Реферат: Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической

Название: Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической
Раздел: Рефераты по психологии
Тип: реферат

Тольяттинский Социально-Экономический колледж

Реферат

по учебной дисциплине: Физическая культура

на тему: «Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности».

Выполнил: студент Проверил:

группы Д – 31 Нагибин А.А.

Борисовская Н.И.

Тольятти 2009.

Содержание

1. Основные понятия. 2

2. Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма студентов. 2

3. Изменение состояния организма студента под влиянием различных режимов и условий обучения 4

4. Работоспособность в умственном труде и влияние на нее внешних и внутренних факторов 7

4.1. Влияние на работоспособность студентов периодичности ритмических процессов в организме 7

4.2. Общие закономерности изменения работоспособности студентов в процессе обучения. 9

4.3. Работоспособность студентов в период экзаменационной сессии. 10

5. Здоровье и работоспособность студентов. 11

5.1. Заболеваемость в период учебы в вузе и ее профилактика. 13

5.1.1. Умственно-эмоциональное перенапряжение. 13

5.1.2. Сон и психическое здоровье. 14

6. Средства физической культуры в регулировании умственной работоспособности, сихоэмоционального и функционального состояния студентов. 17

6.1. Использование физических упражнений как средства активного отдыха. 18

6.1.1. "Малые формы" физической культуры в режиме учебного труда студентов. 18

6.1.2. Учебные и самостоятельные занятия по физической культуре в режиме учебно-трудовой деятельности. 19

7. Вывод. 21

Список литературы.. 22


1. Основные понятия

Психофизиологическая характеристика труда - сопряженная характеристика изменения состояния психофи­зических и физиологических систем и функций организма под влияни­ем определенной трудовой деятельности.

Работоспособность - потенциальная возможность челове­ка выполнить целесообразную, мотивированную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Зависит от внешних условий деятельности и психофизиологических резервов челове­ка. Различают максимальную, оптимальную и сниженную работоспособ­ность.

Утомление - временное объективное снижение работоспо­собности под влиянием длительного воздействия нагрузки на организм человека. Сопровождается потерей интереса к работе, преобладанием мо­тивации на прекращение деятельности, негативными эмоциональными реакциями. Появление утомления зависит от вида нагрузки, локализации ее воздействия, времени, необходимого для восстановления. Выделяют физи­ческое и умственное, острое и хроническое, нервно-эмоциональное и дру­гие виды утомления.

Переутомление - накопление утомления по причинам нера­ционального режима труда и отдыха при отсутствии своевременного вос­становления. Влечет за собой снижение работоспособности и продук­тивности труда, появление раздражительности, головной боли, расстрой­ство сна и т.п. Переутомление бывает начинающееся, легкое, выраженное, тяжелое.

Усталость - комплекс субъективных ощущений, сопровож­дающих развитие состояния утомления. Характеризуется чувством сла­бости, вялости, физиологического дискомфорта, нарушением протекания психических процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления и др.)

Рекреация - отдых, необходимый для восстановления сил ор­ганизма после физической и умственной нагрузки при трудовой деятельности, при занятиях физическими упражнениями, спортом и в других случа­ях.

Релаксация - состояние покоя и расслабленности, возникаю­щее вследствие снятия напряжения после больших физических нагрузок, сильных переживаний и т.п. Может быть непроизвольной, например, при отходе ко сну и произвольной, вызванной расслаблением мышц, до этого вовлеченных в различные виды активности, принятием спокойной позы, представлением состояния покоя (аутотренинг) и т.д.

Самочувствие - субъективное ощущение внутреннего со­стояния физиологического и психологического комфорта или дискомфор­та.

2. Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма студентов

Важнейшим фактором обеспечения высокого качества профес­сиональной подготовки выпускников вузов является активная учебно-трудовая и познавательная деятельность студентов. Эта деятельность представляет собой сложный процесс в условиях объективно существую­щих противоречий, к которым относятся:

- противоречия между большим объемом учебной и научной ин­формации, и, дефицитом времени на ее освоение;

- между объективно текущим постепенным, многолетним процессом становления социальной зрелости будущего специалиста и желанием как можно быстрее самоутвердиться и проявить себя;

- между стремлением к самостоятельности в отборе знаний с уче­том личных интересов и жесткими рамками учебного плана и учебных программ.

Эти противоречия создают высокое нервно-эмоциональное на­пряжение, которое отрицательно отражается на здоровье и, особенно, на психофизическом состоянии студентов.

Учет и понимание студентами такого рода противоречий необхо­димы для нормального протекания их учебной деятельности.

Студенческий возраст характеризуется интенсивной работой над формированием своей личности, выработкой стиля поведения. Это время поисков молодыми людьми ответов на разнообразные нравственно-этические, эстетические, научные, общекультурные, политические и дру­гие вопросы.

Студенческий возраст является также заключительным этапом по­ступательного возрастного развития психофизиологических и двигатель­ных возможностей организма. Молодые люди в этот период обладают большими возможностями для напряженного учебного труда, обществен­но-политической деятельности.

Трудности обучения в вузе связаны не только с необходимостью творческого усвоения большого объема знаний, выработкой нужных для будущей профессии умений и навыков, их практическим применением. Эти трудности явные. Но существуют еще и скрытые трудности, которые сказываются порой весьма существенно на учебе и психоэмоциональном состоянии студентов.

К ним относится целый ряд обстоятельств студенческой жизни, кажущихся малозначительными, когда они взяты в отдельности, но в со­вокупности дающие отрицательный эффект, который можно назвать не­приспособленностью студентов к обучению в вузе. В числе причин такого явления наиболее значительными становятся следующие:

- резко отличающиеся от школьных методы и организация обучения, требующие значительного повышения самостоятельности в овладе­нии учебным материалом;

- отсутствие хорошо налаженных межличностных отношений, а стало быть, и группового контакта, что характерно для всякого форми­рующегося коллектива;

- ломка старого, сложившегося за годы учебы в школе или на производстве жизненного стереотипа и формирование нового, "вузовского";

- сопутствующие поступлению в вуз новые заботы, которые чаще возникают у студентов, проживающих в общежитии (самообслуживание, самостоятельное ведение бюджета, планирование и организация своего учебного и свободного времени и др.)

Особенно в затруднительном положении оказываются студенты младших курсов. С одной стороны, они должны сразу включаться в на­пряженную работу, требующую применения всех сил и способностей, с другой, - само по себе преодоление новизны условий учебной работы требует значительной затраты сил организма. Включение студентов в но­вую систему жизнедеятельности может сопровождаться нервным напряже­нием, излишней раздражительностью, вялостью, снижением волевой ак­тивности, беспокойством и т.д. Происходящие явления связаны с трудно­стями процесса адаптации.

Для становления личности специалиста особое значение имеют профессиональная, социально-психологическая и дидактическая адаптация. Рассмотрим подробнее эти условно выделенные виды адаптации.

Профессиональная адаптация означает идентификацию (отождест­вление) себя с избранной профессией, с социальной ролью, которую пред­стоит выполнять после окончания вуза. Это идентификация личностных качеств с требованиями профессии и активно положительным отношением к избранной специальности. Первостепенное значение в этой адаптации имеет формирование профессиональной направленности личности. По окончании процесса профессиональной адаптации студент должен полу­чить целостное представление о той деятельности, к которой он готовится. У него должен сформироваться профессиональный идеал как ориенти­ровочная основа его деятельности.

Социально-психологическая адаптация означает интеграцию лич­ности со студенческой средой, принятие ее ценностей, норм, стандартов поведения и т.п. Это накладывает на личность отпечаток, определяет из­менение направленности потребностей.

На процесс внутренней переориентации личности оказывают влияние факторы межличностных отношений, в процессе которых скла­дываются установки, удовлетворяющие личностный статус студента, фор­мирующие уровень его притязаний. По мере укрепления межличностных отношений студент активно включается в деятельность коллектива учеб­ной группы.

Дидактическая адаптация предполагает повышение уровня психи­ческой и интеллектуальной готовности студентов к вузовской специфике обучения. Низкий уровень этой готовности при поступлении в вуз приво­дит к психической усталости, ослаблению памяти, мышления и т.д.

Высшая школа требует нового типа учебного поведения, более сложных форм умственной деятельности. Эту мысль подтверждают дан­ные опроса студентов г первокурсников, характеризующие основные при­чины, вызывающие трудности при переходе на вузовские формы обуче­ния. Среди причин отмечены: необходимость организовывать самостоя­тельную работу - 31% опрошенных студентов; изменение системы кон­троля за успеваемостью - 23,8%; изменение опросной системы - 16,4%; необходимость конспектировать лекции - 7,6%; сложность лабораторных и практических занятий - 6,9% (Виленский М.Я.,1993 г.).

На психофизическом состоянии студентов отражаются также объ­ективные и субъективные факторы. К объективным факторам относятся возраст, пол, состояние здоровья, величина учебной нагрузки, характер и продолжительность отдыха и др. Субъективные факторы включают в себя мотивацию учения, уровень знаний, способность адаптироваться к но­вым условиям обучения в вузе, психофизические возможности, нервно-психическую устойчивость, личностные качества (характер, темперамент, коммуникабельность и др.), работоспособность, утомляемость и т.п.

Серьезным испытанием организма является информационная пе­регрузка студентов, возникающая при изучении многочисленных учебных дисциплин, научный уровень и информационный объем которых все время возрастает.

Критическим и сложным фактором перенапряжения студентов является экзаменационный период - один из вариантов стрессовой ситуа­ции, протекающей в большинстве случаев в условиях дефицита времени и характеризующейся повышенной ответственностью с элементами неоп­ределенности.

