Контрольная работа: Контрольная работа по Трудовое право

Название: Контрольная работа по Трудовое право
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: контрольная работа

1. Дайте понятие трудового права. Укажите нормы права, находящиеся в сфере перечисления трудового и административного права.

Трудовое право - это важнейшая отрасль российского права, регулирующая при активном участии его субъектов трудовые отношения работников с работодателями и другие примыкающие, непосредственно с ними связанные, производные от них отношения и устанавливающая права и обязанности по труду на производстве субъектов трудового права и ответственность за их нарушение.

Трудовое право - одна из важнейших, ведущих, объемных и сложных отраслей права Российской Федерации, играющая основную роль в регулировании трудовых отношений работников с работодателями.

С трудовым правом приходится иметь дело работодателям, должностным лицам их администрации, работникам кадровых и юридических служб, правоохранительных органов, менеджерам, представителям малого бизнеса, т.е. довольно широкому кругу лиц, и, конечно, оно касается всех работников.

Трудовое право регулирует поведение людей в сфере общественной организации труда.

Трудовое право регулирует отношения по труду в общественной организации труда, т.е. на любом производстве. Всякий совместный груд требует его организации, управления и основан на определенной форме собственности на орудия в средства труда. Организация труда имеет две стороны: техническую и общественную (социальную).

2. Назовите виды трудовых правоотношений. Укажите нормы права, регулирующие непосредственно трудовые отношения.

Первая группа правоотношений возникает на основе до­говора между гражданином— будущим работником и работодате­лем. Содержанием этой правовой связи является обязательство ра­ботодателя организовать индивидуальное, бригадное, курсовое обу­чение с целью получения гражданином новой специальности. Ему корреспондирует обязанность работника овладеть специальностью и выполнить трудовые функции на этом предприятии. Данные пра­воотношения предшествуют трудовым.

Вторая группа правоотношений возникает в связи с повы­шением квалификации работников. Они существуют наряду и па­раллельно с трудовыми и дополняют их. Третьи правоотношения связывают опытных квалифицированных работников, которые обя­зуются наряду с выполнением своих трудовых обязанностей вы­полнять обучающие функции, с работодателем. Эти правоотно­шения выступают в качестве дополнительных к трудовым и носят временный (срочный) характер (на период обучения).

Таким образом, обучение работников может быть классифи­цировано следующим образом:

Первоначальное профессиональное обучение лиц, не имеющих про­фессии, многие из которых впервые заключили трудовой договор.

Переподготовка или переобучение осуществляется для получе­ния работниками новых профессий или специальностей в случаях высвобождения от основной работы, массовых сокращениях, когда они не могут быть в будущем использованы на прежних должно­стях и изъявили желание поменять профессиональную специали­зацию в связи с потребностями предприятия, организации, уч­реждения в соответствующих рабочих кадрах.

Обучение вторым специальностям и профессиям позволяет расширить диапазон возможного применения труда работников в условиях нестабильной экономической ситуации, перепрофили­рования производства, подбора другой работы в случаях освобож­дения от основной, работы по совместительству, совмещения профессий и должностей и в других случаях.

Повышение квалификации предусматривает обучение, способ­ствующее совершенствованию профессиональных умений и на­выков, росту мастерства по имеющейся у работника профессии или специальности. Правоотношения по надзору и контролю за охраной труда и соблюдением трудового законодательства выполняют роль гаран­тий, обеспечивающих создание нормальных и безопасных усло­вий труда.

