Курсовая работа: Финансовая система РФ 12
Название: Финансовая система РФ 12 Раздел: Рефераты по финансам Тип: курсовая работа |
Министерство культуры РФ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения» Институт экономики и управления Кафедра управления экономическими и социальными процессами КУРСОВАЯ РАБОТА По дисциплине «Финансы и кредит» На тему: «Финансовая система РФ» Выполнил: Проверил: Санкт-Петербург 2011 Содержание Веедение…………………………………………………………………………...3 Глава 1. Финансовая система РФ………………………………..……………….5 1.1. Социально-экономическая сущность финансов…………………………5 1.2. Звенья финансовой системы……………………………….…………….10 1.3. Управление финансами…………………………...……………………...12 1.4. Основные макроэкономические показатели развития Российской экономики в финансовом аспекте за последние два года……...………16 Глава 2. Задачи……………………………………………………………...……21 Заключение……………………………………………………………...………..23 Список источников…………………………………………...………………….24 Введение Финансы - это система экономических (денежных) отношений, с помощью которой создаются и расходуются фонды денежных средств. Финансовая система – совокупность организаций, обеспечивающих денежный оборот в рамках определённой страны включающих в себя: - государственную финансовую подсистему, которая обеспечивает поступление денежных средств в бюджет и их расходование; - банковскую подсистему, которая содержит финансовые учреждения, обеспечивающие расчёты, кредиты, инвестиции, операции с денежными средствами; - подсистему обращения государственных ценных бумаг, служащую для привлечения денежных средств на вторичных рынках ценных бумаг. Тема Финансовая система РФ очень актуальна, так как страна сейчас пережила финансовый кризис и очень интересно, как именно она будет набирать обороты на мировой арене. Цель курсовой работы – изучить финансовую систему РФ Задачи курсовой работы: - рассмотрение социально-экономической сущности финансов - узнать звенья финансовой системы - понять, как и кто управляет финансами - изучить основные макроэкономические показатели развития Российской экономики в финансовом аспекте за последние два года - решение задач Предмет изучения – финансовая система РФ Глава 1. Финансовая система РФ 1.1. Сущность и структура финансов Возникновение государства предполагает, кроме всего прочего, установление определенных взаимоотношений по распределению и перераспределению создаваемых экономических благ между государством в лице верховной власти и остальными субъектами воспроизводственных отношений. Собственно, эти отношения и определялись понятием «финансы». Для публичных финансов характерными признаками являются: 1) денежный характер обращений; 2) безвозмездный и безвозвратный характер платежей хозяйствующими субъектами и населением в государственные и местные бюджеты, а также во внебюджетные фонды; 3) принудительная со стороны государственных органов и органов местного самоуправления форма денежных отношений с хозяйствующими субъектами и населением (государство и органы местного самоуправления в форме правовых актов устанавливают систему обязательных платежей и меры воздействия к указанным субъектам в случае нарушения последними указанного порядка); 4) отношения перераспределения уже распределенного совокупного общественного продукта в его денежной форме. Развитие крупномасштабного товарного производства, связанное с возникновением национальных и транснациональных организаций корпоративного типа (с долевой акционерной формой уставного капитала), повлекло за собой совершенствование методов, способов мобилизации, использования, распределения денежных средств между различными участниками воспроизводственного процесса.[1] Особую значимость в этом распределительном процессе приобретают вопросы движения денежных средств, обособленные от движения товаров. Они сопряжены как с различными формами кредита, так и с распределением и перераспределением стоимости покупного общественного продукта между различными субъектами, каждый из которых претендует на получение определенной доли в произведенном продукте в соответствии с действующими правовыми нормами или обычаями делового оборота, что и является собственно сферой финансовых отношений. Отличительным признаком финансовых отношений является и то, что процесс перераспределения совокупного общественного продукта сопровождается созданием различных фондов денежных средств, имеющих целевое значение. Фонды денежных средств, создаваемые на уровне государства, органов местного самоуправления, называются централизованными фондами, а денежные фонды, создаваемые на уровне хозяйствующих субъектов, домохозяйств, - децентрализованными. 