Курсовая работа: Экспертиза учетной политики экономического субъекта

Название: Экспертиза учетной политики экономического субъекта
Раздел: Рефераты по бухгалтерскому учету и аудиту
Тип: курсовая работа

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

НОУ Сибирская академия права, экономики и управления

Факультет: Финансовый

Специальность « Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Курсовая работа

по дисциплине: « Аудит »

Тема: « Экспертиза учетной политики

экономического субъекта»

Выполнил:

студент 5 курса

заочной формы обучения

А.Ю.Корзюкова

Руководитель:

Чагина О.М.

Улан-Удэ.2010

Содержание

ВВЕДНИЕ………………………………………………………………..... .. 3

ГЛАВА 1.Понятие и сущность учетной политики

экономического субъекта ............................................................................ 5

1.1. Учётная политика, как основа деятельности организации……….... 5

1.2. Аспекты учетной политики ………………. ....................................... 10

1.3. Содержание учетной политики для целей налогообложения……… 14

ГЛАВА 2. Организация аудиторской проверки учётной

политики организации………............... ..................................................... 17

2.1. Этапы и методы учётной политики…………………………………... 17

2.2. Методы проверок учётной политики организации………………….. 19

2.3. Оценка аудиторского риска и результаты аудиторской проверки..... 23

2.4. Типичные ошибки в бухгалтерском учёте учётной политики

и бухгалтерской отчётности.......................................................................... 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… 28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….. 30

Введение

В связи с реформой бухгалтерского учета и предстоящим переходом на применение международных стандартов финансовой отчетности изменилась роль учета в организации: из простой регистрации фактов хозяйственной жизни он превратился в один из важнейших элементов управления бизнесом. При этом одним из ключевых центров политики управления сегодня становится учетная политика организации, оказывающая самое непосредственное влияние на показатели финансовой отчетности - информационную базу для принятия решений реальными и потенциальными инвесторами. Пользователи финансовой информации лишены возможности самостоятельно убедиться в том, что все многочисленные операции предприятия законны и правильно отражены в отчетности, так как обычно не имеют доступа к учетным записям и поэтому нуждаются в услугах аудиторов.

Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдения ими законодательства необходимо так же государству для принятия решений в области экономики и налогообложения. Вопросы формирования учетной политики и ее исполнения относятся к значимым областям аудита, оказывающим существенное влияние на достоверность бухгалтерской отчетности. В связи с этим организация бухгалтерского учета и учетная политика организации является объектом проверки на всех этапах аудита бухгалтерской отчетности - от планирования до формирования заключения.

Способы ведения учета избирают исходя из определенных требований, обеспечи­вающих адекватность учетной политики хозяйственной ситуации. К чис­лу требований-принципов, которыми следует руководствоваться при выборе и применении учетной политики, относятся: полнота, осмотри­тельность, непротиворечивость, рациональность. Рассматривая возможность применения в организации какого-либо способа ведения учета, определяется, отвечает ли его испо­льзование названным принципам.

Избранные организацией способы должны обеспечивать пол­ноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной жизни (хозяйственных операций, активов и обязательств, результатовпроведенной в отчетном периоде их инвентаризации). Если какие-то факты не отражаются в бухгалтерском учете, то формируемаяфинансовая картина деятельности организации становится неверной, а пользователи ее вводятся в заблуждение.

Целью данной работы является изучение порядка аудиторской проверки учетной политики организации.

Для реализации цели поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть значимость и сущность учетной политики;

2. Изучить аспекты учетной политики;

3. Изучить этапы проверок учетной политики организации, методы проверок аудита учетной политики организации.

ГЛАВА 1. Понятие и сущность учётной политики

экономического субъекта

1.1 Учетная политика, как основа деятельности организации

Разработка и осуществление учетной политики для российских организаций – дело сравнительно новое и во многих случаях недостаточно освоенное для финансового управления и маневрирования. Редко оценивается она и в аудиторских заключениях. Но именно от учетной политики в решающей степени зависят эффективность финансового управления, качество учета, его контрольные функции, достоверность бухгалтерской отчётности.

Одно из существенных назначений учётной политики заключается в том, чтобы с помощью специфических приёмов и методов бухгалтерского учёта по возможности выровнить кратковременные изменения финансовых показателей деятельности организации, вызванные значительным ростом или снижением объёмов производства или сбыта, другими объективными причинами в отдельные периоды времени как внутри отчётного года, так и в течение ряда лет. При разработке и реализации учётной политики принимаются во внимание и обстоятельства, связанные с оптимизацией налогообложения, снижением трудоёмкости учёта, экономией затрат на его ведение.

Изучение учётной политики является одним из важнейших моментов в процессе аудита. Цель изучения и оценки учётной политики заключается в формировании мнения об ее соответствии нормам действующего законодательства по бухгалтерскому учету и налогообложению. В рекомендациях аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций, данных в Письме Минфина России от 29.01.2008 N 07-05-06/18, в целях повышения качества аудита бухгалтерской отчетности организаций, предписано обратить особое внимание на обоснованность учетной политики аудируемого лица:

- принятого аудируемым лицом, способа начисления амортизации объектов основных средств;

- порядка признания аудируемым лицом управленческих и коммерческих расходов в себестоимости;

- признания аудируемым лицом курсовых разниц по причитающимся к оплате процентам по займам и кредитам и т.п.

