Реферат: Анализ финансов предприятия

Название: Анализ финансов предприятия
Раздел: Рефераты по менеджменту
Тип: реферат

Содержание

Введение......................................................................................................... ……

Исходные данные.......................................................................................... …….

1. Формирование финансовых отчетов.......................................................... …….

1.1 Отчет о прибылях и убытках..................................................................... ……

1.2 Баланс....................................................................................................... …...

1.3 Отчет об источниках и использовании фондов....................................... ….….

2. Анализ финансовых документов................................................................ …..

2.2 Горизонтальный анализ……………………………………………………………………………………

2.3 Коэффициентный анализ........................................................................... .….

2.4 Оценка вероятности наступления банкротства........................................ …..

3. Расчет и анализ операционного и финансового рычагов и рисков
предприятия.................................................................................................. …..

4. Моделирование показателей роста предприятия..................................... …..

4.1 Модель устойчивого роста....................................................................... …..

Заключение..................................................................................................... ….

Библиографический список………………………………………………………………………............


Введение

Эффективная деятельность предприятий и хозяйственных организаций, стабильные темпы их работы и конкурентоспособность в современных условиях в значительной степени определяются уровнем управления финансами.

На базе финансов предприятия, опосредующих кругооборот его фондов, не только создаются необходимые предпосылки его производственной деятельности, но и формируется положительный финансовый результат, во имя которого начинается любой бизнес. Успешное управление финансами невозможно без четкого представления процессов формирования затрат, доходов, распределения ресурсов, формирования капитала, соответствующей политики развития, инвестиционной деятельности и т.д. То есть, управление финансами - главный элемент управления предприятием.

Основная цель курсовой работы - проанализировать финансовую информацию, просчитать основные финансовые показатели и дать необходимые рекомендации по повышению эффективности работы предприятия и оптимизации использования финансовых и материальных ресурсов.

Для этого мы составим сначала необходимые документы (баланс, отчет о прибылях и убытках и др.) на основе исходных данных. Далее проанализируем их на основе расчета финансовых показателей и коэффициентов, характеризующих финансовое положение предприятия и изучение влияния экономических рычагов и рисков.


Исходные данные

Таблица 1 Исходные данные (Вариант 8 Отрасль: промышленность ) (в тыс долл.)

Наименование статей

1 -й год

2-й год

Долгосрочные финансовые вложения

205

270

Задолженность перед бюджетом

127

36

Добавочный капитал

361

361

Себестоимость проданных товаров (без амортизации)

2440

2614

Амортизация на конец года

791

Амортизация за год

60

66

Акционерный капитал

421

421

Коммерческие и управленческие расходы

841

912

Краткосрочная ссуда

356

448

Ценные бумаги

29

35

Процент к уплате

70

85

Земля

500

500

Задолженность по зарплате

164

191

Расходы будущих периодов

17

21

Нераспределенная прибыль на конец года

956

Дивиденды

130

143

Долгосрочная ссуда

627

631

Здания и оборудование (первоначальная стоимость)

1038

1096

Коммерческая задолженность

136

148

Объем продаж

3721

3992

Сырье и материалы

204

215

Деньги

175

178

Счета к получению

740

678

Готовая продукция

510

494

Налог на прибыль

112

114

Незавершенное производство

521

620

Дополнительная информация

Акционерный капитал состоит из 421000 шт. обыкновенных акций (номинал 1 долл.).

Рыночная цена обыкновенной акции 12 долл.

Доля переменных затрат в себестоимости реализованной продукции составляет 80 %, в коммерческих и управленческих расходах - 8 %. Прогноз объема продаж на будущий год: рост на 15 %.

1.Формирование финансовых отчетов

Финансовые отчеты являются важнейшим средством предоставления информации, характеризующей финансовое положение предприятия. В комплексе они должны содержать информацию, которая может представлять интерес для различных категорий пользователей: акционеров, кредиторов, потенциальных инвесторов, партнеров по бизнесу, представителей государственных финансовых, статистических и налоговых органов.

Несмотря на то, что в большинстве рыночно ориентированных стран не существует каких-то общепринятых требований к формам бухгалтерской и финансовой отчетности, различия в их содержании, как правило, незначительны. В настоящее время большинство предприятий этих стран руководствуются требованиями Международного комитета по стандартам бухгалтерского учета. Согласно данным требованиям в финансовые отчеты должны включаться следующие документы:

- балансовый отчет;

- отчет о прибылях и убытках;

- отчет об источниках и использовании фондов.

То есть, необходимо составить эти документы. Для этого воспользуемся исходной информацией данного варианта, в которой включены сальдо по активным и пассивным операциям, а также по счетам доходов и расходов. Также необходимо установить статьи, используемые для расчета годовой прибыли или убытков, а также для формирования баланса.


1.1. Отчет о прибылях и убытках

В первую очередь необходимо составить отчет о прибылях и убытках, отражающий различные доходы и расходы предприятия в зависимости от их источников (табл. 1.1).

Главным источником доходов является, как правило, уставная (операционная) деятельность предприятия - производство и продажа товаров, оказание услуг и т. д. В отчете показывается как выручка от реализации, или объем продаж без НДС, акцизов и иных аналогичных платежей.

Наименование статей

за 1-й год

за 2-й год

Продажи

3721

3992

Себестоимость проданных товаров

2440

2614

Амортизация

60

66

Коммерческие расходы

841

912

Управленческие расходы

0

0

Операционная прибыль

380

400

Проценты к получению

0

0

Проценты к уплате

70

85

Прочие доходы

0

0

Прочие расходы

0

0

Налогооблагаемая прибыль

310

315

Налог на прибыль

112

114

Чистая прибыль

198

201

Дивиденды

130

143

Нераспределенная прибыль

68

58

В отчете о прибылях и убытках (см. таблица 1.1.) отражаются такие показатели финансовой деятельности предприятия как выручка от

реализации продукции, себестоимость, коммерческие и управленческие, прочие расходы, прочие доходы, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль. В себестоимость реализованной продукции включаются затраты на производство продукции. Коммерческие и управленческие расходы отражаются отдельной строкой.

Операционная прибыль = Выручка от продаж - Себестоимость проданных товаров - Амортизация - Административные расходы - Коммерческие расходы.

Налогооблагаемая прибыль = Операционная прибыль - Проценты к уплате.

Чистая прибыль = Налогооблагаемая прибыль - Налог на прибыль.

