Реферат: Интернаты для престарелых и проблемы психосоциальной помощи

Название: Интернаты для престарелых и проблемы психосоциальной помощи
Раздел: Рефераты по социологии
Тип: реферат

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное Агентство по образованию

Кафедра истории и психологии

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Основы социальной работы с различными группами населения»

на тему:

«Интернаты для престарелых и проблемы психосоциальной помощи»

Выполнила:

Проверила:

Йошкар-Ола

2010

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1 . Социальная работа с пожилыми людьми……………………………..7

1.1 Социальное положение и психологические особенности пожилых людей………………………………………………………………………..7

1.2 Социальное попечительство над пожилыми людьми…………………....9

1.3 Социальная реабилитация пожилых в домах-интернатах……………...12

Глава 2 . Психологические вопросы и проблемы в институциональном уходе…………………………………………………………………...................30

2.1 Проблемы психосоциальной помощи пожилым в доме-интернате…...30

2.2 Практическое решение психосоциальных проблем……………………35

Заключение……………………………………………………………………….40

Список используемой литературы……………………………………………43

Введение

Актуальность темы исследования. Пожилые люди нуждаются в повышенном внимании общества и государства, и представляют собой специфический объект социальной работы. Важность повседневного внимания к решению социальных проблем этой категории граждан возрастает и в связи с увеличением удельного веса пожилых людей в структуре населения России. Так, в 2008 году из 142 млн. 754 тыс. человек людей в возрасте старше трудоспособного было 29 млн. 109 тыс., что составило 23,03% общей численности населения. Тенденции увеличения части пожилых людей в общей массе населения по различным демографическим исследованиям сохраняются . В этой связи становится очевидным, что проблема социальной работы с пожилыми людьми на сегодня имеет общегосударственное значение. Социальная работа с пожилыми людьми в России становится специфической формой государственной социальной защиты с целью обеспечения достойной старости.

Проблемы социальной работы с пожилыми людьми в настоящее время находятся в центре внимания многих социальных институтов, социальных и исследовательских программ, направленных на обеспечение приемлемого уровня жизни пожилых людей[15;23].

Опыт деятельности центров социального обслуживания однозначно свидетельствует о чрезвычайной важности и необходимости той работы, которую проводят эти социальные службы. Перспективным направлением деятельности центров социального обслуживания является расширение спектра социальных услуг, внедрение инновационных технологий социальной работы с пожилыми гражданами.

Новые возможности в совершенствовании работы ЦСО открывает деловое сотрудничество со специализированными научными учреждениями и лабораториями, а также с учебными заведениями, готовящими социальных работников и специалистов по социальной работе. Координирующим вузом по научной и методической подготовке стал Российский государственный социальный университет, на базе которого создано учебно-методическое объединение (УМО) вузов РФ в области социальной работы.

Ритм старения существенно зависит от образа жизни пожилых людей (как правило, пенсионеров), их положения в семье, уровня жизни, условий труда, социальных и психологических факторов.

Степень разработанности темы. Научные труды, посвященные исследованию специфики проблем социальной работы с пожилыми людьми отражены в работах С.А. Беличевой, С.И. Григорьева, В.И. Жукова, И.Г. Зайнышева, И.А. Зимней, , В.М. Капицина, А.И. Ляшенко, В.А. Никитина, Г.И. Осадчей, П.Д. Павленка, А.М. Панова, Л.В. Топчего, М.В. Фирсова, Е.И. Холостовой и др.

Теоретические и практические аспекты подготовки профессиональных кадров социальной сферы с пожилыми людьми излагаются в работах П.Д. Павленка, А.М. Панова, Т.М. Трегубовой, Л.В. Топчего, Холостовой, Н.Б. Шмелевой, Р.С. Яцемирской .

Анализ литературы по теме исследования показал, что социальная работа с пожилыми людьми находится во всеобщем внимании, как законодателей, так и социальных служб. Вместе с тем в теории и практике социальной работы в большей степени уделяется внимание традиционным технологиям в работе с пожилыми гражданами, нежели инновационным. Изменение социального статуса человека в пожилом возрасте, вызванное, прежде всего, прекращением или ограничением трудовой деятельности, изменениями ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, возникновением затруднений в социально-бытовой, психологической адаптации к новым условиям, требует необходимости выработки особых подходов, форм, методов и технологий в социальной работы с пожилыми людьми. Законодательные и нормативные акты, обеспечивающие создание и развитие новой социальной инфраструктуры, оказывающей социальные и социально-психологические услуги населению: Федеральный закон от 10.12.95г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения», законодательно закрепивший создание и разви­тие сети социальных служб для населения, включая оказание социально-психологической помощи, Постановление Правительства Российской Федерации от 23.07.93 № 848 «О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декла­рации об обеспечении выживания, защиты и развития детей», предпола­гающее как социально-правовую, так и социально-психологическую охра­ну и защиту подрастающего поколения, нормативные акты, регулирующие деятельность социальных учреждений разных ведомств, документы Министерства социальной защи­ты населения РФ. Нормативно-правовое регулирование условий труда и оплаты соци­альных работников, социальных педагогов, практических психологов в системе учреждений социального обслуживания.: региональные законодательно-нормативные акты, регулирующие деятельность социальных служб и работу социальных педагогов, социаль­ных работников, практических психологов.

Объектом исследования являются психосоциальные проблемы пожилых людей, поживающих в домах-интернатахю

Предметом – психотерапевтические практики различных исследователей проблемы.

Целью данной курсовой работы является решение проблем психосоциальной помощи людям, проживающим в интернатах для престарелых.

Исходя из цели, можно выдвинуть ряд задач:

- проанализировать литературу, посвященную проблемам психосоциальной помощи пожилым в домах-интернатах;

- рассмотреть социальное положение, психологические особенности и социальную реабилитацию пожилых людей в стационарных учреждениях;

- изучить проблемы психосоциальной помощи пожилым в доме-интернате;

- предложить практическое решение психосоциальных проблем престарелых;

Практическая значимость работы. Данная работа изучает проблемы психосоциальной помощи пожилым людям в стационарных учреждениях и разрабатывает конкретные предложения по психосоциальной работе с данной категорией населения. Результаты данной работы могут быть использованы в качестве базы для дальнейших теоретических и прикладных изысканий в области оказания психосоциальной помощи пожилым людям на современном этапе. Анализ различных аспектов психосоциальной помощи пожилым в домах-интернатах свидетельствует о необходимости новых форм и методов работы в этой области.

Характеристика структуры работы. Работа состоит введения, двух глав и заключения. Первая глава « Социальная работа с пожилыми людьми» состоит из трех параграфов, в которых рассматриваются социальное положение и психологические особенности пожилых людей, социальное попечительство и социальную реабилитацию пожилых в домах-интернатах. Во второй главе «Психологические вопросы и проблемы в институциональном уходе», состоящей из двух параграфов, рассматриваются проблемы психосоциальной помощи пожилых людей в доме-интернате и их практическое решение.

При анализе литературы было использовано 30 источников. Работа содержит 43 страницы текста.

1. Социальная работа с пожилыми людьми

1.1 Социальное положение и психологические особенности пожилых людей

По классификации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), население в возрасте от 60 до 74 лет отнесено к пожилому, от 75 до 89 лет — к старшему, а от 90 лет и старше - к долгожите­лям. Эта классификация учитывает нужды, потребности, биологические и социальные возможности пожилых людей.

Среди пожилых людей выделяются самые разные группы: бод­рые, физически здоровые; больные; живущие в семьях; одинокие; довольные уходом на пенсию; еще работающие, но тяготящиеся работой; несчастные, отчаявшиеся в жизни; малоподвижные, домоседы; проводящие интенсивно, разнообразно свой досуг (ходят в гости, посещают клубы и т. д.).

Для того чтобы работать с пожилыми людьми, нужно знать их социальное положение (в прошлом и настоящем) особенности психики, материальные и духовные потребности, и в этой работе опираться на науку, данные социологических, социально-психологических, социально-экономических и других видов исследований.

