Реферат: Функция субъекта управления как целеполагание

Название: Функция субъекта управления как целеполагание
Раздел: Рефераты по психологии
Тип: реферат

Содержание

Содержание………………………………………………………………………..2

1.Охарактеризуйте такую функцию субъекта управления как целеполагание.3

2. Назовите конкретные формы организации деятельности и охарактеризуйте такую форму управления как организация……………………………………...9

3. Укажите, какие из перечисленных факторов, влияющих на удовлетворенность человека трудом, относятся к собственно мотивационным (непосредственно связанным с процессом труда)……………………………..13

Список литературы………………………………………………………………17

1.Охарактеризуйте такую функцию субъекта управления как целеполагание

Особенности целеполагания человека определены особенностями его родового способа существования – преобразующего, деятельного отношения к миру. Эта позиция активности предполагает, что в человеческом поведении особую роль приобретает детерминация будущим, сознательно поставленные ориентиры действия. Они позволяют строить оптимизацию взаимодействия со средой на изменении последней в нужном направлении, на создании необходимых культурных, социальных и технических средств. В процессе общественно-исторической практики, меняя внешние, социальные и природные условия, человек изменяет себя, свои способности и потребности, создавая предпосылки для постановки новых целей и замыкая тем самым цепь причинных и технологических зависимостей.

Целеполагание - один из важнейших компонентов управленческой деятельности, а также общего функционирования, организаций. Оно является и основной функцией руководителя, и этапом управленческой деятельности, и ее структурным компонентом. Целеполагание определяется как формулировка или выбор цели функционирования организации, а также ее конкретизация на подцели и их согласование. Вместе с тем трактовка этой функции в теории управления неоднозначна. С одной стороны, признается ее не просто "очень важная", но и определяющая роль как в управленческой деятельности, так и в общем функционировании организации. Постоянно подчеркивается, что наличие обоснованных, перспективных целей организации - главное условие ее функционирования, а способность руководителя к их постановке - одно из важнейших управленческих качеств, С другой стороны, функция, целеполагания обычно не выделяется в качестве самостоятельной, а рассматривается как часть другой функции - планирования. Другая трактовка целеполагания состоит в том, что оно рассматривается только как исходная стадия всего управленческого цикла и как бы "предшествует" ему; оно поэтому выносится за пределы системы управленческих функций. Это частично справедливо, но лишь в том смысле, что подчеркивает определяющую роль целеполагания в управлении; то, что целеполагание как бы стоит "вне и выше" всех иных функций.

Вместе с тем и по своему содержанию, и по роли в управлении целеполагание является именно управленческой функцией, пронизывающей всю деятельность руководителя. Так, целеполагание нельзя приурочивать только к начальному этапу управления по двум причинам. Во-первых, определение общего направления деятельности организации, действительно, предшествует всем иным функциям. Однако в ходе всей последующей деятельности также имеет место переформулирование и (или) формулировка новый целей. Это необходимо в тех случаях, когда выясняется неэффективность или ошибочность изначально сформулированных целей. При этом целеполагание выступает не первым этапом управления, а в известном смысле является следствием иных управленческих функций. Во-вторых, специфической обязанностью руководителя является постановка целей перед исполнителями, что также включено в весь процесс организационного функционирования. Далее, по своему содержанию функция целеполагания - это сложный и развернутый во времени процесс, имеющий свои специфические закономерности, не свойственные иным управленческим функциям. Наконец, иногда функция целепогалания используется в качестве основы для организации всего управления, его своеобразного механизма - в методе "управления по целям" (management by objectives - МВО).

В теории управления общая характеристика цели дается на основе одного из главных положений системного подхода, согласно которому она понимается в качестве системообразующего фактора организаций. Это означает, что именно цель определяет общую направленность деятельности организации, ее состав (как подразделений, так и персонала) и структуру, регулирует характер существующих в организации взаимосвязей между ее компонентами, а также интегрирует их в согласованную систему. Кроме того, она выступает и основой для критериев выработки наиболее важных, стратегических решений в организации, определяет содержание планирования. Характер целей значимо влияет и на общий имидж организации. Цель оказывает существенное влияние на деятельность организации, поскольку определяет главные приоритеты ее функционирования.

