Реферат: Культ предков и погребальный культ их значение в развитии культуры

Название: Культ предков и погребальный культ их значение в развитии культуры
Раздел: Рефераты по культуре и искусству
Тип: реферат

Министерство образования и науки Российской Федерации

Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

Институт экономики и менеджмента

Кафедра «Философия и Социология».

РЕФЕРАТ

на тему:

«Культ предков и погребальный культ: их значение в развитии культуры»

Выполнил студент: Андреев А.А.

группа МО-11

Принят: стар. преп.

Хоменок Л. В.

Пенза 2010


План

Введение.............................................................................................................. 3
1. Понятия Погребального культа и культа предков...................................... 4
2. Зарождение погребального культа во время каменного века.................... 5
3. Погребальный культ в древнем Египте........................................................ 8
4. Культ предков в Древней Месопотамии...................................................... 10
5. Погребальный культ христиан...................................................................... 12
Заключение.......................................................................................................... 15
Список литературы............................................................................................. 16

Введение

Начиная с древних времен, человек всегда задумывался о своем внутреннем мире – о душе. И очень важный в этих рассуждениях вопрос о том, куда душа попадает после смерти. С этого вопроса, скорее всего, и начался культ предков и погребальный культ в истории человечества.

В этой работе я расскажу о различных формах верования, о религиях, для которых погребальный культ или культ предков играли важную роль. Так же в реферате будет сказано о том, какое значение в развитии культуры оказали эти культы.

1. Понятия Погребального культа и культа предков

Погребальный Культ – это одна из ранних форм религиозных верований, включающая в себя сложный комплекс представлений: человек после смерти продолжает вести тот же образ жизни, что и до нее; его душа (дух) либо остается среди живых, либо отправляется в особую страну мертвых (загробный мир), но и в том и другом случае сохраняет способность влиять на дела своих живых соплеменников. Каждый умерший может вновь вернуться в мир живых, воплотившись в кого-либо из новорожденных членов рода. Погребальный культ включает в себя либо уничтожение трупа либо его сохранение, воздвижение надгробных сооружений (курганов, срубов, склепов, мавзолеев и т. д.), жертвоприношение, поминальную трапезу, траур по покойному и связанные с ним запреты. Возникновение погребального культа относят к эпохе верхнего палеолита. Он вошел как составная часть в поздние религиозные системы, в которых отчетливо видны следы ранних верований. Таковы, например, в православном погребальном обряде поминальные блины и кутья, трапеза на могиле умершего на радуницу и в др. дни особого поминовения усопших.

Культ предков – обоготворение мёртвых, одна из самых древних и распространённых форм религии. На ранних ступенях развития человек всякого умершего считает существом сверхчеловеческим и божественным; он поклоняется, как богам, умершим из своей семьи, создает особые обряды этого поклонения и, таким образом, с течением времени вырабатывается то, что в науке известно под названием культа предков. Это почитание мертвых имеет почти всегда исключительно домашний характер, распространяется только на предков каждой отдельной семьи, в ней замыкается и получает дальнейшее развитие. Даже в самой семье сперва поклоняются не всем предкам, а только ближайшим, о которых сохранились у живых воспоминания; поклонение более отдаленным предкам характеризует более позднюю эпоху.

Таким образом, погребальный культ – это одна из ранних форм религиозных верований, включающая в себя либо уничтожение трупа, либо его сохранение. А культ предков – обоготворение мёртвых, одна из самых древних и распространённых форм религии.

2. Зарождение погребального культа во время каменного века

Еще в древности люди задумались о жизни и смерти. Куда уходят мертвые, как возникает новая жизнь в теле новорожденного младенца, что такое сон? Человек не мог безразлично относиться к смерти.

Во времена неолита и бронзового века погребения делились на два вида: «с надмогильными сооружениями (курганы, мегалиты, гробницы) и грунтовые, т. е. без каких-либо надмогильных сооружений» [4, с. 34].

«В основании многих курганов Ямной культуры выделяется кромлех – пояс из каменных блоков и плит, поставленных на ребро. Плиты такого кромлеха у села Вербовка в Приднепровье покрывал резной геометрический узор. На этот каменный орнаментальный фриз опирался деревянный шатер, а земляная и дерновая основа всей конструкции была спрятана в глубине. Размеры Ямных курганов очень внушительны. Диаметр их кромлехов достигает 20 м, а высота иных сильно оплывших насыпей даже сейчас превышает 7 м.