Отрицательное воздействие на организм усиливается при суммар­ном влиянии нескольких факторов риска, когда они воздействуют одно­временно и принимают хронический характер.

3. Изменение состояния организма студента под влиянием различных режимов и условий обучения

В одном из докладов Комитета экспертов Всемирной организации здравоохранения указывается, что увеличение числа заболеваний сердеч­но-сосудистой системы и других функциональных нарушений среди сту­дентов является следствием все увеличивающейся интенсификации умст­венного труда и нервно-эмоциональных перегрузок.

К факторам риска, способствующим появлению сердечно­сосудистых, нервных и психических заболеваний, относятся также соци­альные перемены, жизненные трудности, непонимание близкими людьми, нетерпение, постоянное ощущение недостатка времени, торопливая еда, мотивационный конфликт и конфликт интимно-личного характера, сме­на работы и профессии и т.п.

Особенно остро интенсивная умственная работа отражается на со­стоянии ЦНС и на протекании психических процессов. Большая нагруз­ка на ЦНС и на ее высший отдел - кору головного мозга проявляется пре­имущественно в таких психических процессах, как внимание, восприятие, мышление, анализ, память, эмоции. В мозге с наибольшей интенсивностью протекают процессы обмена веществ, он составляет 2-2,5% от общей мас­сы тела, потребляет 15-20% кислорода, поступающего во внутреннюю среду организма, и для нормального проявления своих функций мозг дол­жен иметь высокий уровень стабильности кровообращения.

Однако, многие факторы, сопутствующие умственной деятельно­сти студентов, снижают эффективность кровообращения в головном мозге, ухудшают его кровоснабжение. К ним относятся: длительное пребывание в положении сидя за столом, нервно-психическое напряжение, отрица­тельные эмоции, напряженная работа в условиях дефицита времени, высо­кая ответственность за результаты усвоения знаний и др.

Длительная напряженная умственная работа снижает также воз­можности организма к ее качественному продолжению, наступает утомле­ние, как нормальная реакция организма. Утомление может вызвать состоя­ние усталости, которое появляется перед наступлением утомления и явля­ется субъективным чувством человека. Усталость нарастает при непонима­нии значения выполняемой работы, неудовлетворенности ее результатами. Наоборот, усиление интереса, успешное завершение работы снижает чув­ство усталости. Утомление не всегда обнаруживается в одновременном ослаблении всех сторон деятельности. Снижение работоспособности в од­ном виде учебного труда может сопровождаться сохранением его эффек­тивности в другом виде. Так, например, устав производить вычислительные операции, можно успешно заниматься чтением. Такое утомление, частичного характера, свойственно определенным видам умственного труда и является обратимым процессом. Утомление снимается своевре­менным эффективным отдыхом, особенно связанным с ДА.

Степень развития утомления можно определить по некоторым внешним признакам (табл. 9.1). Но может быть и такое состояние общего утомления, при котором, например, ни занятия математикой, ни чтение литературы, ни даже простой разговор оказываются не по силам - только безудержно хочется спать. В таких условиях повышение умственной рабо­тоспособности за счет функционального перенапряжения весьма опасно для организма и, как правило, вызывает длительное неблагоприятное по­следствие.

При систематическом перенапряжении нервной системы воз­никает переутомление, для которого характерны чувство усталости до на­чала работы, отсутствие интереса к ней, апатия, повышенная раздражи­тельность, снижение аппетита, головокружение и головная боль.

Объективными признаками переутомления являются: снижение веса тела, диспепсические расстройства, повышение сухожильных рефлек­сов, лабильность частоты сердцебиения и артериального давления, потливость, выраженный дермографизм, снижение сопротивляемости орга­низма инфекциям, заболеваниям и т.п.

Таким образом, умственная деятельность, связанная с психиче­скими напряжениями, предъявляет высокие требования к организму и при определенных неблагоприятных условиях может быть причиной серьезных заболеваний.

4. Работоспособность в умственном труде и влияние на нее внешних и внутренних факторов

Работоспособность определяется как способность человека к вы­полнению конкретной умственной деятельности в рамках заданных вре­менных лимитов и параметров эффективности. Основу работоспособности составляют специальные знания, умения, навыки, а также определенные психофизические особенности, например, перцепции (перцепция - психо­логический термин, означающий восприятие, непосредственное отражение объективной действительности органами чувств) памяти, внимания, мыш­ления и др.; физиологические - состояние сердечно-сосудистой, дыха­тельной, мышечной, эндокринной и других систем; физические - уровень развития выносливости, силы, быстроты движений и др.; совокупность специальных качеств, необходимых в конкретной деятельности. Работо­способность зависит от возможностей человека, адекватных уровню моти­вации и поставленной цели.

В каждый момент работоспособность определяется воздействием разнообразных внешних и внутренних факторов не только по отдельности, но и в их сочетании. Взаимодействие некоторых из них представлено на рис. 1.

Работоспособность в учебной деятельности в определенной сте­пени зависит от свойств личности, типологической особенности нервной системы, темперамента. Наряду с этим, на нее влияют новизна выполняе­мой работы, интерес к ней, установка на выполнение определенного кон­кретного задания, информация и оценка результатов по ходу выполнения работы, усидчивость, аккуратность, уровень ДА.

4.1. Влияние на работоспособность студентов периодично­сти ритмических процессов в организме

Исследованиями установлено, что суточная динамика работоспо­собности человека во многом определяется периодикой физиологических процессов под влиянием экзогенных (связанных с изменениями внешней среды) и эндогенных - внутренних (ритм и ЧСС, ритм дыхания, измене­ния кровяного давления и т.п.) факторов. Колебания работоспособности в течение суток соответствуют биологическим ритмам организма (рис. 2.)

Рис. 1. Причинно-следственные связи при наступлении усталости и снижении работоспособности

Рис.3. Изменение работоспособности человека в течении суток

Рис.3. Распределение работоспособности утренних ( I ) и вечерних ( II ) типов

Рис.4. Работоспособность студентов в процессе учебного дня.

Высокая работоспособность в любом виде деятельности обеспечи­вается только в том случае, если жизненный (рабочий) ритм правильно согласуется со свойственными организму биологическими ритмами его психофизиологических функций.

Есть студенты с устойчивой стереотипностью и последовательно­стью изменения работоспособности (ритмики) и их большинство и сту­денты с неустойчивой их последовательностью (аритмики). В зависимости от времени работоспособности ритмики подразделяются на утренние ("жа­воронки") и вечерние ("совы") типы (рис.3.)

Студенты - "жаворонки" встают рано, с утра бодры, жизнерадост­ны; приподнятое настроение сохраняется в утренние и дневные часы. Они наиболее работоспособны с 9 до 14 часов. Вечером они рано устают. Это наиболее адаптированные к существующему режиму обучения студенты. Практически их биологический ритм совпадает с социальным ритмом дневного вуза.

Студенты - "совы" наиболее работоспособны с 18 до 24 часов. Они поздно ложатся спать, чаще всего не высыпаются, нередко опазды­вают на занятия; в первую половину дня заторможены. Они находятся в наименее благоприятных условиях, обучаясь на дневном отделении вуза.

Очевидно, период спада работоспособности у обоих типов сту­дентов целесообразно использовать для отдыха. Для "сов" целесообразно с 18 часов устраивать консультации и занятия по наиболее сложным раз­делам программ.

Аритмики занимают промежуточное положение между рассмот­ренными двумя группами, но все-таки они стоят ближе к лицам утреннего типа.

4.2. Общие закономерности изменения работоспособно­сти студентов в процессе обучения

Под влиянием учебно-трудовой деятельности работоспособность студентов претерпевает изменения, которые отчетливо наблюдаются в те­чение дня, недели, полугодия (семестра), учебного года.

Учебный день студенты, как правило, не начинают сразу с высокой продуктивностью учебного труда. После звонка они не могут сра­зу сосредоточиться и активно включиться в занятия. Проходит 10-20, а иногда и более 30 минут, прежде чем работоспособность достигает опти­мального уровня. Этот период врабатывания характеризуется постепенным повышением работоспособности с определенными колебаниями.

Период оптимальной (устойчивой работоспособности) имеет про­должительность 1,5-3 часа, в процессе чего функциональное состояние студентов характеризуется изменениями функций организма, адекватных той учебной деятельности, которая выполняется.

Третий период - период полной компенсации, характеризуется по­явлением начальных признаков утомления, которые компенсируются воле­вым усилием и положительной мотивацией.

В четвертом периоде наступает неустойчивая компенсация, нарас­тает утомление, наблюдаются колебания волевого усилия, а также коле­бания продуктивности учебной деятельности.

В пятом периоде начинается прогрессивное снижение работоспо­собности, которое перед окончанием работы может смениться кратковре­менным ее повышением за счет мобилизации резервов организма (конеч­ный порыв).

При дальнейшем продолжении работы, в шестом периоде, про­исходит резкое уменьшение ее продуктивности в результате снижения ра­ботоспособности и угасания рабочей доминанты (доминанта (лат.) - вре­менно господствующий очаг возбуждения в ЦНС, обладающий повы­шенной возбудимостью и способный оказывать тормозящее влияние на деятельность других нервных центров).

Учебный день студентов кроме аудиторных занятий включает са­моподготовку. Наличие второго подъема работоспособности при само­подготовке объясняется не только суточным ритмом, а главным образом, психологической установкой на выполнение учебных заданий (рис.4).