Нераспределённая прибыль = Чистая прибыль - Дивиденды.

1.2. Баланс

Следующим шагом является составление баланса (табл. 1.2). Баланс характеризует финансовое положение предприятия на определенную дату и отражает ресурсы предприятия в единой денежной оценке по их составу и направлениям использования в активе и по источникам их финансирования - в пассиве.

* Амортизируемые активы могут быть показаны по первоначальной стоимости. В валюту баланса следует включать указанные активы по остаточной стоимости. Чтобы её рассчитать, из первоначальной стоимости необходимо вычесть начисленную за весь срок службы амортизацию.

** Нераспределённая прибыль рассчитывается по формуле

НП2 = НГТ1 - НП год,

Где НП2 - нераспределённая прибыль на конец второго года; НП1 -нераспределённая прибыль на конец первого года; НП год -нераспределённая прибыль за второй год (в соответствии с отчётом о прибылях и убытках).

Таблица 1.2 Балансовый отчет на конец года (долл.)

Наименование статей

31.12.

31.12.

1-го года

2-го года

1. Фиксированные активы

Незавершенное строительство

521

620

Нематериальные активы

0

0

Материальные активы

1538

1596

Минус амортизация

791

857

Итого амортизируемые активы по остаточной стоимости

1268

1359

Долгосрочные финансовые вложения

205

270

Итого по разделу 1

1473

1629

2. Текущие активы

Запасы

731

730

Дебиторская задолженность

740

678

Краткосрочные финансовые вложения

29

35

Деньги

175

178

Итого по разделу 2

1675

1621

БАЛАНС

3148

3250

3. Постоянные пассивы

Собственный капитал всего

1738

1796

Акционерный капитал

421

421

Добавочный капитал

361

361

Нераспределенная прибыль

956

1014

Долгосрочный заемный капитал

627

631

Итого по разделу 3

2365

2427

4. Текущие пассивы

Краткосрочная банковская ссуда

356

448

Задолженность перед поставщиками

136

148

Счета к оплате

291

227

Итого по разделу 4

783

823

БАЛАНС

3148

3250


1.3. Отчет об источниках и использовании фондов

Следующим документом, который надо составить согласно заданию, является отчет об источниках и использовании фондов (табл. 1.3). Данный документ показывает изменения, которые произошли за отчетный период.

Таблица 1.3 Отчет о фондах и их использовании за 2-й год (тыс долл.)

Наименование

Сумм а долл.

Расчет

1. Источники долгосрочных средств:

А) внутренние:

- чистая прибыль

201

Ф-2 (2-й год)

- амортизация

66

Ф-2 (2-й год)

Б) внешние:

- эмиссия акций

0

(421-421=0), годовая разница акционерного капитала.

- эмиссия облигаций

0

- банковская ссуда

4

(631-627) =4 годовая разница долгосрочных займов ,Ф1 (361-361) годовая разница добавочного капитала

- прочие

Итого (а)

271

201+66+4

2. Использование долгосрочных средств (долгосрочные вложения):

Приобретение фиксированных активов

157

(1631-1567) годовая разница между материальными активами и нематериальными (0-0) незавершенное строительство (620-521)

Погашение долгосрочных займов

0

0

Выплата дивидендов

143

Ф-2 (2-й год)

Прочее

65

(270-205)Годовая разница между долгосрочными фин. Вложениями

Итого (в)

365

157+143+65

Превышение (недостаток) по долгосрочным средствам (а-в)

-94

271-365

3.Изменения в работающем капитале:

Изменения в текущих активах (с)

-54

(1586-1646)Ф-1 Годовая разница между суммой текущих активов

Изменения в текущих пассивах (d)

40

(823-783) Ф1 Годовая разница между суммой текущих пассивов

Итого (c-d)

-94

-54-40

Во втором году источниками долгосрочных средств являлись чистая прибыль, амортизация и банковская ссуда, которые в общем составили 271

тыс долл.. Часть из этих источников была направлена на использование долгосрочных средств (365 тыс дол.) В результате источники долгосрочных средств превысили изменение долгосрочных активов на 94 тыс. долл.

Краткосрочные источники составили 40 тыс долл. По текущим активам наблюдается недостаток в сумме 54 тыс долл.

Сумма использования средств составила 365 тыс. долл., а недостаток источников над использованием - 94 тыс. долл.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что средства были израсходованы недостаточно эффективно.


2.Анализ финансовых документов

2.1.Вертикальный анализ финансовых документов

Анализ финансовых документов необходим для выявления финансового состояния предприятия на дату составления отчетности и выявления резервов изменения сложившейся ситуации в лучшую сторону.

В таблице 2.1. представлен вертикальный анализ финансовой отчетности.

Таблица 2.1. Вертикальный анализ финансовых документов, (в %)

Баланс

1-й год

2 -й год

1

2

3

Активы

1. Фиксированные активы

Незавершенное строительство

16,55

19,08

Нематериальные активы

0,00

0,00

Материальные активы

48,86

49,11

Минус амортизация

25,13

26,37

Итого амортизируемые активы по остаточной стоимости

40,28

41,82

Долгосрочные финансовые вложения

6,51

8,31

Итого по разделу 1

46,79

50,12

2. Текущие активы

Запасы

23,22

22,46

Дебиторская задолженность

23,51

20,86

Краткосрочные финансовые вложения

0,92

1,08

Деньги

5,56

5,48

Итого по разделу 2

53,21

49,88

Итого активов

100

100

Пассивы

3. Постоянные пассивы

Собственный капитал всего

55,21

55,26

Акционерный капитал

13,37

12,95

Добавочный капитал

11,47

11,11

Нераспределенная прибыль

30,37

31,20

Долгосрочный заемный капитал

19,92

19,42

Итого по разделу 3

75,13

74,68

4. Текущие пассивы

Краткосрочная банковская ссуда

11,31

13,78


Продолжение табл. 2.1

1

2

3

Задолженность перед поставщиками

4,32

4,55

Счета к оплате

9,24

6,98

Итого по разделу 4

24,87

25,32

Итого пассивов

100

100

Отчет о прибылях и убытках

1-й год

2-й год

Продажи

100

100

Себестоимость проданных товаров

65,57

65,48

Амортизация

1,61

1,65

Коммерческие расходы

22,60

22,85

Управленческие расходы

0,00

0,00

Операционная прибыль

10,21

10,02

Проценты к получению

0,00

0,00

Проценты к уплате

1,88

2,13

Прочие доходы

0,00

0,00

Прочие расходы

0,00

0,00

Налогооблагаемая прибыль

8,33

7,89

Налог на прибыль

3,01

2,86

Чистая прибыль

5,32

5,04

Дивиденды

3,49

3,58

Нераспределенная прибыль

1,83

1,45

В таблице 2.1. видно, что доля фиксированных увеличилась очень незначительно, на 3,33 % (46,79 -50,12).