Данные ВОЗ свидетельствуют том, что калорийность пищи у людей 61-70 лет должна быть на уровне 79% суточного рациона людей в возрасте от 20 до 30 лет. Специалистами подсчитано, что при рациональном потреблении затраты на одежду и обувь у пенси­онеров уменьшаются по сравнению с аналогичными потребностями людей в трудоспособном возрасте на 29,5%. Однако уменьшение объема материальных благ для пожилых сопровождается (должно сопровождаться), необходимостью предоставления таких благ и услуг, которые бы соответствовали именно пожилому возрасту[15;67].

Переход человека в группу пожилых существенно изменяет его взаимоотношения с обществом и такие ценностно-нормативные понятия, как цель и смысл жизни, добро и счастье и т.д. Значи­тельно меняется образ жизни людей. Прежде они были связаны с обществом, производством, общественной деятельностью. Как пен­сионеры (по возрасту) они, как правило, утрачивают постоянную связь с производством. Однако как члены общества остаются вклю­ченными в определенные виды деятельности в различных сферах общественной жизни.

Выход на пенсию особенно тяжело воспринимают люди, чья трудовая деятельность высоко, ценилась в прошлом, а сейчас (к примеру, в современных российских условиях) признается не­нужной, бесполезной. Практика показывает, что разрыв с трудо­вой деятельностью (а ныне это касается и многочисленной армии безработных) отрицательно сказывается в ряде случаев на состоянии здоровья, жизненном тонусе, психике людей. И это естественно, поскольку труд (посильный, конечно) является источником долго­летия, одним из важнейших условий сохранения хорошего здоровья.

Образ жизни людей во многом определяется тем, как они про­водят свободное время, какие возможности для этого создает общество. Активно занимаясь общественной деятельностью, пожилые люди делают свою жизнь более полнокровной. В этом смысле по­лезно привлекать людей старшего поколения к работе различных обществ, к организации встреч, передач по радио и телевидению специально для пожилых людей, к работе с детьми и молодежью и т.д.

Практика социальной работы в зарубежных странах показывает, что в жизни пожилых людей (во всяком случае, значительной их части) большое значение имеет религия. Причины здесь могут быть разные. Во многих странах значительная часть населения является верующей. Это – во-первых. Во-вторых, пожилые люди чаще за­дают себе вопрос: что же будет дальше, после смерти? В-третьих, для многих пожилых людей (во многих странах) религия выступает своеобразной основой устойчивого состояния. Это чрезвычайно важно в кризисные периоды развития общества. Не случайно, поэтому в нашей стране в последние годы наблюдается тяга к религии. И это необходимо учитывать в работе с пожилыми людьми.

1.2 Социальное попечительство над пожилыми людьми

Попечительство над пожилыми людьми — одно из основных направлений в социальной работе в целом. Попечительство понимается как правовая форма зашиты личных и имущественных прав и интересов граждан.

Формы попечительства весьма разнообразны. Главной же фор­мой социального попечительства над пожилыми людьми, неспособными в полной мере (или вообще) осуществлять свои права и выполнять свои обязанности по состоянию здоровья, является функционирование системы домов-интернатов.

На начало 1975 г. в РСФСР функционировало 878 домов для престарелых и инвалидов, в которых проживало более 200 тыс. че­ловек. На начало 1991 г. в России было 877 домов-интернатов и в них проживало 261 тыс. человек. В настоящее время насчитывается более полутора тысяч таких учреждений.

Число домов-интернатов хотя и медленно, но растет. Однако социальными работниками отмечено, что потребность в домах-интернатах общего пользования снизилась (в 1982 г. она составляла 54 места на 10 тыс. лиц пенсионного возраста, в 1990 г.— 30 мест). Это объясняется главным образом тем, что расширяется практика оказания помощи на дому нетрудоспособным гражданам. В настоящее время в дома-интернаты поступают в основном люди, пол­ностью утратившие способность передвигаться и требующие за собой постоянного ухода.

По данным социологических исследований, наиболее распро­страненные причины , по которым пожилые люди оказываются в таких учреждениях, это одиночество (48,8%), неудовлетворительное состояние здоровья (30%), конфликтная ситуация в семье и инициатива родственников (19%).

В домах-интернатах общего типа (т. е. для престарелых и инвалидов) проводится большая работа по социально-психологической адаптации пожилых людей к новым для них условиям. Особенно она важна в первые дни пребывания в доме-интернате. Эта работа включает в себя информацию о вновь прибывших, о доме-интернате, об оказываемых услугах, расположении медицинских и других кабинетов и т. д [6]. Изучаются особенности вновь прибывших, их привычки, интересы, установки. Такая работа, как показывает практика, необходима для того, чтобы избежать конфликтных ситу­аций, в частности при расселении людей на постоянное жительство. Изучаются также потребности пожилых людей в трудовой заня­тости, их предпочтения в содержательном досуге и т. д.

В домах-интернатах для престарелых и инвалидов предусмот­рено медицинское обслуживание, осуществляется целый комплекс мероприятий реабилитационного характера, в частности трудовая терапия и трудовая занятость, организация досуга. Трудовая заня­тость реализуется в лечебно-трудовых мастерских или подсобных хозяйствах.

Функционирование домов-интернатов как главной формы соци­ального попечительства над пожилыми людьми связано с целым рядом проблем . Одна из них — это степень удовлетворения по­требностей в домах-интернатах: наличие мест в таких домах, коли­чество проживающих и, конечно же, качество обслуживания в них, создание соответствующих условий для их жителей.

Среди лиц, проживающих в домах-интернатах, можно выделить три группы : 1) желающие-одиночки; 2) желающие, проживающие с семьями; 3) нежелающие, но вынужденные обращаться в дома-интернаты по разным причинам (материальным, климат в семье и т.д.). Это очень непростой вопрос.

Конечно же (как об этом свидетельствует и зарубежный, и оте­чественный опыт), пожилые люди хотят жить в своем доме, в привычной обстановке. Расширяющаяся помощь на дому позволяет пожилым людям жить дольше в собственном доме, отодвигает сроки их переселения в дома для престарелых. И это выгодно и одной (престарелым) и другой (службам социального обеспечения) сто­роне.

Надомные услуги, гарантированные государством, в последние годы и в нашей стране становятся все более разнообразными. Это организация питания и доставка продуктов на дом; помощь в приобретении медикаментов, товаров первой необходимости; содей­ствие в получении медицинской помощи и сопровождение в меди­цинские учреждения; помощь в поддержании условий прожива­ния в соответствии с гигиеническими требованиями; содействие в организации ритуальных услуг и в погребении одиноких умерших; организация различных социально-бытовых услуг (ремонт жилья, обеспечение топливом, обработка приусадебных участков, доставка "оды, оплата коммунальных услуг и т.д.); помощь в оформлении документов, в том числе для установления опеки и попечитель­ства, обмене жилья, помещении в стационарные учреждения орга­нов социальной защиты населения.

Еще в 80-е годы в некоторых домах-интернатах РСФСР были созданы специальные отделения, в которых престарелые, нужда­ющиеся в постоянном уходе, проживали во время длительных ко­мандировок или болезни членов их семей от двух до шести ме­сяцев. Такая форма работы ныне осуществляется в отделениях временного проживания Центров социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов.

Интересен опыт оказания помощи пожилым инвалидам, име­ющийся в некоторых регионах России. Их поселяют в жилые дома, в которых учтены все бытовые потребности таких людей, к примеру, магазин, столовая, прачечная, медицинский кабинет и др. рас­полагаются на первом этаже. Жителей этих домов обслуживают социальные работники. В конце 90-х годов в России было более 100 специальных жилых домов для одиноких пожилых граждан и супружеских пар с комплексом служб социально-бытового назначения. В них проживало более 10 тыс. человек. Этот опыт заслу­живает внимания в качестве альтернативы домам-интернатам.

1.3 Социальная реабилитация пожилых в домах-интернатах

Социальная реабилитация граждан старших возрастов в домах-интернатах получает особый ракурс. Она имеет свое­образие и отличие от сложившегося представления о со­циальной реабилитации [17;175]. Это своеобразие объясняется ря­дом обстоятельств.