Учетная политика — это выбор самим предприятием методических приемов, позволяющих ему влиять на сумму прибыли или убытка. Задача учетной политики состоит в обеспечении примерной равномерности получения предприятием ежегодной прибыли без значительных всплесков и провалов.

Выбор учетной политики зависит от специфики предприятия, особенностей организации управления, правовых норм деятельности, отраженных в учредительных документах, особенностей коммерческой деятельности, текущих и долгосрочных целей. На учетную политику влияют налоговые условия, наличие льгот, валютная политика государства, характер владения (аренда, приватизация, создание за счет уставного капитала), долгосрочность контрактов, формы собственности, квалификация персонала, свобода в решении вопросов ценообразования.

Осуществлению учетной политики должны предшествовать согласование ее основных принципов и особенностей со статистическими органами и налоговой службой по месту нахождения, выявление возможных границ в конечных показателях деятельности, вызванных изменениями системы учета, определения порядка их регулирования в соответствии с действующим законодательством и нормативными положениями по учету. Обязательное условие реализации учетной политики — необходимость соблюдения законодательных предписаний и положений государственной регламентации по учету и отчетности.

Процесс формирования учетной политики состоит из следующих последовательных этапов:

1) определение объектов бухгалтерского учета, в отношении которых должна быть разработана учетная политика;

2) выявление, анализ, оценка и ранжирование факторов, под влиянием которых производится выбор способов ведения бухгалтерского учета;

3) выбор и обоснование исходных положений построения учетной политики;

4) сопоставление потенциально пригодных для применения предприятием способов ведения бухгалтерского учета по каждому приему метода учета и для каждого объекта учета;

5) отбор способов ведения бухгалтерского учета, пригодных для применения предприятием;

6) оформление избранной учетной политики.

В этой последовательности каждый этап является строго необходимым. Каждый предыдущий этап обеспечивает осуществление последующего. На первом этапе устанавливается предмет учетной политики, так как конкретное предприятие имеет свою специфическую совокупность объектов бухгалтерского учета (фактов хозяйственной деятельности). В зависимости от состава объектов учета на следующем этапе выявляются конкретные условия, явления и процессы, которые оказывают влияние на разработку учетной политики. Третий этап формирования подразумевает анализ общепризнанных допущений в построении учетной политики с точки зрения, выявленной на предыдущем этапе совокупности факторов; при их адекватности эти допущения закладываются в основу учетной политики. Четвертый этап заключается в отборе потенциально пригодных к использованию предприятием способов ведения бухгалтерского учета: отбор ведется из всего множества теоретически возможных способов, исходя из принятых на предыдущем этапе допущений и выявленных на втором этапе факторов выбора. Следующий этап состоит непосредственно в выборе способов ведения учета для данного конкретного предприятия; выбор производится посредством проверки каждого способа, отобранного на предыдущем этапе, системой соответствующих критериев. На заключительном этапе избранная учетная политика получает соответствующее оформление, с тем, чтобы она удовлетворяла формальным требованиям к ней. Учетная политика представляет собой письменный документ, содержащий организационно-технические и методические основы организации бухгалтерского учета в организации и в обязательном порядке раскрывающий каждый из обязательных элементов учетной политики, предусмотренный действующим законодательством. При разработке учетной политики предстоит решить следующие задачи:

- делать бухгалтерский учет прозрачным и доступным в понимании, позволяющим осуществить анализ хозяйственной деятельности предприятия;

- создать оптимальную систему налогового учета;

- предусмотреть определенные направления минимизации налогов, не противоречащие действующему законодательству;

- создать систему организации бухгалтерской службы, которая способствовала бы своевременному и четкому документообороту и учету информации.

Учетная политика, отвечающая на все выше перечисленные задачи, может стать реальным источником необходимой информации, который сможет оказать настоящую помощь организации, а не тем формальным документом, который организация, во избежание проблем, должна представить в налоговый орган. При разработке учетной политики, как уже отмечалось, необходимо учитывать специфику деятельность организации.

Понятие учетной политики для целей налогообложения базируется на ряде законодательных налоговых документов. Так п. 12 ст. 167 НК РФ «Налог на добавленную стоимость» налоговый кодекс Российской Федерации (далее по тесту – НК РФ) установил:

- принятая организацией учетная политика для целей налогового учета утверждается соответствующими приказами, распоряжениями руководителей;

- учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом руководителя организации;

- учетная политика для целей налогообложения, принятая организацией, является обязательной для всех подразделений организации;

- учетная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией, утверждается не позднее окончания первого налогового периода и считается применяемой со дня создания организации.

В ст. 313 гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ установлено, что порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом руководителя организации. Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком. Таковы основные положения формирования учетной политики, определяемые основным нормативным документом, регулирующие ее. Данные положения обязательны для исполнения каждым предприятиям и должны полностью соответствовать вышестоящим нормативным документом.

