Реферат: Анализ транспортного налога по налоговому законодательству России

Название: Анализ транспортного налога по налоговому законодательству России
Раздел: Рефераты по финансам
Тип: реферат
Содержание Введение 1. Налогоплательщики 2. Объекты налогообложения 3. Налоговая база 4. Налоговый и отчетный период. Налоговые ставки. 5. Налоговые льготы 6. Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу. 7. Порядок и сроки уплаты налога (авансового платежа) 8. Налоговая декларация Заключение Список литературы Введение Налоги являются одним из главных источников пополнения бюджетов различных уровней. Важно знать и уметь правильно с ними обращаться, дабы не понести ответственность перед законом и, в то же время, не получить лишние убытки для своего предприятия или личного имущества.

Федеральным законом от 24.07.02 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" раздел IX "Региональные налоги и сборы" части второй НК РФ дополнен главой 28 "Транспортный налог".

Транспортный налог был введен на территории РФ с 1 января 2003 года. Он заменил налог с владельцев транспортных средств. А налогоплательщиками выступают физические или юридические лица, на которых оформлено автотранспортное средство.Транспортный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливаетсянастоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Это региональный налог, и его платят только те, на кого зарегистрированы транспортные средства. Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки его уплаты. При установлении налога законами субъектов Российской Федерациимогут также предусматриваться налоговые льготы и основания для ихиспользования налогоплательщиком.

1. Налогоплательщики

Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения (ст.357 НК РФ). Если физическое лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство, приобрело и передало указанное средство на основании доверенности (на право пользования и распоряжения транспортным средством) до 31.07.2002, то налогоплательщиком является лицо, указанное в доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, должны уведомить налоговый орган по месту жительства о передаче указанного средства на основании доверенности (ст.357 НК РФ).

В уведомлении должны содержаться сведения, идентифицирующие:

1. лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство и которое представляет уведомление;

2. транспортное средство;

3. лицо, которому транспортное средство передано на основании доверенности;

4. доверенность и переданные по ней права в отношении транспортных средств;

5. нотариуса (в случае нотариального заверения доверенности);

6. данные о приобретении транспортного средства (в том числе о дате приобретения);

7. данные о передаче транспортного средства (в том числе о дате передачи).

Документами, подтверждающими приобретение транспортных средств, могут являться:

  1. договор купли-продажи и документы подтверждающие оплату;
  2. справка-счет;
  3. документы, выдаваемые органами, осуществляющими государственную регистрацию (при государственной регистрации транспортных средств на собственника транспортных средств).

Документами, подтверждающими передачу транспортных средств, могут являться:

  1. расписка в получении транспортных средств;
  2. документ, выдаваемый перевозчиками при отправке транспортных средств получателю.

Документами, подтверждающими передачу на основании доверенности прав на владение и распоряжение транспортным средством, могут являться :

  1. доверенность на право, в том числе владения и распоряжения;
  2. копия доверенности, заверенная нотариусом.

Документы, подтверждающие факт приобретения транспортных средств, факт передачи транспортных средств и наличие доверенности, могут быть предоставлены в налоговый орган лицом, на которое зарегистрированы транспортные средства, вместе с уведомлением, предусмотренным ст. 357 НК РФ. Налоговый орган, в котором физическое лицо состоит на учете по месту нахождения транспортных средств, извещает физическое лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство, и физическое лицо, которому на основании доверенности передано транспортное средство, о поступлении указанного уведомления и проводит работу по подтверждению условий, установленных ст. 357 НК РФ, при соблюдении которых налогоплательщиком может быть признано лицо, указанное в доверенности. Налоговые органы на основании ст. 31 НК РФ вправе затребовать как у лица, на которое зарегистрировано транспортное средство, так и у лица, которому транспортное средство передано на основании доверенности, документы, подтверждающие соблюдение условий, предусмотренных частью второй ст. 357 НК РФ. При подтверждении указанных условий налоговый орган по месту нахождения транспортного средства извещает лицо, на которое оно зарегистрировано, и лицо, которому это транспортное средство передано на основании доверенности, о признании второго лица налогоплательщиком транспортного налога по данному транспортному средству. В случае если налоговый орган не может подтвердить соблюдение условий, установленных ст. 357 НК РФ, при соблюдении которых налогоплательщиком транспортного налога может быть признано лицо, указанное в доверенности, то налоговый орган по месту нахождения транспортных средств извещает лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство, о невозможности признания налогоплательщиком транспортного налога лицо, указанное в доверенности, с указанием оснований невозможности применения части второй ст. 357 НК РФ.

