Реферат: Трансакционный анализ. Сценарии игр

Название: Трансакционный анализ. Сценарии игр
Раздел: Рефераты по психологии
Тип: реферат

Содержание:

Введение………………………………………………………………...3

1. Трансакционный анализ…………………………………………..5

1.1. Структурный анализ……………………………………………6

1.2. Анализ трансакций……………………………………………...9

2. Сценарии игр……………………………………………………….11

2.1. Сценарий Победителя………………………………………....12

2.2.Сценарий Побежденного (Жертвы)…………………………..13

2.3. Сценарий Не-победителя……………………………………...14

3. Сценарные послания………………………………………………15

Заключение…………………………………………………………….18

Список используемой литературы………………………………….19

Введение.

Трансакционный анализ(ТА) - направление психологии, рассматривающее развитие личности и общение как становление и взаимодействие соподчиненных уровней организации индивидуальной психики. Транзактный анализ как психотерапевтический метод был разработан в 50-х годах XX в. американским психологом и психиатром Эриком Берном, который опирался на представления З.Фрейда о структуре личности.

Берн утверждал, что им осуществлена адаптация психоанализа с целью его более широкого и эффективного использования. Своей заслугой он также считал перевод изощренной психоаналитической терминологии на доступный житейский язык. Критикам его подхода это дало повод утверждать, что транзактный анализ по существу является лишь популярной версией психоанализа. Ряд положений транзактного анализа действительно перекликается с постулатами Фрейда, но у ТА существуют и специфические черты, позволяющие рассматривать его как самостоятельное направление психологической теории и практики.

Автор теории ТА рассматривал сценарий как подсознательный план жизни, с помощью которого люди структурируют свое время. Сценарии определяют судьбы людей, в частности подход к отношениям и задачам. Берн считал, что в основе сценариев обычно лежат непосредственные, как у детей иллюзии, которые могут сохраняться на протяжении всей жизни.

Транзактный анализ достаточно легко был ассимилирован отечественной психотерапевтической практикой. Он представляет собой весьма интенсивно развивающееся направление в психотерапии и консультировании.

Вопрос о принадлежности к определенной психотерапевтической школе до сих пор остается дискуссионным, т.к. его относят и к психоаналитическому направлению и к гуманистическому и к когнитивному.

С точки зрения современного транзактного анализа, развитие жизненного сценария представляет собой иерархию, где психологические игры Берна являются только и уже завершением процесса создания сценария, как бы вершиной айсберга, основание которого уходит в историю развития ребенка, в историю его жизненного опыта.

1. Трансакционный анализ.

Согласно доктору Берну, его теория возникла, когда он наблюдал изменения в поведении пациента, происходящие в нем при попадании в центр его внимания новых стимулов, таких как слова, жесты, звуки. Эти изменения включали в себя выражение лица, интонации голоса, структуру речи, телодвижения, мимику, позу и манеру держать себя. Это происходило так, словно внутри личности было несколько различных людей. Временами та или другая из этих внутренних личностей, по-видимому, управляла всей личностью пациента.

Он заметил, что эти различные внутренние я по-разному взаимодействуют с другими людьми и что эти взаимодействия (трансакции) могут быть проанализированы. Доктор Берн понял, что некоторые трансакции имеют скрытые мотивы и личность использует их как способ манипуляции другими в психологических играх и вымогательствах.

Первоначально ТА развивался как психотерапевтический метод. Его предпочтительно применяют в группах. Группа служит окружением, в котором люди могут лучше осознать себя, структуру своей личности, то, как они взаимодействуют с другими, игры, в которые они играют, и сценарии, которым они следуют. Такое осознание позволяет более ясно понять себя, с тем чтобы человек смог изменить или усилить в себе то, что он хочет.

Трансакционный анализ эффективно применяется не только в психотерапии, он так же представляет метод, вызывающий размышления о возможностях человеческого поведения, который большинство людей может понять и использовать. Этот метод предпочитает использование прямых, простых и даже разговорных слов использованию психологических научных терминов. Например, основные стороны личности называются в ТА состояниями я - Родитель, Взрослый и Ребенок.

Трансакционный анализ- это рациональный метод понимания поведения, основанный на заключении, что каждый человек может научиться доверять себе, думать за себя, принимать самостоятельные решения и открыто выражать свои чувства. Его принципы могут применятся на работе, дома, в школе, с соседями- везде, где люди имеют дело с людьми.

