Реферат: Классификация и особенности эмпирических методов в психологии

Название: Классификация и особенности эмпирических методов в психологии
Раздел: Рефераты по психологии
Тип: реферат

ВОРОНЕЖСКИЙ ФИЛИАЛ

АНО ВПО

«МОСКОВСКАЯ ОТКРЫТАЯ СОЦИАЛЬНАЯ

АКАДЕМИЯ»

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: Экспериментальная психология.

На тему: Классификация и особенности эмпирических методов в психологии.

Выполнил студент _6 _курса

Заочного отделения

Каньшин А. В.

Преподаватель: ___

Андрусевич О. А.

Результат проверки:

Оценка___________ Дата проверки «__»__________201_г.

Подпись преподавателя______________

2

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Многообразие и особенности классификаций методов исследования в психологии…………………………………………………………………...4-12

1.1. Особенности классификации Г.Д. Пирьова………………………………4-7

1.2. Критическая классификация Б.Г. Ананьева…………………………….8-10

1.3. Другие подходы к описанию и классификации методов психологического исследования………………………………………………………………….11-12

Глава 2. Основные эмпирические методы в психологии и их особенности…………………………………………………………………..13-20

Заключение………………………………………………………………………21

Список использованной литературы…………………………………………...22

3

Введение.

Эмпирические методы исследования в любой науке основаны на общих принципах, которые выделяют эмпирическую науку в особый метод познания в отличие от религии, философии, искусства и других научных систем. С помощью них осуществляется познание человека и объяснения им мира. Кроме того, в каждой отдельной науке на эти принципы накладывается собственная специфика, которая определяется предметом, языком и методологией этой науки. В связи с этим каждое направление в науке, в свою очередь накладывает свою специфику на конкретные методы исследования.

Исходя из всего вышесказанного, можно сказать, что эмпирическая психология рассматривается как область психологии, которая занимается проблемами эмпирических исследований, общими для любых психологических направлений.

В психологической науке существует огромное множество классификаций довольно известных и признанных авторов, таких как Г.Д. Пирьов, Б.Г.Ананьев, М.С. Роговин и Г.В. Залевский и других исследователей.

По Б.Г. Ананьеву, методы психологического исследования являются системами операций с психологическими объектами и вместе с тем гносеологическими объектами психологической науки. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб,2001.,с.35.

Для того чтобы не запутаться в огромном множестве объектов в научной деятельности создаются специальные классификации этих объектов по какому-либо определенному критерию. Выбор такого критерия определяется, прежде всего, общей научной позицией авторов классификации, его взглядом на проблемы, помочь решить которые, призвана данная классификация. Критерий определяет набор основных признаков, наличие которых позволяет отнести объект к соответствующему классу.

4

Глава 1. Многообразие и особенности классификаций методов исследования в психологии.

1.1 Особенности классификации Г.Д. Пирьова.

В науке существуют всеобщие методы исследования, которые совпадают часто с основными методологическими принципами. Существуют общие методы исследования. Они используются во многих науках, это такие методы как наблюдение, методы анализа и синтеза, дифференциации и обобщения, индукции и дедукции. Вдобавок к ним существуют группы специфичных методов для данной науки. Одна из основных задач экспериментальной психологии - ознакомление с основными специфическими методами исследования в психологии, обращение внимания на специфичность использования в психологических исследованиях общих и всеобщих методов.

В психологии особое место уделяется классификации Г.Д. Пирьова, имеющей 6 видов методов, с выделением нескольких самостоятельных методов. Каждый из этих методов подразделяется на ряд других:

1. Метод наблюдения.

1.1. Объективное наблюдение.

а) непосредственное наблюдение, где речь идет об индивидуальном наблюдении за испытуемым в процессе его жизненной активности или за группой людей. В качестве особой формы объективного наблюдения Пирьов выделил объективно-клиническое наблюдение (применяемое в основном в психиатрии);

б) опосредованное наблюдение включает различные анкетные методики, наиболее признанная методика - анализ продуктов деятельности человека.

1.2. Субъективное наблюдение (самонаблюдение).

а) непосредственное - словесный отчет человека;

б) опосредованное - изучение дневников, писем, фотографий данного человека, его воспоминаний.