Курганами отмечены все погребения Ямной культуры, но над некоторыми из нихвозвыша­лись еще каменные надгробия, надмогильные статуи, каменные бабы– каменные изваяния че­ловека (воинов, женщин). Каменные бабы Ямной культуры простояли на курганах четыре с лишним тысячи лет. Каменные бабы Северного Причерноморья разнотипны и разновременны. Среди них есть и энеолитические – отесанные прямоугольные плиты с выступом головы и про­работкой деталей гравировкой или рельефом. Каменная баба составляла с курганом неразрывное целое и создавалась с расчетом на высокий земляной пьедестал, на обзор со всех сторон с самых отдаленных точек » [4, с. 34].

«Пусть каменные бабы Ямной культуры не представляют эстетической ценности. Грубые истуканы пришли на смену безупречным линиям гравировок и умелой лепке форм в росписях ледниковой эпохи. Все это так. Но гораздо важнее другое. Это памятники более высокого этапа в развитии мышления и общества.

Период, когда люди приспосабливались к природе, а все искусство сводилось по сути «к образу зверя», закончился. Начался период господства человека над природой и господства его образа в искусстве» [4, с. 35].

Я согласен с мнением, указанном выше. Ведь человек во всем многообразии природы стал отделять совершенно отличающийся от других животных вид живых существ – себя. Он начал понимать свое отличие от животных и свое превосходство над ними (но не над самой природой).

«Наиболее сложные сооружения – мегалитические погребения,т. е. погребения в гробницах сооруженных из больших камней, – дольмены менгиры. В Западной Европе и на юге России распространены дольмены.Некогда на северо-западе Кавказа дольмены исчислялись сотнями. Больше всего их было в Прикубанье. Дольмен в Эшери сложен из плит длиной 3,7 м .и толщиной да 0,5 м. Одна крыша весила 22,5 т. По расчетам известного археолога Б.А. Куфтина,верхнюю плиту эшерского дольмена поднимало не менее 150 человек.

Самые ранние из них возведены более четырех тысяч лет назад племе­нами, уже освоившими земледелие, скотоводство и плавку меди. Но строи­тели дольменов еще не знали железа, еще не приручили лошадь и не отвы­кли от орудий из камня. Строительной техникой эти люди были оснащены крайне слабо. Тем не менее они создали такие каменные сооружения, каких не оставили после себя не только кавказские аборигены предшествующей эпохи, но и жившие позднее по берегам Черного моря племена. Несомнен­но, нужно было перепробовать немало вариантов сооружений, прежде чем прийти к классической конструкции – четыре поставленные на ребро пли­ты, несущие на себе пятую – плоское перекрытие...

Менгиры – отдельные каменные столбы. Есть менгиры длиной до 21 м. и весом около 300 т. В Карнаке (Франция) 2683 менгира поставлены рядами в виде длинных каменных аллей. Иногда камни располагали в виде круга – это уже кромлех» [4, с. 35-36].

В то время было распространенно такое верование как анимизм (от лат. Anima – дух, душа) – вера в двойственность природы человека (тело, душа) и наделение природных явлений качествами человека. Еще один шаг на пути развития от животного к человеку.

Культ мертвых на ранней стадии зарождения человечества очень важен для развития культуры человечества. Именно тогда человек начинает задумываться о его предназначении на земле, интересоваться устройством мира. В это время усиливаются родственные связи между родителями и детьми, ведь погребение мертвых – это тоже своеобразная забота за родственниками. В могилу умершему старались положить все самое необходимое, что может понадобиться ему в загробной жизни. Уже тогда человек задумывался о душе. Некоторые ученые-историки считают анимизм минимумом религии, и я согласен с ними. Ведь, задумываясь о душе, человек начинает размышлять, откуда она появляется при рождении, и куда эта душа уходит после смерти. Другими словами, существует прямая связь между погребальным культом древности и зарождением религии. Иначе не проводились бы все эти обряды, и покойники оставались не погребенными и лежали все на том же месте, где умерли (подобно животным).

Так же погребальный культ того времени играет еще одну важную роль в культуре человечества. Эта роль связана с исторической памятью, с наследием того времени и с археологией. Благодари тому, что люди древности клали в могилу усопшему различные предметы обихода того времени, мы знаем больше каменном и бронзовом веке. Мы знаем больше о архитектурных возможностях первых людей благодаря таким постройкам как: курганы, мегалиты, гробницы, каменные бабы, и др. Мы знаем больше о творческих способностях древнего человека благодаря глиняным фигуркам, горшкам с узорами, положенным в могилу умершему, наскальным рисункам, изображенным на стенах гробниц и выдолбленными на менгирах и дольменах.

