Курсовая работа: Общие правила исполнительного производства

Название: Общие правила исполнительного производства
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: курсовая работа

Курсовая работа

По предмету: Гражданский процесс

Тема: «Общие правила исполнительного производства»

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3

1.Исторические особенности развития исполнительного производства в России……………………………………………………………………………..5

2.Общие правила исполнительного производства…………………………….12

2.1. Понятие исполнительного производства и органы принудительного исполнения………………………………………………………………………12

2.2. Участники исполнительного производства………………………………19

2.3. Возбуждение исполнительного производства и его правовая природа...21

2.4. Общие правила исполнительного производства…………………………23

3. Защита прав взыскателя, должника и других лиц при совершении исполнительных действий…………………………………………………….…28

Заключение …………………………………………………………………….…31

Список литературы…………………………………………………………….…33

Приложение ……………………………………………………………………...34

Введение

Исполнительное производство представляет собой уста­новленный законом порядок принудительной реализации актов юрисдикционных органов, имеющий своей целью обеспечение реальной зашиты нарушаемых или оспоренных субъективных ма­териальных прав или охраняемых законом интересов. В испол­нительном производстве субъективное материальное право или охраняемый законом интерес, которые были нарушены или ос­порены, получают восстановление посредством использования механизмов государственного принуждения, установленных за­коном.

В российском праве оно длительное время являлось заклю­чительной (самостоятельной) стадией гражданского процесса, в которой происходит реальное восстановление субъективных прав участников гражданского оборота. В порядке исполнительного производства исполняются решения не только судов общей юрис­дикции, но и акты арбитражных судов, а также иных несудебных органов.

Некоторые ученые небезосновательно считают, что испол­нительное производство — это не стадия гражданского (или ар­битражного) процесса. С их точки зрения, отношения, возни­кающие в связи с исполнением решений юрисдикционных орга­нов, являются предметом регулирования самостоятельной отрасли права — исполнительного права.

Тема курсовой работы: «Общие правила исполнительного производства» - актуальна в наше время.

Цель нашего исследования – рассмотреть общие правила исполнительного производства в Российской Федерации.

Поставленная цель раскрывается посредством решения следующих задач:

рассмотреть историю развития исполнительного производства; проанализировать общие правила исполнительного производства, в частности, рассмотреть основные правила, источники и субъекты исполнительного производства, раскрыть виды исполнительных документов и правила их исполнения.

В качестве основных методов научного исследования выбрано два метода: метод правового анализа и метод сравнительно-правовой.

Для написания курсовой работы использовалась специальная, учебная и периодическая литература.

1.Исторические особенности развития исполнительного производства в России

Историческое развитие института исполнительного производства непосредственно связано с правовыми нормами. По ранним литературным источникам в Древней Руси исполнением за­нимались мечники и детские Русской Правды, приставы и подвойские судных грамот и княжеского Судебника.

К XVIII в. единственным органом принудительного исполнения судебных решений стала общая полиция. Но впоследствии было принято решение о создании особого круга лиц, за­нимающихся исполнением, — судебных приставов. Судеб­ные приставы состояли при кассационных департаментах Правительствующего Сената, при судебных палатах и при окружных судах для исполнения действий, возлагаемых на них уставами уголовного и гражданского судопроизводства и Учреждением судебных установлений.[12,стр. 8]

К компетенции судебных приставов относились следующие пол­номочия: исполнение судебных решений и определений, доставка сторонам повесток и бумаг по делам, исполнение иных поручений судов, в том числе исполнение распоряже­ний председательствующего в судебном заседании.

Судебные приставы имели право избирать из своего состава со­вет в составе старшины и нескольких членов, без определе­ния сроков их полномочий. Судебные приставы могли хо­датайствовать через свои советы о разрешении образовать им товарищества с круговой порукой друг за друга. Таким образом, приставы принимали на себя ответственность за все убытки, которые могли быть причинены их действия­ми.

Судом, вынесшим решение, выдавался исполнительный лист, а затем передавался взыскателем председателю того окруж­ного суда, в округе которого должно было состояться ис­полнение решения. Ответчик извещался повесткой об ис­полнении. Судебный пристав производил опись и арест имущества должника, после чего оно продавалось с пуб­личных торгов.

При уездных судах, а также при губернских присутствиях волост­ных судов, в верхних крестьянских судах не было судебных приставов. Их обязанности исполнялись общей полицией или приставами окружных судов. Но судебные приставы могли быть назначены при мировых съездах мировых су­дей.

После 1917 г. функции судебного исполнения выполняли судеб­ные исполнители, состоявшие при судах.

Порядок принудительного исполнения был конкретно определен в ГПК РСФСР 1923 г., а также в других актах. Например, в 20-е годы служба судебного исполнения работала активно в связи с оживлением гражданского оборота. [12,стр. 9]

Судебные исполнители назначались на должность и увольнялись с должности по распоряжению председателя губернского или окружного суда.

Судебные исполнители исполняли решения судов и судебные приказы по гражданским делам, исполнительные надписи нотариусов, определения судов, решения арбитражных и земельных комиссий и третейских судов, другие акты.

За исполнение судебных решений и других актов исполнители взыскивали сборы по установленным таксам.

Сам порядок исполнения регламентировался в ГПК РСФСР 1964 г., Инструкции Министерства юстиции СССР о по­рядке исполнения судебных решений от 24 апреля 1973 г., об исполнительном производстве от 15 ноября 1985 г. В этот период складывается система исполнительного про­изводства СССР и России, которая действовала практиче­ски до середины 90-х годов XX в. [12,стр. 9]

Основные признаки исполнительного производства этого периода:

- исполнительное производство носило государственный ха­рактер;

- судебные исполнители относились к судебной системе и со­стояли под организационным началом как органов юсти­ции, так и председателей соответствующих судов;

- как часть судебного процесса исполнительное производство имело достаточно много присущих судебному процессу черт и признаков;

- оно преимущественно защищало государственную, общест­венную и кооперативную собственность, например, путем установления ряда существенных ограничений по обраще­нию взысканий в отношении государственных предпри­ятий, учреждений, организаций, колхозов, иных коопера­тивных организаций, их объединений, других обществен­ных организаций.

Впоследствии была выявлена неэффективность существовавших организационно-правовых форм исполнения, что способ­ствовало принятию нового исполнительного законодатель­ства.

