Курсовая работа: Использование цвета на эмоциях человека в современных рекламных технологиях.

Название: Использование цвета на эмоциях человека в современных рекламных технологиях.
Раздел: Рефераты по маркетингу
Тип: курсовая работа

Российский Университет Дружбы Народов

Факультет Институт Мировой Экономики и Бизнеса

Дисциплина Основы паблик рилейшнз

Курсовая работа

Использование цвета на эмоциях человека в современных рекламных технологиях.

Студентка Медведева Виктория Владимировна, группа ШР-301

Научный руководитель к. ф. н., доцент Иванова Елена Анатольевна

Москва 2003

Содержание

Введение.

Определение эмоций и чувств.

Основные функции эмоций и чувств.

Основные качества эмоций и чувств.

Символика цветов.

Цветовые типы личности.

Теория влияния цвета на покупательскую способность.

Заключение.

Список использованной литературы.

Введение

Мы редко задумываемся над тем, какое значение в нашей жизни имеет цвет. Привычка видеть небо – синим, траву – зеленой, а кровь – красной так сильна, что других сочетаний мы не можем себе представить. Наше настроение, поведение, самочувствие тесно связаны с цветовой гаммой.

Давно известно, сколь велико значение цвета в жизни человека. Жизнь полна тогда, когда она наполнена красками, цветами и оттенками. Начиная с древнейших времен цвет был сильной, но все же неуловимой силой, определяющей поведение человека.

Сложно со стопроцентной уверенностью утверждать, какую власть имеет над нами такая привычная составляющая нашей жизни, как цвет. Проведено большое количество опытов, сделано много статей и все-таки, до сих пор – явление загадочное. С одной стороны, есть над чем думать, углубившись в чтение трудов Кандинского и Люшера[1] , с другой, всегда остается место для загадки или даже тайны, которую не под силу разгадать последующим поколениям…

Что такое цвет? На что он влияет? Нужно быть физиком или врачом, чтобы ответить на этот вопрос определенно. Но физика и медицина – науки далекие от мистицизма и полутонов. Чего нельзя сказать о психологии. Хотя бы потому, что в психологии очень многое можно подвергнуть сомнению и опровергнуть. Или, скажем, доказать какую-то свою теорию, не уничтожая своими доказательствами другие двадцать.

Вообще, психология – наука обширная, а психологи – люди, владеющие, пожалуй, самой полезной информацией: информацией о человеке. Эта наука интересуется всем, что каким-либо образом оказывает влияние на человека. Поэтому цвет – тоже предмет изучения. С детства у каждого человека есть какие-то цветовые предпочтения, которые со временем изменяются и которые могут сказать о человеке очень многое: какое у него настроение, какую модель поведения он выбирает для себя в данный период жизни многое другое.

А вот как же пристрастие человека к определенному цвету влияет на его характер, отвечает такая наука как цветология. Современные психологические теории допускают то, что цвет оказывает тонкое вибрационное влияние на человеческие дела. Но здесь психологическое влияние подтверждается физикой: видимый цвет предмета зависит от длины волны, который он отражает.

Силу воздействия цвета на сознание и здоровье человека замечали еще жрецы древнейших религий, но ученые этот феномен стали изучать относительно недавно. Интерес к этой проблеме, а именно психологии цвета очень высок, так как цвет влияет на сознание, память и психику человека, а это влияние очень часто используется в рекламе и PR. Именно поэтому мы хотели бы рассмотреть влияние цветовой гаммы на эмоции и чувства человека, или, говоря иначе, изучить эмоциональную «окраску» и применить ее на практике.


Определение эмоций и чувств.

Когда мы наблюдаем восход солнца, читаем книгу, слушаем музыку, ищем ответ на возникший вопрос или мечтаем о будущем, то, наряду с разными формами познавательной деятельности, мы проявляем свое отношение к окружающему миру. Читаемая книга, выполняемая работа могут нас радовать или огорчать, вызывать удовольствие или разочарование. Радость, грусть, боязнь, страх, восторг, досада - это разнообразные чувства и эмоции. Они - одно из проявлений отражательной психической деятельности человека. «Воздействия внешнего мира на человека запечатлеваются в его голове, отражаются в ней в виде чувств, мыслей, побуждений, проявлений воли...» - отмечает Ф. Энгельс.

Если в восприятии, ощущениях, мышлении и представлениях отражаются многообразные предметы и явления, их различные качества и свойства, всевозможные связи и зависимости, то в эмоциях и чувствах человек проявляет свое отношение к содержанию познаваемого.

Чувства и эмоции зависят от особенностей отражаемых предметов. Между человеком и окружающим миром складываются объективные отношения, которые становятся предметом чувств и эмоций.

В эмоциях и чувствах проявляется также удовлетворенность или неудовлетворенность человека своим поведением, поступками, высказываниями, деятельностью.