1) распределительный характер отношений, который основан на правовых нормах или этике ведения бизнеса, связан с движением реальных денег независимо от движения стоимости в товарной форме; 2) односторонний (однонаправленный), как правило, характер движения денежных средств; 3) создание централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Основным материальным источником денежных доходов населения, хозяйствующих субъектов, государства и органов местного самоуправления является национальный доход. От его величины и характера распределения зависят возможности развития экономики, удовлетворения потребностей членов общества. Финансовые отношения многообразны. Они связаны с денежными отношениями. Совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении населения, хозяйствующих субъектов, государства, органов местного самоуправления, представляют собой финансовые ресурсы. Источниками финансовых ресурсов выступают: 1) на уровне хозяйствующих субъектов: прибыль, амортизация, продажа ценных бумаг, банковский кредит, проценты, дивиденды по ценным бумагам, выпускаемым другими эмитентами; 2) на уровне населения: заработная плата, премии, надбавки к заработной плате, выплаты социального характера, осуществляемые работодателем, командировочные расходы; доходы от предпринимательской деятельности, от участия в прибылях, от операций с личным имуществом, от кредитно-финансовых операций; социальные трансферты, в том числе пенсии, пособия, стипендии; потребительский кредит; 3) на уровне государства, органов местного самоуправления: доходы от государственных и муниципальных предприятий, доходы от приватизации государственного и муниципального имущества, доходы от внешнеэкономической деятельности, налоговые доходы, государственный и муниципальный кредит, эмиссия денег и доходы от эмиссии ценных бумаг.[5] Социально-экономическая сущность финансов заключается в исследовании и ответе на следующие вопросы: за счет кого или чего тот или иной хозяйствующий субъект, гражданин, государство, орган местного самоуправления формирует свои финансовые ресурсы и каким образом и в чьих интересах используются эти фонды денежных средств. Финансовый метод распределения охватывает разные уровни управления экономикой: федеральный, региональный (на уровне субъектов Федерации), местный (на уровне местного самоуправления). Ему присуща многоступенчатость, порождающая разные виды распределения – внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное. Посредством финансов государство воздействует не только на перераспределение национального дохода, но и на производство, накопление капитала, сферу потребления. Финансы играют решающую роль в развитии государственного и частного сектора экономики, производственной и социальной инфраструктуры, научно-технического прогресса и т. п. Распределение национального дохода происходит как между производственной и непроизводственной сферами, так и внутри этих сфер. Государство с помощью финансового механизма изымает часть дохода, полученного в одних сферах экономики, и направляет в другие, в том числе в социальную сферу. Процесс перераспределения национального дохода предопределяется характером финансовой политики государства, раскладом политических сил в стране.[1] В целом распределительная функция финансов позволяет: Наряду с распределительной к главным функциям финансов относят и контрольную функцию. Распределительная и контрольная функции представляют собой две стороны одного и того же экономического процесса. Основу контрольной функции финансов составляет движение финансовых ресурсов. Исходя из характера движения общество имеет возможность знать о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств; как обеспечивается своевременность поступления финансовых ресурсов в распоряжение субъектов хозяйствования. Если контрольная функция финансов не осуществляется на практике, то невозможно оценить и эффективность распределительной функции, что позволяет говорить о необходимости координации в реализации указанных функций. 1.2. Звенья финансовой системы Финансовая система Российской Федерации подразделяется на четыре уровня, каждый из которого является самостоятельно функционирующим звеном системы: 1.2. Управление финансами. Под общим термином «управление» понимается сознательное воздействие с целью развития и совершенствования объекта. Государство должно совершенствовать систему отношений, призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического развития общества, осуществлять контроль за рациональном их использованием. На решение этой и направлено управление финансами – сложный процесс, представляющий единство управляемой (объекты) и управляющей (субъекты) систем. Управляющая система – «финансовая система» - совокупность финансовых институтов (учреждений), управляемая система – «система финансов» - совокупность денежных отношений. При этом процесс управления финансами не однозначный, он включает не только управление объектами, но и совершенствование деятельности, организации самих субъектов управления.[3] Финансовая политика – это совокупность методологических принципов, практических форм организации и методов использования финансов. Она позволяет соединить воедино потенциальные возможности управления, заложенные непосредственно в самих финансах (объектах управления), с конкретными методами работы, организацией органов финансовой системы (субъектов управления). Во всех государствах финансовая политика реализуется через финансовую систему, деятельность которой строится на следующих принципах: - управление финансами с учетом специфики звеньев системы финансов; - общность функций всех финансовых учреждений; - общее руководство центром при активном участии всех нижестоящих органов управления. Основными методологическими принципами проведения финансовой политики, т.