Берн говорит, что важной целью ТА является установление «возможно более открытых и подлинных взаимодействий между эмоциональными и интеллектуальными компонентами личности». Когда это происходит, личность способна использовать как свои эмоции, так и свой интеллект, а не только одно за счет другого.

ТА содержит в себе четыре вида анализа:

- структурный анализ: анализ отдельной личности;

- анализ трансакций: анализ того, как поступают люди и что говорят друг другу;

- анализ игр: анализ скрытых трансакций, ведущих к расплате;

- анализ сценария: анализ индивидуального жизненного сценария, которому люди невольно следуют.

1.1. Структурный анализ.

Структурный анализ является единым методом ответа на вопросы: кто я? Почему я поступаю именно так? Это метод анализа мыслей, чувств и поведения человека, основанный на изучении состояний его я .

Берн определяет состояние я как «устойчивый тип восприятия и переживаний, связанный с соответствующим устойчивым типом поведения».

Переживания личности записываются в мозгу и в нервных клетках. Они включают в себя все переживания детства, все перенятое у родителей, восприятия событий и чувств, связанных с происшедшими событиями, и искажения, привнесенные в воспоминания. Эти записи хранятся подобно записям на магнитной ленте. Их можно воспроизвести, а события вспомнить и даже пережить заново.

Каждая личность имеет три состояния я, которые являются отдельными и особыми источниками поведения: состояние я Родителя, состояние я Взрослого и состояние я Ребенка. И это не абстрактные понятия, а реальность.

Состояние я Родителя содержит установки и поведение, перенятые извне, в первую очередь от родителей. Внешне они часто выражаются в предубеждениях, критическом и заботливом поведении по отношению к другим. Внутренне они переживаются как старые родительские назидания, которые продолжают влиять на нашего внутреннего Ребенка.

Состояние я Взрослого не зависит от возраста личности. Оно ориентировано на восприятие текущей реальности и на получение объективной информации. Оно является организованным, хорошо приспособленным, находчивым и действует, изучая реальность, оценивая свои возможности и спокойно рассчитывая.

Состояние я Ребенка содержит все побуждения, которые возникают у ребенка естественным образом. Оно также содержит запись ранних детских переживаний, реакций и позиций в отношении себя и других. Оно выражается как "старое" (архаическое) поведение детства.

Когда Вы действуете, чувствуете, думаете подобно тому, как это делали ваши родители, Вы находитесь в состоянии я Родителя.

Когда Вы имеете дело с текущей реальностью, накоплением фактов, их объективной оценкой, Вы находитесь в состоянии я Взрослого.

Когда Вы чувствуете и ведете себя подобно тому, как Вы делали это в детстве, Вы находитесь в состоянии я Ребенка.

В соответствии со структурным анализом личность может реагировать на определенное воздействие совершенно различным образом из каждого состояния своего я ; иногда эти состояния я находятся в согласии, иногда в конфликте.

Люди, находясь в каждом состоянии я , могут по-разному чувствовать, обонять, осязать, говорить, слушать, смотреть и вести себя. Каждое состояние я имеет свою собственную программу. Некоторые люди из одного состояния я откликаются чаще, чем из других. Например, те, которые откликаются чаще из состояния Родителя, видят мир глазами своих родителей. В этом случае их способности воспринимать этот мир снижены или искажены.

После рождения ребенка его восприятие сосредоточено на личных потребностях и комфорте. Младенец стремится избегать болезненных ощущений и реагирует на все на уровне чувств. Почти сразу же появляется уникальное состояние я Ребенка. (Надо отметить, что влияние на состояние я Ребенка внутриутробного периода еще не исследовано.)

Следующим развивается состояние я Родителя. Часто оно впервые наблюдается, когда маленький ребенок играет в родителей, подражая их поведению. Одни родители бывают огорчены, увидев себя со стороны в игре ребенка. Других это, наоборот, радует.

Состояние я Взрослого развивается по мере того, как ребенок старается осмыслить окружающий мир и начинает понимать, что людьми можно манипулировать.

Любая ситуация может активизировать определенное состояние Я, различные состояния Я могут соперничать между собой.

Среди двух взрослых один "ребенок" может пытаться быть "родителем" или "старшим" для другого "ребенка".

1.2. Анализ трансакций .