Эмоции и чувства — это своеобразное личностное отношение человека к окружающей действительности и к самому себе. Чувства и эмоции не существуют, вне познания и деятельности человека. Они возникают в процессе деятельности и влияют на ее протекание.

Источниками эмоций и чувств служат объективно существующие предметы и явления, выполняемая деятельность, изменения, происходящие в нашей психике и организме. В разное время значимость одних и тех же предметов бывает неодинакова. Стакан воды, выпитый для утоления жажды, приносит удовольствие. Если же заставить пить воду человека, не испытывающего жажды, то может возникнуть переживание неудовольствия, раздражения. Приятно послушать музыку, но если концерт затягивается слишком долго, то притупляются переживания и наступает утомление.

Своеобразие эмоций и чувств определяется потребностями, мотивами, стремлениями, намерениями человека, особенностями его воли, характера. С изменением какого-либо из этих компонентов меняется отношение к предмету потребности. В этом проявляется личностное отношение человека к действительности.

Мир чувств и эмоций очень сложен и многообразен. Тонкость его организации и многогранность выражения нередко не осознаются самим человеком. Сложность психического анализа испытываемых чувств объясняется также тем, что отношение к предметам и явлениям зависит от той познавательной деятельности или волевой активности, которую проявляет личность.

Всем известно, как трудно бывает рассказать о своих чувствах, выразить переживания в речи. Подбираемые слова кажутся недостаточно яркими и неверно отражающими различные эмоциональные состояния и их оттенки.

Яркость и разнообразие эмоциональных отношений делают человека более интересным. Он откликается на самые разнообразные явления действительности: его волнуют музыка и стихи, запуск спутника и новейшие достижения техники. Богатство собственных переживаний личности помогает ей более глубоко понять происходящее, более тонко проникнуть в переживания людей, их отношения между собой.

Чувства и эмоции способствуют более глубокому познанию человеком самого себя. Благодаря переживаниям человек познает свои возможности, способности, достоинства и недостатки. Переживания человека в новой обстановке нередко раскрывают что-то новое в самом себе, в людях, в мире окружающих предметов и явлений.

Эмоции и чувства придают словам, поступкам, всему поведению определенный колорит. Положительные переживания воодушевляют человека в его творческих поисках и смелых дерзаниях.

Основные функции чувств и эмоций.

Наши чувства выполняют две функции: сигнальную и регулирующую .

Сигнальная функция чувств выражается в том, что переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или в организме человека.

Регулирующая функция чувств выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути преграды или мешают протеканию деятельности, блокируют ее.

Регулятивные механизмы эмоций могут снимать избыток эмоционального возбуждения или способствовать его нарастанию. Так, например, тоска, отчаяние, горе глубоко потрясают все существо человека: они не только причиняют психическую боль, но вызывают и органические изменения, которые могут приобрести характер болезненных расстройств. Сохранять такое психическое состояние крайне опасно, в то же время снять его посредством какой-либо целенаправленной деятельности человек часто бывает бессилен. В неменьшей степени были бы опасны для человека и бурные потрясения радости, ликования, восторга, если бы они не разряжались в форме мышечных движений, смеха, возгласов. Иногда эмоции, достигшие крайнего напряжения, трансформируются в «безобидные» процессы, такие, как секреция слезной жидкости, сокращение мимической и дыхательной мускулатуры. Плач обычно продолжается не более 15 минут. Этого времени бывает вполне достаточно, чтобы разрядить избыточное напряжение. Вслед за этим человек испытывает некоторое расслабление, легкую оглушенность, что в целом воспринимается как облегчение.

Исследования психофизиологии эмоций (П. В. Симонов)[2] показывают, что в ряде случаев знания, информированность личности снимают эмоции, изменяют эмоциональный настрой и поведение личности.

Эмоции и чувства человека сопровождаются выразительными движениями: мимическими (движения мышц лица), пантомимическими (движения мышц тела, жесты). У искренне радующегося человека округляются и блестят глаза, губы расплываются в улыбку, руки распахиваются для объятий. Выразительные движения представляют экспрессивную сторону эмоций и чувств и осуществляют сигнальную функцию. Они дополняют переживания, делают их более яркими и легко доступными восприятию других людей.

Голосовая и мимическая сигнализация настраивают на определенный стиль общения с собеседником, создают атмосферу взаимных контактов. Речевые интонации, голосовые реакции, мимические проявления—тончайший инструмент общения. Наша улыбка, например, может быть сдержанной, натянутой, искусственной, печальной, сардонической, искренней и т. д.

В далеком прошлом у животных — предков человека,— указывал Дарвин, выразительные движения были целесообразными проявлениями, помогали выстоять в жестокой борьбе за существование. В процессе исторического развития человечества изменялись формы взаимоотношений людей с внешним миром, утратили свое прежнее значение и выразительные движения, сопутствующие эмоциям и чувствам. У современного человека выразительные движения выполняют новое назначение — они являются одной из форм общения. По ним мы узнаем о переживаемых чувствах. Нередко учитель пользуется выразительными движениями, чтобы привлечь внимание учеников, подбодрить их или выразить им свое неудовольствие, определенным образом повлиять на учащихся.