1. Характеристика лиц старших возрастов , находящихся в домах-интернатах:

♦ преобладание граждан преклонного возраста (вместе с долгожителями они составляют 63,2%);

♦ тяжелое состояние здоровья (в среднем у каждого
проживающего выявлено более 7 болезней);

♦ ограниченная способность к самообслуживанию; не­
способные и частично себя обслуживающие составляют
62,3% проживающих;

♦ ограниченная способность к передвижению; лица, не­
способные к передвижению и осуществляющие двигательную активность в пределах палаты, составляют 44,6% контингента домов-интернатов;

♦ изменения психики в пожилом возрасте проявляют­ся в нарушениях памяти на новые события при сохраннос­ти воспроизведения давних, в расстройствах внимания (отвлекаемость, неустойчивость), в замедлении темпа мысли­тельных процессов, в нарушениях эмоциональной сферы, в снижении способности к хронологической и пространствен­ной ориентировке, в нарушениях моторики (темп, плавность, точность, координация);

♦ изменения личности, характерные для преклонного
возраста; выявлены полярные, контрастирующие черты:
повышенная внушаемость, сосуществующая с ригидностью,
выраженная сензитивность с нарастанием черствости, эмоциональной "сухости". К возрастным особенностям личнос­ти относятся также обидчивость, эгоцентризм и др.

Указанные характеристики, отражающие эти особен­ности граждан преклонного возраста, ставят под вопрос правомерность обсуждения их социальной реабилитации. Тем не менее, вопрос не только заслуживает внимания для рассмотрения, но и для определения перспективы разви­тия и совершенствования ряда направлений реабилитаци­онной деятельности в домах-интернатах.

2. Характеристика среды , условий проживания в до­мах-интернатах. Даже в высоко организованных учрежде­ниях не удается избежать особенностей среды:

♦ ограниченные возможности занятости;

♦ монотонный образ жизни;

♦ ограниченность жизненного пространства;

♦ недостаток бытового комфорта;

♦ психологическая несовместимость проживающих;

♦ зависимость от окружающих;

♦ формальное отношение персонала.

Обе группы обстоятельств отражают особенности со­циальной реабилитации лиц преклонного возраста в домах-интернатах.

Одной из ведущих проблем в создании реабилитацион­ной среды в домах-интернатах является организация соци­ально-психологической адаптации пожилых и старых лю­дей как специфический этап социальной реабилитации.

Поступление в дом-интернат, изменение привычной жизнедеятельности является критическим моментом в жизни пожилого человека[15;32]. Непредвиденные ситуации, новые люди, непривычная обстановка, неясность социального ста­туса — эти жизненные обстоятельства заставляют пожи­лого человека не только приспосабливаться к внешнему окружению, но и реагировать на изменения, происходя­щие в них самих. Перед пожилыми людьми встает вопрос об оценке себя, своих возможностей в изменившейся ситу­ации. Процесс перестройки личности происходит очень бо­лезненно и сложно.

Известно, что в старости выявляются ослабление памяти, внимания, снижение способности ориентироваться в новых условиях, тревожный фон настроения и лабильность эмоциональных процессов. Одним из главных свойств старе­ющих людей является психологическая уязвимость и нара­стающая неспособность справиться с разнообразными стрес­сами[5;189]. Поэтому пожилые люди отличаются особой чувстви­тельностью к проявлениям внимания, морально-психоло­гической поддержке.

Переезд в дом-интернат ведет к резкому изменению привычных способов адаптации, что наряду с социальной изоляцией увеличивает риск возникновения сердечно-сосу­дистых заболеваний и даже смертельных исходов у пожи­лых людей [6].

Поскольку основной стрессор, которым является сам факт поступления в дом-интернат, невозможно устранить, первостепенное значение приобретает ожидаемая помощь и поддержка со стороны персонала дома-интерната. В этих условиях особое значение приобретает направленная ра­бота по социально-психологической адаптации пожилых людей к условиям дома-интерната.

Начальный период проживания пожилых людей в доме-интернате состоит из трех основных этапов : поступление и пребывание в приемно-карантинном отделении, расселение на постоянное место жительства, период первых шести месяцев проживания.

Каждый из этих этапов характеризуется своими осо­бенностями и различается целями и задачами в осуществ­лении социально-психологической адаптации.

Указанные обстоятельства определяют функции соци­ального работника в организации адаптации пожилых лю­дей в доме-интернате. Деятельность социального работни­ка, ее содержание зависит от этапа "прохождения" соци­ально-психологической адаптации лиц пожилого возраста в доме-интернате[15;34].

Выделены 3 категории причин поступления пожилых людей в дом-интернат:

♦ поступление связано с состоянием здоровья;

♦ поступление связано с конфликтной ситуацией в семье;

♦ поступление связано с желанием сохранить независимость от ближайшего родственного окружения.

Важную роль для последующей социально-психологи­ческой адаптации пожилых людей в домах-интернатах иг­рает информация об этих учреждениях.

Большинство пожилых людей имели к моменту по­ступления в дом-интернат элементарные сведения об этом учреждении, полученные из различных источников (от род­ственников и близких знакомых, врачей и работников орга­нов социальной защиты). Сведения носили формальный, а в ряде случаев — искаженный характер (представление о доме-интернате идентифицировалось с распорядком боль­ницы, с ежедневными обходами врачей, постоянным еже­дневным наблюдением среднего медперсонала). Представления о бытовом обслуживании, организации труда и до­суга были неполными. Недостаточная информация вызыва­ла и поддерживала повышенную тревожность и неуверенность в будущем у пожилых людей, что в свою очередь неблагоприятно сказывалось на последующей адаптации их к новым условиям.

Несмотря на то, что принятие решения о поступлении в дом-интернат было принято самостоятельно и сознательно, более половины пожилых людей, поступивших в приемно-карантинное отделение дома-интерната, до последне­го момента испытывали колебания и сомнения в правиль­ности сделанного шага. Эти колебания связаны с двумя мо тивами : боязнь перемен и незнание конкретных условий про­живания.

Роль социального работника во время пребывания пожилых людей в приемно-карантинном отделении дома- интерната состоит в том, чтобы разъяснить функции этого учреждения, ознакомить поступивших с распорядком дня с расположением бытовых служб и медицинских кабинетов, часами работы администрации и т. д.; провести беседу ознакомление с условиями жизни в доме-интернате пожи­лых людей, решивших поступить в эти учреждения, что во многом может снизить состояние неуверенности и тревожности [16;137].

Более полному информированию пожилых людей о доме-интернате уже с первых дней пребывания их в этом учреждении может способствовать наличие стенда с отражением основных разделов работы, альбома с фотографиями проживающих, их занятости, проведении досуга и во избежание полного разрыва с прежним привычным образом жизни. С целью осуществления возможности получения информации об общественной жизни в приемно-карантинном отделении обязательны радиоприемники (желатель­но с наушниками), телевизор, большие настенные часы с крупными цифрами, настенные календари, газеты. Реали­зация этих мероприятий делает еще более актуальной роль социального работника в доме-интернате и особенно на пер­вом этапе пребывания там пожилого человека.

После двухнедельного проживания в приемно-каран­тинном отделении происходит расселение лиц старших воз­растов по месту их основного проживания в доме-интерна­те. Этот этап характеризуется дополнительными эмоциональными нагрузками для пожилого человека. Перед ним встает проблема вынужденного приспособления к новым условиям с длительной перспективой. Поиск нового жиз­ненного стереотипа, вынужденное общение с незнакомы­ми, не всегда приятными людьми, строгая регламентация распорядка дня — все эти обстоятельства ведут к возник­новению кризиса первого месяца адаптации. Первые 3— 4 недели пребывания в доме-интернате, связанные с пере­водом на постоянное место жительства, наиболее трудные для пожилых людей. В этот период у 70% из них легко возникают простудные заболевания, обострения имеющей­ся хронической патологии. Эмоциональное состояние харак­теризуется появлением чувства безысходности происходя­щего.