Налогоплательщики, в соответствии со ст. 83 НК РФ отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков (Федеральный закон от 30.12.2006 № 268-ФЗ). Если транспортные средства переданы в лизинг , то плательщиком транспортного налога является лизингодатель по месту государственной регистрации транспортных средств. Организация, владеющая автомобилем по договору лизинга, является плательщиком транспортного налога только в том случае, если по взаимному согласию между ней и лизингодателем данный автомобиль зарегистрирован только на эту организацию.

2. Объекты налогообложения

Объектом обложения транспортным налогом являются (п.1 ст.358 НК РФ):

  • автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу
  • теплоходы, яхты, парусные суда, катера, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда
  • самолеты, вертолеты
  • снегоходы, мотосани
  • другие водные и воздушные транспортные средства

Указанные объекты должны быть зарегистрированы в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ. В перечень наземных транспортных средств для целей налогообложения не вошли, в частности, троллейбусы, железнодорожные и трамвайные локомотивы, рельсовый подвижной состав, прицепы и полуприцепы и другие несамоходные средства транспорта. Кроме того, необходимо иметь в виду, что в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ) ОК 013-94 автомобили и прицепы автомобильные и тракторные, вагоны железнодорожные специализированные или переоборудованные, основным назначением которых является выполнение производственных или хозяйственно-бытовых функций, а не перевозка грузов или людей (передвижные электростанции, передвижные трансформаторные установки, передвижные мастерские, вагоны-лаборатории, передвижные диагностические установки, вагоны - дома, передвижные кухни, столовые, магазины, душевые, клубы, конторы и т.п.), считаются передвижными предприятиями соответствующего назначения, а не транспортными средствами, и рассматриваются (если их можно признать аналогами соответствующих стационарных предприятий) как здания и оборудование. Автомототранспортные средства, трактора, самоходные дорожно-строительные и иные машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания не более 50 куб. см не подлежат государственной регистрации на территории РФ. Следовательно, названные транспортные средства не относятся к объектам налогообложения по транспортному налогу. Кроме того, гл. 28 НК РФ в отношении наземных транспортных средств предусмотрено отнесение к объектам налогообложения только самоходных транспортных средств, в том числе машин и механизмов на пневматическом и гусеничном ходу.

Регистрация транспортного средства - безусловное основание для уплаты налога.

Минфин России считает, что обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость именно от факта регистрации транспортного средства, а не от фактического использования данного транспортного средства налогоплательщиком, если иное не предусмотрено НК РФ. Финансовое ведомство также указывало, что если технические средства зарегистрированы в органах ГИБДД или органах Гостехнадзора, то независимо от того, для каких целей они предназначены и какое оборудование на них размещено, они будут являться объектом налогообложения транспортным налогом, если иное не установлено п.2 ст.358

3. Налоговая база

Налоговая база по транспортному налогу определяется как:

  1. мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах - для транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя) (пп.1 п.1 ст.359 НК РФ);
  2. паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы - для воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя (пп.1.1 п.1 ст.359 НК РФ);
  3. валовая вместимость в регистровых тоннах - для водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость (пп.2 п.1 ст.359 НК РФ)

В случае расхождения сведений, предоставленных государственным органам, осуществляющим государственную регистрацию соответствующих видов транспортных средств, с данными, содержащимися в технической документации на транспортное средство, принимаются данные, содержащиеся в технической документации на транспортное средство. При отсутствии данных о мощности двигателя (валовой вместимости) в технической документации на транспортное средство для определения мощности двигателя (валовой вместимости) к рассмотрению может быть принято экспертное заключение, предоставленное налогоплательщиком, либо результаты экспертизы, проведенной в соответствии со ст. 95 НК РФ.

Налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству (п.2 ст.359 НК РФ)

    единица транспортного средства - для водных и воздушных транспортных средств, не указанных выше (пп.3 п.1 ст.359 НК РФ). В отношении указанных транспортных средств налоговая база определяется отдельно (п.2 ст.359 НК РФ).

4. Налоговый период. Отчетный период. Налоговые ставки.

Налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год (ст.360 НК РФ).

Отчетными периодами для налогоплательщиков, являющихся организациями, признаются первый, второй и третий кварталы. При установлении налога законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе не устанавливать отчетные периоды (ст.360 НК РФ).

Налоговые ставки

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств (п. 1 ст. 361 НК РФ).

Налоговые ставки устанавливаются в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах (п. 1 ст. 361 НК РФ):

Наименование объекта налогообложения Налоговая ставка (в рублях)
Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
До 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 5
Свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно 7
Свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно 10
Свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно 15
Свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) включительно 30
Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
До 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно 2
Свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно 4
Свыше 35 л.с. (свыше 25,47 кВт) 10
Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
До 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно 10
Свыше 200 (свыше 147,1 кВт) 20
Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
До 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 5
Свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно 8
Свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно 10
Свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно 13
Свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) включительно 17
Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы) 5
Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
До 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно 5
Свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт) 10
Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
До 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 10
Свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) 20
Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
До 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 20
Свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) 40
Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
До 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 25
Свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) 50
Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны валовой вместимости) 20
Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы) 25
Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с каждого килограмма силы тяги) 20
Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства) 200

Законами субъектов РФ указанные ставки могут быть увеличены или уменьшены, но не более чем в десять раз (п.2 ст.361 НК РФ).

С 2010 года субъекты РФ могут увеличивать или уменьшать ставки транспортного налога, но не более чем в 10 раз (Федеральный закон от 28.11.2009 № 282-ФЗ). До 2010 года увеличить или уменьшить ставки можно было не более чем в 5 раз. При этом Минфин России поясняет, что принятие Федерального закона от 28.11.2009 № 282-ФЗ не влечет автоматического увеличения налоговых ставок, установленных законами субъектов РФ, а расширяет диапазон возможностей для принятия решений органами власти субъектов РФ по установлению ставок транспортного налога.

В случае установления в законе субъекта РФ налоговых ставок в размерах, превышающих указанные пределы или меньших указанных пределов, применяется налоговая ставка в размере, предельно допустимом НК РФ. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса (п.3 ст.361 НК РФ). Количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска транспортного средства (абз. 2 п.3 ст. 361 НК РФ).

Категория транспортного средства в целях налогообложения, поясняет Минфин России, должна определяться на основании представляемых уполномоченными органами в налоговые органы сведений исходя из типа транспортного средства и его назначения (категории), указанных в паспорте транспортного средства на основании Одобрения типа транспортного средства . В случае отсутствия в паспорте транспортного средства сведений о типе транспортного средства или разногласий с налогоплательщиками, налоговые органы вправе по данному вопросу обращаться в компетентные органы и организации, уполномоченные выдавать паспорта транспортных средств в соответствии с п. 2 постановления Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 № 477 "О введении паспортов транспортных средств».

В отношении транспортных средств, зарегистрированных в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ, на которые выданы паспорта самоходных транспортных средств, при исчислении транспортного налога применяется налоговая ставка, установленная для категории "другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу". По транспортным средствам, зарегистрированным в подразделениях ГИБДД МВД России, применяется налоговая ставка, установленная для соответствующей категории автотранспортных средств, согласно регистрационным документам на указанное транспортное средство.