Реализация функции целеполагания начинается с определения наиболее общей цели организации, выступающей основой для всей ее деятельности. Для определения этой наиболее общей цели используются понятия "философия компании", "политика фирмы″ и чаще всего "миссия организации". Миссия детализирует статус организации, декларирует ее главные задачи и определяет общие направления ее деятельности и руководства ею. Роль миссии поэтому очень велика, особенно в условиях свободной рыночной экономики, когда хозяйствующие субъекты ставятся перед необходимостью самостоятельного ее выбора. Наоборот, при централизованном управлении цели и задачи организаций жестко устанавливались, диктовались сверху - через систему основных плановых заданий. Собственно говоря, само отсутствие свободы в выборе миссии и явилось одной из важных причин неэффективности прежней системы управления в нашей стране, обусловившей ее распад. Наличие у организаций такой свободы является залогом эффективности экономики в целом и ее жизнеспособности.

В науке управления отсутствуют однозначные "рецепты" определения миссии организации, хотя выполнение одного, наиболее общего правила считается обязательным. Оно состоит в том, что в качестве миссии организации не должно формулироваться получение ею прибыли, хотя, безусловно, именно она составляет необходимый компонент ее целей, задач бизнеса как такового. Миссия должна включать формулировку более общих и широких, социально значимых целей. Прибыль представляет собой внутреннюю проблему организации. Но поскольку любая организация, особенно крупная, является социальной и открытой системой, она сможет выжить, если будет удовлетворять какую-либо потребность, находящуюся вне ее.

Итак, миссия организации является своеобразным фундаментом для последующей реализации функции целеполагания - для формулировки основных целей и задач организации. Поскольку конкретная работа организации характеризуется многообразием целей различного типа, необходимо определить эти типы и дать их классификацию.

Цели по своей сути разнообразны. На каждой стадии социального управления существуют свои цели, но все они подчинены главной цели общества. Здесь мы можем говорить, что целеполагание является основой системного подхода социального управления.Достижение определённого результата во многом зависит от того, правильно ли выбрана цель, соответствует ли она данной ситуации. Поэтому основой целеполагания является изучение закономерностей, которые происходят в обществе, определение целей этих закономерностей. И чем точнее будет определена цель происходящих закономерностей в обществе и их изменений, тем эффективней будет последующий результат. Кроме этого, в определение целей необходимо учитывать интересы данного общества, его возможности, потребности. Здесь необходимо отметить, что целеполагание представляет собой ни что иное, как процесс выявления различных потребностей управляемого объекта. В результате возникает много разнообразных целей, происходит, так называемое, рассеивание целей. Поэтому одной из задач целеполагания является сведение появляющихся целей до минимального количества и уже из данной величины выбрать главную цель, исключить цели, которые не отвечают предъявленным критериям.Существует ещё одна задача целеполагания; мало поставить цель, надо ещё разработать средства по её достижению. Средства могут быть разнообразны, но необходимо из данного количества выбрать наиболее рациональные, которые смогут быстро и экономично привести к поставленной цели. Также необходимо учитывать и интересы людей, для которых ставятся цели и разрабатываются средства по их достижению. Как только определённая цель достигнута, она становится средством для достижения другой цели.

Целеполагание – это процесс установления, формирования, обоснования целей и задач системы. Их ранжирования по степени важности и распределения по времени. Целеполагание может быть внешним, когда цели функционирования заданы извне, и внутренними, при котором система самостоятельно вырабатывает свои цели и ориентируется на их достижение. На деле цели социально-экономических систем представляют сембиоз внешне заданных и формируемых самой системой. Типология целей включает, прежде всего, программные цели. Постановка этих целей обусловлена решением социально-экономических, научно- технических производственно-технологических проблем. Здесь цели приобретают количественное выражение, временные параметры и территориальную ориентировку. По содержательному принципу выделяют три типа универсальных социально-экономических целей:

● Цели стабилизации, поддержание устойчивости социально-экономической системы заключается в закреплении стабильного, устойчивого состояния системы, предотвращении ухудшения этого состояния и возникновения кризисных ситуаций, закрепления достигнутого уровня;

● Цели развития, прогрессирующего изменения состоят в улучшении системы, благоприятном изменении ее свойств, качеств, эволюционном достижении желаемого состояния системы путем полного использования ее ресурсных возможностей;

● Цели обновления заключаются в революционном преобразовании, создании принципиально новой системы на основе существующей; удовлетворения новых потребностей на качественно более высоком уровне, повышение эффективности, действенности системы;

В психологическом аспекте важно различение декларируемых и реальных целей.