Это можно объяснить тем, что по сравнению с первым годом доля материальных активов увеличилась на 0,25 %, также произошло увеличение амортизации на 1,24 %. Но это увеличение также отразилось на величине амортизируемых активов во втором году. Также незначительно долгосрочные финансовые вложения увеличились 1,8%.

Что касается текущих активов, то их снижение вызвано небольшим уменьшением дебиторской задолженности (на 2,65 %), и небольшим увеличением денежных средств ( на 0,08 %), и снижением запасов на 0,76%, доля краткосрочных финансовых вложений увеличилась на 0,16%.

Что касается пассивов, то здесь также произошли изменения, незначительные. Постоянные пассивы уменьшились на 0,45% . В основном это вызвано уменьшением собственного капитала и долгосрочного заемного капитала на 0,5%.

Текущие пассивы, в отличие от постоянных пассивов, увеличились на 0,45%. Это увеличение вызвано увеличением задолженности перед поставщиками и краткосрочной банковской ссуды.

Наибольшую долю в активе баланса имеют материальные активы, запасы. В общем, в структуре пассива и актива произошли незначительные изменения. Это не очень хорошо для предприятия, так как любое предприятие хочет иметь более эффективную работу, а значит, и получать лучшие результаты.

Из вертикального анализа отчета о прибылях и убытках видно, что большую долю в продажах занимает себестоимость. На снижение доли операционной прибыли во втором году повлияло снижение коммерческих и управленческих расходов. Доля налогооблагаемой прибыли снизилась. Чистая прибыль снизилась незначительно, на 0,29 %,за счет увеличения налогов. Нераспределенная прибыль снизилась на 0,37%, поскольку доля дивидендов увеличилась на 0,09% во втором году, по сравнению с первым.

2.2.Горизонтальный анализ финансовых документов

Таблица 2.2 Горизонтальный анализ финансовых документов (в %)

Баланс

1-й год

2 -й год

1

2

3

Активы

1. Фиксированные активы

Незавершенное строительство

100%

119,00%

Материальные активы

100%

103,77%

Минус амортизация

100%

108,34%

Итого амортизируемые активы по остаточной стоимости

100%

107,18%

Долгосрочные финансовые вложения

100%

-

Итого по разделу 1

100%

110,59%

2. Текущие активы

Запасы

100%

99,86%

1

2

3

Дебиторская задолженность

100%

91,62%

Краткосрочные финансовые вложения

100%

120,69%

Деньги

100%

101,71%

Итого по разделу 2

100%

96,78%

Итого активов

100%

103,24%

Пассивы

3. Постоянные пассивы

Собственный капитал всего

100%

103,34%

Акционерный капитал

100%

100,00%

Добавочный капитал

100%

100,00%

Нераспределенная прибыль

100%

106,07%

Долгосрочный заемный капитал

100%

100,64%

Итого по разделу 3

100%

102,62%

4. Текущие пассивы

Краткосрочная банковская ссуда

100%

125,84%

Задолженность перед поставщиками

100%

108,82%

Счета к оплате

100%

78,01%

Итого по разделу 4

100%

105,11%

Итого пассивов

100%

103,24%

Отчет о прибылях и убытках

1-й год

2-й год

Продажи

100%

107,28%

Себестоимость проданных товаров

100%

107,13%

Амортизация

100%

110,00%

Коммерческие расходы

100%

108,44%

Управленческие расходы

100%

-

Операционная прибыль

100%

105,26%

Проценты к получению

100%

-

Проценты к уплате

100%

121,43%

Прочие доходы

100%

-

Прочие расходы

100%

-

Налогооблагаемая прибыль

100%

101,61%

Налог на прибыль

100%

101,79%

Чистая прибыль

100%

101,52%

Дивиденды

100%

110,00%

Нераспределенная прибыль

100%

85,29%

По горизонтальному анализу баланса видно, что в активе все статьи увеличились, кроме запасов и дебиторской задолженности, что является

положительным. Положительно повлияло увеличение материальных активов 3,77 % и денежных средств почти на 1,71 %.

В пассиве также все статьи увеличились, кроме счетов к оплате. Положительно характеризуется увеличение нераспределенной прибыли почти на 6,07%. Произошло незначительной увеличение задолженности перед поставщиками, банковской ссуды.

В отчете о прибылях и убытках произошло увеличение продаж 7,28%, себестоимости 7,13% . Это привело к увеличению операционной прибыли на 5,26%. Налогооблагаемая и чистая прибыль также увеличилась.


2.3.Коэффициентный анализ

Таблица 2.3Финансовые коэффициенты.

Наименование коэффициентов

Формула для расчета

1

2

Финансовая зависимость

коэффициент долгосрочной зависимости

долгосрочные обязательства

фиксированные пассивы

коэффициент общей зависимости

всего обязательств*

всего активов

коэффициент привлечения средств

всего обязательств

собственный капитал

коэффициент покрытия процентов

операционная прибыль

проценты к уплате

Рентабельность

рентабельность продаж

чистая прибыль л „„п/
-------------------------------------- х100%
объем продаж

рентабельность активов

чистая прибыль ... п .
----------------------- х100%
всего активов

рентабельность собственного капитала

чистая прибыль

собственный капитал

коэффициент валовой маржи

валовая прибыль ,....
------------------------ х 100%
продажи

коэффициент операционной прибыли

операционная прибыль 1 лло/

продажи

Ликвидность

текущая ликвидность

текущие активы текущие пассивы


Продолжение табл. 2. 3

1

2

срочная ликвидность

текущие активы - запасы

текущие пассивы

Качество управления активами

период инкассации (в днях)

дебиторская задолженность ^^п

объем продаж

период погашения кредиторской

кредиторская задолженности.