Вариативность изменения отдельных сторон работоспособности обусловлена и тем, что учебная деятельность студентов характеризуется постоянным переключением различных видов умственной деятельности (лекции, семинары, лабораторные занятия и др.).

Учебная неделя. Динамика умственной работоспособно­сти в недельном учебном цикле характеризуется наличием периода враба­тывания в начале (понедельник, вторник), устойчивой работоспособности в середине (среда - четверг) и снижением в последние дни недели. В неко­торых случаях в субботу отмечается ее подъем, что связывают с явлением "конечного порыва" (рис.5).

Типичная кривая работоспособности может изменяться при на­личии фактора нервно-эмоционального напряжения, сопровождающего работу в различные дни недели. Такими факторами могут быть выполне­ние контрольной работы, участие в коллоквиуме, подготовка и сдача заче­та и т.п.

Учебный семестр и учебный год.

В начале учебного года в течение 3-3,5 недель наблюдается период врабатывания, сопровождаемый постепенным повышением уровня работо­способности. Затем на протяжении 2-2,5 месяцев (середина семестра) на­ступает период устойчивой работоспособности. В конце семестра, когда студенты готовятся и сдают зачеты, работоспособность начинает снижаться. В период экзаменов снижение кривой работоспособности усиливает­ся. В период зимних каникул работоспособность восстанавливается к ис­ходному уровню, а если отдых сопровождается активным использованием средств физической культуры и спорта, наблюдается явление повышенной работоспособности.

Начало второго полугодия также сопровождается периодом враба-тывания, продолжительность которого сокращается по сравнению с пер­вым полугодием до 1,5-2 недель. Дальнейшие изменения работоспособно­сти со второй половины февраля до начала апреля характеризуются устой­чивым уровнем. Причем, этот уровень может быть выше, чем в первом полугодии. В апреле наблюдаются признаки снижения работоспособно­сти, обусловленные возникающим утомлением. В зачетную сессию и в период экзаменов снижение работоспособности выражено резче, чем в первом полугодии. Процесс восстановления отличается более медленным развитием, вследствие значительной глубины утомления (рис. 6.)

4.3. Работоспособность студентов в период экзаменацион­ной сессии

Два месяца в учебном году у студентов связаны с экзаменами -зимняя и весенняя экзаменационные сессии. Экзамены являются своеоб­разным критическим моментом в учебной деятельности, в подведении итогов учебного труда за семестр. Они служат определенным стимулом к увеличению объема, продолжительности и интенсивности учебной дея­тельности, мобилизации всех сил организма. В этот период при средней продолжительности самоподготовки 8-9 часов в день интенсивность учеб­ного труда повышается на 86-100%. Все это происходит в условиях изме­нения жизнедеятельности студентов. У многих из них в этот период возни­кают отрицательные эмоции, неуверенность в своих силах, чрезмерное волнение, страх и др. Так, при обследовании 637 студентов было установ­лено, что 36,5% из них испытывали перед экзаменом сильную эмоциональ­ную напряженность, 63,4% - плохо спали накануне.

В период экзаменов под влиянием напряженной умственной дея­тельности, в условиях существенных изменений процессов жизнедеятель­ности, отсутствия в них физических упражнений как средства эмоцио­нальной разрядки, рекреации, активного восстановления, наблюдается последовательное снижение показателей умственной и физической работо­способности на всем периоде экзаменационной сессии.

Сам процесс экзамена характеризуется также значительными пси­хоэмоциональными и энергетическими затратами. В то же время более высокий уровень физической подготовленности помогает организму сту­дентов более экономично справиться с требованиями экзаменационного периода.

Приведенные материалы подчеркивают значимость фактора здоро­вья для успешного учебного труда с наименьшими психо-эмоциональными и энергетическими затратами. Формирование здоровья успешно может проходить лишь в условиях организации ЗОЖ.

5. Здоровье и работоспособность студентов

Результаты исследований свидетельствуют о том, что здоровье че­ловека напрямую связано с его работоспособностью и утомляемостью.

От состояния здоровья во многом зависит успешность учебной и в буду­щем производственной деятельности студентов.

Сразу после экзаменационной сессии наблюдается снижение общего функционального состояния, толерантности организма к физиче­ским нагрузкам и возрастание требований к профессионально важным ин­теллектуальным характеристикам личности. Происходит снижение компо­нентов клинического статуса и функциональной устойчивости к физиче­ским нагрузкам и повышение профессионально важных интеллектуальных качеств. Такую динамику можно объяснить следующим образом: сам учебный процесс с нарастанием его интенсификации к экзаменационной сессии является мощным тренингом в стимуляции долговременной и опе­ративной памяти, логического и эвристического мышления, объема и пе­реключения внимания, зрительно-моторного восприятия, позволяющим повысить резервы интеллектуального труда. В то же время, к началу экза­менационной сессии возрастает время нахождения студентов в состоянии гиподинамии, нарушения режимов труда и отдыха, питания. Возрастает негативное влияние увеличения интоксикации никотином, временной то­низацией посредством тонина и кофеина при повышенном потреблении крепкого чая и кофе, что в совокупности приводит к снижению общей фи­зической тренированности, общему физическому утомлению, вплоть до состояния некомпенсированного переутомления и даже астенизации орга­низма.

В настоящее время существуют два кардинально различных кон­цептуальных подхода к оценке состояния здоровья студенческого контин­гента: первый - все студенты практически здоровы и во время учебы в вузе могут и должны выдерживать требуемую умственную и физическую на­грузку; второй - все ослаблены, больны и нуждаются в срочных рекреаци­онных мероприятиях, при этом физической культуре отводится в основном лишь лечебно-корригирующая роль. Видимо, более правильным будет нечто среднее между первым и вторым. Учитывая низкий, по современ­ной оценке, уровень функционального состояния студентов (23% студентов МГСУ имеют низкий и 67% - очень низкий уровни функционального со­стояния), за годы обучения в вузе необходимо средствами физической культуры помочь каждому студенту получить достаточный объем ДА и вооружить их комплексом практических знаний, навыков и умений по поддержанию своего организма в работоспособном состоянии.

Нельзя сказать, что попытки решить проблемы сохранения здоро­вья студенчества и оценить влияние физического состояния на учебу в вузе возникли только сейчас. Эти вопросы являются предметом дискуссий, многочисленных публикаций, обсуждаются на конференциях, отражены в документах, регламентирующих физкультурно-оздоровительную деятель­ность.

Однако, усилиями одних лишь кафедр физического воспитания их не решить, требуется комплекс мероприятий по всем направлениям: от реорганизации учебного процесса в вузе до создания соответствующего социального заказа на профессиональное здоровье в масштабах государст­ва.

Очевидно, что имеющее тенденцию к росту утрачивание резерв­ных возможностей, сопротивляемости организма человека к внешним и внутренним, негативным факторам, а также наличие широкого перечня отрицательных диагнозов ведут к существенному снижению эффективно­сти обучения и дальнейшей профессиональной деятельности.

В студенческие годы такая негативная тенденция опасна.

Снижение умственной работоспособности наблюдается при пси­хических болезнях, органических заболеваниях головного мозга, а также при пограничных состояниях заболеваний. Даже при пограничных нервно-психических расстройствах продуктивность трудовой деятельности снижа­ется у 70% людей. В МГСУ у 15,2% студентов 1-го и 2-го курсов отме­чены различные нервные заболевания. И это без учета неврозов, перешед­ших в хроническую форму.

Обучение в высшей школе требует от студентов значительных интеллектуальных и нервно-профессиональных напряжений, доходящих в период экзаменационных сессий до пределов возможного. Кроме того, эти напряжения, налагаясь на социальные, бытовые, экологические и дру­гие нагрузочные факторы, могут привести к различным функциональным и психическим срывам. Так, по данным МГУ им. М.В.Ломоносова среди студенческой молодежи сердечно-сосудистые заболевания стоят на первом месте, а нервные - на втором и обуславливают до 74% причин академиче­ских отпусков. Эти результаты согласуются с показателями МГСУ и дру­гих вузов, публикующих данную статистику.

Как показали физиолого-гигиенические исследования, постоянная учеба в условиях нервно-эмоционального напряжения вызывает у боль­ных, по сравнению со здоровыми людьми, более значительную дестаби­лизацию функций нервной и сердечно-сосудистой систем, т.е. учебная нагрузка для больных лиц на 1-2 балла (по 5- балльной системе) напря­женнее, чем для здоровых.

Значительно ухудшают показатели работоспособности, особенно больных лиц, различные конфликты, неблагоприятные микросоциальные отношения в коллективе и быту, а также другие негативные нервно-эмоциональные воздействия.

Работоспособность в большой степени корреляционно связана с условиями труда. Для возникновения и развития сердечно-сосудистых за­болеваний, астении, неврозоподобных синдромов, неврозов, заболеваний опорно-двигательного аппарата вполне достаточно негативного воздей­ствия учебной деятельности, а в дальнейшем - фактора "сидячих" профес­сий. В то же время нельзя исключить появления этих заболеваний и при воздействии других факторов внеучебного и внепроизводственного харак­тера. Видимо, адаптация лиц, имеющих хронические заболевания и пони­женную работоспособность к учебной и производственной нагрузке, долж­на основываться на двух принципах:

1. Использование имеющихся ресурсов работоспособности (про­фессиональная ориентация и профессиональный отбор, нормирование тру­да).

2. Изыскание путей ее повышения (оздоровительно-профилактические мероприятия).

