Курсовая работа: Управленческое консультирование 3

Название: Управленческое консультирование 3
Раздел: Рефераты по менеджменту
Тип: курсовая работа

Министерство образования Российской Федерации

Курсовая работа

на тему: «Управленческое консультирование»

Выполнила:

студентка 5 курса заочной формы обучения

специальность: «Социальная работа»

Куликова Е.В.

Проверил:

преподаватель

Воронеж 2010

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………... 3

I. Определение менеджмента и его основные направления……………………………..

5

II. Состав комплекса управленческого консультирования в организации……………...

6

1. Стратегический менеджмент………………………………………………………….

6

2. Консультирование в управлении персоналом……………………………………….

7

3. Управление технологическими процессами и операциями…………………………

8

4. Консультирование в области управления финансами……………………………….

9

5. Управление материально-техническим снабжением………………………………..

11

6. Управление сбытом……………………………………………………………………

12

7. Управление недвижимостью………………………………………………………….

14

8. Инновационный менеджмент…………………………………………………………

15

9. Управление качеством продукции или услуг……………………………………….

17

III. Основные черты управленческого консультирования

и характеристика основных функций…………………………………………………

19

IV. Постановка вопроса о методах управления…………………………………………...

20

V. Место и роль управленческого консультирования в рыночной экономике…………

22

Заключение…………………………………………………………………………………..

23

Литература…………………………………………………………………………………..

24

Введение

К концу XIX - началу XX в. появились первые рабо­ты, в которых была сделана попытка научного обобщения накопленного опыта и формирования основ науки ме­неджмента. Это было ответом на потребности промыш­ленного развития, которое все больше приобретало такие специфические черты, как массовое производство и массовый сбыт, ориентация на рынки большой емкос­ти и крупномасштабную организацию в форме мощных корпораций и акционерных обществ.

Предприятия-ги­ганты испытывали острую необходимость в рациона­льной организации производства и труда, в четкой и вза­имосвязанной работе всех подразделений и служб, ме­неджеров и исполнителей в соответствии с научно обо­снованными принципами, нормами и стандартами.

Основателем школы научного менеджмента был Ф.У. Тейлор - инженер-практик и менеджер, решавший в своей повседневной работе проблемы рационализации производства и труда с целью повышения производи­тельности и эффективности. Изучая способы выполне­ния работ и трудовых операций, Ф.Тейлор сформулиро­вал четыре принципа управления индивидуальным тру­дом рабочих:

· научный подход к выполнению каждого элемента работы;

· научный подход к подбору, обучению и тренировке рабочего;

· кооперация с рабочими;

· разделение ответственности за результаты между ме­неджерами и рабочими.

Другой известный специалист в области менеджмента - А. Файоль предложил формализованное описание рабо­ты управляющих в организациях, выделив характерные для них виды деятельности или функции: планирование, организация, руководство, координацию и кон­троль. Им были сформулированы принципы менеджмен­та, которыми предлагалось руководствоваться при реш­ении управленческих задач и выполнении функций ме­неджмента. Файоль считается основате­лем так называемой классической административной школы управления .

Эволюция управленческой мысли в XX в.

Основные направления научной мысли (школы и подходы) Годы двадцатого столетия
1885 20-е 30-е 40-е 50-е 60-е 70-е 80-е 90-е
Научный менеджмент и классическая школа

Школа человеческих отношений и поведенческие науки

Количественный

и системный подходы

Ситуационный и новые подходы

В 50-е годы нашего столетия ис­следования проводились параллельно по пяти направле­ниям: классическому, человеческих отношений, поведен­ческих наук, количественному и системному подходам. Такая многосторонность разработок отвечала новым по­требностям послевоенной экономики, в которой под вли­янием научно-технической революции начали активно формироваться рыночно-предпринимательские струк­туры. Развитие производства в сфере потребительских товаров и услуг привело к невиданному ранее росту числа средних и малых организаций, которые ориенти­ровались не на массового потребителя, а удовлетворяли спрос сравнительно небольших групп населения. Новые предприниматели столкнулись с миром сложнейших вза­имосвязей и зависимостей, конкуренции и соперничест­ва, а также с менеджментом , который был полностью ориентирован на управление крупными корпорациями. Им же нужны были новые системы управления, которые учитывают динамизм внешней среды и позволяют быс­тро и гибко приспосабливаться к ее изменениям. Потребность в новых подходах к менеджменту испытывали и крупнейшие национальные и транснациональные корпорации, конкуренция между которыми в послевоенный период стала еще более ожесточенной и разорительной. Им требовались методы, которые, с одной стороны, по­зволяли бы оптимизировать принимаемые ими решения (т.е. оптимально использовать задействованные в компа­ниях ресурсы), с другой - помогали бы сохранять слож­ные организационные отношения между всеми состав­ными частями организаций.

В известной мере этим потребностям удовлетворяли новые разработки, базирующиеся на количественном и системном подходах к менеджменту. Первые углубили понимание сложных управленческих проблем на основе их моделирования и позволили шире применять количе­ственные методы при принятии решений и сложных си­туациях.

На основе исследования операций и математичес­ких моделей стали решаться сложнейшие задачи управле­ния запасами, распределения ресурсов, массового обслу­живания и многие др. Разработки в области системного подхода существенно увеличили возможности управлен­ческого контроля за всеми переменными организации.

Концепция управления с позиций науки о поведении — это современная теория, получившая развитие в 60-е годы. Ее основное кредо — повышение эффективности организации в результате повышения эффективности ее че­ловеческих ресурсов. Отсюда — исследование различных аспектов социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства, изменение содержания работы и качества трудовой жизни. Основной целью этой концепции является стремление оказать помощь работнику в создании своих собственных воз­можностей на основе применения положений поведенческих наук к постро­ению и управлению организациями.

Таким образом, эти и другие многочисленные концепции менеджмента направлены на совершенствование стратегии отдельных предприятий с целью получения намечаемых прибылей.

Для организации прибыльной работы предприятия необходимо создание правильной и реальной политики менеджмента.

В условиях конкуренции эффективность - главное условие выживания фирмы. Эффективный менеджмент, обеспечивающий успех фирме, требует ориентации на человека: в части внешней среды - на потребителя, в части внутренней среды - на персонал.

В данной работе рассматривается такая неотемлемая часть менеджмента, как управленческое консультирование, которое на предприятии играет большую роль в управлении предприятием в целом.

I . Определение менеджмента и его основные направления.

Для более систематичного подхода к раскрытию темы необходимо остановиться на таком немаловажном аспекте освещения поставленной задачи как само понятие и определение менеджмента.

Менеджмент - из английского языка, означает управление.

Управление (процесс управления) - организация воздействий, направленных на достижение целей.