Психика человека настолько сложна, что не всегда по выразительным движениям можно определенно судить о переживаниях. Уже у подростка наблюдается несоответствие между эмоциями и формами их выражения. Чем старше человек и тоньше, богаче его переживания, тем более сложны и своеобразны формы их выражения. Накапливая жизненный опыт, человек очень искусно научается управлять своими переживаниями и проявлениями. Нередко приподнятой веселостью маскируется смущение, растерянность, а за видимым спокойствием скрывается неудовольствие, сдерживаемые переживания.

В искусстве актеров передача переживаний в выразительных движениях лица и тела достигает предельной виртуозности. В воспоминаниях часто говорят о Ф. И. Шаляпине как о великом мастере мимики и жестов, который, пользуясь ими, создавал яркие сцены. Совершая первую поездку за границу и не зная английского языка, вспоминал В. Римский-Корсаков[3] , Федор Иванович однажды обратился к англичанам — соседям по столику в ресторане—с небольшим спичем, подражая интонациям английского языка. Конечно, этот спич не имел ни малейшего смысла и содержания. Однако это так походило на английский язык, а импозантная фигура Шаляпина в цилиндре производила такое солидное впечатление, что англичане поняли его и, едва не приняв за соотечественника, чокнулись с ним и ответили, судя по выражению их лиц, столь же любезным тостом, который для Федора Ивановича остался так же непонятным, как и его собственная «английская» речь.

Основные качества эмоций и чувств.

Протекание чувств характеризуется динамикой, фазовостью. Прежде всего это выступает в напряжении и сменяющем его разрешении. Напряжение может нарастать в зависимости от изменений во внешних обстоятельствах. Ожидание каких-либо событий, в которых человеку придется действовать решительно и самостоятельно, способствует быстрому нарастанию напряжения. В зависимости от содержания деятельности и обстоятельств, при которых она совершается, от индивидуальных особенностей личности напряжение может переживаться как активное состояние, тонизирующее деятельность, а может выступать в скованности действий, мыслей, поступков человека.

Вслед за напряжением наступает разрешение, переживаемое человеком как облегчение, умиротворение или полная обессиленность.

Любые качественно разнообразные чувства и эмоции (любовь, гнев, боязнь, жалость, ласка, ненависть и др.) могут рассматриваться как положительные, отрицательные или неопределенные (ориентировочные). Если потребность удовлетворяется или есть надежда на ее удовлетворение, то. возникают положительные эмоциональные переживания. Если что-либо препятствует удовлетворению потребностей или осознается невозможность ее удовлетворения, то складывается отрицательное эмоциональное отношение к препятствующим факторам.

Неопределенное (ориентировочное) эмоциональное переживание возникает в новой, незнакомой ситуации, при отсутствии опыта в отношениях с новым окружающим миром или при знакомстве с предметами деятельности. Это состояние не является длительным, устойчивым. Оно снимается при изменении ситуации. При устойчивости объектов воздействия и при снятии ориентировочных реакций неопределенное состояние переходит в положительную или отрицательную эмоцию или чувство.

Необходимо выделить еще одно специфическое свойство эмоций чувств — их полярность. Полярность — это двойственное (или амбивалентное) эмоциональное отношение, единство противоречивых чувств (радость—грусть, любовь—ненависть, обаяние — отвращение). Двойственность чувств объясняется тем, что жизненные ситуации обычно бывают сложны и связи человека с ними не исчерпываются каким-либо одним элементарным отношением. Если возникают обстоятельства конфликтного характера, то в острых переживаниях переплетаются двойственные чувства.
Символика цветов.

Красный

Люди с древности проявляли особое пристрастие к красному цвету. Во многих языках одно и то же слово обозначает красный цвет и вообще все красивое, прекрасное. У полинезийцев слово «красный» является синонимом слова «возлюбленный». В Китае об искреннем, откровенном человеке говорят «красное сердце», тогда как сердце дурного коварного человека черно.

Красный цвет прежде всего ассоциируется с кровью и огнем. Его символические значения очень многообразны и противоречивы. Красное символизирует радость, красоту, любовь и полноту жизни, а с другой стороны – вражду, месть, войну, связывается с агрессивностью и плотскими желаниями.

Красный является основным геральдическим цветом. На знаменах он символизирует бунт, революцию, борьбу, независимость. Интересно, что у многих племен Африки, Америки и Австралии воины, готовясь к схватке, раскрашивали лицо и тело в красный цвет. Карфагенцы и спартанцы носили во время войны красную одежду. В древнем Китае повстанцы называли себя «красные воины», «красные копья», «красные брови». Предводитель английских крестьян Уот Тайлер[4] был известен под прозвищем «Красный всадник».