После принятия в 1997 г. федеральных законов «О судебных при­ставах» и «Об исполнительном производстве» начались ре­формы системы принудительного исполнения с целью при­дания ей современного облика, соответствующего совре­менным социально-экономическим реалиям. Впоследствии порядок исполнения регламентировался в ГПК РСФСР 1964 г. и ряде подзаконных актов. [12,стр. 10]

До вступления в действие федеральных законов «Об исполни­тельном производстве» и «О судебных приставах» организа­ционные вопросы принудительного исполнения и порядок деятельности судебных исполнителей решались в основном нормами Закона о судоустройстве РСФСР от 8 июля 1981 г., разд. V ГПК РСФСР, действовавшего с 1 октября 1964 г., Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации (последнее по этому вопросу утверждено Ука­зом Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 г. № 954 «Вопросы Министерства юстиции Российской Фе­дерации») и Инструкции об исполнительном производстве Министерства юстиции СССР, введенной в действие с 1 апреля 1986 г. [12,стр. 10]

Судебные исполнители состояли при районных судах (ст. 348 ГПК, ст. 77 Закона о судоустройстве РСФСР) и находились в двойном подчинении: назначались на должность руково­дителями органов юстиции субъектов Российской Федера­ции, организовывали их работу председатель районного су­да (п. 5 ст. 26 Закона о судоустройстве РСФСР) и Мини­стерство юстиции Российской Федерации (п. 6 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации от 4 де­кабря 1993 г. № 1187), а контроль за их работой осуществ­лялся судьей районного суда (ст. 349 ГПК). [12,стр. 11]

Деятельность судебных исполнителей должна была иметь воспи­тательный, профилактический эффект. Сообщение широ­кому кругу граждан сведений о деятельности судебных ис­полнителей, обеспечивающих реализацию приговоров и решений суда в части имущественных взысканий; ис­пользование в правовой пропаганде реальных фактов, под­тверждающих, что судебное исполнение обеспечивает воз­мещение ущерба, причиненного преступлением или граж­данско-правовым нарушением, должно было быть одним из методов убеждения в неотвратимости наказания и мер гражданско-правовой ответственности.

Планы работы суда по исполнению судебных решений составля­лись председателем народного суда, народным судьей при активном участии судебных исполнителей. Судебные ис­полнители составляли и индивидуальные планы. Судебные исполнители должны были обращать внимание не только на своевременность разрешения жалоб, но и на содержание ответов, которые должны были исключать немотивирован­ность, формальность и ошибочные сведения. 24 октября 1991 г. Верховным Советом РСФСР была одобрена Концепция судебной реформы в России, которая в соот­ветствии с конституционным принципом разделения вла­стей положила начало становлению независимой судебной власти, введению в судебный процесс принципов состяза­тельности, презумпции невиновности, осуществлению пра­восудия с участием присяжных заседателей, обусловила не­обходимость разработки новых процессуальных законов, законов о судах, судейском корпусе и др. В 1997 году в Российской Федерации принимаются два федераль­ных закона. Федеральные законы «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве» — важнейшая часть реформы исполнительного производства. После 1917 г. го­сударство впервые посчитало возможным и необходимым принять специальные законы, регулирующие правоотно­шения в сфере принудительного исполнения исполнитель­ных документов, главным образом судебных актов. Были решены основные вопросы исполнительного производства: [12,стр. 12]

1) создана самостоятельная служба принудительного ис­полнения исполнительных документов и, таким образом, осуществлена одна из основных идей, положенных в ос­нову этих законов, заключающаяся в том, что принуди­тельное исполнение судебных актов и тем более актов ад­министративных и других контролирующих органов ис­полнительной власти не является и не может быть частью гражданского или арбитражного судопроизводства, а по­этому не может и не должно регулироваться ГПК и АПК. Исполнительное производство — это вполне са­мостоятельная отрасль права, такая же, как уголовно-исполнительное производство, регулируемое в настоящее время Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, и поэтому нормы в нем должны быть сосредо­точены в отдельном и специальном нормативно-право­вом акте — федеральном законе (законах). В соответствии с конституционным принципом разделения властей принудительное исполнение судебных актов и актов других органов является функцией не судебной, а исполнитель­ной власти, и поэтому служба принудительного исполне­ния отделена от самих судов и судопроизводства и переда­на Министерству юстиции Российской Федерации — фе­деральному органу исполнительной власти. Вместе с тем судопроизводство и исполнительное производство нераз­рывно связаны общностью выполняемой ими задачи — защиты нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов граждан и организаций, в том числе в сфере предпринимательской и иной экономической деятельно­сти, которую исполнительное производство выполняет только одним способом — путем принудительного испол­нения судебных актов и актов других органов;

2) законодательно обеспечено равенство защиты всех форм собственности в сфере исполнительного производства. Государственная форма собственности в этом вопросе не имеет никаких преимуществ по сравнению с иными фор­мами;

3) созданы нормативные предпосылки улучшения кадрово­го состава судебных приставов-исполнителей и подъема их профессионального уровня. Старшие судебные при­ставы должны иметь высшее юридическое образование. Судебными приставами хотя и могут быть лица со сред­ним (полным) общим и специальным образованием, но их должности уже отнесены к старшей должности госу­дарственных должностей федеральной государственной службы категории «В», требующей наличие высшего об­разования, что свидетельствует о тенденции повышения образовательного ценза для названной категории государ­ственных служащих. Законом предусмотрена профессио­нальная подготовка судебных приставов. Введение испол­нительского сбора, создание за счет него внебюджетного фонда развития исполнительного производства и преду­смотренное законом вознаграждение судебного приста­ва-исполнителя наряду с гарантиями правовой и социаль­ной зашиты судебных приставов и повышением их долж­ностных окладов приведут к улучшению материального положения, усилят привлекательность службы для юри­стов и обеспечат реальную возможность заполнения штатных должностей судебных приставов-исполнителей лицами, имеющими высшее юридическое образование;

4) усилена ответственность неисправных должников за не­выполнение судебных актов и актов других органов, а так­же граждан и работников организаций за неисполнение законных требований судебного пристава-исполнителя и нарушение законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве. Судебным приставам-ис­полнителям предоставлено право самим налагать штрафы на организации (за исключением банков и иных кредит­ных организаций), их работников и граждан. Введен принцип удвоения размера штрафа при последующих не­исполнениях требований исполнительного документа не­имущественного характера, предусмотрены и иные меры принуждения должника к исполнению исполнительного документа;

5) обеспечен действенный (внутриведомственный, судеб­ный и прокурорский) контроль за действиями судебного пристава-исполнителя. Это два взаимосвязанных закона, один из которых обеспечивает создание службы судебных приставов и организационные начала их деятельности, а другой определяет порядок и условия принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, кото­рые согласно федеральным законам подлежат принуди­тельному исполнению.

