Реферат: Менеджмент эволюция научных школ и современные концепции

Название: Менеджмент эволюция научных школ и современные концепции
Раздел: Рефераты по менеджменту
Тип: реферат

Министерство образования и науки

Республики Казахстан

Университет Международного Бизнеса

Кафедра «Менеджмент»

Реферат

на тему:

“Менеджмент: эволюция научных школ

и современные концепции ”

Выполнил: студент 2 курса,

з аочного отделения,

факультет «Экономика и учет»

Анищенко Д.О.

Проверила: Тулешова .Г.Б______

г.Алматы

200 9

ПЛАН

Введение……………………………………………………………………………… 3

1. Развитие теории управления ……………………………………………….…….. 4

1.1 Школа научного управления ………………………………………………….. 5

1.2 Классическая (административная) школа ……………………………………. 6

1.3 Школа поведенческих наук ………..………………………….………………... 8

2. Современные взгляды на менеджмент…………….…………………………….. 10

2.1 Ключевые моменты современного менеджмента……………...…………….. 10

2.2 Инновационный и финансовый менеджмент……………..………………….. 11

2.3 Теория «Х»……………………………………………………………………… 21

2.4 Теория « Y »……………………………………………………………………… 21

2.5 Сравнительный анализ модели “A” и “Z”………………...…………………... 22

Заключение………………………………………………………………..………… 26

Список используемой литературы………………………………………………….. 27

Введение

Сегодня в нашей жизни происходят удивительно боль­шие перемены. Они касаются социально-политической жиз­ни, экономики и каждого из нас. Страна переходит от ко­мандно-бюрократического руководства к демократии, от ко­мандной экономики — к социально ориентированной ры­ночной; отдельный человек превращается из «винтика» го­сударственной машины в самостоятельного субъекта хозяй­ственной деятельности.

Рынок предъявляет требования самостоятельно решать деловые проблемы, а это невозможно без знаний, умений, инициативы. Необходимо овладеть навыками использова­ния экономических знаний на практике, формировать но­вое экономическое мышление. И одну из ключевых ролей в этом играет менеджмент — управление в рыночных ус­ловиях. Понятие “ менеджмент “ прочно вошло в нашу обыденную жизнь и стало привычным для деловой жизни. Однако необходимо учитывать, что речь идет о новой философии, где действуют иные системы ценностей и приоритетов. Менеджмент сегодня стал необходимой реальностью и к нему в российском обществе проявляется активный инте­рес. Но в отличие от многих новых веяний, менеджмент вознесся на волну популярности не благодаря моде на то, что приходит с Запада. Собственная значимость менедж­мента далеко превосходит тот имидж, который он успел приобрести в глазах общественности. Очевидна необходи­мость его изучения, освоения того опыта, который накоп­лен странами, живущими в условиях рынка не одну сотню лет.

Менеджмент — это самостоятельная область знаний. Она требует постоянного глубокого и вдумчивого освоения. Это международная область знаний, которая сочетает в себе: науку; специализированный вид деятельности и опыт; ме­тоды и формы управления; инновации, преумножаемые организационно-управленческим искусством.

Сегодня зна­ние основ менеджмента становится необходимым специалисту, ибо это неотъемлемая часть его культуры. Следует также учитывать, что успех любого предприятия зависит не только от личности управляющего. Управле­ние — процесс двусторонний, осуществляемый по схеме «управляющий - управляемый». Следовательно, обществу нужны квалифицированные специалисты в области менед­жмента, с одной стороны, а с другой — различные специа­листы неуправленческих структур, обладающие культурой управленческого мышления. Для правильного понимания менеджмента необходимо быть ознакомленным не только с теорией и практикой менеджмента, но и с его историей…

В данной работе мной была осуществлена попытка показать эволюцию взглядов на теорию менеджмента, проследить генезис теорий, взгляды их представителей на решение стратегических задач...


Развитие теории управления .

Развитие теории управления и, прежде всего управления людьми в процессе производственной деятельности описывается авторами с различных позиций. Например, Р. Скотт, рассматривая теорию управления в развитии с двух точек зрения: с точки зрения закрытой и открытой систем и с точки зрения рационального и социального факторов, выделил четыре этапа в развитии теории и практики управления. При этом под открытой системой он понимал систему, воспринимающую и реагирующую (в отличие от замкнутой) на внешние воздействия, будь то изменение цен на сырье, ужесточение конкурентной борьбы или другие факторы.

Рациональный же фактор управления, в противовес социальному, низводит роль человека в процессе производства до простого механизма, отдавая приоритет чисто техническим аспектам.

Выделенные Р. Скотом четыре этапа достаточно удачно конкретизируются и дополняются классификацией А. Силадьи, который характеризует теории управления на фоне эволюции среды (прежде всего науки и промышленности), а также управленческим континуумом Клода Ст. Ждоржа – младшего.

С начала века (т.е. момента зарождения теории управления) и до 60-х годов принципы управления были построены по закрытому типу. Иначе говоря, руководителей мало интересовали проблемы, возникающие за пределами предприятий, а именно: конкуренция, вопросы сбыта и другие внешние проблемы. Работа фирмы рассматривалась с точки зрения закрытой системы.

На таких предприятиях до настоящего времени базировалась управленческая деятельность и в нашей стране.

Лишь с развитием общества, усложнением выпускаемой продукции, ростом наукоемких производств управленческая наука стала подходить к решению возникающих проблем исходя из того обстоятельства, что работа фирмы во многом обусловлена внешней средой.

С другой стороны имеет место эволюция и в другом направлении – от рационального фактора к социальному. Рациональный (можно назвать – механический) фактор имеет в виду достижение конкретных целей – прежде всего максимизацию прибыли. Исходя из этого, построена вся работа организации.

Однако в своем развитии управленческая мысль пришла к пониманию того, что получение максимальной прибыли, возможно, лишь при совпадении интересов и целей фирмы с интересами исполнителей, т.е. рабочих и служащих, что, в свою очередь, привело к смещению рационализма в сторону ориентации на человеческий фактор.

1.1 Школа научного управления

Основателем школы научного управления считается Фредерик Уинслоу Тейлор. До Тейлора двигателем повышения производительности труда был принцип «пряника» - сколько сделаешь, столько и получишь. Однако данный подход к концу 19 – началу 20 века исчерпал себя.