Менеджмент - сфера человеческой деятельности и соответствующая область знаний, включающая в себя в качестве обязательного элемента управление людьми, социальными организациями или структурами.[8., c. 12]

Как наука появилась более 100 лет назад. Основные направления (школы) менеджмента за этот период:

· школа научного управления (1885-1920) Тейлора, Гилберта и др. - рациональность труда плюс материальная заинтересованность ведут к повышению эффективности;

· административная (классическая) школа Файоля, Вебера и др. (1920-50)- универсальный принцип управления;

· школа человеческих отношений (1930-50) Маслоу и др. - межличностные отношения между людьми;

· поведенческая школа Арджириса, Лайкерта - максимальное использование человеческого потенциала на основе психологии и социологии;

· количественная школа Винера, Акоффа - компьютерное математическое моделирование ситуаций.

Существует несколько определений менеджмента различных авторов:

· определение Паркера-Роллета из школы человеческих отношений - менеджмент - “обеспечение выполнения работы с помощью других лиц”;

· определение из учебника “Основы менеджмента ” Мескона, Альберта и Хедоури - менеджмент - ”процесс планирования, организации, мотивации, контроля, необходимых для формирования и достижения целей организации”;

· Винан “Основы менеджмента ” - “теория и практика управления фирмой и ее персоналом в условиях рынка”.

· “совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности” - из словаря иностранных слов 1988г.;

· ”сфера человеческой деятельности и область знаний, включающая в качестве обязательного элемента управление людьми” - из американской энциклопедии;

· “постановка и их эффективное достижение с помощью людей”, - связывает 3 главных фактора менеджмента - цели, эффективность, человек.

Так сформировалась современная наука, применение принципов которой на практике приносят повышение эффективности производства. Итак, возможно сформулировать основное золотое правило менеджмента: “эффективный менеджмент, обеспечивающий выживание и успех в условиях рыночной конкуренции, требует ориентации на человека: во внешней среде - на потребителя, во внутренней - на персонал”.

II . Состав комплекса управленческого консультирования в организации

Управленческое консультирование – это вид деятельности, направленный на решение проблем и/или задач, стоящих перед менеджерами высшего звена в области стратегического планирования, управления хозяйственной, инвестиционной и финансовой деятельностью, оптимизации и повышения эффективности деятельности компании, а также проведения необходимых для этого аналитической и исследовательской работы.

Комплекс управленческого консультирования в области менеджмента состоит из следующих компонентов:

1. Стратегический менеджмент - постановка и достижение главных стратегических задач, включает: выбор миссии, ситуационный анализ, стратегический маркетинг, стратегическое планирование деятельности, создание и коррекцию организационных структур, управление реализацией стратегии . .[12., c. 109]

Планирование стратегии - вид управленческой дея­тельности, требующий значительных усилий и затрат времени. Поскольку функции стратегического планиро­вания осуществляют люди, то, как отмечалось выше, этот процесс должен быть формализован и им нужно уп­равлять.

Управление реализацией стратегии должно осу­ществляться и через стимулирование должного к нему отношения руководителей и работников всех уровней. Особо здесь следует отметить необходимость создания и постоянного поддержания хорошего организационно-психологического климата, привить сотрудникам мысль, что постоянные изменения - естественное состояние развития организации и к этим изменениям нужно быть постоянно готовыми.

Главное же условие эффективного функционирова­ния системы стратегического планирования - это посто­янное внимание к нему со стороны высших руководите­лей, умение их доказать необходимость планирования, привлечь к выработке и реализации стратегии широкий круг сотрудников. Это внимание особенно важно на первой стадии внедрения системы планирования в орга­низации. После внедрения стратегического планирова­ния и распространения его по всем подразделениям, после того как оно подтвердит свою эффективность и число работников, осознавших его необходимость, воз­растет, процесс управления во многом может быть структурирован, и в нем существенную роль будет иг­рать поощрение работников за ценные предложения по совершенствованию выпускаемой продукции, разработ­ке новых рынков, системы планирования, выработке новой стратегии.

Глубокие социально-экономические изменения, раз­витие демократизации, изменение социальных ценнос­тей, стремление людей к участию в управлении произ­водством, а также возрастающие сложность и взаимоза­висимость организаций и окружающей среды приводят к пониманию, что выработка плодотворных идей и пред­ложений о перспективах развития организации не явля­ется специальной прерогативой его руководителей или профессиональных плановиков. Более того, необходимо создать такую систему управления, которая использова­ла бы знания, умения и навыки работников всех уров­ней и подразделений организации. Одновременно этой системе должна быть адекватна организационная струк­тура управления фирмы. Это - непременное условие эф­фективности стратегического управления.

Современный этап перестройки организационных структур управления фирмами, ориентированными на рынок и на создание структур стратегического менедж­мента, приобретает форму поиска "золотой середины" между централизацией и децентрализацией властных функций.

Тенденции централизации и децентрализации в систе­мах управления, в формах планирования и управления тесно связаны с производственно-хозяйственными ха­рактеристиками организаций и, в первую очередь, с их отраслевой структурой. Так, там, где производство тяготе­ет к одноотраслевому, однопродуктовому, где тесны связи между технологическими переделами и велики объемы производства, обоснованно применение функциональных централизованных систем управления. В этих системах ставка делается на четкое планирование и строгий кон­троль производственно-хозяйственной деятельности.

В многоотраслевых организациях, к которым относят­ся большинство крупных научно-технических и произ­водственных комплексов, где разнообразны рынки сбыта и технологии производства, слабы внутрифирменные производственно-технологические связи, где требуются различные рыночные стратегии по каждой группе про­дукции и услуг, более целесообразна децентрализация в управлении. Она проявляется в широкой коммерческой самостоятельности стратегических подразделений фирмы и менее жестком контроле со стороны высшего руководства, который в основном осуществляется по фи­нансовым результатам.

Таким образом, желание найти приемлемые соотно­шения между централизованным и децентрализованным управлением приводит к необходимости создать систему стратегического управления, которая характеризуется централизованной разработкой стратегии и хозяйствен­ной политики и децентрализованным оперативным уп­равлением.