Красному цвету приписывались также целительные свойства, способность противостоять сглазу и колдовству. От нечистой силы и дурного глаза помогают красные нити, пасхальные яйца, ткани, кораллы, цветы и растения. Китайцы привязывали что-нибудь красное к кисти руки, приучая смотреть на этот цвет как на лучшее предохранительное средство от злых духов. Во многих странах женщины обвязывают кисти рук красной ниткой, чтобы они не болели и никто не сглазил.

Красное обозначает также власть, величие. В Византии только императрица имела право носить красные сапожки. Император подписывался пурпурными чернилами, восседал на пурпурном троне. Подчеркнутое внимание к пурпурной краске, которую добывали из особых сортов морских раковин, объясняется тем, что пурпур соединяет в себе две несоединимые по природе части спектра синюю и красную. Причем синие ассоциируется в этом случае с вечным, небесным, а красное – с земным.

У многих народов красный цвет символизирует юг, пламя и жару. В культурах Азии юг обычно связывался с красный цветом, север – с черным, запад – с белым, а восток – с желтым или синим.

Символическое значение красного цвета переноситься на растения, имеющие красные плоды или цветы, особенно на розу, гвоздику, рябину и калину. В славянском фольклоре калина является знаком красоты и девственности.

Красный цвет направляет внимание человека на внешний мир. Он вызывает возбуждение, волнение и беспокойство, усиливает нервное напряжение, повышает уровень тревоги. Возбуждение, вызываемое красным цветом, всегда физиологично, сексуально, потому он и пользуется успехом у молодых людей. Следует подчеркнуть, что красная одежда возбуждает физиологическое, а не духовное влечение к ее носителю – она сексуально возбуждает или, если сексуальное взаимодействие невозможно, раздражает (реклама «Кока-кола»).

Белый

Белый цвет символизирует чистоту, незапятнанность, неоскверненность, невинность, добродетель, радость. Он ассоциируется с дневным светом и небесными светилами, а также с производящей силой, которая воплощена в молоке и яйце. С белизной связано представление о явном, общепринятом, законном, истинном.

Белый – холодный и чистый цвет. Оставляет ощущение холодности, чистоты и бесстрастности (халат врача).

В Древнем Риме весталки носили белые платья с пурпурной оторочкой и белые вуали. Еще с античности белый цвет имел значение отрешенности от мирского, устремления к духовной простоте. В христианской традиции белое обозначает родство с божественным светом. В белом изображаются ангелы, святые и праведники. Византийские писатели говорили о белизне истины. У некоторых народов белую одежду носили цари и жрецы, что символизировало торжественность и величие.

В литовском языке «белые люди» - это честные люди, в венгерском «белый народ» - женщины. На Руси «белый» обозначало вольный, независимый, благородный, праведный: «белая Русь», «белый царь», «белые крестьяне» - свободные от всех податей, «белая земля» – церковная земля, «белый свет», по В.И.Далю[5] , «вольный свет, открытый мир, свобода на все четыре стороны». Этот свет противостоит загробному миру, царству тьмы, как белый день черной ночи. Во время первого сева надевали чистую белую рубашку, клали в семена освещенное на Пасху яйцо или его скорлупу, чтобы зерно было такое же чистое и белое.

Однако белый цвет может получать и противоположное значение. По своей природе он как бы поглощает, нейтрализует все остальные цвета, да и вообще весь материальный мир и соотносится с пустотой, бестелесностью, ледяным молчанием и в конечном счете – со смертью. Славяне одевали своих мертвецов в белую одежду и покрывали белым саваном. У некоторых племен Африки и Австралии принято раскрашивать тело белой краской после кончины кого-нибудь из близких. В Китае и некоторых других странах Азии и Африки белый является цветом траура. В старину белый траур использовался и у славян.

В белой одежде являлись людям призраки и привидения. «Белым человеком» называли на Брянщине домового; а на Смоленщине его представляли как мужичка с белой бородой, в белом саване и с белым посохом. Поляки называют смерть «белая», а «жениться на белой» означает умереть.

Черный

Черный цвет символизирует несчастье, горе, траур, гибель всего, что движется и дышит. Черное ассоциируется с мраком и землей и является подлинной эмблемой всего скрытого, тайного и неизвестного. У многих народов чернота связывается с ночью, а ночь – со злом и колдовством. Ночью человеческая жизнь подвергается наибольшей опасности.