Декларируемые – этоофициально провозглашенные органами, субъектами управления цели, фиксируемые в программных документах, заявлениях лидеров, распространяемые в средствах массовой информации.

Реальные цели представляют истинные целевые ориентиры, на достижение которых направлены деятельность аппарата управления и исполнителей его воли, выраженной в решениях, проводимых мерах, действиях.

Функция стратегического целеполагания на уровне производственной организации, фирмы, компании проявляется в определении общей цели именуемой миссией организации. Проблема миссии организации рассматриваемой в качестве целеустремленной политики фирмы обрела в России новое звучание в связи с переходом к рыночным формам и методам хозяйствования.

Планирование , как известно, - это начало и основа управленческой деятельности. Утвержденные, принятые планы показывают, что, как, когда и кем будет выполнено. Планирование предполагает рассмотрение прошлого развития, анализа настоящей ситуации и постановку реальных задач на будущее. Основные требования к планированию :

● План должен быть экономически обоснован и рационален ( достичь конечной цели с наименьшими затратами времени, финансов и ресурсов):

● План должен опираться на реальные возможности организации, группы или индивиды;

● План должен быть достаточно гибким ( вносить изменения в план в процессе его реализации) без ущерба для достижения поставленной цели.

Конкретизация планов осуществляется в тактических, оперативных, текущих планах, рассчитанных на текущие месяцы, квартал , год. Обобщенный бизнес-план фирмы включает финансовый план, план маркетинга, производственный план, инновационный план, и др. Эффективность деятельности руководителя во многом зависит о того, насколько рационально он планирует свою работу, использует свое рабочее время.

2. Назовите конкретные формы организации деятельности и охарактеризуйте такую форму управления как организация .

Понятие «организация» обычно используется в двух значениях.

Во-первых, под организацией понимается процесс, деятельность, направление на упорядочение взаимодействия людей, идей, процессов. Во-вторых, под организацией понимается форма проявления совместной деятельности.

Функция организации – это объединение элементов или частей (людей, идей, процессов) в системное целое, в результате чего образуется жизнеспособная, эффективная и устойчивая система. Функция организации – это процесс целенаправленного взаимодействия частей целого как системы для достижения в конкретных условиях и в определенные сроки поставленных целей. Организация рассматривается как определенный вид социальной системы, характеризующейся сложным многоуровневым строением, способностью развиваться, открытостью, т.е. связанностью с более широкими структурами общества, когда носителями признака организации является сознательно контролируемая деятельность двух и более лиц.

В современных условиях получают развитие новые формы организаций:

─ Нестандартные – характерно отсутствие вертикальных иерархических связей, имеет место горизонтальные связи, повышается уровень горизонтальной координации с помощью внедрения информационных систем, прямого и непосредственного контакта между подразделениями.

─ Многомерные – с использованием матричной структуры, когда для достижения целей организации одинаково важны и технологическая глубина и способность к внедрению инноваций и быстрым изменениям. Уникальность матричной организации состоит в том, что и группирование по видам продукции и функциональные структуры (горизонтальные и вертикальные) применяются одновременно.

─ Партисипативные управленческие структуры создаются под определенный продукт, вид услуг или проект. Такая структура допускает гибкость и способность к изменениям, поскольку единицы организации здесь меньше и легче приспосабливаются к нуждам окружающей среды. Используется децентрализация принятия решений, так как некоторый объем полномочий передается на нижнем уровни иерархии. Решение проблемы происходит внизу, а не выталкивается наверх.

Организация – центральная функция управления, которую иногда отождествляют с управлением в целом. Сущность организации состоит в упорядочении, согласовании, регламентации действий группы работников, осуществляемых совместную деятельность. Организация экономических процессов распространяет свое действие и на оперативное регулирование.

