Реферат: Общая характеристика познавательных психических процессов

Название: Общая характеристика познавательных психических процессов
Раздел: Рефераты по психологии
Тип: реферат

СОДЕРЖАНИЕ:

Тема. А:

Теоретическое задание стр.

1. Общая характеристика познавательных психических процессов____________3.

2. Виды и основные характеристики сенсорных процессов___________________7.

3. Свойства сенсорных и перцептивных процессов_________________________10.

Тема А: практическое задание. 1. Что такое сенсорные эталоны, каково их происхождение, пути присвоения и способы применения? Чем объяснить, что слепорождённые, прозревшие после удачной операции, вначале не различают цвета и формы?___________________11. 2. Как происходит построение зрительного образа? Покажите роль движения глаз в зрительном восприятии. Можно ли построить образ предмета, не видя его?________________________________________________________________12.

3. Докажите предметность и осмысленность человеческого восприятия______13.

4. Чем можно объяснить:____________________________________________15-16. - удивительные способности дегустаторов? - в ситуации игровой деятельности острота зрения у детей резко возрастает? - то, что читая книгу, мы не замечем свой нос? - то, что войдя с солнечной улицы в тёмное помещение, или на наоборот, мы сначала ничего не видим?

5.Используемая литература_________________________________________17

Тема Б: Педагогика межнационального общения

1. Цели и задачи воспитания культуры межнационального воспитания______18 2. Воспитание патриотизма интернационализма_________________________19 3. Воспитание веротерпимости и толерантности___________________________20 4. Литература_____________________________________________________21


Тема А: Теоретическое задание.

1. Общая характеристика познавательных психических процессов.