2.Общие правила исполнительного производства

2.1. Понятие исполнительного производства и органы принудительного исполнения

К сожалению, наличие судебных решений, определений и поста­новлений не гарантирует их надлежащее исполнение. В связи с этим в гражданском процессе существует заключительная стадия — стадия исполнения судебных актов (исполнительное производство).

Исполнительное производство — стадия гражданского процесса, заключающаяся в правоотношениях и деятельности ее участников при определяющей роли судебных приставов-исполнителей ив огра­ниченных пределах судов общей юрисдикции и арбитражных судов по принудительному исполнению судебных актов, а также актов дру­гих органов, которым предоставлено право возлагать на граждан, орга­низации или бюджеты всех уровней обязанности по передаче денеж­ных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию, от совершения этих дей­ствий. [4,стр. 257]

Вопрос о месте норм, регулирующих исполнительное производство, остается дискуссионным. Некоторые авторы считают исполнительное производство стадией гражданского процесса, другие — целостным и относительно самостоятельным правовым образованием, третьи — складывающейся новой отраслью, которую можно назвать «граждан­ское исполнительное право» (по аналогии с уголовно-исполнительным правом). При этом одним из аргументов последних двух позиций служит принятие законодателем специальных федеральных законов «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве». Одна­ко следует отметить, что в научных дискуссиях законодательство явля­ется слабым доводом, о чем свидетельствует, в частности, многостра­дальное современное налоговое право России.

В то же время следует признать многообразие источников, регули­рующих исполнительное производство.

Источник права — нормативный правовой акт, содержащий нормы, регулирующие определенную область общественных отношений.

В соответствии со ст. 2 ФЗ «Об исполнительном производстве» за­конодательство об исполнительном производстве состоит из настоя­щего закона, федерального закона о судебных приставах и иных феде­ральных законов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов и актов других органов. По вопросам ис­полнительного производства Правительство РФ вправе принимать нормативные правовые акты.

Помимо указанных в этой норме законов источниками права, ре­гулирующими исполнительное производство, являются следую­щие акты. [4,стр. 257]

1. Конституция РФ, являющаяся основой правового регулирова­ния общественных отношений, в том числе составляющих содер­жание исполнительного производства.

2. Гражданский и Арбитражный процессуальные кодексы. В этих актах установлены правила разрешения ряда вопросов, которые не были урегулированы законом «Об исполнительном производ­стве». Так, в них установлены случаи немедленного исполнения решения суда (ст. 210,211 ГПК и 135 АПК), урегулирован поря­док выдачи исполнительного листа (ст. 340, 341 ГПК и 198,199 АПК) и его дубликата (ст. 343 ГПК и 204 АПК) и разрешены не­которые другие вопросы.

3. Законодательные акты материально-правового характера:

- Гражданский кодекс РФ — содержит нормы, устанавливающие порядок обращения взыскания на заложенное имущество и его реализации (ст. 349,350), проведения торгов (ст. 447-449), спи­сания денежных средств (ст. 855) и т. д.;

- Семейный Кодекс РФ — содержит нормы, регулирующие про­цедуру исполнения решений судов по делам о воспитании де­тей (ст. 79), о взыскании алиментов (ст. 106-120) и другие;

- Уголовно-исполнительный кодекс РФ — имеет приложение в виде Перечня имущества, не подлежащего конфискации по приговору суда, которым следует руководствоваться при ис­полнении приговора в части имущественного взыскания;

- иные законодательные акты.

В частности, Законом РФ «О международном коммерческом арбитраже» урегулированы вопросы порядка исполнения решений международных ком­мерческих арбитражей; ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»- — вопросы, связанные с оценкой объектов; Законом РФ «О банках и банковской деятельности» — вопросы, связанные с запросами о счетах граждан и организа­ций в процессе исполнительного производства, и т. д.

4. Нормативные правовые акты Правительства РФ. В настоящее время действуют Постановление Правительства РФ от 6 января 1998 года «О Федеральном долговом центре при Правительстве Российской Федерации», Положение о порядке и условиях хра­нения арестованного и изъятого имущества, порядок наложения ареста на ценные бумаги и некоторые другие акты.

5. Международно-правовые акты. Среди них можно назвать Гааг­скую конвенцию о признании и исполнении иностранных реше­ний по гражданским и торговым делам (1966 год), Нью-Йорк­скую конвенцию о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (1958 год) и т. д.

6. Решения Конституционного Суда РФ, которыми признаны не соответствующими Конституции РФ нормы и положения в сфе­ре исполнительного производства.

7. Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Ар­битражного Суда РФ. Эти постановления в соответствии с офи­циальной правовой доктриной источниками права не являются и не могут ими быть. Однако в некоторых из них формулируются новые правила-нормы. В этом случае они выступают в качестве своеобразного судебного прецедента.

В соответствии со ст. 1 ФЗ «О судебных приставах» на судебных приставов возлагаются задачи по обеспечению установленного поряд­ка деятельности судов, а также по исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных законодательством об исполни­тельном производстве.

В службу судебных приставов Министерства юстиции РФ входят:

1) департамент судебных приставов Министерства юстиции РФ, возглавляемый заместителем главного судебного пристава РФ;

2) служба судебных приставов управления военных судов Мини­стерства юстиции РФ, возглавляемая заместителем начальника Управления военных судов — главным военным судебным при­ставом;

3) службы судебных приставов органов юстиции субъектов РФ, возглавляемые заместителями начальников органов юстиции, субъектов РФ — главными судебными приставами субъектов РФ;

4) районные, межрайонные или соответствующие им согласно ад­министративно-территориальному делению субъектов РФ под­разделения судебных приставов, состоящие из судебных приста­вов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей, возглавляемые старшими судебными приставами (ст. 5 ФЗ - «О судебных приставах»).