Таким образом, учеба и будущая профессиональная деятельность, связанные со значительным нервно-эмоциональным напряжением, многим больным противопоказаны. Такие люди нуждаются в сокращении учебных и производственных нагрузок и определенных режимах труда и отдыха.

5.1. Заболеваемость в период учебы в вузе и ее профилактика

В настоящее время единой классификации профессиональных за­болеваний от профессионального (учеба как умственный труд) перена­пряжения сенсомоторной системы не существует. Как правило, выделяют­ся три группы заболеваний:

- заболевания периферической нервной системы;

- опорно-двигательного аппарата;

- координаторные неврозы.

Известно, что заболевания периферической нервной системы не­редко сочетаются с трофическими изменениями в мышцах и других тка­нях опорно-двигательного аппарата. Кроме того, костно-суставные и фиб­розные нарушения могут привести к компрессионным синдромам спинно­мозговых корешков, нервно-сосудистых сплетений, нервов и сухожилий.

5.1.1. Умственно-эмоциональное перенапряжение

Умственно-эмоциональное (нервное) перенапряжение все больше­го числа лиц, занимающихся умственной деятельностью, представляет со­бой серьезную актуальную проблему, поскольку новые методы, средства, формы и принципы обучения оказывают существенное влияние на ин­теллектуальную деятельность и эмоциональную сферу студентов.

Особое внимание следует обратить на то, что обучение очень час­то сводится лишь к умственной деятельности, оно почти всегда связано с эмоциональным напряжением, достижением поставленной цели и пре­одолением затруднительных ситуаций, которые также могут способство­вать развитию нервного перенапряжения. При этом очень важно знать сле­дующее: возникновение кратковременных эмоций (стрессов) в большинст­ве случаев не является вредным и не бывает помехой в деятельности чело­века; только хроническое воздействие на организм эмоционального стрес­са имеет существенное значение для возникновения нервного перенапря­жения.

Образ жизни и учебно-трудовая деятельность за последние годы настолько изменились, что приспособительно-компенсаторные механизмы, выработанные в процессе эволюции, с трудом справляются с новыми усло­виями действительности, возникает дисгармония между психофизиологи­ческими и учебно-трудовыми, социальными ритмами. Можно допустить, что темпы адаптации организма человека значительно отстают от темпов возросших жизненных требований, т.е. от ускоренного социально-производственного развития. В связи с этим значительно повышается на­пряженность регуляторных механизмов ЦНС и гомеостатических кон­стант организма, особенно тогда, когда внешние раздражители становятся чрезвычайно сильными, эмоционально насыщенными и принимают хрони­ческий характер.

В настоящее время физиология труда располагает множеством ре­комендаций, направленных на оптимизацию режимов труда и отдыха, повышение работоспособности в различных учебно-производственных ус­ловиях. В связи с этим рассмотрим лишь некоторые профилактические и оздоровительно-лечебные мероприятия, которые имеют непосредственное значение для предупреждения и устранения перенапряжения:

1. Высокий уровень физической подготовленности определяет большую степень устойчивости организма к воздействию учебных нагру­зок, особенно в условиях эмоционально напряженного учебного труда. Наблюдаются и меньшие энергозатраты при выполнении работы.

2. Повышение профессионального мастерства способствует нетолько повышению работоспособности специалиста, но и уменьшению эмоциональной напряженности. Например, иногда неудачи в учебе воз­никают не от незнания, а от неопытности, от неумения собраться и реали­зовать свои знания.

3. Поддержание ритмичности учебной нагрузки. Установлено, что нервное перенапряжение и невротические реакции чаще возникают у лиц, которые выполняют множество дел одновременно.

4. Выработка у людей с детского возраста четкого убеждения, что они могут справиться со стрессовыми ситуациями, отрицательными эмоциями, затруднительными моментами в жизни, учебе и работе.

5. Правильное психогигиеническое, эстетическое и этическое вос­питание, которое позволит в значительной степени предупредить вероят­ность возникновения конфликтных стрессовых ситуаций.

6. Создание условий для возникновения положительных эмоций. Например, для уменьшения влияния хронического эмоционального стресса большое значение имеет характер отдыха, способ проведения отпусков, каникул и их своевременность.

5.1.2. Сон и психическое здоровье

В вопросе изучения сна за последние годы достигнуты исключи­тельные успехи. В феномен сна (поведенческие и электрофизиологические реакции) вовлекаются многие функциональные системы головного мозга и всего организма. В период сна происходит чередование парадоксального и ортодоксального снов; в первую половину ночи преобладает ортодоксаль­ный сон, ближе к утру - парадоксальный. Именно нарушение этого чере­дования вызывает расстройство сна.

Изучение феномена сна в физиологии труда приобретает исключи­тельно важное значение в связи с тем, что, во-первых, сон имеет адап­тивное значение для учебно-трудовой деятельности человека, расстрой­ство сна может вызвать понижение работоспособности; во-вторых, если расстройство сна принимает хронический характер, то это может привести к развитию невротического синдрома.

Установлено, что тотальное или частичное лишение (депривация) особенно парадоксального сна приводит, прежде всего, к нарушению высших психических функций: снижаются память, внимание, а вследст­вие этого - работоспособность. Повышается утомляемость и сонливость.

Рекомендации по предупреждению нарушения сна в основном со­стоят в следующем:

1. Активная деятельность днем, особенно физическая. Важно, чтобы сон и бодрствование (активная деятельность) совпали с биологи­ческими ритмами организма. Продолжительность сна у каждого индивида определяется наследственными факторами и личностными особенностя­ми. Из своего опыта каждый человек знает, сколько он должен спать, чтобы на следующий день быть работоспособным.

2. Ежедневная мышечная активность, причем напряженную умст­венную деятельность необходимо чередовать с физическим трудом или занятием спортом. Можно, например, ходить пешком на учебу и с учебы, затрачивая дополнительно 1... 1,5 часа.

3. Определенный комфорт спального места.

Итак, восстановление нормального сна должно иметь как инфор­мационное, так и восстановительно-адаптационное значение. В последнем случае сон выступает в роли иммобилизатора стресса перевозбуждения, он восстанавливает и корректирует множество тонких процессов перена­пряжений. Хороший сон очень важен, особенно после экстремальных си­туаций и длительной напряженной умственной деятельности.

6. Средства физической культуры в регулировании умственной работоспособности, психоэмоционального и функционального состояния студентов

Среди мероприятий направленных на повышение умственной ра­ботоспособности студентов, на преодоление и профилактику психоэмо­ционального и функционального перенапряжения можно рекомендовать следующие:

- систематическое изучение учебных предметов студентами в се­местре, без "штурма" в период зачетов и экзаменов;

- ритмичную и системную организацию умственного труда;

- постоянное поддержание эмоции интереса;

- совершенствование межличностных отношений студентов между собой и преподавателями вуза, воспитание чувств;

- организацию рационального режима труда, питания, сна и отдыха;

- отказ от вредных привычек: употребления алкоголя и наркоти­ков, курения и токсикомании;

- ДА и физическую тренировку, постоянное поддержание организ­ма в состоянии оптимальной физической тренированности;

- обучение студентов методам самоконтроля за состоянием организма с целью выявления отклонений от нормы и своевременной кор­ректировки и устранения этих отклонений средствами профилактики.

6.1. Использование физических упражнений как средства активного отдыха

Различают отдых пассивный и активный, связанный с двигатель­ной деятельностью. Физиологическое обследование активного отдыха свя­зано с именем И.М.Сеченова, впервые показавшего, что смена работы одних мышц работой других лучше способствует восстановлению сил, чем полное бездействие.

Этот принцип стал основой организации отдыха и в сфере умст­венной деятельности, где подобранные соответствующим образом физиче­ские нагрузки до начала умственного труда, в процессе и по его окончании оказывают высокий эффект в сохранении и повышении умственной рабо­тоспособности. Не менее эффективны ежедневные самостоятельные заня­тия физическими упражнениями в общем режиме жизни. В процессе их выполнения в коре больших полушарий мозга возникает "доминанта движения", которая оказывает благоприятное влияние на состояние мы­шечной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, активизирует сенсо-моторную зону коры, поднимает тонус всего организма. Во время актив­ного отдыха эта доминанта способствует активному протеканию восстано­вительных процессов.

6.1.1. "Малые формы" физической культуры в режиме учебного труда студентов

К "малым формам" физической культуры в режиме учебного труда студентов относятся утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурная пауза, микропаузы в учебном труде студентов с использованием физиче­ских упражнений (физкультминуты).

Утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ) является наименее сложной, но достаточно эффективной формой для ускоренного включе­ния студентов в учебно-трудовой день. Она ускоряет приведение организма в работоспособное состояние, усиливает ток крови и лимфы во всех частях тела и учащает дыхание, что активизирует обмен веществ и быстро удаля­ет продукты распада, накопившиеся за ночь. Систематическое выполнение зарядки улучшает кровообращение, укрепляет сердечно-сосудистую, нервную и дыхательную системы, улучшает деятельность пищеваритель­ных органов, способствует более продуктивной деятельности коры голов­ного мозга.

Ежедневная УГГ, дополненная водными процедурами,- эффектив­ное средство повышения физической тренированности, воспитания воли и закаливания организма.

Физкультурная пауза является действенной и доступной формой. Она призвана решать задачу обеспечения активного отдыха студентов и повышения их работоспособности.

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что после второй пары учебных часов умственная работоспособность студентов на­чинает снижаться. Спустя 2-3 часа после завершения учебных занятий работоспособность восстанавливается до уровня, близкого к исходному в начале учебного дня, а при самоподготовке вновь отмечается ее сниже­ние.