2. Консультирование в управлении персоналом (или персональный или кадровый менеджмент) - все цели организации достигаются через людей - важнейшая составляющая менеджмента . .[1., c. 13]

Управление персоналом предполагает осуществление различных мер, раз­работанных и принятых в каждой фирме. Общими для них являются такие меры, как:

· представление подчиненными своему руководству рабочих отчетов или докладов о выполненной работе и планах на будущее. Такие отчеты составляются работниками всех уровней управления и представляются в зависимости от принятого в фирме порядка: ежедневно, еженедельно, ежемесячно или ежегодно. Они служат, с одной стороны, инструментом контроля и способствуют повышению ответственности за порученное де­ло, а с другой, — содействуют развитию инициативы работников, при­нятию на себя конкретных обязательств по совершенствованию хозяй­ственной деятельности фирмы;

· проведение еженедельно оперативных совещаний на высшем уровне уп­равления с участием руководителей производственных подразделений и центральных служб. На таких совещаниях заслушиваются отчеты ру­ководителей по актуальным вопросам текущего момента, проводится об­суждение конкретных мер и принимаемых решений, которые после их одобрения на совещании принимаются к исполнению. Проведение опе­ративных совещаний дает возможность президенту или главному ад­министратору фирмы знакомиться с текущим состоянием дел и неза­медлительно вносить коррективы в хозяйственную деятельность фирмы. Менеджеры, в свою очередь, отчитываются перед вышестоящими управлен­ческими уровнями. Например, фирма "Ксерокс" требует от линейных руково­дителей составления отчетов о состоянии кадров одновременно с предложениями о развитии своих подразделений. Эти отчеты включают оценку изменений чис­ленности кадров, изменений стоимости рабочей силы, стоимости перемещения людей или оборудования, соответствия принципам технической политики.

Важное значение в разработке кадровой политики имеют принципы, и требования, предъявляемые к работникам, принимаемым на работу.

В американских фирмах при приеме на работу потенциальные кандидаты проходят тестирование для выявления профессиональной подготовки. Обычно каждая фирма разрабатывает свои критерии отбора и порядок найма работ­ников. После приема на работу проводится процедура введения в должность, когда работника знакомят с его обязанностями в соответствии с инструкци­ями, ограниченными его узкой специализацией, и не знакомят с деятель­ностью фирмы в целом и ее организационной культурой.

В большинстве американских фирм прием на работу предполагает про­хождение следующих этапов:

· знакомство работника с описанием предлагаемых рабочих функций, прав и ответственности, которые он будет иметь;

· если конкретная работа, под которую принимается работник, не включена в годовой план, то необходимо ее обоснование, в соответствии с которым предла­гаемая должность должна быть квалифицирована отделом кадров с целью ее вклю­чения в существующую систему оплаты труда. Подбор кадров начинается после того, как предложения по новой должности утверждены высшим руководством;

· отдел кадров помогает руководителю подразделения, где объявлена ва­кансия, подобрать кандидатуры работников. Обычно он подготавливает короткий список кандидатов, которые подходят по своей квалификации к дан­ной должности. В некоторых фирмах обязательным считается включение в список кандидатов работников других подразделений своей фирмы;

· набор кандидатов со стороны осуществляется через рекламу, личные свя­зи, профессиональные фирмы по найму, имеющие электронные базы данных;

· кандидаты, включенные в список, обычно проходят через серию интервью со своими будущими руководителями (на два-три уровня вверх), коллегами и, при необходимости, с подчиненными. Результаты интервью обобщаются и дополняются рекомендациями. Окончательный выбор делает непосредственный руководитель.

В американских фирмах увольнение персонала, включая менед­жеров, всегда сопровождается длительной серией оценочных и воспитательных приемов, за исключением экстремальных ситуаций (воровство, мошенничест­во, очевидное нарушение порядка). Оценка работы каждого работника про­водится один или два раза в год. Результаты проведенной оценки обсуж­даются работником и его начальником и подписываются обеими сторонами. Они содержат перечень недостатков в работе и путей их ликвидации, а также, в случае необходимости, предупреждение об увольнении или о том, что дальнейшее пребывание на должности зависит от улучшения работы.

3. Управление технологическими процессами и операциями - осуществляется людьми с помощью машин, механизмов, аппаратуры и приспособлений, в том числе компьютеров и других специальных устройств . .[11., c. 25]

В ходе управленческого консультирования технологическими процессами и операциями достигаются следующие цели:

1. Экономия сырья, материалов и энергетических ресурсов, заложенная в процессе разработки изделий:

  • Экономия сырья и материалов при выпуске уже разработанных изделий при конструировании новых изделий и при дифференциации изделий по ассортименту.
  • Экономия сырья, материалов и энергетических ресурсов в результате оптимизации технологического процесса при производстве изделий.
  • Переориентация ранее оформленных изделий на экономически более выгодные сырье, материалы, узлы и детали, а также энергетически более экономные технологические про­цессы производства готовой продукции.
  • Относительное уменьшение претензий у клиентов в результате повышения качества изделий, создания новых потребительских изделий и улучшение внешнего оформления систем изделий (с точки зрения конкурентоспособности изделий).
  • Экономия сырья и материалов, энергетических ресурсов и технических средств в процессе осуществления упаковки, транспортировки, погрузки-разгрузки и складирования готовой продукции.

2. Экономия сырья и материалов посредством улучшения аппликации изделия:

  • Экономия сырья и материалов посредством использования общепринятых или специфических ( специально приспособленных для клиента ) рецептур, предписаний по обработке и технике применения изделий.
  • Оптимизация ассортимента изделий с осуществлением экономии сырья и материалов и энергетических ресурсов посредством изменения ( расширения или сужения ) областей применения выпускаемых в настоящее время изделий.
  • Проведение консультаций с заказчиками изделий по дальнейшей обработке и, соответственно, по применению по­ставляемых изделий, а также по решению проблем, которые возникают в процессе обработки и применения изделий.
  • Исследование отказов работы изделий у заказчиков, обусловленных применением того или иного сырья ( или материалов ), и устранение причин, вызывающих отказы в работе изделий.

3. Экономия сырья и материалов посредством усовершенст­вования технологического процесса:

  • Разработка и использование технологических процессов, которые гарантируют высокое и стабильное качество изделий.
  • Сокращение, обусловленное использованием того или иного технологического процесса, расходов сырья и материалов, энергетических ресурсов на единицу выпускаемой продукции, а также потерь сырья и материалов и энергетических ресурсов.
  • Повышение способности приспосабливаемости раз­работанных технологических процессов к измененным видам сырья и материалов и материально - существенным специ­фическим требованиям потребителей готовой продукции.
  • Разработка технологических решений для про­должительного или оперативного замещения ( взаимо­заменяемости ) сырьевых и вспомогательных материалов, а также энергетических ресурсов.
  • Сокращение потребности в сырье и материалах для настройки и внедрения технологических процессов.

