Реферат: Формы государственного устройства 13

Название: Формы государственного устройства 13
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: реферат

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 3

1. Понятие государства и его типология.4

2. Формы государственного устройства.9

3. Формы правления. 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 16


ВВЕДЕНИЕ

Государство это определенный способ организации общества, а также организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения. Как управляющая обществом система, государство обладает внутренней структурой, имеет специальные органы для реализации своих полномочий.

Изучать государство с точки зрения его формы означает изучение в первую очередь его строения, его основных составных частей, внутренней структуры, основных методов осуществления власти. В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии.

Целью работы является изучение темы – понятие государства, его типы, формы устройства и правления. Задачи работы состоят в следующем:

- раскрытие понятия государства;

- рассмотрение типологии государства;

- анализ форм государственного устройства;

- анализ форм правления.


1. Понятие государства и его типология.

Вопрос о понятии государства относится к числу дискуссионных и не имеет единообразных трактовок ни в отечественной, ни в зарубежной литературе. Это объясняется в значительной степени многообразием подходов, которые сложились в науке относительно понимания государства

Государство в широком смысле близко к понятию «страна». Страна - это тоже государство, но в географическом его понимании. Вместе с тем каждая страна имеет свою территорию, которая населена людьми, организованными в общество, и которая управляется особой публичной (политической) властью.

Государство в узком (политическом) смысле - это уже не само особым образом организованное общество, а только его часть, представляющая собой определенную политическую организацию. В любом государственно организованном обществе (государстве в широком смысле) существует, как правило, множество различных политических организаций, одной из которых является государство (в узком смысле).

Государство в широком смысле (государственно организованное общество) - это политико-территориальный союз людей, представляющий собой принципиально новый тип общества и управляемый особой публичной властью, выраженной в специальном аппарате управления и принуждения [2].

Государство (в узком смысле) - это состоящая из органов управления и принуждения суверенная политико-территориальная организация, которая существует за счет общества, выражает его власть и осуществляет ее в целях создания и поддержания в обществе определенного порядка.

Государство характеризуется следующими признаками:

1. Публичная политическая власть – нет одинакового понимания и однозначного толкования публичной власти. Ей нередко придают первостепенное значение, называя аппарат управления вместе с аппаратом принуждения – армия, милиция, разведка, контрразведка, а также в виде всякого рода принудительных учреждений (тюрем, колоний и т.п.).

2. Административное деление – это система территориальных регионов, в рамках которых образуются и функционируют местные органы государственной власти, управления, судебные и другие органы.

3. Государственный суверенитет – верховенство государственной власти внутри страны (способность государственной власти самостоятельно издавать общеобязательные для всех членов общества правила поведения, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок, определять права и обязанности граждан, общественных органов и организаций) и независимость ее на международной арене.

Структурные элементы государственного суверенитета:

1) самостоятельность и независимость государственной власти;

2) верховенство государственной власти на всей территории государства;

3) территориальная целостность.

4. Законодательство – один из основных методов осуществления государством своих функций, заключающийся в издании органами государственной власти, один из основных методов осуществления государством своих функций; совокупность действующих законов, регулирующих общественные отношения и отдельные их области.

Сущность государства – это то, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Вопрос о сущности государства дает характеристику кому принадлежит власть, в чьих интересах осуществляется. Современное понимание сущности государства – взаимосвязь двух элементов: общечеловеческого фактора и классовой сущности.

Под функциями государства понимаются главные направления его деятельности по решению важнейших задач, стоящих перед ним на различных этапах развития, включая механизм государственного воздействия на развитие общественных процессов. Поскольку государство - категория историческая, его функции меняются в процессе развития самого государства - одни возникают, другие отмирают.

Социальное назначение государства показывает, что государство делает в обществе, определяет роль государства в обществе, определяет степень вмешательства государства в жизнь общества. Государство существует, чтобы обеспечивать нормальное функционирование общества.

Задача государства - это глобальная проблема, стоящая перед обществом на данном этапе его развития.

Задачи государства - проблемы, требующие разрешения, они определяются условиями деятельности государства и носят объективный характер (т. к. они предопределены). Любое государство должно по мере возможностей разрешать стоящие перед ним задачи.

Задачи государства на современном этапе [2]:

1. обеспечение самосохранения общества и государства.

2. обеспечение безопасности и укрепление государства.

3. государство содействует социальному, экономическому и культурному развитию общества

4. государство преодолевает противоречия, существующие в обществе (социальные, национальные).