Для успешной социально-психологической адаптации пожилого человека важным является его удачное "поселе­ние", т. е. размещение в отделении. При переводе пожило­го человека в отделение и поселении его в комнату с сосе­дями нередко возникают сложности совместного прожива­ния. Они могут быть связаны с понятием "скученности". Его психологическая сущность заключается в формировании представления о "своей" и "чужой" территории. Вторже­ние на "свою" территорию другого может вызвать острый стресс, проявляющийся резкими негативными эмоциональ­ными переживаниями.

Нежелательные последствия может вызвать поселение в одну комнату двух людей с выраженными лидерскими чертами. Известно, что при вынужденном тесном общении один из субъектов, как правило, принимает на себя роль ведо­мого. Для личности, имеющей склонность к лидированию, вариант постоянного пребывания в роли ведомого являет­ся чрезмерной психологической нагрузкой, которая может закончиться эмоциональным срывом.

В этот период особое значение начинает приобретать отношение персонала, которое ассоциируется с внешним миром. При невнимательном отношении со стороны сотрудников дома-интерната возможно усиление и фиксация на этих эмоциональных проявлениях, возникновение реакций дезадаптации с депрессивным фоном настроения.

Роль социального работника состоит в том, чтобы обеспечить адаптацию пожилого человека в новых условиях. Для этого необходимы сведения о характерологических осо­бенностях пожилого человека, наклонностях и интересах, установках и привычках. Выяснение этих обстоятельств важно и для создания микросоциальных групп, также преследующих цель улучшения социально-психологической адаптации лиц пожилого возраста.

Помимо изучения особенностей личности и других обстоятельств социальный работник может и должен научить пожилого человека общению, умению понимать человека более немощного, чем он сам, осмыслению ситуации совместного проживания и т. д.

В этих обстоятельствах социальный работник, обладая определенными знаниями и практическим опытом, высту­пает и как социальный психолог, и как социальный педагог. При этом социальный работник осуществляет контакты с врачом и медицинским персоналом, используя данные из истории болезни, о прошлой жизни пожилого человека, знакомится и с состоянием его здоровья, его возможностями к передвижению и степенью сохранности к самообслу­живанию.

Из приемно-карантинного отделения лица старших воз­растов должны попадать в спокойную, хорошо организо­ванную среду адаптационного воздействия, которая фор­мируется совместными усилиями врача, медсестры этажа, трудинструктора, культработника, библиотекаря. Каждый из этих специалистов должен понимать свои задачи по адап­тации пожилых людей к условиям дома-интерната.

К пожилому человеку, переведенному на постоянное место жительства из приемно-карантинного отделения, должно быть привлечено повышенное внимание всех со­трудников, которое поможет ему найти свое место в кол­лективе поживающих и ослабит негативное влияние, свя­занное с резкой сменой жизненного стереотипа и вызванно­го этим эмоционального перенапряжения[15;53].

Роль социального работника как специалиста, владею­щего основами знаний по геронтопсихологии, деонтологии и социальной педагогике, возрастает и в связи с необходи­мостью обучения персонала домов-интернатов в дифферен­цированном подходе к пожилым людям.

Через 6 месяцев пребывания в доме-интернате перед пожилыми людьми встает проблема окончательного реше­ния: проживать в доме-интернате постоянно или вернуть­ся к привычному окружению. В это время происходит кри­тическая оценка как условий дома-интерната, так и своих возможностей для адаптации к ним.

Обследование пожилых людей через 6 месяцев прожи­вания в доме-интернате показало, что их ожидания, свя­занные с поступлением в эти учреждения, в 40,4% не оп­равдались. Обстановка в доме-интернате воспринималась как более тяжелая по сравнению с их предварительными пред­ставлениями. Лишь 7,7% пожилых оценивали жизнь в доме-интернате выше своих ожиданий.

Основные причины недовольства связаны с плохой орга­низацией жизни в доме-интернате, невнимательным, фор­мальным отношением персонала, неблагоприятным психо­логическим климатом.

Положительная досугово-рекреационная установка, имеющаяся в приемно-карантинном отделении, не реализуется полностью. Это объясняется тем, что основной фор­мой организованного досуга является пассивное просуши­вание радиопередач (90,7%). Невозможность проведения пол­ноценного досуга вызывает у пожилых людей состояние неудовлетворенности. Общение пожилых людей в доме-интернате носит пассивный, ситуативный характер, круг об­щения пожилых людей ограничен персоналом и лицами, проживающими в доме-интернате.

Известно, что одной из причин эмоционального напря­жения может явиться слишком тесное принудительное общение людей [6]. Травмирующее воздействие в этом случае определяется тем, что сужение круга и углубление обще­ния быстрее исчерпывает информационную ценность каждого из членов группы, что в конечном счете приводит к напряжению и стремлению к изоляции.

На этом этапе важное значение приобретает так назы­ваемая терапия средой , которая включает создание благоприятного психологического микроклимата, сохранение целесообразной активности пожилых людей, предупреждение болезненных реакций. Эти цели достигаются органи­зацией комфортных бытовых условий, трудовой занятос­ти, содержательного досуга. Рационально организованная терапия средой способствует поддержанию психического тонуса, установлению и упрочнению межличностных отно­шений, наполнению жизни положительными эмоциями и осмысленным содержанием. Важность терапии средой ста­новится понятной, если иметь в виду обстановку дома-ин­терната, характеризующуюся ограничением социальных связей пожилых людей и контактов с внешним миром.

Названный этап, как и последующий период жизни в доме-интернате пожилых людей, для социального работника представляет широкое поле деятельности и ставит на разрешение совместно с психологом несколько задач :

♦ определение индивидуальных способов действий по разрешению конфликтных ситуаций;

♦ выработка индивидуальных психокоррекционных под­ходов;

♦ помощь в формировании нового жизненного стерео­типа;

♦ поддержание активных стратегий приспособления;

♦ формирование адекватных установок на среду;

♦ снятие негативных эмоциональных переживаний;

♦ формирование и вовлечение пожилых людей в раз­личные

микросоциальные группы;

♦ групповая психокоррекционная работа.

Для решения поставленных задач необходимо прове­дение экспериментально-психологического обследования пожилых людей с целью изучения особенностей ценностно-мотивационной сферы, самосознания, эмоционального реа­гирования на ситуацию, использование включенного наблю­дения за поведением и общением пожилых людей. Необхо­дима помощь и поддержка в проявлениях социальной актив­ности в различных видах деятельности пожилых людей в доме-интернате.

Индивидуальная психотерапевтическая работа должна быть направлена на формирование нового жизненного сте­реотипа, изменение оценочных характеристик, снятие эмо­ционального напряжения. Число занятий определяется ин­дивидуально[18;252].

Групповая психокоррекционная работа должна прово­диться с использованием дискуссионных групп, групп об­щения, тренинга умений, релаксационных групп.

Дискуссионные группы, как правило, не требуют спе­циального подбора слушателей. Целью ее является осозна­ние текущей ситуации, дискутирование вопросов "что по­могает нам жить?", "что мешает нам жить?".

Группы общения требуют предварительного отбора, желательно формировать их из лиц, не находящихся в меж­личностных конфликтах. Цель группы — сознательное отношение к чувствам своим и другого, осознание самого себя, развитие межличностного доверия.

Группа тренинга умений требует подбора лиц пожилого возраста с относительно сохранными сенсорными функциями. Возможны различные основы тренинга. Например, тренинг умения вести разговор. Цель — снижение тревожности, связанной с межличностным общением, возможность практики в коммуникативном умении. Возможна также организация групп репетиции поведения, групповое рисование, рисование с партнером и т. п.

Релаксационная группа не требует специального подбора лиц пожилого возраста. Цель — снятие напряжения. Классический вариант аутогенной тренировки 1-го уровня. При проведении ее со старыми людьми необходимо учитывать нарушения кожной чувствительности, в результате чего начальный этап, связанный с чувствованием своего тела, становится более длительным, требующим специаль­ных упражнений для формирования адекватных ощущений.

В работе с пожилыми людьми необходимо использовать все проводящиеся в интернате групповые занятия для формирования положительного эмоционального настроя.

Особое место должно быть отведено индивидуальной программе социально-психологической адаптации пожилого, проживающего в доме-интернате[18;362].