Психические процессы — условное обозначение динамической характеристики психики человека. К психическим процессам обычно относят познавательные процессы : ощущения и восприятие как отображение непосредственно действующих на органы чувств предметов, раздражителей; память как процессы организации и сохранения прошлого опыта; воображение и мышление как обобщенное и переработанное в сознании человека отображение свойств действительности, которые недоступны непосредственному познанию; волевые процессы (пробуждение потребностей, возникновение мотивов или побуждений действовать определенным образом, принятие решений и их выполнение); эмоциональные процессы (возникновение чувств, их динамика в зависимости от удовлетворения потребности и т. д.). Без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты. Восприятие в процессе практической деятельности приобретает свои важнейшие человеческие качества. В деятельности формируются его основные виды: восприятие глубины, направления и скорости движения, времени и пространства. Воображение тоже связано с деятельностью. Во-первых, человек не в состоянии представить или вообразить такое, что когда-либо не выступало в опыте, не было элементом, предметом, условием или моментом какой-либо деятельности. Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека. В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.
Рассмотрим структуру познавательных процессов, с помощью которых человек получает и осмысливает информацию, отображает объективный мир, преобразуя его в свой субъективный образ. Ощущения, восприятия, представления, мышление, память составляют познавательные процессы.
Ощущения есть отражение конкретных отдельных свойств, качеств, сторон предметов и явлений материальной действительности, воздействующих на органы чувств в данный момент.
Выделяют следующие основания классификации ощущений: 1) по наличию или отсутствию непосредственного контакта с раздражителем, вызывающим ощущение; 2) по месту расположения рецепторов; 3) по времени возникновения в ходе эволюции; 4) по модальности (виду) раздражителя. По наличию или отсутствию непосредственного контакта рецептора с раздражителем вызывающим ощущение, выделяют дистантную и контактную рецепцию. Зрение, слух, обоняние относятся к дистантной рецепции. Эти виды ощущений обеспечивают ориентировку в ближайшей среде. Вкусовые, болевые, тактильные ощущения — контактные. По модальности раздражителя ощущения делят на зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, статические и кинестезические, температурные, болевые, жажды, голода. О положении тела в пространстве сигнализируют статические ощущения. Особое место и роль в жизни и деятельности человека занимают интероцептивные (органические) ощущения, которые возникают от рецепторов, расположенных во внутренних органах и сигнализируют о функционировании последних. Эти ощущения образуют органическое чувство (самочувствие) человека. Восприятием называют психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Восприятие — это отражение комплексного раздражителя. Выделяют четыре операции, или четыре уровня перцептивного действия: обнаружение, различение, идентификация и опознание. Первые два относятся к перцептивным, последние — к опознавательным действиям. Виды восприятия: восприятие предметов, времени, отношений, движений, пространства,человека.
Представление — это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта. В основе представления лежит восприятие объектов, имевшее место в прошлом. Можно выделить несколько типов представлений. Во-первых, это представления памяти, то есть представления, которые возникли на основе нашего непосредственного восприятия в прошлом какого-либо предмета или явления. Во-вторых, это представления воображения. Они формируются на основе полученной в прошлых восприятиях информации и её более или менее творческой переработки. Чем богаче прошлый опыт, тем ярче и полнее может быть соответствующее представление. По видам анализаторов представления делятся на зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные и другие; по степени обобщённости — на единичные и общие; по степени волевых усилий — на произвольные и непроизвольные. Мышление — наиболее обобщённая и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами. Мышление является высшим познавательным психическим процессом. Функция мышления — расширение границ познания путём выхода за пределы чувственного восприятия. Задача мышления — раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Выделяют следующие виды мышления . Наглядно-действенное мышление — вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами. Наглядно - образное мышление — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. В отличие от наглядно-действенного мышления, при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.
Словесно-логическое мышление — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Познание совершается в понятиях, суждениях и умозаключениях, поэтому основные формы логического мышления — это понятия, суждения, умозаключения. Различают также теоретическое и практическое, интуитивное и аналитическое, реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктивное мышление. Воображение — это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи. Процесс воображения свойственен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности. Физиологическую основу воображения составляет образование новых сочетаний из тех временных связей, которые уже сформировались в прошлом опыте. Воображение есть всегда некоторый отход от действительности. Но в любом случае источник воображения — объективная реальность. Можно выделить несколько видов воображения, среди которых основные — пассивное и активное. Пассивное в свою очередь делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сновидовая фантазия). Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое,воссоздающее и антиципирующее.
Пассивное воображение подчинено внутренним, субъективным факторам, оно тенденциозно. Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Память — основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Представления памяти делятся на единичные и общие. Представления памяти являются воспроизведением, более или менее точным, предметов или явлений, когда-то воздействовавших на наши органы чувств. Представление воображения — это представление о предметах и явлениях, которые в таких сочетаниях или в таком виде никогда нами не воспринимались. Подобные представления являются продуктом нашего воображения. Различают следующие виды памяти. Непроизвольная память (информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией). Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает. Произвольная память (информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приемов). Выделяют также кратковременную память, долговременную память, оперативную память, промежуточную память. Значение психических процессов состоит в том, что они обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека. Они связаны между собой и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности. Свойства личности многообразны и не существуют вместе, а синтезируются и образуют сложные структурные образования личности. Доминирующее влияние всегда остаётся за социальной стороной личности — её мировоззрением и направленностью, потребностями и интересами, идеалами и стремлениями, моральными и эстетическими качествами.



2. Виды и основные характеристики сенсорных процессов.

Сенсорная система — совокупность образований, обеспечивающих восприятие сенсорных раздражителей. Включает периферический отдел (рецепторы, вспомогательный аппарат и опорные элементы), проводниковый отдел и центральные образования, расположенные в различных отделах мозга. Каждая сенсорная система образует связи с разнообразными структурами моторных и интегративных систем мозга. Сенсорные системы являются необходимым звеном для формирования ответных реакций на воздействия среды. Для сенсорной системы характерно наличие обратных связей, адресованных к рецепторному или первому центральному отделу. Активация их дает возможность регулировать процесс восприятия информации и проведение ее по восходящим путям в мозге.