Если бы не захоронения неолита, мы бы не получили и половины тех знаний о том периоде, которыми обладаем сейчас.

Итак, путь погребальной культуры когда то начался во времена каменного века. Уже тогда люди верили в то, что у человека есть душа, уже тогда возводились монументальные сооружения, уже тогда человек начинает с почтениям относится к покойным предкам.

3. Погребальный культ в древнем Египте

Особое внимание погребальному культу уделяли египтяне.

«Важнейшей чертой религии и культуры Древнего Египта был протест против смерти, которую египтяне считали «ненормальностью». Египтяне верили в бессмертие души – это было доктриной египетской религии. Страстное желание бессмертия определило все мировоззрение египтян, все религиозную мысль египетского общества. Считается, что ни в одной другой цивилизации этот протест против смерти не нашел столь яркого, конкретного и законченного выражения, как в Египте. Стремление к бессмертию и стало основой для возникновения заупокойного культа, который сыграл чрезвычайно большую роль в истории Древнего Египта – и не только религиозной и культурной, но и политической, экономической и военной. Именно на основе несогласия египтян с неизбежностью смерти родилось вероучение, по которому смерть не означает конца, прекрасная жизнь может быть продлена вечно, и умершего можно ждать воскрешение» [4, с. 44].

Если задуматься, то найдется много доводов к подтверждению верности (в некоторой степени) это протеста. Ведь невозможно представить себе небытие. Человек всегда о чем-либо думает, даже если эти мысли ненавязчивы и незаметны.

Египтяне считали, что сущность человека состоит из таких частей как: тело, тень, имя. «Ведущую роль играла Ка – душа человека, являющаяся его бессмертным двойником.

Основным условием загробной жизни египтяне считали сохранение тела умершего. Забота об этом привела к возникновению искусства изготовления мумий» [4, с. 45]. Для того, что бы попасть на тот свет, умершему фараону строили пирамиду – мощную защиту от потусторонних глаз. Через семьсот дней после смерти покойник отправлялся в «Страну Вечности». Египтяне представляли путь в эту страну, как полосу препятствий. Были написаны целые книги с подробным описанием ловушек и трудностей, встречаемых в этом мире, и как эти трудности можно преодолеть. Если этот путь проходили, то египтянин попадал в чертог обеих истин. Там происходил суд над умершим, по окончании которого покойник попадал либо в пасть чудовища Амелита либо в царство Осириса. Если мертвый человек не прошел испытаний на пути к чертогу обеих истин и умирал, то его охватывало полное небытие – окончательная и неотвратимая смерть.

Поэтому фараоны уделяли большее внимание своим гробницам, чем мирским жилищам. Усыпальницы царей Египта были богато украшены, хорошо спрятаны от потусторонних глаз, на них накладывались различные заклинания и проклятья для незваных гостей. Саркофаги фараонов были похожи на матрешку – внутренний саркофаг с фараоном вкладывался во внешний. По одной из версий пирамиды – тоже усыпальницы царей Древнего Египта. Такое внимание к своему второму дому вполне оправдано. Ибо после смерти на земле человека может ждать вечная жизнь в загробном мире.

Погребальный культ во многом поспособствовал развитию культуры всего мира. Ведь именно тогда человек задумывается о нелепости смерти, закрепляет свои представления о душе, ставит человека – фараона в центр мира, как наследника богов. В этом просматриваются зачатки возвеличивания всего человеческого существа. Так же при постройке усыпальниц фараонов египтяне проявили чудеса архитектуры. Для того времени вырезание каменных плит – стен гробницы – было колоссальным достижением, которое последствии переняли в какой то мере другие культуры древности. Благодаря письменам, начертанным на стенах гробниц и саркофагов, мы многое узнаем о древнеегипетской культуре. А это может повлиять на развитие мировой культуры сейчас. Ведь цивилизация Древнего Египта была очень развита для того времени, архитектура Великих Пирамид еще не была превзойдена и по сей день, а сам Египет хранит в себе множество загадок.

Таким образом, египтяне первые, кто оказывал погребальному обряду такое внимание. Благодаря гробницам их фараонов мы так много знаем о культуре Древнего Египта.