Она включает следующие разделы: тип занятости, вид деятельности, длительность, ответственный за проведение, сроки действия, эффективность. К типам занятости относятся: трудовая занятость, общественная занятость, досуг, общение, самообслуживание. Важным разделом является эффективность, которая отражает варианты сохранности, реализации трудовых навыков, сохранении социальной ак­тивности и межличностных связей, сохранность познавательных интересов, бытовой независимости и др.

Социально-психологическая адаптация пожилых людей как неотъемлемая часть их социальной реабилитации в домах-интернатах может рассматриваться как сложный про­цесс, в результате которого деформированная старением, множественной соматической патологией и стрессовой ситуацией личность приспосабливается и активно функцио­нирует в новых условиях существования. Длительность и результативность этого процесса определяется соотноше­нием личностных особенностей пожилых людей и своеобра­зием социального окружения.

При обсуждении проблемы социальной реабилитации лиц старших возрастов, пребывающих в домах-интернатах, необходимо иметь в виду одно обстоятельство — органи­зацию их занятости . При этом важно учитывать, что в жиз­недеятельности человека есть два важных фактора, опре­деляющих социальную направленность, — это движение и деятельность . Оба они взаимосвязаны непосредственно либо опосредованно и составляют основную сущность человечес­кого существования. Это особенно проявляется в пожилом возрасте, когда в связи с соматическими недугами, психо­логической перестройкой реализация движения и деятель­ности ограничивается.

Цель организации занятости пожилых людей — вос­становить, оживить, стимулировать затухающую деятель­ность и движение, что будет способствовать насыщению жизни осмысленным содержанием и продлению самой жизни.

Гиподинамия, малоподвижный образ жизни, сознатель­ный уход от деятельности, связанной с подвижностью, ин­теллектуальной и эмоциональной нагрузкой, отрицательно сказывается как на соматическом, так и на психологичес­ком статусе пожилого человека.

Теперь уже установлено, что психически и интеллек­туально активные люди, физически подвижные стареют гораздо медленнее. Происходит как бы обоюдный процесс: деятельность препятствует старению, а старение замедля­ется при наличии активного образа жизни.

В связи с этим при организации образа жизни, занято­сти пожилых людей в домах-интернатах целесообразно сме­стить акценты, рекомендовать терапию движением , трудо­вой занятостью, использование методов лечебной физкультуры, считать это альтернативой "покою", длительному сидению на диванах, креслах. Только движение с учетом соматического состояния позволит предупредить, облегчить, а может быть, и избавиться от старческих недугов, почув­ствовать радость бытия.

Особое место в социально-реабилитирующем воздей­ствии на лиц старших возрастов в домах-интернатах зани­мает трудовая терапия — специально организованный вид занятости с использованием научно обоснованных рекомен­даций с учетом соматического здоровья этой категории граж­дан, их интересов и желаний.

Трудовая деятельность пожилых людей является по­казателем активного образа жизни. Несмотря на ограничен­ные возможности, обусловленные состоянием здоровья либо возрастными недугами, сложившийся в течение жизни тру­довой стереотип сохраняется на долгое время. Нередко по­жилые люди и инвалиды, вынужденно находившиеся в осо­бых депривационных условиях, испытывают потребность выполнять какой-либо труд. Целесообразность участия по­жилых людей в трудовой деятельности основана на ряде научных положений:

♦ трудовая деятельность оказывает положительное воз­действие на психологическое состояние пожилого человека (осознание своей общественной значимости, самооценка своих физических возможностей, общение в процессе коллективного труда и др.);

♦ трудовая деятельность, связанная с движением, оказывает положительный эффект на сердечно-сосудистую деятельность, дыхательную систему, функции опорно-дви­гательного аппарата и другие физиологические процессы;

♦ трудовая деятельность является претворением активного образа жизни в пожилом возрасте.

Задача организаторов учреждений социальной защиты состоит в том, чтобы этот труд был не только необременительным. Важно, чтобы трудовая деятельность была полезной для здоровья пожилых людей, имела реабилитацион­ный характер воздействия.

Возможности осуществления трудовой деятельности, реализации активного образа жизни пожилых людей в до­мах-интернатах достаточные: в 80,1% учреждений созданы лечебно-трудовые мастерские (ЛТМ), в 85,7% учрежде­ний — подсобные хозяйства.

В ЛТМ преобладающим профилем является швейный, также широко представлены галантерейный и картонаж­ный. В меньшей мере имеются сапожный и столярный про­фили ЛТМ.

Из числа пожилых людей, способных к самообслужи­ванию, фактически принимают участие в трудовой деятельности 85,5%. Они выполняют работы по обслуживанию дома-интерната, работают в ЛТМ, на штатных должностях, за­няты в подсобном хозяйстве.

Из мероприятий по организации досуга наиболее час­то используются те, которые адресуются к пассивному вос­приятию: просмотр кинофильмов, присутствие на лекци­ях, концертах. Хотя эти мероприятия не побуждают пожи­лых людей к активной деятельности, они оказывают актив­ное эмоциональное воздействие: скрашивают досуг, дают тему для общения, в известной мере объединяют и приоб­щают к искусству.

В домах-интернатах осуществляются мероприятия по вовлечению пожилых людей в общественно-полезную, ак­тивную деятельность: дежурства у входа, у телефона, на жилых этажах, работа в культурно-бытовых комиссиях, участие в художественной самодеятельности.

С целью активизации пожилых людей, более широко­го вовлечения их в трудовую и общественно-полезную дея­тельность проводится санитарно-просветительная работа, пропаганда важности и необходимости сохранения активно­го образа жизни.

При подходе к решению вопросов занятости граждан пожилого и старческого возраста в домах-интернатах важным положением является необходимость дифференциации контингента, в основу которой положена способность к социальной активности. В соответствии с этим критерием выделено пять групп .

Первая группа, в которую входит 8,8% проживающих в домах-интернатах лиц пожилого возраста, представлена теми, кто сохранил трудовые и профессиональные навыки и потребность осуществлять трудовую деятельность. Для этой категории лиц подбираются виды труда, близкие к их профессиональным интересам и наклонностям. Из них фор­мируются работники на штатные должности, группы по­мощников библиотекаря, культработника, на них возлагаются ответственные обязанности (бригадиров, контролеров в ЛТМ и т. д.).

При организации трудовой деятельности этой категории пожилых людей целесообразно формирование малых групп, объединенных общностью интересов и взаимных эмо­циональных привязанностей. Со временем межличностные отношения приобретают устойчивость, способствуют эмо­циональной стабилизации пожилых людей и, следовательно, адаптации в условиях дома-интерната. Нередко эти группы формируются стихийно, без вмешательства персо­нала и, будучи основанными на эмоциональных привязанностях, функционируют длительное время.

Вторая группа (23,5%) образуется из пожилых людей, для которых трудовая деятельность психологически менее значима и в связи с этим вовлечение их в систематический труд представляется затруднительным. Наряду с санитарно-просветительской работой по разъяснению пользы трудовой деятельности практикуются эпизодические пору­чения (уборка помещений, помощь медицинскому персона­лу, дежурства и т. д.).

Преобладающей формой социальной активности лиц этой группы является общение и проведение досуга. Межлично­стные отношения их складываются чаще стихийно и основываются на таких факторах, как совместное проживание, оказание друг другу бытовых услуг и т. д. Из этой катего­рии лиц рекомендуется выбирать помощников по осуще­ствлению общественно-полезной деятельности, поддержа­нию связей между пожилыми людьми.

Третью группу (12,4%) составляют лица, активность которых ограничена осуществлением самообслуживания. Их деятельность основана на осознанном уходе от обществен­но полезного труда: сосредоточена на собственном благопо­лучии, направлена на поддержание и сохранение своего здоровья. Общение, как один из видов деятельности пожи­лых людей для данной группы лиц, ограничено кругом со­седей по комнате и необходимостью контактов с персона­лом, досуг сужен до использования чтения, просмотра те­левизионных передач.

В целях активизации образа жизни лиц, относящихся к третьей группе, рекомендуется проведение лечебно-ак­тивизирующих мероприятий (дозированные прогулки, ле­чебная гимнастика, спортивные занятия в зале и на откры­тых площадках и т. д.). Им поручается уход за цветами на этажах, рукоделие, изготовление легких деталей в ЛТМ.