задолженности (в днях)

мат. затраты в себестоимости

оборачиваемость запасов

Объем продаж

запасы

оборачиваемость активов

объем продаж

всего активов

Рыночные коэффициенты

цена/прибыль

рыночная цена одной акции

чистая прибыль в расчете на одну акцию

рыночная/балансовая стоимость акций

рыночная цена одной акции

балансовая стоимость одной акции"

Сумма долгосрочных обязательств и текущих пассивов.

Рассчитывается делением собственного капитала на общее количество обыкновенных акций.


Таблица

2.4 Коэффициенты финансового состояния предприятия

Наименование коэффициента

Численное значение

Ср. пок.,отрас.

Комментарии

1 -й год

2-й год

1

2

3

4

5

Финансовая зависимость

коэффициент долгосрочной зависимости

627/2365= 0,27

631/2427= 0,26

0,24

Коэффициент долгосрочной зависимости свидетельствует о значительном превышении фиксированных пассивов над долгосрочными обязательствами, т.е. о достатке собственного капитала для погашения долгосрочной зависимости и незначительной зависимости от заемного капитала.

коэффициент общей зависимости

1410/3148= 0,45

1454/3250= 0,45

0,45

Коэффициент показывает процент стоимости актива, финансируемого долговыми обязательствами.

коэффициент привлечения средств

1410/1738= 0,81

1454/1796= 0,81

0,8

Данный коэффициент показывает, способность компании ликвидировать свои активы с целью погашения задолженности. Тенденция уменьшения значения коэффициента, указывает, что нераспределённых прибылей у компании становится достаточно для финансирования роста.

коэффициент покрытия процентов

380/70=5,43

400/85=4,71

4

Данный коэффициент показывает, какая доля доходов компании требуется для выплаты процентов по займам. То, что значение первого показателя намного превышает среднеотраслевое значение (плохо), имеется тенденция снижения, хотя второй коэффициент несколько выше среднеотраслевого (это плохо), но сама по себе тенденция снижения это хорошо.

Рентабельность

рентабельность продаж, %

198/3721* 100=5,32

201/3992* 100=5,04

4,7

Коэффициент рентабельности продаж снизился, то есть снизилась прибыль на рубль реализованной продукции. Коэффициент также называется «норма чистой прибыли» и он показывает, насколько выручка компании превосходит все её расходы, какова прибыль на 1 $ продаж. Снижение данного показателя во втором году является отрицательной тенденцией. Соответствует среднеотраслевому значению.

рентабельность активов,%

198/3148* 100=6,29

201/3250* 100=6,18

7,8

Рентабельность активов снизилась, что говорит о некотором снижении эффективности использования имущества предприятия

1

2

3

4

5

рентабельность собственного капитала, %

198/1738*1 00=11,39

201/1796*1 00=11,19

14

Снижение коэффициента рентабельности собственного капитала вызвано тем, что темпы роста собственного капитала выше, чем темпы роста чистой прибыли. Данный коэффициент показывает, что каждая денежная единица, вложенная собственниками компании, заработала 0,1139 ден. ед. чистой прибыли в первом году и 0,1119 ден.ед. во втором.

Ликвидность

текущая ликвидность

1675/783= 2,14

1621/823= 1,97

2,1

Это коэффициент отдачи от капитала, характеризующий эффективность использования компанией её собственного капитала. Динамика коэффициента характеризуется отрицательно, неэффективностью использования компанией её собственного капитала. Показатель и не превысил средний по отрасли у предприятия не хватает средств для погашения краткосрочных обязательств.

срочная ликвидность

944/783= 1,21

891/823= 1,08

1,1

Показатель понизился, следовательно, наиболее ликвидная часть текущих активов понизилась, и не способна покрыть краткосрочные обязательства.

Качество управления активами

период инкассации (в днях)

740/3721*3 60=71,59

678/3992*3 60=61,14

45

Снижение периода инкассации вызвано незначительным изменением дебиторской задолженности и значительным увеличением объема продаж.

оборачиваемость запасов

3721/731= 5,09

3992/730=

5,47

3,3*

Увеличение коэффициента оборачиваемости запасов связано с увеличением объема продаж по отношению к запасам.

оборачиваемость активов

3721/3148= 1,18

3992/3250= 1,23

1,66

Коэффициент оборачиваемости активов увеличился в связи с повышением эффективности использования всех имеющихся ресурсов. Можно предположить, что коэффициент ниже в среднем по отрасли, так как это может быть обусловлено приобретением новых, неизношенных основных средств (рост матер, активов в балансе 2 года).

Рыночные коэффициенты

цена/прибыль

12/(198/421 000)= 12/0,0 005=

25515,15

12/(201/421 000)= 12/0,0 005=

25134,33

Показатель уменьшился, т.к. чистая прибыль увеличилась.

Рыночная/ балансовая стоимость акций

12/(1738/42 1000)= 12/0, 0041 = 2906,79

12/(1796/42 1000)= 12/0, 0043= 2812,92

Показатель снизился только из-за увеличения собственного капитала. Показатель > 1, значит балансовая стоимость акции меньше, чем её оценивают на рынке.


Взаимосвязь между коэффициентами различных групп демонстрирует формула DuPont:

Чистая прибыль Продажи Активы ---------- п _„
---------------------- х —£■ ---------- х-------------------------------- = ROE

Продажи Активы Собственный капитал

Левая часть формулы представляет собой комбинацию коэффициентов (рентабельности продаж, оборачиваемости активов и мультипликатора собственного капитала), а правая часть - результат этой комбинации, т. е. рентабельность собственного капитала (ROE). С помощью этой формулы можно определить фактор, оказывающий наибольшее влияние на величину чистой прибыли, полученной на каждую единицу собственного капитала.

ROE 1 год =(198/3721)*(3721/3148)*(3148/1738)=0,П39 ИЛИ 0,053*1,182*1,811=0,1139

ROE 2 год =(201/3992)*(3992/3250)*(3250/1796)=0,1119 ИЛИ 0,050*1,228*1,810=0,1119

Проанализируем влияние компонентов формулы на ROE с помощью факторного анализа по способу абсолютных разниц.

Чистая прибыль Продажи Активы ---------- п _„
---------------------- х —£■ ---------- х-------------------------------- = ROE

Продажи Активы Собственный капитал

Л ROEx = (0,050-0,053)* 1,182* 1,8113=-0,0061

Л ROEy = 0,050*(l,228-l,182)*l,8113= 0,0042

AROEz = 0,050* 1,228*0,810-1,8113)=-0,0001

Л ROE = -0,0061+0,0042-0,0001=0,1119-0,1139= -0,0020

-0,0061<-0,00010,0042

Из данного анализа можно сделать вывод о том, что на ROE наибольшее влияние оказывает величина активов и продаж.