Основные функции сенсорной системы:
•обнаружение и различение сигналов;
•передача и преобразование сигналов;
•кодирование информации;
• детектирование сигналов и опознавание образов

Зрительная сенсорная система:
Особо важное значение для нормального физического и психического развития человека имеет орган зрения. Это обусловлено тем, что подавляющая часть всей информации из окружающего мира (примерно 90 %) поступает в наш мозг через зрительный канал.Зрение — это многозвеньевой процесс, начинающийся с проекции изображения на сетчатку глаза. Затем происходит возбуждение фоторецепторов, передача и преобразование зрительной информации в нейронных слоях зрительной системы, а заканчивается зрительное восприятие принятием высшими корковыми отделами зрительной системы решения о зрительном образе. Слуховая сенсорная система:
В связи с возникновением речи как средства межличностного общения слух у человека играет особенно важную роль. Акустические (звуковые) сигналы представляют собой колебания воздуха с разной частотой и силой. Они возбуждают слуховые рецепторы, находящиеся в улитке внутреннего уха. Рецепторы активируют первые слуховые нейроны, после чего сенсорная информация передаётся в слуховую область коры мозга через ряд последовательных отделов, которых особенно много в слуховой системе. Вестибулярная сенсорная система:
Вестибулярная система играет важную роль в пространственной организации человека. Она получает, передаёт и анализирует информацию об ускорениях, возникающих в процессе движения, а также при изменении положения головы в пространстве. Импульсы от вестибулорецепторов вызывают перераспределение тонуса скелетной мускулатуры, что обеспечивает сохранение равновесия тела. Первичным отделом вестибулярной системы является вестибулярный аппарат

Соматосенсорная система:
В соматосенсорную систему входят система кожной чувствительности и чувствительная система скелетно-мышечного аппарата, главная роль в которой принадлежит проприоцепции.

Кожная рецепция:
Кожные рецепторы сосредоточены на огромной кожной поверхности (1,4-2,1 м2). В коже находится множество рецепторов, чувствительных к прикосновению, дав¬лению, вибрации, теплу и холоду, а также к болевым раздражениям. Они весьма различны по строению, локализуются на разной глубине кожи и распределены неравномерно по ее поверхности. Больше всего их в коже пальцев рук, ладоней, подошв, губ и половых органов. У человека в коже с волосяным покровом (90% всей кожной поверхности) основным типом рецепторов являются свободные окончания нервных волокон, идущих вдоль мелких сосудов, а также более глубоко локализованные разветвления тонких нервных волокон, оплетающих волосяную сумку. Эти окончания обеспечивают высокую чувствительность волос к прикосновению. Рецепторами прикосновения являются также осязательные мениски (диски Меркеля), образованные в нижней части эпидермиса контактом свободных нервных окончаний с модифицированными эпителиальными структурами. Их особенно много в коже пальцев рук.

Свойства тактильного восприятия:
Ощущение прикосновения и давления на кожу довольно точно локализуется человеком на определенном участке кожной поверхности. Эта локализация вырабатывается и закрепляется в онтогенезе при участии зрения и проприоцепции. Абсолютная тактильная чувствительность существенно различается в разных частях кожи: от 50 мг до 10 г. Пространственное различение на кожной поверхности, т. е. способность человека раздельно воспринимать прикосновения к двум соседним точкам кожи, также сильно отличается в разных ее участках. На языке порог пространственного различия равен 0,5 мм, а на коже спины — более 60 мм. Эти отличия связаны главным образом с различными размерами кожных рецептивных полей (от 0,5 мм2 до 3 см2) и со степенью их перекрытия.