Систему правоотношений завершают отношения по рассмотре­нию трудовых споров, носящие процессуальный характер. Они вклю­чают разрешение индивидуальных и коллективных трудовых спо­ров и в зависимости от данной классификации различаются по субъектному составу органов, уполномоченных рассматривать ука­занные споры. Ядро правоотношений в сфере труда составляют трудовые пра­воотношения. Их легальное определение дается в ст. 15 Трудового кодекса РФ: «Трудовые отношения отношения, основанные на со­глашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работ­ника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законо­дательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором». Трудовые правоотношения отличают следующие характерные признаки. Субъектами трудовых правоотношений всегда выступают строго определенные лица, которыми являются , работник иработодатель. Каждому из них принадлежит многооб­разный комплекс субъективных трудовых прав и обязанностей, в связи с чем каждый из них является и управомоченным и обязанным субъектом. Для работодателя особенностью является разделение де-ликтоспособности между ним самим и органом его управления. Но, несмотря на данную двухэлементную систему ответственности рабо­тодателя, единый характер трудового правоотношения сохраняется.

Трудовые правоотношения, как правило, носят длящийся характер, так как исполнение трудовых обязанностей происходит в течение длительного периода. Трудовые правоотношения характеризуют личный характер прав и обязанностей работника, который самостоятельным трудом участвует в производственно-хозяйственной деятельности. При этомработник выполняет строго определенную функцию в соответствии с профессией, специальностью, квалификацией или должностью. Выполнение трудовой функции осуществляется в условиях кол­лективного труда, что вызывает необходимость подчинения всех работников правилам внутреннего трудового распорядка и указа­ниям работодателя, наделенного властными полномочиями по отношению к работнику.

Работник выполняет возложенную на него работу возмезд-н о, поэтому работодатель по отношению к работнику несет обя­занность обеспечить ему выдачу заработной платы за живой зат­раченный труд, осуществляемый работником систематически в установленное рабочее время в соответствии с его качеством труда. В процессе трудовой деятельности работника работодатель обя­зан создавать ему здоровые ибезопасные условия для работы, со­блюдать законодательство о труде, обеспечивать охрану труда итехнику безопасности. Как работник, так и работодатель имеют возможность иниции­ровать расторжение трудового договора. Законодательством устанав­ливаются правила о расторжении договора, учитывающие ряд осо­бенностей (своевременное уведомление второй стороны о предсто­ящем расторжении договора, выплата выходного пособия и т.д.)

Содержанием трудового правоотношения являются права од­ной стороны и корреспондирующие обязанности другой. В частно­сти, к обязанностям работника относятся:

-выполнение определенной трудовой функции;

- соблюдение трудовой дисциплины;

-выполнение норм выработки;

-подчинение внутреннему трудовому распорядку;

-режиму рабочего времени и другие.

Соответственно в круг обязанностей работодателя входят:

-предоставление работы; -обеспечение трудозанятости работник -соблюдение безопасности условий труда; -выплата заработной платы; -удовлетворение социально-бытовых нужд работника и другие. Основанием возникновения трудовых правоотноше­ний является трудовой договор, но в отдельных случаях к этому юридическому факту добавляются проверка, конкурс, выдвиже­ние и выборы, акт назначения и утверждения в должности выше­стоящим органом и др. (ст. 16—19 Трудового кодекса РФ). Основанием изменений трудовых правоотношений обычно выступают двусторонние юридические акты, но в отдель­ных случаях применимы и односторонние, например при времен­ных переводах, осуществляемых в условиях производственной [Необходимости или простоя без согласия работника. Основаниями прекращения трудовых правоотноше­ний могут служить взаимное волеизъявление сторон; волеизъяв­ление работника либо работодателя; волеизъявление органа, не являющегося стороной трудового правоотношения (например при­говора или решения суда).