Тип государства – это взятые в единстве наиболее существенные признаки, характерные для множества различных государств и раскрывающие его сущность и экономическую основу.

Выделяется два подхода, характеризующих тип государства:

1. Формационный подход.

Определяется характеристикой общественно-экономических отношений, присущих государству того или иного типа.

Формационный подход выделяет 4 типа государств:

• рабовладельческое

Это один из типов эксплуататорского государства, которое является орудием класса рабовладельцев, и предназначение которого состоит в защите их интересов и прав.

Формой организации рабовладельческой государственной власти были унитарные монархии и республики. Монархия, например, существовала в Древнем Риме. Рабовладельческая республиканская форма правления была двух видов. Первый - демократическая республика (Афины). Второй вид - аристократическая республика (Спарта и др.).

• феодальное

В таком государстве уже признаются естественные права человека. К человеку, пусть даже и весьма зависимому, относятся именно как к человеку, а не как к говорящему орудию труда.

В отличие от рабовладельческого, феодальное государство могло развиваться более быстрыми темпами и более плавно. Определенный вес здесь приобретают наука, торговля, развитие техники.

В феодальном государстве сущность классового общества оставалась: общество держалось на классовой эксплуатации. Крепостное общество всегда было более сложным, чем общество рабовладельческое. В нем был большой элемент развития торговли, промышленности, что вело к капитализму.

• буржуазное

Государство сохраняет буржуазно-классовые черты, но делается более демократичным и социальным. Многие его основные функции вытекают из потребностей всего общества - экономическая, социальная. Оно активно вмешивается в экономику путем гибкого планирования, размещения государственных заказов, кредитования и т. п.

• социалистическое

Социалистическое государство - это последняя стадия развития общества по классификации принятой в формационном подходе. Оно противопоставляется трем другим типам государства, не являясь само государством в общепринятом смысле этого слова.

Социалистическое государство - уже не является, в отличие от трех предыдущих, типом эксплуататорского государства. Существенное отличие социалистического государство от всех остальных типов государств состоит в отсутствии классов, а, следовательно, нет ни эксплуататоров, ни эксплуатируемых. В социалистическом государстве нет того аппарата насилия, который присущ государству, можно сказать, что государство, как таковое отсутствует, нет тех факторов, которые поддерживали государство, будь оно рабовладельческим, феодальным или капиталистическим. Больше нет классов и установленного аппарата подчинения [5].

2. Цивилизационный подход.

Цивилизация – замкнутое состояние общества, обладающее специфическими признаками, отражающими тип культуры, язык, историю, традиции, систему ценностей.

Цивилизационный подход выделяет следующие государства:

- древневосточные государства (Египет, Месопотамия);

- древнеафинское государство (как демократическое);

- древнеарийское;

- современные государства.

Теория выделяет цивилизации: Древние, Средневековые, Новые, Новейшие.

Им соответствуют типы государств: ранние, классовые, политические, правовые.

Выделяются также доиндустриальные государства, характерные для древних и средневековых цивилизаций, индустриальные – характерные для новой цивилизации и постиндустриальные – для новейшей.


2. Формы государственного устройства.

Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти.

В отличии от форм правления организация государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделение между составными частями государства.

Форма государственного устройства показывает [1]:

- из каких частей состоит внутренняя структура государства;

- каково правовое положение этих частей, и каковы взаимоотношения этих органов;

- как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;

- в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории.

По форме государственного устройства все государства можно подразделить на три основные группы:

- унитарное;

- федеративное;

- конфедеративное.

Унитарное государство - это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают.

Унитарное государство характеризуется следующими признаками:

- унитарное устройство предполагает единые, общие для всей страны высшие исполнительные, представительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами;

- на территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство;

- составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают;

- унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию;

- все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене;

- имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти.

К унитарным государствам относятся такие государства, как Франция, Турция, Япония, Финляндия.

Федерация - представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. Федеративное государственное устройство неоднородно. В различных странах оно имеет свои уникальные особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием быта и культуры народов, входящих в союзное государство.

Вместе с тем можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств [3].

1. Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантов, земель, республик и т.д.

2. В союзном государстве верховная исполнительная, законодательная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам.

3. Субъекты федерации имеют право принятия собственной конституции, имеют свои высшие исполнительные, законодательные и судебные органы

4. В большинстве федерации существует союзное гражданство и гражданство федеральных единиц.

5. При федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации.

Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов.

