Реферат: Фонды как некоммерческие организации

Название: Фонды как некоммерческие организации
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: реферат

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОДИНЦОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ»

Кафедра гражданско-правовых дисциплин

Сафронова В.

Лысенко Д.

группа Ю - 2.1.

Некоммерческие организации: фонды

Реферат

Старший преподаватель Теодорович Т.С.

Выполнили: студенты 2 курса группы Ю-2.1

Сафронова В. и Лысенко Д.

Проверила: Теодорович Т.С.

Одинцово, 2011


ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ФОНДА....................................................................... 3

1.1. Несколько значений термина фонд......................................................... 3

1.2. Определение фонда в законодательстве России и других стран........... 4

ГЛАВА II. РАЗНОВИДНОСТИ ФОНДОВ.................................................... 6

2.1. Общественный и благотворительный фонд............................................ 6

2.2. Отличия фонда от других организаций.................................................. 8

2.3. Классификация по поддерживаемым направлениям............................ 12

ГЛАВА III. ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ, ОТЧЁТНОСТЬ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ........................................................................................... 15


ГЛАВА I . ПОНЯТИЕ ФОНДА

1.1. Несколько значений термина фонд

Понятие "фонд" происходит от латинского слова fundus - основание и имеет несколько лексических значений:

1. Запас, накопление денежных средств, денежный капитал.

2. Денежные и материальные средства, сосредоточенные в единую совокупность с целью использования их для определенных целей (например, пенсионный фонд).

3. Организация, учреждение, созданные для оказания содействия определенным видам деятельности, социальным группам людей (например, благотворительные, научные, культурные фонды)

Также данное понятие может означать процентные ценные бумаги и положение в каком-нибудь деле, чьи-нибудь шансы на что-нибудь.

Наименование "фонд" организационно-правовой формы является одним из самых неудачных, так как подобное наименование имеют другие организации (бюджетные и внебюджетные фонды, фонды хозяйственных обществ, инвестиционные, жилые, компенсационные, архивные, страховые и иные фонды).

Это вносит некоторую путаницу, хотя имеются попытки законодателя и правоприменительных органов выделить фонды как организационно-правовую форму некоммерческих организаций. Представляется целесообразным запретить другим юридическим лицам, кроме созданных в форме фонда некоммерческой организации, использовать в своем наименовании слово "фонд". Прямого указания в законе на данное обстоятельство нет, но имеется, например, запрет на указание в наименовании общества с ограниченной ответственностью терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму. Так, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа Постановлением от 5 декабря 2001 г. по делу N Ф03-А73/01-2/2545 <2> утвердил отказ в регистрации ООО, в названии которого присутствует слово "фонд".

1.2. Определение фонда в законодательстве России и других стран

Рассматривая вопросы деятельности фондов как некоммерческих организаций в зарубежном законодательстве и сравнивая его с российским, можно отметить, что наибольшие различия существуют при сравнении с англосаксонской системой права.

Так, законодательство Великобритании не использует понятие "фонд", вместо него употребляется термин "благотворительный траст", что довольно близко не только по значению, но и более конкретно определяет деятельность организации.

В США и Канаде понятие фонда также в основном связывается с финансовой деятельностью, направленной на благотворительные цели. По налоговому законодательству такие фонды делятся на частные - созданные ограниченным кругом лиц или одним лицом - и общественные - средства поступают от неопределенного круга лиц.

В Испании фонды не могут использоваться для получения прибыли и создаются только для общественных целей.

Наиболее близким к российскому понятию "фонд" как некоммерческой организации является положение фондов в Германии, Италии и Нидерландах. Основные различия содержатся в процессе образования и регистрации фондов.

Законы Германии позволяют создавать фонды для любых целей. Их коммерческая деятельность служит источником для целевой деятельности фонда и не может быть основной.

В Италии фонды являются некоммерческими автономными организациями. Учредители ограничены в получении и распределении прибыли от деятельности фонда.

Отсутствие членства, необязательность наличия уставного капитала, ограничение коммерческой деятельности фонда, порядок управления фондом в Нидерландах наиболее близки к российскому законодательству.

Итак, фонд по гражданскому законодательству РФ - не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели (ст. 118 ГК РФ).

Правовое положение и деятельность фондов регулируется Гражданским кодексом РФ, Законом о некоммерческих организациях, а также иными федеральными законами, регулирующими правовое положение и деятельность отдельных видов фондов.


ГЛАВА II РАЗНОВИДНОСТИ ФОНДОВ

2.1. Общественный и благотворительный фонд

Как разновидности фондов следует выделить общественный и благотворительный фонды.

Общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели (ст. 10 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" <8>).