Организация в менеджменте - это объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или достигающих определенной цели и действующих на основе определенных процедур и правил. В общем смысле под организацией имеют в виду способы упорядочения и регулирования действий отдельных индивидов и социальных групп. В узком смысле под организацией понимают относительно автономную группу людей, ориентированную на достижение некоторой заранее определенной цели, реализация которой требует совместных координированных действий.

Организация как система управления - одно из ключевых понятий теории организации, которое связанно с:

● целями;

● функциями;

● процессом управления;

● квалификацией менеджеров;

● распределением полномочий для достижения определенных целей.

В рамках этой системы протекает весь управленческий процесс, в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональных специализаций. Организация построена для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то внимание, которое уделяют ей руководители организаций и специалисты, стремящиеся к непрерывному совершенствованию, развитию как системы в целом, так и ее отдельных составляющих. В настоящее время в составе организации как системы управления выделяют следующие подсистемы:

● структура управления;

● техника управления;

● функции управления;

● методология управления.

Надо отметить, что систему управления можно рассматривать как с позиции статики, т. е. как некий механизм (организация), так и с позиции динамики - как управленческую деятельность.

Подходы (методология) к управлению включают в себя цели, законы, принципы, методы и функции, технологии управления и практику управленческой деятельности. Основной задачей системы управления организации ставится формирование профессиональной управленческой деятельности.

Процесс управления, как элемент управленческой деятельности, включает в себя: систему коммуникации, разработку и реализацию управленческих решений, информационное обеспечение.

Структура и техника управления являются элементами механизма управления и включают себя соответственно:

─ структуру управления организации, во многом определяющуюся по отношению к другим элементам. Структура органов управления и должностей, распределение между ними полномочий и ответственности часто предопределяет технику управления, процесс, методы, функции и схему организационных отношений с учетом профессионализма персонала;

─ компьютерную и оргтехнику, мебель, каналы передачи информации (сети связи), систему документооборота. Стройность и действенность системы управления в немалой степени зависит от системы документооборота предприятия. От нее напрямую зависит и число ошибок учета и планирования, и оперативность реагирования на определенное воздействие. На практике все более широкое понимание находит истина, что функциональность организации рабочего места повышает производительность труда работника и управленца не только технически, но и в результате получения ими положительного эмоционального настроя.

Сущность управления можно проследить через эволюцию представления об организации как основного объекта управления. Выделяют пять перечисленных ниже этапов.

Организация представляется как сумма трудовых операций. Управлять - значит правильно организовать производственные процессы и повышать производительность труда. Организация конструируется и контролируется менеджерами.

Организация - это административная пирамида как наиболее устойчивое строение (административный механизм). Ей присуща четкая структура, единоначалие, разделение труда, баланс полномочий и ответственности, корпоративная мораль.

Организация - бюрократия, где человек - это винтик огромной машины, материал для построения целого, не имеющий право на индивидуальные особенности. Индивидуальность личности подавляется разработкой и предписанием точного соблюдения инструкций практически "на все случаи жизни".

Организация - это группа единомышленников, семья. При такой концепции на первый план выходят межличностные и межгрупповые отношения. Управление должно вписываться в психологическую структуру группы, осознавать возможность спонтанного, неконтролируемого, самоорганизации.

Организация - это социотехническая система, т. е. взаимодействие группы людей с определенной техникой. Техническая система и система межличностных отношений могут пересекаться. От технической системы зависят социальные отношения, а от последних - производственная система. Отсюда - организация характеризуется как сложная, разнородная вероятностная система.

3. Укажите, какие из перечисленных факторов, влияющих на удовлетворенность человека трудом, относятся к собственно мотивационным (непосредственно связанным с процессом труда):

а) зарплата;

б) трудовые успехи;

в) условия труда;

г) степень ответственности;

д) служебный и профессиональный долг.

Под мотивацией (от англ. Motivation – двигаю) понимается психологическое явление, побуждающее человека к действию, направленному на удовлетворение индивидуальных или групповых потребностей. Что касается мотивации труда, то словарь glossary. Ru описывает ее как ″ совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к трудовой деятельности и придающих этой деятельности направленность, ориентацию на достижение определенных целей″ И.Г. Кокурина понимает трудовую мотивацию как процесс наполнения смыслами наиболее значимых стимулов труда. В результате этого процесса возникает структура в виде иерархии смыслообразующих мотивов, способная оказывать обратное влияние на трудовую деятельность.