Когда один человек встречает другого улыбкой, кивком головы, хмурым взглядом, устным приветствием и та, на языке ТА это называется контактом.

Два или более контактов составляют трансакцию. Все трансакции можно разделить на дополнительные, пересекающиеся и скрытые.

Дополнительная трансакция происходит в тех случаях, когда на сообщение, посланное из определенного состояния Я, личность получает ожидаемый отклик из определенного состояния Я другой личности. Берн определяет дополнительную трансакцию как «соответствующую и ожидаемую, отвечающую здоровым человеческим отношениям».

Дополнительные трансакции могут происходить между любыми двумя состояниями я ; Например, два человека могут взаимодействовать как Родитель– Родитель, когда сожалеют о своих детях, покинувших родной дом.

Взрослый – Взрослый при решении каких-либо проблем; как Ребенок – Ребенок или Родитель – Ребенок, когда веселятся вместе. Личность может взаимодействовать с любым состоянием я другой личности, находясь сама в состоянии я Родителя, или Взрослого, или Ребенка. Если отклик соответствует ожидаемому, то трансакция является дополнительной. Линии коммуникации открыты, и люди могут продолжать взаимодействовать друг с другом.

Жесты, выражения лица, поза, тон голоса и т.п. – все вносит свой вклад в смысл каждой трансакции.

Пересекающиеся трансакции – частые источники неприятностей, возникающих между людьми. Она возникает в тех случаях, когда на стимул дается неожиданная реакция. Активизируется неподходящее состояние я , и линии коммуникации пересекаются.

С этого момента люди стремятся удалиться, отвернуться друг от друга или изменить направление разговора.

Трансакции могут быть прямыми или косвенными, откровенными или разбавленными, интенсивными или вялыми.

Косвенные трансакции являются трехсторонними. Один человек говорит с другим, надеясь повлиять на третьего, который их слышит.

Разбавленные трансакции часто носят полувраждебный, полунежный оттенок. Сообщение скрывают в форме подшучивания.

Вялые трансакции являются поверхностными, небрежными и отличаются отсутствием глубоких чувств.

При здоровых отношениях между людьми трансакции являются прямыми и откровенными и, в случае необходимости, интенсивными. Эти трансакции являются дополнительными и свободными от скрытых мотивов.

Скрытые трансакции являются наиболее сложными. Они отличаются от дополнительных и пересекающихся трансакций тем, что включают более двух состояний Я, так как скрытое сообщение, маскируется в них под социально приемлемой трансакцией.

Реакция улыбки на вид человеческого несчастья является трансакцией виселицы.

2.Сценарии игр.

Люди играют в психологические игры. Для того чтобы играть, игроки должны знать правила игры. Все игры имеют начало, данный ряд правил и вносимую плату. Психологические игры, кроме этого, имеют еще скрытую цель, и в них играют не для удовольствия. Берн определяет психологическую игру как «часто повторяемую последовательность трансакций со скрытым мотивом, имеющую внешне разумное обоснование, или, -более кратко, как серию трансакций с уловкой». Чтобы последовательность трансакций образовала игру, необходимо наличие трех аспектов:

- непрерывная последовательность дополнительных трансакций, благовидных на социальном уровне;

- скрытая трансакция, которая является сообщением, лежащим

в основе игры;

- ожидаемая расплата, которая завершает игру и является ее настоящей целью.

Игры препятствуют честным, откровенным и открытым отношениям между играющими. Несмотря на это, люди играют в психологические игры, потому что они заполняют их время, привлекают внимание, поддерживают прежнее мнение о себе и других и, наконец, превращаются в их судьбу.

Люди играют в игры различной степени напряженности, от социально приемлемого, смягченного уровня до убийственного (самоубийственного) уровня.

Берн различает:

а) игры первой степени, которые приемлемы в обществе;

б) игры второй степени, которые не всегда наносят непоправимый ущерб, но которые игроки будут, скорее всего, скрывать от посторонних;

в) игры третьей степени, которые играют раз и навсегда и которые заканчиваются в кабинете врача, в зале суда или в морге.

Игры индивидуально программируются. Их исполняют из состояния я Родителя, когда повторяют игры родителей. Их исполняют из состояния я Взрослого, когда они сознательно рассчитаны. Их исполняют из состояния я Ребенка, если они основаны на ранних жизненных переживаниях, решениях и на позициях, которые ребенок принял о себе самом и других в детстве.