Четвертая группа (30,6%) представлена лицами, для которых характерно отсутствие какой-либо целенаправ­ленной деятельности. Эпизодически осуществляемая дея­тельность по самообслуживанию основана на удовлетворе­нии их витальных потребностей. Круг общения сужен, ин­терес к окружающему ослаблен.

В отношении этой группы лиц отпадает необходимость в организации активирующих мероприятий. Здесь больше выступает необходимость организации медицинского ухо­да, поддержание элементарных навыков самообслуживания (одевание, умывание, причесывание и др.).

Пятая группа (24,7%) состоит из лиц, ослабленных фи­зически, пребывающих на постельном режиме и нуждаю­щихся в постороннем уходе. Они безучастны к окружающе­му, неразборчивы в удовлетворении витальных потребнос­тей.

Все мероприятия по отношению к этой группе лиц сво­дятся к организации медицинского ухода для поддержания жизнедеятельности.

С учетом дифференциации контингента лишь в первых трех группах возможно активное реабилитационное воз­действие с использованием индивидуальных программ, в котором наиболее оптимальным является выбор терапии занятостью и воздействия средой.

По отношению к лицам пожилого возраста, находя­щимся в домах-интернатах, рекомендовано введение, диф­ ференцированных реабилитационных режимов :

♦ режим общественно-трудовой занятости направлен
на поддержание личной активности пожилых людей, способствует реализации их интересов, знаний, установок, потребности в общении и т. д.;

♦ лечебно-активирующий режим направлен на поддержание полезных навыков и умений, на оживление общения и сохранение бытовой адаптации;

♦ лечебно-охранительный режим способствует сохранению функциональных способностей, поддержанию физи­ологических функций.

Указанные режимы находятся в соответствии с уров­нем, активности пожилых людей, что позволяет адекватно направить усилия персонала на организацию социально-пси­хологической адаптации пожилых людей.

Социальная реабилитация пожилых людей в домах-ин­тернатах в известной мере связана с вопросами оснащения этих учреждений техническими средствами реабилитации и соответствующим оборудованием[17;172].

Все технические средства и оборудование в домах-ин­тернатах используются в двух направлениях:

♦ средства для самих пользователей с целью реабили­тации, восстановления (компенсации) функций и относитель­но независимого существования;

♦ средства и оборудование, используемые для быто­вого обслуживания и медицинского ухода, облегчающие
труд персонала.

Первая группа средств, имеющих истинно реабилита­ционное назначение, включает:

♦ специальные устройства, направленные на самостоятельное выполнение санитарно-гигиенических и бытовых
навыков;

♦ средства, облегчающие передвижение;

♦ средства, способствующие участию в трудовой деятельности;

♦ приспособления, используемые для общения;

♦ средства, обеспечивающие проведение досуга.
Ситуация в стационарных учреждениях социального обслуживания сложилась к настоящему времени следую­щим образом: все учреждения обеспечены мягкой мебелью (диваны, кресла современного стиля), что располагает к покою, отдыху, а следовательно, к малоподвижному обра­зу жизни, что с психофизиологических позиций не может быть признано полезным в преклонном возрасте. Подобного рода образ жизни способствует угасанию психической дея­тельности, ослаблению физического здоровья.

С целью создания физически действенной среды, спо­собствующей социально-реабилитационным целям в отно­шении пожилых и старых людей, необходимо более пол­ное оснащение реабилитационным оборудованием кабине­тов лечебной физкультуры, комнат трудовой занятости, создание помещений для активного досуга.

2. Психологические вопросы и проблемы в институциональном уходе

2.1 Проблемы психосоциальной помощи пожилым в доме-интернате

Поступление в дом-интернат пожилого человека — специально организованное мероприятие социальной помощи пожилым. По­добное решение человек принимает под влиянием как объектив­ ных, так и субъективных причин [15;24]. Это имеет отношение к пожилым людям, живущим одиноко или в семье родственников. Решение поселиться в доме-интернате пожилой человек принимает, столк­нувшись с затруднениями при обслуживании самого себя. В од­ном случае это результат альтруистической установки пожилого человека предоставить возможность молодым членам семьи осво­бодиться от тягот, связанных с уходом, в другом — это следствие несложившихся отношений с родственниками и т.д. Боязнь еще большей физической слабости, возможных болезней способству­ет принятию подобного решения. Субъективное отношение к оцен­ке своего физического и материального состояния, личные установ­ки на выполнение чисто хозяйственных бытовых дел, различное от­ношение к одиночеству определяют тот факт, что состав домов-ин­тернатов оказывается крайне различным. Однако в определенной своей части он представлен пожилыми людьми, которые в состоя­нии самостоятельно обслужить себя и обладают достаточным физи­ческим здоровьем.

В широком смысле все эти пожилые люди — резиденты домов-интернатов — оказались неспособными адаптироваться к новым ус­ловиям жизни и избрали институциональную социальную помощь и опеку как новый образ жизни.

Все исследователи отмечают, что поступление в дом-интернат, изменение привычной жизнедеятельности является критическим моментом в жизни пожилого человека. Непредвиденные ситуации, новые люди, непривычная обстановка, неясность социального ста­туса — эти жизненные обстоятельства заставляют человека приспо­сабливаться не только к внешнему окружению, но и реагировать на изменения, происходящие в нем. Перед пожилыми людьми встает вопрос оценки себя, своих возможностей в изменившейся ситуации. Как отмечают многие авторы, процесс перестройки личности про­исходит очень болезненно и сложно.

Переезд в дом-интернат ведет к резкому изменению привычных способов адаптации, что наряду с социальной изоляцией увеличи­вает риск возникновения различных заболеваний и даже смертель­ных исходов у пожилых людей [6].

Часто решение о переезде принимается во время кризиса, напри­мер, после того, как пожилой человек попадает в больницу, или во время эмоционального стресса, который человек испытывает в со­стоянии горя или тяжелой потери. Поэтому не вызывают удивле­ния результаты исследований, согласно которым большинство по­жилых людей не планировали переезжать в стационары, а затем смирились с такой необходимостью.

Процесс перехода на постоянное социальное и медицинское об­служивание обесценивает взгляды пожилых людей. Они рассмат­ривают его как свою неспособность справляться со своей жизнью, они становятся в своих глазах людьми, чья компетентность не вну­шает доверия. Тем самым, как отмечает Т. Бут ( Booth ), они вынуж­дены играть роль, которая приписывается им этим институтом: учиться приспосабливать свое поведение к формальной рутине по­вседневной жизни и соответствовать всем ожиданиям обслужива­ющего персонала стационаров. Безразличие и покорность, стиму­лируемые жизнью в стационарах, ведут к уступчивости пожилых людей, о которой они не задумываются. Недостаток возможностей для выражения индивидуального выбора или личной ответствен­ности в своей жизни ведет к тому, что проживающие в домах-интер­натах становятся инертными и беспомощными, их навыки и уме­ния атрофируются. Например, проведенное исследование показа­ло, что уже через месяц после поступления в дома-интернаты умень­шилось число пожилых людей с двигательной активностью в пол­ном объеме (с 39,1 до 28,9%) и увеличилось число тех, кто стал пе­редвигаться только в пределах своей комнаты (с 9,6 до 13,8%).

Другой негативный фактор — это зависимость от обслуживаю­щего персонала. Она вызывает страх «возмездия» за возможные выражения недовольства или жалобы со стороны пожилых, за то, что нормальную критику сочтут похожей на черную неблагодар­ность. Очень трудно пожилым людям решиться высказать жало­бу, если они не имеют никакого выбора. Поэтому, у пожилых людей существу­ет тенденция давать высокую оценку удовлетворенности букваль­но по всем пунктам во время опросов. [6].

В настоящее время пожилые люди обычно не имеют представле­ния о том, что их ожидает после переезда в стационар, кроме случа­ев, если у них имеется возможность сравнить качество ухода в не­скольких домах. Убежденность и вера в то, что они, переехав в дом-интернат, больше не имеют прав, и их явная пассивность провоци­руются замкнутостью стационарной жизни. Поэтому возникают сле­дующие вопросы.

