Контрольная работа: Правовое обеспечение безопасности бизнеса

Название: Правовое обеспечение безопасности бизнеса
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: контрольная работа

Контрольная работа

Дисциплина: Правовая среда бизнеса

Тема: Правовое обеспечение безопасности бизнеса

1.Механизм обеспечения экономической безопасности бизнеса.

Одним из наиболее значимых элементов системы безопасности предприятия является механизм ее обеспечения , который представляет собой совокупность законодательных актов, правовых норм, побудительных мотивов и стимулов, методов, мер, сил и средств, с помощью которых обеспечивается достижения целей безопасности и решения стоящих задач. Системный подход к формированию механизма обеспечения экономической безопасности предприятия предполагает, что необходимо учитывать все реальные условия его деятельности, а сам механизм должен иметь четко очерченные элементы, схему их действия и взаимодействия. Структура механизма обеспечения экономической безопасности предприятия состоит из нескольких блоков, одновременное действие которых призвано обеспечить достаточную для расширенного воспроизводства капитала предприятия прибыль, получаемую в результате соблюдения интересов предприятия, т.е. в результате взаимодействия предприятия с субъектами внешней среды. Механизм обеспечения экономической безопасности предприятия может иметь различную степень структуризации и формализации.

Действие механизма обеспечения экономической безопасности предприятия призвано организационно оформить взаимодействия предприятия с субъектами внешней среды. Результатом функционирования этого механизма является поступление необходимых для организации процесса производства ресурсов и информации в соответствии с системой приоритетных интересов предприятия, минимизация затрат на приобретение ресурсов в необходимом количестве и должного качества. Сделанное ранее утверждение об экономической безопасности предприятия, получающего прибыль, позволяет оценить роль и назначение механизма в обеспечении экономической безопасности предприятия. Он предназначен для организации взаимодействия предприятия с субъектами внешней среды, которые являются для предприятия приоритетными. Выбор именно приоритетных интересов позволяет ограничить размер механизма обеспечения экономической безопасности предприятия и сосредоточить внимание в нем на действительно важных для предприятия партнерах.

Основное назначение механизма обеспечения экономической безопасности предприятия заключается в создании и реализации условий, обеспечивающих экономическую безопасность предприятия. Эти условия определены исходя из критерия экономической безопасности и ее уровня. В качестве важнейших условий, учитываемых в структуре механизма обеспечения экономической безопасности предприятия, выбраны минимизация затрат предприятия, адаптация к нововведениям и расширение сферы использования услуг инфраструктуры рынка. Представляется, что именно эти условия способны оказать наиболее существенное влияние на формирование прибыли предприятия, обеспечив тем самым его экономическую безопасность .

Действие механизма должно быть направлено на обеспечение экономической безопасности в деятельности предприятия как в настоящее время, так и на перспективу. Если в первом случае доминируют такие условия обеспечения экономической безопасности , как минимизация затрат и расширение сферы использования услуг предприятий инфраструктуры, то во втором — это адаптация к нововведениям, расширение производства и его диверсификация.

Каждое из этих условий обеспечения экономической безопасности предприятия нельзя рассматривать изолированно, они тесно взаимосвязаны. Так, минимизацию затрат торгового предприятия только до определенного уровня можно обеспечить на основе усилий организационного характера, обеспечивающих соблюдение режима экономии ресурсов, изменение системы организации бизнес-процессов , высвобождение и реализацию излишних запасов и т.п. По достижению такого уровня необходимо внедрение новой техники и технологии, обеспечивающих значительное снижение затрат на доставку, хранение и реализацию товаров.

Реализация каждого из предложенных условий обеспечения экономической безопасности предприятия возможна либо с использованием мер организационного характера, которые, как правило, не нуждаются в инвестиционной поддержке (либо она незначительна), либо с привлечением определенного объема инвестиций. В первом случае речь идет о некапиталоемком создании условий обеспечения экономической безопасности предприятия, во втором — создание условий следует считать капиталоемким. Понятно, что при недостатке прибыли предприятия должны в первую очередь реализовывать те условия обеспечения их экономической безопасности , которые не требуют инвестиционной поддержки. И только после завершения реализации некапиталоемких мероприятий по обеспечению экономической безопасности предприятия должны приступать к реализации условий, требующих инвестиционной поддержки.