Болевая рецепция:
Болевая, или ноцицептивная, чувствительность имеет особое значение для выживания организма, так как сигнализирует о действии чрезмерно сильных и вредных факторов. В симптомокомплексе многих заболеваний боль — одно из первых, а иногда и единственное проявление патологии и важный показатель для диагностики. Механизм возбуждения рецепторов при болевых воздействиях не выяснен. Проприоцепция: В мышцах человека содержатся три типа специализированных рецепторов: первичные окончания веретен, вторичные окончания веретен и сухожильные рецепторы Гольджи. Эти рецепторы реагируют на механические раздражения и участвуют в координации движений, являясь источником информации о состоянии двигательного аппарата.

Обонятельная сенсорная система.
Рецепторы обонятельной системы расположены в области верхних носовых ходов. От каждого обонятельного рецептора отходят 6—12 волосков длиной до 10 мкм, которые в жидкую среду, вырабатываемую боуменовыми железами. Это позволяет в десятки раз увеличить площадь контакта рецептора с пахучими веществами. От нижней части рецептора отходит аксон. Аксоны всех рецепторов образуют обонятельный нерв, который вступает в обонятельную луковицу. Молекулы пахучих веществ взаимодействуют с находящимся в волосках рецепторным белком, в результате чего в мембране рецептора открываются ионные каналы и генерируется рецепторный потенциал. Каждая рецепторная клетка способна ответить возбуждением на характерный для нее спектр пахучих веществ. Спектры чувствительности различных рецепторов сильно перекрываются (перекрытие до 50 %). Вкусовая сенсорная система.
В процессе эволюции вкус формировался как механизм выбора или отвергания пищи. Вкус, как и обоняние, основан на хеморецепции и даёт и информацию о характере и концентрации веществ, поступающих в рот. В результате запускаются реакции, изменяющие работу органов пищеварения или ведущие к удалению вредных веществ, попавших в рот.

Висцеральнаясенсорнаясистема.
Большая роль в жизнедеятельности человека принадлежит висцеральной, или интерорецептивной, сенсорной системе. Она воспринимает изменения внутренней среды организма и поставляет центральной и вегетативной нервной системе информацию, необходимую для рефлекторной регуляции работы всех внутренних органов. Рефлекторная деятельность человека, его психические процессы и поведение напрямую зависят от функционального состояния его органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса, соматической и висцеральной чувствительности, с помощью которых осуществляется восприятие и анализ информации, получаемой им из окружающего материального мира и внутренней среды организма. Сенсорная информация необходима для полноценного развития человека.


Сенсорные и перцептивные процессы — структурные единицы процесса восприятия у человека. Сенсорно- перцептивные процессы обеспечивают сознательное выделение того или иного аспекта чувственно заданной ситуации, а также преобразование сенсорной информации, приводящее к построению образа, адекватного предметному миру и задачам деятельности. Впервые понятие сенсорно- перцептивные процессы было выдвинуто в советской психологии ( 1941). Близкие взгляды развивали зарубежные психологи. Генетическая связь сенсорно- перцептивных процессов с практическими действиями проявляется в их развернутом внешнедвигательном характере. В движениях руки, ощупывающей предмет, в движениях гортани, воспроизводящей слышимый звук, в движениях глаз, прослеживающих видимый контур, происходит непрерывное сравнение восприятия с оригиналом, проверка и коррекция образа (Ю. Б. Гиппенрейтер). Развитие сенсорно- перцептивных процессов сопровождается значительным сокращением моторных компонентов, и процесс восприятия внешне приобретает форму одномоментного акта “усмотрения”. Эти изменения обусловлены формированием у человека разветвленных систем сенсорных эталонов и оперативных единиц восприятия, которые позволяют превратить восприятие из процесса построения образа в относительно более элементарный процесс опознания. Сенсорные эталоны соответствуют таким общественно выработанным системам сенсорных качеств, как шкала музыкальных звуков, система фонем родного языка или основных геометрических форм. Усваивая сенсорные эталоны, ребенок начинает пользоваться ими как своеобразными чувственными мерками. В результате возрастает как точность, так и произвольность сенсорно-перцептивных процессов.

Тема А: практическое задание.