С развитием промышленности управление не могло базироваться на такой примитивной основе. Тейлор пришел к мысли организовать труд, который «предполагает выработку многочисленных правил, законов и формул, которые заменят собой личные суждения индивидуального работника и которые могут быть с пользой применяемы только после того, как будет произведен статистический учет, измерение и так далее, их действия». По мнению Тейлора, исполнитель был не в состоянии охватить производственный процесс в целом, тем более что это постоянно меняющееся действо. Таким образом, в начале века роль управленца в решении того, что делать исполнителю, как делать, в каком объеме, вырастала неизмеримо и регламентация работы исполнителя принимала крайние формы.

Тейлор расчленил всю работу исполнителя на составные части. Отдельные движения были им прохронометрированы, а рабочий день расписан по секундам. Однако не стоит полагать, будто хронометраж приводил лишь к более точному определению возможности всего в результате рационализации самой работы и, в частности введения целесообразных режимов смен труда и отдыха.

Например, высококвалифицированный грузчик, переносящий в течение рабочего дня 12,5 тонны груза, используя методику, предложенную Ф. Тейлором, переносил груз общим весом 47 тонн. Причем, как показал хронометраж, рабочий работал лишь 26 минут каждого часа рабочего времени, а отдыхал 34 минуты, т. е. Больше половины рабочего времени, что позволяло ему меньше уставать.

Таким образом, Тейлор на практике в ряде случаев отыскал тот объем работы, соответствующим образом выполняя который рабочий наиболее рационально может отдавать свою рабочую силу в течение длительного времени.

Теоретические работы Тейлора были обоснованы немецким социологом Максов Вебером, который и выдвинул предпосылки, что жесткий порядок, подкрепленный соответствующими (разработанными Тейлором) правилами, является наиболее эффективным методом работы.

Расчленение выполняемой работы на отдельные составные элементы – движения должны быть, согласно теории Тейлора-Вебера, подвергнуты жесткой регламентации и контролю.

Типичным для данной школы является пример исследований Френка и Лилиан Гилберт, которые с помощью специальных часов - микрохронометров и кинокамеры выявили и описали 17 основных элементарных движений кисти руки, рекомендовав их в последующем для рациональной организации труда. [1:c 66]

Вебер полагал, что функционирующую организацию можно «разложить» на составные части и «пронормировать» работу каждой из них. Такое разделение труда специализирует персонал и соответственно строит организацию по линейному признаку (то, есть каждый отвечает за свои действия лишь перед вышестоящим начальником). Кроме того, Вебером были предложены и обоснованы другие мысли по построению бюрократической системы. В частности он полагал, что можно регламентировать и функции, и количество управленцев.

Вебер вряд ли подозревал, какой страшной силы мина была заложена в фундаменте всего этого построения. Бюрократическая система, как выяснилось, имеет примечательную особенность – «количество служащих и объем работы совершенно не связаны между собой».

Работы, проведенные по проверке данного вывода, полностью подтвердили этот блестящий постулат, названный по имени автора законом Паркинсона. Статические данные, полученные Паркинсоном, просто потрясающи.

Проанализировав связь количества служащих и объема работ Британского адмиралтейства, Паркинсон пришел к выводу, что «в 1967 г., когда от былой мощи английского флота не осталось и следа, 33000 государственных служащих едва-едва управляются с флотом, которого практически нет.

1.2 Классическая (Административная) школа.

Бурное развитие промышленности предопределило дальнейшую эволюцию научных взглядов…

Развитие идей Тейлора было продолжено выдающимся французским инженером Анри Файолем, который развил теорию на более высоком уровне управления.

В работе «Общее и промышленное управление» Файоль очертил сферу деятельности администрации, которую можно представить в виде шести направлений:

1. техническая (технологическая) деятельность;

2. коммерческая деятельность (закупка, продажа, обмен);

3. финансовая деятельность (поиски капитала и эффективное его использование);

4. защитная деятельность (защита собственности и личности);

5. бухгалтерская деятельность (инвентаризация, балансовые ведомости, издержки, статистика);

6. администрирование (воздействует только на личный состав, не оказывая непосредственного влияния ни на материалы, ни на механизмы).

Основный функцией управления, его наиболее важной частью Файоль полагал администрирование.

Им была создана «административная наука», которая основывалась на 14 положениях-принципах:

1. Разделение труда . Цель труда – выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству, при тех же усилиях. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые направлены внимание и усилия.

2. Полномочия и ответственность . Ответственность есть составляющая противоположность полномочия. Где даются полномочия, там возникает ответственность.

3. Дисциплина . Предполагает послушание, уважение к достигнутым соглашениям, справедливо предполагаемые санкции и т.д.

4. Единоначалие . Работник должен получать приказ только от одного непосредственного начальника.

5. Единство направлений . Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.

6. Подчиненность личных интересов общим . Интересы одного работника или группы работников не должны превалировать над интересами компании или организации большего масштаба.

7. Вознаграждение персонала . Для того чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать справедливую зарплату за свою службу.

8. Централизация. Возникает вопрос о правильной пропорции между централизацией и децентрализацией. Это проблема определения меры, которая обеспечит лучшие возможные результаты.

9. Скалярная цепь – это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение, до руководителя низового звена. Ошибкой является как отказ, так и поддержка этой иерархии, наносящей ущерб интересам бизнеса.

10.Порядок . Место для всего и все на своем месте.

11.Справедливость. Это сочетание доброты и правосудия.

12.Стабильность рабочего места для персонала . Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации. Посредственный руководитель, который держится за место, безусловно, предпочтительнее, чем, выдающийся, талантливый менеджер, который быстро меняет место.

13.Инициатива . Она придает организации силу и энергию.

14.Корпоративный дух . Союз – это сила, которая является результатом гармонии персонала и руководства фирмы.

Система из 14 положений является не просто гибкой, но допускающей возможность введения новых положений. Так в современной литературе к функциям управления чаще всего относят планирование, организацию, руководство, учет, контроль и анализ. Менялся подход к пониманию той или иной функции, однако в целом, их состав, определенный еще представителями классической школы, оставался почти неизменным.

Таким образом, после долгих трансформаций представление об управлении стало принимать современные формы, к управлению начали подходить как к целостному понятию.

1.3 Школа поведенческих наук.

Классическая школа, пройдя определенные этапы развития, в совершенстве изучив техническую сторону производственного процесса, в значительной степени исчерпала свои возможности.