4. Консультирование в области управления финансами (финансовый менеджмент )- через распределение финансов и их динамики регулируется производственно-хозяйственная деятельность предприятия для обеспечения эффективности . .[14., c. 739]

Финансовый менеджмент можно определить как систему рационального и эффективного использования капитала, как механизм управления движением финансовых ресурсов. Финансовый менеджмент направлен на увеличение финансовых ресурсов, инвестиций и наращивания объема капитала. Общее представление о финансовом менеджменте как о механизме управления движением финансовых ресурсов. Конечная цель такого управления соответствует целевой функции хозяйствующего субъекта - получению прибыли. Ведь любые экономические отношения (в том числе и мировые) базируются на стремлении получить прибыль. Прибыль (выгода) потребителя появляется в том случае, когда он покупает по самой низкой цене при наилучшем соотношении качества и цены. Такое положение способствует развитию наиболее совершенных производств и хозяйствующих субъектов. Хозяйствующие субъекты-производители или продавцы могут удержаться на рынке только тогда, когда в условиях конкуренции им удается реализовать хотя бы минимальную прибыль, чтобы обеспечить свое выживание, т. е. рассчитаться по своим обязательствам и долгам и закупить средства для дальнейшего производства товаров или торговли. Известны две основные возможности увеличения прибыли: рост объема выпуска и реализации товаров (выручка) и уменьшение затрат (себестоимость), так как прибыль в общем виде - это разница между выручкой и себестоимостью.

Финансовый менеджмент, управляя движением капитала, может направить его на увеличение производственных мощностей, а следовательно, выручки; при управлении движением финансовых ресурсов, появляется возможность использовать их для снижения себестоимости и увеличения капитала.

Финансовый менеджмент направлен на управление движением финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами в процессе движения финансовых ресурсов. Вопрос, как искусно руководить этими движением и отношениями, составляет содержание финансового менеджмента. Финансовый менеджмент представляет собой процесс выработки цели управления финансами и осуществление воздействия на финансы с помощью методов и рычагов финансового механизма для достижения поставленной цели.

Таким образом, финансовый менеджмент включает в себя стратегию и тактику управления. Под стратегией в данном случае понимаются общее направление и способ использования средств для достижения поставленной цели. Этому способу соответствует определенный набор правил и ограничений для принятия решений. Стратегия позволяет сконцентрировать усилия на вариантах решения, не противоречащих принятой стратегии, отбросив все другие варианты. После достижения цели стратегия как направление и средство ее достижения прекращает свое существование. Новые цели ставят задачу разработки новой стратегии. Тактика - это конкретные методы и приемы для достижения поставленной цели в конкретных условиях. Задачей тактики управления является выбор наиболее оптимального решения и наиболее приемлемых в данной хозяйственной ситуации методов и приемов управления.

Финансовый менеджмент как экономический орган управления хозяйствующего субъекта представляет собой часть аппарата управления, часть руководства этим хозяйствующим субъектом. На крупных предприятиях в акционерных обществах таким аппаратом управления может быть финансовая дирекция во главе с финансовым директором или главным финансовым менеджером. Финансовая дирекция является одной из центральных служб аппарата управления, создаваемых правлением или дирекцией хозяйствующего субъекта. Финансовая дирекция состоит из различных подразделений, например финансового отдела, планово-экономического отдела, бухгалтерии, лаборатории (бюро, сектор) экономического анализа, отдела (сектор) внутрихозяйственного подряда, отдела валютных операций и др. Дирекция и каждое ее подразделение функционируют на основе Положения о финансовой дирекции или подразделении, которое включает в себя общие моменты ее организации, задачи, структуру, функции, взаимоотношения с другими подразделениями (дирекциями) и службами хозяйствующего субъекта, права и ответственность дирекции.

5. Управление материально-техническим снабжением - обеспечиваются поставки сырья, материалов, оборудования, инструментов и других необходимых изделий. .[5., c. 58]

Под материально - техническим снабжением предприятия понимается процесс обеспечения его всеми видами материально-технических ресурсов в требуемые сроки и в объемах, необходимых для нормального осуществления его производственно- хозяйственной деятельности.

Снабжение производства необходимыми материально-техническими ресурсами является начальным звеном производственного процесса, а сбыт готовой продукции - его завершением. От организации снабжения, своевременности поступления материальных ресурсов в производство в необходимом ассортименте, количестве и должного качества в значительной мере зависят равномерный и ритмичный выпуск готовой продукции, ее качество и эффективность деятельности коллектива предприятия.

Основной задачей предприятия по организации и управлению материально-техническим снабжением является своевременное, бесперебойное и комплекcное снабжение производства всеми необходимыми материально-техническими ресурсами для осуществления производственного процесса в точном со­ответствии с утвержденными плановыми заданиями. При этом сам процесс снабжения должен осуществляться при ми­нимальных транспортно-складских расходах и наилучшем использовании материальных ресурсов в производстве.

Материально-технические ресурсы представляют собой часть оборотных фондов предприятия, т.е. тех средств производства, которые полностью потребляются в каждом производственном цикле, целиком переносят свою стоимость на готовую продукцию и в процессе производства меняют или теряют свои потребительские свойства.

Для организации прибыльной работы предприятия необходимо создание правильной и реальной структуры движения материально-технических ресурсов предприятия, существует большое количество вариантов управления ими.

В первую очередь необходимо сделать анализ ценности сырья и материалов

Наибольшую долю материально-технических ресурсов предприятия составляют основные материалы. К ним относятся предметы труда, идущие на изготовление продукции и образующие основное ее содержание

К вспомогательным относятся такие ресурсы, которые потребляются в процессе обслуживания производства или добавляются к основным.

Предприятия в настоящее время оснащены современной вычислительной техникой, с помощью которой становится возможным моделирование материально-технических потоков с учетом влияния различных факторов внутренней и внешней среды предприятия, а также разработка систем управления такими ресурсами.

Существуют основные принципы формирования и функционирования системы управления материально-техническими ресурсами:

1. Самостоятельность предприятий - поставщиков и предприятий потребителей

в использовании материальных ресурсов.

2. Саморегулирование.

3. Ресурсосбережение и противозатратность.

4. Комплексность.

5. Оперативность.

6. Восприимчивость к научно-техническому прогрессу; и др.

Перечисленные принципы должны действовать одновременно, ибо они определяют условия равновесного состояния и эффективного функционирования системы. Для разрешения основных проблем в рамках создания базы сырья и материалов существуют многообразные методы принятия решения, в особенности:

- ABC - анализ ( первоначальный анализ);

- метод оценки по системе баллов;

- анализ стоимости сырья и материалов;

- математические модели решений.

Также необходимо помнить о:

  • определении оптимального количества заказов, снабжения производства.
  • выборе предприятий - поставщиков сырья и материалов.
  • хранении сырья, материалов и подготовка их к движению

Рациональная организация материально-технического снабжения и сбыта в значительной мере предопределяет на предприятии уровень использования средств производства, рост производительности труда, снижение себестоимости продукции, увеличение прибыли и рентабельности. Этим определяется роль и значение материально-технического снабжения и сбыта в системе производственного менеджмента.