В процессе принудительного исполнения судебных и иных актов судебный пристав-исполнитель обязан принимать меры по своевре­менному, полному и правильному исполнению исполнительных до­кументов; предоставлять сторонам исполнительного производства или их представителям возможность знакомиться с материалами про­изводства, делать из них выписки, снимать с них копии; рассматри­вать заявления сторон по поводу производства и их ходатайства, вы­носить соответствующие постановления, разъяснять сроки и порядок их обжалования; взять самоотвод, если он заинтересован в ходе ис­полнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вы­зывающие сомнения в его беспристрастности. Судебный пристав-ис­полнитель имеет право получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки; прово­дить у работодателя проверку исполнения исполнительных докумен­тов на работающих у них должников и ведения финансовой докумен­тации по исполнению указанных документов; входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, произво­дить их осмотры, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в от­ношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или при­надлежащих им; арестовывать, изымать, передавать на хранение и реали­зовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота; налагать арест на денежные средства и иные ценности долж­ника, находящиеся на счетах во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном доку­менте; объявлять в розыск должника, его имущество или розыск ребенка; совершать иные действия, предусмотренные законом об исполнительном производстве (ст. 12 ФЗ «О судебных приставах»).

Гражданский процессуальный кодекс РФ как источник исполнительного производства

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации введен в действие с 1 февраля 2003 года. Исполнительному производству отведен VII раздел Кодекса. Производство, связанное с исполнением судебных постановлений и по­становлений иных органов, имеет определенный правовой порядок.

Основные положения Гражданского процессуального кодекса Рос­сийской Федерации об исполнительном производстве:

- исполнительный лист выдается судом взыскателю после вступления судебного постановления в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, если ис­полнительный лист выдается немедленно после принятия судебного постановления;

- исполнительный лист выдается взыскателю или по его просьбе направляется судом для исполнения;

- по каждому решению суда выдается один исполнительный лист;

- в случае утраты подлинника исполнительного листа или су­дебного приказа (исполнительных документов) суд, при­нявший решение, вынесший судебный приказ, может выдать дубликаты исполнительных документов (ст. 430 ГПК РФ);

- срок предъявления исполнительного документа к исполне­нию прерывается предъявлением его к исполнению, если федеральным законом не установлено иное, а также частич­ным исполнением должником судебного постановления (ст. 432 ГПК РФ);

- в случае неясности требования, содержащегося в судебном постановлении, подлежащем исполнению, судебный при­став-исполнитель вправе просить принявший это постанов­ление суд о разъяснении судебного постановления, на осно­вании которого выдан исполнительный документ;

- при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение су­дебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель впра­ве поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления во­прос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об измене­нии способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм;

- исполнительное производство прекращается судом в случае, если: 1) взыскатель отказался от взыскания или от получе­ния предметов, изъятых у должника при исполнении судеб­ного постановления о передаче их взыскателю; 2) взыска­тель и должник заключили мировое соглашение и оно ут­верждено судом; 3) после смерти гражданина, являвшегося взыскателем или должником, либо объявления его умер­шим или признания безвестно отсутствующим установлен­ные судебным постановлением требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику умершего или объяв­ленного умершим лица либо к управляющему имуществом безвестно отсутствующего лица; 4) имущества ликвидируе­мой организации недостаточно для удовлетворения требо­ваний взыскателя; 5) для данного вида взыскания истек ус­тановленный федеральным законом срок давности; 6) су­дебное постановление или акт иного органа, на основании которых выдан исполнительный документ, отменены (ст. 439 ГПК РФ);

- вопросы о приостановлении или прекращении исполни­тельного производства рассматриваются судом по месту на­хождения судебного пристава-исполнителя. Об этом изве­щаются взыскатель, должник, судебный пристав-исполни­тель, однако их неявка не является препятствием к разрешению указанных вопросов. По результатам рас­смотрения заявления о приостановлении или прекращении исполнительного производства судом выносится определе­ние, которое направляется взыскателю, должнику, а также судебному приставу-исполнителю, на исполнении которого находится исполнительный документ;

- в случае допущения судебным приставом-исполнителем при производстве ареста имущества нарушения федераль­ного закона, которое является основанием для отмены аре­ста независимо от принадлежности имущества должнику или другим лицам, заявление должника об отмене ареста имущества рассматривается судом. Такое заявление может быть подано до реализации арестованного имущества;

- взыскание по исполнительным документам не может быть обращено на следующее имущество, принадлежащее граж­данину-должнику на праве собственности: жилое помеще­ние (его части), если для гражданина-должника и членов его семьи, совместно проживающих в принадлежащем по­мещении, оно является единственным пригодным для по­стоянного проживания помещением; земельные участки, на которых расположены объекты, указанные в абзаце втором настоящей части, а также земельные участки, использова­ние которых не связано с осуществлением граждани­ном-должником предпринимательской деятельности; пред­меты обычной домашней обстановки и обихода, вещи ин­дивидуального пользования (одежда, обувь и другие), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши; имущество, необходимое для профессиональных занятий гражданина-должника, за исключением предметов, стои­мость которых превышает сто установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда; племенной, молочный и рабочий скот, олени, кролики, птица, пчелы, используемые для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а также хозяйственные строения и сооружения, корма, необходимые для их содер­жания; семена, необходимые для очередного посева; про­дукты питания и деньги на общую сумму не менее трехкрат­ной установленной величины прожиточного минимума са­мого гражданина-должника, лиц, находящихся на его иждивении, а в случае их нетрудоспособности — шести­кратной установленной величины прожиточного минимума на каждого из указанных лиц; топливо, необходимое семье гражданина-должника для приготовления своей ежедневной пищи и отопления в течение отопительного сезона сво­его жилого помещения; средства транспорта и другое необ­ходимое гражданину-должнику в связи с его инвалидно­стью имущество; призы, государственные награды, почетные и памятные знаки, которыми награжден гражда­нин-должник. Перечень имущества организаций, на кото­рое не может быть обращено взыскание по исполнитель­ным документам, определяется федеральным законом (ст. 446 ГПК РФ).

2.2. Участники исполнительного производства

Представляется справедливым деление в юридической литературе всех участников гражданского процесса на следующие группы.

В соответствии с нашей концепцией в первую группу входит суд, роль которого недооценивают специалисты.

Между тем суд общей юрисдикции или арбитражный суд:

- обеспечивает иск, что гарантирует его исполнение в будущем;

- формулирует решение, резолютивная часть которого не только пе­реносится в исполнительный лист, но и подлежит исполнению;

- решает вопросы, связанные с выдачей исполнительного листа, восстановлением пропущенного срока, поворота исполнения ре­шения и т. д.;

- осуществляет контроль за действиями и решениями судебного пристава-исполнителя и его руководителя (старшего судебного пристава).

Разумеется, вторую группу составляют органы принудительного исполнения, то есть судебные приставы-исполнители и их руководи­тели, вступающие в определенных случаях в гражданские процессу­альные отношения.