2. 4 .Оценка вероятности наступления банкротства

Одна из целей финансового анализа - оценить различные типы рисков, которым подвержена компания, в том числе риск несостоятельности. Неспособность фирмы рассчитываться по своим долгам может стать причиной ее банкротства. Поэтому необходимо регулярно определять уровень этого риска и во всех случаях задолго до того, когда ситуация становиться необратимой.

Наиболее широкое распространение получила модель Альтмана. Индекс Альтмана, названный Z-счет, используется для предсказания вероятности наступления банкротства. Ситуация считается тревожной, если Z<1,81; если Z>2,99, то можно утверждать, что у предприятия благополучное положение. Интервал между 1,81 и 2,99 назван зоной неопределенности, т. е. классифицировать ситуацию компании не представляется возможным.

Индекс Альтмана ( Z -счет).

+ 0,6Х4 +

v текущие активы - текущие пассивы

,Xi (1675-783)/3148 0,28

всего активов

v нераспределенная прибыль

Х2 =68/3148=0,02

х2 ,

всего активов

v операционная прибыль

Х3 =380/3148=0,12

всего активов

v рыночная цена собственного капитала

Х4 =( 12*421000/1000) /(627+783)= 5052/(627+783)=3,58

общая задолженность

объем продаж всего активов

Х5 3721/3148 1,18

Z=l,2*0,28+l,4*0,02+3,3*0,12+0,6*3,58+l,0*l, 18=4,088 Z = 4,088- у предприятия благополучное положение в первом году.

2

год

хх

текущие активы - текущие пассивы

Х!-(1621-823)/3250-0,25

всего активов

v нераспределенная прибыль

Х2 -58/3250-0,02

всего активов

v операционная прибыль

Х3 400/3250 0,12

всего активов

рыночная цена собственного капитала

Х4 =( 12*421000/1000) /(631+823)=

4

общая задолженность

5052/(631+823)=3,47

v объем продаж

Х5 =3992/3250=1,23

всего активов

Z=l,2*0,25+l,4*0,02+3,3*0,12+0,6*3,47+l,0*l,23=4,036 Z = 4,036- у предприятия благополучное положение во втором году.

R — model: (аналогичная модель индексу Альтмана)

R = 8,38 X, + Х2 + 0,054Х3 + 0,63Х4 ,

текущие активы - текущие пассивы

гдеХ, =

Х2 =

всего активов чистая прибыль собственный капитал' объем продаж всего активов

чистая прибыль интегральные затраты *

Iй год

2й год

Х,=(1675-783)/3148-0,28 Х2 = 198/1738=0,114 Х3 =3721/3148=1,18 Х4 = 198/(2440+60+841+0+70)^0,058

Х!=(1621-823)/3250=0,25 Х2 = 201/1796=0,112 Х3 =3992/3250=1,23 Х4 = 201/(2614+66+912+0+85)=0,055


R, = 8,38*0,28+0,114+0,054*1,183+0,63*0,058=2,56 R2 = 8,38*0,25+0,112+0,054*1,23+0,63*0,055 =2,31

Шкала вероятности банкротства

R-счет

Вероятность, %

Ниже 0

Высочайшая (90-100)

от 0 до 0,18

Высокая (60-80)

от 0,18 до 0,32

Средняя (35-50)

от 0,32 до 0,42

Низкая (15-20)

Выше 0,42

Минимальная (до 10)

Так как у нас значение R \ и R2 больше, чем 0,42, то можно сказать, в первом и во втором году работы вероятность банкротства минимальная.

Таким образом, проведя оценку наступления банкротства методами, основанными на анализе критических финансовых коэффициентов такими как, модель Альтмана и R-model, приходим к выводу, что данное предприятие имеет в целом благополучное положение и минимальный риск банкротства при использовании любой модели.


З.Расчет и анализ операционного и финансового рычагов и

рисков предприятия

Здесь необходимо уделить внимание на уставной деятельности предприятия, результатом которой является выручка от реализации товаров и услуг. Целью анализа является выявление и оценка потенциальных рисков, которым подвержена операционная деятельность исследуемого предприятия. К ним относятся операционный и финансовый риски. В ходе анализа рассчитываются: контрибуционная маржа, точка безубыточности, запас финансовой прочности, сила операционного и финансового рычагов.

Расчет следует начинать с дифференциации операционных затрат.

Так как доля переменных затрат в себестоимости реализованной продукции составляет 80%, в коммерческих и управленческих расходах-8%, можно рассчитать сумму переменных затрат:

Пер. затраты в 1 год = 2440*0,8+841*0,08=2019,28 Пер. затраты во 2 год = 2614*0,8+912*0,08=2164,16

Таким образом, сумма постоянных затрат складывается из доли себестоимости реализованной продукции (20 %), коммерческих и управленческих расходов (92%), а также амортизации.

Пост, затраты за 1 год = 2440*0,2+841*0,92+60=1321,72 Пост, затраты за 2 год =2614*0,2+912*0,92+66=1427,84

После определения величины переменных и постоянных затрат формируется управленческая модель отчета о прибылях и убытках.

Таблица 3.1 Отчет о прибылях и убытках (управленческая модель) (долл.)

Наименование статей

1-й год

2-й год

Продажи

3721

3992

Переменные затраты

2019,28

2164,16

Постоянные затраты

1321,72

1427,84

Операционная прибыль

380

400

Финансовые издержки

70

85

Налогооблагаемая прибыль

310

315

Налог на прибыль (24%)

74,4

75,6

Чистая прибыль

235,6

239,4

В данной таблице как налогооблагаемую, так и чистую прибыль показывают только от операционной деятельности. Для этого прочие доходы и расходы (кроме процентов к уплате) из табл. 1.1 исключаются, а налог на прибыль пересчитывается (он составляет 24% от налогооблагаемой прибыли).

Так как в первом и во втором году работы предприятие имело проценты к уплате и проценты к получению, то мы видим, что все показатели не совпадают с соответствующими показателями из Отчета о прибылях, табл. 1.1. Отличие показателей в управленческой модели от соответствующих им в отчете о прибылях во втором году обусловлены не включением прочих расходов, т.к. они не относятся к операционной деятельности, а также из-за пересчета налога на прибыль.