4. Культ предков в Древней Месопотамии

В Вавилоне – одном из известнейших и величайших царств Двуречья – были свои представления о смерти. Жители царства верили, что после смерти человек попадает в «страну без возврата». Воскрешения, по их верованиям, было невозможно. «Место, где будет прибывать умерший, весьма уныло и печально – там нет света, а пища мертвых – прах и глина. Усопшие уже не будут знать человеческих радостей. В таком одинаково печальном положении обречены пребывать все – независимо от своего статуса и поведения при жизни – и знатные, и безродные, и богатые, и бедные, и праведники, и негодяи. В несколько лучшей ситуации, пожалуй, будут находиться только те, кто оставил на земле многочисленное мужское потомство, – они могут рассчитывать на получение заупокойных жертв и будут пить чистую воду. Худшая же учесть ожидала тех, чье тело не было захоронено. Обитатели Месопотамии полагали, что между живыми и мертвыми существует определенная связь: мертвые могли дать живым нужный совет или предостеречь от беды. Живые старались быть поближе к своим мертвым: покойников часто хоронили не на кладбищах, прямо под полом дома или во внутреннем дворике» [4, с. 63]. Такой культ предков укреплял веру в существование личного бога, который принимал участие во всех делах потомков. Личный бог передавался из поколения в поколение: от тела отца к телу сына. Он служил проводником общения между покойными предками и их потомками.

Этот культ предков являлся несколько бытовым. Ведь он пропагандировал жизнь в этом мире (жизнь здесь и сейчас), потому что на том свете жизнь намного хуже, чем на этом. Человек стремился продлить род (семья могла заботиться о нем после смерти), добиться лучшей жизни, усердно работая, получить больше удовольствия в этом мире.

Во время существования культуры Сасанидского Ирана существовала другая точка зрения о жизни и смерти. В это время в Двуречье существовала такая религия, как Зороастризм. Это учение гласит о том, что через три дня после смерти умерший попадает на суд, где решается его дальнейшая судьба в зависимости от того, какую жизнь вел покойник. Если человек выступал на стороне добра, то он получал вечное блаженство, если же на стороне зла, то его ждали вечные мучения.

Две эти религии имеют необыкновенные сходства с христианством. И, возможно, многое иудеи (предшественники христианства) взяли из этих религий, что, несомненно, повлияло на развитие культур мира. Так в христианстве теперь тоже принято общение с покойными родственниками, а человек после смерти попадает в рай (мир блаженства) или ад (царство страданий). Суд человека, встречающийся во многих религиях, мотивировал человека на честную, праведную жизнь. От сюда сформировывались такие понятия как «хорошо» и «плохо». Это сильно повлияло на культуру человечества. Человек задумывался о правильности своих поступков и передавал такую мораль из поколение в поколение.

Можно сделать вывод, что древние цивилизации Двуречья, не имевшие такого развитого погребального культа, как в Египте, обладали особыми представлениями о смерти и своеобразным культом предков. При чем имелись существенные различия это культа в разные временные отрезки. Главное из них – это мир после смерти. У жителей Вавилона загробный мир серый и мрачный, а у сасанидских иранцев он зависит от того, какую жизнь прожил умерший (праведную или греховную).

5. Погребальный культ христиан

В современном мире большое количество христиан. Эта религия получила массовое распространение с IV века нашей эры. Погребальные обряды христиан католиков, православных, протестантов и других несколько различаются между собой. Но, безусловно, между ними существуют большие сходства. Рассмотрим пример христиан Руси.

«Погребальный обряд древних христиан близок современному погребальному обряду. Прослеживаются такие основные признаки:

– Наличие кладбищ;

– Прямоугольная яма;

– Ориентация головой на Запад;

– Положение тела на спине вытянуто;

– Руки вытянуты вдоль тела;

– Отсутствие инвентаря;

– Наличие остатков гроба;

– Наличие, хоть и очень редко, нательных крестиков и иконок.

Но наряду с выше перечисленными признаками, встречаются черты, характеризующие языческие обряды погребений, такие как:

– Руки сложены на паху;

– Наличие напутственной пищи;

– Присутствие языческих медальонов, украшений, амулетов;

– Курганные насыпи;

– Различный инвентарь.

Это можно объяснить смешением в народном понимании того периода двух религий: христианства и язычества.

Обряд захоронения выглядит примерно так:

Святая Церковь, в знак примирения и единения с душой усопшего, на краю могилы предает его тело земле. Через три дня по представлении умерший православный христианин удостаивается церковного “погребения” или “отпевания”. Лишаются церковного отпевания лица, сознательно лишившие себя жизни, отступники, отлученные и нераскаянные грешники, умершие без крещения младенцы. До выноса тела из дома в доме читается краткая молитва.