е. управления финансами, являются: - зависимость от конечной цели; - макроэкономическая сбалансированность всех отраслей хозяйства; - соответствие интересам всех членов общества; - использование экономических законов; - учет внутренних и внешних экономических условий на основе реальных возможностей. - финансовое планирование; - прогнозирование; - программирование; - финансовое регулирование; - финансовый контроль; - принятие финансового законодательства; - система методов мобилизации финансовых ресурсов. В результате действия финансовой политики осуществляется перераспределение ВВП, обеспечивающее выравнивание уровней развития субъектов Федерации, сочетание интересов всех хозяйствующих субъектов.[4] - Министерство финансов Российской Федерации: - получать от министерств, ведомств, предприятий, учреждений материалы, необходимые для составления и исполнения бюджетного плана; - ограничивать и приостанавливать финансирование, в случае нарушения финансовой дисциплины; - проводить ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций. Министерство по налогам и сборам Российской Федерации и Федеральная служба налоговой полиции осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетные фонды налогов, сборов и других платежей.[1] Министерство государственного имущества РФ организует управление государственным имуществом с целью получения доходов неналогового характера (арендная плата, доходы от продажи государственного имущества). Система Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ) является важным органом реализации денежно-кредитной и финансовой политики. ЦБ РФ осуществляет наряду с Федеральным казначейством кассовое исполнение бюджета, контролирует деятельность других кредитных институтов. Проведение финансовой политики в субъектах федерации, их административно-территориальных и муниципальных образованиях осуществляют соответствующие финансовые учреждения. 1.4. Основные макроэкономические показатели развития российской экономики в финансовом аспекте за последние два года Всем известно, что в последние два года Россия да и весь мир переживали финансовый кризис. Вокруг говорится о том, что он закончился, но вот анализ состояния России, представленный экспертом Львом Гудковым: «2010 год закончился на ноте растущей неопределенности: обычные массовые надежды на «все хорошее» в новом году (получение высоких доходов, внутреннего покоя и удовлетворенности жизнью, новых приобретений, большей свободы и защищенности) высказываются примерно с той же частотой, что и в докризисный 2007 год, однако в отличие от того времени сегодня они сочетаются с высоким уровнем тревожности, коллективной напряженности и накапливающейся агрессии, с которыми люди справляются с некоторым трудом. Уходящий год, по словам опрошенных, оказался более тяжелым в сравнении с тем, чего они ждали, хотя и не таким трудным, как это было в кризисном 2009 году. Острая фаза кризиса прошла как будто безболезненно, но уверенности обществу это нисколько не прибавило. Положение дел в экономике (в реальном секторе) не меняется, люди не чувствуют ни заметного ухудшения, ни улучшения. В целом уровень жизни в 2010 г. не изменился (так считают 40% россиян) или изменился в худшую сторону, как полагают 42% (что положение «улучшилось», считают лишь 12%). Примерно так же распределяются и оценки изменениям в работе поликлиник, больниц или образовательных учреждений, мнения о деятельности правоохранительных органов и милиции. Неуверенность в будущем и зависимость от государства — взаимосвязанные вещи, поскольку, как отвечают опрошенные, «возможности у простых людей влиять на власть и действия государственных структур управления» как не было, так нет их и сегодня. Вместе с тем едва ли не впервые за все время наблюдений размеры абсолютной бедности сократились до минимума: доля респондентов, говорящих, что их доходов (заработка, пенсий, пособий) не хватает даже на еду, в декабре этого года сократилась до 9% (многие из них перешли в категорию «нуждающихся» — тех, кто уже не подголадывает, но для кого покупка одежды является серьезной проблемой, таких людей у нас сегодня 31%). Государственные финансовые вливания (социальные выплаты, затраты на престижные госпроекты, кредиты крупнейшим корпорациям и т. п.) в конечном счете действуют в качестве обезболивающих средств или даже психологических плацебо, не влияющих на лечение главных болезней страны, но ощутимо снижающих протестные настроения. Люди, если их спросить, едва ли в состоянии сформулировать причины своего беспокойства. Здесь важны мелкие, каждодневные события, суммирующиеся в массовом ощущении неблагополучия в стране. Их индикатором может служить, например, рост инфляционных ожиданий (42% россиян считают, что в ближайшие месяцы цены будут расти быстрее, чем сейчас, 48% — так же, как