Насколько классическая школа несколько десятилетий спустя потеряла свою былую значимость, говорит тот факт, что Япония, которая берет на вооружение все сколь-нибудь ценные идеи, заимствовала у Тейлора лишь отдельные принципы, отвергнув тейлоризм в чистом виде.

Доминирующей стратегией у японцев стала не специализация, а универсализация, так как труд на японских фабриках гораздо менее пригоден для стандартизации и специализации. Поэтому вместо «специализированной задачи» как цели управления формированием персонала. Начала формироваться «поведенческая школа», которая изучала поведение человека в производственной среде и зависимость производительности труда от морально-психологического состояния исполнителя.

Считается, что начало этому направлению положил Элтон Мэйо, который пришел к сенсационному в то время открытию, исследуя зависимость производительности труда от уровня освещенности рабочего места.

Мэйо увеличил уровень освещенности рабочего места и отметил серьезное увеличение производительности. Тогда в научных целях экспериментатор уменьшил уровень освещения, однако производительность снова возросла. После многочисленных экспериментов был сделан вывод о том, что производительность труда растет не из-за уровня освещенности, а в силу того, что к исполнителям просто проявлялось внимание. В ходе дальнейших экспериментов был сделан вывод - что, рабочие предпочитают нормальные человеческие отношения высоким заработкам (Тейлор не пошел дальше операций материального стимулирования).

Поведением человека не конкретно в производственной среде, а вообще в различных жизненных ситуациях занимались многие ученые: Карнеги, Маккензи, Смолл, Робер, Тильиман. Это направление в развитии науки о человеке, вероятно, имеет много неразработанных вопросов. Например, психологией одиночество человека совершенно не изучено, а ведь управленцам приходиться иметь дело с тысячами индивидов.

Человека сложнее изучать нежели машины, и поэтому в этом направлении так много белых пятен. Поведенческая школа носит скорее эмпирический, нежели теоретический характер. Однако наличие у практиков менеджмента колоссальной информационной базы дает возможность использовать полученные знания с определенной отдачей.

Первым серьезным достижением поведенческой школы было доказательство того факта, что на производительность труда исполнителя оказывают влияние не только материальные факторы, сколько психологические и отчасти социальные.

В этом отношении показателен эксперимент, проведенный Э. Мэйо в 1923-1924 гг. на текстильной фабрике в Филадельфии. Ежегодная текучесть кадров на прядильном участке этой фабрики составляла 250%, а производительность была значительно ниже, чем на других участках. Причем никакие материальные стимулы не могли исправить ситуацию. В результате специальных исследований Мэйо пришел к выводу, что причинами такого положения явилась организация труда, исключающая возможность общения, и непрестижность профессии. Однако стоило ввести два десятиминутных перерыва для отдыха, как положение сразу изменилось: текучесть рабочей силы резко снизилась, а выработка возросла.

Еще до получения Э. Мэйо практических результатов их теоретически предвосхитила Мэри Фоллет. В круг вопросов, которые она рассматривала, входили такие категории, как «власть» и «авторитет», их разграничение и неформальное восприятие, ответственность и делегирование ответственности, участие рабочих в управлении, что было принципиально новым для Запада. М Фоллет рассматривала проблему конфликтов, классифицируя их на доминирование, компромисс, интеграцию, с выработкой соответствующих рекомендаций.

Все эти вопросы имели элементы научной новизны либо вообще поднимались впервые. Эти и некоторые другие мысли и явились предметом исследований Э. Мэйо в Хоторне.

Выводы хоторнских исследований сводились большей частью к трем постулатам:

· человек представляет собой «социальное животное»;

· жесткая иерархия подчиненности, формализация организационных процессов несовместимы с природой человека;

· решение проблемы человека – дело бизнесменов.

Если Тейлор видел ключ к решению проблемы управления в жесткой регламентации производственного процесса, то Мэйо во главу угла поставил человеческие отношения, что также, вероятно, являлось несколько упрощенным подходом.

Э. Мэйо полагал, что конфликты между человеком и организацией, а в более общем случае с обществом в целом, можно снять, удовлетворяя потребности исполнителя, от чего выигрывали как работники, так и работодатели. Следовательно, доктрина человеческих взаимоотношений сменила классическую школу.

Современные концепции менеджмента

2.1 Ключевыми моментами современного менеджмента являются следующие принципиальные положения:

1. Отказ от рационализма классических школ менеджмента.

Стало очевидным, что успех любой компании определяется, прежде всего, отнюдь не рациональной организацией производства, снижением издержек, развитием специализации (иначе говоря, – воздействием управления на внутренние факторы производства), а всемерным использованием гибкости и приспособления к постоянным изменениям внешней среды, которая представляет собой все те же переменные, которые находятся за пределами фирмы и не включены в сферу непосредственного воздействия со стороны менеджмента предприятия. Роль социальных факторов и в дальнейшем усиливаться в связи с возрастанием сложности всей системы общественных отношений, составляющих основу менеджмента. Внешнее окружение во всевозрастающей степени диктует стратегию и тактику организации.

2. Использование в управлении теории систем.

Теория систем существенно облегчила задачу изучения всей деятельности компании в единстве ее составных частей, неразрывно связанных с внешним миром. Предприятие рассматривается как открытая система, для которой характерны следующие особенности:

· Наличие в системе определенного числа компонентов;

Связь составляющих компонентов системы, организационно- оформленная в виде структуры;

· Воздействие различных компонентов системы друг на друга как результат взаимодействия между собой и с окружающей средой;

· итендефикация системы, позволяющая отличать ее и ее составные компоненты от других явлений не входящих в систему;

· наличие окружающей среды, которая, не являясь частью системы, активно на нее воздействует;

· концептуальный характер системы (ее форма отражает цели и ценности разработчиков концепции системы).

3. Применение ситуационного подхода к управлению.

В основе такого подхода лежит предпосылка, что вся организация предприятия является ответом на самые различные воздействия извне. Поэтому все решают особенности – совокупность обстоятельств, воздействующих на деятельность предприятия в конкретный период времени.

4. Признание социальной ответственности менеджмента.

Роль человека, человеческого фактора в качестве ключевого ресурса обусловила необходимость создания условий для развития, заложенного в человеке потенциала саморазвития.

В этой связи характерно повышенное внимание к таким факторам как:

- Организационная культура (наличие у всех работающих общих целей, их непосредственное участие в выработке путей достижения этих целей, заинтересованность в обеспечении общих конечных результатов организации).

- Демократизация управления (внедрение в практику участия работающих в распределении прибыли, собственности, в управлении, совершенствование стиля руководства).