Третью группу составляют лица, участвующие в исполнительном производстве. К ним относятся стороны (взыскатель и должник) ис­полнительного производства, их правопреемники и представители. Студентам нужно иметь в виду, что взыскатель и должник не всегда совпадают соответственно с истцом и ответчиком. В частности, при отказе судом в иске ответчик при взыскании с истца в свою пользу судебных расходов становится в рамках исполнительного производ­ства взыскателем, а истец — должником.

Взыскатель — гражданин или организация, в пользу или в интере­сах которых выдан исполнительный документ.

Должник — гражданин или организация, обязанные по исполни­тельному документу совершить определенные действия или воздер­жаться от их совершения (ст. 29).

Стороны обладают обширными правами и рядом обязанностей.

В соответствии се ст. 31 Закона «Об исполнительном производ­стве» стороны при совершении исполнительных действий имеют пра­во знакомиться с материалами производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заяв­лять ходатайства и совершать другие действия. При этом они обязаны исполнять требования законодательства об исполнительном произ­водстве.

Студентам нужно учитывать, что, во-первых, стороны могут в ис­полнительном производстве завершить дело мировым соглашени­ем; во-вторых, оно утверждается в общем, то есть судебном порядке (ст. 34 ГПК и 37 АПК).

Наконец, последнюю группу составляют участники исполнитель­ного производства, которые содействуют реализации его задач. К ним относятся переводчик, понятые, специалисты, хранители имущества, сотрудники милиции и т. д.

2.3. Возбуждение исполнительного производства и его правовая природа

Для возбуждения исполнительного производства необхо­димо, чтобы взыскатель обратился с исполнительным доку­ментом к судебному приставу-исполнителю, после чего он выносит в течение трех дней постановление о возбуждении исполнительного производства. Срок добровольного испол­нения должника не может быть более пяти дней с момента возбуждения исполнительного производства. Для обеспече­ния исполнительного документа судебный пристав-исполни­тель по заявлению взыскателя может произвести опись иму­щества должника и наложить на него арест. Исполнительные действия судебного пристава-исполнителя должны быть окончены со дня поступления заявления в течение двух меся­цев. Таким образом, обязанность по исполнению судебных актов и актов других органов принадлежит судебным приставам-исполнителям. Если граждане или должностные лица не выполняют требований последнего, также в случае нарушения законодательства РФ об исполнительном производстве, а равно за утрату исполнительного документа либо несвоевременное его отправление, представление недостоверных сведений о доходах и об имущественном положении должника, а также несообщение должником об увольнении с работы, о новом месте работы или месте жительства, то они подвергаются судебным приставом-исполнителем штрафу в размере до 100 минимальных размеров оплаты труда, а за уклонение без уважительных причин от явки по вызову су­дебного пристава-исполнителя или к месту совершения ис­полнительных действий — приводу, о чем выносится соот­ветствующее постановление.

Постановление судебного пристава-исполнителя утверж­дается старшим судебным приставом. Оно может быть обжа­ловано в соответствующий суд в 10-дневный срок. Если в действиях гражданина или должностного лица, умышлен­но не выполняющих законных требований судебного приста­ва-исполнителя или препятствующих этому либо иным обра­зом нарушающих законодательство РФ об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель вносит в соот­ветствующие органы представление о привлечении винов­ных лиц к уголовной ответственности. Если возбуждение ис­полнительного производства, взыскание исполнительского сбора, наложение штрафа и другие решения судебного при­става-исполнителя, принимаемые при совершении исполни­тельных действий, затрагивают интересы сторон и иных лиц, -судебный пристав-исполнитель выносит соответствующее постановление.

Исполнительными документами являются:

1) исполнительные листы, выдаваемые судами на основа­нии:

- принимаемых ими судебных актов;

- решений Международного коммерческого арбитража и иных третейских судов;

- решений иностранных судов и арбитражей;

- решений межгосударственных органов по защите прав и свобод человека;

2) судебные приказы;

3) нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов;

4) удостоверения комиссии по трудовым спорам, выдавае­мые на основании ее решений;

5) оформленные в установленном порядке требования ор­ганов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с отметкой банка или иной кредитной организации о полном или частичном неисполнении взыска­ния в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя, если законодательством РФ не установлен иной по­рядок исполнения указанных исполнительных документов;

6) постановления органов (должностных лиц), уполномо­ченных рассматривать дела об административных правона­рушениях;

7) постановления судебного пристава-исполнителя;

8) постановления иных органов в случаях, предусмотрен­ных федеральным законом.

При утрате подлинника исполнительного документа ос­нованием для взыскания является его дубликат, выдаваемый судом или другим органом, вынесшим соответствующий акт, в порядке, предусмотренном федеральным законом.

2.4. Общие правила исполнительного производства

Общие правила исполнительного производства распрост­раняются по спорам имущественного и неимущественного характера как на физических, так и на юридических лиц. Ис­полнительные действия должны быть совершены и требова­ния, содержащиеся в исполнительном документе, исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня поступления к нему исполнительного документа.

Немедленному исполнению подлежат требования испол­нительных документов:

1) о взыскании алиментов, заработной платы или иной платы за труд в пределах платежей, исчисленных за один ме­сяц, а также о взыскании всей суммы долга по этим выпла­там, если исполнительным документом предусмотрено ее не­медленное взыскание;

2) о восстановлении на работе или в прежней должности незаконно уволенного или переведенного работника;

3) по другим делам, если немедленное исполнение требо­ваний предусмотрено исполнительным документом или фе­деральным законом.

Исполнительные действия совершаются судебным приста­вом-исполнителем в отношении гражданина по месту его жи­тельства, месту его работы или месту нахождения его имуще­ства, а в отношении организации по месту ее нахождения или месту нахождения ее имущества.

Если в процессе исполнения исполнительного документа изменились место жительства должника, место его работы или место его нахождения либо выяснилось, что имущество должника, на которое можно обратить взыскание по прежне­му месту нахождения, отсутствует или его недостаточно для удовлетворения требований взыскателя, судебный пристав-исполнитель незамедлительно составляет об этом акт и не позднее следующего дня после дня его составления направ­ляет исполнительный документ вместе с копией этого акта судебному приставу-исполнителю по новым месту житель­ства должника, месту его работы, месту его нахождения либо по новому месту нахождения имущества должника, о чем одновременно извещает взыскателя, суд или другой орган, выдавший исполнительный документ.