5. Налоговые льготы

От уплаты освобождаются физические лица - граждане, зарегистрированные по месту жительства в СПб:

-Герои Советского Союза

-Герои Российской Федерации

-Герои Социалистического труда - полные кавалеры ордена Трудовой славы

-Ветераны ВОВ

-Ветераны боевых действий на территории СССР и территориях других государств

-Инвалиды 1 и 2-й групп по общему заболеванию

-Граждане, подвергшиеся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС

-Родители (опекуны, попечители) детей-инвалидов за одно легковое транспортное средство с мощностью до 100 л.с. или со дня выпуска которого прошло более 15 лет.

-Пенсионеры уплачивают налог за одно транспортное средство, зарегистрированное на них, в размере 70% от установленной ставки при условии, что это легковой автомобиль отечественного производства с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно.

6. Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу

Сумма налога исчисляется отдельно для каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы (п.2 ст.362 НК РФ). Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода (п.2 ст.362 НК РФ). Налогоплательщики-организации исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода в размере 1/4 произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки (п.2.1 ст.362 НК РФ). Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками-физическими лицами, исчисляется налоговыми органами. При этом для расчетов используются сведения, представляемые в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ (п.1 ст.362 НК РФ). Налоговое уведомление о подлежащей уплате сумме налога (авансового платежа) вручается налогоплательщику-физическому лицу в срок не позднее 1 июня года налогового (отчетного) периода. Если транспортные средства, в отношении которых осуществлена государственная регистрация и получен соответствующий документ о государственной регистрации, поставлены на временный учет, то уплата транспортного налога по месту их временной регистрации во избежание двойного налогообложения не производится. При этом в налоговом уведомлении и налоговой декларации по транспортному налогу указываются регистрационные знаки, действующие в налоговом периоде и указанные в сведениях, представленных органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств.

В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (авансового платежа) производится с учетом коэффициента . Указанный коэффициент определяется как отношение числа полных месяцев, в течении которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде (п.3 ст.362 НК РФ).

При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц (п.3 ст.362 НК РФ).

Если транспортное средство снято с учета в одном субъекте РФ и в том же месяце зарегистрировано (перерегистрировано) на того же налогоплательщика в другом субъекте РФ, транспортный налог за данный месяц нужно уплачивать по месту регистрации транспорта по состоянию на 1-е число этого месяца. По новому месту нахождения транспортного средства налог нужно будет уплачивать начиная со следующего месяца. В аналогичном порядке производится исчисление транспортного налога налогоплательщиками, определяемыми в соответствии с частью второй ст. 357 НК РФ. При этом учитывается количество месяцев, в течение которых транспортное средство находилось в во владении налогоплательщика в налоговом периоде. Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие возврат транспортных средств лицу, на которое зарегистрировано транспортное средство.

Исчисление транспортного налога по транспортным средствам, украденным (возвращенным) в течение налогового периода, производится с учетом количества месяцев, в течение которых транспортное средство находилось во владении налогоплательщика, определяемого в порядке, аналогичном порядку.

Исчисление транспортного налога по транспортным средствам, на которых в течение налогового периода заменялся двигатель и (или) изменялась его мощность, производится с учетом указанных изменений и месяца такого изменения.

Физические лица, отнесенные законом субъекта РФ о транспортном налоге к льготной категории, представляют в налоговые органы документы, подтверждающие их право на льготу по данному налогу.

Законодательный (представительный) орган субъекта РФ при установлении налога вправе не предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода (п.6 ст.362 НК РФ).

7. Порядок и сроки уплаты налога (авансового платежа)

Уплата налога (авансового платежа) производится налогоплательщиком по месту нахождения транспортных средств (п.1 ст.363 НК РФ).