2.2 Инновационный и финансовый менеджмент

Инновационный менеджмент – это менеджмент современной стадии развития цивилизации, постиндустриального общества, для которого характерна самоорганизация ради социального контроля и управления инновациями и изменениями человеческого знания в отличие от индустриального, базирующегося на взаимодействии машин и людей для производства продукции.

Знание в последние 20 лет действительно стало стратегическим основополагающим средством развития общества. Сегодня в развитых странах большая часть ресурсов обоснованно направляется в сферу приращения и передачи знаний, а в не наращивание традиционного капитала. Об этом косвенно можно судить по росту численности ученых и инженеров в сфере НИОКР. Но не всякое знание обладает преобразовательными возможностями по отношению к производству. Некоторые специалисты справедливо считают, что знание тогда становится преобразовательной силой, когда приобретает форму инноваций, способных обновлять производительные силы, основной капитал.

Многое в коммерческой эффективности использования технико-технологических инноваций зависит от научно-технологического уровня действующего основного капитала, от состояния спроса на рынке и, наконец, от организационно-управленческих усилий по преобразованию знания в инновации и использованию последних для достижения основных целей функционирования научно-технической и производственной систем.

Организационно-управленческий аспект в научно-технической и инновационной деятельности становится едва ли не решающим в процессе создания и использования нового знания. Все это является предметом заботы инновационного менеджмента.

Знание, необходимое для организации инновационных процессов, лишь отчасти общедоступно. Эффективность его использования во многом зависит от четкого понимания менеджером механизма превращения знания в преобразовательные инновации, от понимания и успешного поиска доступных источников различных нововведений. Все это также входит в число основных задач инновационного менеджмента.

Основная стратегическая задача инновационного менеджмента – поэтапный перевод социально-экономической системы на инновационный тип развития.

В экономической литературе наибольшее внимание уделено анализу двух основных типов развития экономики различных хозяйственных образований – экстенсивного и интенсивного , а также двух смешанных типов – преимущественно экстенсивного и преимущественно интенсивного.

Экстенсивный тип развития характеризуется как способ экономического роста, достижения основных целей за счет количественных факторов развития (привлечения дополнительных ресурсов, создания новых производств) прежнего научно-технического уровня

Интенсивный тип развития рассматривается как способ повышения напряженности труда, увеличения его затрат в единицу времени, обеспечиваемого применением эффективных факторов (более высокой квалификации рабочей силы, четкой организации и лучшей мотивации труда и производства, новых техники и технологий, новых предметов труда и пр.), качественно влияющих на экономический рост и решение основных социально-экономических и экологических задач в тактическом и стратегическом плане. То есть типы развития хозяйственной системы определяются, прежде всего, совокупностью преимущественно используемых ресурсных факторов, их основными свойствами в обеспечении положительной экономической динамики.

Интенсификация бывает различной. Можно интенсифицировать производство традиционного или частично улучшаемого товара, обеспечивая его ценовую конкурентоспособность на рынках. Можно интенсифицировать производство нового товара, используя обновленную организацию и мотивацию труда на базе существующей технологической совокупности основного капитала. В этом случае конкурентоспособность товара гарантируется его новыми потребительскими свойствами, а возможно, и монопольным положением на рынках. В обоих случаях мы имеем дело с частичной интенсификацией в системе.

Наиболее полная комплексная интенсификация производства и труда может быть достигнута в том случае, когда повышается эффективность использования всех видов ресурсов, участвующих в воспроизводственных процессах хозяйственных систем, которые можно рассматривать в качестве основных объективных факторов развития. Это так называемые факторы первого порядка.

В качестве факторов, формирующих тот или иной тип развития социально-экономических систем, можно рассматривать основные процессы в воспроизводстве или их состоянии, в которых проявляется активность использования факторов первого порядка. Это интенсификация, инновационная, научно-техническая, инвестиционная, деловая, предпринимательская деятельность, менеджмент, в том числе инновационный менеджмент. Эти факторы по их зависимости от первых факторов можно назвать факторами второго порядка.

Все факторы взаимосвязаны, взаимообусловлены и соподчинены, т. е. они образуют систему, в которой каждый фактор выполняет строго свою роль, которую никакой другой полноценно выполнить не может. Из сказанного следует, что при неразвитости или неполном использовании одного или нескольких факторов вся их система резко снижает эффективность воздействия на экономическую динамику, тип развития хозяйственной системы, ее устойчивость в рыночной среде.

В целостной совокупности объективных факторов происходит периодическая "перегруппировка сил", обусловленная логикой НТП, целями и задачами развития экономических систем, цикличностью их экономической динамики, возможностями использования тех или иных ресурсных факторов.

Наука обосновала, а экономическая практика подтвердила определяющее значение в современных условиях, для формирования нового интенсивного типа хозяйственных систем, таких факторов, как инвестиции, - технические, технологические, организационные, информационные. Все их можно рассматривать как инновационные ресурсы. Это новые техника и технологии, предпринимательство, комплексно наполненные инвестиции, информационный ресурс, организация, мотивация и управление.

Этот новый, особый интенсивный тип развития хозяйственных систем, наиболее адекватен постиндустриальному этапу становления общества, его новой технологической базе, современному этапу НТП, характеризуемому многими специалистами как технологическая революция. Он заключается в непосредственном, комплексном, преимущественном использовании в развитии научно – технологических инноваций с высокими преобразующими возможностями, как факторов наиболее эффективного достижения совокупности целей хозяйственной системы в тактическом и стратегическом планах.

Данный тип развития называется инновационным. Он характеризуется не только преимущественно используемыми инновациями-факторами, но и производимыми инновационными товарами и услугами, а также совокупностью условий, гарантирующих воспроизводство инновационной стратегической направленности развития хозяйственной системы на постоянной основе.

В числе этих условий: особая структура предприятия, включая научные подразделения, их активное ресурсное обеспечение (в том числе венчурное); формирование предпринимательской хозяйственной зоны; новые отношения с научными учреждениями; особая наступательная стратегия развития; развитой инновационный менеджмент; нацеленность трудовой мотивации на воспроизводство инноваций и их эффективное использование.