В положении по бухгалтерскому учету (далее по тексту - ПБУ) 1/2008 устанавливаются требования, которые должна обеспечивать учетная политика организации:

- полноты;

- своевременности;

- осмотрительности;

- приоритета содержания перед формой;

- непротиворечивости;

- рациональности.

Таблица 1

Расшифровка требований учетной политики

Наименование требования Суть требования Когда необходимо учитывать требование Типичные хозяйственные ситуации, в которых может возникнуть необходимость учета требований
Требование полноты Отражение в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности При разработке системы первичных документов и системы документооборота Осуществление хозяйст-венных операций, по ко-торым не предусмотрены типовые схемы учета
Требование своевременности Своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности При разработке критериев уместности и полезности информации Необходимость предста-вления информации до того, как будут известны все аспекты хозяйствен-ной деятельности (даже в ущерб ее надежности)
Требование осмотрительности Большая готовность к бухгалтерскому учету расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов. Не допускается создание резервов При разработке способов оценки активов, способов учета в отношении разного рода резервирования

Наличие на балансе мало-ликвидных активов, боль-шое количество дебито-ров, частое возникнове-ние споров с контраген-тами и т.п.

Требование непротиворечивости

Тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на 1-е число каждого месяца, а также показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета на последний календарный день каждого месяца

При организации учетного процесса.

При разработке плана счетов, регистров бухгалтерского учета

Внедрение автоматизи-рованных учетных сис-тем, разработка систем контроля
Требование рациональности Рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации При выборе способов бухгалтерского учета Ограниченные ресурсы, низкий уровень автома-тизации. Организация на базе бухгалтерского учета учетных процедур других учетных систем

1.2 Аспекты учетной политики

При формировании учетной политики организации осуществляется выбор одного варианта из нескольких допускаемых законодательными и нормативными актами, входящими в систему нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ. Кроме того, формирование учетной политики целесообразно осуществлять в тесной взаимосвязи с налоговым планированием. Нормативной базой для выбора и обоснования учетной политики являются:

- Федеральный закон от 29.07.1998г. №34н (в ред. от 26.03.2007) «О бухгалтерском учете»;

- Приказ Минфина России от 06.10.2008 г. №160н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008;

- Приказ Минфина России от 20.07.98 г. № 33Н «Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценки основных фондов».

Принятая учетная политика предприятия должна обеспечивать целостность системы бухгалтерского учета. Поэтому она должна охватывать все аспекты учетного процесса: организационно-технический [рис. 1], учетная политика для целей бухгалтерского учета, учетная политика для целей налогообложения.


Рис.1 Организационно-технический аспект

Под организацией работы бухгалтерии понимается определение статуса бухгалтерской службы в системе управления, организационная форма службы, порядок приема и увольнения главного бухгалтера, его права и обязанности; состав учетных под­разделений; взаимодействие бухгалтерии с другими службами.

Форма бухгалтерского учета указывается в приказе по органи­зации исходя из специфики деятельности организации, имеюще­йся вычислительной техники и квалификации учетного персонала.

Рабочий план счетов должен быть разработан на основе едино­го плана счетов, учитывать специфику работы конкретного хо­зяйствующего субъекта и потребности в аналитической инфор­мации для целей управления. Под системой внутреннего контроля понимается со­став, формы, периодичность составления внутрихозяйственной отчетности ее пользователям; график документооборота; разде­ление функций по осуществлению хозяйственной деятельности; установление персональной ответственности работ­ников; порядок использования бланков строгой отчетности; ор­ганизация и ответственность за хранение ценностей; организа­ция охраны и внезапных проверок; подготовка и переподготовка персонала. В разделе «Инвентаризация» следует определить порядок и сроки проведения инвентаризации имущества и обязательств. В разделе «Отчетность» должны быть отражены объем, сро­ки, адреса представления отчетности. Здесь же устанавливается и ответственное лицо за соблюдение порядка публикации отчетно­сти для заинтересованных пользователей. В разделе «Аудит» следует зафиксировать вопросы взаимоот­ношений с аудиторской организацией. Методический аспект учетной политики для целей бухгалтерского учета (разрабатывается в со­ответствии с нормами ПБУ 1/2008) устанав­ливает:

- формы бухгалтерской отчетности;

- порядок начисления амортизации по основ­ным средствам;

- порядок начисления амортизации по нема­териальным активам;

- порядок погашения стоимости нематериаль­ных активов (накопление сумм начисленной амортизации на отдельном счете 05 «Амор­тизация нематериальных активов» или уме­ньшение первоначальной стоимости немате­риального актива);

- порядок списания стоимости основных средств, не превышающей 20000 руб. (путем начисления амортизации, путем единовременного списания на расходы по мере отпуска в производство или эксплуатацию);

- порядок проведения переоценки основных средств; порядок оценки приобретаемых материально-производственных запасов;

- порядок признания транспортно-заготовительных расходов (отражение на счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»; прямое включение в фактическую себестоимость приобретаемых материалов; на отдельном субсчете счета 10 «Материалы»);