5

2. Метод эксперимента. Г.Д. Пирьов выделил три вида психологического эксперимента.

2.1. Лабораторный эксперимент.

а) классический - метод регистрации реакций (произвольных и непроизвольных, простых и реакций выбора);

б) психометрия:

метод тестов - индивидуальные и стандартизированные общей и специальной одаренности, аналитичности, синтетичности и других личностных особенностей; психологическое шкалирование - нестандартизированные измерения отдельных психических процессов.

2.2. Естественный эксперимент. Проводится в условиях трудовой деятельности, учения, жизни.

2.3. Психолого-педагогический эксперимент. Появился на базе разработанного А.Ф. Лазурским метода естественного эксперимента. Этот метод призван улучшить обучение школьников, и делится на констатирующий и формирующий.

Констатирующий эксперимент в процессе естественной, но специально организованной деятельности выявляет определенные психические особенности и дает предварительный материал об уровне развития соответствующего качества. Эта констатация определенных особенностей дает в дальнейшем материал для организации формирующего эксперимента.

Формирующий эксперимент предполагает целенаправленное воздействие на ученика в целях формирования у него определенных качеств. Формирующий эксперимент может применяться как в процессе обучения, так и в процессе воспитания, когда исследователь формирует те или иные качества личности.

3. Метод моделирования. Данный метод может включать физическое, математическое, имитационное и другие виды моделирования. Популярным у психологов считается кибернетическое моделирование.

6

4. Метод психологической характеристики. Это синтетический метод исследования, который опирается на результаты исследования и эксперимента (особенности мышления, памяти, оценки, самооценки объективной реальности и себя, речи, эмоциональный статус).

5. Вспомогательные методы (неспецифические для психологии):

а) физиологические, фармакологические, биохимические и другие методы;

б) математические;

в) графические.

6. Специфические методы (специфические для психологии):

а) генетический метод позволяет интерпретировать весь обработанный материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы, стадии, критические моменты становления психических новообразований (онтологические и филогенетические аспекты);

б) метод сравнительного исследования. Этот метод представляет собой сопоставление отдельных особенностей с целью выявления динамики изучаемого психического процесса;

в) патопсихологический метод (исследования патологических отклонений психики от принятых норм).

Классификация Г.Д. Пирьова является образцом классической классификации, в которой критерий произвольно выбирается автором, но при всей кажущейся произвольности достаточно строго следует сложившимся традициям.

Г.Д. Пирьов традиционно подразделяет методы на группы: эмпирических методов, которые делятся на два отдельных класса - наблюдение и эксперимент; теоретических методов, состоящих из двух классов - моделирования и метод психологической характеристики, который можно назвать классом методов интерпретации результатов эмпирического исследования. В отдельную группу Г.Д. Пирьов объединил два класса специфических методов, специфических именно для психологии и

7

неспецифических для психологии, заимствованных из других областей исследования.

8

1.2. Критическая классификация Б.Г. Ананьева.

В своей классификации Б.Г. Ананьев рассматривал методы психологии взаимосвязано с этапами научного исследования, поэтому их он рассматривает как классификацию этих этапов. По Б.Г. Ананьеву психолог на различных этапах исследования пользуется различными группами методов.Автор данной классификации подверг критике классификацию Г.Д. Пирьова, предложив другую. Все методы он разделил на:

1. Организационная группа, которая включает сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы.

Лонгитюдный метод предполагает многократное обследование одних и те же лиц на протяжении достаточно длительного отрезка времени, измеряемого иногда десятками лет.

Комплексный метод включает в себя одновременно эти два метода.

2. Эмпирический способ добывания данных:

2.1. Наблюдение и самонаблюдение.

2.2. Экспериментальные методы:

а) полевой эксперимент - это специально организованный эксперимент, близкий к естественному;

б) лабораторный эксперимент - применятся, когда исследование психических процессов происходит в искусственных условиях, в лабораториях, с применением специальных приборов;

в) неестественный эксперимент - эксперимент, в котором испытуемый не подозревает, что он в нем участвует;

г) естественный эксперимент, в котором испытуемый ставится в заранее подготовленные, но привычные для него условия;

д) формирующий или психолого-педагогический эксперимент.