Минимизация затрат предприятия рассматривается как комплексное понятие, включающее минимизацию постоянных и переменных издержек на реализацию продукции. Повышенное внимание к переменным издержкам обусловлено также их ролью в получении прибыли, реализующейся посредством эффекта производственного рычага. Минимизацию затрат предприятия предлагается обеспечить посредством повышения эффективности использования ресурсов и устранения несоответствий в использовании ресурсов. В самом общем виде эти несоответствия сводятся к следующему: объемы поступающих ресурсов не соответствуют либо потребностям в них, либо объему продаж предприятия. Если первый вид несоответствий в использовании ресурсов характерен для материальных, информационных ресурсов, т.е. ресурсов, поступающих на предприятие периодически, то второй — чаще встречается в использовании таких ресурсов, как трудовые ресурсы и оборотные средства, которыми предприятие располагает в течение определенного периода времени. Несоответствия в использовании ресурсов предприятия влекут за собой появление непроизводительных затрат на оплату труда, на хранение материальных запасов и информации, на поддержание в рабочем состоянии оборудования.Устранение несоответствий в использовании ресурсов, поступающих на предприятие, рассматривается как процесс, имеющий непрерывный или дискретный характер.

В результате действия механизма обеспечения экономической безопасности предприятия должны быть также выявлены несоответствия ресурсов предприятия и объема его продаж. В процессе определения соответствия величины ресурсов, которыми располагает предприятие, и потенциального объема продаж наиболее важное значение имеет аналитический блок, в котором осуществляется сравнение величины ресурсов и потенциального объема продаж. Аналитический блок не только является самым важным, но и наиболее трудоемким и сложным, поскольку аналитический инструментарий, используемый для выявления соответствия величины ресурсов и объемов продаж, зависит от вида ресурса и особенностей бизнес-процессов на предприятии.

Действие механизма обеспечения экономической безопасности предприятия призвано не просто обеспечить экономическую безопасность , а безопасность определенного уровня, который зависит от особенностей деятельности предприятия и взаимодействующих с ним субъектов внешней среды. В связи с этим в качестве одного из элементов механизма является оценка уровня экономической безопасности , которой должен предшествовать выбор критериев экономической безопасности и ее уровня. Система экономической безопасности предприятия и механизм ее обеспечения предусматривают решение задач экономической безопасности не только специально созданным подразделением, а при активном участии всех отделов и служб предприятия в пределах возложенных на руководителей структурных подразделений обязанностей по проблемам безопасности . Главная роль в обеспечении экономической безопасности предприятия принадлежит его персоналу, кадровый потенциал или ресурс - это основной ресурс предприятия. Только он может приносить прибыль, но одновременно персонал является источником всех внутренних угроз экономической безопасности , и, в конечном счете, залог успеха любых управленческих инноваций - это лояльность и мотивированность сотрудников.

2.Государственное регулирование мер по экономической безопасности бизнеса.

Экономическая безопасность впервые получила официальное определение в российском законодательстве в Федеральном законе «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»10 . В статье 2 этого закона экономическая безопасность была определена как «состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость её экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям». Основополагающим документом в сфере обеспечения экономической безопасности России в настоящее время является утвержденная Указом Президента РФ в 1996г. Государственная стратегия экономической безопасности РФ . Целью Государственной стратегии было провозглашено “обеспечение такого развития экономики, при котором создавались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз”. И хотя, как видно из приведенной выше цитаты, появляются новые требования к безопасности в форме достижения “достаточного уровня…существования и…развития…”, “приемлемых условий жизни…”, выходящие к тому же на первый план, тем не менее, эти определения происходят из уже установленной нами связки «интересы национальные – угрозы», которая лежит в основе обеспечения экономической безопасности .

Из того, что обеспечение экономической безопасности подразумевает не только защиту определенного существующего положения (или его совершенствование в той или иной степени), но и создание возможностей для выхода на новый, качественно более высокий уровень развития, нами предлагается следующее определение экономической безопасности государства. Экономическая безопасность государства – это такое динамическое состояние экономических , социально-политических и иных аспектов взаимоотношений в обществе, при котором обеспечивается:

1) устойчивая защита национальных интересов в сфере экономики от воздействия внутренних и внешних угроз и

2) реализация (достижение) национальных целей в сфере экономики, установленных в соответствии с существующими приоритетами.