1. Что такое сенсорные эталоны, каково их происхождение, пути присвоения и способы применения? Чем объяснить, что слепорождённые, прозревшие после удачной операции, вначале не различают цвета и формы?

Сенсорные эталоны - рефлекторная деятельность человека, его сложные поведенческие акты и психические процессы, зависящие от функционального состояния его органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса, соматической и висцеральной чувствительности, с помощью которых осуществляется восприятие и анализ бесконечного потока информации из окружающего нас материального мира и внутренней среды организма. Взаимодействие сенсорных систем, в коре головного мозга происходит интеграция сигналов высшего порядка, получаемых от разных сенсорных систем. Особенно это свойственно нейронам ассоциативных областей коры больших полушарий. Межсенсорное (кроссмодальное) взаимодействие на корковом уровне создает условия для формирования «картины мира», координации с ней схемы тела и поведения организма. Органы чувств — это «окна», через которые внешний мир проникает в наше сознание. Без этой информации была бы невозможна оптимальная организация как самых примитивных, «животных», функций нашего организма, так и высших познавательных психических процессов человека, дающих ему неограниченную власть над природой. Слепорождённые, прозревшие после удачной операции, вначале не различают цвета и формы, в следствие того что у них отсутствовал зрительный сенсорный процесс. Зрение — это многозвеньевой процесс, начинающийся с проекции изображения на сетчатку глаза. Затем происходит возбуждение фоторецепторов, передача и преобразование зрительной информации в нейронных слоях зрительной системы, а заканчивается зрительное восприятие принятием высшими корковыми отделами зрительной системы решения о зрительном образе.

2. Как происходит построение зрительного образа? Покажите роль движения глаз в зрительном восприятии. Можно ли построить образ предмета, не видя его?

На пути к сетчатке лучи света проходят через прозрачные среды — роговицу, хрусталик, стекловидное тело. Эти среды обладают преломляющей способностью, в результате чего на сетчатке получается изображение, резко уменьшенное, перевернутое кверху ногами и справа налево. Из сетчатки импульсы по волокнам зрительного нерва устремляются в мозг. Зрительные нервы от двух глаз встречаются у основания мозга, где часть волокон переходит на противоположную сторону, перекрещиваются (зрительный перекрест). Это обеспечивает каждое полушарие мозга информацией от обоих глаз. После перекреста зрительные нервы называются зрительными трактами, основное количество их волокон попадает в подкорковый зрительный центр (наружное коленчатое тело). Отсюда зрительные сигналы поступают в первичную проекционную область зрительной коры (стриарная кора). Зрительная кора в основном сохраняет ретинотопию (сигналы от соседних участков сетчатки попадают в соседние участки коры). Видимый нами спектр электромагнитных излучений заключается между коротковолновым (длина волны 400 нм) и длинноволновым (700 нм) излучением. Коротковолновое излучение дает нам ощущение фиолетового цвета, длинноволнового — красного (остальные цвета имеют промежуточные длины волн). Смешение лучей всех цветов дает белый цвет. Глазное яблоко имеет шарообразную форму, что облегчает его повороты для наведения на рассматриваемый объект и обеспечивает хорошую фокусировку изображения на всей светочувствительной оболочке глаза — сетчатке. Важная роль движения глаз для зрения определяется тем, что для непрерывного получения мозгом зрительной информации необходимо движение изображения на сетчатке. Импульсы в зрительном нерве возникают в момент включения и выключения светового изображения. Построить образ предмета, не видя его не возможно так как будет нарушена цепь многозвеньевого зрительного сенсорного процесса. За исключением того что человек имеет большой опыт познавательных психических процессов и может воспользоваться рецепторами прикосновения которыми являются осязательные мениски (диски Меркеля), образованные в нижней части эпидермиса контактом свободных нервных окончаний с модифицированными эпителиальными структурами. Их особенно много в коже пальцев рук.

3.Докажите предметность и осмысленность человеческого восприятия.