Переход на инновационный тип развития объективно предопределен рядом обстоятельств. Во-первых, мировой рынок товаров и услуг заполнен. Занять в нем место можно лишь, формируя собственную нишу рынка качественно нового товара. Во-вторых, конкурентоспособность инновационного продукта или услуги, технологии их производства – важнейшие составляющие интегрированного свойства хозяйственной системы – экономической устойчивости в условиях неопределенной рыночной среды. В-третьих, инновационный тип развития в наибольшей мере соответствует усиливающейся мировой тенденции индивидуализации потребностей и, следовательно, потребительских свойств товаров. В-четвертых, современная конкуренция находится в особом соотношении со своей противоположностью – монополизацией. Это соотношение становится все более динамичным, что требует инновационной стратегии поведения на рынке и в значительной мере предопределяет устойчивость на нем хозяйствующего субъекта.

Инновационный тип развития характеризуется взаимодействием различных стадий единого научно-воспроизводственного цикла: наука – производство – рынок – потребление в их определенной последовательности и пропорциональном соотношении, имея целью удовлетворение постоянно меняющегося платежеспособного спроса.

Инновационный тип развития накладывает особый отпечаток на менеджмент, его цели, функции, формы и методы, источники капиталов, структуру, формируя в его составе особое автономное ядро, - инновационный менеджмент, направляющий и регулирующий всю совокупность инновационно-инвестиционных процессов в хозяйственной системе, обеспечивающей сложную интеграцию науки, производства и рынка.

Итак, инновационный тип развития характеризуется непрерывным комплексным преимущественным использованием менеджерами системных научно-технологических инноваций в качестве основных факторов обеспечения устойчивости жизнедеятельности хозяйственных образований, воспроизводства инновационных товаров и всех исходных условий на непрерывной основе.

Финансовый менеджмент.

Финансовый менеджмент представляет собой функцию управления процессами финансирования предпринимательской деятельности, адекватной экономике рыночного типа. Наука и практика финансового менеджмента чрезвычайно мобильны и отражают состояние законодательной базы, преобразования происходящие в деятельности предприятий и корпораций.

Финансовый менеджмент – система, функционирование которой направлено на достижение общей цели. С одной стороны это управляемая система, имеющая определенные закономерности и особенности, с другой – управляющая система, часть общей системы управления предприятием, корпорацией.

Будучи, в значительной мере подвержен государственному регулированию: через налоги, цены и т.д. и является объектом управления, испытывающим воздействие потока управленческих решений. Субъекты управления включают в себя органы государственного управления, финансовые и налоговые органы банки, органы страхования и др. Главный субъект управления – собственник. Но именно собственник в большей степени сталкивается с финансовым менеджментом, как управляемой системой, что нередко приводит к различным конфликтам.

Финансы, как средство управления экономическими процессами, подвержены изменениям в зависимости от преобразований во взаимоотношениях между централизованными и децентрализованными фондами денежных средств.

Важным методологическим фактором является определение принципов организации финансового менеджмента. Это необходимо для выявления направлений финансового менеджмента, выработки критериев его функционирования. При этом следует учитывать, что финансовый менеджмент не замыкается в рамках предприятий или корпораций, а постоянно взаимодействует с бюджетом, внебюджетными фондами, банками и другими кредиторами, финансово-кредитными и страховыми организациями, институциональными инвесторами, профессиональными участниками рынка капитала.

В известной мере, финансовый менеджмент находится под воздействием общих принципов организации управления, включая планирование, регулирование, стимулирование, согласованность отдельных элементов, вариативность, целевую ориентацию и др.

Менеджмент всегда имеет целевую ориентацию, которая накладывает отпечаток на все его аспекты, включая финансовый. Распределение и использование финансовых ресурсов осуществляется в рамках интегрированной системы организации управления. Концепция финансового менеджмента основана на обособленности финансовых ресурсов в рамках централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, которые сосредоточены в бюджете государства и бюджетах предприятий, корпораций.

Необходимыми условиями функционирования финансового менеджмента являются:

· предпринимательская деятельность;

· самофинансирование;

· рыночное ценообразование;

· рынок труда;

· рынок капитала;

· государственное регулирование деятельности предприятий, основанное на системе рыночного законодательства.

Решающее значение для определения сущности финансового менеджмента имеет проблема собственности, которая в настоящее время тесно связана с ходом приватизации. Взаимосвязь финансового менеджмента и отношений собственности проявляется в том, что собственники, или лица, уполномоченные собственниками управлять их имуществом, в соответствии с законом и учредительными документами решают вопросы создания предприятия, определяют цели его деятельности, реорганизации и ликвидации, контролирует эффективность использования и сохранность имущества, распоряжаются финансовыми ресурсами и проводят самостоятельную финансовую политику.

Главное требование, предъявляемое предпринимателем к финансовому менеджеру, - это выработка базовой финансовой концепции. Она заключается в определении стратегии финансового развития, обеспечивающей достижение поставленных целей, эффективное управление денежным оборотом предприятия, формирование фондов денежных средств в заданных пропорциях, использование финансовых ресурсов по целевому назначению. Согласно общему подходу финансовый менеджер – это, по сути, фетишизированный собственник, осуществляющий воздействие на движение капитала, текущую прибыль, накопления и инвестиции.

Взаимоотношения собственника, предпринимателя и финансового менеджера регулируются контрактами, если собственник и предприниматель – разные лица. Большую роль играют личные контакты, взаимное доверие, стремление к сотрудничеству и процветанию предприятия. Действия предпринимателя определяются главным образом поведением поставщиков, потребителей и конкурентов, он вырабатывает маркетинговую стратегию развития предприятия. Действия финансового менеджера определяются поведением инвесторов и кредиторов, включая коммерческие банки, финансовые компании, профессиональных участников рынка ценных бумаг и т. п.

Объектами финансового управления на предприятиях и в организациях являются: имущество, недвижимое и движимое; имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности; нематериальные блага.

Существенное влияние на финансовый менеджмент оказывает процесс формирования имущества предприятия.

Финансовыми источниками формирования имущества являются:

· денежные и материальные взносы учредителей или участников;

· доходы от всех видов деятельности;

· дивиденды и проценты, полученные по ценным бумагам;

· кредиты банков, заемные и привлеченные средства других кредиторов;

· капитальные вложения, дотации и субсидии из бюджетных и внебюджетных фондов;

· безвозмездные и благотворительные взносы, пожертвования;

· доходы от валютных курсовых разниц;

· доходы от долгосрочных финансовых вложений, включая вложения в имущество других предприятий, финансируемую аренду основных средств.

Структура финансовых источников формирования имущества предприятий и коммерческих организаций зависит от их организационно-правовой формы, видов деятельности, объемов производства и реализации продукции, работ и услуг.