- методы списания транспортно-заготовительных расходов и отклонений в стоимости ма­териалов;

- методы оценки списываемых материально-производственных запасов (оценка по себестоимости каждой единицы; по средней себестоимости; ФИФО);

- порядок списания общехозяйственных расходов

- порядок распределения косвенных расходов между объектами учета; метод учета затрат на производство и каль­кулирования себестоимости продукции;

- порядок распределения затрат вспомогательных производств;

- резервы, которые будет создавать организация;

- порядок учета выпуска продукции (с использованием или без использования счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»);

- методы оценки незавершенного производства (по фактической производственной себестоимости; по нормативной производственной себестоимости; по прямым статьям затрат, по стоимости сырья, материалов, полуфабрикатов);

- порядок списания расходов будущих периодов;

- методика списания сомнительных долгов; состав и порядок списания дополнительных затрат по займам и кредитам;

- перевод долгосрочной задолженности по полученным займам и кредитам в краткосрочную задолженность (осуществляется или не осуществляется);

- способы начисления и распределения причитающихся доходов по выданным векселям (размещенным облигациям) и др.

Из всего многообразия способов ведения бухгалтерского учета организация избирает те, которые наилучшим образом обеспечивают учетный процесс. Методический аспект учетной политики для целей налогообложения (разрабатывается в соответствии с Налоговым кодексом РФ) включает в себя порядок определения выручки для исчисления налогов, порядок признания доходов и расходов (кассовым методом или методом начисления).

1.3 Содержание учетной политики для целей налогообложения

Помимо выбранных способов ведения бухгалтерского учета приказ организации об учетной политике может также устанавливать способы ведения учета для целей налогообложения.

Следует отметить, что в условиях разделения бухгалтерского и налогового учета многие специалисты не рекомендуют включать в приказ об учетной политике положения, касающиеся начисления и уплаты налогов (например, способ определения выручки от реализации — «по отгрузке» или «по оплате»).

Такое мнение объясняется тем, что в соответствии с пунктом 2 ПБУ 1/2008 учетная политика представляет собой совокупность способов ведения бухгалтерского учета. Бухгалтерский и налоговый учет тесно связаны, поэтому вполне оправдано объединить выбранные организацией способы ведения как бухгалтерского, так и налогового учета в едином документе - в приказе об учетной политике. Необходимость формирования учетной политики для целей налогообложения предусмотрена главами 21 «Налог на добавленную стоимость» и 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового Кодекса РФ, а порядок оформления и применения учетной политики для целей налогообложения предусмотрен в ст.167 главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового Кодекса РФ. Налоговым кодексом РФ специально подчеркивается, что налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.

Из Налогового Кодекса РФ, следует вывод, что схема организации и ведения налогового учета полностью определяется организацией - налогоплательщиком, которая «устанавливает порядок ведения налогового учета». Организационно-технические способы ведения налогового учета - это способы организации самого технологического процесса, которые устанавливают: организацию работы бухгалтерской службы в части налогового учета (или налоговой службы и порядок ее взаимодействия с бухгалтерской службой). Как уже отмечалось выше, исходя из положений Налогового Кодекса РФ, при определении не установленных налоговым законодательством понятий следует обращаться к нормам других отраслей права, в частности к нормам бухгалтерского законодательства. Однако порядок применения указанных способов при оценке активов налоговым законодательством не предусматривается. В этом случае придется обращаться к нормам бухгалтерского учета.

По ряду вопросов в части налога на добавленную стоимость (далее по тексту - НДС), налоговое состояние основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, (а в случае если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно, - как сумма, в которую оценено такое имущество), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов.

В то же время, плата за регистрацию сделок с недвижимым имуществом включается в состав прочих расходов.

При возникновении новых фактов хозяйственной деятельности, по которым возникает необходимость отражения порядка их учета в учетной политике для целей налогообложения, следует оформить дополнение к учетной политике. Аналогично бухгалтерскому учету, определение Налоговым кодексом Российской Федерации основных правил ведения налогового учета организации, базируется на формулировке набора его базовых принципов. Вместе с тем, специальным предписанием, определяется перечень обязательных реквизитов аналитического регистра налогового учета, которые он должен содержать в обязательном порядке; это:

- наименование регистра;

- период (дата) составления;

- измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;

- наименование хозяйственных операций;

- подпись.

В учетной политике для целей налогообложения также следует отразить применяемый налогоплательщиком способ ведения аналитических регистров налогового учета: ручным способом (на бумажных носителях) или с использованием компьютерных программ автоматизации бухгалтерского (налогового) учета расходов при методе начисления и при кассовом методе. Раньше одним из основных положений учетной политики был метод расчета НДС (кассовый или начисления). С 2007 года все организации обязаны платить налог только по методу начисления. Следовательно, устанавливать данный способ в учетной политике не нужно.

Таким образом, единственным ограничением на изменение налогоплательщиком учетной политики для целей налогообложения в части налога на добавленную стоимость, является правило, согласно которому «учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующим приказом.

