбитражные суды; Конституционный Суд РФ; нотариальные органы; органы местного самоуправления; органы исполнительной власти; органы местного самоуправления и т.д. 2. в зависимости от вида оказываемых юридически значимых действий. По видам действий выделяются: рассмотрение исковых заявлений, запросов, жалоб; совершение нотариальных действий; составление проектов документов; выдача и удостоверение копий и дубликатов документов; регистрация актов гражданского состояния и т.д. 3. в зависимости от формы документа, с которыми совершаются юридически значимые действия. К ним относятся: исковые заявления имущественного и неимущественного характера, жалобы, запросы, ходатайства, доверенности, договора дарения, поручительства, завещания, свидетельства, справки и т.д. [14. c.293]. Система ставок (размеры) устанавливается отдельно по каждому виду совершения юридически значимых действий (Приложение А) [6. c. 12]. При этом используются два основных вида ставок: 1. Твердые (специфические); 2. Адвалорные (в процентах) [22. c. 49]. Наибольшее количество ставок государственной пошлины представлены именно как твердые ставки - в фиксированных суммах в рублях за каждое юридически значимое действие, причем по отдельным группам таких действий предусмотрены исключительно твердые ставки. К таким группам относят: 1. совершение действий органами ЗАГСа; 2. действий, связанных с приобретением гражданства или выхода из него и т.д. Значительно меньше количество ставок представлено как адвалорные. Данные ставки в государственной пошлине встречаются в двух разновидностях: 1. пропорциональные; 2. регрессивно- каскадные. Адвалорные пропорциональные ставки формируются в процентах от суммы (сделки, искового заявления и т.д.) с предельным ограничением или без него. В качестве примера такой ставки с предельным ограничением приведем государственную пошлину за государственную регистрацию договора о залоге транспортных средств- 0,1% суммы договора, но не более 1000 рублей. Примером адвалорной пропорциональной ставки без предельного ограничения может служить государственная пошлина за право вывоза культурных ценностей, которая устанавливается для ценностей более 50 лет назад-10% от стоимости и менее 50 лет- 5% от их стоимости. Адвалорные регрессивно-каскадные ставки устанавливаются в процентах от суммы (искового заявления) с делением этой суммы на налоговые разряды с применением для каждого разряда своей ставки, понижающей при переходе к более высокому разряду. Например, при подаче в арбитражный суд искового заявления имущественного характера, подлежащая оценке, с цены иска: 1. до 50000 рублей- 4%, но не менее 500 рублей; 2. от 50001 до 100000- 2000 рублей плюс 3% суммы, превышающей 500000 0 рублей; 3. от 100001 до 500000 рублей- 3500 рублей плюс 2% суммы, превышаюш0щей 100000 рублей; 4. от 500001 до 1000000 рублей- 11500 рублей плюс 1% суммы, превышающей 500000 рублей; 5. свыше 1000000 рублей- 16500 рублей плюс 0,5% суммы, превышающей 1000000 рублей, но не более 100000 рублей [13. c. 568-569]. Ставка может расти по мере увеличения размера объекта взимания государственной пошлины (прогрессивная государственная пошлина). В отношении исковых заявлений имущественного характера, рассматриваемых в судах общей юрисдикции и арбитражных судах, применяется сложная прогрессия: объект взимания государственной пошлины (сумма иска) делится на части (ступени), каждая из которых облагается своей ставкой, так что повышенные ставки применяются не ко всему объекту, а только к части, превышающей предыдущую ступень. Физические лица чаще всего сталкиваются с государственной пошлиной при нотариальном заверении документов, размеры представлены в таблице 2 [11. c. 178]. Таблица 2. Ставки нотариальных пошлин
Порядок и сроки уплаты государственной пошлины. Государственная пошлина определяется характером совершаемых юридически значимых действий. По общему правилу, государственная пошлина уплачивается или до совершения действий или до подачи заявлений и иных документов на совершение юридически значимых действий. Но в главе 25.3 содержится ряд исключений из данного правила. Так, государственная пошлина уплачивается в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда: - лицами, выступающими ответчиками в судах, если решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины - при затруднительности определения цены иска в момент его предъявления в суд общей юрисдикции, мировому судье размер государственной пошлины предварительно устанавливается судьей с последующей доплатой недостающей суммы государственной пошлины на основании цены иска, определенной судом при разрешении дела - при доплате государственной пошлины в случае увеличении истцом размера исковых требований - при доплате государственной пошлины, в случае если суд выйдет за пределы исковых требований. Сроки уплаты государственной пошлины, установленные Налоговым кодексом РФ, могут быть изменены органом, совершающим юридически значимое действие, по ходатайству заинтересованного лица об отсрочке или рассрочке уплаты государственной. Государственная пошлина должна быть уплачена по месту совершения юридически значимых действий. Государственная пошлина уплачивается в наличной или безналичной форме [24. c. 117]. Доказательством уплаты государственной пошлины наличными денежными средствами является: - квитанция, выдаваемой плательщику банком; - квитанция, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который произведена оплата. Факт уплаты государственной пошлины в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении. Платежное поручение или квитанция должны быть предоставлены плательщиком вместе с комплектом документов, необходимых для регистрации тех или иных действий [12. c. 297]. Лишь при предоставлении указанных доказательств, подтверждающих уплату государственной пошлины в соответствующий бюджет, уполномоченный орган (должностное лицо) вправе совершить юридически значимое действие в отношении плательщика.