Обобщая вышесказанное, отметим, что управление финансовой деятельностью предприятия есть управление реальным денежным оборотом. Финансовый менеджмент – вид управления обособленным денежным оборотом, гарантией которого выступают вещные и обязательные права собственников на имущество предприятия.

Сущность финансового менеджмента проявляется в выполняемых им функциях. Научно обоснованная характеристика функций необходима для эффективной организации управления финансовой деятельностью предприятий и коммерческих организаций.

Деятельность, связанная с управлением капиталом, реализует совокупность функций финансового менеджмента, к числу которых относятся:

· воспроизводственная;

· распределительная;

· контрольная.

Воспроизводственная функция финансового менеджмента заключается в обеспечении сбалансированности между движением материальных и финансовых ресурсов на всех стадиях кругооборота капитала в процессе простого и расширенного воспроизводства на предприятиях и в коммерческих организациях.

Проявлением воспроизводственной функции финансового менеджмента является прибыльность и ликвидность активов предприятия. Эффективное управление финансовыми ресурсами позволяет повышать прибыльность и обеспечивать долгосрочные инвестиции. Для поддержания высокой прибыльности и ликвидности решающую роль играет управление собственным и привлеченным капиталом. К примеру, эффективный инструмент управления собственными средствами – дивидендная политика, позволяющая регулировать рыночную цену акций и продавать дополнительные выпуски по более высоким ценам. Большое значение в данном случае имеет соотношение части прибыли, направляемой на выплату дивидендов, и части прибыли, идущей на увеличение собственного капитала. В отдельные промежутки времени эта пропорция колеблется.

Воспроизводственная функция финансового менеджмента нацелена на стимулирование накоплений. Проблема накоплений тесно связана с государственной финансово-кредитной политикой. Она актуальна для финансового менеджмента во всем мире.

Распределительная функция финансового менеджмента тесно связана с воспроизводственной функцией, так как выручка от реализации товаров подлежит распределению.

Распределительная функция финансового менеджмента заключается в формировании и использовании денежных фондов, поддержании эффективной структуры капитала предприятия, коммерческой организации. Распределение начинается с формирования фонда возмещения, обеспечивающего покрытие затрат на простое воспроизводство и начислении амортизации. Это входит в сферу текущего финансирования и требует оперативного реагирования.

Важным элементом реализации распределительной функции финансового менеджмента выступает формирование фонда оплаты труда. С позиций финансового менеджмента большое значение имеют организация оплаты труда, формы и условия выплат, стимулирующие увеличение прибыли, инновационную деятельность. Эта проблема стоит в центре внимания менеджеров всех стран и рассматривается в рамках теорий мотивации.

Контрольная функция финансового менеджмента заключается в контроле рублем за реальным денежным оборотом.

Контроль может осуществляться:

· в форме контроля, за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и расчетов;

· в форме контроля, за реализацией стратегии финансирования.

В первом случае финансовый менеджер опирается на систему санкций и поощрений, используя меры принудительного или, наоборот, стимулирующего характера. Во втором случае речь идет о реализации функции стратегического управления, при котором основное внимание обращается на предвидение изменений и заблаговременное приспособление к ним порядка и условий финансирования.

Контрольная функция финансового менеджмента всегда проявляется в конкретной форме. Она может быть направлена на предприятие как единый объект управления, на филиалы или в структурные подразделения, отделы или службы, на отдельного работника. Для реализации контрольной функции большое значение имеет используемая предприятием система департаментализации.

Контрольная функция финансового менеджмента связана с воспроизводственной и распределительной функциями. Она может играть активную роль в принятии того или иного решения либо пассивно отражать результаты распределения денежных средств и воспроизводственных процессов. Контрольная функция проявляется в том, что финансовый менеджер выявляет степень соответствия получаемых доходов, структуры фондов денежных средств, намеченными заданиями по расширению объемов производства и продаж. Несоответствие между доходами предприятия и его расходами требует корректировки использования не только денежных, но и материальных ресурсов. Комплекс мероприятий по достижению сбалансированных между доходами и расходами предприятия, материальными и финансовыми ресурсами может включать задания по рационализации потребления сырья и материалов, повышению производительности труда, снижению задолженности поставщикам и банку, корректировке уровня дивидендов и т. п.

Контрольная функция финансового менеджмента реализуются по следующим основным направлениям:

· контроль за правильным и своевременным перечислением средств в фонды предприятия по всем установленным источникам финансирования;

· контроль, за соблюдением заданной структуры фондов с учетом потребностей производственного и социального развития;

· контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов.

Для реализации контрольной функции предприятия разрабатывают нормативы, определяющие размеры фондов денежных средств и источники их финансирования. Речь идет о нормативах для внутреннего пользования, в том числе для регулирования финансовых взаимоотношений со структурными подразделениями и филиалами.

Контрольная функция финансового менеджмента включает также: контроль над поступлением выручки от реализации продукции и услуг; контроль над уровнем самофинансирования, прибыльности и рентабельности.

Основным принципом деятельности финансового менеджера является выравнивание возможностей получения прибыли с преодолением риска от авансирования денежных средств в различные сферы предпринимательской деятельности.

К общим принципам финансового менеджмента относятся:

· плановость и системность;

· целевая направленность;

· диверсицифированность;

· стратегическая ориентированность.

Финансовый менеджмент соединяет планирование материальных, технических, трудовых и финансовых ресурсов, обеспечивая их сбалансированность. Финансовое планирование в данном случае имеет внутреннюю ориентацию с применением государственного регулирования.

Еще один принцип финансового менеджмента – его целевая направленность. Предприниматель всегда ориентируется на цели, которые ставит перед собой, перед предприятием, на достижение которой направлена его деятельность.

Большое влияние на финансовый менеджмент оказывает принцип диверсифицированности вложений капитала. Он проявляется в двух аспектах. Первый аспект – это инвестирование денег в различные, ценные бумаги и другие объекты. Второй аспект – это создание многопрофильных предприятий, занимающихся различными видами предпринимательской деятельности. Диверсифицированность приводит к множеству комбинаций выпускаемых товаров, которые позволяют завоевывать еще большие пространства и осуществлять комплексное обслуживание потребителей.