Судебный пристав-исполнитель может совершать испол­нительные действия на территории, на которую не распрост­раняются его функции, если в процессе исполнения исполни­тельного документа возникла такая необходимость. Прибыв на другую территорию, судебный пристав-исполнитель, обя­зан в течение суток уведомить о необходимости совершения исполнительных действий соответствующую службу судебных приставов, которая либо оказывает содействие прибыв­шему судебному приставу-исполнителю, либо отказывает ему в этом и поручает дальнейшее исполнение исполнитель­ного документа судебному приставу-исполнителю, дейст­вующему на данной территории. В случае отказа прибывший судебный пристав-исполнитель обязан передать исполни­тельный документ в службу судебных приставов по месту дальнейшего совершения исполнительных действий с изве­щением об этом взыскателя, суда или другого органа, выдав­шего исполнительный документ.

Исполнительное производство может быть приостановле­но в случаях:

1) обращения судебного пристава-исполнителя в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, с заяв­лением о разъяснении принятого им судебного акта или акта другого органа, а также документа, который в силу закона является исполнительным документом;

2) просьбы должника, проходящего военную службу по призыву;

3) нахождения должника в длительной служебной коман­дировке;

4) нахождения должника на лечении в стационарном ле­чебном учреждении;

5) подачи жалобы на действия судебного пристава-испол­нителя или отказ в его отводе;

6) розыска должника, его имущества или розыска ребенка;

7) нахождения должника либо взыскателя в отпуске за пределами места совершения исполнительных действий.

Исполнительное производство подлежит обязательному приостановлению в случаях:

1) смерти должника, объявления его умершим или при­знания безвестно отсутствующим, если установленное судом правоотношение допускает правопреемство, а также возбуж­дения арбитражным судом производства по делу о несостоя­тельности (банкротстве) должника;

2) утраты должником дееспособности;

3) участия должника в боевых действиях в составе Воору­женных Сил РФ или просьбы взыскателя, находящегося в та­ких же условиях;

4) оспаривания должником исполнительного документа в судебном порядке, если такое оспаривание допускается зако­ном;

5) подачи жалобы в суд на действия органов (должност­ных лиц), уполномоченных рассматривать дела об админист­ративных правонарушениях;

6) вынесения постановления должностным лицом, кото­рому федеральным законом предоставлено право приоста­навливать исполнение судебного акта или акта другого орга­на, на основании которого выдан исполнительный документ, а также исполнение документа, который в силу закона явля­ется исполнительным документом;

7) предъявления в суд иска об исключении из описи (осво­бождении от ареста) имущества, на которое обращено взыс­кание по исполнительному документу.

Исполнительное производство прекращается в случаях:

1) принятия судом отказа взыскателя от взыскания;

2) утверждения судом мирового соглашения между взыскателем и должником;

3) смерти взыскателя-гражданина или должника-гражда­нина, объявления его умершим, признания безвестно отсут­ствующим, если установленные судебным актом или актом другого органа требования или обязанности не могут перей­ти к правопреемнику или управляющему имуществом безвест­но отсутствующего;

4) недостаточности имущества ликвидируемой организа­ции для удовлетворения требований взыскателя;

5) истечения установленного законом срока для данного вида взыскания;

6) отмены судебного акта или акта другого органа, на ос­новании которого выдан исполнительный документ, либо документа, который в силу закона является исполнительным документом;

7) отказа взыскателя от получения предметов, изъятых у должника при исполнении исполнительного документа о пе­редаче их взыскателю.

Возвращение исполнительного документа взыскателю про­изводится:

1) по заявлению взыскателя;

2) если нарушен срок предъявления исполнительного до­кумента к исполнению;

3) если невозможно установить адрес должника-органи­зации или место жительства должника-гражданина, место нахождения имущества должника либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных цен­ностей, находящихся на счетах и во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях (за исключением случаев, когда настоящим Федеральным законом предусмот­рен розыск должника или его имущества);

4) если у должника отсутствуют имущество или доходы, на которые может быть обращено взыскание, и принятые су­дебным приставом-исполнителем все допустимые законом меры по отысканию его имущества или доходов оказались безрезультатными;

5) если взыскатель отказался оставить за собой имуще­ство должника, не проданное при исполнении исполнитель­ного документа;

6) если взыскатель своими действиями (бездействием) препятствует исполнению исполнительного документа.

Исполненный исполнительный документ возвращается в суд или другой орган, выдавший документ. О возвращении исполнительного документа взыскателю и возврате ему авансового взноса судебным приставом-исполнителем выно­сится постановление, которое утверждает старший судебный пристав. Указанное постановление может быть обжаловано в соответствующий суд в 10-дневный срок.

Исполнительное производство оканчивается:

1) фактическим исполнением исполнительного документа;

2) возвращением исполнительного документа без испол­нения по требованию суда или другого органа, выдавшего документ, либо взыскателя;

3) возвращением исполнительного документа по заявле­нию и другим основаниям;

4) направлением исполнительного документа в организа­цию для единовременного или периодического удержания из заработка (дохода) должника;

5) направлением исполнительного документа из одной службы судебных приставов или одного подразделения в другие;

6) прекращением исполнительного производства.

3. Защита прав взыскателя, должника и других лиц при совершении исполнительных действий

Одной из гарантий защиты прав взыскателя; должника и других лиц при исполнении судебных решений являются нормы, регулирую­щие формы (способы) этой защиты. Эти нормы предусматривают за­щиту интересов перечисленных лиц в трех формах:

1) обжалование действий судебного пристава-исполнителя;

2) поворот исполнения судебного решения;

3) иск об освобождении имущества от ареста.

В соответствии со ст. 90 на действия судебного пристава-исполни­теля по исполнению исполнительного документа, выданного арбитражным судом, или отказ в совершении указанных действий, в том числе на отказ в отводе судебного пристава-исполнителя, взыскателем или должником может быть подана жалоба в арбитражный суд по месту нахождения пристава в десятидневный срок со дня совершения действия (отказа в совершении действия).

К сожалению, ст. 90 не устанавливает процессуальный порядок рассмотрения этих жалоб, а нормы арбитражного процессуального законодательства не содержат соответствующих правил. Думается, поскольку жалобы на действия судебного пристава-исполнителя подаются в заключительной стадии процесса суду целесообразно руководствоваться правилами, регулирующими другие процессу­альные действия в этой стадии, а именно: выдачу исполнительных листов (ст. 198,199 АПК), восстановления пропущенного срока для предъявления исполнительного листа к исполнению (ст. 203 АПК), выдачу дубликата исполнительного листа (ст. 204 АПК) и некото­рые другие.