2.3. Психодиагностические методы:

а) стандартизированные и проективные (формализованные личностные тесты) тестовые методики;

9

б) анкеты - эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов на специально подготовленные и соответствующие основной задаче исследования вопросы;

в) вопросники;

г) социометрия - метод, использующийся для определения связей и отношений между людьми в группе или коллективе;

д) интервью как специфическая форма беседы может использоваться для получения сведений не только о самом интервьюируемом, который знает об этом, но и о других людях, событиях и т.д.;

е) беседа - широко распространенный в педагогической психологии и практике эмпирический метод получения сведений (информации) о человеке в общении с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы.

2.4. Приемы анализа процессов и продуктов деятельности. Этот метод включает праксиометрические методы (циклография, профессиография, оценка изделий и выполненных работ).

2.5. Метод моделирования.

2.6. Биографический метод. Выбор конкретного эмпирического метода зависит от того, какой организационный метод выбран исследователем.

3. Методы и приемы обработки эмпирических данных:

а) методы математической статистики;

б) качественная характеристика количественного материала.

4. Интерпретационные методы, объясняющие результаты, полученные в данном случае с точки зрения исходных гипотез и посылок, которые служили основой для проведения исследования. Этот метод представляет различные варианты генетического и структурного методов.

а) генетический метод - интерпретирует весь обработанный материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы, стадии, критические моменты, процессы становления психических функций, образований или свойств личности;

10

б) структурный метод - интерпретирует материал в характеристиках типов связей и систем, образующих личность, социальную группу.

Классификации Б.Г. Ананьева, прежде всего, рассматривает весь процесс организации и проведения психологического исследования - от постановки проблемы до ее решения. На каждом этапе этого процесса производится классификация методов, соответствующих этому этапу. Классификация методов на каждом этапе отвечает традиционным критериям классификации, подобных критерию, выбранному Г.Д. Пирьовым.

11

1.3. Другие подходы к описанию и классификации методов психологического исследования.

В работах М.С. Роговина и Г.В. Залевского рассматриваются вышеприведенные классификации, и предлагается своя. Согласно точке зрения этих авторов, метод - это выражение некоторых соотношений между объектом и субъектом в процессе познания. Они выделяют шесть основных методов исследования:

1. Герменевтический - нерасчлененное состояние науки, субъект и объект непротивопоставленны, мысленная операция и метод науки тождественны.

2. Биографический - выделение целостного объекта познания в науке о психике.

3. Наблюдение - дифференциация объекта и субъекта познания.

4. Самонаблюдение - превращение субъекта в объект на основе предшествующей дифференциации.

5. Клинический - задача переходит от внешне наблюдаемого к внутренним механизмам.

6. Эксперимент как активное противостояние субъекта познания объекта, при котором учитывается роль субъекта в процессе познания.

Основным критерием данной классификации является взаимоотношение субъекта и объекта исследования. Из этой закономерности выпадает клинический метод, который по взаимоотношению субъекта и объекта исследования (дифференциации субъекта и объекта) относится к наблюдению.

Кроме приведенных выше классификаций существуют так же и другие подходы к описанию и классификации методов психологического исследования. При этом чаще всего исследователи отождествляют между собой эмпирические методы психологического исследования и психологические методы в целом, а это в свою очередь затрудняет определение специфики тех и других.

12

Если опираться на другие науки в психологии, возможно, выделить три основные группы методов, которые предлагает В.Н. Дружинин.

1. Эмпирические методы, с помощью которых осуществляется внешнее реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования. Результатом применения представленной группы методов будут являться данные, которые фиксируют состояния объекта с помощью показаний приборов, состояний субъекта, памятью компьютеров и продуктами деятельности.

2. Теоретические методы - методы, при которых субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта исследования. Результатами применения этой группы методов представлены знанием о предмете в форме естественно-языковой, знаково-символической или пространственно-схематической.

3. Интерпретационные и описательные методы - субъект внешне взаимодействует со знаково-символическим представлением объекта, а именно графиками, таблицами и схемами. Этот метод является результатом применения теоретических и экспериментальных методов и областью их взаимодействия. Данные эмпирические исследования, с одной стороны, подвергаются первичной обработке и представлению в соответствие с требованиями, предъявляемыми к результатам со стороны организующих исследование теории, модели, индуктивной гипотезы.