сейчас, и лишь 6% полагают, что их рост замедлится или цены останутся на нынешнем уровне), страх перед техногенными катастрофами и чувство общей незащищенности, уязвимости, постоянной тревоги за будущее детей или здоровье близких. За год доходы выросли лишь у 7%, у 27% — понизились (или остались, вопреки ожиданиям, на прежнем низком уровне), у основной же массы они не изменились. Формула восприятия повседневной жизни звучит следующим образом: «жить трудно, но можно терпеть» (так говорят 52% опрошенных); 18% заявляют, что «терпеть наше бедственное положение уже невозможно», однако 27% (преимущественно молодые люди или респонденты с доходами выше среднего — предприниматели, руководители) полагают, что «все не так уж плохо и жить можно». Однако к заверениям правительства в том, что оно в состоянии в ближайшем будущем справиться с экономическими проблемами, ровно половина населения относится весьма скептически (надеются на это 36%). Люди ориентируются не на начальство, а на состояние своих семейных бюджетов, а здесь баланс очень хрупкий и скорее отрицательный: по представлениям россиян, прожиточный минимум в среднем на одного человека сегодня должен составлять не менее 10 000-11 000 руб. в месяц (уровень абсолютной бедности, по их мнению, начинается с дохода в 7200 руб.), тогда как душевой доход в семье едва достигал 9100 руб.[3] Но наиболее заметные изменения отмечены в оценках положения дел у более продвинутых и обеспеченных групп населения. Сильнее всего снизились доходы в Москве и крупных городах (об этом заявили 31-32% жителей мегаполисов), несколько повысились они в средних городах (на 8-10%). Волна предшествующих бюджетных вливаний докатилась до провинции, а привычно самодовольная, сытая и равнодушная, образованная и более информированная Москва заволновалась, а вслед за ней — и другие большие города и региональные центры. Показатели тревожности распределяются очень неравномерно в разных слоях. Так, если в среднем рост напряжения в обществе отметили 51% россиян, то в Москве этот показатель составил уже 80% (в бедном селе он вдвое ниже — 43%). Экономическая нестабильность соединена с острым чувством социальной уязвимости и отсутствия защиты. «Не чувствуют себя под защитой закона» 58% россиян (в Москве эта цифра доходит до 73%, среди людей с высшим образованием — до 66%; для сравнения: в селе, находящемся под полным контролем местной администрации, этот показатель существенно ниже, хотя он тоже сам по себе невероятно высок — 50%). Чувствуют себя «защищенными законом» в среднем по стране 33% (в Москве -15%, в селе — 42%); чаще об этом заявляют чиновники, силовики и пенсионеры. Беспокойство, вызванное снижением доходов, усиливается растущим пониманием того, что нынешняя политическая система оказывается не просто тормозом для развития страны, а представляет все более серьезную угрозу для общества и его будущего. И здесь мнение статистически незначительного, но интеллектуально более развитого и продвинутого, материально обеспеченного, более информированного меньшинства значит гораздо больше, чем настроения косного и депрессивного, фрустрированного большинства. Людей — особенно самые образованные и компетентные группы — все сильнее беспокоят траектории возможной эволюции режима. И чем жестче становится власть по отношению к своим оппонентам и критикам, чем более закрытой оказывается она по отношению к обществу, тем чаще и настоятельнее поднимаются эти вопросы». Я хочу согласиться с мнением эксперта, так как считаю, что за время с начала кризиса состояние страны и граждан не улучшилось. Многие по-прежнему, как и в начале кризиса испытывают финансовые затруднения, кто-то очень большие, да и страна пока не в силах справиться с финансовыми проблемами.[2] Глава 2. Задачи. 1. Задача Дано: PV=50000 I=10% N=4 FV-? Решение: FV1 =PV(1+i)=50000(1+0,1)=55000 FV2 =105000(1+0,1)=115500 FV3 =165500(1+0,1)=182050 FV4 =232050(1+0,1)=255255 Ответ: 255255 денеж. ед. 2. Задача Дано: A: i=20% M=1 B: j=15% M=2 j/m=7,5% Решение: JB =(1+j/m)m -1=(1+0,075)-1=0,155625 (15,56%) JA =(1+0,2)-1=0,2 (20%) Заключение Итак, мы поняли, что у финансов существуют свои признаки и функции. Финансовая система имеет несколько звеньев: 1) финансы общегосударственного назначения; Узнали, кто управляет финансовой системой РФ и финансами, сосредоточенными в России. А так же рассмотрели основные макроэкономические показатели развития Российской экономики в финансовом аспекте за последние два года и пришли к выводу, что недавно пережитый финансовый кризис ещё не прошел до конца и имеет свои последствия. Его последствия влияют на состояние экономики страны и на настроения людей. Они сейчас не очень-то оптимистичные. Список источников 1. Иванова В.В. Финансы. В вопросах и ответах. М.: Проспект, 2010 2. Трускова Т.М., Галяпина Л.В. Финансы и кредит. М.: Дашков и К, 2009 3. http://www.examen.nx0.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=170:2011-01-07-13-10-35&catid=8:ekonom&Itemid=16 4. http://spb-tei.ru/2008/10/29/upravlenie-finansami-v-rf..html 5. http://www.abird.ru/articles/financial_crisis |