С учетом динамики работоспособности студентов в течение учебного дня физкультурная пауза продолжительностью 10 мин. рекомен­дуется после 4-х часов занятий и продолжительностью 5 мин. - после каж­дых 2-х часов самоподготовки, т.е. в периоды, когда приближаются или проявляются первые признаки утомления. Проводиться она должна в хо­рошо проветриваемом помещении. Физические упражнения подбираются так, чтобы активизировать работу систем организма, не принимавших уча­стие в обеспечении учебно-трудовой деятельности.

Исследования показывают, что эффективность влияния физкуль­турной паузы проявляется при 10-минутном ее проведении в повышении работоспособности на 5-9%, при 5-минутном - на 2,5-6%.

Микропаузы в учебном труде студентов с использованием физи­ческих упражнений (физкультминуты) полезны в связи с тем, что в умст­венном труде студентов в силу воздействия разнообразных факторов воз­никают состояния отвлечения от выполняемой работы, которые относи­тельно непродолжительны 1-3 мин. Чаще это обусловлено усталостью в условиях ограаничения активности скелетной мускулатуры, монотонным характером выполняемой работы и др. Наиболее часто подобные явления наблюдаются при самоподготовке студентов, выполняемой на фоне шести, а порой и восьмичасовых аудиторных занятий.

В этих условиях полезными бывают микропаузы, заполненные ди­намическими (бег на месте, приседания, сгибание и выпрямление рук в упоре и т.п.) или позотоническими упражнениями, которые состоят из 5-ти циклов энергичного сокращения и напряжения мышц - антогонистов -мышц сгибателей и разгибателей конечностей и туловища.

При продолжительной напряженной умственной работе реко­мендуется через каждые 30-60 мин. использовать позотонические упраж­нения, через каждые 2 часа проводить динамические упражнения, напри­мер, бег на месте с глубоким ритмичным дыханием.

Использование "малых форм" физической культуры в учебном труде студентов играет существенную роль в оздоровлении его условий, повышении работоспособности.

7 . Вывод

Динамика учебного процесса с его неравномерностью распреде­ления нагрузок и интенсификацией во время экзаменационной сессии является своего рода испытанием организма студентов. Происходит сни­жение функциональной устойчивости к физическим и психоэмоциональ­ным нагрузкам, возрастает негативное влияние гиподинамики, нарушений режимов труда и отдыха, сна и питания, интоксикации организма из-за вредных привычек; возникает состояние общего утомления, переходящее в переутомление.

Позитивный характер изменений умственной работоспособности достигается во многом при адекватном для каждого индивида использо­вании средств физической культуры, методов и режимов воздействия. Обобщенными характеристиками эффективного внедрения средств физи­ческой культуры в учебный процесс, обеспечивающих состояние высо­кой работоспособности студентов в учебно-трудовой деятельности, явля­ются: длительное сохранение работоспособности в учебном труде; уско­ренная врабатываембсть; способность к ускоренному восстановлению; малая вариабельность функций, несущих основную нагрузку в различных видах учебного труда; эмоциональная и волевая устойчивость к сбиваю­щим факторам, средняя выраженность эмоционального фона; снижение физиологической стоимости учебного труда на единицу работы.

Список литературы

  1. Физическая культура: Учебное пособие / под ред. В.А. Коваленко. -М.: Изд-во: АСВ, 2000. -432.,с илл.
  2. Физическая культура студента: Учебник / под. ред. В.И. Ильинича. -М.: Гардарики, 1999. -448с.
  3. http://www.referat.ru
  4. http://yandex.ru

Тольяттинский Социально-Экономический колледж

Реферат

по учебной дисциплине: Фитодизайн

на тему: «Фиалки (сенполии)».

Выполнил: студент Проверил:

группы Д – 31 Стрем Е.Д.

Борисовская Н.И.

Тольятти 2009.

Содержание

  • 1 Фиалка трехцветная в мифах и легендах
  • 2 Распространение
  • 3 Биологическое описание
  • 4 Применение
    • 4.1 Культивирование декоративных фиалок
    • 4.2 Медицинское применение
  • 5 Вредители и болезни[2]
  • 6 Виды
    • 6.1 Виды фиалок, распространённые на территории России
    • 6.2 Некоторые другие виды фиалок
  • 7 Интересные факты
  • 8 Литература

Фиа́лка (лат. Víola ) — род растений семейства Фиалковые (Violaceae ). Известно около пятисот (по некоторым данным — более семисот) видов, растущих преимущественно в северном полушарии — в горах и в регионах с умеренным климатом.

Фиалка трехцветная в мифах и легендах

Легенды о фиалке (анютины глазки) Фиалку трехцветную порой называют Иван-да-Марьей, хотя так называют растения и некоторых других видов - например, Марьянник дубравный, живучку женевскую, шалфей луговой и барвинок. Почему? У них тоже ярко отличающиеся два цвета (у фиалки третий, белый, в расчет не принимается).

По легенде о фиалке: в трехцветных лепестках анютиных глазок отразились три периода жизни девушки Анюты с добрым сердцем и доверчивыми глазами. Жила она в деревне, каждому слову верила, любому поступку находила оправдание. Повстречала на свою беду коварного обольстителя и всем сердцем полюбила его. А юноша испугался ее любви и поспешил в дорогу, уверяя, что скоро вернется. Долго смотрела Анюта на дорогу, тихо угасая от тоски. А когда погибла, на месте ее погребения появились цветы, в трехцветных лепестках которых отразилась надежда, удивление и печаль. Это русское предание о цветке.

Древние греки связывали появление этих цветов с дочерью аргосского царя Ио, которая полюбила Зевса, за что его женой Герой была превращена в корову. Чтобы скрасить как-то жизнь свое возлюбленной, Зевс вырастил для нее анютины глазки, которые символизировали любовный треугольник.

Однажды в жаркий день, рассказывает еще одна легенда, Венера решила искупаться в самом отдаленном гроте, чтобы никто не смог подсмотреть. Богиня Венера долго и с удовольствием купалась и вдруг услышала шорох. Повернулась и увидела, что несколько смертных смотрят на нее. Разгневалась богиня и решила наказать слишком любопытных. Венера обратилась к Зевсу с просьбой наказать виновных. Зевс, конечно, откликнулся на просьбу прекрасной богини и решил покарать их, но потом смягчился и превратил их в анютины глазки, выражающие любопытство и удивление.

В Германии называют этот цветок мачехой, объясняя название следующим образом. Нижний, самый крупный и красивый лепесток - это разодетая мачеха. Два, находящихся повыше, не менее красиво окрашенных лепестка - это ее, не менее красиво разодетые дочери. А два самых верхних беленьких лепестка, как бы полинявших, с лиловатым оттенком лепестка - это ее бедноодетые падчерицы. Предание гласит, что прежде мачеха находилась наверху, а бедные падчерицы внизу, но Бог сжалился над бедными, забитыми и заброшенными девочками и повернул цветок, при этом злой мачехе достался беспокоящий ее шпорец, а ее родным дочерям - ненавистные им усики.

Некоторые видели в этом цветке женское лицо, выражающее любопытство. Рассказывают, будто это лицо принадлежит одной женщине, которая была превращена в цветок за то, что из любопытства заглянула туда, куда ей было запрещено глядеть.

На Руси считалось, что анютины глазки не пригодны для сада, поскольку это цветы не для живых, а для умерших. В Центральной России их традиционно сажают на могилах.

Согласно английскому народному поверью, если в ясный день рвать анютины глазки, то вскоре пойдёт дождь.

В римской мифологии фиалку трехцветную называют цветком Юпитера.

Фиалка - любимый цветок императрицы Жозефины и эмблема Наполеонидов.

Ещё одно народное название Фиалки трёхцветной - Иван-да-Марья, но так называют растения и некоторых других видов - например, Марьянник дубравный, живучку женевскую, шалфей луговой и барвинок. Почему? У них тоже ярко отличающиеся два цвета (у фиалки третий, белый, в расчет не принимается).
Иван-да-Марья чаще всего зовется еще братом-с-сестрой, желтяницей, ивановой травой.
Иван-да-Марья - народное название нескольких травянистых растений, цветы которых (или верхние части всего растения) отличаются присутствием двух резко различаемых окрасок, чаще всего жёлтой и синей или фиолетовой.

Много преданий, связанных с Иваном-да-Марьей...
Обычно это название объясняется легендарным сюжетом о брате и сестре Иване и Марье, между которыми наличествовал некий неразрешимый конфликт, для разрешения которого они решили стать цветком, окрашенный в разные цвета.
По одной версии, брат и сестра не ведали о своем кровном родстве и вступили в брак, за нарушение обычая они были обращены богом в цветок.
По другой - превращение состоялось по согласию влюбленных, которые не смогли справиться со своей страстью и не желали расставаться.
Самый жесткий вариант предания гласит, что сестра хотела соблазнить братца, а он за это ее убил. В качестве предсмертной воли девушка попросила посадить на могиле этот цветок.
Другое значение связано лишь с платонической, родственной любовью тех же персонажей.
Оно тоже отражено в старинном сказании, повествующем, как жили брат с сестрою на берегу озера. Раз заманили Марью русалки, и досталась она в жены водяному. Иван горевал, хотел уйти прочь, обнаружив башмаки сестрины на берегу, да в конце концов спас ее, одолев водяного полынь-травой.


Распространение

Представители рода Фиалка встречаются в большинстве регионов мира с умеренным климатом; наибольшая концентрация видов наблюдается в Северной Америке, Андах и Японии.