ГЛАВА 2. Организация аудиторской проверки учетной политики организации

2.1. Этапы и методы проверки учетной политики

Аудит учетной политики является одним из важнейших разделов аудита, результаты которого могут повлиять на выражение мнения аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица.

Аудиторские проверки связаны с конкретными проблемами, требующие творческого решения. С одной стороны, аудитор должен проверить и оценить счётную достоверность учёта, призванного отразить действительную величину отчётных показателей, такую, которая в точности соответствует реальности в данном периоде, а с другой – принять во внимание необходимость выравнивания данных отчётности по учётным периодам в пределах года или ряда лет, осуществляемого с помощью средств и методов учётной политики. Для этого аудитор должен оценить, насколько принятая проверяемым клиентом учетной политика соответствует целям его бизнеса в анализируемом периоде. Использует ли он только общепринятые методы, насколько они обоснованны и постоянны в применении и т. д. Информационную базу для оценки правильности избранного варианта учётной политики составляют действующее законодательство и другие нормативные документы, регламентирующие ведение бухгалтерского учёта.

Аудиторскую проверку учетной политики целесообразно разделить на два этапа. На первом этапе оценивается система внутреннего контроля по организации учетной политики. Для проведения такой оценки удобно использовать разработанные тесты или вопросники с приложением к ним соответствующих ответов опрашиваемого и примечаний аудитора. На втором этапе проводится анализ учетной политики организации для целей бухгалтерского и налогового учета. На первом этапе аудитор определяет систему внутреннего контроля и порядок документооборота в организации. Общая оценка системы внутреннего контроля проводится в соответствии с утвержденной во внутрифирменных стандартах методикой оценки (например, можно использовать балльную систему оценки). На втором этапе проверки учетной политики для целей бухгалтерского учета рекомендуется заполнить таблицу, сопроводив каждый элемент учетной политики ответами на поставленные вопросы и примечаниями аудитора.

Рассмотрим аудит для целей бухгалтерского учета. В ходе проверки аудитору необходимо тщательно изучить и проанализировать учетную политику аудируемого лица. Целью проверки является не только подтверждение факта наличия утвержденной учетной политики и отражения в ней способов ведения учета организации, но и оценка правильности и рациональности выбранных методов и форм, регламентирующих методические и организационные основы ведения бухгалтерского учета и порядка налогообложения. Поэтому аудитору необходимо проанализировать, приемлем ли для данной организации избранный ею вариант, полностью ли он соблюдается.

При проверке учетной политики следует ознакомиться со следующими документами аудируемого лица:

- приказом (распоряжение) об учетной политике проверяемой организации;

- рабочим планом счетов бухгалтерского учета;

- перечнем утвержденных форм первичных документов и форм документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

- правилами документооборота и технологии обработки учетной информации;

- методикой учета отдельных показателей и другими приложениями к приказу об учетной политике проверяемой организации;

- пояснительной запиской к балансу, которая раскрывает сведения, относящиеся к учетной политике организации, избранные при формировании учетной политики, отличные от предыдущего года способы ведения бухгалтерского учета;

- изменениями в учетной политике, существенно влияющими на оценку и принятие решений пользователей бухгалтерской отчетности в отчетном году или в периодах, следующих за отчетным.

Аудит учетной политики для целей бухгалтерского учета является одним из важнейших разделов аудита, результаты которого могут повлиять на выражение мнения аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица. Аудитору следует собрать ряд ответов на следующие вопросы:

▪ имеется ли в организации учетная политика;

▪ утверждено ли положение о бухгалтерской службе;

▪ ознакомлены ли конечные исполнители с положениями учетной политики;

▪ корректируются ли (в случае необходимости) положения учетной политики в связи с изменениями в законодательстве РФ;

▪ имеются ли положения, регламентирующие отдельные положения учетной политики;

▪ имеются ли в полном составе приказы, распоряжения по учетной политике.

Общая оценка системы внутреннего контроля проводится в соответствии с утвержденной во внутрифирменных стандартах методикой оценки (например, можно использовать балльную систему оценки).

На втором этапе для проверки учетной политики для целей бухгалтерского учета рекомендуется заполнить рабочую таблицу, сопроводив каждый элемент учетной политики ответами на поставленные вопросы и примечаниями аудитора.

2.2. Методы проверок учетной политики организации

Аудиторская выборка проводится с целью применения аудиторских процедур в отношении менее чем 100 % объектов проверяемой совокупности, под которыми принимаются элементы, составляющие сальдо счетов, или операции, представляющие составить мнение обо всей проверяемой совокупности. Для определения выборки организация должна определить порядок проверки конкретного раздела бухгалтерской отчетности, проверяемую совокупность, из которой будет сделана выборка, и объем выборки. Обычно выборка должна быть репрезентативной (представительной). Это требование предполагает, что все элементы изучаемой совокупности имеют равную вероятность быть отобранными в выборку. Сделать правильный вывод о свойствах всей проверяемой совокупности путем отбора из следующих способов выборки:

1. Случайный - может проводиться в таблицах случайных чисел;

2. Систематический - предполагает, что элементы отбираются через постоянный интервал, начиная со случайно выбранного числа.