Мотивация неразрывно связана с активизацией личности, и она проявляется в направлении цели, это динамический прцесс самовыражения. Мотивация включает три группы мотивов:

а) мотивы по обеспечению жизненно необходимых благ, посредствам которых удовлетворяются первоочередные и наиболее актуальные социальные потребности;

б) мотивы призвания: интерес и удовлетворенность, реализация способностей;

в) мотивы престижа выражают стремление работника реализовать свою социальную роль, занять достойный социальный статус.

Из выше сказанного, делая выводы, я пришла к выводу, что факторы, влияющие на мотивацию непосредственно связанные с процессом труда являются: а) зарплата; б) трудовые успехи; в) условия труда.

Заработная плата представляет собой оплату труда в виде денежного возмещения затраченных трудовых усилий. Такая компенсация не есть поощрение, а только законная плата за труд по установленной цене. НО опять же иное дело – надбавка к заработной платы в виде премии или иных бонусов, выплачиваемых или представляемых за особые результаты. Именно здесь речь идет о стимулировании, дополнительном подкреплении оплаты. Хорошие специалисты всегда требуют достойную заработную плату за свои труды.

Одним из важнейших факторов, способных помимо заработной платы влиять на степень удовлетворенности работника, являются условия труда . Если не будет интереса к своей работе, то она и не будет выполнятся должным образом, работника нужно заинтересовать, предоставить работнику возможности самому планировать свою работу, создавать комфортные физические условия труда( поддержание соответствующей температуры в помещении, использование систем кондиционирования воздуха, плохого освещения и др.), чтобы человек комфортно чувствовал себя в коллективе, ощущать себя частью целого (группы сотрудников), получать удовлетворение от работы с коллегами, от атмосферы организации. В общем все то, что окружает человека на своем рабочем месте должно благоприятно влиять на него. Намного приятнее, легче и продуктивнее работается на рабочем месте, оснащенном современным оборудованием, в конструкции которого учтены эргономические требования, когда соблюден эстетически выразительный внешний вид оборудования, механизмов, инструмента, помещений, рабочей одежды. Для многих людей условия работы играют важнейшую роль в мотивационной структуре.

Также для многих людей (особенно молодых) при выборе работы весьма значима возможность дальнейшего карьерного роста в рамках данной организации, ровно как и в рамках данной профессии. Стать известным человеком ( в рамках организации или профессии), добиться уважения и признания со стороны начальства, авторитетов в рамках выбранной профессии или организации.

Хорошей «естественной» мотивацией является возможность карьерного роста, который выражается в росте материального благосостояния и изменения социального статуса. Более высокий статус обеспечивает социальный престиж в обществе (укрепление символов своего положения), общественного признания и соответствующую власть. Власть предоставляет человеку авторитет и влияние от распоряжения другими, от принятия решения, от ответственности и риска.

Молодые служащие требуют интересной работы, которая дала бы им возможность самовыражения, и влияние молодого поколения в конце концов может привести к выработке нового стиля управления, нацеленного на развитие творческого начала и индивидуальности работников. Молодые люди выросли в «век насыщения» и не хотят работать ради идеи так же неистово, как предыдущие поколения. И поэтому, я думаю, что фирмы в недалеком будущем вынуждены будут искать новые методы повышения мотивации труда.

Список литературы

1. Абрамова С.Г. Психологический механизм управления, и о том, как их использовать. М.: Известия, 2002,-311с.

2. Арестова О.Н. Психологические механизмы структурирующего влияния мотивации на мысленную деятельность. М.: изд-во Московский университет, 2006,-№4, 10-20с.

3. Карпов А.В. Психология менеджмента. Учебное пособие для вузов. М.: Гардарики, 2003,-582с.

4. Менькин Н.П. Психология управления. Учебное пособие Барнул: Азбука, 2007,-161с.

5. Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. М.: Наука, 1988,-199с.

6. Островский Э.В. Психология управления. Учебное пособие М.: ИНФРА-М, 2008,-247с.

7. Шипунов В.Г. Основы упраленческой деятельности. 2-е изд.- М.: Высшая школа, 2004,-328с.

8. Конспект лекций