Многие виды являются характерными эндемичными растениями для южно-американских Анд; небольшое число видов встречается в субтропической Бразилии, в тропической и Южной Африке (в Капской области); в Австралии, Новой Зеландии, на Сандвичевых островах.

Биологическое описание

Фиалки — большей частью однолетние или многолетние травянистые растения, изредка полукустарники (виды, растущие в Андах), с попеременными, простыми или перисто-рассечёнными листьями, снабжёнными прилистниками.

Диаграмма цветка

Цветки одиночные, пазушные, обоеполые, зигоморфные (открытые и закрытые), околоцветник двойной: пять свободных остающихся чашелистиков с назад обращенными придатками, пять свободных лепестков, из которых передний со шпорцем. Тычинок пять, они прижаты к пестику, нити у них короткие, передние две тычинки с мешковидным нектарником; связник расширяется над пыльниками в чешуйку. Пестик с верхней, одногнездой, многосемянной завязью, коротким столбиком и головчатым или пластинчатым рыльцем.

Плод — коробочка, вскрывающаяся створками. Семена белковые, с центральным зародышем.

Применение

Культивирование декоративных фиалок

Некоторые виды фиалок — излюбленные растения цветников. Распространены многочисленные сорта растения под названием Анютины глазки. Одни из них разводятся ради пахучих цветков, такова Viola odorata (с бесчисленными садовыми разновидностями, помесями и т. п., есть разновидности с простыми и махровыми цветками, есть и ремонтантные); другие — ради ярких цветков всевозможных колеров (одноцветных, пёстрых, светлых и тёмных), формы и размера, каковы Viola tricolor , Viola altaica , Viola lutea и помеси этих и других видов.

Медицинское применение

Viola tricolor употребляется также в медицине (лат. Herba Jacea , Herba Violae tricoloris ) и в народной медицине от многих болезней: золотухи, сухотки, кашля, грыжи, зубной боли и проч.

Вредители и болезни[2]

Симптомы повреждения — объедены листья. Вредители: Клеверная совка (Mamestra trifilii Rott.), Перламутровка фиалковая (Argynnis euphrosyne L.)

Симптомы поражения — поражены листья, стебли, которые покрываются белым или сероватым паутинистым налётом; позднее на нём образуются многочисленные чёрные точки плодовых тел гриба. Болезнь — мучнистая роса, возбудители болезни: Erysiphe cichoracearum f. violarum (Died.) Jacz., Oidium violae Sacc.

Симптомы поражения — порошащие ржаво-коричневые постулы на листьях и черешках. Болезнь — ржавчина, возбудители болезни: Puccinia violae (Scum.) DC. и другие виды.

Симптомы повреждения — на листьях различного рода пятна. При сильном поражении листья засыхают. Болезнь — пятнистость. Возбудители болезни: Septoria violae West., Phillosticta tricoloris Sacc., Ascochyta violae Sacc. et Speg., виды Ramularia , Cercospora West.

Симптомы поражения — на листьях, черешках и завязи образуются различной величины и формы вздутия, заполненные чёрной споровой массой. Болезнь — головня, возбудители болезни: Urocystus violae (Sow.) Fisch. v. Waldh., Urocystus kmetiana Magn.

Симптомы поражения — поражаются основания стебля у всходов и рассады. В месте поражения стебель темнеет и утончается. Больные растения поникают, гибель наступает в течение 3 — 4 дней. Болезнь — чёрная ножка, возбудители болезни — Pythium debarianum Hesse, Fusarium sp. , Rhizoctonia aderholdii (Ruhl.) Kolosh.., Olpidium brassicae Wor.

Симптомы поражения — цветки покрываются серым пушистым налётом, в котором могут появиться мелкие черные полоски склероции. Под налётом — гниль цветков, верхней части цветоносов, семян. Болезнь — серая гниль, возбудитель: Botrytis cinerea Pers.

Симптомы поражения — поражаются все надземные части растения. На листьях с верхней стороны образуются желтоватые постепенно буреющие расплывчатые пятна, на нижней стороне которых располагаются едва заметный беловатый или сероватый налёт. Стебли в местах поражения искривляются, поражённые бутоны не зацветают или дают уродливые цветки (диффузная форма). Поражённые органы преждевременно засыхают. Вспышки болезни соответствуют дождливым периодам погоды. Инфекция сохраняется на растительных остатках и в семенах поражённых растений. Болезнь — ложная мучнистая роса, возбудитель: Perenospora violae de By.

Симптомы поражения — листья желтеют, стебель у основания темнеет, размягчается. На поражённой части образуется налёт: при фитофторозе — белый паутинистый, при ризоктониозе — бурый войлочный; при склеротиниозе — белый ватообразнный. В последнем случае гниль может распространяться по стеблю вверх, внутри стебля также образуются скопления мицелия и крупные чёрные склекроции. Растения, как правило погибают. Заболеванию способствует избыток влаги в почве, повышенная кислотность почвенного раствора. Инфекция сохраняется в почве. Болезнь — гниль корней и основания стебля. Возбудители: Rhizoctonia , Sklerotinia , Fhytophtora cryptogea Peth. et Laff.

Симптомы поражения — пёстролепестность на цветках. Листья становятся хлоротичными, концы их отмирают. Болезнь — пёстролепестность, возбудитель вирус огуречной мозаики (Cucumius mosaic virus 1 ). Переносчики инфекции тли: Muzus persicae , Macrosiphon solonifolii и др.

Симптомы поражения — на листьях развиваются многочисленные некротические кольца с тёмно-зелёными центрами. Болезнь — вирус кольцевой пятнистости табака, возбудитель — вирус кольцевой пятнистости табака (Tobacco ringspot virus ).

Симптомы поражения — поражены надземные части растения (листья, цветки), больные растения угнетены и отстают в развитии. Вредитель — паразит надземной части растений земляничная нематода (Aphelenchoides fragariae (Ritz.Bos.) Christ.)

Симптомы поражения — поражены корни растения, больные растения угнетены и отстают в развитии, теряют декоративность. Вредитель — паразит корней растений галловая нематода (Meloidogyne spp. )

Симптомы поражения — поражены корни растения, с образованием на них некрозов, больные растения угнетены, отстают в росте. Вредитель — паразит корней растений паралонгидорус большой (Paralongidirus maximus (Bütsch.) Sidd.)

Симптомы поражения — поражены корни растения, вследствие их редукции. На начальных стадиях заболевания на корнях образуются жёлтые некротические пятна. Покровные ткани корней поражены нематодой и открыты для доступа патогенной грибной и бактериальной микрофлоре. С течением времени заражённые корни темнеют и отмирают. Больные растения угнетены, отстают в развитии, теряют декоративность. Вредители — пратиленхи: проникающий пратиленх (Pratylenchus penetras (Gobb.) Filip et Sch.St.), ранящая короткотелая нематода ( Pratylenchus vulnus All. et Jens.)

Виды

Основная статья : Таксоны рода Фиалка

Виды фиалок, распространённые на территории России

В Европейской части России встречается около двадцати видов фиалок. Наиболее часто встречаются:

  • Фиалка болотная (Viola palustris L.) — по болотам, болотистым лугам и лесам, берегам водоёмов.
  • Фиалка Виттрока (Viola × wittrockiana Gams ex Hegi) — широко культивируемый вид, садовый гибрид Viola altaica Ker Gawl. × Viola lutea Huds. × Viola tricolor L.
  • Фиалка душистая (Viola odorata L.) — встречается редко, часто культивируется в садах, парках, на кладбищах.
  • Фиалка опушённая (Viola hirta L.) — в лесах, на лугах, в степи.
  • Фиалка полевая (Viola arvensis Murr.) — сорное на полях, вдоль дорог.
  • Фиалка собачья (Viola canina L.) — по сухим песчаным склонам, лугам, верещатникам, в лесах, кустарниках; цветёт с апреля по июнь непахучими, одноцветными светло-синими цветками; воздушные стебли несут яйцевидно-серцевидные листья с короткими прилистниками.
  • Фиалка топяная (Viola uliginosa Bess.) — по сырым пойменным лугам и лесам, берегам рек, ручьёв.
  • Фиалка трёхцветная (Viola tricolor L.), анютины глазки — по полям, лугам, холмам; цветки или одноцветные (жёлтые или беловатые), или двуцветные (нижний лепесток жёлтый, остальные фиолетовые), рыльце круглое.
  • Фиалка удивительная (Viola mirabilis L.) — по дубравам, реже другим лесам, стеблей нет, светло-фиолетовые цветки пахучие.

Некоторые другие виды фиалок

  • Фиалка крючковато-изогнутая (Viola adunca ) — вид, широко распространённый в Северной Америке; растения высотой от 5 до 10 см с листьями, имеющими пурпурный оттенок, и фиолетовыми цветками.
  • Фиалка канадская (Viola canadiensis ) — вид из горных лесистых районов Северной Америки; растения с тонкими стеблями, высотой от 5 до 10 см с листьями, имеющими пурпурный оттенок, и фиолетовыми цветками.
  • Фиалка рогатая (Viola cornuta ) — вид из горных районов Пиренеев; растения с относительно крупными цветками и длинными, до 15 см, цветоножками; у цветков сзади имеется шпора. Окраска цветков — от бледно-голубой до тёмно-фиолетовой.

Фиалки на почтовых марках Украины и Германии

Интересные факты

Фиалка и узамбарская фиалка (сенполия) с точки зрения классификации достаточно далеки друг от друга: они относятся не только к разным семействам (соответственно фиалковым и геснериевым), но и к разным порядкам (в системе классификации APG II — соответственно мальпигиецветным и ясноткоцветным).