3. Комбинированный – представляет собой комбинацию различных методов случайного и систематического отбора.

Задачами проверки является необходимость удостоверения в соответствии учетной политики организации требованиям ПБУ 1/2008, в частности, наличии в учетной политике следующих моментов:

а) рабочего плана счетов;

б) форм первичных учетных документов, по которым Госкомстатом не установлены типовые формы;

в) форм документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

г) порядка проведения инвентаризации активов и обязательств;

д) методов оценки активов и обязательств;

е) правил документооборота;

ж) порядка контроля за хозяйственными операциями;

- обеспечении учетной политикой установленных ПБУ 1/2008 принципов (полноты, своевременности, непротиворечивости, рациональности, приоритета содержания перед формой);

- неизменности принципов учетной политики в течение отчетного периода;

- полноте раскрытия в учетной политике избранных способов ведения бухгалтерского учета, существенно влияющих на оценку и принятие решения пользователем бухгалтерской отчетности (способ амортизации основных средств, оценка производственных запасов, оценка незавершенного производства, признание доходов и расходов малыми предприятиями и т.д.)

В стадии проверки включаются:

1. Стадия планирования – состоит из:

- сбор сведений о клиенте;

- информация и правовые обязательства клиента;

- составление плана, программы на проведение проверки;

- график работы.

2. Стадия проведения аудиторской проверки, в ходе которой:

- выполняются аудиторские процедуры проверки оборотов и сальдо по бухгалтерским счетам;

- оформляются рабочие документы аудита по результатам выполнения аудиторских процедур и собранных аудиторских доказательств.

3. Стадия подведения итогов аудита, на которой:

- оценивают полноту проведения аудита;

- оценивают существенность выявленных ошибок и нарушений;

- составляют письменную информацию по результатам проверки для экономического субъекта;

- обсуждают с руководством экономического субъекта ошибки и замечания и получают от экономического субъекта протокол внесения изменений в бухгалтерский учет и отчетность по обнаруженным ошибкам;

- после исправления бухгалтерского учета и отчетности экономического субъекта оформляется новый вариант письменной информации руководству экономического субъекта;

4. Стадия формирования окончательного мнения аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности, на которой:

- оформляется аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности;

- выдаются рекомендации о совершенствовании системы бухгалтерского учета;

- обсуждаются с руководством экономического субъекта результаты проверки и возможность выполнения рекомендаций.

В соответствии с требованиями правила (стандарта) № 8 «Существенность в аудите» аудиторская организация и индивидуальный аудитор обязаны оценивать существенность и ее взаимосвязь с аудиторским риском. Существенность - это вероятность того, что применяемые и иные, в том числе юридические, экспертные и так далее, процедуры позволяют определить наличие ошибки в отчётности экономического субъекта и оценить их влияние на принятие решения ее пользователями. При подготовке общего плана аудита аудиторской организацией следует установить применимые для нее уровень существенности и аудиторский риск, позволяющие считать бухгалтерскую отчётность достоверной.

Уровень существенности принимается во внимание на этапе планирования при определении содержания, затрат времени и объема аудиторских процедур, а так же на этапе завершения аудита при оценке искажений достоверности бухгалтерской отчетности.

При проверке отчетности аудитор оценивает выявленные в ней ошибки, которые по своей сути и содержанию бывают существенными (материальными) и несущественными (нематериальными). Кроме того, аудитор дает оценку степени риска своей деятельности. (Стандарт «Существенность и аудиторский риск»).

Различают три основных уровня материальности ошибок и пропусков:

1 уровень – суммы ошибок и пропусков так малы, что не могут повлиять на решение пользователя информации. Они считаются несущественными (нематериальными).

2 уровень – материальные ошибки и пропуски влияют на принятие решений пользователем, но в целом внешняя отчетность реальна.

3 уровень – ошибки и пропуски, ставящие под сомнение достоверность бухгалтерские отчетности.

В этом случае аудитор выносит отрицательное аудиторское заключение.

2.3 Оценка аудиторского риска и результаты аудиторской проверки

Другим элементов деятельности при планировании аудита является оценка аудиторского риска. Риск аудитора означает вероятность того, что бухгалтерская отчётность организации может содержать не выявленные существенные ошибки и искажения после подтверждения её достоверности или что она содержит существенные искажения, когда на самом деле таких искажений в бухгалтерской отчётности нет. Далее необходимо определить аудиторский риск, под которым понимается риск выражения аудитором ошибочного аудиторского мнения в случае, когда в финансовой (бухгалтерской) отчетности содержатся существенные искажения. Для определения аудиторского риска необходимо найти произведение неотъемлемого риска, риска средств контроля, а также риска необнаружения.

Далее составляется план и программа аудита. В соответствии со стандартом № 3 «Планирование аудита» аудиторская организация обязана планировать свою работу так, чтобы проверка была проведена эффективно. Планирование аудитором своей работы способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы и работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно.