Существующие понятия "общественное объединение" и "общественный фонд", хотя и отождествляются в ст. 7 ФЗ "Об общественных объединениях", который относит общественные фонды к разновидности общественного объединения, представляется, что фонд, являющийся некоммерческой организацией, не имеющей членства, не может относиться к разновидности общественного объединения. В подтверждение сказанного можно сослаться на ФЗ "О некоммерческих организациях", где фонды выделены в отдельный вид некоммерческой организации наряду с общественным объединением. Для обеспечения единства в системе некоммерческих организаций, и в том числе фондов, следует привести Закон об общественных объединениях 1995 г. в соответствие с Законом о некоммерческих организациях 1996 г. Ибо возникла ситуация, когда общий закон, регулирующий статус некоммерческих организаций в целом, принят после конкретизирующего закона, регулирующего отдельные разновидности некоммерческих организаций.

Благотворительный фонд является одной из разновидностей фонда. Единственной особенностью данного фонда является его направленность - благотворительная деятельность в интересах общества в целом или отдельных категорий граждан и, как следствие, особенности деятельности.

К некоммерческим организациям - фондам вполне можно отнести негосударственные пенсионные фонды. Особое правовое положение негосударственного пенсионного фонда регулируется ФЗ от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" <9>. Негосударственный пенсионный фонд является особой организационно-правовой формой некоммерческой организации социального обеспечения. По своему статусу НПФ отвечает всем признакам некоммерческой организации в форме фонда: является некоммерческой организацией, не имеет членства, целевая направленность деятельности, ограничены права учредителей на имущество фонда, полная имущественная ответственность негосударственного пенсионного фонда и разграничение ответственности фонда и учредителей. Таким образом, негосударственный пенсионный фонд является разновидностью фонда как некоммерческой организации с особыми целями.


2.2. Отличия фонда от других организаций

Основным отличием фонда от других видов некоммерческих организаций, предусмотренных законодательством РФ, является отсутствие членства. Фонд можно рассматривать в качестве своеобразного "объединения имущества", а не "объединения лиц".

Учредителями фонда могут выступать граждане и юридические лица. При этом законом не установлены какие-либо ограничения по количеству или кругу учредителей фонда. С 1 января 2006 г. после вступления в силу Закона 2003 г. об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации в качестве учредителя фонда может также выступать муниципальное образование, субъект Российской Федерации или Российская Федерация.

Фонд может быть ликвидирован, если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна; если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены; в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных уставом, а также в других случаях, предусмотренных законом.

В случае ликвидации фонда его имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, указанные в уставе фонда.

Несостоятельными (банкротами) могут быть признаны судом любые юридические лица, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации. Основания для признания юридического лица банкротом, порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности, порядок и условия проведения процедур банкротства устанавливаются ФЗ от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" <15>.

Фонд является собственником своего имущества, а его учредители (участники) не несут ответственность по его долгам. Имущество фонда, оставшееся после его ликвидации и расчетов с кредиторами, не подлежит распределению между учредителями.

Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители фонда не сохраняют вещных прав в отношении имущества, переданного фонду, и не приобретают каких-либо обязательственных прав в отношении фонда. Закон не устанавливает каких-либо ограничений относительно имущества, передаваемого в собственность фонда. При этом, однако, следует иметь в виду, что фонду в любом случае не может передаваться имущество, изъятое из оборота или ограниченное в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Также законом не предусмотрена возможность передачи имущества фонду на праве оперативного управления или хозяйственного ведения. Так, Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 30 октября 2002 г. N А14-4239-02/108/10 <16> установлено, что фонд как организационно-правовая форма некоммерческой организации не может владеть имуществом на праве оперативного управления, поскольку в соответствии со ст. 216 ГК РФ и ст. 296 ГК РФ исключительными субъектами права оперативного управления названы казенные предприятия и учреждения, а п. 2 ст. 118 ГК РФ и п. 2 ст. 7 ФЗ "О некоммерческих организациях" предусматривают, что имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда.

Фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе. Фонд вправе иметь в собственности здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество. Фонд вправе иметь в собственности или в бессрочном пользовании земельные участки.

Действующее законодательство весьма широко определило цели создания и деятельности фонда. Учредители вправе создать фонды, преследующие социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. На законодательном уровне невозможно более точно перечислить или конкретизировать цели создания фонда. Однако представляется весьма важным выработать определенные критерии, позволяющие определить, что можно относить к социальной, благотворительной, культурной, образовательной или общественно полезной деятельности, а что - нет. К сожалению, в настоящее время ни юридическая доктрина, ни судебная практика соответствующих критериев не выработали.

Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых создан фонд, и соответствующей этим целям. При этом, однако, следует иметь в виду, что фонд, как и любая некоммерческая организация, не вправе заниматься профессиональной предпринимательской деятельностью, требующей получения разрешения или лицензии государственного органа (например, осуществлять банковские и (или) кредитные операции, строительную деятельность и т.д.). Фонд не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, направленную на извлечение прибыли за счет лиц, которым фонд должен оказывать имущественную и финансовую помощь. Так, Постановлением Президиума ВАС РФ от 24 сентября 2002 г. N 6609/02 <17> дело по иску благотворительного фонда о взыскании с больницы задолженности по оплате лекарственных препаратов направлено на новое рассмотрение, так как арбитражный суд ошибочно посчитал сделку договором купли-продажи, поскольку предпринимательская деятельность, направленная на извлечение прибыли за счет лиц, которым фонд должен оказывать имущественную и финансовую помощь, противоречит определенным законом и уставом целям создания фонда, а соответственно, выходит за рамки его правоспособности.

Следует заметить, что в случае возникновения спора о действительности возмездных сделок, совершенных фондом, суды исследуют сделку на предмет соответствия ее уставным целям деятельности фонда и учитывают конкретные обстоятельства ее совершения. Так, в частности, Постановлением Президиума ВАС РФ от 17 февраля 1998 г. N 3637/97 <18> установлено, что совершение фондом сделки купли-продажи жилого помещения (квартиры) не выходит за пределы правоспособности, установленной законом для некоммерческих организаций данного вида, поскольку совершенная сделка соответствует уставу фонда, полученное имущество могло быть использовано для достижения общественно полезных целей фонда как путем распределения квартир между работниками сферы образования в натуре, так и в виде направления на уставные цели фонда средств от их продажи, а фактов расходования денежных поступлений в противоречии целям создания фонда при проверке его деятельности не выявлено. По мнению некоторых авторов, наиболее важный критерий оценки соответствия коммерческой деятельности фонда целям его создания - направление полученной прибыли на уставную деятельность фонда. С указанной позицией нельзя не согласиться, однако следует добавить, что помимо данного критерия следует также соотносить коммерческую деятельность фонда с целями его создания на предмет соответствия данной деятельности ограниченной законом и уставом правоспособности фонда.

Фонд обладает специальной правоспособностью и осуществляет деятельность в соответствии с целями создания, закрепленными в уставе. Таким образом, возможные формы предпринимательской деятельности фонда ограниченны. Иначе говоря, специальная правоспособность фонда имеет два проявления: во-первых, он вправе осуществлять только ту некоммерческую деятельность, которая соответствует целям его создания, отраженным в его уставе, иная деятельность будет признана неуставной; во-вторых, фонд вправе осуществлять только те виды предпринимательской деятельности, которые не противоречат целям его создания, закрепленным в уставе.

Благотворительная или иная общественно полезная деятельность фондов требует постоянных материальных затрат, которые невозможно обеспечивать при отсутствии членских взносов, так как структура фонда не предусматривает членства. В связи с этим закон позволяет фондам участвовать в предпринимательской деятельности как непосредственно, так и через создаваемые для этих целей хозяйственные общества.

Подводя итог, следует отметить прежде всего необходимость систематизации некоммерческих организаций, в том числе и фондов, обобщения законодательства и включения в систему фондов как организационно-правовой формы некоммерческих организаций всех существующих, подпадающих под признаки фондов организаций. Одновременно следует законодательно обособить фонды от других организаций, ограничить использование иными организациями слова "фонд" в своем наименовании.

Важным представляется более конкретно определить цели создания фондов, раскрыть более подробно социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Также следует конкретизировать способы и форму обязательной отчетности фондов.


2.3. Классификация по поддерживаемым направлениям

- Фонды, поддерживающие проекты в области развития гражданского общества, специализируются в следующих направлениях: демократическое развитие, организация и проведение выборов, самоуправление, гражданские инициативы, участие общественности в процессе принятия решений, и прочее.

- Фонды, работающие в области проблем детей и молодежи, поддерживают проекты по направлениям: работа с детьми и молодежью, детское образование, воспитание, решение проблем молодежи, соблюдение прав и интересов ребенка, социальная защита детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, детей-заключенных, против насилия в семье.

- В области женского движения фонды поддерживают проекты по направлениям: развитие женского движения, проведение гендерных исследований, проблемы равенства, содействие активности женщин в науке, искусстве, политике и бизнесе, защита прав женщин (в т.ч. проблемы женской дискриминации и домашнего насилия), безработица и самозанятость женщин, социальная адаптация женщин, пострадавших от насилия, охрана матери и ребенка.

- В области защиты инвалидов фонды поддерживают: защиту прав инвалидов, трудоустройство, социальную реабилитацию инвалидов.

- В области социальной защиты фондами поддерживаются: социальная защита беженцев, переселенцев, ликвидация безработицы, социальная справедливость, борьба с наркоманией, проблема меньшинств, помощь социально незащищенным слоям населения, предупреждение преступности.