При проявлении любви к умершему, его несут до Храма на руках. Во главе процессии идет священник в облачении, как духовный руководитель. Священник перед закрытием гроба мирского человека и положением его в могилу посыпает крестообразно землю на тело умершего с произнесением слов:”Господня земля и исполнениеся, вселенная и все живущие на ней”. Затем на усопшего возливается елей в ознаменование того, что умерший уже окончил и совершил священные подвиги, к которым был призван, старался жить по образу и заповедям Христа Спасителя, и теперь душе его предстоит пройти мытарства и достигнуть Царства Славы. Наконец на тело усопшего посыпают пепел из кадильницы в ознаменование того, что смерть благочестивого христианина, подобная благоухающему фимиаму, угасла для земли, но не для неба. Если кладбище находиться вдалеке от храма, то этот последний обряд совершается в храме. Теперь гроб закрывают крышкой, которую прибивают гвоздями. После этого при пении литии гроб с телом опускают в могилу, ногами к востоку, и могилу засыпают землей под пение “Со духи праведных…”. Затем по чину литии положена краткая ектения и после того, как могила будет совсем засыпана, произносится отпуск: “Слава Богу, сие устроившему”. » [3]

Христианской религии свойственна забота о предках. Умершего старались похоронить по всем канонам, что бы он непременно попал в рай. Родственников навещали (посещение могил), покойникам устраивали различные праздники, за их упокой молились.

Мы живем в эре христианства. У большинства стран эта религия является официальной. У христианства огромное количество последователей по всему миру. Поэтому зарождение и развитие христианства имеет колоссальное значение в развитии культуры. Христиане построили огромное количество храмов, они сильно повлияли на ход истории. О многом мы можем узнать именно из захоронений христиан. Так же погребальный культ христиан имеет непосредственное влияние и в наше время. Он ведет к развитию религиозной культуры. Возможно, сегодняшние захоронения повлияют на культурный прогресс последующих культур и цивилизаций.

Итак, погребальный культ христиан помогает узнавать о жизни в средневековье и другие прошедшие века, ведет к развитию культуры сейчас и повлияет на культуру в будущем.


Заключение

Таким образом, погребальный культ – это одна из ранних форм религиозных верований, включающая в себя либо уничтожение трупа, либо его сохранение. А культ предков – обоготворение мёртвых, одна из самых древних и распространённых форм религии. Весь путь погребальной культуры когда то начался во времена каменного века. Уже тогда люди верили в то, что у человека есть душа, уже тогда возводились монументальные сооружения, уже тогда человек начинает с почтениям относится к покойным предкам.

Колоссальное внимание уделялось погребальному культу в Египте. Египтяне первые, кто предавал погребальному обряду такое значение. Благодаря гробницам их фараонов мы так много знаем о культуре Древнего Египта, о его языке и народе. Древние цивилизации Двуречья, не имевшие такого развитого погребального культа, как в Египте, обладали особыми представлениями о смерти и своеобразным культом предков. При чем имелись существенные различия это культа в разные временные отрезки. Главное из них – это мир после смерти. У жителей Вавилона загробный мир серый и мрачный, а у сасанидских иранцев он зависит от того, какую жизнь прожил умерший (праведную или греховную).

Мы же живем в эре христианства. У большинства стран эта религия является официальной. Погребальный культ христиан помогает узнавать о жизни в средневековье и другие прошедшие века, ведет к развитию культуры сейчас и повлияет на культуру в будущем.

В общем, влияние погребального культа на культуру неоспоримо. Человек, размышляя о смерти, задумывается о своей мирской жизни. Он старается анализировать и контролировать свои поступки, желает вырастить хороших детей, которые будут заботиться о нем после его смерти и передадут наследие всего рода своим потомкам.

Список литературы

1. Бингэм Д. Энциклопедия «Мировая история» – М.: Росмэн, 2001;

2. Багдасарян Н. Г. Культурология для студентов технических вузов. Пятое издание – М.: Высшая школа, 2007;

3. Интернет: http://www.referats.net/pages/referats/rkr/Detailed/45398.html;

4. Маркова А. Н. Культурология. История мировой культуры – М.: Юнити 2003;

5. Шелов-Коведяев Ф. В. Введение в культурологию Антропологию. Учебное пособие – М.: ГУ ВШЭ, 2005.