6. Управление сбытом - осуществляется на основе маркетинговой деятельности, включающей мониторинг внешней среды. .[6., c. 39]

Желательность использования маркетинга как средства повышения эффективности производственно-коммерческой деятельности превращается в необходимость и становится возможной, если предприятия (объединения, компании) — производители товаров — располагают в своей хозяйствен­ной деятельности достаточной свободой, позволяющей им оперативно откликаться на изменения рыночной конъюнкту­ры, маневрировать своими ресурсами, производственными и иными возможностями для достижения поставленных рыноч­ных целей.

В основу работы фир­мы, придерживающейся стратегии и тактики маркетинга, кладется наиболее эффективный с точки зрения сбыта това­ра принцип: сначала узнать, какой товар, с какими потреби­тельскими свойствами, по какой цене, в каких количествах и в каких местах хочет приобретать потенциальный покупа­тель, а потом уже только думать об организации производства или продажи. Следовательно, необходимо про­изводить и продавать изделия, которые безусловно пользу­ются спросом.

Однако спрос — это не что иное, как платежеспособная потребность покупателя, потребность в решении какой-либо из проблем, выдвинутых жизнью. Таким образом, фирма вы­ходит на рынок и предлагает не товары и услуги (ибо то­вар и услуга—не более чем экономические категории), а средства решения проблем покупателей.

Именно этот принцип является ведущим в маркетинге, и именно поэтому маркетинг столь эффективен по сравне­нию с прежними методами производства и торговли, когда предприниматель стремился выпустить как можно больше изделий и постараться навязать их покупателям.

Программа маркетинга позволяет прогнозировать такие изменения и с той или иной степенью вероятности опреде­лять требуемый ассортимент товаров, производственные воз­можности, структуру товаропроизводящей сети, рекламные мероприятия, необходимые изменения структуры предприя­тия (фирмы) как целого. Кроме того, опираясь на принципы маркетинга, можно формировать рынок для будущих това­ров фирмы, организовать в сознании покупателей прямую связь между решением их проблем и товарами фирмы.

Далее, действуя в рамках маркетинга, предприятие неизбежно организует обратную связь между покупателями и своими проектировщиками (разработчиками) товаров и продавцами. Это дает возможность целенаправленно регулировать каче­ство изделий и услуг, эффективно расходовать предназначен­ные для этого средства.

Уточнив понятия «рынок продавца» и «рынок покупателя». Если спрос значительно превышает предложение товара, мы имеем дело с «рынком продавца». Практически это лю­бой сбыт товаров, даже если они и не вполне отвечают тем требованиям, которые предъявляет к ним покупатель, глав­ное—их наличие. Товарный ассортимент беден, масштабы производства, конкуренция отсутствует-покупатель вынуж­ден брать то, что соизволит выбросить на рынок производи­тель (торговец).

«Рынок покупателя» - иное дело. Здесь уже открывают­ся возможности выбора товара. Покупатель сравнивает меж­ду собой разные сорта товаров, выпущенных разными про­изводителями, оценивает соответствие между своими жела­ниями и потребительскими свойствами товаров, между этими свойствами и ценою. Для «рынка покупателя» характерно превышение предложения над спросом, пусть даже оно и не слишком велико. Производители и торговцы подогревают это соперничество тем, что занимаются конкуренцией между собою, используя для этого политику цен, рекламу и иные методы воздействия на сбыт.

Для современного международного рынка характерно со­стояние, определяемое как «рынок покупателя».

Таким образом, объективная задача маркетинга как стра­тегии управления состоит в попытке преодолеть конфликт между общественными условиями воспроизводства, которые олицетворяются здесь рыночной средой, и частномонополистическими мотивами деятельности корпорации. Указанная объективная роль маркетинга и предопределяет основные особенности этой новой системы управления.

Ориентация на рынок сбыта является основным приз­наком маркетинговой стратегии управления предприятием и выра­жается, преждевсего, в перенесении центра управленческих решений в сбытовые звенья. Основными объек­тами изучения и воздействия выступают потребитель, конку­ренты, конъюнктура самого рынка и характеристики товара. Задачей является гибкое и постоянное реагирование на из­менения условий сбыта.

Маркетинг услуг, в отличие от маркетинга потребитель­ских товаров и маркетинга средств производства, не обра­зует единой модели, отличной от рассмотренных выше. На­против, он подразделяется на маркетинг потребительских и производственных услуг, причем первый вид маркетинга по своим особенностям смыкается с маркетингом потребитель­ских товаров, а второй — с маркетингом средств производ­ства. Маркетинг услуг зачастую осуществляется в качестве сопутствующей деятельности в комплексе с маркетингом потребительских товаров или средств производства.

Маркетинг как система стратегического управления дея­тельностью фирмы с ориентацией на рынок включает в себя целый ряд этапов и форм управленческой и исследователь­ской деятельности, находящихся в строгом соподчинении. Два основных аспекта маркетинговой деятельности — это маркетинговые исследования, а также выбор и реализация стратегии маркетинга. Указанные два аспекта выступа­ют, с одной стороны, как этапы маркетинга, но с другой — это два вида маркетинговой деятельности, которые не только следуют друг за другом, но и осуществляются одновременно: фирма претворяет в жизнь стратегию, принятую на основе предшествующих исследований, и одновременно продолжает проводить исследования с целью поиска новых стратегических решений или расширения сферы действия уже имеющихся стратегических альтернатив.

Исследование спроса в практике маркетинга делится на три составляющие: сегментация рынка; изучение мотивов спроса потребителей; выявление неудовлетворенных потреб­ностей.

Сегментация рынка — это деятельность по классификации потенциальных потребителей производимой фирмой продук­ции в соответствии с особенностями качественной структуры их спроса. Сегментация спроса основана на применении раз­личных критериев деления потребителей на группы, предъ­являющие разный по качеству и объему спрос на различные виды и модели товаров.

Принятие того или иного варианта стратегии невозмож­но лишь на основе сегментации рынка по группам потреби­телей, без всестороннего изучения мотивов и специфики спроса каждого сегмента на тот или иной товар. Для мар­кетинга средств производства изучение мотивов спроса пот­ребителей принципиально другое.

Основная группа факторов, определяющих спрос покупа­телей на средства производства, — экономические факторы. Важным показателем экономической целесообразности при­обретения того или иного вида оборудования является повы­шение прибыльности на единицу капиталовложений, дости­гаемое за счет экономии живого труда, материалов или энергии. В ряде случаев применение дорогостоящего обору­дования взамен дешевого является выгодным, так как повы­шение производительности труда или экономия сырья и ма­териалов перекрывает повышение годовых расходов на амор­тизацию. Второй показатель спроса—это стоимость мате­риалов, машин и оборудования, снижение которой позволяет компании-покупателю повысить прибыльность своих сбыто­вых операций или, наоборот, снизить цену продукции с це­лью расширения рыночной доли.