Аудитору необходимо составить и документально оформить общий план аудита, описав в нем предполагаемый объем и порядок проведения аудиторской проверки. Общий план аудита должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита. После составления общего плана в соответствии с правилом стандартом № 3 «Планирование аудита» аудитору необходимо составить и документально оформить программу аудита, определяющую характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа аудита является набором инструкции для аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работ. Поэтому в ходе аудиторской проверки аудитору следует обратить особое внимание на соответствие положений приказа (распоряжения) об учётной политике действующим нормативным актам. Одной из причин таких несоответствий является несвоевременность внесения корректировок в связи с изменениями в нормативных актах. Рабочими документами аудитора являются: приказ о учетной политике, план счетов, бухгалтерская отчетность. План аудита согласуется с клиентом, особое внимание следует уделить распределению ответственности. По ходу проверки план может дорабатываться. Все внесенные в план существенные изменения и соответствующие обоснования должны быть зафиксированы документально.

Одной из насущных проблем современного российского аудита является выбор оптимального пути проведения аудиторской проверки при условии сохранения высокого качества работы, получения прибыли от деятельности, а также возможности документально доказать на любом этапе работы целесообразность, достаточность и согласованность с заказчиком произведенных и дальнейших действий. Каждый аудитор самостоятельно ищет пути решения этой проблемы, применяя разнообразные методики, используя накопленный опыт и создавая внутрифирменные аудиторские стандарты, в частности, для эффективного планирования аудиторской проверки. Разработанный метод позволяет аудитору в результате планирования конкретных процедур в том или ином объеме и определения последовательности действий оценивать и регулировать трудоемкость аудиторской проверки, рассчитывать и соизмерять риски, а также отвечать за объективность результатов проверки. По результатам аудиторской проверки аудитор должен составить отчет аудитора, находящий свое отражение в аналитической части аудиторского заключения.

Аудит планируется и проводиться таким образом, чтобы получить разумную уверенность в том, что финансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений. Аудит проводиться на выборочной основе и включает в себя изучение на основе тестирования доказательств, подтверждающих значение и раскрытие в финансовой (бухгалтерской) отчетности, информации о финансово-хозяйственной деятельности, оценку принципов и методов бухгалтерского учета, правил подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности, определение главных оценочных значений, полученных руководством аудируемого лица, а также оценку общего представления о финансовой (бухгалтерской) отчетности.

2.4 Типичные ошибки в бухгалтерском учете учетной политики и бухгалтерской отчетности

В соответствии с п.3 ст.5 Закона РФ от 21 ноября 1996г. №129 ФЗ «О бухгалтерском учете» организации самостоятельно формируют свою учетную политику исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности. Требования Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденного приказом Минфина РФ от 06.10.2008 №106н, распространяются на все организации независимо от организационно - правовых форм.

Вопросы формирования учетной политики и ее исполнения относятся к значимым областям аудита, оказывающим существенное влияние на достоверность бухгалтерской отчетности. В связи с этим учетная политика организация является объектом проверки на всех этапах аудита бухгалтерской отчетности - от планирования до формирования заключения.

В настоящее время в двенадцати из тридцати пяти действующих правил (стандартов) аудиторской деятельности содержатся ссылки на учетную политику как на один из основополагающих документов, регламентирующих деятельность проверяемой организации.

Практика тестирования аудиторами приказов (распоряжений) об учетной политике показывает, что некоторые организации включают в этот документ положения, не являющиеся элементами учётной политики, например, сроки выплаты заработной платы, продолжительность отпусков, размеры оплаты командировочных расходов сверх норм. Эта информация должна отражаться в иных внутренних документах организации. Некоторые организации делают ошибку, приводя в приказе способы бухгалтерского учета по всевозможным элементам учетной политики независимо от того, применялись ли они ранее и будут ли необходимы в дальнейшем. Тестирование помогает аудитору выявить, какие из аспектов учётной политики отражены не в полной мере.

Наиболее часто в приказе (распоряжении) не находят отражения вопросы:

1) Организационно-технические:

- правила и график документооборота;

- внутренняя отчётность (состав, формы, периодичность, сроки составления и представления, пользователей);

- система внутреннего контроля (служба внутреннего аудита, специалист, лично руководитель);

- положение о бухгалтерии и должностные инструкции на работников бухгалтерии;

- порядок проведения инвентаризаций.

2. Методологические:

- способы контроля отклонений фактического расхода материалов от норм;

- порядок списания общехозяйственных и коммерческих расходов;

- способы распределения косвенных расходов;

- оценка незавершённого производства.

3. Налоговые:

- порядок организации раздельного учёта затрат (по видам деятельности, по реализованным товарам, облагаемым разными ставками НДС и необлагаемым НДС и налогом с продаж);

- порядок организации раздельного учета объектов социальной сферы (для получения права по налогу на имущество в случаях, когда имущество используется совместно для производственных целей).