Данное определение является отправной точкой для разработки и анализа нами различных категорий экономической безопасности и взаимосвязей между ними.

Национальные интересы в сфере экономики состоят в повышении качества и уровня жизни, создании правового, социального государства, экономической стабильности, развитии равноправного и взаимовыгодного международного экономического сотрудничества. Более того, в Концепции национальной безопасности РФ признается, что “Реализация национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики. Поэтому национальные интересы России в этой сфере являются ключевыми”. Таким образом, реализация национальных интересов России во всех прочих сферах возможна только при условии успешной реализации национальных интересов России в сфере экономики.

В Государственной стратегии экономической безопасности РФ к основным национальным интересам в сфере экономики отнесены:

«– способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства без критической зависимости от импорта;

- приемлемый уровень жизни населения, обеспечивающий социально-политическую стабильность;

- устойчивость финансовой системы;

- сохранение единого экономического пространства, исключающее развитие сепаратистских тенденций;

- создание экономических и правовых условий, противодействующих кримиминализацию общества;

- обеспечение необходимого государственного регулирования экономических процессов, способное гарантировать нормальное функционирование рыночной экономики как в обычных, так и в экстремальных условиях».

В силу объективной ограниченности имеющихся ресурсов и возможностей воздействия при проведении государственной экономической политики среди национальных интересов определяются приоритетные, т.е. те, для обеспечения которых должны выделяться ресурсы в первую очередь, вторую и последующие очереди. И вот здесь уже начинается национальная специфика: где-то реализуется отчетливо выраженная социальная политика, а где-то еще во главу угла ставится создание современной конкурентоспособной экономики и т.д.

На основе упорядоченных в соответствии с текущими приоритетами национальных интересов и исходя из имеющихся ресурсов и должна разрабатываться государственная экономическая политика. Эта политика направлена на достижение определенных с достаточной степенью конкретности целей, которые в силу их масштабности мы имеем право называть национальными. Национальные цели представляют собой более или менее точно определенные показатели, связанные с реализацией определенного национального интереса и на которые предполагается выйти через определенный промежуток времени. Нельзя не отметить и того, что национальные цели, будучи по сути макроцелями, состоят, с одной стороны, из совокупности определенных микроцелей, а с другой, – их достижение является результатом последовательного достижения ряда микроцелей.

Таким образом, условия обеспечения экономической безопасности – защита интересов и реализация целей – переплетаются теснейшим образом. Так, защита интересов может рассматриваться как важнейшая национальная цель, без реализации которой невозможна полноценная реализация каких-либо других национальных целей. В то же время национальная цель представляет собой конкретное выражение того или иного национального интереса.

Под угрозой экономической безопасности нами понимаются сложившиеся экономические и иные условия, произошедшие факты в экономической и других сферах деятельности, которые способны (прямо или косвенно) оказать негативное воздействие на экономическую безопасность хозяйствующего субъекта (отрасли экономики, экономической территории, национальной экономики в целом) в настоящем или ближайшем будущем.

Для характеристики состояния объекта воздействия угроз, исходя из его подверженности этому воздействию, можно использовать термин «уязвимость». Опасность угрозы и уязвимость объекта тесно переплетены. Так, если опасность данной угрозы для данного объекта говорит об его уязвимости перед ней и, наоборот, уязвимость данного объекта перед данной угрозой говорит о ее опасности для него. Например, по словам секретаря Совета безопасности РФ С.Б. Иванова «особенностью нынешнего этапа развития России является то, что внутренние угрозы являются определяющими»12 . Это значит, что для современной России наибольшую опасность представляют именно внутренние угрозы, хотя по мере дальнейшего вовлечения России в мировую хозяйственную систему опасность внешних угроз будет увеличиваться.

Прикладным инструментом для проведения оценки социально– экономического развития с позиций экономической безопасности являются так называемые «критерии экономической безопасности». Под критериями экономической безопасности нами понимаются показатели, характеризующие те или иные социально-экономические процессы, динамика значений которых свидетельствовала бы о воздействии (наступившем или еще только приближающемся) угроз или же о формировании угрозообразующих факторов.