1.Насколько корректно подготовлены отчеты, вопросники иссле­дования удовлетворенности резидентов домов-интернатов, если там широко распространены скука, одиночество, фрустрация?

2.Если жизнь в домах-интернатах влечет аттитюды покорно­сти, может ли мнение резидента об удовлетворенности своей жи­знью там быть правдивым изложением его реальных чувств и ощу­щений?

Таким образом, прогресс в секторе институционального ухода будет зависеть от того, насколько резиденты могут свободно выра­жать свое собственное мнение. Когда они избавлены от зависимо­сти от обслуживающего персонала, то имеют больше свободы в действиях, их бессилие и ранимость не подвержены столь суровым ис­пытаниям, они не уступают мнениям тех, кто принимает решения за них. В связи с этим возникает проблема — будет ли обслуживаю­щий персонал относиться с доверием и уважением к резидентам, если те говорят все то, что чувствуют и думают.

Все вышесказанное позволяет выделить психологические вопро­ сы и проблемы в институциональном уходе и обозначить пути их решения.

Вопросы

Проблемы

Решения

Как принять

Внезапность

Время

тяжелую потерю?

Нет альтернатив

Дать возможность горе-

вать, осуществить работу

по преодолению горя

Как оставаться

Одинаковое обраще-

Индивидуальный уход

самим собой?

ние со всеми пациен-

тами

Массовое лечение

Внимательно выслуши-

вать

Отсутствие собствен-

Позволять иметь

ного места

собственные вещи

Как сохранить

Большая зависи-

Поощрять самостоятель-

контроль над

мость

ность

жизнью?

Нет возможности

Давать возможность

выбора

высказаться, делать выбор

Как подтверждать

Отсутствие активно-

Поощрять активность по

ценности и цели

сти

интересам

в жизни?

Недостаток контак-

Поощрять семейные ви-

тов

зиты

Создавать сообщество

Культурные и религиоз-

ные взаимодействия

Пути решения должны учитывать принципы, базирующиеся на мониторинге качества обслуживания, что даст возможность обеспечить участие пожилых людей в своем социальном обслужива­нии:

принцип активности — фокусирует внимание на позитивных ка­чествах и компетентности старых людей, а не только на их инва­лидности и формах дискриминации из-за возраста;

принцип приспособления фокусируется на утверждении спо­собностей пожилых людей справляться с трудностями и создавать им для этого возможности;

принцип независимости — удовлетворение потребностей пожи­лых людей таким образом, чтобы у них оставался контроль над сво­ей жизнью.

Исследования, проведенные с целью изучения обращения с по­жилыми людьми в домах-интернатах и больницах, позволили вы­делить типичные ошибки в поведении персонала, ухудшающие со­стояние пожилых пациентов:

- манипулирование ложью вместо того, чтобы честно рассказать пациентам об их болезни;

- выполнение какой-либо работы за пожилых из-за их медлитель­ности вместо того, чтобы предоставить им возможность делать это самим;

- сюсюканье, использование детского языка, обращение с пожилыми как с малолетними;

- постоянное напоминание и обвинение, что они невыносимы;

- игнорирование, холодность в обращении вместо того, чтобы адек­ватно реагировать.

2.2 Практическое решение психосоциальных проблем

Р.Вуд ( Wood ) выделил следующие виды поддержки пожилых людей, страдающих от деменции: стимуляция и активность; оккупационная терапия; музыка; домашние животные; мультисенсорная стимуляция; работа с воспоминаниями; ориентация в реальности (ОР); терапия подтверждением.

Рассмотрим некоторые из этих видов. Например, поговорим о пользе домашних животных для пожилых людей. Но оказывается, что даже просто наблюдение за аквариумными рыбка­ми способствует снятию стресса у пожилых людей.

Для этого применялся контролирующий эксперимент: первая группа рассматривала рыбок в аквариуме; вторая группа смотрела видеозапись рыбок в аквариуме; третьи группа смотрела видеозапись иного содержания, Испытуемые всех трех групп указали, что испытали релаксацию. Однако результаты показали, что только у испытуемых первой груп­пы снизилась частота пульса, понизилось мышечное напряжение, возросла температура кожи. Это дает возможность практического использования этого метода для пожилых, страдающих от деменции.

Программа «Ориентация в реальности» (ОР) является наибо­лее широко используемой терапией для пожилых людей, страдаю­щих разными формами слабоумия. Цель проведения такой программы — уменьшение дезориентации и улучшение повседневного функ­ционирования пожилых больных. В 1858 г. доктор Джемс Фулсон выдвинул теорию «Активной программы, ориентирован­ной на помощь» для пожилых пациентов в Ветеранском административном госпитале в г. Торек (Канзас, США). В 1966 г. Фулсон и Таулби опубликовали свои методы по этой программе, и ОР стала практиковаться в США.

Существует два основных типа ОР — 24-часовой (24ОР — неформальный) и классный (ОР — формальный). В первом случае медицинская сестра в течение длительного времени находится с пациентом, обеспечивая его комментариями и объясняя время, ме сто и т.п. Например, вместо простого объявления «Время обеда» рекомендуется говорить: «Сейчас 14.00, и это время обеда. Мы пойдем и возьмем что-нибудь поесть». По мнению авторов, такая фор­ма поведения персонала будет способствовать структурированию окружающей среды пожилым, страдающим от деменции.

Классный ОР может быть использован как дополнение к 24ОР. Это более интенсивный способ работы с пациентами, которые имеют схожие уровни дезориентации. В этом случае формируются небольшие группы (от трех до восьми человек), каждая из которых работает под руководством инструктора, имеющего соответствующую подготовку.

Классный ОР имеет пять ключевых компонентов:

1) атмосфера — доброжелательная;

2) изучение имен — в начале занятий инструктор и каждый член группы должен быть представлен;

3) ориентация во времени и месте — инструктор предлагает завершить предложения, например: «Сегодня день…месяц... год… » и т.д.;

4)награда и уменьшение фрустрации, вербальное признание успеха, а также ободрение невербальными средствами поддерживает доброжелательную атмосферу группы;

5) увеличение активности в классе — стимуляция членов группы для участия в дискуссии по интересам, актуальным новостям и т.д.

Классный ОР должен проходить каждый день и в одно и то же время. ОР может использоваться в самых разных обстановках, та­ких как больницы длительного пребывания, дома для престарелых, центры дневного пребывания; важно, чтобы это были привычные места для пациентов.

Программы ОР существуют как помощь дезориентированным пожилым, однако они требуют дополнительных исследований по улучшению их эффективности.

Метод ориентации в реальности и терапия подтверждением яв­ляются контрастными, противоположными методами. Например, пожилая женщина, больная деменцией, утром встает и говорит, что она (бывшая учительница) должна идти в класс, ее ждут ученики. В первом случае, применяя ОР, ей разъясняют, что она находится в доме-интернате, что сегодня такой-то день недели, она больше не работает и т.д. Во втором случае, действуя методами терапии под­тверждением, учитывается, что эта пожилая женщина хочет сохра­нить свою идентичность как учитель. Поэтому ее можно расспро­сить о профессии учителя, о ее опыте и т. д., чтобы она получила удовлетворение. Иногда бывает, что всплывает травматический опыт, с которым справиться очень сложно, но и с такими случаями можно и нужно работать.

Для психосоциальной адаптации пожилых в условиях дома-интерната можно использовать следующие упражнения:

Слушание

Цель. Это упражнение дает участникам возможность познакомиться друг с другом ближе, поделившись своими мыслями и чувствами с группой. Кроме того, оно позволяет каждому получить практику в эмпатическом слушании и способствует возникновению сильных эмоциональных связей между участниками и сплочению группы.

Необходимое время. 1,5 часа

Материалы. Не требуются.

Подготовка. Руководитель должен иметь опыт работы с психокоррекциоными группами.