В древней Мексике при ритуальном жертвоприношении человека лица и руки жрецов были окрашены в черный цвет. Черные глаза и поныне считаются опасными, завистливыми. В черное одеты зловещие персонажи, появление которых предвещает смертью. Вспомним черного человека, являвшегося Моцарту, черную руку из детских страшных историй и т.п. нагнетание этого цвета характерно для магических текстов, например, в латышском заговоре говорится: «Черный мужик с бабой едут по дороге, глаза позади. У черного мужика черные лапти на ногах, черные чулки, черная сорочка, черные штаны, черная куртка, черный конь, черное седло, черная узда, черный багот…»

По предположению английского этнолога В. Тэрнера[6] , черный цвет, часто обозначающий смерть, обморок, сон или тьму, связывается с бессознательным состоянием, с опытом помрачения, затемнения сознания. Во многих обществах белое и красное символизирует жизнь; когда они соединяются, то белый ассоциируется с мужественностью и миром, а красный – с женственностью или войной, но оба цвета обозначают сознательную деятельность и противоположны черному, олицетворяющему недеятельное, бессознательное состояние.

Существует связь между черным цветом и сексуальной привлекательностью. У африканского племени ндембу женщины с очень черной кожей ценятся как любовницы, но не как жены. Любовная страсть покрыта темнотой и тайной; стало быть черное может символизировать нечто сокровенное и страстно желанное. У арабов выражение «чернота глаз» означает возлюбленную, а «чернота сердца» - любовь.

Таким образом, черное может иметь и благоприятное значение. Оно воспринимается так, например, в засушливых районах Африки, где мало воды и черные тучи сулят плодородие и изобилие. Духам-хранителям, посылающим дождь, приносят в жертву черных быков, коз или птиц, а жрецы при этом тоже облачаются в черное. У тюркских народов слово «карà» - «черный» обозначало север, темное небо которого с яркой полярной звездой служило основой для ориентации в ночи, и этим же словом обозначали все большое, главное. Поэтому «карà» служило и титулом человека – «черный», т.е. великий, могучий.

Интересно, что черный цвет мужской одежды на первых порах воспринимался отнюдь не как нейтральный. Французский писатель Альфред де Мюссе писал: «Несомненно одно, что во всех салонах Парижа – неслыханная вещь! – мужчины и женщины разделились на две группы и – одни в белом, как невесты, а другие в черном, как сироты, - смотрели друг на друга испытующим взглядом. Не следует заблуждаться: черный костюм, который в наше время носят мужчины, это страшный символ.»[7]

Желтый

Желтый цвет производит на зрителя теплое и приятное впечатление. Желтая поверхность как бы испускает из себя свет и почти осязаемо приближается к зрителю. С другой стороны желтый беспокоит. Возбуждает воображение и в конечном счете действует подавляюще на психику. Особенно неприятное впечатление производит грязно-желтая поверхность. Как отмечал И.-В. Гёте, незначительное и незаметное смещение заменяет прекрасное на гадливое, и цвет почета и благородства оборачивается цветом позора, отвращения и неудовольствия («Очерк учения о цвете»).

Желтый - цвет золота, которое с древности воспринималось как застывший солнечный свет. Это цвет осени, цвет зрелых колосьев и увядающих листьев, но также и цвет болезни, смерти, потустороннего мира.

У многих народов женщины отдавали предпочтение желтой одежде. Нередко желтый цвет служил также отличительным признаком знатных особ и высших сословий. Например, монгольские ламы носят желтую одежду с красным поясом.

С другой стороны, у некоторых народов Азии желтый цвет является цветом траура, скорби, печали. Согласно текстам сербских заговоров, болезни уносятся желтым человеком, желтой собакой или желтым петухом. В Европе желтый или желто-черный флаг обозначал карантин, а желтый крест – чуму. У нас желтый считается цветом ревности, измены, а на Тибете ревность называли буквально «желтый глаз». Вспомним также «желтую прессу» и «желтый дом».

Синий

Синий – это цвет моря и неба. Он совмещает в себе какое-то противоречие возбуждения и покоя, вызывает ощущение холода и напоминает о тени. Синяя поверхность кажется удаляющейся от человека, увлекает взгляд в глубину.

У многих народов синий цвет символизировал небо и вечность. В христианской культуре он ассоциируется с непостижимыми тайнами, с вечной божественной истиной. Для романтиков синий – цвет мечты и тоски по неземному идеалу. Синий может также символизировать доброту, верность, постоянство, расположение, что имеет место в геральдике. «Голубая кровь» говорит о благородном происхождении; англичане называют истинного протестанта «синим».

Кроме того, синий цвет близок черному и получает схожие с ним символические значения. Он считался траурным в Древнем Египте и у некоторых народов Южной Америки. Французы называют ужас «синим страхом» (вспомним сказку о «Синей бороде»). У славянских народов синий служил символом печали, горя, ассоциировался с бесовским миром. Старинные памятники литературы описывают черных и синих бесов. По белорусским поверьям, леший показывался людям в образе старика с белым, никогда не загорающим лицом и непомерно большими, неподвижными тусклыми глазами свинцово-синего цвета. У белорусских русалок ласковые голубые глаза, но если поймать русалку, они становятся стекловидными и неподвижными, как у мертвых. У чероков (племя североамериканских индейцев) белый обозначает мир, счастье и юг; красный – успех, торжество и восток; черный – смерть и запад; синий – поражение, тревогу и север.