Диверсифицированность обеспечивает общий рост рентабельности, хотя по отдельным товарам может наблюдаться снижение темпов производства и падение спроса. Диверсифицированность требует высокой мобильности и знаний рынка. Она снижает риск банкротства и повышает конкурентоспособность предприятия, однако сопряжена со значительным отвлечением финансовых ресурсов. Это требует особого внимания со стороны финансовых менеджеров.

Большое значение для финансового менеджмента приобретают проблемно-ориентированные принципы управления. Они позволяют разрабатывать стратегию целевого управления, создавать стабильную целевую ориентацию всех элементов финансового механизма на оптимальное решение совокупности проблем развития производства и обращения.

Финансовый менеджмент обеспечивает финансирование, и регулирование текущей прибыли с учетом циклического положения товаров на рынке.

Долгое время происходил, количественный рост поведенческой школы, пока в 1960 г. не осуществился качественный скачок. Взгляды Э. Мэйо и его последователей получили свое дальнейшее развитие в трудах Дугласа Мак-Грегора.

Мак-Грегор проанализировал деятельность исполнителя на рабочем месте и выявил, что управляющий может контролировать следующие параметры, определяющие действия исполнителя:

· Задания, которые получает подчиненный;

· Качество выполнения задания;

· Время получения задания;

· Ожидаемое время выполнения задания;

· Средства, имеющиеся для выполнения задания;

· Коллектив (окружение), в котором работает подчиненный;

· Инструкции, полученные подчиненным;

· Убеждение подчиненного в посильности задания;

· Убеждение подчиненного в вознаграждении за успешную работу;

· Размер вознаграждения за проведенную работу;

· Уровень вовлечения подчиненного в круг проблем, связанных с работой.

Все эти факторы, которые зависят от руководителя, в той или иной мере влияют на работающего и определяют качество и интенсивность его труда. На основе этих факторов Макгрегор сформулировал две различных подхода к управлению, которые назвал теорией «Х» и теорией «У».

Теория «Х» и теория «У» по вопросу о поведении человека могут быть представлены следующим образом:

2.3 Теория «Х»

1. Человек изначально не любит работать и будет избегать работы.

2. Поскольку человек не любит работать, его следует принуждать, контролировать, угрожать наказанием, чтобы заставить работать для достижения целей организации.

3. Средний человек предпочитает, чтобы им руководили, он предпочитает избегать ответственности, у него мало честолюбия, ему нужна безопасность.

2.4 Теория «У»

1. Работа для человека так же естественна, как игра.

2. Внешний контроль – не единственное средство объединения усилий для достижения целей организации. Человек может осуществить самоуправление и самоконтроль, служа целям, которым он привержен; приверженность формируется как результат наград, связанных с достижением целей.

1. Средний человек стремится к ответственности, его желание избежать ответственности, как правило, результат прошлого разочарования и вызвано плохим руководством сверху. Средний человек наделен высоким уровнем воображения и изобретательности, которые редко используются в современной жизни, что ведет к разочарованию человека и превращает в противника организации

Как видно теория «Х» воплощает чисто авторитарный стиль управления, теория «У» является демократическим стилем управления и предполагает делегирование полномочий, улучшение взаимоотношений в коллективе.

Это деление чисто теоретическое и на практике имеет место комбинация различных стилей управления. Такое явление называется сочетанием стилей руководства.

В чистом виде теории «Х» и «У» являются взаимоисключающими и диаметрально противоположными.

Дальнейшее совершенствование подходов к управлению было связано с развитием организации как системы открытого типа.

«Бизнес, изолированный от внешнего мира, вытесняется бизнесом испытывающим удары быстро возникающего, непрерывно меняющегося множества внешних сил.»

На этом фоне, Уильям Оучи предложил свое понимание рассматриваемого вопроса, получившего название теории «Z» и теории «А», чему в немалой степени способствовали отличия в управлении соответственно в японской и американской экономиках.

2.5 Сравнительный анализ модели “A” и “Z”

Модели управления людскими ресурсами.

Поход

Тип «А»

Американские организации

Тип «Z»

Японские организации

Человеческий

капитал

Малые вложения в обучение.

Обучение конкретным навыкам. Формализованная оценка.

Крупные вложения в обучение.

Общее обучение

Неформализованная оценка.

Трудовой

рынок

На первом месте внешние факторы. Краткосрочный найм. Специализированная лестница продвижения.

На первом месте – внутренние факторы. Долгосрочный найм. Неспециализированная лестница продвижения.

Преданность

организации

Прямые контракты по найму. Внешние стимулы. Индивидуальное рабочие задания

Подразумеваемые контракты. Внутренние стимулы. Групповая ориентация в работе.

На более высоком уровне развития тип «А» и тип «Z», а так же и теория «Х» и «У» на более высоком уровне развития повторяют теорию «кнута и пряника».

Понятно, что современная практика отдает предпочтение теориям «У» и «Z», во всяком случае все японские и передовые компании других стран не только используют рекомендации именно этих теорий, но и активно развивают их.

Японская модель

Американская модель

1. Философия фирмы

Со сменой руководства фило­софия фирмы не изменяется. Кадры остаются, так как дей­ствует система «пожизненного найма»

Замена руководства фирмы сопровождается сменой управленческих работников и рабочих

2. Цели фирмы

Обеспечение роста прибыли и благосостояния всех работни­ков фирмы

Рост прибыли фирмы и диви­дендов индивидуальных вкладчиков

3. Организационная структура управления

Фирма состоит из автономных в коммерческом плане отде­лений

Высока роль функциональных служб в штаб-квартирах Использование проектных структур управления

Корпорация состоит из авто­номных отделений

Использование матричных структур управления

4. Наем и кадровая политика

Широко используется труд выпускников вузов и школ

Переподготовка и обучение внутри фирмы, без отрыва от производства Продвижение по службе с учетом выслуги лет

Оплата труда в зависимости от возраста и стажа работы в фирме (так называемая урав­нительная зарплата)

Наем работников на рынке труда через сеть университе­тов, школ бизнеса и др. Нацеленность на индивиду­альную, личную карьеру

При найме работника прове­ряется его соответствие ва­кантной должности с помо­щью таких методов, как кон­курс, оценка знаний, навыков в специальных «центрах оцен­ки», сдача экзаменов на долж­ность

Индивидуальная оценка и ат­тестация работников Оплата труда в зависимости от индивидуальных результатов и заслуг работника

5. Организация производства и труда

Основное внимание уделяется цеху — низовому звену произ­водства

Используется система «точно вовремя» (Канбан) без созда­ния запасов и межоперацион­ных заделов