Процедура. Группа разбивается на подгруппы по 6-8 человек одного пола. Мужчины и женщины выполняют упражнение по очереди. За происходящим каждый раз наблюдает противоположный пол. Участники подгруппы окружают того из них, кто в течение 10 минут будет находиться в центре их внимания. Тот, кто находиться в центре, рассказывает, что значит для него быть «мужчиной среди мужчин» или «женщиной среди женщин». Остальные участники только слушают его – очень внимательно, не разговаривая между собой и никак его не прерывая. Говорить надо как можно дольше. При отсутствии желания полностью использовать отведенные 10 минут говорящий должен по-прежнему находиться в центре внимания группы в течение всего оставшегося времени. По истечении десяти минут следует вернуться в круг остальных участников. Таким образом в центре внимания группы по очереди оказываются все ее участники.

Это очень сильнодействующее упражнение. Во-первых, редко кому случается иметь в своем распоряжении все внимание других в течение 10 минут подряд. Такое внимание позволяет людям глубже проникать в собственные чувства. Кроме того, тема проявления мужского и женского начала в межличностных отношениях актуальна и значима практически для всех. При обсуждении этих вопросов участники группы все чаще начинают открывать друг перед другом прежде скрывающиеся ими аспекты личности. Эта тема может разбудить в группе сильные чувства мужской и женской солидарности, а конфликт между ними можно будет разрешить позже на общегрупповом уровне. Тематика обсуждений может быть самой разнообразной.

Отображение

Цель. Отображение является отличным упражнением, способствующим осознанию тела, расширению двигательной активности и углублению эмпатии в межличностных отношениях. Оно позволяет получить и опыт ведомого, и опыт ведущего.

Необходимое время. 15 минут.

Материалы. Не требуются.

Процедура. Группа разбивается на пары. В каждой паре один играет роль ведомого, а другой – ведущего.

В каждой паре участники встают друг против друга и устанавливают зрительный контакт. Ведущий начинает совершать медленные и грациозные движения руками, ногами, головой, торсом. При этом ему надо осознавать как собственное тело, так и собственные эмоции и довериться своему телу. Во время упражнения надо сохранять зрительный контакт с партнером и осознание его действий.

Ведомый, словно зеркало, отражает все движения ведущего, делая те же движения, что и он, и делая их одновременно с ним. Например, если ведущий протягивает свою правую руку, ведомый потягивает свою левую руку. Ведомый следует за ведущим и в том, куда он движется, и в том, как он движется. При этом не надо ни о чем задумываться, пусть тело движется само, а сознание переживает опыт следования за другим. Примерно через пять минут ведомый и ведущий меняются ролями. Еще через пять минут они отводят некоторое время на то, чтобы поделиться своими впечатлениями.

Заключение

Поступление в дом-интернат, изменение привычной жизнедеятельности является критическим моментом в жизни пожилого человека. Непредвиденные ситуации, новые люди, непривычная обстановка, неясность социального статуса – эти жизненные обстоятельства заставляют человека не только приспосабливаться к внешнему окружению, но и реагировать на изменения, происходящие в них самих. Перед пожилыми людьми встает вопрос в оценке себя, своих возможностей в изменившейся ситуации. Процесс перестройки личности происходит очень болезненно и сложно. Одним из главных свойств стареющих людей является психологическая уязвимость и нарастающая неспособность справляться с различными стрессами. Поэтому пожилые люди отличаются особой чувствительностью к проявлению внимания, морально-психологической поддержке.

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

- главной фор­мой социального попечительства над пожилыми людьми, неспособными в полной мере (или вообще) осуществлять свои права и выполнять свои обязанности по состоянию здоровья, является функционирование системы домов-интернатов;

- для того чтобы работать с пожилыми людьми, нужно знать их социальное положение (в прошлом и настоящем) особенности психики, материальные и духовные потребности, и в этой работе опираться на науку, данные социологических, социально-психологических, социально-экономических и других видов исследований;

- особое место должно быть отведено индивидуальной программе социально-психологической адаптации пожилого, проживающего в доме-интернате;

- групповая психокоррекционная работа должна прово­диться с использованием дискуссионных групп, групп об­щения, тренинга умений, релаксационных групп;

- цель организации занятости пожилых людей — вос­становить, оживить, стимулировать затухающую деятель­ность и движение, что будет способствовать насыщению жизни осмысленным содержанием и продлению самой жизни;

- при соответствующем отношении к пожилым людям со стороны государства, общественных и других объединений и организации общества в целом их жизнь может быть достаточно полноценной.

Гиподинамия, малоподвижный образ жизни, сознательный уход от деятельности, связанной с подвижностью, интеллектуальной и эмоциональной нагрузкой, отрицательно называется как на соматическом, так и на психологическом статусе пожилого человека. Теперь уже установлено, что психически и интеллектуально активные люди, физически подвижные стареют гораздо медленнее. Происходит как бы обоюдный процесс: деятельность препятствует старению, а старение замедлятся при наличии активного образа жизни.

В связи с этим при организации образа жизни, занятости пожилых людей в домах-интернатах целесообразно сметать акценты, рекомендовать терапию движением, трудовой занятостью, использование методов лечебной физкультуры.

Список литературы

1. Федеральный Закон РФ от 02.08.95г. №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста»

2. Конституционное право Российской Федерации:учеб. для вузов.- 6-е изд. изм. и доп. - М.:Норма, 2007.С.80.

3. Дементьева Н.Ф., Поднебесная Е.Б., Подкорытов А.В. «Социальное поле» и «личное пространство» как факторы адаптации пожилых людей в домах-интернатах. // Пожилые люди: социальная политика и развитие социальных услуг. Вып. 4. Гос НИИ семьи и брака. Составители Дигаева Н.С., Сабитова Г.В. - М. 2003, С.77-79.

4. Дементьева Н.Ф., Шаталова Е.Ю. Социально-психо­логическая адаптация лиц старших возрастов в начальный период пребывания в домах-интернатах. /Методич. реко­менд. - М., 1992, 18 с. (ЦИЭТИН).

5. Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издат. центр «Академия», 2002. - 288 с.

6. Лернер А. Негативная адаптация (по материалам качественного исследования) //Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - №3, 2000. - С.39-41.

7. Основы социальной работы / Отв. ред. П.Д. Павленок - М.: ИНФРА -М, 2001. … 22. Теория и методика социальной работы / Под ред. П. Д. Павленка – М., 1995.

8. Психология социальной работы: Учебное пособие /О.В.Александрова, О.Н.Боголюбова, Н.Л.Васильева и др.; под общ. ред. М.А.Гулиной. – СПб.: Питер, 2004. – 351 с.

9. Поднебесная Е.Б. Некоторые вопросы адаптации пожилых людей к условиям дома-интерната. // Материалы Российской научно-практической конференции «Медико-социальная помощь пожилым людям». - М.: ФЦЭРИ, 2002, С.154-156.

10. Поднебесная Е.Б. Пожилые люди в интернате // Психология зрелости и старения, № 1 (25), весна - 2004г., с. 50-65.

11. Психотерапия / Под ред. Б.Д. Карвасарского.- СПб: Издательство «Питер», -544с.- (Серия «Национальная медицинская библиотека») 15. Руководство по психиатрии / Под ред. А.В. Снежневского.- М.: Медицина, 1983, Т.1-2.

12. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. – М.: Прогресс, 1993. … Психология человека: введение в психологию субъективности. – М.: Школа-Пресс, 1995. – 384 с.

13. Социальная работа / Под общей ред. проф. В.И. Курбатова. Серия "Учебники, учебные пособия". - Р-н/Д:[1] "Феникс", 2000. - 576 с

14. Социальная работа: теория и практика: Учеб.пособие/ Отв.ред Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 427 с

15. Фролов Ю.И., Дементьева Н.Ф., Поднебесная Е.Б. Проблема психологической адаптации пожилых людей в домах-интернатах. //Материалы VI Международной научно-практической конференции «Пожилой больной. Качество жизни», Клиническая геронтология., Том 7, № 10. 2001, С.82.

16. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002. - 296с.

17. Холостова, Е.И. Социальная реабилитация: учеб. пособие /Е.И. Холостова, Н.Ф.Дементьева.-3-е изд. М.: Дашков и Ко, 2005.-340с

18. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи [Текст] / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – 3-е изд. – СПб.: Питер,2002. – 656с