Литература

  • Имханицкая Н. Н. Семейство фиалковые (Violaceae) // Жизнь растений. В 6-ти т. Т. 5. Ч. 2. Цветковые растения / Под ред. А. Л. Тахтаджяна. — М.: Просвещение, 1981. — С. 40—45.
  • Ботаника. Энциклопедия «Все растения мира»: Пер. с англ. (ред. Григорьев Д. и др.) — Könemann, 2006 (русское издание). — С. 923—926. — ISBN 3-8331-1621-8.

Санитарные требования к помещениям

Расположение торговых, производственных и подсобных помещений предприятия общественного питания должно обеспечивать поточность производственного процесса таким образом, чтобы поток сырых, необработанных продуктов не перекрещивался с потоком продуктов, подвергнутых первичной кулинарной обработке, и т. д.

Для холодной обработки пищевых продуктов должны быть предусмотрены овощной, мясной, рыбный, а в небольших предприятиях объединенный мясорыбный цехи. Очень важно выделить отдельное помещение — холодный цех — для изготовления холодных блюд как прошедших тепловую обработку (винегретов, салатов, студней, паштетов, заливных блюд и пр.), так и блюд, приготовленных из сырых овощей и зелени (огурцов, помидоров, редиса, лука и т. п.). Для тепловой обработки продуктов в предприятиях с количеством мест от 150 до 250, кроме кухни, должен быть предусмотрен и кондитерский цех.

Стены в производственных помещениях на высоту 2 м от пола покрываются светлой масляной краской или светлыми изразцовыми плитками; стены выше 2 м, а также потолок — белой масляной краской.

Полы в производственных помещениях, душевых и уборных следует делать цементными, из мраморной крошки или выкладывать их метлахской плиткой. В торговых залах и административных помещениях полы могут быть паркетными или деревянными.

Помещения столовой должны хорошо освещаться естественным и искусственным светом.

Для поддержания чистоты воздуха большое значение имеет вентиляция. В предприятиях общественного питания применяется естественная и искусственная (механическая) вентиляция. Естественная вентиляция осуществляется через окна (форточки, фрамуги), двери, а также через имеющиеся в стенах и потолке поры.

В ресторанах и столовых с количеством мест больше 100 при наличии центрального отопления наиболее рациональна приточно-вытяжная вентиляция, которая нагнетает в помещение очищенный, свежий и, если нужно, подогретый воздух, одновременно удаляя из помещения загрязненный. В зимнее время помещения предприятий общественного питания должны отапливаться. Различают местную и центральную системы отопления; более эффективным является центральное отопление.

Температура воздуха в торговом зале должна быть 16— 18°, в заготовочных цехах и в холодном цехе 16°; в моечной 18°.

Предприятия общественного питания должны быть обеспечены водой, пригодной для питья и хозяйственных нужд. Доброкачественная вода должна быть без запаха, бесцветной, прозрачной, прохладной, иметь приятный вкус. Она не должна содержать вредных для здоровья веществ и микробов. Этим требованиям, прежде всего, отвечает водопроводная вода, которая предварительно подвергается обезвреживанию. При отсутствии водопровода с разрешения органов местного санитарного надзора допускается пользование водой из артезианской скважины, шахтного колодца, а также рек и открытых водоемов, при условии специального обезвреживания ее кипячением.

Лучшим источником водоснабжения в санитарном отношении при отсутствии водопровода является артезианская скважина. Вода, поступающая по трубам из глубоких скважин, хорошо очищена от загрязнений и в бактериальном отношении очень чиста

Для предохранения воды шахтных колодцев от проникновения микробов брюшного тифа, дизентерии и других заразных болезней большое значение имеет расположение колодцев.

Шахтный колодец должен находиться на расстоянии не менее 20 м от производственных помещений и 30 м от приемника нечистот. Сруб колодца выводится над поверхностью земли не ниже чем на 1 м и закрывается крышкой. Вокруг сруба в земле закладывают слой глины (глиняный замок) толщиной 0,5 м и глубиной 1,5—2 м. Около колодца устраиваются мощеные откосы с уклоном от колодца. Колодец надо оборудовать насосом, посредством которого поднимается вода.

При пользовании речной водой место для забора воды необходимо выбирать выше населенного пункта и мест, предназначенных для выпаса скота, стирки белья и купанья. Воду нужно перевозить только в чистых цистернах, кадках или чанах с плотно пригнанными и закрывающимися на замок крышками.

Бочки и чаны для перевозки и хранения воды необходимо регулярно очищать, промывать и периодически дезинфицировать. Для дезинфекции в бочки наливают на полчаса 0,5%-ный осветленный раствор хлорной извести, после чего бочку хорошо ополаскивают чистой водой. Цистернами и бочками, употребляемыми для транспортирования воды, нельзя пользоваться для перевозки других жидкостей.

СаНПиН 2.3.5.003-98

(ИЗВЛЕЧЕНИЯ)

П Р Е Д И С Л О В И Е

1.Разработаны Центром госсанэпиднадзора в Орловской области (зав.отделением гигиены питания ЦГСЭН в Орловской области Колосович В.Н., ведущий инженер отделения гигиены питания ЦГСЭН в Орловской области Грицук Н.А.).

2.Утверждены и введены в действие Главным государственным санитарным врачом по Орловской области. Приказ № от "___" _____________1998 г.

3.Введены впервые. Закон РФ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения".

"Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы" (далее - санитарные правила) -нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности.

Санитарные правила обязательны для соблюдения всеми государственными органами и общественным объединениями, предприятиями и иными хозяйствующими субъектами, организациями и учреждениями, независимо от их подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами ( ст.3). Санитарными правонарушениями признается посягающее на права граждан и интересы общества противоправное, виновное ( умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие), связанное с несоблюдением санитарного законодательства РФ, в том числе действующих санитарных правил. Должностные лица и граждане РФ, допустившие санитарное правонарушение, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности ( статья 27).

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.Настоящие санитарные правила распространяются на все существующие предприятия продовольственной торговли малого типа независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности. 2.Ввод в эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых и капитально отремонтированных предприятий должен производиться по согласованию с Центрами госсанэпиднадзора.

3.Торговое предприятие, реализующее подакцизные товары (алкогольные и табачные изделия ) обязано иметь лицензию, выданную органами исполнительной власти. При этом ассортимент и объем реализуемых товаров должен быть предварительно согласован с санитарной службой.

Запрещается изменять утвержденный ассортимент реализуемой продукции без согласования с санитарной службой.

2.ТРЕБОВАНИЯ К АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНОМУ РЕШЕНИЮ.

1.Проектирование новых и реконструкция существующих предприятий продовольственной торговли должны производиться в соответствии с настоящими санитарными правилами с учетом архитектурных решений. Строительство павильонов и других стационарных объектов торговли и общественного питания должно производиться по типовым и индивидуальным проектам, согласованным с органами госсанэпиднадзора. Руководители предприятий, частные предприниматели обязаны представлять на согласование органам санитарно-эпидемиологической службы проектно-сметную документацию на строительство предприятий торговли и общественного питания по индивидуальным проектам, а также на проведение реконструкции и капитальных ремонтов существующих предприятий.

2.При проектировании,строительстве и реконструкции объектов торговли и общественного питания наряду с требованиями строительных норм и правил СНиП 2.07.01-89 "Планировка и застройка городских и сельских поселений" должны соблюдаться условия по размещению объектов мелкорозничной торговли и их архитектурно-эстетическому облику, установленные "Правилами по размещению объектов мелкорозничной торговли и мини-рынков в городах и райцентрах Орловской области" и вписываться в окружающую среду с учетом прилегающей застройки.

3. САНИТАРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТЕРРИТОРИИ

1.Выбор земельного участка для строительства предприятий продовольственной торговли и общепита,источника водоснабжения,систем канализации и спуска вод должен производиться по согласавнию с учреждениями санитарной службы. 2.Подъездные пути,тротуары и разгрузочные площадки должны быть заасфальтированы, территория, прилегающая к предприятию, подлежит уборке силами предприятия, в летнее время подлежит поливу не реже 2-х раз в день. 3.Для сбора мусора должны быть установлены контейнеры, мусоросборники с крышками на асфальтированной или бетонированной площадке, расположенной на расстоянии не менее 25 м от предприятия и от окон и дверей жилых домов. Для сбора мусора и отходов должны быть промаркированные педальные ведра с крышками. 4.Не допускается хранение тары или затаренных продуктов на территории предприятия.

4.САНИТАРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВОДОСНАБЖЕНИЮ И КАНАЛИЗАЦИИ

1.Предприятия продовольственной торговли и общественного питания малого типа должны иметь ввод водопровода, бесперебойно обеспечиваться водой, отвечающей ГОСТу 2874-82 "Вода питьевая" и быть канализованными. В регионах,где отмечаются перебои с водой,необходимо предусмотреть установку емкостей для запаса питьевой воды. 2.Системы горячего,холодного водоснабжения и канализации предприятий продовольственной торговли и общественного питания должны отвечать требованиям действующего СНиП 2.04.01-85 "Внутренний водопровод и канализация зданий". Не допускается строительство новых предприятий без устройства внутреннего водопровода и канализации. 3.Не допускается организация мелкорозничной торговли напитками в розлив,в том числе и алкогольными в неканализованных предприятиях и без ввода водопровода, за исключением отпуска в одноразовую посуду . 4.В малых предприятиях общественного питания и торговли,занимающихся изготовлением и реализацией готовых блюд (сосиски,горячие бутерброды,пицца и др.) должна быть подводка горячей и холодной воды (проточной) с выпуском в канализацию. Запрещается сброс сточных вод после мытья посуды (бокалов,стаканов) непосредственно на прилегающую территорию.