Восприятие человека предметно и осмысленно. Оно не сводится к одной лишь чувственной основе. Мы воспринимаем не пучки ощущений и не структуры, а предметы, которые имеют определенное значение.

Сопоставление нашего нормального восприятия с восприятием больного, который устанавливал значение воспринимаемого лишь в результате опосредованных умозаключений, с очевидностью обнаруживает, в чем заключается специфическая особенность нашего восприятия: у больных, страдающих духовной слепотой или асимволикой, имеются, с одной стороны, чувственные дифференцировки, с другой – надстраивающиеся над ними акты мысли, но нет единства и взаимопроникновения одного и другого внутри восприятия; между тем существеннейшей чертой нормального восприятия человека является именно взаимопроникновение и единство чувственного и логического. Осмысленность восприятия означает, что в него включается мышление, осознание значения, но мышление всегда заключает переход от единичного через особенное к общему. Тем самым восприятие человека приобретает в известной степени обобщенный характер. Воспринимая единичный предмет или явление, мы можем осознать его как частный случай общего. Этот переход от единичного, отдельного к общему совершается уже внутри восприятия. Когда физик или химик демонстрирует какой-нибудь опыт, он пользуется определенными приборами и реактивами. Но положение или закон, который он посредством этого опыта доказывает, относится не специально только к данным объектам, а имеет более общее значение. Поэтому, чтобы понять опыт, надо воспринять то, что совершается во время опыта, как частный случай какой-то общей закономерности. Точно так же, когда математик доказывает, что сумма углов в треугольнике равняется двум прямым, то для того, чтобы понять это положение в его обобщенном значении, надо данный, нарисованный мелом на доске, треугольник осознать вместе с тем как частного представителя общего понятия треугольника в его обобщенных чертах. Некоторая доля общности есть в каждом сознательном восприятии. Но степень его обобщенности может быть различной. Эту лежащую передо мной книгу я могу воспринять именно как эту мне принадлежащую книгу с какой-то пометкой на титульном листе, я могу в другом случае воспринять ее как экземпляр такого-то курса психологии такого-то автора; я могу, далее, воспринять этот же предмет как книгу вообще, фиксируя сознательно лишь те черты, которыми книговедение характеризует книгу в отличие от других продуктов полиграфического производства. Когда этот единичный, данный мне в чувственном восприятии предмет я воспринимаю в качестве частного представителя "курса психологии" или "книги", налицо обобщенное восприятие. Нормальное восприятие человека характеризуется тем, что, воспринимая единичное, он обычно осознает его как частный случай общего. Уровень этой обобщенности изменяется в зависимости от уровня теоретического мышления. В силу этого наше восприятие зависимо от интеллектуального контекста, в который оно включается. По мере того как мы иначе понимаем действительность, мы иначе и воспринимаем ее. В зависимости от уровня и содержания наших знаний мы не только по-иному рассуждаем, но и по-иному непосредственно видим мир. При этом в зависимости от значимости воспринятого для личности оно остается либо только более или менее безличным предметным знанием, либо включается в личностный план переживания. Из просто воспринятого оно становится в последнем случае пережитым, испытанным, иногда выстраданным; в таком случае оно не только открывает тот или иной аспект внешнего мира, но и включается в контекст личной жизни индивида и, приобретая в нем определенный смысл, входит в самое формирование личности как более или менее существенный фактор.

4. Чем можно объяснить:

-удивительные способности дегустаторов?

Способности дегустаторов объясняются тем что у них сильно развита вкусовая сенсорная система. Увеличивается скорость прохождения афферентных сигналов, вызванных вкусовой стимуляцией, поступающих в ядро языкоглоточного нерва, от которого аксоны вторых нейронов восходят в составе медиальной петли до таламуса, где расположены третьи нейроны, аксоны которых направляются в корковый центр вкуса.

- в ситуации игровой деятельности острота зрения у детей резко возрастает?