Составив в детском возрасте свой сценарий, мы склонны в дальнейшем следовать ему и проживать его, по крайней мере, в течение какой-то части нашей взрослой жизни. При этом возможно проживать его в роли Победителя, Побежденного (Жертвы) и Не-победителя (Банальный).

2.1. Сценарий победителя.

Берн определил «Победителя» как «того, кто достигает поставленной перед собой цели. Под «победой» понимается также то, что поставленная цель достигается легко, свободно и счастливо. Если в детстве человек решил стать выдающимся генералом или политическим деятелем и, в конце концов, достиг этого, получив общественное признание, то человек – победитель. Если человек решил стать отшельником, без гроша за душой и станет им, счастливо существуя в своей келье, то он тоже победитель. «Победа» всегда соотносится с целями, которые каждый себе поставил.

2.2. Сценарий Побежденного (Жертвы).

Побежденный (Жертва), наоборот, это «человек, который не достигает поставленной цели». И опять дело заключается не в самом достижении или чем-то еще, а в степени сопутствующего комфорта.

Если человек решил стать известным генералом, пошел в армию и с позором был оттуда выгнан, он Побежденный (Жертва). Если его политическая карьера закончилась скандалом, в результате которого его выгнали со службы, он будет также Побежденным.

Если он стал отшельником и постоянно жалуется на нищету, пустоту и отсутствие общения, он тоже Побежденный.

Берн однозначно определил «Победителя» и «Побежденного» в их отношении к «достижению поставленной цели», так как он хотел подчеркнуть то обстоятельство, что «Победителей» нельзя просто приравнивать к тем, кто накапливает деньги и материальные ценности. Аналогично, «Побежденными» необязательно являются люди, не имеющие материальных ценностей.

Дело в том, что некоторые люди в детстве могут решить добиться цели, которую нельзя осуществить без нищеты, самоограничения и даже физического вреда. Например, младенец может без слов решить: «Что бы я ни делал, у меня ничего никогда не получится» и затем начнет осуществлять это решение. Для достижения поставленной цели у него ничего не должно получаться. Другой ребенок в раннем детстве может решить следующее: «Чтобы мать и отец любили меня, я должен умереть» и затем будет стремиться к осуществлению этой трагичной цели. Сценарии с таким концом все будут считаться сценариями «Побежденного», хотя они не совпадают с буквой данного Берном определения.

В зависимости от трагичности финала, сценарии «Побежденных» можно классифицировать по трем степеням. Сценарий «Побежденного» первой степени – это сценарий, в котором неудачи и потери человека не настолько серьезны, чтобы их не обсуждать в обществе.

«Побежденные» со второй степенью испытывают неприятные чувства, которые достаточно серьезны, чтобы их считать приемлемыми для разговора в обществе.

Сценарий третьей степени приводит к смерти, увечью, серьезной болезни или суду.

Для описания сценария «Побежденных» третьей степени и его финала часто используют термин хамартический сценарий. Это слово происходит от древнегреческого слова «хамартия», означающего «главный поток». Значение этого слова отражает тот путь, в соответствии с которым сценарий «Побежденного» подобно древнегреческой драме, от ранних негативных решений неизбежно приводит к трагическому финалу.

2.3. Сценарий Не-победителя.

Человек, имеющий сценарий «Не-победителя» представляет собой «золотую середину». День ото дня он терпеливо несет свою ношу, немного при этом выигрывая и не сильно проигрывая. Такой человек никогда не рискует. Поэтому такой сценарий часто называют банальным.

На работе «Не-победитель» не становится начальником, но его и не выгоняют с работы. Он, скорее всего, спокойно дорабатывает до конца и тихо уходит на пенсию. Он будет сидеть в своей качалке, приговаривая: «Я мог бы стать начальником, если бы я только был вовремя в нужном месте. Во всяком случае, я думаю, что я работал не так уж плохо».

3. Сценарные послания.

Жизненный сценарий состоит из нескольких решений, которые принимаются ребенком в ответ на сценарные послания, о себе, других людях и о жизни, которые в основном исходят от родителей ребенка.

Важно помнить, что ребенок принимает сценарные решения в соответствии со своим собственным восприятием окружающего мира. Это восприятие основывается на особенностях восприятия ребенка и его способах тестирования реальности. Следовательно, послания, которые ребенок получает от своих родителей и окружающего мира, могут полностью отличаться от посланий, воспринимаемых взрослым человеком.