3. Назовите признаки метода трудового права. Укажите нормы права, с которых применено предписание как средство метода. Норма права – это правило поведения, установленное или санкционированное государством, элементарная частица права, относящаяся к нему как часть к целому. Обосновано, что норма права – это и не форма, и не содержание всего права, а именно его частица. Она обладает собственными содержанием и формой и в системообразующих процессах с другими нормами составляет содержание права в целом. Норме права как части системы в той или иной степени свойственны существенные признаки, присущие праву, поэтому ей можно дать определение, идентичное по своему значению определению права в целом. Норма права- это общеобязательное, установленное илисанкционированное и охраняемое государством правило поведения, выражающее обусловленную материальными условиями жизни общества волю и интересы народа, активно воздействующее на общественные отношения с целью их упорядочить[1]. Правовая норма носит общий характер. В отличие от команд, и распоряжений по конкретным вопросам, норма адресована не отдельному лицу, а кругу лиц, определяемых типическими признаками. Она Рассчитана на регулирование не единичного, отдельного отношения, а вида общественныхотношений; действие правовой нормы рассчитано на неограниченное количество случаев; она продолжает действовать после реализации в индивидуальныхотношениях и в поведении конкретных людей. Право состоит из нормативных установок как сгустков человеческих знаний. Юридическая норма – это тоже нормативная установка, но определенным образом оформленная, т.е. выраженная в законодательстве. Нормативная правовая установка, следовательно, - элемент естественного права,юридическая норма – элемент позитивного права. Никакое государственно-организованное общество не может обойтись безнорм права. Их полное научное определение предполагает выяснение присущихнорме права специфических признаков (свойств). Норма права представляет собой отвлечение от признаковиндивидуализации и указывает лишь на существенные черты поведения, т.е.рассматривает его как вид общественного отношения. Эти признаки,включенные, в текст нормы, становятся правилами поведения, обязательными креализации. Нормы права содержат указания на существенные признаки поведения,свойственные каждому из неопределенного числа конкретных индивидуальныхпоступков, отношений, которые государство намерено подвергнуть правовомурегулированию. Правовая норма является повелительным предписанием независимо от того,каков его характер: запрет, обязывание или дозволение. Предписание в любомслучае находится под охраной государства; так как оно им установлено, топредусмотрены и меры, принуждающие к его исполнению. Правовая норма представляет собой определенный метод воздействия нарегулируемые отношения. При этом методы регулирования совершенно несхожи,как и сами отношения. В этот метод включаются: обстоятельства, при которыхприменяется норма; круг участников отношений, регулируемых этой нормой;взаимные права и обязанности; санкции за невыполнение обязанностей. Норма права — общеобязательное правило поведения. Оно имеет значениене для отдельного индивида, а для всех входящих в состав данной категориилюдей (общества в целом) как возможных (или реальных) участниковконкретного вида общественного отношения. Иначе говоря, она рассчитана нанеопределенный круг уполномоченных и обязанных лиц. Это происходит потому,что норма права как абстрактная модель поведения предполагает еенеоднократное действие. Абстрактность нормы права вовсе не означает неопределенности еесодержания. Как раз наоборот, норма права потому и является таковой, чтосодержит вполне конкретное правило поведения. Например, ст. 16 ГК РФопределяет, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу врезультате незаконных действий (бездействия) государственных органов,органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в томчисле издания не соответствующего закону или иному правовому акту актагосударственного органа или органа местного самоуправления, подлежатвозмещению Российской Федерацией, соответствующими субъектами федерации илимуниципальным образованием[2]. Здесь типичный пример нормы права с полным иточным указанием признаков правила поведения. Каждый индивидуальный случайпричинения убытков гражданину или юридическому лицу подпадает под действиеэтой нормы, т. е. она регулирует все повторяющиеся индивидуальные отношенияданного вида. Благодаря тому, что она постоянно воздействует на этот видотношений, ее требования реализуются всеми как обязательные для каждого,кто причастен к возмещению убытков. Таким образом, норма права регулирует повторяющийся вид общественныхотношений, так как не исчерпывается однократной реализацией, а охватываетвсе возможные индивидуальные случаи. В силу этого норма права — общее иобщеобязательное правило поведения. Содержание правовой нормы определяется объективной природой того видаобщественных отношений, упорядочить которые она призвана. Оно формируетсяпод влиянием социального опыта регулирования, уровня общей и правовойкультуры, нравственных и политических установок, ориентации государства идругих факторов. Норма права — это общее правило, которое вбирает в себя все богатствосоциального опыта общества и государства, многообразие особенного,индивидуального, отдельного. Норма права является научным, объективнообоснованным предписанием — моделью общественного отношения, отражающейинтересы общества в развитии данного отношения. Общий характер нормы права не вытекает из ее собственной природы.