- Фонды, поддерживающие проекты в области правозащиты, работают в направлениях: защита прав человека, национальных меньшинств, беженцев, переселенцев, судебная защита, решение этносоциальных конфликтов на территории бывшего СССР, юридическая помощь лицам, преследуемым по политическим мотивам, проблемы нарушения прав человека в зонах вооруженных конфликтов, разработка нового законодательства, юридическая помощь и социальная адаптация лиц, отбывающих наказание, правовое просвещение и распространение идей прав человека.

- В области здравоохранения фонды специализируются на поддержке: улучшение здоровья, борьба со СПИДом, наркоманией, проведение медицинских исследований, улучшение системы здравоохранения, медицинского обслуживания населения, просветительские программы в области здравоохранения.

- Фонды, поддерживающие проекты в области образования, поддерживают направления: образование населения, образовательная реформа, получение начального, среднего и высшего образования, получение ученой степени, организация и проведение студенческих обменов.

- В области культуры и искусства фонды поддерживают проекты, направленные на: развитие наций и народностей, природно-культурное наследие, проекты в области культуры, искусства, туризм, развитие библиотек, музеев, литературных издательств и прочее.

- Фонды, работающие в области средств массовой информации, поддерживают: распространение информации, в т.ч. через Интернет, выпуск периодических изданий, организация и подготовка публикаций в СМИ, взаимодействие со СМИ.

- В области экологии и охраны природы фонды оказывают поддержку проектам по направлениям: экологическое образование, экологический мониторинг, проблемы загрязнений, радиационная безопасность, экологические поселения, экологические технологии, экология города, экология человека, экологический туризм, охрана животных и охраняемые природные технологии, альтернативная энергетика, экологические исследования, борьба с опустыниванием, охрана лесов, экологическое просвещение населения.

- Фонды, поддерживающие проекты в области устойчивого развития, специализируются по направлениям: создание экологически устойчивого будущего, решение проблем сохранения благоприятного состояния окружающей среды и природно-ресурсного потенциала, трансформация нормативно-правовой базы, организация международного партнерства в области устойчивого развития, участие в международных научных программах по устойчивому развитию, решение межгосударственных экологических проблем, просвещение населения в области устойчивого развития.

- В области сельского хозяйства фондами поддерживается: развитие сельской местности, сельского хозяйства, фермерства, содействие в проведении реформ в области сельского хозяйства, частного сектора.

- В области малого бизнеса и предпринимательства фонды оказывают поддержку проектам, направленным на развитие малого и среднего бизнеса, развитие частного сектора, бизнес- и экономическое образование, защита интересов предпринимателей: .

- Фонды в области развития экономики поддерживают: социально-экономическое развитие, экономические реформы, экономическое образование.

- Поддержка развития технологий оказывается фондами в области разработки и внедрения новых технологий в различных областях деятельности.

- В области науки фонды поддерживают проекты по проведению исследований в области естественных, гуманитарных и прикладных наук, проведению научных работ.

- Фонды в области законодательной реформы и юридической защиты оказывают поддержку по: защите юридических прав, лоббированию, содействию в проведении законодательных реформ.

- Прочие фонды, в том числе, фонды, поддерживающие проекты в области национальной безопасности; фонды, поддерживающие проекты в области политики; фонды, поддерживающие проекты в области разоружения; фонды, поддерживающие проекты в области работы парламента; фонды, поддерживающие проекты в области борьбы с коррупцией; фонды, поддерживающие проекты в области религии; фонды, поддерживающие проекты в области поддержки предприятий; фонды, поддерживающие проекты в других областях.

ГЛАВА III. ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ, ОТЧЁТНОСТЬ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) — один из государственных внебюджетных фондов, созданный для обеспечения обязательного социального страхования граждан России. Создан 1 января 1991 г. совместным постановлением Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов РСФСР № 600/9-3 от 25 декабря 1990 г.

Деятельность фонда регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования», а также иными законодательными и нормативными актами.

Функции:

· выплата пособий по обязательному социальному страхованию, в том числе оплата пособий по временной нетрудоспособности («больничных»)

· обеспечение льготных категорий граждан путёвками на санаторно-курортное лечение

· обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и протезами

· оплата пособий по беременности и родам, пособий при рождении ребёнка, пособий по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет

· оплата родовых сертификатов

· доплата (25 %) за первичную медико-санитарную помощь работающим гражданам

· доплата за диспансеризацию работающих граждан

· оплата дополнительных медицинских осмотров работающих граждан, занятых на работах с вредными и опасными факторами

· оплата (полная или частичная) для детей застрахованных граждан стоимости путевок в расположенные на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные организации, открытые в установленном порядке (в том числе в учреждения отдыха и оздоровления детей)

· и др.

Однако оформление т. н. «Материнского капитала» производится в отделении Пенсионного Фонда РФ.