Во всех остальных случаях жалоба на совершение исполнительных действий судебным приставом-исполнителем или отказ в совершении таких действий, в том числе и на отказ в отводе судебного пристава-исполнителя, подается в суд общей юрисдикции по месту нахождения пристава в десятидневный срок со дня совершения действия либо от­каза в его совершении.

Течение этого срока для лица, не извещенного о времени и месте совершения исполнительного действия (об отказе в совершении действия), начинается со дня, когда указанному лицу стало об этом известно.

В соответствии со ст. 428 ГПК эти жалобы рассматриваются су­дьей в судебном заседании. Взыскатель, должник, прокурор, при­несший протест, извещаются о времени и месте заседания. Однако их неявка не является препятствием для разрешения поставленно­го перед судом вопроса.

На определение суда по вопросу о действиях судебного приста­ва-исполнителя может быть подана частная жалоба или принесен протест.

В соответствии со ст. 430-432 ГПК и 208,209 АПК допускается по­ворот исполнения решения. Если приведенный в исполнение судеб­ный акт изменен или отменен и принят новый судебный акт о полном или частичном отказе в иске, либо производство по делу прекращено, либо иск оставлен без рассмотрения, ответчику возвращается все то, что было взыскано с него в пользу истца по отмененному или изме­ненному в соответствующей части судебному акту.

Согласно ст. 92 Закона в случае возникновения спора, связанного с принадлежностью имущества, на которое обращается взыскание, за­интересованные граждане и организации вправе обратиться в суд с иском об освобождении имущества от ареста или исключении его из описи.

Предмет иска об освобождении имущества от ареста отличается слож­ным составом, так как содержит материальные и процессуальные притя­зания истца. Материальным компонентом является спорное субъектив­ное право собственности (либо титульное владение), процессуальным — требование об отмене процессуального действия ареста.

Дополнительной мерой по защите прав лиц при совершении испол­нительных действий является правило, содержащееся в ст. 93. В слу­чае неисполнения исполнительного документа о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника ущерб, причиненный организации выплатой этому работнику денежных сумм, может быть взыскан с руководителя или иного работника этой организации, виновных в неисполнении исполнительного документа в рамках гражданского судопроизводства.

Заключение

Задачи гражданского процесса, закрепленные в ст. 2 ГПК, не могут быть полностью выполнены без гарантированной государст­вом возможности исполнения судебного акта, вступившего в за­конную силу. В предшествующих стадиях процесса право (обязан­ность) устанавливается, в стадии исполнительного производства — реально осуществляется. Законное и обоснованное, но не ис­полненное решение становится декларативным, приводит к кризису доверия судебной власти.

Исполнительное производство — завершающая стадия граж­данского процесса, в которой реализуется подтвержденное власт­ным компетентным органом субъективное право. Самостоятель­ная цель данной стадии — правильное и своевременное исполне­ние исполнительного документа, а также охрана авторитета судеб­ного решения.

В исполнительном производстве действуют многие принципы
гражданского процессуального права: законность, диспозитивность, равноправие сторон, равенство всех перед законом, право общения с судебным исполнителем на родном языке с обеспечени­ем переводчика; в определенных пределах в этой стадии действуют принципы состязательности, устности. Особенность исполнитель­ного производства проявляется в том, что здесь не действуют прин­ципы объективной (судебной) истины, непосредственности, непре­рывности.

Исполнительное производство осуществляется в определенной законом форме, регламентирующей процедуру взыскания. Испол­нительное производство регулируется ГПК, АПК, Законом об ис­полнительном производстве, Законом о судебных приставах, СК, УИК, иными нормативными актами. Пленумы Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда принимают постановления, разъ­ясняющие вопросы применения норм исполнительного производ­ства.

Помимо судебных постановлений в исполнительном производ­стве реализуются документы несудебных органов: нотариальные соглашения об уплате алиментов, удостоверения КТС и др. (ст. 7 Закона об исполнительном производстве). Процедура исполнения по документам несудебных органов происходит по правилам ис­полнительного производства, в соответствии с принципами граж­данского процессуального права, под общим контролем суда. Осу­ществление исполнительных мер по несудебным документам в рамках стадии исполнительного производства связано с судебно-процессуальными гарантиями, предоставляемыми в гражданском процессе

Список литературы

1.Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 22 августа 2004г.

2.Гражданский процессуальный кодекс РФ. – М.; Норма, 2003

3.Гражданское процессуальное право России. – М.; Юрайт, 2002

4.Вандышев В.В. Гражданский процесс. - СПб.; Питер, 2001

5.Власов А.А. Гражданское процессуальное право. – М.; 2004

6. Гражданское процессуальное право России. Под. Ред. Шакарян М.С.– М.; 2002

7. Жилин Г. А. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодек­су РФ. М., 2003.

8. Жуйков В. М. О новеллах в гражданском процессуальном праве. М., 1996.

9.Лебедев М.Ю. Гражданский процесс. – М.; Юрайт, 2003

10.Морозова И.Б. Исполнительное производство. – М.;2006

11.Павленко В.В. Гражданское процессуальное право. – М.; 2003

12.Пиляева В.В. Исполнительное производство. – М.;2005

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О ВОЗБУЖДЕНИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

«____»___________________г. г._________________________________

«____» ___________________________________г. на исполнение к судебному приставу-исполнителю_______________________________________________________________________

(наименование подразделения судебных приставов, (фамилия, инициалы)

поступил_________________________________________________________________

(номер, дата, наименование исполнительного документа)

соответствующий требованиям, предъявляемым к исполнительным до­кументам.

Руководствуясь п. 2 ст. 9 Федерального закона «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель постановил:

1. Возбудить исполнительное производство в отношении должника

2. Должнику в срок______________________________ исполнительного производства

(немедленно, 1, 2, 3, 4 или 5 дней)

предлагаю добровольно________________________________________________________ (содержание требований исполнительного документа)

3. В случае неисполнения исполнительного документа без уважи­тельных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, судебный пристав-исполнитель выносит поста­новление, по которому с должника взыскивается исполнительский сбор в размере 7% от взыскиваемой суммы или стоимости арестованного имущества должника. В случае неисполнения исполнительного доку-

мента неимущественного характера исполнительский сбор взыскивается с должника-гражданина в размере 5 минимальных размеров оплаты тру­да, с должника-организации - 50 минимальных размеров оплаты труда.