Порядок и сроки уплаты налога (авансового платежа) устанавливаются законами субъектов РФ. При этом срок уплаты налога (авансовых платежей по налогу) для налогоплательщиков-организаций не может быть установлен ранее срока, предусмотренного п.3 ст.363.1 НК РФ (п.1 ст.363 НК РФ). С 01.01.2010 в п. 1 ст. 363 НК РФ внесено уточнение, согласно которому срок для уплаты авансовых платежей по транспортному налогу не может быть установлен ранее срока, предусмотренного п.3 ст.363.1 НК РФ (то есть ранее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом) (Федеральный закон от 28.11.2009 № 283-ФЗ). С 2009 года налогоплательщики, применяющие системы налогообложения в виде ЕСХН и УСН, не должны представлять налоговые расчеты по авансовым платежам по транспортному налогу.

Сумма налога, исчисленная исходя из налоговой базы (определяемой по окончании налогового периода), налоговой ставки (установленной законом субъекта РФ), а также особенностей исчисления транспортного налога и налоговых льгот (установленных законом субъекта РФ), подлежит уплате в бюджет субъекта РФ в сроки, установленные субъектом.

Поскольку окончательная сумма налога исчисляется по окончании налогового периода (количество полных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика можно определить только по истечении налогового периода), сроки уплаты налога, установленные законом субъекта РФ, применяются как сроки уплаты окончательной суммы налога в году, следующем за истекшим налоговым периодом.

Законом субъекта РФ может быть установлен порядок уплаты налога, предусматривающий уплату в течение налогового периода платежей по налогу. В этом случае законом субъекта РФ должны быть определены сроки уплаты платежей и порядок исчисления этих.

В течение налогового периода налогоплательщики-организации уплачивают авансовые платежи по налогу, если законами субъектов РФ не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики-организации уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном п.2 ст.362 НК РФ (п.2 ст.363 НК РФ).

Порядок исчисления и уплаты транспортного налога в случае перерегистрации транспортных средств в течение одного месяца с одного филиала организации на другой. При условии, что филиалы находятся в разных субъектах РФ. Начиная с месяца, следующего за месяцем перерегистрации этого транспортного средства на другой филиал, транспортный налог подлежит уплате в бюджет по месту нахождения данного филиала.

8. Налоговая декларация

Налогоплательщики-организации по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию по налогу (п.1 ст.363.1 НК РФ). Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п.3 ст.363.1 НК РФ). Налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков (п.4 ст.363.1 НК РФ). Данное положение применяется с 1 января 2008 года (ФЗ от 30.12.2006 № 268-ФЗ). Форма налоговой декларации по налогу утверждена приказом Минфина России от 13.04.2006 № 65н "Об утверждении формы налоговой декларации по транспортному налогу и порядка ее заполнения". Налогоплательщики-организации, уплачивающие в течение налогового периода авансовые платежи по налогу, по истечении каждого отчетного периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговый расчет по авансовым платежам по налогу (п.2 ст.363.1 НК РФ). Налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу представляются налогоплательщиками в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п.3 ст.363.1 НК РФ). С 2009 года налогоплательщики, применяющие системы налогообложения в виде ЕСХН и УСН, не должны представлять налоговые расчеты по авансовым платежам по транспортному налогу. Форма налогового расчета по авансовым платежам по налогу утверждена Приказом Минфина России от 23.03.2006 № 48н. Налоговое уведомление о подлежащей уплате сумме налога (авансового платежа) вручается налогоплательщику-физическому лицу в срок не позднее 1 июня года налогового периода (п.3 ст.363 НК РФ).

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. Возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с перерасчетом суммы налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном ст. ст. 78 и 79 НК РФ. Данные положения введены с 01.01.2010 Федеральным законом от 28.11.2009 № 283-ФЗ.

Форма налогового уведомления на уплату транспортного налога (авансового платежа) утверждена Приказом ФНС от 31.10.2005 № САЭ-3-21/551 "Об утверждении форм налоговых деклараций.

В случае, если за физическим лицом зарегистрировано несколько транспортных средств и налог по ним начисляется одним налоговым органом, то такому налогоплательщику может быть выписано одно налоговое уведомление, в котором отражены все транспортные средства, подлежащие налогообложению.