Следующий шаг - расчет контрибуционной маржи и ее коэффициента.

Контрибуционная маржа представляет собой разность между величиной продаж и переменных затрат:

Контрибуционная маржа = Продажи - Переменные затраты.

КбМ 1= 3721-2019,28=1701,72 КбМ 2= 3992-2164,16=1827,84

Этот показатель является одним из наиболее существенных показателей операционного анализа, т. к. он свидетельствует о достаточности покрытия им постоянных затрат и, более того, о способности предприятия получать операционную прибыль.

Однако в расчетах чаще используется коэффициент контрибуционной маржи, который определяется делением последней на величину продаж. Рост этого коэффициента говорит о более эффективном управлении операционными затратами предприятия.

ККбМ=КбМ/продажи

ККбМ 1 =К6М 1 /продажи =1701,72/3 721 =0,45 7 ККбМ2=КбМ2/продажи=1827,84/3992=0,458

Зная коэффициент контрибуционной маржи, можно рассчитать точку безубыточности, или порог рентабельности в стоимостных единицах измерения:

Точка безубыточности =

Постоянные затраты

Коэффициент контрибуционной маржи

ТБ 1= 1321,72/0,457=2890,0877 ТБ 2 = 1427,84/0,458=3118,4006

На сколько фактический объем продаж превысил свое пороговое значение, говорит показатель запаса финансовой прочности:

Запас финансовой прочности = Продажи - Точка безубыточности.

1-й год: 3721-2890=830,91 2-й год: 3992-3118=873,59

Запас финансовой прочности принято выражать в процентах относительно объемов продаж.

1-год: 831/3721*100=22,33% 2-год: 874/3992*100=21,88% Заполняем таблицу 3.2

Таблица 3.2 Расчет контрибуционной маржи, точки безубыточности и запаса финансовой прочности (долл.)

Показатели

1-й год

2-й год

1. Продажи

3721

3992

2. Переменные затраты

2019,28

2164,16

3. Контрибуционная маржа (1-2)

1701,72

1827,84

4. Коэффициент контрибуционной маржи (3:1)

0,457

0,458

5. Постоянные затраты

1321,72

1427,84

6. Точка безубыточности (5:4)

2890,09

3118,40

7. Запас финансовой прочности

7.1 в стоимостном выражении (1-6)

830,91

873,60

7.2 в процентах (7.1:1*100)

22,33

21,88

Из данной таблицы видно, что контрибуционная маржа возросла на 126,12 долл. Это объясняется ростом продаж и переменных затрат во втором году работы предприятия, то есть абсолютный прирост продаж превышает прирост переменных затрат.

Также во втором году повысилась точка безубыточности. То есть при достижении выручки от реализации в 3118,40 долл, предприятие достигает окупаемости постоянных и переменных затрат.

Произошло увеличение запаса финансовой прочности. Это благоприятное изменение для предприятия и объясняется значительным увеличением продаж по сравнению с точкой безубыточности.

Операционный рычаг - это феномен, посредством которого изменения в продажах приводят к еще большим изменениям операционной прибыли. Его действие обусловлено наличием постоянных затрат, величина которых не реагирует на изменение количества произведенной продукции в релевантном периоде.

Уровень операционного рычага, или его сила - есть процентное изменение операционной прибыли как результат процентного изменения объема продаж:

% А операционной прибыли

Сила операционного рычага =

% А объема продаж

где % А - процентное изменение.

Чтобы рассчитать силу операционного рычага, пользуются формулой

Контрибуционная маржа

Сила операционного рычага =

Операционная прибыль

СВОР 1= 1701,72/380=4,4782 СВОР 2= 1827,84/400=4,5696

Произошло снижение СВОР во втором году. Это объясняется значительным увеличением контрибуционной маржи и слабым увеличением операционной прибыли.

СВОР равна 4,4782в первом году. Это означает, что при возможном увеличении выручки от реализации на 1% прибыль возрастет на 1%*4,4782=4,4782%.

Финансовый рычаг (как и операционный) порождают постоянные затраты. Он имеет место при финансировании деятельности предприятия долговыми источниками, по которым необходимо выплачивать проценты. Величина таких финансовых издержек не зависит от объемов продаж, а обусловлена величиной займа, сроками и процентной ставкой его привлечения.

Источником покрытия процентов является операционная прибыль. Поэтому финансовые издержки оказывают влияние на взаимосвязь между операционной и чистой прибылью. Сила этой связи может быть измерена как процентное изменение чистой прибыли, вызванное процентным изменением операционной прибыли:

% А чистой прибыли

Сила финансового рычага =---------------------- --------------- .

% А операционной прибыли

Чтобы рассчитать силу рычага, пользуются формулой

Операционная прибыль

Сила финансового рычага =

Операционная прибыль - Финансовые издержки

СФР 1=380/(380-70)=1,2258 СФР 2= 400/(400-85)=1,2698

Таблица 3.3.Операционный и финансовый рычаги предприятия

Наименование

1-й год

2-й год

Сила операционного рычага

4,4782

4,5696

Сила финансового рычага

1,2258

1,2698

Сила воздействия финансового рычага увеличилась во втором году, соответственно увеличился финансовый риск предприятия.

Действие операционного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли.

Сила воздействия операционного рычага в значительной степени зависит от среднеотраслевого уровня фондоёмкости: чем больше стоимость основных средств, тем больше постоянные затраты. Эффект операционного рычага поддаётся контролю именно на основе учёта зависимости силы воздействия рычага от величины постоянных затрат: чем выше постоянные затраты и чем ниже прибыль, тем сильнее действует операционной рычаг и наоборот. Сила воздействия операционного рычага максимальна вблизи порога рентабельности и снижается по мере роста выручки от реализации и прибыли, так как удельный вес постоянных затрат в общей их сумме уменьшается - и так вплоть до очередного скачка.

Сила воздействия операционного рычага указывает на степень предпринимательского риска, связанного с фирмой: чем больше сила воздействия операционного рычага, тем выше предпринимательский риск.

Рост цен и уменьшение постоянных и переменных затрат снижает значение точки безубыточности и ведёт к увеличению прибыли. Таким образом, операционной рычаг (леверидж) влияет на совокупный риск для фирм. Но это не основная причина риска, так как он зависит еще от изменения спроса на товары и изменения переменных издержек.