Общее в праве, в конечном счете, есть отражение того реального общего,которое объективно существует в многочисленных отдельных материальныхотношениях данного вида. В современных условиях совершенствование норм права идет по двумосновным направлениям: улучшается содержание норм, т. е. укрепляется их«истинность»; упорядочивается их структура и система в целом. Первый путь характеризуется тенденцией ко все более точному отражениюпотребностей общественной жизни, без чего невозможно обеспечить ростэффективности действия норм права как регуляторов общественных отношений.Поэтому совершенствовать необходимо весь комплекс норм — обязывающих, управомочивающих, запрещающих. Возрастает значение рекомендательных норм. Врамках каждой разновидности норм вырабатываются новые, более эффективныеметоды воздействия на общественные отношения с помощью всех элементовправовой нормы. Основными условиями, позволяющими добиваться совершенствования нормправа, являются: точное отражение в правовых предписаниях закономерностей развития государственно-правовой надстройки; соответствие норм праватребованиям морали и правосознания; соблюдение требований системности(непротиворечивости) и других закономерностей действующей системы права входе принятия новых норм; учет в процессе нормотворчества общих принциповрегулирования и управления общественными процессами. В процессе дискуссии о понимании права[3] взгляд на правовые нормы какна основное содержание, довольно резко критиковался как «узконормативное, нормативистское, позитивистское понимание права»[4]. Нормативное пониманиекритиковалось за сведение права к текстам нормативных актов, за отрыв отпрактики реализации законов, за умаление значения (или недостаточноепризнание) прав и свобод личности, а также нравственных основ права.Некоторые из этих упреков справедливы в том отношении, что в правоведении существует тенденция ограничиваться комментированием текстов нормативных актов без исследования практики их осуществления. Изучение текстов нормативных актов в отрыве от правовых отношений, их содержания, динамики и гарантий реализации, без учета особенностей общественного правосознания итрадиций правоприменительной практики существенно препятствует подготовке обоснованных предложений о совершенствовании законодательства, а также системы гарантий укрепления законности и правопорядка. Сведение права к текстам законов и иных нормативно-правовых актов не давало возможности выявить собственно юридическое содержание этих актов, отделив предписания от деклараций и дефиниций; взгляд на тексты и нормы законов как на «приказ государства» вел к выводу, что даже и закрепление законом прав граждан является велением, ограничивающим их свободу, «хотя бы уже потому, чтозакрепляются именно такие, а не иные права, что именно этими, а не иными правами разрешается пользоваться. Кроме того, указываются возможности ихарактер пользования правами»[5]. Однако критика взглядов на право как лишь на тексты закона, выражающие веления, приказы государственной власти, содержится и в трудах сторонников нормативного понимания права, большая часть которых видит в правесоциальную реальность, существующую не только как нормы и тексты, но и как их отражение в сознании общества (право-сознание), и как реализация норм в отношениях между людьми (право-отношение), и как динамичная практикаосуществления правовой системы в целом (право-порядок). Спор идет о том, существует ли в правовой системе какое-либо ведущее, определяющее начало, или все вообще правовые явления равнозначны, когда речь идет о праве. В процессе дискуссии о понимании права именно по этой проблеме сформировались две основные позиции: одни теоретики считают, что право состоит из норм, изложенных в законах и иных источниках права (нормативное,«узкое понимание права»), другие включают в содержание права не только нормы, но и субъективные права, правосознание, практику реализации права,законность и правопорядок и другие правовые, а также моральные явления («широкое понимание права»). Критически анализируя взгляды сторонников «широкого понимания права», О.С. Иоффе обоснованно отмечал, что главным является «ответ на один важный вопрос — субординированы или только координированы включаемые ими в право разные элементы? Если субординированы, причем субординированы именно системой норм, тогда нет спора или остается всего лишь спор о словах: право— не только нормы; но все остальное, входящее в право, подчинено нормам и производно от них. Если же координированы, и значит, что ни один из элементов не подчинен другому, то отсюда следует, что действие норм может быть парализовано субъективными правами, как и действие прав — нормами, что правосознание и мораль способны помочь не только формированию и применениюзакона, но и отказу от его действия независимо от воли законодателя»[6]. Отсюда с непреложностью следует возможность отказа от выполнения или применения любого из действующих законов под тем предлогом, что этот закон не соответствует чьим-то представлениям о содержании права, нравственности,правосознанию, судебной или иной практике и т.п. На основе «широкого понимания права», считающего правом неопределенный круг общественных и индивидуальных явлений, имеющих прямое или косвенное отношение к праву или близкое к нему терминологическое обозначение, практически невозможно отличить правомерное поведение от неправомерного, юридически значимое отюридически безразличного, обязательное от необязательного и т.п. 4. Укажите структуру стипендии, выплачиваемой безработным за период профессионального обучения.

2. Гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф и признанным в установленном порядке безработными, стипендия в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости выплачивается в повышенном размере в соответствии с законодательством РФ о социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы и на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.
3.Гражданам, направленным органами службы занятости на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, стипендия начисляется с первого дня их обучения.
Гражданам, уволенным из организаций в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, признанным в установленном порядке безработными направленным органами службы занятости на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, в период, в течение которого за ними по последнему месту работы сохраняется средняя заработная плата (с зачетом выходного пособия). Стипендия начисляется начиная с первого дня по истечении указанного периода.

5. Задача.

В трудовых договорах граждан, работающих у работодателя – физического лица, зафиксировано, что им предоставляется ежегодный 20-дневный оплачиваемый отпуск летом и 10-дневный неоплачиваемый зимой. Петров потребовал предоставления 28-дневного оплачиваемого отпуска летом.

Назовите особенности применения труда граждан у работодателей –физических лиц?

Составьте заключение юрисконсульта.

Статья 123. Очередность предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков

Очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации не позднее чем за две недели до наступления календарного года в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.

График отпусков обязателен как для работодателя, так и для работника.

О времени начала отпуска работник должен быть извещен под роспись не позднее чем за две недели до его начала.

В тех случаях, когда работник имеет право на выбор, при составлении графика отпусков целесообразно предложить ему написать заявление о том, в какое время он хотел бы получить отпуск. При наличии такого заявления и учете пожелания работника при составлении графика изменить впоследствии время использования отпуска можно только по взаимному согласию сторон.

Если работодатель не соблюдает требование законодательства о предоставлении отпуска отдельным категориям работников в удобное для них время либо нарушает утвержденный график отпусков, работники вправе обратиться за защитой в органы по рассмотрению трудовых споров (комиссию по трудовым спорам, суд).

Список литературы

1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (с изменениями от 24, 25 июля 2002 г., 30 июня 2003 г.).

2. Трудовое право. Конспект лекций. В.Н. Толкунова. М., 2003.

3. Трудовое право России. Учебник /Под ред. К.Н. Гусова и В.Н. Толкунова. М., 2004.

4. Андреев Ю.Н. Правовое регулирование труда в РФ //Государство и право. 2002. № 10.

5. Российское трудовое право / ред. А.Д. Зайкина. М., 2004.

6. Лебедев В.М. Трудовое право: проблемы общей части. Томск, 2002.

7. Панина А.Б. Трудовое право: вопросы и ответы М., 2003.

8. Сырватская Л.А. Трудовое право. Учебник. М., 2002.

9. Трудовое право России учебник под ред. Лившиц Р.В. Орловский Ю.П. М., 2004.

10. Никитский В.И., Орловский Ю.И. Предмет и метод трудового права: изменение в условия перестройки //Государство и право. 2004. № 1.