Отражает физиологическую и психическую потребность покоя. Склоняясь к черному приобретает элемент нечеловеческой печали. Вкусовое ощущение синего цвета сладость. Темно-синий цвет насыщен. Особенно часто его предпочитают люди, склонные к ожирению, он выражает удовлетворение и исполнение. Если синий отвергается. Как несимпатичный, то потребность человека в «покое» и связи, основанной на доверии, остается неудовлетворенной. Тот, кто постоянно отвергает синий цвет, лишен «удовлетворяющего единения». В результате возникает беспокойство и суетливость, начинаются поиски возбуждения, чтобы избежать депрессии при таком бессмысленном образе жизни.

При обследовании 5000 человек, курящих сигареты, оказалось, что больше половины из них отвергают синий цвет, особенно те, кто курит темный ароматный табак. В данном случае возбуждение от курения, видимо служит защитой от атонии. При повышенных раздражителях (например, телевидение) и изменчивом беспокойном поведении страдает также способность к концентрации, что, особенно у детей, выражается в невосприимчивости к учебе. Продолжительное раздражение может вызвать у взрослых невротические нарушения в органах. Отказ от темно-синего цвета, как страх перед покоем, часто в качестве компенсации вызывает предпочтение красного цвета и свидетельствует о стремлении к возбуждающим переживаниям. Если неудовлетворенное чувство душевного единения в качестве компенсации требует красного цвета, то таким образом возникает «страстный» сексуальный дурман.

Светло-синий наряду с красным является наиболее популярным, если он избирается просто как цвет, а в не каких-либо определенных целях. Его психологическая характеристика – беззаботное веселье. Светло-синий не обременен ни тяжестью темного, ни беспокойством красного, ни холодной сдержанностью и застоем зелено-синего. Светло-синий – цвет беспечности и беззаботности, так как он не предъявляет претензий и поэтому не принимает обязательств. Голубой – это «очаровательное нечто», о котором говорит Гете.

Зеленый

Зеленый – цвет травы и листьев. У многих народов символизирует юность, надежду и веселье, хотя порой и незрелость, недостаточное совершенство. Зеленый цвет предельно материален и действует успокаивающе, но может производить и угнетающее впечатление (не случайно тоску называют «зеленой», а сам человек от злости «зеленеет»).

У иранцев зеленый цвет ассоциируется как с бурным ростом и свежестью, так и с несчастьем, печалью, скорбью, поэтому о злополучном человеке говорят «зеленая нога», а о кладбище – «зеленый дом». В Германии в прошлом употребляли при гадании, карты каждая масть у которых имела иной цвет и соответственное символическое значение, причем зеленая масть означала печаль, горе, досаду; красная – любовь, обручение, свадьбу и т.д. В средневековой Европе шуты носили зеленую с желтым одежду, а банкроты в Германии должны были надевать зеленые шапки.

Зеленый цвет воспринимается как свежий и влажный. Это успокаивающий цвет природы. Повышает остроту зрения и благоприятствует концентрации внимания (лампы с зелеными абажурами в библиотеках). Этот цвет повышает тонус и успокаивает, создает ощущение отдыха, оказывает слабое болеутоляющее и гипнотизирующее действие. Работоспособность повышается не намного, зато надолго. Это самый спокойный и уравновешенный из всех цветов спектра – никуда не зовет, ничего не требует.

Фиолетовый

Мужской красный и женский синий сливаются в фиолетовый. 75% детей до наступления половой зрелости, в возрасте с недифференцированными половыми признаками, предпочитают фиолетовый цвет. Среди умственно отсталых фиолетовый цвет выбирают 80% детей. Цвету, который не отделяет мужского красного и женского синего, часто отдают предпочтение гомосексуалисты. По средним статистическим данным фиолетовый цвет предпочитают также беременные женщины. Однако сразу после родов этот цвет либо совершенно отвергается ими, либо избирается на основании индивидуального вкуса.

Эти колебания между красным и синим, между импульсивным желанием и осмотрительной восприимчивостью дают другое значение фиолетового цвета, а именно – чувственность. Таким образом, в целом фиолетовый цвет выражает чувственное отождествление, которое часто стоит на ступени инфантильности и оценивается как «внушаемость». Так, например, проведенные исследования показали, что низшие слои населения отдают предпочтение фиолетовому цвету значительно чаще, чем средние, а высшие слои отклоняют фиолетовый цвет внушаемости гораздо чаще, чем средние, и тем самым проявляют свое негативное и критическое отношение к этому цвету.