Глава 2. Льготы по государственной пошлине 2.1. Общая характеристика льгот Согласно статье 56 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками и плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Основания предоставления льгот, порядок и условия их применения не могут носить индивидуального характера. Ранее мы уже упоминали, что главой 25.3 НК РФ по уплате государственной пошлины установлен целый ряд льгот, предоставляемых отдельным категориям физических лиц и организаций, а также при обращении в суды, за совершением нотариальных действий, при государственной регистрации актов гражданского состояния. Поскольку государственная пошлина отнесена к федеральным налогам и сборам, льготы по ней могут устанавливаться и отменяться только Налоговым кодексом Российской федерации. В зависимости от категорий плательщиков различают три группы льгот: 1) льготы для федеральных органов государственной и исполнительной власти и органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетных учреждений и организаций, полностью финансируемых из федерального бюджета, налоговых органов, государственных и муниципальных музеев, архивов, библиотек в случаях, особо оговоренных в налоговом законодательстве, для Центрального банка РФ (при государственной регистрации выпусков ценных бумаг, эмиссия которых осуществляется им в целях реализации кредитно-денежной политики в соответствии с законодательством Российской Федерации) и т.д.; 2) льготы для социально защищенных граждан: Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордены Славы, участников и инвалидов Великой Отечественной войны, инвалидов I и II групп; 3) льготы для других категорий граждан (например, физическое лицо, являющееся единственным автором программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральных схем и правообладателем на нее, является инвалидом, учащимся (воспитанником) образовательных учреждений). В зависимости от вида юридически значимых действий, за которые взимается государственная пошлина, различают следующие пять видов льгот: 1) при обращении в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям; 2) при обращении в арбитражные суды; 3) при обращении за совершением нотариальных действий; 4) при государственной регистрации актов гражданского состояния; 5) при совершении прочих юридически значимых действий. Представим классификацию льгот по видам в таблице 4 [13. c. 570-571]. Таблица 4. Характеристика льгот по уплате государственной пошлины
2.2. Льготы предоставляемые физическим лицам Льготы для отдельных категорий физических лиц (статья 333.35 НК РФ)
Помимо льгот, перечисленных в вышеприведенной таблице, согласно пункту 3 статьи 333.35 НК РФ государственная пошлина не уплачивается при осуществлении следующих юридически значимых действий: 1. за выдачу приглашения на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина или лица без гражданства для его обучения в государственном или муниципальном образовательном учреждении; 2. за продление срока действия разрешения на временное пребывание в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в целях осуществления благотворительной деятельности или доставки гуманитарной помощи либо по обстоятельствам, связанным с необходимостью экстренного лечения, тяжелой болезнью или со смертью близкого родственника 3. за вывоз культурных ценностей, истребованных из чужого незаконного владения и возвращаемых собственнику; 4. за государственную регистрацию прав Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования на государственное, муниципальное недвижимое имущество, не закрепленное за государственными, муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющее соответственно государственную казну Российской Федерации, казну субъекта Российской Федерации, муниципальную казну; 5. за государственную регистрацию права оперативного управления недвижимым имуществом, находящимся в государственной или муниципальной собственности; 6. за государственную регистрацию арестов недвижимого имущества; 7. за государственную регистрацию ипотеки, возникающей на основании закона. Согласно статье 25 Федерального закона от 16 июля 1998 года №102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (далее Федеральный закон №102-ФЗ) погашение записи об ипотеке является одним из действий, которые связаны с государственной регистрацией ипотеки. Также на основании пункта 2 статьи 23 Федерального закона №102-ФЗ после государственной регистрации ипотеки на основании соглашения между залогодателем и залогодержателем могут быть внесены изменения и дополнения в регистрационную запись об ипотеке. При обращении залогодателя о выдаче повторного свидетельства после внесения изменений, согласно подпункту 26 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ должна взиматься государственная пошлина за повторную выдачу свидетельства. Если же изменения в государственную запись об ипотеке внесены в силу закона, государственная пошлина не уплачивается. 8. за выдачу паспорта гражданина Российской Федерации детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Льготы при обращении в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям (статья 333.36 НК РФ)
От уплаты государственной пошлины помимо лиц, перечисленных в вышеприведенной таблице, при обращении в суды общей юрисдикции и при обращении к мировым судьям на основании пункта 2 статьи 333.36 НК РФ освобождаются следующие лица: 1. ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, ветераны военной службы, при обращении за защитой своих прав, установленных законодательством о ветеранах (подпункт 3 пункта 2); 2. истцы: ●инвалиды I и II группы (подпункт 2 пункта 2); ●по искам, связанным с нарушением прав потребителей (подпункт 4 пункта 2); ●пенсионеры, получающие пенсии, назначенные в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, по искам имущественного характера к Пенсионному фонду Российской Федерации, негосударственным пенсионным фондам либо к федеральным органам исполнительной власти, которые осуществляют пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу (подпункт 5 пункта 2). Данные лица освобождаются от уплаты государственной пошлины при подаче исковых заявлений имущественного характера и (или) исковых заявлений, содержащих одновременно требования имущественного и неимущественного характера в том случае, если цена иска не превышает 1 000 000 рублей. Если цена иска превышает 1 000 000 рублей, то государственная пошлина данными лицами уплачивается, размер ее определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 333.36 НК РФ: Льготы при обращении за совершением нотариальных действий (статья 333.38 НК РФ)
Льготы при государственной регистрации актов гражданского состояния
(статья 333.39 НК РФ)
Налоговое законодательство предусматривает возможность отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины. Она предоставляется по ходатайству заинтересованного лица на срок не более шести месяцев. При этом на сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются в течение всего срока, на который предоставлена отсрочка или рассрочка. |