Экономические факторы определяют и спрос того или иного сегмента рынка на передовую технологию в виде бо­лее совершенных машин и оборудования. Общеизвестно, на­пример, что трудосберегающая технология пользуется осо­бым спросом у компаний развитых стран и значительно мень­шим в развивающихся странах с дешевой рабочей силой.

Вторая группа факторов, определяющих спрос покупате­лей средств производства, — организация поставок и харак­тер их осуществления. Сюда относятся: степень потребности в ритмичных поставках в строгом соответствии с графиком поставок, стандартами качества; требования, предъявляемые к комп­лектности поставок; степень заинтересованности в низком уровне цены; степень заинтересованности в соответствии от­ношений с поставщиком общепринятым нормам.

Рассмотренные выше факторы мотивации спроса покупа­телей средств производства относятся к наиболее существенным, по не исчерпывают всего разнообразия форм и моти­вов рыночного поведения потребителей этого типа товаров. Дополнительную роль играет целый ряд критериев, начиная с юридических и политических тенденций и кончая личност­ными мотивировками руководителей фирм-покупателей.

7. Управление недвижимостью - имеется в виду эксплуатация, купля, продажа, обмен, аренда и другие действия с недвижимостью . .[14., c. 535]

Управленческое консультирование в этой области в первую очередь обусловлено размерами предприятия (фирмы), возможностью расширения производства и экономической выгодой, получаемой от сделок с недвижимостью. Каждое отдельно взятое предприятие (его управленческая часть) само решает, необходимо ли производить сделки с недвижимостью и т.д.

8. Инновационный менеджмент - управление развитием - необходим для сохранения и повышения эффективности организации в меняющихся условиях. Планируются, организуются, мотивируются и контролируются нововведения . .[15., c. 7]

Инновационный менеджмент сравнительно новое понятие для научной общественности и предпринимательских кругов России. Именно в настоящее время Россия переживает бум новаторства. На смену одним формам и методам управления экономикой приходят другие. В этих условиях инновационной деятельностью буквально вынуждены заниматься все организации, все субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса.

В специальной литературе и официальных документах чаще всего использовались понятия управление научно-техническим прогрессом, внедрение достижений науки и техники в производство и т.п., что характерно для централизованно управляемой экономики. В рыночных условиях хозяйствования, где коммерческие организации имеют полную юридическую и экономическую самостоятельность, ни о каком внедрении чего-либо не может быть и речи. Этим принципиальным отличием объясняется различие в содержании отдельных понятий в области инновационного менеджмента.

Принято считать, что понятие “нововведение ” является русским вариантом английского слова innovatoin. Буквальный перевод с английского означает “введение новаций” или в нашем понимании этого слова “введение новшеств”. Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление. Русское словосочетание “нововведение ” в буквальном смысле “введение нового ” означает процесс использования новшества.

Таким образом, с момента принятия к распространению новшества приобретает новое качество – становится нововведением (инновацией). Процесс введения новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации. Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом.

В повседневной практике, как правило, отождествляют понятие новшество, новация, нововведение, инновация, что вполне объяснимо. Любые изобретения, новые явления, виды услуг или методы только тогда получают общественное признание, когда будут приняты к распространению (коммерциализации), и уже в новом качестве они выступают как нововведения (инновации).

Общеизвестно, что переход от одного качества к другому требует затрат ресурсов (энергии, времени, финансов и т.п.). Процесс перевода новшества (новации) в нововведение (инновации) также требует затрат различных ресурсов, основными из которых являются инвестиции и время. В условиях рынка как система экономических отношений купли – продажи товаров, в рамках которой формируются спрос, предложение и цена, основными компонентами инновационной деятельности выступают новшества, инвестиции и нововведения. Новшества формируют рынок новшеств (новаций), инвестиции рынок капитала (инвестиций), нововведения (инновации) рынок чистой конкуренции нововведений. Эти три основных компонента и образуют сферу инновационной деятельности.

Схема инновационной деятельности.


Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера. Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается как инновационный процесс.

Рынок новшеств (новаций). Основным товаром рынка является научный и научно-технический результат продукт интеллектуальной деятельности, на который распространяются авторские и аналогичные права, оформленные в соответствии с действующими международными, федеральными, корпоративными и другими законодательными и нормативными актами.

В мировой практике принято различать научную (научно-исследовательскую), научно-техническую деятельность, а также экспериментальные (опытно-конструкторские) разработки. Научная (научно-исследовательская) деятельность направлена на получение, распространение и применение новых знаний.

Рынок новшеств формируют научные организации, вузы, временные научные коллективы, объединения научных работников, научно-исследовательские подразделения коммерческих организаций, самостоятельные лаборатории и отделы, отечественные и зарубежные новаторы.

Рынок чистой конкуренции нововведений. Рынком чистой конкуренции называется совокупность продавцов и покупателей, совершающих сделки со сходным товаром в ситуации, когда ни один покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих цен. Использование понятия “чистой ” конкуренции позволяет нам уйти от рассмотрения вопросов ценовой, неценовой, недобросовестной и других видов состязания и борьбы между субъектами производственных отношений за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники ресурсов и результаты научной и научно-технической деятельности.

9. Управление качеством продукции или услуг - является обязательным для поддержания конкурентоспособности фирмы в условиях рыночной конкуренции . .[8., c. 56]

Управление качеством продукции или услуг во многом зависят от повышения качества с помощью нововведений.

Системы управления качеством представляют собой органическое сочетание экономических , правовых и других факторов влияющих на качество . С помощью нововведений можно не только избежать консерватизма и застоя в развитии комплексного подхода к качеству, но и сознательно и уверенно двигаться дальше . В системах качества нововведения делятся на две группы :

· функциональные

· системные

К функциональным относятся нововведения , затрагивающие задачи одной из функций управления качеством и не требующие структурных изменений системы . В крайнем случае , необходимость в структурных изменениях столь незначительна , что их можно не проводить (к примеру можно ввести дополнительную плату за бездефектное выполнение закидки , за сдачу их в БТК и заказчику с первого предъявления в установленные технологические циклы сдачи).

К системным относятся нововведения, которые затрагивает не одну , а несколько функций управления качеством и вызывают необходимость внесения изменений в содержание элементов системы. Системные нововведения могут касаться одной функции , но по масштабам воздействия влияют на другие функции , что приводит к необходимости внесения в них изменений ( к примеру возможен переход от сдельной формы оплаты труда к повременной или повременно – премиальной) . Известно , что сдельная оплата труда во многих случаях отрицательно влияет на качество изготовления и в определенный момент времени, когда качество начинает опускаться ниже допустимого предела возникает необходимость от этой системы отказаться и перейти к повременной или смешанной оплате труда. Такое нововведение входит в состав функции управления качеством - материального стимулирования улучшения качества. Изменение формы оплаты труда затронет другие функции - технологическую подготовку производства , контроль качества , а по масштабам воздействия окажет влияние на очень большую группу участников процесса обеспечения качества.