Всевозможные оттенки фиолетового цвета от светлых резких, с их пикантно-эротическим воздействием, до темных, выражающих глубокомыслие, раскаяние, смирение и мистику, имеют одну и ту же цель, один и тот же смысл: чувственное отождествление. В таком состоянии находится будущая мать, эстет, эрот и человек, верящий в таинственное, божественное.

В Америке и Средней Европе фиолетовый отклоняется как неприятный особенно интеллектуально развитыми людьми и людьми искусства.

Фиолетовый является самым любимым цветом среди народов Среднего и Дальнего Востока, где чувственная возбудимость и стремление к эротическому отождествлению выражены значительно наглядней.

Коричневый

Коричневый цвет выражает жизненные, телесночувственные ощущения, инстинктивное в управлении ими. Поэтому отношение к этому цвету показывает отношение к собственному телу.

Кто отклоняет коричневый, тот едва ли может спокойно наслаждаться приятным. Он стремится стать выше зависимых от потребностей, инстинктов, и утвердиться в качестве индивидуальной личности. Нуждается в категорическом признании и персональном внимании.

Серый

Не вызывает никакого возбуждения и свободен от какой-либо психической тенденции. Серый нейтрален. Предпочитающие серый не хотят дать познать себя, ограждают себя от всяческих влияний, чтобы остаться невозбудимым. Этому цвету отдается предпочтение во время экзаменов. Выбор серых тонов демострирует способ регуляции тонуса.


Цветовые типы личности.

В детстве существует склонность восхищаться яркими, иногда кричащими цветами, но с развитием вкуса она ослабевает. Поэтому не так легко определить цветотип человека.

По исследованиям Мими Купер и Арлин Мэтьюз[8] в мире существует три цветовых типа личности, а именно цветовые лидеры, цветовые скромники и цветовые нейтралы. Понимание характера этих типов личности – это путь к пониманию как можно использовать цвет, чтобы повлиять на данный тип личности.

Цветовых лидеров можно узнать по тому, с каким нетерпением они ждут известий о последних цветах в моде. С психологической точки зрения цветовые лидеры очень самоуверенны, склонны к авантюрам и не боятся ничего нового. С экономической точки зрения цветовые лидеры – движущая сила современного рынка (примерно 20% населения).

Цветовые скромники весьма осторожно подходят к выбору цвета. Они покупают новые цвета лишь тогда, когда будут уверены, что они не выйдут из моды в следующем сезоне.

Цветовые нейтралы чувствуют себя комфортно лишь в своих излюбленных цветах. Они не склонны к переменам. Такие люди давно определили для себя выбранный стиль.

Пытаясь подчеркнуть определенные стороны своей личности и характера, можно воспользоваться цветовым усилением:

а) чтобы провести впечатление энергичного человека, нужно использовать яркие цвета – красные, оранжевые и желтые.

б) чтобы показаться серьезным и деловым – темно-синие, темно-серые и черные цвета.

в) чтобы создать атмосферу городского шика, можно воспользоваться традиционно черным, хаки и кремовым.

г) чтобы показать свою современность и неотставание от моды, можно использовать цветовые решения цветовых лидеров.

В современной психологии существует несколько теорий о соответствии цвета и психологических свойств человека. Цвета соотносятся с особенностями характера, поведения, темперамента. Одна из самых популярных – типология известного психолога Макса Люшера[9] , где определенным психотипам соответствуют определенные цветовые предпочтения. Люшер разработал тест, с помощью которого можно определить характер человека, его эмоциональное состояние, узнать причину его поступков.


Влияние цвета на покупательскую способность.

К примеру, можно взять цвета банки «Кока-кола», бутылки «АкваМинерале» и упаковки индийского чая (это цвета: красный, голубой и желтый) и представить себе как сложно было бы ориентироваться в супермаркете, не имея этих цветовых ассоциаций. Руководствуясь цветовой памятью, люди с легкостью ориентируются в магазине, аптеке, где угодно. Главное, чтобы упаковка была визуально запоминающейся. Когда возникает новая компания или крупная фирма планирует выпуск нового продукта, цвет торговой марки является одним из наиболее ответственных маркетинговых решений. На этом этапе необходим новый цвет, который бы позволил бы добиться поставленной цели. Правда, когда дело касается упаковки торговых марок, фирмы предпочитают не принимать радикальных решений. Большинство современных продуктов основывается на цветах из палитры цветовых скромников.

Но, однако, существуют в рекламной практике такие случаи, когда создатели продукта пытались сломать цветовые стереотипы. Компания, выпускающая кетчуп и различные соусы-приправы, Heinz решила изменить сложившееся веками человеческое представление о цвете привычных вещей: зелени травы, голубизне неба и красноте кетчупа.

Heinz представила всему миру зеленый кетчуп. Сотрудники, ответственные за продвижение нового продукта рассказывали, что это было шоком для взрослых людей, но не для детей, поскольку у тех нет такой жесткой ассоциативной привязки. Новый кетчуп отличался от старого только цветом. Вкусовые особенности такие же, как у красного.