Критерием данной классификации является выбор объекта исследования - реальный объект исследования в первой группе методов; мысленная модель во второй, и знаково-символическая в третьей (промежуточное состояние объекта между реальным его существованием и его представлением в виде мысленной модели).

В.Н. Дружинин предлагает классификацию методов эмпирической группы. Критерием, которой является сочетание активности или пассивности воздействия на объект и непосредственности (опосредованности) этого воздействия. Любые воздействия на объект исследуются во взаимодействие субъекта и объекта исследования.

13

Глава 2. Основные эмпирические методы в психологии и их особенности.

В данной главе будут представлены и проанализированы основные методы психологического исследования. К их числу можно отнести вербально-коммуникативные методы, наблюдение, эксперимент, архивный метод, а так же в некоторых случаях и метод моделирования.

Вербально-коммуникативные методы.

К вербально-коммуникативным методам можно отнести беседу, интервью, анкетирование и другие. Существуют определенные требования к этим методам, которые должны использоваться в любом случае:

- в опросе должны быть вопросы, выделяющие некоторые стороны характера испытуемого;

- вопросы центрального характера должны выяснять факты о личности, социальном положении испытуемого;

- вопросы, выявляющие факты в поведении испытуемого в прошлом или настоящем;

- вопросы, выясняющие мнение человека в отношении определенных вещей.

Беседа - специфический для психологического исследования метод. Он позволяет изучить человеческое поведение, выявить его психологические особенности. Беседа может быть как самостоятельным методом исследования личности человека, так и вспомогательным, например предваряющий эксперимент, терапии.

Исследователи выделяют клиническую беседу, которая является составной частью клинического метода. С помощью такой беседы происходит исследования целостной личности, при которой в ходе диалога с испытуемым исследователь стремится получить максимально полную информацию о его индивидуальных особенностях, жизненном пути, содержании его сознания и подсознания. Клиническая беседа чаще всего

14

проводится в особо оборудованном помещении. Нередко она включается в психологическую консультацию или психологический тренинг.

Интервью - это специфический метод беседы, целенаправленный опрос. Метод интервью получил широкое распространение в различных сферах психологии. Существенное значение при проведении интервью имеет доверительный контакт между интервьюером и опрашиваемым. При этом очень важно сохранять нейтральную позицию в процессе интервью и не демонстрировать свое отношение к содержанию вопросов или к собеседнику.

Анкетирование - эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов на подготовленные и соответствующие основной задаче вопросы. Анкетирование может быть устным, письменным, индивидуальным, групповым. При этом оно должно отвечать двум основным требованиям - репрезентативности и однородности выборки. Материал анкетирования подвергается количественной и качественной обработке. Информация, получаемая с помощью анкеты, является декларативной и не может считаться надежной и достоверной даже при полной искренности испытуемого. Поэтому можно сказать, что метод анкетирования лучше использовать в психологическом исследовании как дополнительный, в частности при проведении социально-психологических исследований.

Метод наблюдения. Наблюдение является основным, наиболее распространенным эмпирическим методом целенаправленного систематического изучения человека в психологии. Некоторые исследователи не относят метод наблюдения к самостоятельному эмпирическому методу исследования. Например, такие исследователи как Поль Фресс и Клод Бернар, они не видели существенных различий между наблюдением и экспериментом. Однако Т.В. Корнилов убежден, что с точки зрения структуры или общих принципов организации исследования психологическое наблюдение как метод противопоставляется эксперименту.

15

Его позиция основана на двух точках: пассивность наблюдателя как регистратора психических данных; непосредственность характера предоставленности данных.

Наблюдение охватывает видимые признаки событий и изменений в личностной или общественной жизни, поэтому наблюдатель анализирует практическое поведение отдельных групп и лиц, содержание разговора, характер речи, мимику, жесты, перемещение в процессе коммуникаций, поведение в критических ситуациях, конкретные обстоятельства жизни человека, небольших групп или коллективов.

Наблюдение используют чаще на подготовительных фазах большинства исследований или как дополнительный метод наряду с другими. Наблюдаемый должен рассматриваться в его конкретно исторической общесистемной обстановке.