Критерий экономической безопасности – это, по сути, оценка состояния экономики с точки зрения важнейших процессов, отражающих сущность экономической безопасности. Критериальная оценка безопасности включает в себя оценки: ресурсного потенциала и возможностей его развития; уровня эффективности использования материальных ресурсов, капитала и труда и его соответствия уровню в развитых странах, а также уровню, при котором внутренние и внешние угрозы сводятся к минимуму; конкурентоспособности экономики; целостности территории и экономического пространства; суверенитета, независимости и возможности противостояния внешним угрозам; социальной стабильности, качества жизни населения и условий предотвращения и разрешения социальных конфликтов. Наивысшая степень экономической безопасности достигается при условии, что весь комплекс показателей находится в пределах допустимых границ своих пороговых значений, а фактические значения одних критериев не переходят своих пороговых значений в ущерб другим критериям.

3.Внутригосударственные проблемы экономической безопасности и развития бизнеса.

Можно выделить два уровня проблем экономической безопасности нашей страны: 1. Внутренние проблемы: - довольно слабая разработка законодателем дефиниций экономических правонарушений и преступлений; - переход от «оценочного» к «конкретному» критерию в определении размера последствий от такой категории правонарушений и преступлений; - отсутствие специально подготовленных кадров для раскрытия правонарушений и преступлений в сфере экономики; - частичное, локальное обеспечение техническими средствами для выявления правонарушений и преступлений в экономике; - особенности «национальной» девиантной психологии, как индивидуальной, так и массовой.

2. Внешние проблемы: - отсутствие нормативно—правового акта, охватывающего абсолютно все страны мира, или, хотя бы большую часть из них (на уровне ООН) по унификации правонарушений и преступлений в экономической сфере общества; - отсутствие в имеющихся нормативно-правовых актах словаря с унифицированными понятиями, такими как «вред», «ущерб», «значительный ущерб», «значительный вред»; - существование сугубо «узкопрофильных» спецслужб по выявлению, раскрытию и расследованию правонарушений и преступлений в сфере экономики во всем мире; - плюрализм методик раскрытия и расследования правонарушений и преступлений в сфере экономики на мировом уровне; плюрализм экономических экспертиз, как одного из наиболее эффективных средств раскрытия и расследования преступлений в сфере экономики в мире; - особенности психологии правонарушителей и преступников, совершающих преступления в сфере экономики в мировых масштабах; - недостаток информационного обмена между странами мира по данной категории дел.

4.Службы безопасности на предприятии.

Служба безопасности (СБ) на предприятии - подразделение предприятия, специально созданное для обеспечения безопасности его законных прав и интересов от криминальной конкуренции со стороны социальных организаций и физических лиц. Службы безопасности - неотъемлемая часть хозяйственной и иной предпринимательской деятельности в странах с развитой рыночной экономикой. Затраты зарубежных фирм только на охрану коммерческой тайны достигают 25 % всех расходов на производство. В Западной Европе ассигнования на мероприятия, связанные с обеспечением безопасности, составляют от 15 до 20% стоимости охраняемых ценностей, в Украине - не более 1 %. Руководитель предприятия, определяя характер службы безопасности, должен исходить из особенностей сферы и масштабов деятельности предприятия, объектов, подлежащих защите, учитывать возможности материально-технического и финансового обеспечения мероприятий по обеспечению безопасности. Все подразделения службы безопасности в полном объеме создаются лишь крупнейшими экономическими субъектами. Небольшие предприятия ограничиваются группами внутренней безопасности, состоящими из охранников и персонала, занимающегося настройкой и ремонтом технических средств обеспечения безопасности. В некоторых случаях создавать службу безопасности на предприятии не следует. В таком случае для обеспечения безопасности от криминальной конкуренции можно использовать технические средства. На основной персонал предприятия при этом возлагаются соответствующие дополнительные функции. К проектированию системы обеспечения безопасности - опирающейся в основном на технические средства, целесообразно привлечь специализированные консультативные фирмы.