Работа групп (кружков) каче­ства и осуществление жесткого контроля качества на всех ста­диях производственного процес­са всеми работниками фирмы

Обязанности между работни­ками строго не распределены. Работники выполняют различные виды работ в зависимости от ситуации; девиз — «действуй по обстановке»

Основное внимание уделяется не производству, а адаптации с внешней средой

Работники выполняют работы на основе четкого исполнения должностных инструкций

Ставки зарплаты строго определены в зависимости от должности, выполняемой работы и квалификации

Зарплата устанавливается в соответствии со спросом и предложениями на рынке тру­да

6. Стимулирование работников

При благоприятном финансо­вом положении премии вы­плачиваются два раза в год (каждый раз по два-три ме­сячных оклада)

Выплаты и льготы из соци­альных фондов: частичная или полная оплата жилья, расходы на медицинское страхование и обслуживание, отчисления в пенсионные фонды, доставка на работу транспортом фир­мы, организации коллектив­ного отдыха и др.

Стимулирование работников значительно ниже, чем в Япо­нии, хотя доход президента крупной американской кор­порации в среднем в три раза выше, чем президента япон­ской фирмы

7. Внутрифирменное планирование

Внутрифирменные отделения имеют планы на три года, включающие в себя инвести­ционную политику и меро­приятия по внедрению новой техники, а также перспектив­ные планы на 10— 15 лет.

Планы разрабатываются по принципу скользящего плани­рования отделениями фирмы. В плане отделения показывается объем производства, количест­во продукции в натуральном выражении, прибыль, штатное расписание, перечень постав­щиков

Процесс планирования децен­трализован. Отделениям планируются основные финансо­вые показатели, затраты на производство, сбыт и НИОКР которые могут корректироваться в течение года

По каждому новому виду про­дукции используются «стратегические хозяйственные центры (СХЦ)

8. Финансовая политика

Часть прибыли отделения (до 40%) используется им само­стоятельно

Прибыль направляется на ра­ционализацию производства, на сокращение материальных затрат и внедрение новых ресурсосберегающих техноло­гий, на модернизацию обору­дования

Широкое привлечение заем­ных средств

Администрация фирмы пере­распределяет прибыль между отделениями

Расширение производства за счет покупки (поглощения, слияния) других корпораций

Самофинансирование корпо­раций

В таблице дано сравнение японской и американской моделей менеджмента, позволяющее выделить достоин­ства и недостатки каждой из них.

В последнее время американцы предпринимают много усилий, чтобы выяснить сущность японских мето­дов управления и перенести положительный опыт Япо­нии на свои предприятия. В 50—60-е гг. положение бы­ло обратным, японские фирмы перенимали американ­ские принципы организации производства, технологию производства, подходы к формированию организацион­ных структур и др. «Кружки качества» и система поставок «точно вовремя» зароди­лись в Америке, но не получили там широкого распро­странения. Однако они принесли хорошие результаты на японских фирмах. В то же время другое американ­ское нововведение — американские методы управления «человеческими ресурсами» — не нашло применения в Японии.

В последнее время американские корпорации начали внедрять у себя нововведения, приведшие японские фирмы к значительному успеху. Так, американская ком­пания «Дженерал Моторс» внедрила систему «точно во­время», а другая компания «Дженерал Электрик» - «кружки качества». Однако не все методы управления, используемые в Японии, приживаются на американской земле. Это относится к системе долгосрочного или «по­жизненного найма» работников, образованию за счет от­числений от прибылей фирмы фондов для удовлетворе­ния нужд работников и др.

Заключение.

Изучение передового опыта является очень существенной и актуальной задачей. Однако при сравнительном анализе любых систем управления необходимо иметь ввиду, что чисто механическое применение той или иной системы управления еще не гарантирует высокой эффективности. Эффективность производственной организации обусловлена не столько использованием той или иной системы управления, сколько тем, как приспособлены ее элементы к производственно-рыночным условиям, в которых функционирует организация. Такой подход предполагает необходимость анализа любой системы или стиля управления в тесной привязке к конкретным внутри- и внешнеэкономическим условиям, в которых действует данная производственная организация.

Изучение эффективных приемов в управлении персоналом дает нам широкую возможность их применения, при условии их адаптации к специфическим условиям работы организации, способствуя тем самым наиболее передовому и эффективному развитию системы менеджмента.

На основе всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что менеджмент в наше время развивается очень стремительно. Профессия "менеджер" становится все более популярной. Я рассмотрел наиболее важные, на мой взгляд, стороны менеджмента.

Современный менеджмент большое внимание уделяет подбору, подготовке и стимулированию кадров фирмы. Современные теории менеджмента базируются на представлении о человеке как о целеустремленной, творческой и самоорганизованной личности, чья мотивация основана не только на базисных потребностях, но и на потребности в самоуважении и самореализации. Считается, что труд, приносящий не только доход, но и удовлетворение, способствует также психологическому здоровью человека и стимулирует его активность.

Список используемой литературы :

1. Карпов А.В. Психология менеджмента. Учебное пособие.

Москва: Гардарики, 2005

2. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф.

Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 2000.

3. Семенова И.И. История менеджмента: Учебное пособие для вузов. –

М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

4. Казначевская Г.Б. Менеджмент Учебное пособие для вузов.-

М: Феникс, 2000г.

5. Шонбергер Р. Японские методы управления производством. – М.: Экономика, 1988.

6. Уткин Э. А . Курс менеджмента. Учебник для вузов. – М.: Издательство «Зеркало», 1999.

7. Дункан У. Основополагающие идеи в менеджменте. -М.: Дело, 1996 г.

8. Виханский О.С., Наумов А.И . «Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс». М., 1995

10. Румянцева Н., Саломатина Н. «Менеджмент организации». Учебное пособие - М.: Инфа-М, 1995г.

11. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича Экономическая теория: Учебник для Вузов. 3-е издание. – СПб: Изд. СПбГУЭФ, Изд. "ПИТЕР", 2000. – 544 с.

12. Фатхутдинов. Производственный менеджмент: Учебник, 2-е издание, - М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-синтез", 2000. – 464 с.

Интернет ресурсы:

http://www.cfin.ru/management/iso9000/total_quality_management.shtml

http://www.tonich.ru/citations/author/?id=59

http://www.sre.mnogosmenka.ru/sre0721/sre0725.htm

http://www.jobgrade.ru/modules/Articles/print.php?storyid=127