4. Копию постановления направить __________________________________________

(взыскателю, должнику, органу, выдавшему исполнительный документ)

Постановление о возбуждении исполнительного производства может быть обжаловано в суд в 10-дневный срок.

Судебный пристав-исполнитель _______________________

(подпись, фамилия, инициалы)

М. П.

Примечание. В целях обеспечения требований исполнительного документа по имущест­венным взысканиям в соответствии с п. 5 ст. 9 Федерального закона «Об испол­нительном производстве» судебный пристав-исполнитель вправе произвести опись имущества должника и наложить на него арест одновременно с вынесени­ем постановления о возбуждении исполнительного производства.


Приложение 2

Утверждаю

старший судебный пристав

________________________

«_____»_________________г.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ О ВОЗВРАЩЕНИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ДОКУМЕНТА

В СВЯЗИ С НАРУШЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫХ К ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМ ДОКУМЕНТАМ


«____»_____________________г. г.________________________

Судебный пристав-исполнитель___________________________________________________

(наименование подразделения

_______________________________________________________________________________

судебных приставов, фамилия, инициалы)

рассмотрев исполнительный документ_______________________________________________

(номер, дата выдачи, наименование)

_________________________________________________________руководствуясь ст. 10 Федерального закона «Об исполнительном производстве»,

постановил:

1. Возвратить исполнительный документ __________________________________________


(адресат)

ввиду его несоответствия требованиям, предусмотренным пп. ______ ст. 8 и пп. _____ст. 14 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

2. Копию постановления направить ______________________________________________

(взыскателю, в орган, выдавший исполнительный документ)

В случае устранения допущенных нарушений в срок до «_»______г. исполнительный документ считается поступившим в день первоначального поступления судебному приставу-исполнителю.

Нарушение срока, установленного для устранения допущенных на­рушений, не препятствует вторичному направлению исполнительного документа судебному приставу-исполнителю в общем порядке после устранения этих нарушений.

Постановление может быть обжаловано в соответствующий суд в 10-дневный срок.

Судебный пристав-исполнитель _______________________

(подпись, фамилия, инициалы)

М. П.

Приложение 3

Утверждаю

старший судебный пристав

________________________

«_____»_________________г.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О ВОЗВРАЩЕНИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ДОКУМЕНТА,

ПО КОТОРОМУ ВЗЫСКАНИЕ НЕ ПРОИЗВОДИЛОСЬ

ИЛИ ПРОИЗВЕДЕНО ЧАСТИЧНО

«____»_____________________г. г._______________________

Судебный пристав-исполнитель__________________________________________________

(наименование подразделения

_____________________________________________________________________________

судебных приставов, фамилия, инициалы)

рассмотрев исполнительный документ____________________________________________

(номер, дата выдачи, наименование)

_________________________________________________________руководствуясь ст. 26 Федерального закона «Об исполнительном производстве»,

постановил:

возвратить исполнительный документ ___________________________________________

(кому, указать причину, акт о невозможности взыскания)

с возвращением взыскателю авансового взноса в сумме __________________________

(полностью или частично)

Постановление может быть обжаловано в соответствующий суд в 10-дневный срок.

Судебный пристав-исполнитель _____________________

(подпись, фамилия, инициалы)

М. П.

Приложение 4

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОБ ОТЛОЖЕНИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ

ДЕЙСТВИЙ

«____»_____________________г. г._______________________

Судебный пристав-исполнитель__________________________________________________

(наименование подразделения

_____________________________________________________________________________

судебных приставов, фамилия, инициалы)

по исполнительному производству № ___ от ________________________________________ на основании___________________________________________________________________

(указать основание отложения)

руководствуясь ст. 19 Федерального закона «Об исполнительном произ­водстве»,

постановил:

1. Отложить исполнительные действия на срок ___________________________________

2. Копию постановления направить ____________________________________________

(сторонам, в суд или другой


______________________________________________________________________________

орган, выдавший исполнительный документ)

Постановление может быть обжаловано в соответствующий суд в 10-дневный срок.


Судебный пристав-исполнитель _____________________

(подпись, фамилия, инициалы)

М. П.

Приложение 5

ПОСТАНОВЛЕНИЕ О НАЛОЖЕНИИ ШТРАФА


«____»_____________________г. г._______________________

Судебный пристав-исполнитель__________________________________________________

(наименование подразделения

_____________________________________________________________________________

судебных приставов, фамилия, инициалы)


по исполнительному документу № ________________________________________________

возбудил исполнительное производство № _________________________________________

В ходе исполнения установлено, что ________________________________________

______________________________________________________________________________

(указать нарушение законодательства об исполнительном производстве

______________________________________________________________________________

или другую причину и лицо, совершившее нарушение)

Руководствуясь ст. 87 Федерального закона «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель

постановил:

подвергнуть _______________________________________________________________

(фамилия, инициалы или наименование нарушителя)

штрафу в размере ____________________________________ минимальных размеров оплаты

труда и сумму штрафа перечислить на счет__________________________________________


Постановление может быть обжаловано в соответствующий суд в 10-дневный срок.


Судебный пристав-исполнитель _____________________

(подпись, фамилия, инициалы)

М. П.

Примечание. За невыполнение гражданами и должностными лицами законных требова­ний судебного пристава-исполнителя и нарушение законодательства об испол­нительном производстве, а равно за утрату исполнительного документа либо не­своевременное его отправление, предоставление недостоверных сведений о дохо­дах и-имущественном положении должника, а также несообщение должником об увольнении с работы, о новом месте работы или месте жительства виновные под­вергаются судебным приставом-исполнителем штрафу в размере до ста мини­мальных размеров оплаты труда.


Приложение 6

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОБ ОКОНЧАНИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

«____»_____________________г. г._______________________

Судебный пристав-исполнитель__________________________________________________

(наименование подразделения

_____________________________________________________________________________

судебных приставов, фамилия, инициалы)

по исполнительному производству №_____________________ от _____________________

_____________________________________________________________________________

в связи ______________________________________________________________________

(указать перечень проведенных мероприятий, основание окончания)

руководствуясь п._____ ст. 27 Федерального закона «Об исполнительном производстве»,

постановил:

1. Считать данное исполнительное производство оконченным.

2. Копию постановления направить ___________________________________________

(сторонам)

Постановление может быть обжаловано в соответствующий суд в 10-дневный срок.

Судебный пристав-исполнитель _____________________

(подпись, фамилия, инициалы)

М. П.