Основные принципы деятельности СБ: законность, соблюдение прав и свобод человека и гражданина, уважение личной, семейной тайны (сбор сведений в отношении сотрудника, кандидата на работу осуществляется только с его письменного согласия; автоматизированные информационные системы создаются и используются с соблюдением требований законодательных актов относительно персональных данных); приоритет предупредительных мероприятий; профессионализм (использование собственных специалистов или обращение за помощью к специализированным государственным или частным организациям); взаимодействие с государственными правоохранительными органами и службами безопасности других фирм; системный подход, который предполагает, в частности, учет всех факторов, оказывающих влияние на безопасность предприятия, полный охват защитными мероприятиями всех объектов в соответствии с их значимостью, использование не только режимных мер и административных методов, но и экономических рычагов и стимулов, циркулярного информирования, других способов воздействия; использование доступных зарубежных средств и систем безопасности; активность, опережающий по сравнению с имеющими место посягательствами поиск новых способов и возможностей обеспечения безопасности; сочетание единоначалия и коллегиальности в руководстве; подотчетность и подконтрольность лично руководителю предприятия, поскольку он знает в деталях приоритеты в управлении, имеет возможность оперативно принимать решения и эффективно их реализовывать; сочетание гласных и негласных форм деятельности, так как применение предприятиями-конкурентами, службами промышленного шпионажа, организованной преступностью негласных форм деятельности обусловливает необходимость аналогичных форм противодействия; рациональное использование сил и средств;

плановая основа деятельности; повышение квалификации сотрудников СБ.

Цель создания СБ -- обеспечение для предприятия условий защищенности от криминальной конкуренции -- деятельности социальных организаций или физических лиц, направленной на получение односторонних преимуществ в бизнесе и основанной а нарушениях законодательства, деловой этики, наносящей экономический или иной ущерб цивилизованному бизнесу.

Основные задачи СБ на предприятии: 1) распознавание угроз его безопасности; 2) предотвращение возможного ущерба от криминальной конкуренции; 3) противодействие физическим лицам и социальным организациям, использующим методы криминальной конкуренции; 4) минимизация последствий от конкретных фактов криминальной конкуренции; 5) противодействие физическому, техническому несанкционированному проникновению на служебные объекты; 6) информационное обеспечение деятельности по вопросам безопасности; 7) взаимодействие и координация службы безопасности с государственными правоохранительными органами; 8) обеспечение физической безопасности руководителей и сотрудников предприятия; 9) обеспечение безопасности коллектива от проникновения лиц с криминальным прошлым, от разрушения благоприятного психологического климата; 10) исключение несанкционированного доступа к информации, составляющей коммерческую тайну; 11) обеспечение сохранности материальных ценностей и финансовых средств предприятия; 12) предотвращение возможного ущерба имиджу предприятия; 13) противодействие возможным попыткам со стороны конкурентов получить соответствующие рычаги управления предприятием (бизнесом).

5.Система мер по обеспечению экономической безопасности бизнеса.

Деятельность предпринимателей в современных условиях хозяйствования в России является весьма сложной. Это связано не только с общим кризисным состоянием российской экономики, но и с рядом факторов, усиливающих активизацию угроз экономической безопасности предпринимательства. Среди них наибольшее значение имеют:

1. Значительная степень монополизации рынка, частично сохранившаяся от прежней административно-командной системы, частично - вновь возникшая. Одновременно нарастает уровень конкурентной борьбы за российские рынки как со стороны отечественных, так и зарубежных производителей;

2. Установление контроля криминальных структур над рядом секторов экономики и субъектов хозяйственной деятельности;

3. Рост криминализации российского бизнеса вообще и учащающееся использование криминальными структурами сделок в целях отмывания «грязных» денег, вывоза их за рубеж и пр.;

4. Наличие ряда социальных проблем - низкий уровень доходов населения, безработица, текучесть кадров - все это снижает степень ответственности и увеличивает вероятность склонности работника к продаже секретов фирмы и другим незаконным действиям;

5. Отсутствие единства действий и взаимной согласованности различных правоохранительных органов;

6. Активизация шпионской и разрушительной деятельности со стороны спецслужб развитых стран и крупных компаний, имеющих большой опыт данной деятельности;

7. Относительная «молодость» российского бизнеса и неотработанность методов защиты собственной экономической безопасности, отсутствие опытных специалистов;

Кроме того, предпринимательская деятельность, по своей сути, является весьма разносторонней. Она связана с решением организационных вопросов, правовыми и экономическими проблемами, техническими, кадровыми и т.д. Особенно усложняется управление такой деятельностью, когда фирма - крупное производственное предприятие, которое имеет широчайшие деловые связи и значительное количество контрагентов (КОНТРАГЕНТ - лицо или учреждение, берущее на себя известные обязательства по оговору): поставщиков, заёмщиков, кредиторов, клиентов.