Иногда несоответствия являются следствием неточности формулировок приказа (распоряжения). Так, при выборе условий признания факта реализации товаров (работ, услуг) организации ограничиваются отражением в приказе выбранного метода “по отгрузке” или “по оплате”, не указывая его назначения “для целей налогообложения”. Практика аудиторских проверок показывает, что принятая в организации учетная политика не всегда последовательно применяется в течение отчетного года или не выдерживается всеми обособленными структурными подразделениями. Информация об учетной политике, как неотъемлемая составляющая пояснений к бухгалтерской отчетности, является одним из объектов аудиторской проверки.

Заключение

Учётная политика представляет собой принятые в организации способы ведения бухгалтерского учета: первичного наблюдения, стоимости измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной жизни и деятельности. Некоторые специалисты определяют учётную политику более узко – как совокупность критериев учётного отражения и списания стоимости активов организации. Оценка эффективности учётной политики становится важнейшей составной частью аудиторской проверки. Поэтому грамотно проконтролировать и внести коррективы в способы ведения бухгалтерского учёта в организациях несомненно может помочь независимая аудиторская проверка учётной политики организации. В связи с этим руководителю и главному бухгалтеру следует весьма серьезно отнестись к формированию и утверждению учетной политики.

В данной курсовой работе рассмотрены теоретические вопросы аудита. Аудит - независимая экспертиза финансовой отчётности предприятия на основе проверки, соблюдения порядка ведения бухгалтерского учёта, соответствия хозяйственных и финансовых операций предусмотренные законодательством РФ, полноты и точности отражения в финансовой отчётности деятельности организации. Способы ведения учета избирают исходя из определенных требований, обеспечивающих адекватность учетной политики хозяйственной ситуации. К числу требований-принципов, которыми следует руководствоваться при выборе и применении учетной политики, относятся: полнота, осмотрительность, приоритет содержания перед формой, непротиворечивость, рациональность.

В первом разделе курсовой работы был рассмотрен такой актуальный момент любого предприятия, как учётная политика организации. Где мы изучили основные положения и значения политики, её значимость и необходимость для руководства организации.

Во - втором раздели, были отражены теоретические вопросы аудита учётной политики, изучены цели и задачи аудиторской проверки организации. Так же была рассмотрена методика аудиторской проверки, которая включает в себя:

- разработку общего плана проверки;

- разработку программы проверки;

- разработку контрольных процедур на основе классификатора возможных нарушений;

- рекомендации по выполнению аудиторских процедур.

Проведение аудиторской проверки организации поможет в исключении простейших технических ошибок; в снижении ошибок, обусловленных неправильным толкованием законодательства.

В заключение мы привели типичные ошибки, которые допускает руководство и главный бухгалтер при составлении учетной политики, которые оказывают существенное влияние на достоверность бухгалтерской отчётности.

Список используемых источников:

I. Нормативно-правовые материалы:

1. Налоговый кодекс РФ. Часть I и II.

2. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ.

3. Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 3. Планирование аудита.

4. Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 4. Существенность в аудите.

5. Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 6. Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности.

6. Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности №8. Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом.

7. Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 15 Понимание деятельности аудируемого лица.

8. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008. Утверждено приказом МФ РФ от 06.10.2008 г. № 106н.

9. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99. Приказ МФ РФ от 06.07.99 г. №34н (ред. от 26.03.2007)

10. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01. Приказом МФ РФ от 03.03.2001. г. № 26н (ред.от 20.12.2007)

II. Специальная литература:

11. Аникин П. Учетная политика по МСФО и ПБУ //Консультант. – 2006. - N 13

12. Анищенко А.В. Учетная политика для целей бухгалтерского учета и налогообложения на 2007 год. - "Статус-Кво 97", 2006.

13. Бакаев А.С., Безруких П.С., Врублевский Н.Д. и др. Бухгалтерский учет. – М.: Бухгалтерский учет, 2005. – 202 с.

14. Дарбека Е.М.,Артемова Н.В.Внутрифирменные стандарты аудита и оценка учетной политики- «Аудиторские ведомости», № 8, 2004. – 265 с.

15. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. - М.: ИНФРА – М. 2006. - 560 с.

16. Гиляровская Л.Т. Аудит. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 615 с.

17. Кирюшина И. Учетная политика как средство защиты //Новая бухгалтерия. – 2006. – вып.2

18. Пятов М.Л. Учетная политика и достоверность отчетности //БУХ.1С. – 2006. - N 10

19. Савин А.А., Сотникова Л.В. Аудит -3-е издание – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. 362 с

20. Cолодов А.К. Рынок: контроль и аудит. Вопросы теории и техники. – Воронеж, 2007. – Ч.1 –159 с.: Ч.2. 2004. – 160 с.

21. Терехов А.А. Аудит. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 512 с.

22. Терехов А.А. Терехов М.А. Контроль и аудит. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 272 с.

23. Филиппова Е.А., Волкова Ю.Ю. Учетная политика на 2007 год //Консультант бухгалтера. 2007. - N 1

24.Холоденко Е.М., Ростовцев А.В. Бухгалтерский учет. - М.: Экономикс Пресс, 2004. - 209 с.

25. Шеремет А.Д., Суйд В. П. Аудит. – М.:ИНФРА-М, 2005. – 240 с