«Вначале предполагали сделать кетчуп голубого цвета, однако изготовителям показалось, что в ярко-зеленом больше «кухонной логики» - помидоры бывают красными и зелеными. В число ингредиентов был также добавлен витамин С.

Цена на новый продукт была на 20 центов выше, чем на традиционный красный Heinz.

За счет выпуска зеленого кетчупа (к августу 2001 года было продано 10 млн. бутылок приправы) компания Heinz увеличила уровень продаж на 5,4%. Окрыленная успехом, компания выпустила на рынок еще один цветовой вариант – пурпурный кетчуп.»[10]


Использование цветовых стратегий на эмоциях.

На протяжении всей истории существования человечества люди использовали цвет в качестве опознавательного знака, отличительной черты. Они выбирали определенные цвета для гербов, флагов и маскарадных костюмов. По цвету можно было безошибочно определить их происхождение. К примеру, пурпур был привилегией царственных особ. Императоры Востока использовали пурпур не только в одежде, но и для флагов, гербов, обстановки, картин. И это не позволялось никому из подданных.


Заключение

Каждый человек временами дает волю своему гневу. Когда это «справедливый гнев», его проявление самое сильное. Именно тогда мы более всего склонны его ощущать. Это относится и к другим настроениям, которые должны быть достаточно интенсивными, чтобы их заметить. Мы можем получать повторяющуюся время от времени цветовую вибрацию от кого-либо другого. Цветовая «радиация» может быть и просто дополнительным сообщением к нормальному выражению человеческих отношений.

Чтобы применить цветологию на практике, нужно постараться понять, какому цвету мы отдаем предпочтение. Приняв его за свой вибрационный цвет, мы получим ключ к пониманию наших природных склонностей. Узнав любимые цвета друзей, мы сможем проанализировать их характеры и поступки. А далее, наши знания и навыки вполне применимы на массовой психологии потребителей, что абсолютно необходимо для успешной деятельности.


Список использованной литературы.

1. Даль В.И. Толковый словарь. – М.: Просвещение. 1987, - 25с.

2. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. – М.: Бизнес, 2000. – 45-47с.

3. Люшер Макс, Типология психологических свойств человека. – М.: Медицина, 1994. – 123-125с.

4. Мими Купер, Арлин Мэтьюз Язык цвета. – М.: Наука, 1995. – 147с.

5. Мюссе А. Исповедь сына века. – М.: Иностранная литература. 1989, - 146с.

6. Nordstrom K. & Ridderstrale J., Funky Business. Talent makes capital dance, BookHouse Publishing AB. – 2000. – 267c.

7. Ньюсом Даг, Тёрк Джуди ВанСлайк, Крукеберг Дин, Всё о PR. Теория и практика паблик рилейшнз. – 7-е изд.: Пер. с англ. – М.: Консалтинговая группа «ИМИДЖ-Контакт»: ИНФРА-М, 2001. – VIII, 628с. – (Серия «Современные консалтинговые технологии»).

8. Семенов А.Н. Рассказы о композиторах. – М.: Образование, 1993. – 67с.

9. Симонов П.В. Исследования психофизиологии эмоций. – М.: Медицина, 1987. – 26-28с.

10. Шихвердиев Ш. М. Почему мы поступаем так, а не иначе? Ответ дает цветология.//Терра инкогнита. – 1997. - №7 – С. 44-47.

1. Вокруг света. Черным по белому. – М.: Наука, 1986. - №15(45). – 37с.

2. Индустрия рекламы. – М.: Кострома, 2002. - № 22 (24). – С. 49-50.

3. История средних веков.: Учеб. для 8кл./ А.Г. Артемьева, В.П. Захаров и др. – М.: Просвещение, 1988. – 306с.


[1] Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. – М.: Бизнес, 2000. – 45-47с.

[2] Симонов П.В. Исследования психофизиологии эмоций. – М.: Медицина, 1987. – 26-28с.

[3] Семенов А.Н. Рассказы о композиторах. – М.: Образование, 1993. – 67с.

[4] История средних веков.: Учеб. для 8кл./ А.Г. Артемьева, В.П. Захаров и др. – М.: Просвещение, 1988. – 306 с.

[5] Даль В.И. Толковый словарь. – М.: Просвещение. 1987, - 25с.

[6] Вокруг света. Черным по белому. – М.: Наука, 1986. – 37с.

[7] Мюссе А. Исповедь сына века. – М.: Иностранная литература. 1989, - 146с.

[8] Мими Купер, Арлин Мэтьюз, Язык цвета. – М.: Наука, 1995. – 147с.

[9] Люшер Макс, Типология психологических свойств человека. – М.: Медицина, 1994. – 123-125с.

[10] Индустрия рекламы. – М.: Кострома, 2002. - № 22 (24). – С. 49-50.