Объектом системы обеспечения экономической безопасности выступает стабильное состояние предпринимательской деятельности в текущем и перспективном периоде. Поскольку объект защиты сложный, многоаспектный, то эффективное обеспечение экономической безопасности должно основываться на комплексном подходе к управлению этим процессом. Комплексный подход предполагает учет в управлении объектом всех основных его аспектов и все элементы управляемой системы (фирмы) рассматриваются только в совокупности, целостности, единстве.

Таким образом, необходимо создание комплексной системы обеспечения экономической безопасности предпринимательской фирмы - это совокупность взаимосвязанных мероприятий организационно-правового характера, осуществляемых в целях защиты предпринимательства от реальных или потенциальных действий физических или юридических лиц, которые могут привести к существенным экономическим потерям.

6.Виды угроз безопасности предприятия.

Угрозы объектам безопасности, исходящие от внутренних и внешних источников опасности, определяют содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности. Если учитывать, что внешние и внутренние угрозы различаются как реальные и потенциальные, то деятельность по обеспечению безопасности будет сводиться к прогнозированию угроз, определению и реализации наиболее эффективных мер по их локализации. Отсюда следует, что основой организации, планирования и реализации мер обеспечения безопасности в различных сферах являются анализ и оценка характера реальных и потенциальных внутренних и внешних угроз, кризисных ситуаций, а также прочих неблагоприятных факторов, препятствующих достижению поставленных целей и представляющих опасность для жизненно важных интересов.

На уровне промышленного предприятия в значительной степени проявляется зависимость от субъективных факторов, так как концепцию достаточности безопасности конкретного предприятия определяет его руководство исходя из своего представления о проблеме безопасности, наличия необходимых для ее обеспечения ресурсов, стратегических целей деятельности.

Очевидно, что, обосновывая затраты на обеспечение экономической безопасности, необходимо учитывать все три составляющие, отмеченные как общие в большинстве определений, а также недетерминированный характер угроз. Система реальных и потенциальных угроз экономической безопасности не статична. Угрозы могут появляться и исчезать, нарастать и уменьшаться. К тому же субъекты отношений безопасности (человек, общество, предприятие, регион, государство) -- сложные многоцелевые системы, определить потребность в безопасности которых весьма затруднительно.

Угрозу безопасности промышленного предприятия можно трактовать как любой конфликт целей функционирования и развития промышленного предприятия с внешней или внутренней средой, а если цели совпадают -- как несовпадение путей их достижения. Иными словами, угроза безопасности промышленного предприятия -- совокупность условий и факторов, создающих опасность его жизненно важным интересам (производственным мощностям, технологии, менеджменту, работникам и т.д.).

Предложенные определения позволяют рассматривать систему обеспечения безопасности промышленного предприятия как комплекс эффективных мер (управленческих решений) по локализации реальных и потенциальных внутренних и внешних угроз. Этот комплекс мер должен быть обоснован оценкой характера этих угроз, анализом кризисных ситуаций, прочих неблагоприятных факторов, препятствующих достижению целей предприятия и представляющих опасность для его жизненно важных интересов.

Баланс жизненно важных интересов предприятия должен подразумевать соответствие располагаемого ресурсно-производственного потенциала (производственной мощности, активов, доли рынка, наличия стратегических зон хозяйствования, вида кривой жизненного цикла) формулируемым стратегическим целям его развития. Еще может оказаться, что необходимость обеспечения безопасности объекта возникает в результате появления такой функции его деятельности, которая ранее не предусматривалась (например, производство нового вида продукции или оказание нового вида услуг). И тогда также можно говорить об определенной модели эффективного функционирования и развития.

В систематизации угроз будем использовать следующие признаки, встречающиеся в наиболее известных классификациях: виды угроз, их объекты - направления, субъекты - источники, методы и средства защиты от них.

По видам угрозы чаще всего подразделяют на два основных класса: естественные (объективные); искусственные (субъективные).

Естественные угрозы вызываются стихийными природными явлениями (землетрясениями, наводнениями, ураганами). Искусственные угрозы вызваны деятельностью человека. Они могут иметь непреднамеренный или, наоборот, преднамеренный характер.