Признаки наблюдения:

1. Наблюдение должно быть направлено на социально существенные области.

2. Наблюдение проводится организованно и систематизировано.

3. Максимально широкий сбор сведений.

4. Результаты наблюдения должны четко фиксироваться, и без особого труда поддаваться воспроизведению.

5. Наблюдение и обработка его результатов требует от наблюдателя объективности.

Положительные стороны наблюдения:

1. Непосредственность наблюдения - наблюдение может непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения. Результаты наблюдения отображают конкретные события в конкретных ситуациях.

2. Возможность анализировать поведение группы. Наблюдение может одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определенным задачам.

16

3.Преимущества по сравнению с собственным описанием своего поведения.

4. Независимость от готовности наблюдаемых лиц.

5. Многомерность охвата.

6. Широта наблюдения.

Отрицательные стороны наблюдения:

1. Субъективное настроение наблюдателя во время опыта.

2. Социальное положение наблюдателя по отношению к наблюдаемому.

3. Тенденция ожидания у наблюдателя. Формирует определенную точку зрения со стороны наблюдателя.

4. Комплексность наблюдаемых ситуаций - охватываемое наблюдателем поле недостаточно ограничено или нормировано.

5. Однократность наблюдаемых обстоятельств.

6. Предшествующие личностные встречи наблюдаемого с наблюдателем.

7. Необходимость квалифицировать результаты наблюдения. Это приводит к неверности в передачи деталей результатов наблюдений.

8. Обнаружение последующих ошибок.

При наблюдении происходит искажение восприятия событий тем больше, чем сильней наблюдатель стремится подтвердить свою гипотезу. Он устает, адаптируется к ситуации и перестает замечать важные изменения, делает ошибки при записях. А.А. Ершов выделяет следующие типичные ошибки наблюдения:

1. Гало-эффект. Обобщенные впечатления наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий.

2. Эффект снисхождения. Тенденция всегда давать положительную оценку происходящему.

3. Ошибка центральной тенденции. Наблюдатель стремится давать усредненную оценку наблюдаемому поведению.

4. Ошибка корреляции. Оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака.

17

5. Ошибка контраста. Склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным.

6. Ошибка первого впечатления. Первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения.

Однако наблюдение является незаменимым методом, если необходимо исследовать естественное поведение без вмешательства извне в ситуацию, когда нужно получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.

Архивный метод. Архивный метод или метод анализа продуктов деятельности - метод опосредованного эмпирического изучения человека через распредмечивание, анализ, интерпретацию материальных и идеальных (тексты, музыка, живопись и т.д.) продуктов его деятельности. В ходе научного исследования этот метод предполагает составление определенной цели, гипотезы и способы анализа каждого специфического продукта. По целям и конкретным приемам реализации можно выделить некоторые разновидности данного метода.

Биографический метод - метод, с помощью которого изучаются особенности жизненного пути одной личности или группы людей. Он получил широкое распространение в психологии личности, психологии творчества и исторической психологии.

Контент-анализ наиболее разработанный строгий метод анализа документов, в котором исследователь выделяет единицы содержания и квантифицирует полученные данные. Типичными единицами при анализе текста в контект-анализе являются: слово; суждение или законченная мысль; тема; персонаж; автор и целостное сообщение. Каждая единица рассматривается в контексте более общей структуры.

Проективный метод является методом промежуточным по своему статусу между психологическим измерением (тестирование) и анализом продуктов деятельности. Процедура применения любой проективной методики такая

18

же, как и любого другого психологического теста - Испытуемому дается инструкция выполнить определенное задание нарисовать картину, составить рассказ по рисунку, дополнить предложение. Экспериментатор управляет его действиями, ведет беседу, предъявляет задания в определенной последовательности.

Метод анализа продуктов деятельности широко и часто используется в педагогической практике в форме анализа ученических изложений, сочинений, конспектов, комментариев, выступлений, рисунков.

Метод моделирования. В данном методе предоставляется модель исследования в упрощенном варианте, отражая только его существенные свойства. Существуют два основных вида моделирования: структурно-функциональное и функционально-структурное.