В ситуации игровой деятельности острота зрения у детей резко возрастает вследствие того что усиливается работа зрительной сенсорной системы. Во время игры у ребёнка движение глаз происходит во много раз чаще это выполняет важную роль непрерывного получения мозгом зрительной информации, а также это необходимо для движение изображения на сетчатке. Импульсы в зрительном нерве возникают в момент включения и выключения светового изображения. При длящемся действии света на одни и те же фоторецепторы импульсация в волокнах зрительного нерва быстро прекращается, и зрительные ощущения при неподвижных глазах и объектах исчезают через 1-2 с. Чтобы преодолеть такое приспособление (адаптацию) к неподвижному изображению, глаз при рассматривании любого предмета производит неощущаемые человеком непрерывные скачки (саккады). Вследствие каждого скачка изображение на сетчатке смещается с одних фоторецепторов на другие, вновь вызывая импульсацию ганглиозных клеток. Кроме скачков, глаза непрерывно мелко дрожат и дрейфуют (медленно смещаются с точки фиксации взора). Эти движения также очень важны для зрительного восприятия и остроты зрения. Учитывая, этот фактор ряд обучающих программ рассчитан на обучение детей в игре.

- то, что читая книгу, мы не замечем свой нос.

- то, что войдя с солнечной улицы в тёмное помещение,или на наоборот, мы сначала ничего не видим?

Это происходит, потому что при переходе от темноты к свету наступает временное ослепление, а затем чувствительность восстанавливается. Это явление называется световой адаптацией, обратное явление — темновая адаптация — наблюдается, когда человек из светлого помещения переходит в почти неосвещенное помещение. В первое время он почти ничего не видит из-за пониженной возбудимости фоторецепторов и зрительных нейронов. Постепенно начинают выявляться контуры предметов, а затем и их детали (вследствие повышения чувствительности фоторецепторов и зрительных нейронов). Повышение световой чувствительности в темноте происходит неравномерно: в первые 10 мин она увеличивается в десятки раз, а затем, в течение часа, в десятки тысяч раз. Это связано в основном с восстановлением зрительного пигмента палочек родопсина.

Используемая литература:

1. Маклаков А.Г. « Общая психология». СПб, 2004.

Тема Б: Педагогика межнационального общения.

1. Цели и задачи воспитания культуры межнационального воспитания.

После распада Советского Союза, вопросы межнационального общения, которые существовали, резко обострились и стали огромной проблемой не только внутри небольшого населённого пункта, но и в масштабе государства. В условиях политической нестабильности, а также социальной трудности, эта проблема резко обострилась. Основным путем решения проблемы межнационального общения являлось воспитание у подросткового поколения чувства уважения к детям другой национальности, культуры. На классных часах, в индивидуальных беседах, педагог должен разъяснить учащимся сегодняшнее положение, раскрывать и показывать положительные черты традиций обычаев, представители другой культуры, нации. В том случае если учащиеся видят, что их «иностранец», является представителем народа огромной культуры, положительных традиций и обычай, то отношение к нему непременно меняется в лучшую сторону. Одним из эффективных путей улучшения межнационального общения является общая деятельность, в которую включены дети другой национальности. Индивидуальная или групповая помощь детям другой национальности в учебе, освоения языка и т.д. Необходимо дать ребёнку другой национальности проявить лучшие качества, проявить себя с положительной стороны и должным образом в жизни коллектива, класса. Таким образом, межнациональное общение должно строиться на равноправии, уважении каждой личности и на основе законов принятых в Российском обществе и общечеловеческих ценностях. Задача педагога заключается в том, что, на классных часах, индивидуальных беседах, раскрывать не только самоценность каждого ученика, но и формировать у учащихся мысль о том, что без другого человека, других людей, он не может прожить, существовать в этом мире.

2. Воспитание патриотизма интернационализма.

Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Создание такой системы предполагает консолидацию деятельности органов государственной власти всех уровней, научных и образовательных учреждений, ветеранских, молодежных, других общественных и религиозных организаций, творческих союзов по решению широкого комплекса проблем патриотического воспитания на основе программных методов и единой государственной политики в соответствии с Концепцией национальной безопасности Российской Федерации. Составной частью патриотического воспитания является военно- патриотическое воспитание граждан в соответствии с Федеральным законом “О воинской обязанности и военной службе”. События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм.
Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы. Для восстановления истинного значения в понимание интернационализма образовательная стратегия должна распространять позитивный подход к этническим вопросам и предотвращать любые проявления расизма, шовинизма, экстремизма, ксенофобии, дихотомии (видение мира в бело-черных цветах), национальных стереотипов через создание доброжелательной атмосферы в детских коллективах, акцентируя внимание на том, что объединяет детей, представителей разных этносов (культурное наследие; вклад в развитие науки, искусства, государства; позитивные черты характера). Также реализовывать идею привития детям и юным гражданам полинационального государства открытых и уважительных отношений к другим людям, понимания возможности многовариантного человеческого бытия в разнообразных, отличных друг от друга культурных, религиозных и социальных сферах.

3. Воспитание веротерпимости и толерантности.

Начнём с определения этих двух слов: Веротерпимость - терпимое отношение к той или иной религии, допущение государством свободы вероисповедания. Толерантность - качество, которое предполагает терпимое, человечное, спокойное отношение к другому человеку, независимо от его воспитания внутренних особенностей, духовного мира и т.д. И как видим эти два определения имеют схожие слова терпение, терпимое отношение и т.д.. Это всё является одним из основополагающих демократических принципов, неразрывно связанным с концепциями плюрализма, социальной свободы и прав человека. Ребенок рождается и воспитывается в определенной культурной, национальной среде, которая имеет множество позитивных черт; опора на позитивный социально-культурный опыт этноса - важнейший принцип образовательной стратегии.Образовательная стратегия должна способствовать созданию благоприятного микрокосмоса культурного, межэтнического взаимопонимания, в котором каждый ребенок, независимо от этнической принадлежности, чувствует себя комфортно, защищенно и способен к открытому взаимодействию с миром.Принцип межнационального общения предполагает создание условий для позитивного взаимодействия и взаимообогащения детей разных культурных, национальных, религиозных и социальных групп.Ребенок от природы способен на неосознанную агрессию, унижение и издевательство над другими, поэтому принцип нравственной атмосферы
(«социального комфорта»), предполагающий обеспечение защиты детей от насилия, издевательств и бойкотирования в детском коллективе, является основополагающим.Фундаментом веротерпимости и толерантности в самом широком понимании является индивидуальный уровень, так как эта индивидуальная добродетель содержит в себе все прочие аспекты бытия толерантности (цивилизационная, этническая, социальная формы). Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствует развитию сотрудничества.Веротерпимость и толерантность – это активное отношение к действительности, формируемое на основе признания универсальных прав и свобод человека, это то, что делает возможным достижения мира и ведёт от культуры войны к культуре мира.

Литература.

1. Измайлов А.Э. Народная педагогика. М.,1991. С.8.

2. Инговатова А.Г. Диалог культур в контексте проблем современного образования // Российский вуз: В центре внимания - личность:
(Пробл.воспитания): Тез. докл. науч.-практ. конф. 24 - 26 мая / Дон. гос. техн. ун-т. - Ростов н/Д., 1999. - Т. 4. - С. 223 - 225.

3.Культура мира и демократии. Учебное пособие. Отв. редактор
А.О.Чубарьян

4.Педагогическая энциклопедия. Т.3. М.,1966. С.35.

5.Политология: Энциклопедический словарь.М.,1993,с.222.

6. Резолюция ООН по объявлению Международного года толерантности. М.,1994.

7. Словарь иностранных слов. М.,1989,с.510.

8. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 – 2005)».
//Народное образование,2002, №1, с.255 – 263.

9. Философский энциклопедический словарь. М.,1997,с.89.