Сценарные послания могут передаваться вербально, невербально или и тем и другим способом одновременно. Причем в любом случае могут содержать элементы копирования. Вербальные послания могут формироваться в форме приказаний или оценок (оценочных определений).

До того, как ребенок начинает говорить, он интерпретирует послания других людей в форме невербальных сигналов. Маленький ребенок тонко воспринимает словесные высказывания, напряженность, движения тела, тон голоса, запахи. Позднее, когда ребенок начинает понимать язык, невербальные коммуникации продолжают оставаться важным компонентом сценарных посланий.

Следует также рассмотреть механизм копирования. Дети чрезвычайно восприимчивы к поведению других людей. В особенности они замечают, как мать и отец относятся друг к другу и другим членам семьи. Ребенок постоянно ищет ответа на вопрос: «Как мне лучше всего добиться здесь того, что я хочу?».

Вербальные сценарные послания могут передаваться в форме прямых указаний (приказов): «Не мешай мне! Делай, что тебе говорят! Быстрей! Не капризничай! Если вначале у тебя что-то не получается, пытайся еще и еще!» Большинство родителей буквально забрасывают своих детей подобными приказами. Сила этих приказов как сценарных посланий будет зависеть от того, как часто они повторяются, а также сопровождающих их невербальных сигналов.

В других случаях ребенку могут говорить не то, что он должен делать, а то, кем он является. Такие послания называются оценочными. Их содержание может быть позитивным или негативным, и как всегда, их сила как сценарных посланий будет зависеть от сопровождающих их невербальных сигналов. Иногда оценки могут передаваться косвенным образом, например, когда родитель говорит с кем-то о своем ребенке в его присутствии. Косвенные оценки ребенок скорее всего воспримет как сильные сценарные послания, так как считает, что именно родители определяют реальность.

Следует также сказать, что существуют так называемые контрприказания, которые состоят из приказов (команд) о том, что надо или нельзя делать, а также суждений о людях и жизни. Они формируют контрсценарий, который большую часть времени используется в позитивном плане, когда мы заботимся о себе и комфортно чувствуем себя в обществе. Тем не менее, многие люди имеют в контрсценарии ряд посланий, которые они решили использовать в негативном плане. Пять следующих приказаний играют особую роль в контрсценарии:

«Будь лучшим!»

«Будь сильным!»

«Старайся!»

«Радуй (других)!»

«Спеши!»

Эти послания получили название драйверов. Термин «Драйвер» (возбудитель, привод) используется потому, что ребенок чувствует необходимость следовать этим приказаниям. Он считает, что до тех пор, пока он следует драйверу, он о’кей. Все люди имеют в своих контрсценариях эти пять посланий, хотя и в различной пропорции.

Заключение:

Трансакционный анализ является самостоятельным направлением психологической теории и практики. Психотерапия, разработанная Берном и его последователями призвана освободить человека от влияния сценариев, программирующих его жизнь, через их осознание, через противопоставление им непосредственности, спонтанности, близости и искренности в межличностных отношениях, через выработку разумного и независимого поведения. Конечной целью трансакционного анализа является достижение гармонии личности через сбалансированные взаимоотношения между всеми я состояниями.

Резюмируя все проделанные изыскания, считаю необходимым отметить, что транзактный анализ в целом и сценарный – в частности, являются довольно перспективными направлениями в психологической теории и психотерапевтической практике. Мало кто в наше время сомневается, что родительское влияние на ребенка огромно. Это очевидно. Но то, что каждый из нас самостоятельно выбирает, поддаваться ему или нет, и подчиниться ему сегодня или подчиняться всю жизнь, наверняка, для многих это ново.

Но наряду с тем, что констатирует нашу зависимость, сценарный анализ, да и весь ТА, подчеркивает тот факт, что мы зависим лишь от своих ошибочных решений, и так же, как когда-то приняли их, сможем принять другие, новые, которые позволят не мучиться изо дня в день, терзая себя за во младенчестве допущенную ошибку, а жить свободно, спокойно и счастливо, в ладу с собой и с окружающим.

Список используемой литературы:

Берн Э. «Рожденные выигрывать. », СПб, 1992.

Берн Э. «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. », СПб, 1996.