В налоговом уведомлении, вручаемом физическому лицу в срок не позднее 1 июня года налогового периода, указывается:

  1. сумма налога (авансового платежа), исчисленная исходя из данных о транспортных средствах, зарегистрированных по состоянию на 1 января текущего налогового (отчетного) периода. Указанная сумма рассчитывается без учета коэффициента, установленного п. 3 ст. 362 НК РФ;
  2. срок уплаты, определяемый исходя из норм закона субъекта РФ, даты направления налогового уведомления.

В случае, если законом субъекта РФ предусмотрена уплата в течение налогового периода платежей по налогу, то в налоговом уведомлении, вручаемом физическому лицу в срок не позднее 1 июня налогового периода, указываются:

  1. суммы платежей по налогу (авансовому платежу), исчисленные исходя из данных о транспортных средствах, зарегистрированных по состоянию на 1 января текущего налогового (отчетного) периода;
  2. сроки уплаты платежей по налогу (авансовому платежу), определяемые исходя из норм закона субъекта РФ и даты направления налогового уведомления.

По окончании налогового (отчетного) периода физическому лицу вручается новое налоговое уведомление с указанием окончательной суммы налога (авансового платежа), подлежащей уплате по истечении налогового (отчетного) периода. Указанная сумма рассчитывается в порядке, установленном НК РФ и законом субъекта РФ (с учетом, в том числе, коэффициента, установленного п. 3 ст. 362 НК РФ и налоговых льгот, установленных законом субъекта РФ). Кроме того, указывается сумма налога (авансового платежа), уплаченная в течение налогового (отчетного) периода, сумма налога (авансового платежа), подлежащая уплате в бюджет и срок уплаты налога (авансового платежа). Данные положения применяются в случае, если сумма налога (авансового платежа), подлежащая доплате по истечении налогового (отчетного) периода, больше нуля. Законодательный (представительный) орган субъекта РФ при установлении налога вправе не предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода (п.6 ст.362 НК РФ).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Налоговая система является одним из самых важных элементов Российской экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Исходя из вышеизложенного, следует заметить что значение региональных налогов в налоговой системе определяется в первую очередь тем, что поступления от этих налогов являются значительным источником формирования доходной части региональных бюджетов (непосредственно по транспортному налогу - территориальных дорожных фондов), а следовательно, источником финансирования экономических и социальных программ развития регионов (по транспортному налогу - финансирование содержания, ремонта, реконструкции и строительства автомобильных дорог общего пользования, относящихся к собственности республик в составе РФ, автономных областей, автономных округов, краев, областей, а также затрат на управление дорожным хозяйством). В целом можно сказать, что транспортный налог является простым для налогообложения. Ставки налога фиксированы, объекты - конкретны, а налоговая база определяется четко.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Налоговый кодекс РФ.

2. Методические рекомендации по применению главы 28 "Транспортный налог" части 2-ой Налогового кодекса РФ // "Все о налогах", 2008 - № 6-7;

3. Федеральный закон от 28.11.2009 № 282-ФЗ

4. Федеральный закон от 24.07.02 г. N 110-ФЗ

5. Федеральный закон от 30.12.2006 № 268-ФЗ

6. Постановления Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 № 477

7. Приказ Минфина России от 13.04.2006 № 65н

8. Кузнецов А. Транспортный налог // Экономика и жизнь. - № 11. - 2009 г.

9. Разгулин С. Транспортный налог // Финансовая газета от 25.09.2009

10. Сафронов К. Новые налоги - новые сюрпризы // Налоги и платежи. - № 2. - 2009 г.

11. Симаков А.М. Налогообложение владельцев транспортных средств - вопросы и ответы // Российский налоговый курьер. - № 10. - 2009 г.

12. Филимонова М.С. Новое о транспортном налоге // Налоги и финансовое право. - № 9. - 2009 г.