Увеличение финансового левериджа влечёт за собой повышение риска, и наоборот. Чем больше проценты и чем меньше прибыль, тем больше сила финансового рычага и тем выше финансовый риск, связанный с предприятием.

4.Моделирование показателей роста предприятия

Поскольку развитие является одной из главных целей любой компании, в курсовой работе предполагается, что объемы продаж исследуемых предприятий будут расти. Однако этот рост не должен быть достигнут любой ценой, иначе предприятие может не усилить, а ослабить свои позиции вплоть до состояния банкротства, как показывает мировая практика.

Формируя свои планы, компания пытается решить несколько задач одновременно:

• рост продаж,

• производственную гибкость,

• умеренное использование заемного капитала,

• высокий уровень дивидендов.

Каждая из этих задач сама по себе представляет ценность, но часто они противоречат друг другу. И когда это случается (один или несколько финансовых коэффициентов становятся неудовлетворительными), то требуется внесение корректировок, которые не всегда возможны и желательны. Необходимо, чтобы рост компании не имел негативных последствий и не нарушал его финансового состояния и, более того, был согласован с рыночными реалиями.

Инструментом, позволяющим выявлять такие противоречия и способствовать принятию более взвешенных решений в маркетинговой, производственной и финансовой сферах, является модель уровня достижимого роста ( SGR ).

То есть необходимо спрогнозировать ряд финансовых показателей на основе использования модели SGR. С помощью модели SGR можно рассчитать максимально возможный темп роста объема продаж при заданных финансовых коэффициентах ( g ):

где g - потенциально возможный рост объема продаж, %;

Ъ - доля чистой прибыли, направляемая на развитие предприятия;

NP чистая прибыль;

S - объем продаж;

D - общая величина обязательств;

Е - собственный капитал;

А - величина активов (валюта баланса).

Модель применяется при рассмотрении двух сценариев развития предприятия: у стойчивого роста и изменяющихся условий.

4.1. Модель устойчивого роста

Первый сценарий предполагает, что сложившаяся в прошлом финансовая политика останется неизменной. Это обеспечивается сохранением на прежнем уровне ряда финансовых коэффициентов, а также допущением, что увеличение собственного капитала происходит только за счет роста нераспределенной прибыли.

Рассмотрим более подробно переменные вышеприведенной формулы.

Темп роста объема продаж ( g ) представляет собой отношение

прироста объема продаж ( AS ) к его исходной величине ( So ) т.е. g =--- 100 %.

Исходной величиной являются продажи прошлого года. В модели показатель g является искомым, остальные коэффициенты являются плановыми, или целевыми переменными.

Рентабельность продаж — характеризует эффективность

v s )

деятельности предприятия. Чем больше чистой прибыли, тем больше возможностей у предприятия увеличивать собственный капитал.

Отношение активов к объему продаж — - это величина обратная

\ S )

традиционному коэффициенту оборачиваемости активов. Чем ниже данный показатель, тем более эффективно используются активы, поскольку на величину активов оказывает влияние финансовая политика предприятия, в частности, управление запасами, дебиторской задолженностью, долгосрочными активами.

Соотношение заемных и собственных средств — показывает

структуру пассивов предприятия. Следует помнить, что чрезмерное увлечение долговыми источниками финансирования снижает финансовую устойчивость предприятия и препятствует его развитию.

Нераспределяемая доля чистой прибыли (Ь), или коэффициент реинвестирования рассчитывается по формуле

b =( l - d ),

где d - коэффициент дивидендных выплат, равный отношению общей суммы дивидендов к чистой прибыли.

Величина коэффициента зависит от дивидендной политики предприятия.

В курсовой работе требуется рассчитать потенциально возможный рост продаж за два прошедших года и сравнить его с фактическим ростом.

Таблица 4.1 Расчет уровня достижимого роста

Показатели

1 год

2 год

с1=дивиденды/ЧП

130/198=0,6566

143/201=0,7114

Коэффициент реинвестирования b=l-d

0,3434

0,2886

Рентабельность

NP ЧП продаж-—--—

198/3721=0,053

201/3992=0,050

Коэф. привлечения

D ЗК средств—= — F Е СК

(3148-1738)/1738=0,811

(3250-1796)/1796=0,810

А активы

3148/3721-0,846

3250/3992 0,814

S объемпродаж

Уровень достижимого роста,

%g

4,07

3,34

Фактический рост продаж (f), %

(3992-3721)/3721=7,28

Информация отсутствует

gl = (0,3434*0,053*(1+0,811))/( 0,846-(0,3434*0,053*(1+0,811)))*100 = = 4,07%

g2 = (0,2886*0,050*(1+0,810))/(0,814-(0,2886*0,050*(1+0,810)))*100 = = 3,34% Фактический рост продаж определяется по формуле:

/ = ^z5-.100% = —-100%,

где Si - объем продаж первого года, S 2 - объем продаж второго года.

Так как фактический рост продаж превысил потенциально возможный уровень, т. е. f > g , то на это в наибольшей степени повлиял коэффициент привлечения средств.

Таким образом, если предприятие предположит, что финансовая политика остается неизменной, то предприятие не сможет достичь планируемого роста объема продаж 15%, может только 3,4%. Поэтому рассмотрим второй сценарий.

4.2. Моделирование при изменяющихся показателях

Второй сценарий охватывает различные ситуации, когда рост продаж не может быть обеспечен только внутренними источниками финансирования (такими, как нераспределенная прибыль) и когда надо принимать во внимание новые переменные:

начальный объем продаж ( So );

начальная величина собственного капитала (Ео);

величина прироста собственного капитала, привлеченного путем дополнительной эмиссии обыкновенных акций (Е„);

абсолютная сумма годовых дивидендов ( Div ).

В каждом варианте задания дана информация о предполагаемых темпах роста объема продаж в 3-м году. Это и есть уровень достижимого роста. В качестве начальных (исходных) размеров собственного капитала (Ео) и продаж ( So ) следует принять соответствующие показатели предыдущего, т.е. 2-го года. Задача заключается в поиске остальных переменных методом подбора, но таким образом, чтобы они не ухудшили финансовое положение компании.

Задаваясь любыми пятью из шести переменных и имея исходную информацию ( g , So , Eo ), можно найти шестую переменную, пользуясь формулами, которые выведены на основе предыдущей.