С помощью классификации нововведений нам легче определить адресность в реализации нововведений. Функцию нововведения осуществляет подразделения аппарата управления - технические, технологические службы , отделы кадров и оплаты труда , ответственные за реализацию тех или иных задач управления качеством.

Системные нововведения проводятся руководством , администрацией более высокого уровня , чем функциональные органы управления . Это объясняется необходимостью координации внесения изменений (одновременно или в определенной последовательности) в деятельность различной службы подразделений .

Для определения порядка действия с системными и функциональными нововведениями чрезвычайно важно оценивать их последствия и степень влияния на качество. Т.к. точные сведения получить очень сложно , приходится полагаться на мнение авторитетных специалистов , экспертов , работников предприятия ,осуществляющих разработку и внедрение нововведений в деятельность по улучшению качества .

У.Э. Деминг, известный американский специалист и ученый в области статистических методов анализа различных способов улучшения качества считает , что системные нововведения более эффективны как по масштабу воздействия на качество, так и по величине экономических результатов по улучшения качества .

Но это не является приоритетом, в некоторых случаях наибольшее внимание следует уделять функциональным нововведениям (испытание новых форм организации производства, новых технологий, более полного применения экономических факторов, методов измерения и контроля параметров качества), так как системные нововведения требуют значительных затрат и большего отрезка времени. Но может наступить момент когда системные нововведения займут более преимущественное положение т.е. наилучшего результата можно достичь при оптимальном сочетании возможностей общих нововведений, что зависит от опыта и искусства руководителей и его помощников.

Анализ всего нового и выработка на этой основе соответствует рекомендаций в интересах улучшения качества может быть и особой функцией органов, служб управления качеством. В число служебных обязанностей новых современных руководителей теперь должны включаться такие как :

1. Организация и руководство разработкой, внедрением и совершенствованием систем качества.

2. Организация сертификации систем качества.

3. Контроль за состоянием и эффективностью системы.

4. Контроль за реализацией плана разработки и внедрения нововведений в систему качества.

Было бы ошибкой руководителя предприятия пренебречь вышесказанным и полагать, что системы качества даже при их высокой степени развития не нуждаются в совершенствовании.

III . Основные черты управленческого консультирования и характеристика основных функций.

В науке современного управленческого консультирования выделяются следующие черты:

1) системный подход к управлению;

2) ситуационный принцип управления;

3) определяющая роль организационной культуры;

4) механизация и автоматизация управленческих процессов;

5) демократизация управления;

6) интернационализация менеджмента.

Управленческое консультирование в организации может быть представлено в виде процесса осуществления определенного типа взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов организации для достижения ею своих целей наиболее эффективно.

Содержание и набор действий и функций, осуществляемых в этом процессе, зависят:

1.от типа организации:

· деловая,

· административная,

· общественная,

· образовательная,

· военная и т.д.),

2.от размеров организации,

3. от сферы ее деятельности (производство товаров, оказание услуг),

4. от уровня в управленческой иерархии (высшее руководство, управление среднего уровня, нижний уровень управления),

5. от функции внутри организации (производство, маркетинг, кадры, финансы) и от многих других факторов.

Характеристика основных функций управления

Менеджмент - процесс планирования, организации, мотивации и контроля для достижения определенных целей.

Важнейшие функции управленческого труда следующие:

1.планирование - представляет собой постановку целей и разработку путей их достижения;

2.организация - функция управления, включающая вопросы разделения и кооперации труда. В том числе создание организационных структур, делегирование полномочий, организация взаимодействий.

3.мотивация - стимулирование - это побуждение работников к эффективному достижению целей;

4.контроль - проверка полученных результатов

IV . Постановка вопроса о методах управления.

Управленческие отношения - это отношения верхов и низов, начальников и подчиненных. Методы управления, являющиеся инструментом воздействия субъекта на объект и одновременно способом их взаимодействия. Постановка вопроса о методах управления - это постановка вопроса об управленческих взаимоотношениях структурных подразделений системы управления. .[7., c. 67]

Существует 3 вида методов управления.

· командный;

· экономический;

· социально-психологический.

Приоритетное положение того или иного метода в организации придает ей черты, характерные для данного метода.

В практике вопрос распределения приоритетов между этими методами очень важен, потому что эффективность организации определяется:

1.системой методов управления;

2.механизмами управления.

Характеристика методов управления

Методы управления являются инструментом взаимодействия субъекта на объект и одновременно способом их взаимодействия. Существует 3 вида методов управления:

1.командный;

2.экономический;

3.социально-психологический.

Метод командный . Используемые механизмы:

Административные: приказ, распоряжение, указание.

Нормативные: закон, положение, инструкция, план, спущенный сверху и обязательный для выполнения.

Экономические: процент выплачиваемой прибыли, цена продукта (назначенная), зарплата (назначенная), материальные санкции, установленные сверху.

Социально-психологические: выговор, объявленный в приказе, награждение грамотой по распоряжению руководства, благодарность в приказе, план социального развития коллектива и мероприятий по его реализации.

Метод экономический . Механизмы:

договорной процент отчисляемой прибыли,

договорная цена продукта, договорная зарплата,

материальные санкции, предусмотренные договором.

Социально-психологический метод . Механизмы:

договорные: убеждение, критика, информирование, выступление руководителя перед людьми.

При командном методе управления - отношения субъекта и объекта - власти и подчинения.

Основные достоинства метода:

1.обеспечивается единство воли руководства в достижении цели;

2.не требует крупных материальных затрат;

3.в малых организациях оперативно достигаются цели и обеспечивается быстрая реакция на изменение внешней среды.

Недостатки метода следующие:

1.подавляется инициатива, творческая работа;

2.отсутствуют действенные стимулы труда и могут возникать антистимулы;

3.в крупных организациях:

а) менеджеры не заинтересованы в повышении компетентности, поэтому она

в дефиците;

б) обюрокрачивается аппарат управления; в)требуется громоздкая система

контроля.

Экономические методы управления - отношения субъекта и объекта - договорные - товарно-денежные.

Характеризуются:

1.свободой субъекта и объекта, достаточной для реализации их интересов в договорном процессе;

2.выполнение договорных обязательств.

Достоинства метода:

· стимулируется проявление инициативы,

· реализуется творческий потенциал работников на основе удовлетворения материальных потребностей.

Недостатки: остаются неудовлетворенными многие потребности, лежащие вне сферы материального интереса, что снижает мотивацию.

Социально-психологические методы - управленческие отношения субъекта и объекта договорные без материальной основы.

Условия реализации:

· одна из сторон инициирует договорной процесс,

· вторая не отвергает его.