5.САНИТАРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЕНТИЛЯЦИИ,ОТОПЛЕНИЮ,ОСВЕЩЕНИЮ

1.Предприятия продовольственной торговли и общественного питания должны иметь отопление и механическую приточно-вытяжную вентиляцию для обеспечения нормируемых метеорологических условий и чистоты воздуха торговых и складских помещений. 2.Система вентиляции предприятий,расположенных в зданиях иного назначения,должна быть отдельной от системы вентиляции этих зданий. 3.Естественное и искусственное освещение предприятий торговли и общественного питания должно соответствовать требованиям СНиП "Естественное и искусственное освещение.Нормы проектирования".Искусственное освещение в торговых залах должно быть не менее 400 лк, в складских помещениях - 50 лк.Торговый зал должен иметь естественное освещение. 4.Электроосветительная арматура по мере загрязнения,но не реже одного раза в месяц,должна протираться.Внутреннее оконное (витринное) остекление,рамы промывают и протирают не реже одного раза в неделю,с наружной стороны- по мере загрязнения. 5.Световые проемы запрещается загромождать тарой,продукцией,запрещается замена остекления фанерой,картоном,закрашивание краской.Разбитые стекла в окнах необходимо немедленно заменять.Оконные стекла,витрины,стекла охлаждаемых витрин должны иметь гладкую поверхность и быть доступными для проведения уборки и ремонта.

6.Производственные,санитарно-бытовые помещения,торговые залы должны быть обеспечены отоплением в соответствии с требованиями СНиП 2.04.05-86. Отопительные приборы во всех помещениях должны иметь гладкую поверхность и быть доступными для проведения уборки,осмотра,ремонта.

6.ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВУ ПРЕДПРИЯТИЙ, ОБОРУДОВАНИЮ,ИНВЕНТАРЮ

1.Все помещения предприятий торговли и общественного питания должны располагаться с учетом поточности и отсутствия встречных потоков сырья и готовых пищевых продуктов,персонала и посетителей.Места разгрузки продуктов должны быть оборудованы навесами для защиты пищевых продуктов от атмосферных осадков.

2.Все предприятия торговли и общественного питания малого типа должны иметь необходимый набор производственных,складских,санитарно-бытовых помещений.Площадь торгового зала должна быть не менее 20 кв.м.Предприятия общественного питания помимо этого должны иметь гардероб,умывальник и санузел для посетителей.

3.В предприятиях продовольствнной торговли и общественного питания,работающих с тарой,должно быть выделено помещение для хранения тары. 4.Полы в предприятиях торговли и общепита должны быть выполнены из влагоустойчивых и влагонепроницаемых материалов,допущенных для этих целей органами госсанэпиднадзора,иметь ровную поверхность,без выбоин,а также иметь уклон в сторону трапов.

5.Предприятия торговли и общепита должны иметь санитарно-бытовые помещения, гардеробные для хранения личной, уличной и санитарной одежды.Хранение санитарной одежды осуществляется открытым способом. 6.Предприятия продовольственной торговли и общепита должны быть оснащены необходимым торгово-технологическим оборудованием и инвентарем в соответствии с действующими нормами оснащения предприятий торговли,общественного питания и выполненными из материалов,разрешенных санитарной службой.

7.Отделы по реализации скоропортящихся пищевых продуктов должны быть в обязательном порядке оборудованы холодом,охлаждаемыми прилавками,витринами,шкафами и др.

8.Для отпуска продуктов необходим отпускной инвентарь,посуда , для каждого вида продукции отдельные разделочные доски,ножи с четкой маркировкой. 9.Для хранения продуктов питания предприятия должны быть оснащены необходимым количеством стеллажей и подтоварников.При хранении пищевых продуктов должны строго соблюдаться правила товарного соседства,нормы складирования.

7. ТРЕБОВАНИЯ К ПРИЕМУ И ОТПУСКУ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ

1.Пищевые продукты,поступающие на предприятия торговли и общественного питания,должны сопровождаться товаросопроводительными документами и сертификатами соответствия,оформленными в установленном порядке ( со ссылкой на дату и номер разрешения или гигиенического сертификата,выданного учреждениями госсанэпиднадзора).Приемке подлежат только доброкачественные пищевые продукты.В сопроводительных документах на особо-скоропортящиеся продукты должны быть указаны дата и час выработки продукции,температура хранения,конечный срок реализации.

2.Продажа сырых продуктов и полуфабрикатов должна производиться отдельно от готовых к употреблению продуктов.Взвешивание пищевых продуктов без упаковочного материала запрещается.Не разрешается взвешивание продуктов в печатную макулатуру и грязную тару покупателей.

3.Запрещается прием и реализация алкогольной и безалкагольной продукции с истекшим сроком реализации,а также напитков в бутылках без этикеток,с поврежденной укупоркой,осадками и другими дефектами.

4.При торговле безалкагольной и алкогольной продукцией в розлив на предприятии мытье стаканов должно производиться на месте их продажи с помощью шприцев двойного действия.При отсутствии условий для мытья стаканов отпуск напитков разрешается только в стаканчики одноразового использования.Категорически запрещается повторное использование одноразовых стаканов. 5.Для транспортировки пищевых продуктов должен выделяться спецавтотранспорт. Транспорт,используемый для перевозки пищевых продуктов,должен иметь санитарный паспорт,быть чистым, в исправном состоянии,кузов машины должен иметь гигиеническое покрытие,легко поддающееся мойке и дезинфекции.

6.Запрещается производить погрузку пищевых продуктов в транспорт,не отвечающий санитарным требованиям и при отсутствии санитарного паспорта на него,а также транспортировка сырых продуктов и полуфабрикатов вместе с готовыми пищевыми продуктами.

8.САНИТАРНЫЙ РЕЖИМ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ТОРГОВЛИ И ОБЩЕПИТА

1.Все помещения предприятий продовольственной торговли и общественного питания должны содержаться в чистоте.По окончании работы должны проводиться влажная уборка с применением моющих и дезинфицирующих средств.Торговое оборудование (весы,прилавки, витрины и др.) по окончании работы должно быть обработано щелочным раствором,затем горячей водой. 2.Один раз в неделю следует проводить генеральную уборку с применением моющих и дезинфицирующих средств.Один раз в месяц устанавливается "санитарный день" для проведения уборки и последующей дезинфекции помещений,оборудования,инвентаря. 3.Текущий ремонт предприятий торговли и общепита (побелка,покраска помещений и оборудования) должны производиться не реже одного раза в год и по мере необходимости.

4.Контейнеры,инвентарная тара ( тележки,корзины,сетки и др.), а также чашки и платформы весов,гири должны ежедневно промываться с применением моющих средств и просушиваться.

9. ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕ САНИТАРНЫХ ПРАВИЛ

1.Владелец предприятия обязан обеспечить: -каждого работника санитарной одеждой установленного образца в соответствии с действующими нормами; -регулярную стирку и починку санодежды; -проведение медицинского освидетельствования и проведение занятий по гигиеническому обучению; -наличие санитарного журнала установленной формы; -эффективную работу торгово-технологического и холодильного оборудования; -наличие достаточного количества моющих и дезинфицирующих средств,торгового и уборочного инвентаря,упаковочных материалов, 2.Ответственность за выполнение настоящих санитарных правил возлагается на владельца предприятия.Владелец предприятия несет ответственность за общее санитарное состояние предприятия и соблюдение в нем санитарного режима,за качество реализуемых продуктов,за соблюдение должных условий приема,хранения пищевых продуктов и соблюдение сроков реализации,за санитарным состоянием прилегающей территории. 3.Виновные в нарушении требований настоящих санитарных правил привлекаются к административной,дисциплинарной или уголовной ответственности.

10.ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА ПЕРСОНАЛА

1.Лица, поступающие на работу и работающие в предприятиях торговли и общественного питания должны подвергаться предварительным и периодическим медицинским осмотрам 1 раз в 6 месяцев,проходить гигиеническое обучение по программе санитарного минимума 1 раз в два года.

2.Все работники предприятий торговли и общественного питания обязаны:

-постоянно следить за чистотой тела,рук,волос,коротко стричь ногти;

-приходить на работу в чистой одежде и обуви,хранение домашней и санитарной одежды должно быть раздельное;

-снимать санитарную одежду при выходе из предприятия и перед посещением туалета;

-обязательно мыть руки с мылом перед началом отпуска продуктов и после посещения туалета,а также после каждого перерыва в работе и соприкосновении с загрязненными предметами;

не принммать пищу и не курить в торговых,складских и подсобных помещениях;

Запрещается закалывать санитарную одежду булавками,иголками и хранить в карманах халатов,курток предметы личного туалета,сигареты и другие посторонние предметы,использовать санитарную одежду не по назначению,работать без шапочки или косынки;

- при повышении температуры,нагноениях,появлении признаков желудочно-кишечных заболеваний,симптомов других заболеваний сообщать об этом администрации и обращаться в медицинское учреждение для получения консультации и соответствующего лечения.

Настоящие санитарные правила разработаны на основании "Санитарных правил для предприятий продовольственной торговли" СанПиН 2.3.5.о21-94 и Правил по размещению объектов мелкорозничной торговли и мини-рынков в городах и районах Орловской области № 182 от 15.07.97г.