Непреднамеренные (непредумышленные) угрозы вызываются ошибками, например в проектировании производственных систем или в их эксплуатации. Субъектов таких угроз принято называть нарушителями. На промышленных предприятиях недостаточная квалификация или нарушение ими должностных инструкций могут вызвать такие проявления непреднамеренных угроз: травмы и гибель людей; повреждение оборудования, линий связи, каналов жизнеобеспечения; нерациональное изменение технологий; нерегламентированное использование технических средств, документов, компьютерных программ; разглашение конфиденциальной информации; некомпетентное использование, некорректную настройку или неправомерное отключение персоналом средств защиты службы безопасности.

Субъектов преднамеренных (умышленных) угроз называют злоумышленниками. Угрозы вызываются их корыстными устремлениями (терроризмом, забастовками, хищениями, кражами) и могут привести к травмам и гибели людей. К проявлениям умышленных угроз также относят: физическое разрушение объекта или отдельных его элементов в результате терроризма, хулиганства, вандализма; отключение или вывод из строя систем жизнеобеспечения объекта вследствие тех же причин; действия по дезорганизации функционирования объекта (забастовки, саботаж, постановка помех); хищение материальных ценностей; съем информации путем контроля каналов связи, негласной установки специальных технических средств, анализа и контроля побочных излучений, негласных видео- и фотосъемок, хищение документов, магнитных носителей и бумажных отходов (распечаток, копировальной бумаги). Перечисленные угрозы по отношению к защищаемому объекту также могут быть внешними и внутренними. Например, выброс радиоактивных веществ даже далеко за территорией охраняемого объекта может тем не менее нанести ему ущерб. В случаях, когда источник внешней угрозы установить затруднительно, ее относят к стихийным бедствиям.

7.Индикаторы экономической безопасности предприятия.

Показатели и индикаторы экономической безопасности предприятия. От точной идентификации угроз, от правильного выбора измерителей их проявления, то есть системы показателей для мониторинга (их ещё называют индикаторами ), зависит степень адекватности оценки экономической безопасности предприятия существующей в производстве реальности и комплекс необходимых мер по предупреждению и парированию опасности, соответствующих масштабу и характеру угроз.

В качестве одной из целей мониторинга экономической безопасности предприятия является диагностика его состояния по системе показателей, учитывающих специфические отраслевые особенности, наиболее характерных для данного предприятия и имеющих для последнего важное стратегическое значение. Если использовать подобную методику для построения системы количественных и качественных показателей экономической безопасности на уровне предприятия , то в неё необходимо включить следующие главные, на наш взгляд, индикаторы (естественно, данный перечень требует его конкретизации для каждого вида производства, ранжирования показателей на основные и второстепенные): а) индикаторы производства : динамика производства (рост, спад, стабильное состояние, темп изменения); реальный уровень загрузки производственных мощностей; доля НИОКР в общем объёме работ; доля НИР в общем объеме НИОКР; темп обновления основных производственных фондов (реновации); стабильность производственного процесса (ритмичность, уровень загруженности в течение определённого времени); удельный вес производства в ВВП (для особо крупных предприятий-монополистов ); оценка конкурентоспособности продукции; возрастная структура и технический ресурс парка машин и оборудования;

б) финансовые индикаторы : объем "портфеля" заказов (общий объём предполагаемых продаж); фактический и необходимый объём инвестиций (для поддержания и развития имеющегося потенциала); уровень инновационной активности (объём инвестиций в нововведения); уровень рентабельности производства; фондоотдача (капиталоемкость) производства; просроченная задолженность (дебиторская и кредиторская); доля обеспеченности собственными источниками финансирования оборотных средств, материалов, энергоносителей для производства;в) социальные индикаторы : уровень оплаты труда по отношению к среднему показателю по промышленности или экономике в целом; уровень задолженности по зарплате; потери рабочего времени; структура кадрового потенциала (возрастная, квалификационная).

ЛИТЕРАТУРА

1.Московский журнал "Менеджмент в России и за рубежом" 2000 г., № 2

2.Долгополов Ю.Б. Предпринимательство и безопасность. - М.: Универсум, М., 2000.

3. Казакевич О.Ю. и др. "Предприниматель в опасности: способы защиты (практическое руководство для предпринимателей и бизнесменов). - М.: Объединение УППИКС, 2002.

4. Раевский Г. Угрозы экономической безопасности предприятия и задачи службы безопасности по их нейтрализации, //Частный сыск. - 2003. - №4