При структурно-функциональном моделировании исследователь хочет выявить структуру отдельной системы по ее внешнему проявлению, для этого он выбирает или конструирует аналог - другую систему, обладающую сходным поведением. Такой вид моделирования является основным методом психологического исследования.

В функционально-структурном моделировании исследователь по сходству структур модели и образа судит об имеющих что-то общее функциях, внешних проявлениях. Этот метод распространен во многих науках (сравнительная анатомия, культурология, палеонтология).

В повседневной жизни человек познает мир посредством непрерывного построения его моделей, находящихся в нем, субъектных моделей окружающей среды. Ю.М. Забродин отмечал, что в подавляющем большинстве случаев у людей нет точного знания реальной ситуации, а есть лишь иллюзия этого знания.

В научном исследовании любая экспериментальная ситуация представляет модель реальности, в которой проявляется жизненный психический феномен. Успех исследования зависит от того, насколько эта модель сохранила

19

существенные свойства объекта и проигнорировала несущественные. Умение построить модель объекта, адекватную задаче психологического исследования - это главное требование к профессионализму исследования.

Метод эксперимента. В психологии до сих пор отстаивают общепринятый взгляд на эксперимент и его роль, и возможности в научном исследовании.

Создатель ленинградской школы Б.Г. Ананьев особо подчеркивал роль эксперимента в психологическом исследовании. Под экспериментом понимается центральный эмпирический метод научного исследования, который получил широкое распространение в психологии. Различают некоторые виды эксперимента:

лабораторный - при котором создаются особые ситуации, где изучаемое свойство можно лучше изучить. Он проводится в специальных условиях, с использованием различной необходимой аппаратуры;

естественный - организуется и проводится в обычных условиях обучения, жизни, труда, но со специальной их организацией, влияние которой и изучается;

формирующий - самая и наиболее распространенная и эффективная форма эксперимента. В его ходе изучаются изменения в уровне знаний, умений, отношений, ценностей, в уровне психического и личностного развития обучающихся под целенаправленным обучающим и воспитывающим воздействием. Как подчеркивает А.В. Петровский, для педагогической психологии этот эксперимент является особым вариантом естественного эксперимента, который можно назвать еще и обучающим - и он является весьма важным.

констатирующий - эксперимент в процессе естественной, но специально организованной деятельности выявляет определенные психические особенности и дает предварительный материал об уровне развития соответствующего качества. Эта констатация определенных особенностей дает в дальнейшем материал для организации формирующего эксперимента.

20

Основным достоинством эксперимента является то, что с помощью него можно делать надежные выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объясняя их происхождение.

Экспериментатор не только определяет цель исследования и выдвигает гипотезу, но и может менять условия и формы исследования. Результаты эксперимента строго и точно фиксируются в специальных протоколах, где отмечается фамилия испытуемого, необходимые сведения о нем, дата, время, цель. Данные эксперимента обрабатываются количественно и подвергаются качественной интерпретации.

21

Заключение.

Психология - это сравнительно недавно возникшая наука, в которой особое место уделяется занятие проблемами эмпирических исследований. Любое исследование не может быть проведено просто так, без опоры на какие-то определенные методы. Именно поэтому в психологии и существуют разнообразные эмпирические методы, помогающие исследователям.

Очень часто некоторые из методов используются во многих науках, это, например, такие методы как наблюдение, методы анализа и синтеза, дифференциации и обобщения, индукции и дедукции. Вдобавок к ним существуют группы специфичных методов для данной науки. Психология и ознакомляет с основными специфическими методами исследования в данной науке, обращая внимание на специфичность использования в психологических исследованиях общих и всеобщих методов.

Из данной работы можно было выяснить, что в психологии существует огромное количество разных классификаций, которые находят свое применение в психологических науках. Среди них выделяются в особую группу эмпирические методы, к которым относятся эксперимент, наблюдение, вербально-коммуникативные методы и архивный метод, в некоторых случаях и метод моделирования.

22

Список литературы.

1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие - М.: ИНФРА-М, 1997.

2. Зароченцев К.Д. Экспериментальная психология. М., 1995.

3. Немов Р.С. Психология. М., 1997.

4. Рылов А.А. Практикум по экспериментальной психологии. М., 1998.