При конфедеративном устройстве государства - члены конфедерации - сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах.

В отличии от федеративного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами:

- конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, в отличии от федерации;

- конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета;

- сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе;

- государства могут договориться о единой денежной системе, о единых, таможенных, правилах, о межгосударственной кредитной политике на время существования союза.

Как правило, конфедеративные государства не долговечны, либо они распадаются, либо превращаются в федерацию.


3. Формы правления

Форма правления - организация верховной государственной власти и порядок ее образования. Характер формы правления, в конечном счете, зависит от типа общества. В обществах, не связанных экономическими узами обмена и вынужденных объединяться посредством централизованной государственной власти, естественной формой правления представляется монархия. Там, где форма правления не сопряжена с иерархической системой феодальной собственности на землю и ее верховным собственником в лице самого монарха, она принимает вид деспотии. Для обществ, основанных на обменных отношениях между свободными, политически равными субъектами - собственниками, характерна республиканская форма правления.

Монархия как форма правления отличается следующими признаками:

- существование единоличного носителя верховной власти, - монарха (фараона, короля, царя, императора, великого князя, шаха, эмира и т.п.), который, как правило, пользуется этой властью пожизненно;

- наследственным порядком преемственности верховной власти, регулируемым законом о престолонаследии или обычаем;

- тем, что монарх представляет государство по собственному праву, которое не производно от власти народа;

- отсутствием юридической ответственности монарха как главы государства.

В свою очередь монархия делится на :

- абсолютную;

- ограниченную;

- конституционную.

Абсолютная монархия - такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу.

Ограниченная монархия - представляет такую форму монархии, при которой монарх, будучи юридически и фактически независимым от парламента в сфере исполнительной власти, тем не менее, вынужден считаться с его деятельностью. Таковой была монархия в России после 1905 года.

Конституционная монархия - представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию [4].

Республика как форма правления отличается следующими признаками:

- выборностью органов государственной власти на определенный срок и их коллегиальным характером;

- наличием выборного на определенный срок главы государства;

- производным характером государственной власти, которая пользуется властными полномочиями не по собственному праву, а по поручению суверенного народа;

- юридической ответственностью главы государства.

Она подразделяется на две основные республики:

- парламентарную;

- президентскую.

Парламентская республика - разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.

Президентская республика - одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.

Особенности устройства верховной власти тоталитарного государства не охватываются ни понятием монархии, ни понятием республики, эти признаки дают основание для выделения третьего вида формы правления - формы правления тоталитарного государства.

Форма правления тоталитарного государства обычно является извращенной формой республики и отличается следующими признаками:

- наличием правящей партии, составляющей ядро политической системы и играющей руководящую роль в управлении всеми государственными и общественными делами страны;

- совпадением вождя партии и главы государства в одном лице, стремящихся к пожизненному сохранению своих политических постов;

- наделением главы государства диктаторскими полномочиями;

- формальным характером партийных и государственных выборов;

- повышенной ролью партийной и государственной бюрократии, решающей все конкретные дела общественной и государственной жизни;

- отсутствием юридической ответственности главы государства и партии.

Тоталитаризм предполагает функционирование соответствующего политического режима.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Государство, основной институт политической системы классового общества, осуществляющий охрану его монополий на осуществляющий охрану его экономической и социальной структуры. Государство обладает монополией на осуществление от имени всего общества внутренней и внешней политики, исключительным правом издания законов и правил, обязательных для всего населения, правом взимания налогов и сборов. К. Маркс и Ф. Энгельс отмечали, что Государство носит классовый характер, но его деятельность охватывает и выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества.

Государство в своей истории было не только легкой (или нелегкой) добычей борющихся протагонистов, стремившихся к тому, чтобы, захватить государственную власть, приспособить государственную политику к своим нуждам. Не раз случалось и так, что само государство, созданное обществом для осуществления своих (общественных) интересов, в лице госаппарата становилось над обществом, подчиняло и закабаляло его.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1) Алексеев С.С., Архипов С.И., Корельский В.М. и др. Теория государства и права. Учебник - М., 2004.

2) Байтин М.И. О понятии государства. Правоведение. 2002. № 3.

3) Лазарева С.Н. Общая теория государства и права. Учебник - М.: Юрист, 2001.

4) Любашиц В.Я. Теория государства и права. Ростов-на-Дону, «Феникс». 2003 .

5) Матузов, А.В. Малько. Теория государства и права. Москва, «Юристъ». 2001.