Достоинства метода:

· включаются механизмы трудовой мотивации, не связанные с удовлетворением материальных потребностей;

· практически не требуются материальные затраты.

Недостатки:

· не используются стимулы, опирающиеся на материальные потребности людей;

· трудно прогнозировать результаты.

V . Место и роль управленческого консультирования в рыночной экономике

Возникновение и развитие отрасли управленческих консультационных услуг практически неизбежно для экономики, в которой производственные отношения регулируются не адресным воздействием на них командной системы управления, а путем создания политических, экономических, правовых, социальных и технологических условий, в которых происходит саморегулирование этих отношений в соответствии с действием объективных экономических законов. Достаточно проанализировать, кто, когда и с какими намерениями привлекает консультантов по управлению, чтобы понять макроэкономическую функцию в рыночной экономике.

Во-первых, услуги консультантов – это товар, предназначенный для использования руководством компании – лицами, принимающими решения, имеющими отношение к деятельности организации в целом.

Во-вторых, консультантов привлекают тогда, когда нуждаются в помощи и поддержке при разработке и принятии ответственных решений, развитии и реорганизации бизнеса.

В-третьих, привлекая консультанта, клиент ожидает получить от него какие-то суждения по существу своих вопросов; экспертные заключения в отношении каких-либо решений или ситуаций; новые идеи; результаты вполне определенного исследования; обсудить с ним как с коллегой свои проблемы или, просто поучиться и перенять у него определенные профессиональные навыки.

Из всего этого становится очевидным, что консультантов по управлению привлекают для того, чтобы снять неопределенность, возникающую на разных стадиях процесса подготовки, принятия и реализации ответственных управленческих решений. Практика показывает, что если и сам консультант рассматривает себя как средство снятия такой непределенности и стремиться к самосовершенствованию в этом направлении, то ему гарантирован успех.

Неопределенность в сфере управления является тем фактором, который стимулирует спрос на консалтинговые услуги. Чем выше неопределенность, тем выше спрос. Именно ростом неопределенности и сложности среды бизнеса обусловлен рост спроса на консалтинговые услуги в России за последние 10 лет.

Называя управленческое консультирование специфической отраслью бизнеса, прежде всего хотелось бы подчеркнуть товарный характер производимых услуг, их способность быть предметом купли-продажи, иметь потребительскую стоимость. Но при первой же попытке определить размеры этой отрасли можно столкнуться со значительными трудностями, прежде всего семантического характера, поскольку соглашения о том, какой вид консалтинговых услуг относить к управленческим, а какой нет до сих пор не существует.

Смежным с управленческим консультированием являются такие виды услуг как внешний аудит, бухгалтерское обслуживание, образовательные услуги, юридические услуги, информационное обслуживание и пр. Граница между управленческим консультированием и указанными смежными с ними областями достаточно размыта и порой трудно установить, где заканчивается управленческое консультирование и начинается, например, образовательные или юридические услуги.

Именно в силу такой неопределенности с границами отрасли управленческого консультирования любые данные о численности занятых в ней специалистов, стоимости произведенных услуг и т.п. необходимо воспринимать с определенной долей условности.

Заключение

Все большее освоение новой для нашей страны экономической среды воспроизводства, т.е. рыночных отношений, диктует необходимость постоянного улучшения качества с использованием для этого всех возможностей, всех достижений прогресса в области техники и организации производства.

Качественно новый уровень развития экономики не может быть достигнут без эффективного использования управленческого консультирования предприятий и фирм всех форм собственности.

Управленческое консультирование становится одним из важнейших факторов выживания предприятий в условиях рыночных отношений. Минимальные вложения и максимальное использование основных направлений менеджмента позволяют предприятию выиграть в конкурентной борьбе.

Пользуясь комплексом управленческого консультирования в организации можно эффективно увеличить темпы роста экономической выгоды, так как при правильном стратегическом планировании можно создать такую систему управления, которая использова­ла бы знания, умения и навыки работников всех уров­ней и подразделений организации.

Центры управления персоналом необходимы на каждом более или менее крупном предприятии, а роль руководителя этой службы возрастает. Он становится одним из основных руководителей современного предприятия или фирмы.

Кадровое планирование как инструмент целенаправленной и эффективной работы с персоналом является составной частью стратегии и тактики выживания и развития предприятия при рыночных взаимоотношениях. По мере развития личности работника приходится все чаще согласовывать рыночные условия и интересы сотрудников предприятия.

Качественно используя управление технологическими процессами, финансами, материально-техническим снабжением, сбытом и приветствуя новые идеи и разработки в значительной мере повышает экономические показатели, позволяющие повысить эффективность как в сфере производства, так и в оказании различных услуг фирмой.

При правильном и логическом подходе к существующим методам можно правильно управлять материальными ресурсами предприятия (фирмы), избегая излишних издержек.

Следует сказать, что наличие на предприятиях компьютерной системы учета материальных, человеческих ресурсов позволит предприятию (в том чиле менеджерам) получать полную картину наличия, использования и движения ресурсов в производственном процессе, систематизировать и анализировать потребности рынка, что должно привести к минимизации издержек производства и оптимизации использования и управления материальными ресурсами предприятия.

Литература

1. Ахьюджа Х. Сетевые методы управления в проекти­ровании и производстве. - М.: Мир, 1979.

2. Борманн Д., Воротина Л.И., Федерманн Р. Менеджмент. Предпринимательская деятельность в рыночной экономике: Пер. с нем. - Гамбург: 1992.

3. Бушуев В.В., Новоселов Е.Ф., Панов С.В. Основы предпринимательства. Под ред. Рогача В.И. - Киев: BHV, 1992.

4. Грейсон Дж.К., О’Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века: Пер. с англ. - М.: 1991.

5. Жданова Л.А. Организация и управление промыш­ленной фирмой. - М.: Изд. Ун-та Дружбы народов, 1987.

6. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1992.

7. Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. - М.: Республика, 1992.

8. Макаренко М.В., Махалина О.М. Производственный менеджмент. Учебное пособие для ВУЗов. - М.: 1998.

9. Мэскон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: Дело, 1992.

10. Самюэльсон Пол А., Нордгауз В. Макроэкономика: Пер. с англ. - Киев: Основы, 1995.

11 Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. — 480с.

1 2 . Менеджмент организации. Учебное пособие. Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акбердин Р.З. и др. — М.: ИНФРА-М. — 1996. — 432 с.

13. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник для экон. Спец. Вузов. — М.: Высш. шк., — 1994. — 224 с

14. Экономика: Учебник / Под. ред. доц. А.С.Булатова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство БЕК, 1997. — 816 с.

15. Гличев А. В. «Новвоведения, маркетинг и управление качеством»

ж. «Стандарты и качество»// №10, 1995г