Коэффициент оборачиваемости активов

1 = ____________________ ( l + g )- S 0 ____________________

А [l + ^E0+ En -Div + [^yi + g ).S0 '

Коэффициент привлечения средств

D = ( l + g )- So _____________

E ~{E0+ En -Div + (f)H + g ).S0 ].[f

Коэффициент рентабельности продаж

NP _ 1______ Ео + Е„ – Div

Если в результате анализа финансовых документов (второе задание) было установлено, что некоторые из переменных модели SGR имеют оптимальное значение, то в данном задании их можно сохранить на прежнем уровне. Кроме того, не исключается ситуация, при которой дополнительной эмиссии акций не потребуется, т.е. Еп 0. В процессе моделирования следует рассмотреть несколько возможных вариантов - сценариев развития предприятия, приводящих к заданному уровню достижимого роста.

Таблица 4.2. Результаты, полученные на основе модели достижимого роста

Вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Переменные

Рентабельность продаж(NР / S)

0,0504

0,0898

0,0504

0,0504

0,0929

0,0504

0,0504

0,0712

0,0504

Оборачиваемость активов (S /А)

1,3465

1,2283

1,2283

1,3568

1,2283

1,2283

1,2879

1,2283

1,2283

Коэффициент привлечения средств ( D / Е)

0,8096

0,8096

1,9837

0,8096

0,8096

1,9988

0,8096

0,8096

1,8974

Абсолютная величина дивидендов (Div)

143

143

143

157,3

157,3

157,3

157,3

157,3

157,3

Прирост cобственного капитала путем эмиссии акций (Еу)

0

0

0

0

0

0

100

100

100

Уровень достижимого роста (заданный)

0,15

0,15

0,15

0,15

0,15

0,15

0,15

0,15

0,15

Начальный объём продаж (SO)

3992

Начальная величина собственного капитала (ЕО)

1796


В первом варианте при достижении роста продаж 15% происходит увелиичение оборачиваемости активов. Это благоприятная ситуация для предприятия.

Во втором варианте при достижения роста продаж 15% происходит увеличение рентабельности продаж. Это очень хорошо для предприятия, это показывает увеличение прибыли, полученной с выпуском дополнительной единицы продукции.

В третьем варианте при достижении роста продаж 15% происходит увеличение коэффициента привлечения средств. Это плохо, так как соотношение заемного и собственного капитала стало больше. То есть, заемных средств стало привлекаться больше, чем имеющийся собственный капитал.

В 4,5,6 вариантах для достижения объема продаж 15%, мы увеличили дивиденды на 10%, а эмиссии нет. В 5 варианте это привело к значительному повышению рентабельности продаж, что говорит о более эффективной работе предприятия В 4 варианте произошло значительное увеличение оборачиваемости активов. В 6 варианте это привело к увеличению коэффициента привлечения средств, а значит, и заемных средств, что плохо.

В 7,8,9 варианте для достижения объема продаж эмитировали акции на сумму 100 тыс. долл и увеличили дивиденды на 10%. В 7 варианте это привело к увеличению оборачиваемости активов, что хорошо. В 8 варианте эмиссия привела к повышению рентабельности продаж, что положительно.

В 9 варианте эмиссия и рост дивидендов на 10% привел к значительному увеличению коэффициента привлечения средств, что отрицательно.

То есть, получается, чтобы достичь заданного роста продаж (15%) без негативных последствий , предприятию может выбрать варианты 1,2,4,5,8. Но лучше выбрать 5 вариант, либо 4. В данном случае предприятию необходимо увеличить дивиденды на 10% и отказаться от эмиссии акций.


Заключение

Управление ростом требует тщательной балансировки целей фирмы в плане продаж и эффективности её деятельности и финансовых ресурсов. Многие компании совершают просчёты в финансовом плане, кладя слишком много на алтарь роста; на процессах о банкротстве рассматривается множество таких случаев.

Проблема в том, чтобы определить, какой уровень роста продаж согласуется с реальным положением компании и финансового рынка. В этом отношении моделирование достижимого роста является могучим средством планирования и широко применяется в компаниях. Моделирование уровня достижимого роста (SGR) - это максимально достижимый годовой рост объёма продаж в процентах, основанный на запланированных коэффициентах издержек хозяйственной деятельности, коэффициенте задолженности и сумы дивидендов к выплате.

Рост собственного капитала будет стабильным, сбалансированным, если он пропорционален росту объёма продаж. Если это не так, то должен измениться один коэффициента и более, чтобы расхождения в двух уровнях роста были сглажены. Подставляя значения в модель уровня достижимого роста, мы можем проверить соотношение показателей различных планов роста. Зачастую при корпоративном планировании компания хочет достичь множества хороших показателей: высоких темпов роста объёма продаж, эластичности производства, умеренного размера привлечённых заёмных средств и больших дивидендов. Однако эти показатели могут не согласоваться одни с другими.

Моделирование уровня достижимого роста позволяет обнаружить такое несоответствие. При помощи моделирования мы можем лучше понять чувствительность определённых факторов к целям фирмы и наоборот. Таким образом, можно добиться более информационно насыщенных и разумных маркетинга, финансирования и производственных решений. Моделирование уровня достижимого роста представляет интегрированное средство, помогающее в процессе принятия решений. При постоянном внимании корпорации к оборачиваемости активов и к управлению активами такое моделирование может играть существенную роль.


Библиографический список

1 Ковалев В.В. финансовый анализ: управление капиталом. Выбор
инвестиций. Анализ отчетности. -М.: Финансы и статистика, 1996. - 432 с.

2 Коласс Б. Управление финансовой деятельностью предприятия:
Проблемы, концепции и методы: Учебное пособие для ВУЗов./ Под
редакцией Я.В. Соколова. - М.: Финансы и др., 1997. - 576 с.

3 Любушин Н.П. Анализ финансово-экономической деятельности
предприятия: Уч. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. -471с.

4 Стоянова Е.С., Штерн М.Г. финансовый менеджмент для практиков:
Краткий профессиональный курс. - М.: изд-во «Перспектива», 1998. -
239с.

5 Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник/ Под. ред.
Стояновой Е.С. -5-е изд. -М: Изд-во «Перспектива», 2002. - 656с.

6 Финансовый менеджмент: Учебник для вузов./Н.Ф.Самсонов,
Н.П.Баранникова и др. - М: Финансы, ЮНИТИ, 2000.

7 Финансовый менеджмент: Учебное пособие./ Под редакцией
проф.Е.И.Шохина. - М.: ИД ФБК ПРЕСС 2003.